Содержание

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 г. Москва “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”

В соответствии со статьей 1951 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

 Прим. ред.: текст постановления опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации”, 28.01.2013, N 4, ст. 293.

 

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов

I. Общие положения

1.

Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее – разработчики).

4. В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации создает экспертный совет по профессиональным стандартам (далее – экспертный совет).

5. Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций.

Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.


II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

9. Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации размещает проект профессионального стандарта в течение 10 календарных дней со дня его поступления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для проведения общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

14. По истечении срока общественного обсуждения проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации свои замечания и предложения.

15. Проект профессионального стандарта и информация о результатах его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и общественного обсуждения направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в экспертный совет.

16. Экспертный совет рассматривает в течение 30 календарных дней проект профессионального стандарта.

17. По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.

Проект профессионального стандарта подлежит отклонению или признанию нуждающимся в доработке в случае его несоответствия методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, макету профессионального стандарта и уровням квалификаций, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил, принимает в течение 7 календарных дней решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта.

19. Проект профессионального стандарта, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

20. Доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для повторного рассмотрения экспертным советом в срок, установленный пунктом 16 настоящих Правил.

По результатам рассмотрения экспертным советом проекта профессионального стандарта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил.

21. Решение об отклонении проекта профессионального стандарта принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета с рекомендациями об отклонении и направляется Министерством разработчику в течение 7 календарных дней со дня его принятия.

22. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

23. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов. Создание и ведение реестра профессиональных стандартов осуществляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

24. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.


III. Порядок применения профессиональных стандартов

25. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. 

РПО. Российское психологическое общество

В настоящий момент в Российской Федерации по поручению Правительства РФ идет процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов в различных отраслях деятельности, в том числе, в сфере здравоохранения. По поручению Национальной медицинской палаты Российское психологическое общество разрабатывает проекты профессиональных стандартов – «Медицинский психолог», «Нейропсихолог». Создание профессиональных стандартов является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований, которые должны найти свое отражение в этом документе.

Введение в действие профессиональных стандартов позволит решить целый ряд проблем, связанных с положением медицинского психолога в здравоохранении, образовании и других сферах деятельности. Впервые в нашей стране вводится должность «Нейропсихолог», для которой разработан проект специального профстандарта. Важным является согласование системы подготовки специалистов с существующим федеральным образовательным стандартом.

Для сбора, анализа мнений и информирования широко круга профессионалов психологов по этому вопросу на официальном сайте Российского психологического общества создана специальная рубрика, в которой планируется размещать материалы, касающиеся этой работы, а также давать ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки документа.

Профессиональный стандарт «Нейропсихолог», подготовленный Российским обществом неврологов

Предлагаем Вашему вниманию подготовленный Российским обществом неврологов профессиональный стандарт «Нейропсихолог», включающий образовательную траекторию для специалистов с высшим медицинским образованием. Ваши отзывы и предложения просим высылать через форму обратной связи.

Принять участие в этой работе Вы можете, прислав сообщение, вопрос или материалы на адрес электронной почты [email protected].

Задать вопрос


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №123 Невского района Санкт-Петербурга

 Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. В России работа над их созданием находится в самом начале. Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступило несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности.  

Профессиональный стандарт- это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ТК РФ, ч. 2, ст. 195). Квалификация работника– уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профстандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности (не на должность или профессию). Вид профессиональной деятельности– это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкие характер, результаты и условия труда.  

 

Нормативные акты по работе с профстандартами: 

Профстандарты применяются:

– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;

– образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

– при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации

В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. 

Как скоро будут введены профстандарты?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов (http://ivo.garant.ru/#/document/71431038/paragraph/4:0 ). В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами.

Отличие профстандартов от квалификационных справочников: 

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

Проект профессионального стандарта для педагога:  Проект профстандарта педагога 

ПРОФСТАНДАРТ 01: ОБРАЗОВАНИЕ

Как быть, если образование педагога не соответствует требованиям профстандарта?

                                                       

Поручения и их выполнение – Правительство России

Работа Правительства в цифрах и фактах. Профессиональные стандарты разрабатываются по приоритетным направлениям развития экономики, утверждённым Правительством России «дорожным картам», предложениям работодателей. В 2014 году утверждено 403 профессиональных стандарта.

Правительство доложило о ходе работы по выполнению Указа Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «г» пункта 1) о разработке к 2015 году и утверждении не менее 800 профессиональных стандартов и принятии в 2014 году не менее 400 профессиональных стандартов.

Профстандарты разрабатываются по приоритетным направлениям развития экономики, утверждённым Правительством России «дорожным картам», предложениям работодателей.

При Национальном совете при Президенте России по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) образована рабочая группа по профессиональным стандартам, которая проводит экспертизу проектов профстандартов.

Для учёта отраслевой специфики при Национальном совете образованы советы по профессиональным квалификациям в области финансового рынка, наноиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, индустрии гостеприимства, сварки, информационных технологий, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, здравоохранения, электроэнергетики.

По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта.

Утверждённые профессиональные стандарты устанавливают требования к квалификации работников и описанию их трудовой деятельности в следующих отраслях: атомная промышленность, судостроение, машиностроение, финансы и экономика, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, биотехнологии, нефтегазовая отрасль, социальное обслуживание, а также сквозные виды профессиональной деятельности в различных сферах экономики.

Проекты профессиональных стандартов для работников внебюджетной сферы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 года №817-р) разрабатывает Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». В 2014 году РСПП разработал 120 проектов профстандартов, которые были одобрены Национальным советом и проходят процедуру утверждения.

Первые профессиональные стандарты.

— Постепенно они заменят ЕТКС и ЕКСД Татьяна Миронова

В Беларуси создается альтернативная основа при определении работодателями требований к квалификации работников – профессиональные стандарты. Первые документы проходят обсуждение, согласование и утверждение. Актуальные изменения в национальной системе квалификаций в интервью «ЭГ» комментирует директор НИИ труда Минтруда и соцзащиты, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Миронова.

– Татьяна Николаевна, насколько острой является проблема укомп­лектования организаций работниками?

