Как часто нужно проходить переподготовку воспитателю и учителю, в каких случаях, какая продолжительность

Подобный запрос достаточно часто можно найти в сети. Но в целом необходимо понимать всю некорректность построения данного запроса. Дело в том, что изначально в дополнительном профессиональном образовании есть два варианта обучения – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Первый формат направлен на совершенствование компетенций специалиста, а второй – получение новой профессии. В связи с этим в данном материале будут рассмотрены случаи, когда педагогическим работникам необходимо проходить профессиональную переподготовку, а также периодичность обучения в рамках курсов повышения квалификации.

Трудовая деятельность учителей и воспитателей регулируется Приказами Министерства труда и профессиональным стандартом по направлению «Педагог». Данный стандарт регулирует кадровую политику школ и садиков, систему управления персоналом, порядок проведения аттестации, оплату труда и т.д. Согласно Постановлениям Правительства, все образовательные организации должны перейти на данный профессиональный стандарт к началу 2020 года. Как же часто придётся проходить переподготовку воспитателям и учителям?

Нужно ли проходить переподготовку учителю?

Мы живем в стремительно развивающемся мире, где постоянно что-то меняется и совершенствуется. Именно поэтому школьные учителя должны регулярно обновлять свою базу знаний, совершенствовать свои навыки и умения, познавать новые учебные и воспитательные методики.

Все учителя начальных и средних школ обязаны проходить повышение квалификации. Регулярность прохождения курсов дополнительного профессионального образования регулирует Федеральный закон. Так, каждый работник профиля «Педагогическая деятельность» должен проходить курсы каждые три года. Срок прохождения курсов в течении этих трех лет назначает работодатель.

Прохождение квалификационных и курсов по переподготовке подразумевает наличие у работника высшего образования. Кроме того, окончить курсы переподготовки могут люди, которые окончили ВУЗ по другим направлениям, но хотят работать учителем. Например, человек с непедагогическим образованием по направлению «Биология» может окончить соответствующий курс переподготовки и работать в школе.

Целью прохождения переподготовки является получение новой квалификации (необходимого уровня компетенции). При этом курсы по переподготовке могут реализоваться как поэтапно, так и непрерывно. Кроме того, слушатель должен усвоить определенные дисциплины и пройти практику. По завершению программы работники должны пройти аттестацию. Её проводит учреждение ДПО, в которой слушатель обучался.

Сколько нужно часов для переподготовки учителя?

Продолжительность переподготовки регулируется законодательством и программой учреждения ДПО. За это время слушатель должен усвоить необходимые знания для получения квалификации. Минимальный срок квалификационных курсов должен составлять не менее шестнадцати академических часов, тогда как переподготовка по данному направлению должна превышать 250 академ. часов.

Нужно ли проходить переподготовку воспитателю?

Как и учителя младшей и средней школы, воспитатели должны проходить курсы повышения квалификации. Согласно профстандарту, периодичность прохождения курсов дополнительного профессионального образования составляет 1 раз в 3 года. Если же у специалиста изначально нет соответствующей подготовки и они имеет образование иной направленности, то ему необходимо пройти курсы профпереподготовки. Следует отметить, что курсы по переподготовке дают возможность воспитателю:

  • работать с детьми, у которых различные нарушения развития;
  • претендовать на место старшего воспитателя;
  • занимать должность руководителя детсада.

Также пройти переподготовку могут пройти учителя и психологи, имеющие педагогическое образование. После получения диплома о переподготовке по соответствующему направлению, специалист может работать воспитателем.

Программа курса охватывает несколько модулей о базовых законах развития детей, программы коррекции поведения, основные аспекты обучения, воспитания и формирования социальных навыков. Слушатели ознакомятся с работами ведущих детских психологов, получат актуальную информацию о современных образовательных программах.

Также, как и учителя, воспитатели обязаны регулярно улучшать свои навыки. От профессиональной компетенции работника дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит социальное развитие детей, формирование мировоззренческих и духовных ценностей. Их способность контактировать со сверстниками и взрослыми, адаптироваться в коллективе, обучаться новым навыкам. 

