последняя редакция. Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.

Ключевые понятия

В тексте нормативного акта “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” используются следующие термины:

  1. Страховой стаж. Им называют общую продолжительность рабочей или иной профессиональной деятельности, в рамках которой осуществлялись отчисления в ПФР.
  2. Трудовая пенсия. Ею именуют ежемесячную выплату, направленную на компенсацию лицам доходов (з/п в том числе), которые поступали им в период осуществления рабочей или иной профессиональной деятельности в качестве застрахованных лиц. Данная сумма предоставляется также утратившим трудоспособность родственникам этих граждан в случае смерти последних.
  3. Расчетный капитал. Им называют общую сумму взносов в ПФР за застрахованного гражданина, а также пенсионные права, выраженные в денежной форме, полученные до вступления в действие рассматриваемого нормативного акта. Капитал является основой для определения страхового элемента выплат. Порядок его учета определяется Правительством.
  4. Лицевой индивидуальный счет. Это комплекс данных о поступивших взносах за застрахованного гражданина и прочей информации о нем, в которой содержатся его идентификационные признаки в ПФР.
  5. Специальная часть л/с. В системе личного учета ПФР предусматривается особый раздел. В нем содержится информация о поступивших взносах за гражданина, направляемых на накопительное финансирование пенсий, доходе от инвестирования, а также отчислениях, которые были осуществлены за счет сформированной суммы.

Субъекты права

Нормативный акт “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” определяет конкретных лиц, имеющих возможность получать выплаты. Возможностью получать компенсационные выплаты могут воспользоваться:

  1. Граждане, застрахованные в установленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные нормами.
  2. Нетрудоспособные родственники застрахованных лиц в случаях, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
  3. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, постоянно проживающие на территории страны. Исключение составляют случаи, предусмотренные в международном договоре или внутреннем законодательстве РФ.

Выбор выплаты

173-ФЗ (с изменениями) предусматривает следующие виды компенсаций:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Из-за потери кормильца.

Первые две выплаты могут содержать накопительную, страховую и базовую части. В пенсию, назначаемую из-за кормильца, включаются только два последних элемента. Порядок формирования накопительного элемента выплат по инвалидности и старости в настоящее время подвергнут корректировкам. Субъекты, которые по тем или иным причинам не имеют права получать пенсию, могут рассчитывать на социальную компенсацию. Она устанавливается в особом порядке. Правила и условия предоставления выплат социального характера регулируются в ФЗ “О пенсионном гособеспечении”.

Финансирование

173-ФЗ (последняя редакция) определяет, что в случае внесения корректировок в установленный порядок назначения выплат, требующих увеличения затрат, должны быть определены конкретные источники и правила компенсирования дополнительных расходов. В соответствии с этим, принимаются нормативные акты о внесении исправлений в положения о бюджетной системе. Формирование накопительного компонента осуществляется при наличии достаточных средств, учтенных в специальном разделе лицевого (индивидуального) счета застрахованного гражданина.

Элементы стажа

Закон 173-ФЗ устанавливает, что для расчета используются периоды рабочей либо иной профессиональной деятельности, которая осуществлялась на территории страны гражданами, застрахованными в установленном порядке. При этом в течение этих временных промежутков должны производиться отчисления в ПФР. Нормативный акт “О трудовых пенсиях в РФ ” (173-ФЗ) допускает включение в стаж периодов осуществления деятельности за пределами страны. Это разрешается в случаях, предусмотренных нормативными актами или международными соглашениями, либо если за все соответствующие временные промежутки осуществлялись отчисления в ПФР.

Прочие периоды

Закон “О трудовых пенсиях” определяет, что наравне с рабочей или другой деятельностью, выполнявшейся на территории страны, засчитываются:

  1. Срок военной либо иной службы, которая к ней приравнивается, в том числе в ОВД, органах и учреждениях УИС.
  2. Период получения выплат по государственному соцстрахованию при временной нетрудоспособности.
  3. Время, использованное одним из родителей для обеспечения ухода за ребенком до 1.5 л. При этом общий период не должен превышать трех лет.
  4. Срок, в течение которого гражданин получал пособие по безработице, выполнял оплачиваемые общественные работы, осуществлял переезд в соответствии с направлением службы занятости в другой регион для устройства на работу.
  5. Период пребывания под стражей лиц, которые были необоснованно привлечены к ответственности, репрессированы и реабилитированы впоследствии, а также срок отбывания ими наказания.
  6. Время, в течение которого трудоспособный субъект обеспечивал уход за инвалидом 1 гр., детства или гражданином, достигшим 80 лет.

Указанные периоды будут засчитываться в стаж, если перед или после них субъект осуществлял рабочую или иную профессиональную деятельность, определенную в ст. 10 рассматриваемого нормативного акта. При этом не будет иметь значения ее продолжительность.