– Существует два аспекта проблемы подбора кадров – количественный и качественный. С одной стороны, организации часто имеют потребность в работниках определенных квалификаций, но не могут найти их на рынке труда. С другой стороны, не секрет, что во многих организациях сохраняется избыточная численность работников, профессиональные характеристики которых уже не отвечают новым требованиям производства. Кроме того, наниматели могут испытывать перс­пективную потребность в квалифицированных кадрах, подготовка которых пока не осуществляется системой образования.

– Почему возникла необходимость в разработке профессиональных стандартов?

– Это требование современного рынка труда, поддержанное системой государственного управления. Совершенствование национальной системы квалификаций (НСК) определено как направление государственной политики. Работа началась с обсуждения вопросов совершенствования НСК для того, чтобы решить проблему профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда. В 2013–2015 гг. реализовывались пилотные проекты в секторе информационных технологий и в сфере управленческой деятельности. Далее постановлением Совмина от 24.10.2018 № 764 была утверждена Стратегия совершенствования НСК. Она определила цели и направления улучшения НСК, а также план внедрения в систему квалификаций новых элементов, важнейшим из которых является профессиональный стандарт.

– Что собой представляет профессиональный стандарт?

Если кратко, то профессиональный стандарт – это характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации работников, необходимой для их выполнения. В профстандарте на основе функционального анализа подробно раскрываются содержание и специфика определенного вида трудовой деятельности.

Системный формат профессионального стандарта по сравнению с квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) имеет много преимуществ для его практического использования в сфере труда и системе образования.

Предполагается, что профессиональные стандарты, регламентируя деятельность работников в соответствии с определенными требованиями, послужат основой для разработки образовательных стандартов и таким образом станут одним из ин­струментов повышения качества квалификаций. Они также будут являться основой для проведения сертификаций квалификации специалистов по конкретному виду профессиональной деятельности.

– Сколько профессиональных стандартов разработано или находится в разработке?

– Первый профессиональный стан­дарт разработан секторальным советом квалификаций при Государственном комитете по имуществу на вид трудовой деятельности – оценочная деятельность. Он утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты от 04.09.2018 № 68 и может быть использован для подготовки соответствующего образовательного стандарта. В секторальном совете квалификаций при Минтруда и соцзащиты разработаны и прошли общественное обсуждение проекты трех профстандартов в сфере социального обслуживания.

Минпром представил профессиональный стандарт на разработку, обслуживание и эксплуатацию ав­томатизированных линий в маши­но­строении.

В секторальном совете квалификаций при Минэкономики подготовлен профстандарт по уп­равлению коммерческой организацией, в котором отражены трудовые функции руководителя ком­мерческой организации и установлены требования к квалификации на раз­ных уровнях управления.

В других секторах также началась разработка профессиональных стан­дартов либо проводятся подготовительные процедуры. В 2019–2021 гг. планируется подготовить 45 проф­стандартов в нескольких секторах экономики, что позволит получить хороший опыт для дальнейшей масштабной работы в этом на­правлении.

– Кто разрабатывает профессиональные стандарты?

– Этим занимаются секторальные советы квалификаций. Совет является координирующим и совещательным органом, создается при республиканском органе государственного управления либо при иной организации, направляющей деятельность в определенной сфере. В его состав могут входить представители нанимателей (объединений нанимателей), республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов профессиональных союзов.

К разработке профессиональных стандартов могут подключаться уч­реждения науки и образования.

Где уже созданы секторальные советы квалификаций, сколько их?

– В настоящее время секторальные советы функционируют при Минэкономики, Минтруда и соцзащиты, Минпроме, Минстройархитектуры, Минсвязи, Минжилкомхозе, Госкомимуществе, Администрации парка высоких технологий. Планируется их создание и при других органах госуправления.

– Какие виды экономической деятельности являются приоритетными при разработке профессиональных стандартов?

– Секторальный совет сам определяет приоритетные виды трудовой деятельности, для которых необходима разработка профстан­дартов. В целом актуальными являются машиностроение, строительство, сельское хозяйство, а также прогрессивно развивающиеся сфера услуг и креативные виды деятельности. Именно здесь с помощью внедрения профессиональных стан­дартов планируется повысить количественный и качественный уровни взаимодействия рын­ка труда и сферы образования.

– Есть ли отдельные сайты или разделы на сайтах органов государственного управления по вопросам деятельности секторальных советов и разработки профессиональных стандартов?

– Да, эта информация должна размещаться на специальных страницах сайтов госорганов управления. Например, на сайтах Минпрома, Минтруда и соцзащиты размещена информация о нормативно-правовых актах в области совершенствования НСК, методических документах, деятельности секторальных советов и проектах профессиональных стандартов. Планируется, что сайты всех органов госуправления, при которых созданы секторальные советы, будут иметь такие странички с актуальной информацией.

– На какие категории работников разрабатываются профессиональные стандарты в настоящее время – на профессии рабочих или долж­ности служащих?

– Однозначный вывод делать рано. Первые профессиональные стан­дарты разрабатываются как на профессии рабочих, так и на должности служащих, как это происходит в сфере социального обслуживания. Проф­стандарты в сфере машиностроения и строительства предусматривают преимущественно профессии рабочих.

– Можно ли ожидать, что с принятием профессиональных стандартов изменятся квалификационные требования к образованию и стажу работы по профессиям/должностям, определенным в ЕТКС и ЕКСД?

– Предполагается, что в процессе формирования и развития НСК профессиональные стандарты будут дополнять, а, возможно, и постепенно заменять систему тарифно-квалификационных (квалификационных) спра­вочников, содержащих квалификационные характеристики профессий рабочих и должностей служащих. Поскольку профессиональные стан­дарты описывают трудовую деятельность на более высоком уровне обобщения, их количество будет меньшим, чем число характеристик. Это обеспечит большую гибкость и возможность актуализации профессиональных стандартов.

Пока квалификационные справочники и профессиональные стандарты будут иметь одинаковую юридическую силу. Нанимателям предоставляется право самостоятельно принимать решения о применении тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик либо профессиональных стандартов.