Сколько нужно часов для переподготовки воспитателя?

Как и в случае переподготовки на учителя, срок программы устанавливает образовательное учреждение. Приблизительная продолжительность освоения программы для слушателей, которые не имеют педагогического образования составляет 504 академических часа. Учителя и психологи, которые желают работать воспитателем, обязаны пройти переподготовку, продолжительность которой не менее 252 академических часа.


Популярные статьи в категории:

www.snta.ru

Нужно ли проходить повышение квалификации или переподготовку воспитателю детского сада?

Здравствуйте!

В соответствии с законодательством об образовании прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки является и правом, и обязанностью педагогических работников. Необходимость обучения педагогов по тем или иным программам дополнительного профессионального образования возникает по разным причинам: в силу требований ФГОС, в связи с несоответствием имеющейся квалификации профилю работы в должности, перед прохождением аттестации.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ органы государственной власти и образовательные организации обязаны создавать условия и организовывать обучение работников по программам дополнительного профессионального образования (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8, п. 5 ч. 3 ст. 28). Расходы на эти цели должны предусматриваться в нормативах финансирования соответствующих государственных и муниципальных образовательных услуг (ч. 2 ст. 99 данного Федерального закона).

По общему правилу необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Однако в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить обучение работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности (ст. 196 Трудового кодекса РФ).

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 Трудового кодекса РФ). В случае направления в другую местность работнику производится оплата командировочных расходов согласно ст. 167, 168 ТК РФ.

Таким образом, если педагогические работники решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, то обучение должно быть бесплатным, с сохранение средней заработной платы и возмещением командировочных расходов

Источник: http://xn--273–84d1f.xn--p1ai…

Пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ст. 21 ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Профессиональная подготовка проводится как в самой организации, так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Условия и порядок ее проведения определяются коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами конкретных работников. 

Да, Вам нужно проходить переподготовку и повышение квалификации и при наличии образования педагога.

Всего доброго.

pravoved.ru

Обязательно ли регулярно проходить курсы повышения квалификации для педагогов ДОУ?

В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” рекомендовано проходить курсы повышения квалификации один раз в 3 года.1. Является ли это обязательным условием для работы в образовательной организации? 2. Есть ли требования к организациям, проводящим обучение, и к бланкам удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации? 3. Обязаны ли учителя, работающие по ФГОС, пройти обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению и с какой периодичностью?

Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование. Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. При этом обеспечение получения работниками дополнительного профессионального образования возлагается на работодателя. По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Обоснование по рекомендации «Повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений»

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) к компетенции образовательного учреждения (далее – ОУ) относится создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).

В соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Таким образом, работники должны получать дополнительное профессиональное образование в том числе согласно должностной инструкции учителя-логопеда. Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. При этом обеспечение получения работниками дополнительного профессионального образования возлагается на работодателя.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В качестве требований, предъявляемых к организации, осуществляющей обучение, следует выделить наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (за исключением индивидуальных предпринимателей – письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 “О дополнительном профессиональном образовании”).

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Законом об образовании, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 “О языках народов Российской Федерации”, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В своем письме от 09.10.2013 N 06-735 Минобрнауки поясняет, что по итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Актуально сейчас:

  Что проверит Роспотребнадзор на участках детского сада после зимы
  Девять родительских ошибок, которые мешают подготовить ребенка к школе

Для вас согласована скидка 25% и 90 дней бесплатной подписки.
Активировать >

www.resobr.ru

Через сколько лет проходят курсы повышения квалификации воспитатели детского сада?

Все воспитатели 1 раз в 5 лет проходят курсы повышения квалификации.

раз в 5 лет, а если раньше зависит от вашего желания развиваться.

После январского совещания заведующих в саду объявили: аттестация через 5 лет, курсы через 3 года.

по новому через 3 года

Через 3 года должны проходить, но обычно посылают раз в 5 лет к аттестации.

touch.otvet.mail.ru

закон – о повышении квалификации педагогов – Разное – Доска объявлений

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).

Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности).

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76).

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).

При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13).

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).

Из перечня видов документов исключено свидетельство, которое ранее выдавалось слушателям, освоившим программы повышения квалификации объемом свыше 100 часов. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ свидетельство должно выдаваться по результатам профессионального обучения в целях подтверждения присвоения разряда (класса, категории) (п. 2 ч. 10 ст. 60).

Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ относительно итоговой аттестации обучающихся и установленного перечня допустимых в Российской Федерации видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, иные виды документов, например, сертификаты и тому подобное, не могут считаться документами, свидетельствующими об освоении образовательных программ либо их части.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 76). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость наличия у слушателей определенного уровня профессионального образования, предшествующего освоению программ ДПО.

Законодатель отказался от установления по дополнительным профессиональным программам каких-либо образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими со дня вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ, то есть с 1 сентября 2013 г. (ч. 8 ст. 108). По итогам освоения дополнительных профессиональных программ слушателям будут выдаваться документы о квалификации, образцы которых будут самостоятельно устанавливаться организациями,осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60).

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).

Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО), а не профессионального обучения.

math171283.ucoz.ru

Сколько минимум часов должно быть при переподготовке с медика на воспитателя доу

добрый день требования к образованию урегулированы законодательно нужно иметь базовое среднее

«Образование и педагогика»

— дополнительное это 2 этап

так согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

п.3.4.1.-

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Воспитатель (включая старшего)

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет

pravoved.ru

Часто задаваемые вопросы


Вопрос 1. Педагог подавал заявление и материалы на высшую категорию. Присвоена первая категория. Хотелось бы получить рекомендации. К кому можно обратиться?

Ответ: Необходимо обратиться в адрес Департамента образования для получения официального разъяснения по сложившейся ситуации с предоставлением выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.

Вопрос 2. Если уровень оплаты сохраняется, то зачем тогда подавать заявление на подтверждение за 3 месяца?

Ответ: Уровень оплаты сохраняется, но если вы не пройдете аттестацию, то с вас удержится сумма оплаты с момента истечения срока действия категории, поэтому и рекомендуется подавать заявление заранее.

Вопрос 3. Заявление на категорию было подано за 1 день до окончания срока действия категории. Сохраняется ли заработная плата с учетом действующей категории за работником до момента выхода приказа?

Ответ: Согласно Отраслевому соглашению, заключенному между окружной организацией профсоюза работников народного образования и науки и Департаментом образования и молодежной политики округа, педагогические работники, у которых истекает срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение уровня оплаты труда в период рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.

Вопрос 4. Педагог подавал заявление на высшую категорию, но не набрал баллов на высшую, а только на первую, будет ли он аттестован на первую категорию или нужно новое заявление подавать?

Ответ: Согласно приказу Департамента, если педагог заявлялся на высшую категорию, но по баллам набрал на первую, то ему необходимо зарегистрировать заявление в автоматизированной системе на первую категорию. Срок подачи заявления неограничен.

Вопрос 5. Самоанализ писать как связный текст или ответ на вопрос?

Ответ: Отчет о самообследовании имеет свободную форму написания (как связный текст, так и ответы на вопросы). При этом следует учесть, что отчет, представленный в виде «вопрос-ответ» легче анализировать.

Вопрос 6. Должна ли оценка за количество подготовленных призеров, победителей соревнований, конкурсов быть дифференцированной? (сегодня оценка не зависит от количества побед обучающихся)?

Ответ: Да, безусловно, это было бы логичнее. Хотя в отчете о самообследовании установлено фиксированное количество баллов независимо от количества подготовленных победителей.

Вопрос 7. В заявлении, которое приходит с № аттестующего, нет даты приема-подачи.

Ответ: Дата подачи и приема заявления совпадают. Отчет времени начинается с момента, когда было подано заявление на сайте Департамента.

