Содержание

Какое образование должен иметь специалист по гос. закупкам?

Какое образование должен иметь специалист по гос. закупкам? Или точнее, сколько часов обучения должен пройти сотрудник для того, чтобы работать в сфере гос. закупок? Есть ли установленный сертификат/удостоверение? Кто уполномочен проводить обучение и выдавать документ о пройденном обучении?

Работники контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом сказано в ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Продолжительность обучения законодательством не установлена.

Поэтому продолжительность обучения определяется образовательной организацией самостоятельно. В тоже время необходимо учитывать рекомендацию Минэкономразвития РФ, согласно которой обучение должно быть продолжительностью не менее 108 часов (п. 2.3 Приложения к Письму от 12.03.2015 №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

.

Рекомендация. Как правильно провести закупки по контрактной системе

В чем состоят общие правила проведения закупки

Независимо от способа закупки есть общие правила, которые регулируют порядок проведения закупок (ст. 24–47 Закона № 44-ФЗ).

Отдельно необходимо упомянуть о таком важном моменте, как запрет для заказчика вести переговоры с участниками закупок (ст. 46 Закона № 44-ФЗ). Такой запрет касается заказчика, его должностных лиц, комиссий по осуществлению закупок и действует на всех стадиях закупок до определения победителя.

Когда победитель известен, этот запрет не применяется.

При проведении электронного аукциона закон не допускает проводить переговоры между заказчиком и оператором электронной площадки, а также между оператором и участниками закупки, если при этом создаются преимущественные условия или может быть разглашена конфиденциальная информация (ч. 2 ст. 46 Закона № 44-ФЗ).

Исключением является случай, когда ведение переговоров прямо допускается законом, например, при проведении закупки в виде двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ)*.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Квалификация специалиста по закупкам

Как часто специалист по закупкам должен повышать свою квалификацию? Каким документом это закреплено?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.

Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Закон № 44-ФЗ не указывает «частоту» повышения квалификации контрактными управляющими, это может быть предусмотрено регламентом работы учреждения. Или, если, например, контрактный управляющий является государственным служащим, то повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться не реже одного раза в три года (согласно ч. 5 ст. 62 Закона № 79-ФЗ).Обращаем Ваше внимание, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование

в сфере закупок.

Сроки обучения специалистов в сфере закупок

Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. “О направлении методических рекомендаций” (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.Закон № 44-ФЗ не указывает «частоту» повышения квалификации контрактными управляющими, это может быть предусмотрено регламентом работы учреждения. Или, если, например, контрактный управляющий является государственным служащим, то повышение квалификации гражданского служащего должно осуществляться не реже одного раза в три года (согласно ч.5 ст. 62 Закона № 79-ФЗ).Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников.

С 1 июля 2016 года для работников контрактной службы действуют профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

www.pro-goszakaz.ru

Какое образование и обучение требуются для работы по 44-ФЗ

Целесообразно, чтобы все ваши сотрудники, связанные с планированием, проведением закупок и сопровождением контрактов, получили образование в сфере закупок. Обязательным является высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для контрактного управляющего, руководителя и сотрудников контрактной службы. Порядок обучения и программы разрабатывают учебные заведения. Выбирайте образовательные программы в сфере закупок, которые учитывают Методические рекомендации Минэкономразвития России и Минобрнауки России. Определяйте квалификацию своих работников с учетом положений профстандартов в сфере закупок.

 

Какой уровень образования нужен для осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ

Руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не менее половины членов комиссии по осуществлению закупок должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Вопрос об образовании остальных сотрудников заказчика, участвующих в организации закупок, не урегулирован законом так конкретно. При желании вы можете применять положения профстандартов к иным специалистам, экспертам по закупкам в своем штате. В указанных стандартах соотнесены необходимые уровни образования — высшего, среднего и дополнительного с функциями и должностными обязанностями работника. Учитывайте также отраслевую специфику ваших закупок и те специальные знания, которые необходимы для работы в вашей отрасли.