– Будет ли применение профессиональных стандартов обязательным для отдельных категорий работников или нанимателей?

– Такой опыт существует. Например, в Российской Федерации с 2016 г. применение профессиональных стан­дартов всеми работодателями (независимо от формы собственности, в т.ч. предпринимателями) обязательно только в том случае, если требования к квалификации, установленные для отдельных категорий работников, закреплены на законодательном уровне, прописаны в иных нормативных правовых актах.

Для государственных (в т.ч. с долей государственного участия в уставном капитале) организаций предусмотрена обязательность применения профессиональных стандартов. Реализация планов по их введению в этих организациях должна быть завершена к 2020 г.

В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к квалификации работников.

В Беларуси эти вопросы прорабатываются, окончательное решение еще не принято.

– Какой следующий этап после разработки профессиональных стан­дартов?

– Предполагается, что они станут основой для разработки образовательных стандартов нового типа. Требования к квалификации, отраженные в профстандартах, будут ориентиром для системы образования при подготовке кадров. В пер­спективе они будут применяться для независимой оценки и сертификации квалификаций.

– Какие изменения в национальной системе квалификаций планируются в 2019 г. ?

Будут разработаны рекомендации по формированию отраслевых (секторальных) рамок квалификаций. Планируется утвердить уровни квалификации для разработки профессиональных стандартов. В дальнейшем будет создана Национальная рамка квалификаций, сопоставимая с Европейской рамкой квалификаций и представляющая собой си­стемное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях.

– Какой зарубежный опыт наиболее интересен для нас?

– В настоящее время в Беларуси работают эксперты проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», реализуемого при финансовой поддержке Евросоюза. Мы используем международные рекомендации Европейского союза, учитываем опыт Польши, Германии, Эстонии, Словении, Ир­ландии, других стран. Изучаем эф­фективные наработки России и Казахстана, чтобы национальные требования соответствовали правилам движения рабочей силы в Евразийском экономическом союзе.

– Какие экономические показатели будут индикаторами эффективности всего проекта обновления НСК?

– Основной экономический эф­фект будет получен за счет снижения количественных и качественных дисбалансов на рынке труда. Это будет способствовать ускорению тем­пов экономического роста, как по стране в целом, так и по регионам.

Социальный эффект мы видим в расширении возможностей трудоустройства наших граждан, получении ими адекватных заработков за квалифицированный производительный труд, эффективное использование че­ловеческого потенциала путем обу­чения в течение всей жизни.

Автор публикации:

Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Разработка профстандартов в электроэнергетика (принципы и подходы)

1. Профессиональные стандарты в отрасли формируются в соответствии со структурой отрасли по основным видам производства электроэнергии и выделенным видам экономической деятельности в отрасли:

– Производство электрической энергии тепловыми электростанциями;

– Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций;

– Производство электрической энергии гидроэлектростанциями;

– Деятельность по обеспечению работоспособности гидроэлектростанций;

– Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

– Передача электрической энергии;

– Распределение электрической энергии;

– Деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей;

– Торговля электроэнергией;

– Производство, передача и распределение пара и горячей воды;

– Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;

– Энергетическое строительство и инжиниринг.

2. Для разработки профессиональных стандартов формируется Единый перечень профессиональных стандартов в электроэнергетике (утверждается ЭСПК).

3. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность/профессию, а на вид/виды профессиональной деятельности (ВПД).

4. При определении наименования профессиональных стандартов используется модель «Работник(и) по…» (соответствующему виду/видам профессиональной деятельности).

5. Вид профессиональной деятельности для целей разработки ПС определяется как совокупность обобщённых трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (Метод. Рекомендации, утв. Приказ Минтруда России № 170н от 29.04.2013).

Виды профессиональной деятельности определяются на основании существующего в рамках видов экономической деятельности разделения труда и специфики реализации производственных процессов. В качестве признаков выделения ВПД могут выступать: характер труда; предмет труда, результаты труда; методы, используемые в трудовой деятельности.

Основные принципы методологии разработки профессиональных стандартов в электроэнергетике

1. Задача профессионального стандарта – дать актуальную и объективную характеристику деятельности, вне зависимости от того, на каких предприятиях (малых\средних\крупных или частных\государственных) профессиональные стандарты будет применяться и независимо от того, каким образом сформирована организационная структура и штатное расписание на конкретных предприятиях.

2. При формировании перечня профессиональных стандартов для всех видов экономической деятельности в электроэнергетике используется принцип отнесения к одному профессиональному стандарту одного или нескольких видов профессиональной деятельности, задействованных в реализации производственного процесса и преемственных при развитии квалификации работника.

3. При разработке ПС берётся за основу объективная структура вида профессиональной деятельности, сложившееся разделение труда и требования к работникам в различных условиях технологической обеспеченности.

4. При разработке ПС учитываются перспективы развития выделенного вида профессиональной деятельности, технологий, способов организации производственных процессов и возможных изменений требований к работникам.

5. При разработке ПС соблюдается принцип декомпозиции описываемой профессиональным стандартом деятельности на обобщённые трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия.

6. При проведении декомпозиции вида профессиональной деятельности обобщённые трудовые функции выделяются как фактически различающиеся между собой составляющие вида профессиональной деятельности на основании экспертного определения состава выполняемых функций и трудовых действий, требований к умениям и знаниям работников, формирующихся по мере роста сложности выполняемой работы.

В профессиональном стандарте в логике роста сложности выполняемых работ выделяется ряд обобщённых трудовых функций для квалификационных уровней или должностей, преемственных при развитии квалификации работника и, таким образом, описываются возможные карьерные траектории развития квалификации работника.

7. При разработке профессиональных стандартов учитывается их предназначение в качестве документов, которые формируют требования работодателя к системе профессионального образования и являются основой (базой) для корректировки и разработки ФГОС и образовательных программ.


Правила разработки профессиональных стандартов
 Методическое обеспечение разработки профессиональных стандартов

Разработчики профстандартов: объединения работодателей, работодатели, профессиональные сообщества, саморегулируемые организации и иными некоммерческие организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Дополнительная информация:

Международный опыт разработки национальных систем квалификаций.