Вопрос 8. Приравнивается ли почетный знак «Отличник народного просвещения» к почетному знаку «Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Ответ: Данные награды тождественны для процедуры прохождения аттестации педагогических работников.

Вопрос 9. Зачем нужна на отчете о самообследовании подпись руководителя образовательной организации?

Ответ: Руководитель образовательной организации подписывает отчет о самообследовании для подтверждения тех данных, которые указал о себе и своих достижениях педагог.

Вопрос 10. Какое количество часов по курсам повышения квалификации необходимо для аттестации на первую/высшую категории?

Ответ: Прохождение курсов повышения квалификации и прохождение процедуры аттестации на установление квалификационной категории между собой не связаны. Не нужно проходить курсы повышения квалификации перед тем как подать заявление ка категорию. Необходимость прохождения курсов или переподготовки устанавливает работодатель, исходя из графика, утвержденного локальным нормативным актом, а проходить или нет аттестацию на категорию – решает педагогический работник самостоятельно, по своему желанию.

Вопрос 11. Если учитель имеет первую или высшую категорию, должен ли он при очередной обязательной аттестации подтверждать эту категорию или она будет продлена автоматически?

Ответ: Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет и продлению не подлежит. Если педагог утрачивает квалификационную категорию и не продлевает ее, в таком случае требуется проходить обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации.

Вопрос 12. Мой работодатель ознакомил меня с графиком проведения аттестации на соответствие занимаемой должности, где я должна ее пройти в ближайшее время. Но мной подано заявление на установление квалификационной категории. Скоро состоится заседание комиссии. Мой руководитель настаивает на том, чтобы я прошла аттестацию на соответствие обязательно, независимо от того, пройду я на категорию или нет. Он ведь не прав, так? Мне ведь не нужно проходить аттестацию на соответствие, если я получу категорию? Чем мне руководствоваться, чтобы доказать ему, что я прошла аттестацию на категорию?

Ответ: Да, вы совершенно правы. Но помните, что если категорию вам не установят, то аттестацию на соответствие занимаемой должности вы пройти будете обязаны. Если же вы категорию получите, то работодатель не имеет право настаивать на прохождении вами аттестации на соответствие. Результаты аттестации на категорию будут отражены в приказе Департамента, а также в Вашей трудовой книжке.

Вопрос 13. Если я не прошла на категорию, действует ли та категория, которая была до 2016 года?

Ответ: Да, конечно, категория действует до момента истечения срока.

Вопрос 14. Можно ли аттестоваться на первую (высшую) категорию, имея не педагогическое, а медицинское образование?

Ответ: Если работник занимает педагогическую должность, то отсутствие педагогического образования не ограничивает его право на аттестацию.

Вопрос 15. Возможна ли оплата по категории в должности учитель, если педагог работает по совместительству и колледже и в школе?

Ответ: Да, оплата за категорию в данном случае будет.

Вопрос 16. Если на данный момент есть категория по должности преподаватель, необходимо ли по должности учитель пройти процедуры аттестации?

Ответ: Согласно приказу Департамента квалификационная категория, полученная по должности «преподаватель» учитывается и распространяется на должность «учитель».

Вопрос 17. Необходимо ли после установления квалификационной категории проходить курсы профессиональной переподготовки, если нет педагогического образования? В таком случае, на какой срок будет действительна категория?

Ответ: Проходить курсы повышения квалификации нужно только в том случае, если аттестационная комиссия установила Вам категорию, но указала в качестве рекомендаций прохождение данных курсов. В этом случае Ваш работодатель направит Вас на курсы внепланово и отчитается перед комиссией, что Вы данные курсы прошли. Срок действия установленной аттестационной комиссией квалификационной категории составляет 5 лет независимо от прописанных рекомендаций и даже при переходе в другую образовательную организацию.

Вопрос 18. Если срок действия первой квалификационной категории истек, может ли педагог подать заявление на высшую категорию?

Ответ: Да, может.

Вопрос 19. Если отсутствие педагогического образования не влияет на прохождения процедуры аттестации, не обязан ли педагог после установления категории получить педагогическое образование соответствующее занимаемой должности?

