Индексация зарплат бюджетникам в 2019 году: коэффиенты

Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального бюджета на ближайшие три года: 2019-2021. Этот «главный финансовый документ страны» закрепляет в себе коэффициент индексации зарплата бюджетникам. Поясним, на сколько повысится зарплата бюджетников в 2019 году и приведем конкретные коэффициенты индексации.

 

Для начала напомним, что сотрудники бюджетной сферы в части заработной платы делятся на две категории:

  • бюджетники, зарплата которым повышается в рамках «майских указов» Президента от 2012 года;
  • бюджетники, не включенные в «майские указы» Президента от 2012 года.

Зарплата для них индексируется по-разному.

Бюджетники из майских указов Президента

Зарплаты бюджетников, подпадающих под майские указы 2012 года (врачи и медработники, учителя и преподаватели вузов, научные сотрудники, работники культуры и др.), в 2019 году будут проиндексированы на прогнозный темп роста номинальной зарплаты в стране: на 6%. Зарплату им проиндексируют 1 сентября 2019 года.

«В проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрено ежегодное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие указов президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года с учетом темпа роста номинальной начисленной заработной платы к предыдущему году в 2019 году — на 6,0%, в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,6%».

Бюджетники, не перечисленные в майских указах

Зарплаты работников бюджетной сферы, не перечисленных в майских указах 2012 года, федеральных госслужащих, членов парламента, судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, а также денежное довольствие военнослужащих и «приравненных к ним лиц» (сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы, ФСБ, ФСО и СВР. — РБК) будут увеличены 1 октября 2019 года на прогнозный уровень инфляции —

4,3%.

Планы по индексации для них на три ближайших года: 1 октября 2019 года на прогнозный уровень инфляции — 4,3%, 1 октября 2020 года — соответственно, на 3,8%, 1 октября 2021 года — на 4%.

В итоге таблица с коэффициентами индексации на 2018 год выглядит так:

Бюджетники есть в майских указах

Бюджетников нет в майских указах
Индексация с 1 сентября 2018 годаИндексация с 1 октября 2018 года
6 процентов

4,3 процента

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

buhguru.com

Индексация заработной платы

Повышение реального уровня заработной платы — одна из важнейших гарантий в сфере оплаты труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Извлечение из Трудового кодекса РФ

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен[1].

Как справедливо отмечается в специальной литературе, повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэ-тому в статье специально указано, что индексация лишь включается в меха-низм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения[2].

Действительно, механизм индексации заработной платы призван только предотвратить снижение ее реального содержания, то есть уменьшения «покупательной способности» вследствие инфляции.

НА СКОЛЬКО ИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТЫ?

На повышение уровня реального содержания заработной платы направлены меры, предусмотренные, например, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Этот Указ должен обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза. В нем также прописаны конкретные размеры повышения оплаты труда отдельным категориям работников.

Например, запланировано повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Бюджетные организации

Трудовым законодательством предусматривается, что организации, финансируемые за счет бюджетных средств, производят индексацию заработной платы в централизованном порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день таких актов в действующем законодательстве немного:

• Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2012 № 1667-р федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также главным распорядителям средств федерального бюджета было поручено принять меры по увеличению оплаты труда с 1 октября 2012 г. на 6 %;

• Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2013 № 1490-р предусмотрено увеличение заработной платы в бюджетных организациях с 1 октября 2013 г. на 5,5 %.

В соответствии с названными Распоряжениями федеральными органами исполнительной власти принимались нормативные правовые акты, предусматривающие соответствующее повышение оплаты труда в подведомственных им организациях, например:

• Приказ Росжелдора от 25.09.2012 № 370 «Об увеличении оплаты труда работникам центрального аппарата Федерального агентства железнодорожного транспорта»;

• Приказ ФАС России от 21.09.2012 № 595 «Об увеличении оплаты труда работников (обслуживающего персонала) территориальных органов ФАС России» и др.