Расчет

Нормативный акт “О трудовых пенсиях в РФ” (173-ФЗ) устанавливает порядок определения размера страховой части выплат по старости. Он рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т, в которой:

  • страховая часть – СЧ;
  • величина расчетного капитала застрахованного гражданина, учтенная на дату, с которой ему назначается компенсация, – ПК;
  • число месяцев предполагаемого периода выплат, используемого для определения размера пенсии, – Т.

Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет). Дополнительно нормативный акт “О трудовых пенсиях в РФ” (173-ФЗ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.

Выплаты субъектам, выезжающим в другое государство на ПМЖ

Нормативный акт “О трудовых пенсиях в РФ” (173-ФЗ) допускает выплату по желанию гражданина, покидающего территорию страны, суммы, назначенной ему в установленном порядке, за полгода вперед. Дополнительно предусматривается еще несколько возможностей. В частности, субъект, который покидает страну, вправе написать заявление, в соответствии с которым отчисления будут осуществляться на имя доверенного лица, находящегося в России. Кроме этого, гражданин, уезжающий в другое государство на ПМЖ, может получать выплату на свой счет в отечественном или зарубежном банке. Отчисления могут совершаться как в рублях, так и в инвалюте. В последнем случае пересчет осуществляется по курсу ЦБ, действующему на дату выполнения операции. Закон “О трудовых пенсиях” допускает совершение переводов за границу начиная с месяца, который следует за периодом отъезда в другую страну. Но при этом выплаты должны совершаться не ранее дня, до которого была получена пенсия в рублях.

Правила перевода назначенных сумм гражданам, выехавшим или выезжающим на ПМЖ за границу, определяются правительством РФ. В случае возвращения субъектов обратно, производится отчисление выплат, неполученных за время пребывания в другой стране. Однако граждане могут получить пенсию не более чем за 3 года, предшествовавшие дате обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.

fb.ru

Федеральный Закон о трудовых пенсиях № 173-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Глава I. Общие положения

Глава II. Условия назначения трудовых пенсий

Глава III. Страховой стаж

Глава IV. Размеры трудовых пенсий

Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий

Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав

Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ


(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N 70-ФЗ,
от 03.06.2006 N 77-ФЗ, от 24.09.2007 N 223-ФЗ,
от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ,
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 22.07.2008 N 146-ФЗ,
от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ,
от 30.12.2008 N 319-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,
от 29.06.2009 N 130-ФЗ, от 30.06.2009 N 142-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ,
от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011), от 30.11.2011 N 359-ФЗ,
от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ,

от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ,
от 28.12.2013 N 427-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,
с изм., внесенными
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П,
Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П,
от 19.11.2012 N 27-П, Федеральным законом
от 28.12.2013 N 400-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 29-П)

pensiolog.ru

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации. 173-ФЗ

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

(ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015)

“О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

17 декабря 2001 года

N 173-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

30 ноября 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N 70-ФЗ,

от 03.06.2006 N 77-ФЗ, от 24.09.2007 N 223-ФЗ,

от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ,

от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 22.07.2008 N 146-ФЗ,

от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ,

от 30.12.2008 N 319-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 29.06.2009 N 130-ФЗ, от 30.06.2009 N 142-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011), от 30.11.2011 N 359-ФЗ,