Обратите внимание: образование, полученное по программе старого Закона N 94-ФЗ, не подходит для работы контрактным управляющим или в контрактной службе (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Какой порядок прохождения обучения для работы по Закону N 44-ФЗ

Стандарты, форма и сроки прохождения обучения определяются образовательными программами, утверждаемыми каждым образовательным учреждением самостоятельно. Однако для сферы применения Закона о контрактной системе Минэкономразвития России и Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Рекомендуем выбирать образовательные учреждения и программы, которые учитывают Методические рекомендации.

 

Высшее образование для работников заказчика

Законом о контрактной системе не установлено требований о получении именно высшего образования в сфере закупок. К работе в контрактной службе или контрактным управляющим можно допустить сотрудника с непрофильным высшим образованием при условии, что у него есть дополнительное образование в сфере закупок (см. Письмо Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1636).

Обратите внимание на то, что высшее образование по специальности «Юриспруденция» не является в понимании Закона N 44-ФЗ высшим образованием в сфере закупок. На это также указывает Минэкономразвития России.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования, является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании).

Необходимость в наличии высшего образования работников определяйте исходя из трудовых функций сотрудника. Также можно ориентироваться на уровни образования, включенные в профстандарт «Специалист в сфере закупок». Например, из его положений следует, что для выполнения некоторых функций по осуществлению закупок достаточно среднего профессионального образования.

 

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Получить такое образование возможно по программам повышения квалификации либо профессиональной переподготовки. От выбранной вами программы будет зависеть продолжительность обучения.

Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам — 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Если руководителем контрактной службы или контрактным управляющим выступает руководитель заказчика, то минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Однако допустимо прохождение повышения квалификации в минимальном объеме — 16 часов. На это указывает Минобрнауки России в Приказе от 01.07.2013 N 499.

К прохождению программ дополнительного профессионального образования допускаются лица, получившие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо лица в процессе получения такого образования (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании). В качестве документа, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок, ваш работник получит удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

 

Как поддержать уровень образования сотрудников

Согласно Методическим рекомендациям повышать квалификацию по закупкам нужно не реже чем раз в три года. Учитывая, что уровень образования — обязательное условие для работы контрактным управляющим и в контрактной службе, своевременно направляйте таких работников на обучение (ст. 196 ТК РФ).

В остальном вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1129).

urist7.ru

Сроки обучения специалистов в сфере закупок

Какое обучение (часов) должен пройти руководитель организации по 44-ФЗ и получить диплом или удостоверение?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Сроки обучения специалистов в сфере закупок

Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. “О направлении методических рекомендаций” (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.

Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.

<…>

Работники контрактной службы проходят курсы повышения квалификации. Какое минимальное количество часов нужно отучиться

Кирилл Бурлаков, начальник отдела регулирования закупок организаций госсектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Работники контрактной службы должны отучиться не менее 16 часов по программе повышения квалификации. Такой срок установило Минобрнауки России (п. 12 Порядка, утвержденного приказом от 1 июля 2013 г. № 499).

До 1 января 2017 года работнику контрактной службы или контрактному управляющему достаточно пройти 16-часовую программу повышения квалификации по Закону № 94-ФЗ. А к 1 января 2017 года специалисты должны повысить квалификацию по 44-ФЗ – также в объеме 16 часов.

Чтобы получить дополнительное профобразование, работник проходит программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Минэкономразвития и Минобрнауки России разработали методические рекомендации для организаций, которые готовят программы допобразования в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28И, АК-553/06).

В методических рекомендациях указано, что минимальный срок, который необходим, чтобы освоить программу, – 108 часов. Если обучается руководитель организации-заказчика, срок можно снизить до 40 часов (п. 2.3, 2.4 Методических рекомендаций).

В то же время методические рекомендации не обязательно применять. Документ носит рекомендательный характер. Образовательное учреждение самостоятельно рассчитывает количество часов, за которое студенты осваивают программу. Об этом сказано в части 13 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Поэтому работникам контрактной службы достаточно переучиться в объеме 16 часов. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в письмах от 11 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15401, от 25 марта 2016 г. № ОГ-Д28-3885.