Внебюджетные организации

Во внебюджетном секторе экономики индексация заработной платы осуществляется в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями либо локальными нормативными актами.

Например, Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015–2017 годы предусматривает размеры и сроки индексации в 2016 и 2017 гг.:

• 2016 г.: индексация проводится исходя из бюджетного индекса потребительских цен (ИПЦ) 2016 г. (7,4 %), как правило, не позднее 1 сентября;

• 2017 г.: индексация проводится исходя из прогнозного среднегодового ИПЦ 2017 г. по данным Минэкономразвития России с последующей корректировкой по фактическому ИПЦ по данным Росстата в случае его превышения по отношению к прогнозному (корректировка осуществляется при проведении следующей индексации) не позднее 1 сентября.

Однако чаще всего такие соглашения содержат общую отсылку к положениям коллективных договоров или локальных актов, которые принимаются непосредственно в организациях. Но это не означает, что подобное регулирование не обязывает работодателя индексировать заработную плату работников.

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВИЛА ИНДЕКСАЦИИ?

Как отметил Конституционный Суд РФ[3], индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.

В силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Таким образом, работодатели свободны в выборе конкретных механизмов индексации заработной платы, однако обязаны ее осуществлять.

В частности, Роструд разъясняет, что действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию[4].

Если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, Роструд полагает, что необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.

Соответственно, если в организации отсутствует коллективный договор или локальный акт, предусматривающий определенный порядок индексации оплаты труда работников, это само по себе может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, выбор конкретных механизмов индексации заработной платы определяется работодателями самостоятельно, в том числе с участием представителей работников.

Как справедливо отмечается в специальной литературе, принимая во внимание, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законодательные акты в сфере труда не устанавливают требований к механизму индексации, работодатель, не финансируемый за счет бюджетных средств, вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления[5].


[1] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 № 23.

[2] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М. А. Бочарникова, З. Д. Виноградова, А. К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю. П. Орловский. 7-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, КНОРУС, 2015.

[3] Определение от 17.06.2010 № 913-О-О.

[4] Письмо от 19.04.2010 № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем».

[5] Савельева А. Индексация заработной платы // Трудовое право. 2015. № 1. С. 13–22.

М. В. Пресняков,
д. ю. н., профессор кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления РАНХиГС

www.profiz.ru

Индексация заработной платы в бюджетной сфере в 2017 году

Поиск Лекций

Заработная плата: индексация заработной платы

Адекватная оплата труда является обязанностью работодателей, поэтому индексация зарплат должна производиться в отношении всех работников, с которыми заключаются трудовые договоры.

Трудовым законодательством гарантировано не только право работников на адекватную оценку их труда, но и право на поддержание ее материального содержания в соответствии с ростом стоимости товаров и услуг, обусловленным инфляцией. Это следует из положений статьи 130 и 134 ТК РФ.

Необходимость индексировать зарплату сотрудников связана с ростом потребительских цен на товары и услуги. Регулярно проводить ее должны и бюджетные, и коммерческие организации (ст. 134 ТК РФ).

 

Индексация устанавливается на каждом предприятии отдельно и оговаривается коллективным договором или специальным локальным нормативным актом.

 

Статья 134 ТК РФ хоть и устанавливает обязанность работодателей приводить зарплаты в соответствие к уровню цен, но при этом не оговаривает ни порядка, ни периодичности проведения индексации. Поэтому некоторые работодатели пришли к выводу, что раз эта процедура не предусматривается коллективным договором или локальным нормативным актом, у них не появляется и обязанность по ее проведению.

Это мнение ошибочно. Индексация заработной платы — обязанность работодателя независимо от формы собственности предприятия. Проводить ее необходимо в отношении оплаты труда всех тех, кто работает по трудовым договорам. При этом судебной практикой подтверждается, что индексация зарплат может регламентироваться не только коллективным договором. Это возможно также нормативными актами работодателя, но ее порядок и периодичность могут быть прописаны в трудовом договоре в качестве одного из основных условий этого соглашения.