МАИ разработает профессиональные стандарты для авиастроения

В соответствии с указом президента Российской Федерации Владимира Путина в России началась разработка профессиональных стандартов для различных областей экономики. Разработка профессиональных стандартов — ключевой фактор, определяющий в ближайшем будущем взаимодействие рынка труда и системы образование.

Профессиональные стандарты разрабатываются по видам трудовой деятельности и, в конечном счёте, будут созданы для всей системы российской экономики.

В профессиональном стандарте выделяются трудовые функции, характерные для данного вида трудовой деятельности и сложившиеся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес процессе. В стандарте также задаются уровни квалификации, необходимые для выполнения трудовых функций. Таких уровней всего девять и в рамках одного стандарта их может быть включено несколько.

Разработка системы профессиональных стандартов — важный шаг в развитии российской экономики. С одной стороны, профессиональный стандарт задаёт требования к конкретной профессии. С другой стороны, в профессиональных стандартах, которые должны реализовываться в процессе обучения и последующего повышения квалификации, содержатся требования к подготовке работника.

Как известно, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) введены в действие с 2011 года. Однако в этот период было разработано всего несколько профессиональных стандартов по инициативе отдельных компаний и профессиональных сообществ. Например, несколько стандартов были созданы Объединённой авиастроительной корпорацией. Таким образом, образовательные стандарты не могли базироваться на профессиональных. В связи с разработкой системы профессиональных стандартов предстоит большая работа по гармонизации требований новых стандартов и стандартов образовательных.

Разработка профессиональных стандартов организована на конкурсной основе. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) выиграл конкурсы на создание 4 стандартов в области авиастроения:

  • Выполнение работ по разработке профессионального стандарта специалиста по разработке комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов.
  • Выполнение работ по разработке профессионального стандарта специалиста по прочностным расчётам авиационных конструкций.
  • Выполнение работ по разработке профессионального стандарта специалиста по проектированию и конструированию авиационной техники.
  • Выполнение работ по разработке профессионального стандарта специалиста по проектированию и конструированию механических конструкций, систем и агрегатов.

Каждый из проектов в свою очередь представляет собой комплексную разработку, включающую в себя:

  • Анализ особенностей российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности, развития вида деятельности и квалификационных характеристик, имеющихся нормативов.
  • Экспертный опрос и мониторинг содержания профессиональной деятельности, формулировка обобщенных трудовых функций и профессиональных компетенций.
  • Разработка и согласование общей методологии.
  • Формирование перечня и описания трудовых функций — трудовых действий.
  • Формирование системы знаний-умений-навыков для трудовых функций.
  • Публичное обсуждение проектов стандартов.
  • Сбор замечаний и коррекция.
  • Утверждение стандартов.

Работы необходимо закончить в начале 2014 года. В течение 2014 года планируется объявление еще ряда конкурсов на разработку профессиональных стандартов в области авиастроения.

Ссылка на оригинал статьи

[Институционализация здравоохранения в России: актуальные тенденции]

С ХХ века здравоохранение является первоклассным социальным институтом. Анализ тенденций функционирования института здравоохранения в современной России представлен в статье в методологической плоскости системы социальных структурных функций (AGIL), предложенной Т. Парсонсом. Пациент является основным участником лечебно-организационного процесса. Деятельность остальных участников процесса организации медицинской помощи должна быть направлена ​​в первую очередь на удовлетворение потребностей пациента при оказании медицинской помощи. В обществе осуществляется подготовка субъектов к исполнению своих профессиональных ролей, что определяет профессионализацию выполняемых функций. Важнейшая цель современных учебных программ в медицинском образовании определяется ведущим уровнем познания, прогнозирования и достижения социально значимых последствий будущего при структурировании образовательного процесса. В контексте интегративной функции реализована координация действий участников взаимодействия. В условиях актуальных тенденций рыночной экономики взаимодействие участников процесса оказания медицинской помощи и процесса контроля качества медицинской помощи строится на основе внедрения стандартов оказания медицинской помощи.В России институционализация здравоохранения предполагает сотрудничество и взаимодействие субъектов системы, различающихся степенью и объемом совместной работы. Скрытая функция (поддержание ценностного паттерна) определяет регулярность, предсказуемость, стабильность функционирования социальных отношений. Социальный контроль поддерживает целесообразное поведение участников процесса оказания медицинской помощи. Дисфункциональные практики современного российского здравоохранения рассматриваются в контексте концепции эффективного взаимодействия участников медицинского организационного процесса, направленного на обеспечение прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь.В результате прикладного анализа были выявлены проблемы, снижающие эффективность функционирования системы организации медицинской помощи населению. Минимизация рисков развития социального неравенства и повышение доступности квалифицированной медицинской помощи рассматриваются в контексте проверки и преодоления нарушений при организации медицинской помощи населению.

Медсестринское образование, непрерывное образование и практическое обучение, исследования и применение цифровых технологий

Int J Nurs Sci.2017 Oct 10; 4 (4): 343–344.

Российская ассоциация медсестер, Россия

Copyright © 2017 Китайская ассоциация медсестер. Производство и хостинг Elsevier B. V.

Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/).

1. Статистика (2015)

В России 370 медицинских школ / колледжей (+57 медицинских университетов). Большинство студентов медицинских школ / колледжей получают образование бесплатно. Количество студентов-медсестер по программам бакалавриата на университетском уровне составляет 1466 ().

Таблица 1

Количество медсестер, фельдшеров, студентов-акушерок в 2015 г.

Прием Выпускной
Медсестры 10638 7603
Фельдшеры 8654
Акушерки 2614 2029

Только 191 человек получает высшее медсестринское образование бесплатно, а 1196 студентов платят за обучение.

2. Сильные стороны

  • • Единая последовательная образовательная программа для всей страны.
  • • Большая сеть медицинских школ / колледжей и высокая доступность образования.
  • • Государственное бесплатное обучение каждого гражданина.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное получение дошкольного, школьного, техникума, вуза и послевузовского образования.

Действует система государственных экзаменов для определения требований при поступлении на конкурс.