Из рекомендации «Как создать контрактную службу»

<…>

Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников

Дмитрий Платыгин, генеральный директор ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

С 1 июля 2016 года для работников контрактной службы действуют профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Как организовать переподготовку и аттестацию работников контрактной службы, читайте в рекомендации.

Проверьте, отвечает ли сотрудник профстандарту

Убедитесь, что контрактный управляющий, работник контрактной службы отвечает стандарту. Проверьте, действительно ли у сотрудника достаточно опыта и образования. Определите уровень квалификации самостоятельно или отправьте работника на экспертизу, которую проведет независимая от работодателя компания.

Как самостоятельно оценить квалификацию

Работодатель самостоятельно определяет правила, по которым проверит, отвечает ли сотрудник профстандарту. Правила закрепляют в локальном нормативном акте организации. Об этом сказано в статье 8 Трудового кодекса РФ.

Например, чтобы самостоятельно оценить квалификацию работника, создайте комиссию. В комиссию включите сотрудников кадровой, юридической службы, представителя профкома. Поручите членам комиссии проверить трудовые книжки работников контрактной службы и копии документов об образовании, чтобы установить уровень образования и практический опыт. Комиссия посчитает, сколько лет человек работал в госзакупках, какой вуз и по какой специальности закончил, какие курсы повышения квалификации прошел.

Во время проверки информации о сотрудниках комиссия работает с персональными данными. Поэтому ограничьте право доступа членов комиссии к персональным данным в приказе. Определите сведения, которые нужны комиссии. Подпишите с членами комиссии обязательство о неразглашении персональных данных (абз. 5, 6 ст. 88 ТК РФ).

По итогам проверки комиссия составляет акт в свободной форме, например, в виде таблицы. В акте фиксируют, отвечает уровень образования и опыт сотрудников требованиям профстандарта или нет. Чтобы избежать споров, попросите комиссию составить индивидуальный акт на каждого человека – не включайте всех людей в один документ. Если в акте пропишете сведения обо всех работниках, контролеры могут решить, что работодатель раскрыл персональные данные неуполномоченному лицу. Знакомьте каждого работника с актом под подпись (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ст. 87 ТК РФ, ст. 5.27, 13.11 КоАП РФ).

Как провести независимую оценку квалификации

С 1 января 2017 года у работодателя есть возможность направить сотрудника на экзамен в центр независимой оценки квалификации. По итогам экзамена вы узнаете, отвечает человек профстандарту или нет. Независимая оценка носит добровольный характер. Об этом сказано в Законе от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ, далее – Закон № 238-ФЗ.

Внимание: проводить оценку вправе только специально аккредитованные организации – центры оценки квалификации (п. 1 ст. 4, ст. 8 Закона № 238-ФЗ).

Инициировать независимую оценку вправе и сотрудник, и работодатель. Оплачивает экзамен инициатор. Если отправляете работника на независимую оценку – берете расходы на себя. При этом сотрудник дает согласие на оценку (п. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

В трудовом или коллективном договоре пропишите условия и порядок, в котором проводите независимую оценку квалификации. Например, в коллективном договоре сделайте запись: «Работодатель за свой счет направляет соискателей на должность “контрактный управляющий” в центр оценки квалификаций на экзамен по профстандарту “Специалист в сфере закупок”, утвержденному приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н». Если речь идет не о работнике, а о соискателе, издайте приказ о том, что направляете работника на профэкзамен.

Сохраните за работником должность и выплатите средний заработок, если оценивали квалификацию с отрывом от работы. Оплатите расходы как при служебной командировке, если экзамен проходил в другой местности.

Не позднее 30 календарных дней с даты экзамена центр независимой оценки выдаст:

 свидетельство о квалификации, если работник сдал экзамен;

 заключение о том, что работник прошел профэкзамен, с рекомендациями – при отрицательном результате.

Снимите со свидетельства или заключения копию и приложите к личному делу сотрудника.

Внимание: по итогам оценки сотрудника, который не соответствует профстандарту, нельзя уволить (ст. 81 ТК РФ).