Работодателям следует учесть, что отсутствие внутреннего правового акта, регламентирующего порядок индексации зарплаты работников предприятия, не освобождает их от обязанности адекватно оплачивать их труд. Более того, это расценивается как нарушение трудового законодательства и контролирующие органы могут привлечь за это компанию к административной ответственности.

Порядок индексации заработной платы

 

Если руководствоваться теми формулировками, которые изложены в статье 134 ТК РФ, можно сделать вывод, что процедура индексации зарплаты сотрудников предприятия вполне может быть урегулирована в рамках социального партнерства. Это означает, что ее порядок и размеры могут быть установлены с учетом мнения профсоюзного комитета или представительного органа работников и включены в коллективный договор. Это двустороннее соглашение, которое подписывается между работниками и работодателем.

 

Размеры и порядок индексации зарплат локальным нормативным актом

Устанавливая размеры и порядок индексации зарплат локальным нормативным актом, работодателю следует подробно и четко указать:

· какие именно составные части системы оплаты труда сотрудников предприятия подлежат индексации. Допускается, что индексироваться может не вся сумма оклада, а только определенная ее часть в пределах установленного лимита. Кроме того, индексироваться могут только те части зарплаты, которые относятся к числу ежемесячных выплат, например, выплаты по больничным листа или отпускные индексации не подлежат;

· с какой периодичностью будет производиться индексация: ежемесячно, ежеквартально, один раз каждые полгода или год;

· как будет определяться коэффициент индексации — привести формулу его расчета, дать привязку к коэффициенту инфляции или индексу роста потребительских цен, которые публикуются Росстатом;

· формулу расчета скорректированной с учетом роста цен величины зарплаты.

После того, как порядок и размеры индексации зарплаты работников будут утверждены, необходимо, с оговоренной периодичностью издавать приказ, на основании которого будет корректироваться размер оплаты их труда.

 

Индексация заработной платы в бюджетной сфере в 2017 году

 

Ежегодная индексация заработной платы работникам бюджетной сферы производится в порядке, утвержденном нормативно-правовыми актами. Если такая возможность имеется, соответствующая статья расходов закладывается в консолидированных бюджетах, из которых производится финансирование этой категории работающих россиян. Кроме того, в отношении бюджетников индексация зарплат производится без учета показателей инфляции — ее уровень определяется законом о бюджете.

Кризисные явления последних лет проявились и в том, в целях экономии в бюджете уже не предусматривается ежегодное бесспорное увеличение заработной платы. Индексация заработной платы в 2017 году запланирована только в отношении одиннадцати категорий работников. В этот список вошли, в том числе:

· педагоги;

· медики;

· работники культуры;

· научные работники.

В соответствии с, так называемым, «майским» указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» зарплата бюджетников к 2018 году должна увеличиться в полтора раза.

 

 

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Может ли государственное учреждение установить порядок индексации заработной платы локальным нормативным документом?

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Обоснование. Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В частности, работодатели организаций всех форм собственности должны проводить индексацию заработной платы.
Индексация заработной платы — это система корректировки зарплаты в зависимости от изменения среднего уровня цен (обычно потребительских) в экономике (темпа инфляции).
В силу ст. 134 ТК РФ организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На обязанность работодателя осуществлять индексацию также указывает Роструд в Письме от 19.04.2010 N 1073-6-1.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.09.2011 N 1641-р “Об увеличении обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета поручено принять меры по увеличению с 01.10.2011 на 6,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников:
— федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
— федеральных государственных органов;
— гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 ;
— работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Что касается работников бюджетной сферы регионального и муниципального уровней, решение о повышении фонда оплаты труда принимают соответственно региональные и муниципальные власти. В этом вопросе они руководствуются Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010.
Согласно рекомендациям органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений с учетом индексации этих фондов.
Таким образом, государственное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок индексации в отношении ее работников. Установление порядка индексации коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом на них не распространяется, если только такой акт не принят на основе указанных нормативно-правовых актов.
 

info-personal.ru