Студенты получают денежное пособие «стипендии».

Студенты платят за обучение в случае, если их оценки ниже, чем в конкурсе, или в случае получения второго образования / диплома того же уровня (второе профессиональное или высшее образование).

  • • Создана система начального профессионального образования и комплексная система последипломного образования.
  • • Медицинские университеты и бакалаврские программы высшего медсестринского образования.
  • • Академическая свобода медицинского колледжа при заполнении образовательной программы.

3. Слабые стороны

  • • Устаревшие учебники.
  • • Медленное развитие и внедрение цифровых технологий.
  • • Старение учителей.
  • • Низкий процент медсестер-воспитателей.
  • • Недостаточное техническое обеспечение и оснащение медицинских школ.

Системы образования и здравоохранения находятся в ведении разных органов власти.

Изменение области практики от здравоохранения к образованию означает, что человек начинает как начинающий учитель с более низкой зарплатой и более низким статусом.

У медсестер нет традиции одновременно обеспечивать уход и обучение, и ее непросто развивать в условиях нехватки медсестер.

  • • Разрыв между системой образования и наукой / практикой.
  • • Препятствия для практического обучения в современных высокотехнологичных клиниках.
  • • Низкий процент учителей, знакомых с цифровыми технологиями.
  • • Низкая доступность высшего медсестринского образования (степень бакалавра).
  • • Чрезвычайно низкая доступность постдипломного образования – магистерских программ и программ докторантуры.

4. Возможности

  • • Переход к принципам доказательной медицины.
  • • Модификация образовательной программы.
  • • Развитие передовой практики во всех областях сестринского ухода.
  • • Увеличение количества медсестер.
  • • Полноценная интеграция в мировую информационную среду.
  • • Специальная подготовка медсестер.
  • • Расширение системы непрерывного сестринского образования Российской Ассоциацией медицинских сестер.

Образовательная деятельность РНК, начиная с января 2017 года, уже позволила обучить почти 7 тысяч медсестер, которые получили как обновленную информацию, так и кредиты для продолжения обучения медсестер.

5. Угрозы

  • • Пробелы в законодательстве.
  • • Сопротивление изменениям со стороны пассивных групп и представителей образовательной системы.
  • • Информационный дефицит и депривация.
  • • Растущий разрыв между практикой и образованием.
  • • Нехватка медсестер-педагогов.
  • • Противодействие высшему медсестринскому образованию.

6. Стратегия на будущее – путь вперед

  • • RNA продолжит лоббировать развитие системы высшего медсестринского образования, включая уровни бакалавра, магистра и доктора наук.
  • • RNA будет и дальше способствовать принятию профессиональных стандартов с расширенными ролями медсестер, которые предъявят новые требования к системе образования, так что школам медсестер и колледжам необходимо будет активно обновлять свои программы.
  • • RNA расширит свою образовательную деятельность в области непрерывного образования, разработает онлайн-платформы и платформы дистанционного электронного обучения, чтобы обеспечить обучение всех медсестер высочайшего качества.
  • • RNA продолжит развивать партнерские отношения с ведущими тренерами по всему миру для повышения уровня сестринского образования.
  • • RNA будет инвестировать в исследования, научно обоснованную практику и разработку руководящих принципов, которые послужат хорошей основой для обучения медсестер.

Сноски

Провенанс: Конспект выступления на форуме. Не рецензировано.

Кузбассразрезуголь разработал первый профессиональный стандарт для горняков

«Кузбассразрезуголь» сформулировал первый национальный профессиональный стандарт для работников угольной промышленности. Это профессия «Бульдозерист на горных работах».

«Кузбассразрезуголь» возглавляет разработку профессиональных стандартов для открытых горных работ в России – это одна из задач, поставленных Президентом Российской Федерации после встречи с руководителями угольных регионов страны в августе 2019 года.Методическое обеспечение этой работы оказывает УГМК. Впоследствии на основе этих профессиональных стандартов будут разработаны уникальные квалификационные критерии для работников всех компаний отрасли, после чего учебные заведения отрасли обновят свои учебные планы.

В публичных обсуждениях проекта приняли участие восемь крупнейших угледобывающих компаний страны, входящих в отраслевую рабочую группу, созданную на базе ассоциации «Общероссийский отраслевой союз работодателей угольной промышленности».

Обсуждение проходило в онлайн-формате. «Кузбассразрезуголь» использовал этот формат задолго до введения ограничений из-за эпидемиологической ситуации, – сказала начальник управления организации труда Угольной компании, наставник Рабочей группы по разработке национальных профессиональных стандартов Диана Щербакова. По ее словам, оперативные встречи с коллегами из других регионов проводились в режиме онлайн уже давно.

«Поэтому работа над созданием профессиональных стандартов велась строго в установленные сроки.Модель стандарта готова, его еще предстоит утвердить в Российском союзе работников угольной промышленности (Росуглепрофсоюз). Кемеровский территориальный комитет Союза уже дал положительную оценку нашей работе », – сказала она.

Участники отраслевой рабочей группы уже приступили к разработке профессионального стандарта – «Экскаваторщик на горных работах». По предварительным оценкам, он должен быть готов к утверждению уже осенью 2020 года.После этого рабочая группа перейдет к разработке профессионального стандарта «Горный инженер», который будет охватывать очень широкий спектр технических и инженерных специальностей – от мастера-горняка до менеджера угольной компании. Эта работа будет вестись совместно со специалистами Санкт-Петербургской горной школы.

Высокий уровень квалификации горняков является приоритетом для «Кузбассразрезугля». В 2018 году компания заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Внедрение профессиональных стандартов в деятельность компании» в номинации «Лучшая производственная компания в области внедрения профессиональных стандартов».