Отправьте работника на обучение

Сотрудников, чья квалификация не дотягивает до критериев профстандарта, направьте на повышение квалификации.

Ситуация: на какие курсы направлять работника – повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Вы вправе обучить контрактного управляющего, работника контрактной службы как по программе повышения квалификации, так и по программе профессиональной переподготовки. Законодатель в 44-ФЗ не предусматривает случаев, когда работник должен пройти обучение только в рамках программ профпереподготовки. В других нормативных актах такого требования также нет.

У работника есть возможность получить дополнительное профессиональное образование с помощью дополнительных профессиональных программ – повышения квалификации (от 16 часов) и профессиональной переподготовки (от 250 часов). Об этом сказано в части 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Выбирайте программу обучения, которая отвечает требованиям профстандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Специалисты Минэкономразвития России, Минобрнауки рекомендуют обучать работников контрактной службы, контрактных управляющих по программам, продолжительность которых не меньше 108 часов (совместное письмо Минэкономразвития России, Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и, № АК-553/06, письмо Минэкономразвития России от 14 августа 2015 г. № Д28и-2358).

За сотрудником, которого обучают по очной форме в рабочее время, сохраните основное место работы и средний заработок (ст. 187, 196 ТК РФ).

Совет: включите в трудовой договор пункт о том, что работник должен проработать в организации определенный срок. Такое право дает часть 4 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Условие об отработке гарантирует, что сотрудник, который повысил квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. В противном случае организация сможет компенсировать понесенные затраты (ст. 249 ТК РФ).

Сомневаетесь в квалификации работника? Проведите аттестацию

Допустим, оценочный центр или комиссия, которую создал работодатель, установили, что сотрудник не отвечает профстандарту. Уволить контрактного управляющего или работника контрактной службы нельзя. Законодатель четко регламентировал перечень оснований для увольнения, и несоответствия профстандарту в списке нет. Только если человек не пройдет аттестацию, работодатель вправе уволить работника. Об этом сказано в статье 81 Трудового кодекса РФ. Вывод подтверждают специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 года № 14-0/10/В-2253.

Прежде чем организовать аттестацию, работодатель проводит мероприятия, с помощью которых внедряет профстандарты. Один из этапов – довести квалификацию, знания и умения сотрудника до уровня, который заявлен в стандарте. То есть сначала сотрудников направляют на курсы повышать квалификацию, а затем работодатель вправе аттестовать работника.

В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 года «О направлении методических рекомендаций» указано, что минимальный срок, который необходим, чтобы освоить программу, – 108 часов. Если обучается руководитель организации-заказчика, срок можно снизить до 40 часов (п. 2.3, 2.4 Методических рекомендаций).

При этом, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 4.3 Методических рекомендаций).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

www.pro-goszakaz.ru

Образование специалиста по закупкам

Какое образование (сколько часов) должен иметь контрактный управляющий и члены комиссии, работающие в областном бюджетном учреждении?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Да, постановление № 494 действует и подлежит применению.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше.

Специалисты Минэкономразвития России пояснили: не менее 50 процентов состава комиссии заказчика должны пройти профпереподготовку или повышение квалификации в закупках либо обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 года № Д28и-1910.

Вправе ли ФАС, прокуратура и другие органы контроля оштрафовать заказчика, который не обучил контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам

ФАС России и другие контрольные органы в сфере закупок не оштрафуют заказчика, который не выполнил требование обучить контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам. Это связано с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит ответственности заказчика за нарушение требований к образованию работников. Однако есть риск, что прокуратура в порядке надзора возбудит дело о нарушении трудового законодательства.

Специалисты Минэкономразвития России пояснили: не менее 50 процентов состава комиссии заказчика должны пройти профпереподготовку или повышение квалификации в закупках либо обладать специальными знаниями, которые относятся к объекту закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 года № Д28и-1910.

Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников

С 1 июля 2016 года для работников контрактной службы действуют профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Как организовать переподготовку и аттестацию работников контрактной службы, читайте в рекомендации.