Ответ: Решение по установлению квалификационной категории принимает аттестационная комиссия. И если она приняла решение в пользу установления категории, то, значит, Вы имеете достаточный опыт педагогической работы, подтвержденный документами и материалами, направленными в аттестационную комиссию (согласно п. 23 Нового порядка аттестации аттестационная комиссия имеет право принять решение в пользу установления категории для работников, имеющих достаточный педагогический опыт, но работающих без педагогического образования). Получать или нет педагогическое образование – это решение остается за Вами.

Вопрос 20. Установлены ли конкретные периоды для приема заявлений на установление квалификационной категории и их рассмотрения?

Ответ: Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней.

Вопрос 21. Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем, он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию. Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

Ответ: Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.

Вопрос 22. Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?

Ответ: Не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

Вопрос 23. Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование претендовать на установление высшей квалификационной категории?

Ответ: Не может быть отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы.

Вопрос 24. Имеет ли право педагогический работник подать заявление с целью установления высшей квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования», если он имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель», а оплата труда по должности педагога дополнительного образования осуществляется с учетом квалификационной категории учителя?

Ответ: Было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.

Вопрос 25. Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?

Ответ: Приказом Департамента четко установлено, что на каждую должность педагогический работник подает отдельное заявление с соответствующим пакетом документов. Аттестационная комиссия, в свою очередь, принимает соответствующее решение по каждой должности.

Вопрос 26. У меня вторая категория. Могу ли я сразу подать на высшую?

Ответ: В соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Вопрос 27. Педагогический работник прошел аттестацию на высшую квалификационную категорию в августе 2015 года. Приказ о подтверждении до сих пор в образовательную организацию не поступил. Разъясните, пожалуйста, в какой период после прохождения аттестации приказ на педагогического работника поступает в учреждение, или мы должны его забрать сами? Если это наша обязанность, то подскажите, где забрать и у кого?

Ответ: Приказ Департамента образования и молодежной политики автономного округа с результатами проведенной аттестации размещается после его подписания на официальном сайте в подразделе «Аттестация педагогических работников образовательных организаций Югры» раздела «Деятельность». Также о результатах аттестации можно узнать у муниципальных координаторов, которые должны были довести их до сведения педагогов.

Вопрос 28. Если воспитатель, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы 20 лет, совмещает должность старшего воспитателя. Распространяется ли высшая категория воспитателя на должность старшего воспитателя. Или надо подавать ещё и на старшего воспитателя?

Ответ: Да, квалификационная категория, установленная по должности «воспитатель» распространяется на должность «старший воспитатель».

Вопрос 29. Заместитель директора по УВР (первая квалификационная категория, стаж в должности 5 лет) с сентября переведен на должность методиста. Имеет ли педагогический работник право аттестоваться на высшую квалификационную категорию по новой должности (методиста)?

Ответ: Должность «заместитель директора» не относится к педагогическим должностям (это должность руководителя). Таким образом, квалификационная категория, присвоенная ранее по должности «руководитель», не может быть учтена при аттестации по педагогической должности. В случае, если аттестация по должности «методист» будет проводиться впервые, педагог может быть аттестован только на первую квалификационную категорию.

Вопрос 30. Работала в начальном профессиональном образовании, получила первую категорию по должности преподаватель, перешла работать в школу, отработала 4 года, хотела подать на высшую категорию – отказывают, ссылаясь на то, что на должности учитель у меня нет категории. Предлагают аттестоваться на первую как учитель, и только через два года подать на высшую. Правомерно ли это? Получается, моя первая категория преподавателя не имеет никакой силы? Должна ли я аттестоваться на первую категорию в должности учитель или имею право подать на высшую в связи с новым порядком?

Ответ: Отказ в данном случае неправомерен в связи с тем, что, согласно приказу Департамента, категория, полученная по должности «преподаватель» распространяется на должность «учитель», в связи с чем, Вы имеете право подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель».

hmtpk.ru