Угольная компания «Кузбассразрезуголь» входит в состав Уральской горно-металлургической компании (УГМК), возглавляемой Искандером Махмудовым, и специализируется на добыче угля открытым способом. На данный момент компания эксплуатирует 16 угольных месторождений, около 70% добываемого угля добывается за рубежом. Стратегия развития «Кузбассразрезугля» направлена ​​на дальнейшее повышение качества и конкурентоспособности продукции и постепенное увеличение объемов добычи до 60 млн тонн угля в 2035 году. Для этого компания регулярно модернизирует производственные процессы.За последние пять лет компания вложила в техническое перевооружение почти 53 миллиарда рублей. Сегодня на предприятиях компании эксплуатируется более 1 600 единиц современной специализированной техники для добычи и транспортировки угля.

При этом компания постоянно стремится снизить влияние своей деятельности на окружающую среду: только в 2019 году компания направила на реализацию природоохранных мероприятий более 400 млн рублей. В программе снижения негативного воздействия на окружающую среду также предусмотрен переход на более чистое топливо.

Этические принципы и стандарты практики

Профессиональные этические принципы специального образования

Скачать PDF

Профессиональные специальные педагоги руководствуются профессиональными этическими принципами, практическими стандартами и профессиональной политикой Совета по делам исключительных детей (CEC) таким образом, чтобы уважать разнообразные характеристики и потребности исключительных людей и их семей. Они привержены соблюдению и продвижению следующих принципов:

  1. Поддержание сложных ожиданий от личностей с выдающимися личностями для развития максимально возможных результатов обучения и повышения качества жизни с уважением к их достоинству, культуре, языку и происхождению.
  2. Поддержание высокого уровня профессиональной компетентности и добросовестности и использование профессионального суждения в интересах людей с исключительными достоинствами и их семей.
  3. Содействие конструктивному и инклюзивному участию выдающихся личностей в их школах и сообществах.
  4. Коллективная практика с другими, кто предоставляет услуги лицам с исключительными возможностями.
  5. Развитие отношений с семьями на основе взаимного уважения и активное вовлечение семей и отдельных лиц, обладающих исключительными качествами, в процесс принятия решений в области образования.
  6. Использование доказательств, учебных данных, исследований и профессиональных знаний для информирования практики.
  7. Защита и поддержка физической и психологической безопасности людей с исключительными особенностями.
  8. Ни занятия, ни терпение ни к каким действиям, наносящим вред людям с исключительными особенностями.
  9. Практика в рамках профессиональной этики, стандартов и политики CEC; соблюдение законов, постановлений и политик, влияющих на профессиональную практику; и отстаивание улучшений в законах, постановлениях и политике.
  10. Защита профессиональных условий и ресурсов, которые улучшат результаты обучения людей с исключительными достижениями.
  11. Участие в повышении квалификации путем активного участия в профессиональных организациях.
  12. Участвует в росте и распространении профессиональных знаний и навыков.
Переводы

Этика CEC на арабском языке
Этика CEC на английском языке
Этика CEC на греческом языке
Этика CEC на корейском языке
Этика CEC на русском языке
Этика CEC на испанском языке
Этика CEC на традиционном китайском

Переводы координировала Алиса Фарлинг от имени DISES.