Проверьте, отвечает ли сотрудник профстандарту

Убедитесь, что контрактный управляющий, работник контрактной службы отвечает стандарту. Проверьте, действительно ли у сотрудника достаточно опыта и образования. Определите уровень квалификации самостоятельно или отправьте работника на экспертизу, которую проведет независимая от работодателя компания.

Как самостоятельно оценить квалификацию

Работодатель самостоятельно определяет правила, по которым проверит, отвечает ли сотрудник профстандарту. Правила закрепляют в локальном нормативном акте организации. Об этом сказано в статье 8 Трудового кодекса РФ.

Например, чтобы самостоятельно оценить квалификацию работника, создайте комиссию. В комиссию включите сотрудников кадровой, юридической службы, представителя профкома. Поручите членам комиссии проверить трудовые книжки работников контрактной службы и копии документов об образовании, чтобы установить уровень образования и практический опыт. Комиссия посчитает, сколько лет человек работал в госзакупках, какой вуз и по какой специальности закончил, какие курсы повышения квалификации прошел.

Во время проверки информации о сотрудниках комиссия работает с персональными данными. Поэтому ограничьте право доступа членов комиссии к персональным данным в приказе. Определите сведения, которые нужны комиссии. Подпишите с членами комиссии обязательство о неразглашении персональных данных (абз. 5, 6 ст. 88 ТК РФ).

По итогам проверки комиссия составляет акт в свободной форме, например, в виде таблицы. В акте фиксируют, отвечает уровень образования и опыт сотрудников требованиям профстандарта или нет. Чтобы избежать споров, попросите комиссию составить индивидуальный акт на каждого человека – не включайте всех людей в один документ. Если в акте пропишете сведения обо всех работниках, контролеры могут решить, что работодатель раскрыл персональные данные неуполномоченному лицу. Знакомьте каждого работника с актом под подпись (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ст. 87 ТК РФ, ст. 5.27, 13.11 КоАП РФ).

Как провести независимую оценку квалификации

С 1 января 2017 года у работодателя есть возможность направить сотрудника на экзамен в центр независимой оценки квалификации. По итогам экзамена вы узнаете, отвечает человек профстандарту или нет. Независимая оценка носит добровольный характер. Об этом сказано в Законе от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ, далее – Закон № 238-ФЗ.

Проводить оценку вправе только специально аккредитованные организации – центры оценки квалификации (п. 1 ст. 4, ст. 8 Закона № 238-ФЗ).

Инициировать независимую оценку вправе и сотрудник, и работодатель. Оплачивает экзамен инициатор. Если отправляете работника на независимую оценку – берете расходы на себя. При этом сотрудник дает согласие на оценку (п. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

В трудовом или коллективном договоре пропишите условия и порядок, в котором проводите независимую оценку квалификации. Например, в коллективном договоре сделайте запись: «Работодатель за свой счет направляет соискателей на должность “контрактный управляющий” в центр оценки квалификаций на экзамен по профстандарту “Специалист в сфере закупок”, утвержденному приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н». Если речь идет не о работнике, а о соискателе, издайте приказ о том, что направляете работника на профэкзамен.

Сохраните за работником должность и выплатите средний заработок, если оценивали квалификацию с отрывом от работы. Оплатите расходы как при служебной командировке, если экзамен проходил в другой местности.

Не позднее 30 календарных дней с даты экзамена центр независимой оценки выдаст:

  • свидетельство о квалификации, если работник сдал экзамен;
  • заключение о том, что работник прошел профэкзамен, с рекомендациями – при отрицательном результате.

Снимите со свидетельства или заключения копию и приложите к личному делу сотрудника.

По итогам оценки сотрудника, который не соответствует профстандарту, нельзя уволить (ст. 81 ТК РФ).