от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ,

от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ,

от 28.12.2013 N 427-ФЗ,

с изм., внесенными

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П,

Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П,

от 19.11.2012 N 27-П, Федеральным законом

от 28.12.2013 N 400-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,

от 19.11.2015 N 29-П)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

www.9111.ru

“Комментарий к Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ,
от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 14.02.2005 N 3-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 03.06.2004 N 11-П)
Комментарий к преамбуле
Преамбула (или введение) является самостоятельной, но не обязательной частью законодательного акта, в которой определяются его цели и задачи. Она предваряет текст соответствующего федерального закона.
По правилам юридико-технического оформления федеральных законов в преамбуле не должно содержаться самостоятельных нормативных предписаний, легальных дефиниций, формулировки предмета правового регулирования федерального закона и ссылок на другие законодательные акты, которые подлежат признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием федерального закона. Преамбула не делится на статьи и не нумеруется.
Преамбула Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” соответствует изложенным требованиям. В ней определяется, что целью и задачей комментируемого Федерального закона является установление оснований возникновения и порядка реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Статья 7 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ).
Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.
Именно поэтому преамбула Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусматривает, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ. Из этого также следует, что в связи с пенсионной реформой трудовые пенсии не утратили характера государственных (несмотря на свое наименование), поскольку их назначение и выплата на основании Конституции РФ обеспечиваются государством.
Содержащаяся в преамбуле ссылка на Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” также необходима, поскольку комментируемый Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с получением только одного вида существующих в нашей стране государственных пенсий – трудовых. Данный вид пенсий назначается в рамках системы обязательного социального страхования, неотъемлемой составной частью которой является обязательное пенсионное страхование.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения, то есть трудовых пенсий (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В свою очередь, обязательное страховое обеспечение устанавливается при возникновении страховых случаев, в качестве которых применительно к обязательному пенсионному страхованию выступают достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца.
Второй вид пенсий в Российской Федерации – пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.
Отметим, что действие Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ распространяется на преобладающее количество пенсионеров нашей страны, как нынешних, так и будущих.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
Комментарий к статье 1
1. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается очень важное для сохранения стабильности правового регулирования пенсионных правоотношений правило, согласно которому трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а изменение условий и норм установления трудовых пенсий, а также порядка их выплаты может осуществляться исключительно путем внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон.
Из этого следует, что если нормы, регулирующие вопросы предоставления трудовых пенсий, закрепляются в иных законодательных актах, то они не могут применяться вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Так, вступившим в силу с 01.01.2004 Федеральным законом от 29.11.2003 N 154-ФЗ “Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” в отношении северян был установлен новый порядок исчисления базовой части трудовой пенсии с применением соответствующего районного коэффициента. Учитывая, что определение такого порядка относится к изменениям условий и норм установления трудовых пенсий, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ внесла соответствующие изменения в ст. ст. 14 – 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Тем самым были выполнены требования комментируемого пункта.
2. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Комментируемый пункт фактически повторяет для целей пенсионного обеспечения конституционное положение о приоритете норм международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному законодательству.
Статья 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” понимает под международным договором Российской Федерации международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Принципиально, что указанный Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства-продолжателя СССР.
В практическом плане данный пункт означает, что в случае противоречия правил Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа) территориальные органы ПФР должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.
В настоящее время в нашей стране при установлении и выплате трудовых пенсий применяются 11 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и вступившие в силу в период существования СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-продолжатель СССР), и соглашения, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией.
———————————–T—————————————————-¬
¦ Подписанные СССР ¦ Подписанные Россией ¦
+———————————-+—————————————————-+
¦1. Соглашение между СССР и ¦1. Соглашение о гарантиях прав граждан ¦
¦ Чехословацкой Республикой ¦ государств – участников Содружества Независимых ¦
¦ о социальном обеспечении ¦ Государств от 13.03.1992; ¦
¦ от 02.12.1959; ¦2. Временное Соглашение между Правительством РФ ¦
¦2. Соглашение между СССР и ¦ и Правительством Украины о гарантиях прав ¦
¦ Румынской Народной Республикой ¦ граждан, работавших в районах Крайнего Севера ¦
¦ о сотрудничестве в области ¦ и в местностях, приравненных к районам ¦
¦ социального обеспечения ¦ Крайнего Севера, в области пенсионного ¦
¦ от 24.12.1960; ¦ обеспечения от 15.01.1993; ¦
¦3. Соглашение между СССР и ¦3. Договор между РФ и Королевством Испания ¦
¦ Венгерской Народной ¦ о социальном обеспечении от 11.04.1994; ¦
¦ Республикой о сотрудничестве ¦4. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ в области социального ¦ Правительством Республики Молдова о гарантиях ¦
¦ обеспечения от 20.12.1962; ¦ прав граждан в области пенсионного обеспечения ¦
¦4. Соглашение между СССР и ¦ от 10.02.1995; ¦
¦ Монгольской Народной ¦5. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ Республикой о сотрудничестве ¦ Правительством Республики Казахстан о гарантиях ¦
¦ в области социального ¦ пенсионных прав жителей города Байконур ¦
¦ обеспечения от 06.04.1981 ¦ Республики Казахстан от 27.04.1996; ¦
¦ ¦6. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ ¦ Правительством Литовской Республики о пенсионном ¦
¦ ¦ обеспечении от 29.06.1999; ¦
¦ ¦7. Соглашение между Правительством РФ и ¦
¦ ¦ Правительством Грузии о гарантиях прав граждан ¦
¦ ¦ в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 ¦
L———————————-+—————————————————–
С 01.01.2005 прекратило действовать Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11.12.1959 в связи с его денонсацией в одностороннем порядке Болгарской Стороной.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Во многих случаях обязательным условием для вступления в силу международных договоров является их ратификация. В частности, ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ).
Например, 05.11.1999 в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
До настоящего времени указанное Соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.
Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ, иными актами российского законодательства.
Почти все перечисленные международные договоры основаны на принципе территориальности, в связи с чем морально устарели и не соответствуют идеологии и основополагающим принципам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Поэтому возникают проблемы при их реализации в условиях действия в Российской Федерации новой системы обязательного пенсионного страхования.
Так, на основании норм Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При этом для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, а исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В настоящее время при определении права на трудовую пенсию в Российской Федерации принимается во внимание страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001

‘Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: Проблемы. Тенденции. Перспективы’ (Скворцов О.Ю.) (‘Волтерс Клувер’, 2005)  »

www.lawmix.ru