Стандарты специального образования для профессиональной практики

Скачать PDF

  1. Преподавание и оценка
    Специалисты специального образования:
    1. Систематически индивидуализируйте учебные переменные, чтобы максимизировать результаты обучения людей с исключительными особенностями.
    2. Выявить и использовать научно обоснованные методы, которые подходят для их профессиональной подготовки и наиболее эффективны для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с исключительными особенностями.
    3. Используйте периодические оценки для точного измерения успеваемости людей с исключительными особенностями и индивидуализируйте переменные инструкции в соответствии с результатами оценки.
    4. Создавать безопасную, эффективную и учитывающую культурные особенности среду обучения, которая способствует удовлетворению потребностей, стимулированию обучения и реализации положительных представлений о себе.
    5. Участвовать в выборе и использовании эффективных и учитывающих культурные особенности учебных материалов, оборудования, расходных материалов и других ресурсов, соответствующих их профессиональной роли.
    6. Использовать приемлемые с культурной и лингвистической точки зрения процедуры оценки, которые точно определяют то, что предполагается измерить, и не дискриминируют людей с исключительными или культурно различающимися потребностями в обучении.
    7. Используйте только те практики изменения поведения, которые основаны на фактах, подходят для их подготовки и которые уважают культуру, достоинство и основные права человека людей с исключительными особенностями.
    8. Поддерживать использование позитивного поведения поддерживает и соответствует местной политике, касающейся применения дисциплинарных методов и процедур изменения поведения, за исключением случаев, когда политика требует их участия в телесных наказаниях.
    9. Воздерживаться от использования техник отвращения, если цель изменения поведения не является жизненно важной, повторные испытания более позитивных и менее ограничительных методов не увенчались успехом, и только после соответствующей консультации с родителями и должностными лицами соответствующего агентства.
    10. Не применяйте телесные наказания лиц с исключительностью.
    11. Сообщать о случаях непрофессиональной или неэтичной практики соответствующему надзорному органу.
    12. Рекомендовать услуги специального образования, необходимые лицу с исключительной потребностью в обучении для получения соответствующего образования.
  2. Профессиональная квалификация и трудоустройство
    Специалисты специального образования:
    1. При поиске работы заявлять о себе честно, этично и законно, учитывая свои знания и опыт.
    2. Убедитесь, что лица, практикующие или представляющие себя учителями специального образования, администраторами и поставщиками соответствующих услуг, имеют профессиональные полномочия.
    3. Практикуйте в рамках своих профессиональных знаний и навыков и при необходимости обращайтесь за соответствующей внешней поддержкой и консультацией.
    4. Предоставить уведомление в соответствии с политикой и контрактами местных образовательных агентств при намерении уволиться с работы.
    5. Придерживаться контрактов и условий назначения или соответствующим образом уведомить руководителя о профессионально неприемлемых условиях и намерении уволить такую ​​работу, если это необходимо.
    6. Защитник соответствующих и благоприятных условий преподавания и обучения.
    7. Отстаивать достаточные кадровые ресурсы, чтобы отсутствие замещающих учителей или вспомогательного персонала, в том числе парапреподавателей, не приводило к отказу в услугах специального образования.
    8. Обратитесь за профессиональной помощью в случаях, когда личные проблемы мешают выполнению работы.
    9. Убедитесь, что публичные заявления, сделанные профессионалами как частными лицами, не истолковываются как официальные заявления о политике агентства.
    10. Объективно задокументировать и сообщить о неадекватности ресурсов их руководителям и / или администраторам и предложить соответствующие корректирующие действия.
    11. Отвечайте объективно и недискриминационно при оценке кандидатов на трудоустройство, включая процедуры рассмотрения жалоб.
    12. Решать профессиональные проблемы на рабочем месте, используя установленные процедуры.
    13. Добивайтесь четкого письменного объяснения своих обязанностей и ответственности, в том числе тех, которые предусмотрены условиями найма.
    14. Ожидайте, что обязанности будут доведены до сведения коллег и будут их уважать, и работайте над обеспечением такого понимания и уважения.
    15. Повышение качества образования и активное участие в планировании, разработке политики, управлении и оценке программ специального образования и программы общего образования.
    16. Ожидайте адекватного надзора и поддержки специалистов в области специального образования и программ, предоставляемых квалифицированными специалистами в области специального образования.
    17. Ожидайте четкого распределения ответственности и подотчетности в управлении и надзоре за специалистами в области специального образования
  3. Повышение квалификации
    Специалисты специального образования:
    1. Вести индивидуальный план профессионального развития, направленный на систематическое развитие их знаний и навыков, включая культурную компетентность, с целью поддержания высокого уровня компетентности.
    2. Поддерживать актуальные знания о процедурах, политиках и законах, имеющих отношение к практике.
    3. Участвовать в объективной и систематической оценке себя, коллег, услуг и программ с целью постоянного улучшения профессиональной деятельности.
    4. Утверждать, что агентство-работодатель предоставляет адекватные ресурсы для эффективного профессионального развития в школе, а также индивидуальных планов профессионального развития.
    5. Участвовать в систематических проверках на местах под руководством кандидатов, участвующих в программах подготовки.
    6. Участвовать в качестве наставников для других специальных педагогов, если это необходимо.
  4. Коллеги по профессии
    Специалисты в области специального образования:
    1. Признание и уважение навыков и опыта профессиональных коллег из других дисциплин, а также коллег из их собственных дисциплин.
    2. Стремиться развивать позитивное и уважительное отношение среди профессиональных коллег и общественности к людям с исключительными потребностями в обучении.
    3. Сотрудничайте с коллегами из других агентств, чтобы улучшить услуги и результаты для выдающихся людей.
    4. Сотрудничайте с коллегами-профессионалами как с общим, так и со специальным образованием, а также с другим персоналом, обслуживающим людей с исключительными возможностями, чтобы улучшить результаты для людей с исключительными возможностями.
    5. Профессионально вмешиваться, если поведение коллеги является незаконным, неэтичным или наносит ущерб лицам с исключительными особенностями.
    6. Не допускайте конфликта интересов.
  5. Параобразователи
    Специалисты специального образования:
    1. Обеспечить, чтобы параобразователи специального образования прошли соответствующую подготовку для выполнения поставленных перед ними задач.
    2. Назначайте только те задания, для которых параобразователи подготовлены соответствующим образом.
    3. Постоянно предоставлять парапреподавателям информацию о выполнении ими поставленных задач.
    4. Обеспечивать своевременное, поддерживающее и коллегиальное общение с парапедагогами относительно задач и ожиданий.
    5. Профессионально вмешиваться, если поведение параобразователя является незаконным, неэтичным или наносит ущерб лицам с исключительными особенностями.
  6. Родители и семьи
    Специалисты специального образования:
    1. Используйте культурно приемлемое общение с родителями и семьями, которое является уважительным и понятным.
    2. Активно искать и использовать знания родителей и отдельных лиц при планировании, проведении и оценке услуг специального образования и расширять их возможности как партнеров в образовательном процессе.
    3. Поддерживать общение между родителями и специалистами с должным уважением к частной жизни, конфиденциальности и культурному разнообразию.
    4. Поощрять возможности для обучения родителей, используя точную, культурно приемлемую информацию и профессиональные методы.
    5. Сообщите родителям о соответствующих правах и гарантиях образования.
    6. Осознавать и практиковать таким образом, чтобы продемонстрировать уважение к культурному разнообразию в школе и сообществе.
    7. Уважать профессиональные отношения со студентами и родителями, не стремиться к личной выгоде и не вступать в неприемлемые отношения.
  7. Исследования
    Специалисты специального образования:
    1. Не используйте исследования сознательно, вводя других в заблуждение.
    2. Активно поддерживать и участвовать в исследованиях, направленных на улучшение результатов обучения людей с исключительными потребностями в обучении.
    3. Защищать права и благополучие участников исследования.
    4. Точно интерпретировать и публиковать результаты исследований.
    5. Отслеживать непредвиденные последствия исследовательских проектов с участием лиц с исключительными особенностями и прекращать деятельность, которая может причинить вред, превышающий утвержденный уровень.
    6. Отстаивать наличие достаточных ресурсов для поддержки долгосрочных исследовательских программ с целью улучшения практики специального образования и результатов обучения лиц с исключительными особенностями.
  8. Управление делами
    Специалисты специального образования:
    1. Вести точный учет учащихся и обеспечивать соблюдение и соблюдение соответствующих стандартов конфиденциальности.
    2. Соблюдайте соответствующие процессуальные гарантии и помогите школе обеспечить надлежащую правовую процедуру.
    3. Предоставлять администраторам, коллегам и родителям точные данные об учениках и программах на основе эффективных и объективных методов ведения документации.
    4. Сохранять конфиденциальность информации, за исключением случаев, когда информация раскрывается при определенных условиях письменного согласия, отвечающих требованиям конфиденциальности.
    5. Участвовать в надлежащем планировании переходных последовательностей лиц с исключительными особенностями.
  9. Необразовательная поддержка
    Специалисты специального образования:
    1. Выполнять назначенные конкретные вспомогательные задачи, не относящиеся к образовательной, такие как прием лекарств, только в соответствии с местными правилами и при наличии письменных инструкций, юридической / политической информации, а также раскрывается профессиональная ответственность за выполнение задачи.
    2. Отстаивать то, что от специалистов по специальному образованию не ожидается, что они будут регулярно выполнять вспомогательные задачи, не связанные с образованием.