Сотрудников, чья квалификация не дотягивает до критериев профстандарта, направьте на повышение квалификации.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

www.pro-goszakaz.ru

Какое должно быть высшее образование у контрактного управляющего

Разъяснение нормы в ч. 6 ст. 38 и ч. 23 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) указаны уровни образования и сфера в которой это образование должно быть получено, работник контрактной службы должен иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок? Как применить нормы профстандарты, если там указано (приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»), пример: 5 уровень – указано, что контрактный управляющий может иметь “Требования к образованию и обучению – Среднее профессиональное образование, Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок”, по Общероссийскому классификатору занятий, указаны специальности: Помощники бухгалтеров, Агенты по коммерческим продажам, Закупщики, Средний юридический персонал, Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы Служащие по введению данных Служащие по бухгалтерским операциям и учету Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов Офицеры действительной военной службы 1. необходимо ли иметь дополнительное образование? 2. высшее образование образование у контрактного управляющего должно быть какое?

Должно быть одно из двух, а именно: высшее образование в сфере закупок, либо дополнительное образование в сфере закупок. Других требований Закон № 44-ФЗ не содержит. Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании. Поэтому для разграничения функций по образованию рекомендуем руководствоваться приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Убедитесь, что контрактный управляющий, работник контрактной службы отвечает стандарту. Проверьте, действительно ли у сотрудника достаточно опыта и образования. Определите уровень квалификации самостоятельно или отправьте работника на экспертизу, которую проведет независимая от работодателя компания.

Обоснование

Рекомендация:

Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников

С 1 июля 2016 года для работников контрактной службы действуют профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Минимальный уровень квалификации контрактного управляющего по профстандарту: среднее профобразование плюс дополнительное профессиональное образование в госзакупках. Однако такой минимум подходит не для всех функций, которые выполняет работник. Например, контрактному управляющему, который составляет планы и проводит процедуры, необходим диплом о высшем образовании.

Работники контрактной службы должны отучиться как минимум 16 часов по программе повышения квалификации. Однако Минэкономразвития и Минобрнауки России рекомендуют учиться от 108 часов и больше. Обучение работник подтверждает удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Как организовать переподготовку и аттестацию работников контрактной службы, читайте в рекомендации.

Проверьте, отвечает ли сотрудник профстандарту

Как проверить, что контрактный управляющий отвечает профстандарту

Убедитесь, что контрактный управляющий, работник контрактной службы отвечает стандарту. Проверьте, действительно ли у сотрудника достаточно опыта и образования. Определите уровень квалификации самостоятельно или отправьте работника на экспертизу, которую проведет независимая от работодателя компания.

Как самостоятельно оценить квалификацию

Работодатель самостоятельно определяет правила, по которым проверит, отвечает ли сотрудник профстандарту. Правила закрепляют в локальном нормативном акте организации. Об этом сказано в статье 8 Трудового кодекса РФ.

Например, чтобы самостоятельно оценить квалификацию работника, создайте комиссию. В комиссию включите сотрудников кадровой, юридической службы, представителя профкома. Поручите членам комиссии проверить трудовые книжки работников контрактной службы и копии документов об образовании, чтобы установить уровень образования и практический опыт. Комиссия посчитает, сколько лет человек работал в госзакупках, какой вуз и по какой специальности закончил, какие курсы повышения квалификации прошел.

Во время проверки информации о сотрудниках комиссия работает с персональными данными. Поэтому ограничьте право доступа членов комиссии к персональным данным в приказе. Определите сведения, которые нужны комиссии. Подпишите с членами комиссии обязательство о неразглашении персональных данных (абз. 5, 6 ст. 88 ТК РФ).

По итогам проверки комиссия составляет акт в свободной форме, например, в виде таблицы. В акте фиксируют, отвечает уровень образования и опыт сотрудников требованиям профстандарта или нет. Чтобы избежать споров, попросите комиссию составить индивидуальный акт на каждого человека – не включайте всех людей в один документ. Если в акте пропишете сведения обо всех работниках, контролеры могут решить, что работодатель раскрыл персональные данные неуполномоченному лицу. Знакомьте каждого работника с актом под подпись (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ст. 87 ТК РФ, ст. 5.27, 13.11 КоАП РФ).

Как провести независимую оценку квалификации

С 1 января 2017 года у работодателя есть возможность направить сотрудника на экзамен в центр независимой оценки квалификации. По итогам экзамена вы узнаете, отвечает человек профстандарту или нет. Независимая оценка носит добровольный характер. Об этом сказано в Законе от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ, далее – Закон № 238-ФЗ.

Внимание: проводить оценку вправе только специально аккредитованные организации – центры оценки квалификации (п. 1 ст. 4, ст. 8 Закона № 238-ФЗ).

Инициировать независимую оценку вправе и сотрудник, и работодатель. Оплачивает экзамен инициатор. Если отправляете работника на независимую оценку – берете расходы на себя. При этом сотрудник дает согласие на оценку (п. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).

В трудовом или коллективном договоре пропишите условия и порядок, в котором проводите независимую оценку квалификации. Например, в коллективном договоре сделайте запись: «Работодатель за свой счет направляет соискателей на должность “контрактный управляющий” в центр оценки квалификаций на экзамен по профстандарту “Специалист в сфере закупок”, утвержденному приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н». Если речь идет не о работнике, а о соискателе, издайте приказ о том, что направляете работника на профэкзамен.

Сохраните за работником должность и выплатите средний заработок, если оценивали квалификацию с отрывом от работы. Оплатите расходы как при служебной командировке, если экзамен проходил в другой местности.

Не позднее 30 календарных дней с даты экзамена центр независимой оценки выдаст:

 свидетельство о квалификации, если работник сдал экзамен;

 заключение о том, что работник прошел профэкзамен, с рекомендациями – при отрицательном результате.

Снимите со свидетельства или заключения копию и приложите к личному делу сотрудника.

Внимание: по итогам оценки сотрудника, который не соответствует профстандарту, нельзя уволить (ст. 81 ТК РФ).

Отправьте работника на обучение

Сотрудников, чья квалификация не дотягивает до критериев профстандарта, направьте на повышение квалификации.

Ситуация: на какие курсы направлять работника – повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Вы вправе обучить контрактного управляющего, работника контрактной службы как по программе повышения квалификации, так и по программе профессиональной переподготовки. Законодатель в 44-ФЗ не предусматривает случаев, когда работник должен пройти обучение только в рамках программ профпереподготовки. В других нормативных актах такого требования также нет.

У работника есть возможность получить дополнительное профессиональное образование с помощью дополнительных профессиональных программ – повышения квалификации (от 16 часов) и профессиональной переподготовки (от 250 часов). Об этом сказано в части 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Как обучить контрактного управляющего по профстандарту

Выбирайте программу обучения, которая отвечает требованиям профстандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Специалисты Минэкономразвития России, Минобрнауки рекомендуют обучать работников контрактной службы, контрактных управляющих по программам, продолжительность которых не меньше 108 часов (совместное письмо Минэкономразвития России, Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и, № АК-553/06, письмо Минэкономразвития России от 14 августа 2015 г. № Д28и-2358).

За сотрудником, которого обучают по очной форме в рабочее время, сохраните основное место работы и средний заработок (ст. 187, 196 ТК РФ).

Совет: включите в трудовой договор пункт о том, что работник должен проработать в организации определенный срок. Такое право дает часть 4 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Условие об отработке гарантирует, что сотрудник, который повысил квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. В противном случае организация сможет компенсировать понесенные затраты (ст. 249 ТК РФ).

Сомневаетесь в квалификации работника? Проведите аттестацию

Как действовать, если контрактный управляющий не отвечает профстандарту

Допустим, оценочный центр или комиссия, которую создал работодатель, установили, что сотрудник не отвечает профстандарту. Уволить контрактного управляющего или работника контрактной службы нельзя. Законодатель четко регламентировал перечень оснований для увольнения, и несоответствия профстандарту в списке нет. Только если человек не пройдет аттестацию, работодатель вправе уволить работника. Об этом сказано в статье 81 Трудового кодекса РФ. Вывод подтверждают специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 года № 14-0/10/В-2253.

Прежде чем организовать аттестацию, работодатель проводит мероприятия, с помощью которых внедряет профстандарты. Один из этапов – довести квалификацию, знания и умения сотрудника до уровня, который заявлен в стандарте. То есть сначала сотрудников направляют на курсы повышать квалификацию, а затем работодатель вправе аттестовать работника.

www.pro-goszakaz.ru

Обязанности специалиста по закупкам

Заниматься закупками в госорганизации, по закону 44-ФЗ, должен человек с определенным образованием и навыками. Какие требования предъявляют к контрактному управляющему, рассмотрим в этом материале.

Контрактный управляющий 44-ФЗ

По закону о контрактной системе, заказчики, закупающие в год на сумму больше ста миллионов, должны создавать контрактные службы. Типовое положение о контрактной службе для госзаказчика утвердило постановление Правительства от 29.10.2013 № 631. Если объем закупок меньше, достаточно контрактного управляющего.

Специалист по госзаказу может быть назначен из числа действующих работников, нанят, также есть вариант, когда специалист по закупкам совмещает две должности.

Для того чтобы назначить контрактного управляющего, нужно ввести новую должность в штатное расписание, разработать должностную инструкцию для сотрудника и издать приказ о назначении. Также в организации нужно утвердить положение об управляющем, в котором будут перечислены его права и обязанности. Существует типовая форма положения, в ней нужно поменять лишь название организации.

Информацию о контрактном управляющем необходимо, по требованию 44-ФЗ, включать в документацию по закупкам.

Требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ

С 2017 года специалист отдела закупок должен иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок. Если вы назначаете сотрудника на эту должность, ему будет необходимо пройти обучение, если же нанимаете, требование к образованию должно быть в числе главных. Причем важно помнить, что у образовательной организации, где проходил обучение человек, должна быть лицензия.

Требования к контрактному управляющему указаны в приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. В соответствии с ним старший специалист по госзакупкам или контрактный управляющий должен иметь высшее образование – бакалавриат, а также иметь за плечами пройденные программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Причем осуществлять закупки может человек с опытом в этой сфере не менее трех лет.

Он должен знать законы в сфере закупок, основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового, административного и антимонопольного законодательства в части закупок, принципы осуществления закупок, методы планирования закупок, критерии оценки заявок, бухучет, должен уметь составлять закупочную документацию, знать особенности ценообразования, основы статистики и информатики.

Проводить экспертизу результатов закупок может человек с опытом от 4 лет. Помимо указанных выше знаний добавляются практика в сфере закупок и логистики, методы проведения проверок, правила ведения переговоров, также специалист должен уметь готовить документы для претензионной работы.

«Как проводить электронные закупки по 44-ФЗ?»

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок »

Обязанности контрактного управляющего

Образец должностной инструкции ведущего специалиста по закупкам

Скачать шаблон

Перечислим обязанности специалиста по закупкам:

  1. Готовит план закупок, готовит правки в этот документ, размещает его в ЕИС;
  2. Занимается подготовкой планов-графиков, изменений в них, размещает эти документы в ЕИС;
  3. Организует общественное обсуждение закупки, после чего по необходимости вносит изменения в планы и планы-графики;
  4. Готовит документацию к закупке – извещения, проекты контрактов, приглашения участникам, а также публикует эти документы в единой информационной системе;
  5. Непосредственно проводит закупки, в том числе заключает контракты;
  6. Присутствует на заседаниях по делам об обжаловании итогов определения поставщиков и готовят документы для претензионно-исковой работы;
  7. Консультирует поставщиков, организует такие консультации с исполнителями на стадии планирования закупок, чтобы оценить ситуацию на рынке, выбрать объект закупки, чтобы наилучшим образом были обеспечены госнужды;
  8. При необходимости привлекает к работе экспертов;
  9. Размещает в ЕИС отчеты заказчика и другую необходимую информацию.

Контроль контрактного управляющего

Законом предусмотрен контроль за работой контрактного управляющего. Это плановые и внеплановые проверки органов власти.

Причем такие проверки в отношении каждого заказчика, его контрактной службы и специалиста по закупкам могут проводиться не чаще одного раза в полгода.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Полистать журнал

www.pro-goszakaz.ru