      Музей русской иконы повторно аккредитован Американским альянсом музеев

      Контент сообщества | Предмет

      КЛИНТОН – Музей русской иконы получил повторную аккредитацию Американского альянса музеев, высшую награду, присуждаемую музеям страны.

      Аккредитовано менее 5% американских музеев.Аккредитация означает превосходство музейного сообщества, публики, посещающей музеи, а также правительств, спонсоров и сторонних агентств.

      «Получение повторной аккредитации AAM в год пандемии является свидетельством самоотверженности, целеустремленности и упорного труда замечательных сотрудников и правления музея в сохранении и распространении сокровищ Музея русской иконы, а также подтверждением того, что видение нашего покойного основателя Гордона Лэнктона, – сказал исполнительный директор Кент дур Рассел. «Мы безмерно гордимся тем, что были признаны на национальном уровне организацией, считающейся« золотым стандартом »музейного мастерства».

      Музей русской иконы – единственный в стране музей русской иконы, в котором хранится самая большая коллекция за пределами России. Первоначально аккредитованный AAM в 2016 году, через 10 лет после открытия своих дверей в октябре 2006 года, музей ежегодно привлекает более 10 000 посетителей со всей страны и мира.

      Аккредитация Альянса приносит музею национальное признание за его стремление к совершенству, подотчетности, высоким профессиональным стандартам и постоянному институциональному совершенствованию.Программа аккредитации музеев Альянса, разработанная и поддерживаемая музейными профессионалами на протяжении более 45 лет, является основным средством обеспечения качества, саморегулирования и подотчетности перед обществом.

      При присвоении аккредитации комиссия по обзору AAM назвала галереи и значки на просмотре «впечатляющими». Они высоко оценили музей как «международный лидер в области исследований икон и Журнал иконописных исследований» и как «выдающийся центр изучения икон в Соединенных Штатах.Он служит местному сообществу, а также ученым по всему миру ».

      Музей русской иконы был отмечен как «добившийся значительного прогресса в переходе от учреждения, возглавляемого и финансируемого учредителем, к независимо функционирующей некоммерческой организации, управляемой заинтересованным попечительским советом». И комиссия отметила, что организация использует выставки для содействия взаимопониманию между США и Россией.

      Чтобы получить аккредитацию, музей сначала должен провести год самообучения, а затем пройти посещение объекта группой рецензентов.Комиссия по аккредитации AAM, независимый и автономный орган музейных профессионалов, рассматривает отчет комитета по самообучению и посещению, чтобы определить, должен ли музей получить аккредитацию.

      «Аккредитованные музеи – это сообщество учреждений, которые решили отчитываться перед обществом о своих достижениях», – сказала Лаура Лотт, президент и главный исполнительный директор Alliance. «Аккредитация, несомненно, является значительным достижением, которым могут гордиться как учреждения, так и сообщества, которым они служат.”

      Ответственная журналистика

      Журналист всегда обязан действовать на основе принципов профессиональной этики, изложенных в Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которых является предварительным условием для его членства в Союзе журналистов России.

      Журналист соблюдает законы своей страны, но в отношении выполнения профессиональных обязанностей он принимает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого-либо еще.

      Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все усилия к тому, чтобы во избежание нанесения вреда кому-либо было неполное или неточное, преднамеренное сокрытие социально значимой информации или распространение ложной информации.

      Журналист обязан проводить четкое различие между фактами, о которых говорится в своих репортажах, и тем, что является мнением, версией или предположением, при этом он не обязан быть нейтральным в своей профессиональной деятельности.

      При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным методам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на поставленные им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию предусмотрена законом.

      Журналист считает тяжкими профессиональными преступлениями умышленное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах оплаты за распространение ложной информации или сокрытие истины; журналист не должен прямо или косвенно принимать какое-либо вознаграждение или гонорары от третьих лиц за публикацию материалов и мнений любого рода.

      Убежденный в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же печатные и (или) аудиовизуальные носители, которые использовались при публикации материала. В случае необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

      Журналист отвечает своему собственному имени и репутации для надежности любых Сообщений и справедливости любого суждения, обычного для его подписи под своим псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не имеет права запретить ему отозвать свою подпись под сообщением или приговором, которые были хотя бы частично искажены против его воли.

      Журналист хранит профессиональную тайну относительно источника конфиденциальной информации. Никто не может заставить его открыть источник. Право на анонимность может быть нарушено только в исключительных случаях, когда есть подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также ссылки на источник имени являются единственным способом избежать серьезного и неминуемого вреда для людей.

      Журналист обязан уважать просьбу опрошенных им лиц не разглашать свои официальные заявления.

      Журналист полностью осознает опасность ограничений, притеснений и насилия, которые могут быть спровоцированы его работой. Выполняя свои профессиональные обязанности, он выступает против экстремизма и ограничения гражданских прав по любым основаниям, включая пол, расу, язык, религию, политические или иные взгляды, а также социальное и национальное происхождение.

      Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых уничижительных намеков или комментариев относительно расы, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физических недостатков или болезней человека.Он воздержался от публикации такой информации, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикуемой статьи. Журналисту обязательно следует избегать оскорбительных выражений, которые могут нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

      Журналист придерживается принципа, что каждый человек невиновен до суда, пока не будет доказано обратное. В своих сообщениях он избегает упоминания имен родственников и друзей тех, кто был обвинен или осужден за совершенные ими преступления, за исключением случаев, когда это необходимо для объективного изложения.Также избегается упоминание имен жертв преступлений и публикация материалов, ведущих к опознанию жертвы. Поскольку особо строгие нормы соблюдают данные, когда журналистское общение может нанести вред интересам несовершеннолетних.

      Только защита общественных интересов может оправдать журналистское расследование предполагаемого вмешательства в частную жизнь человека. Эти вмешательства проводятся строго в ограниченном объеме в отношении лиц, помещенных в медицинские и аналогичные учреждения.

      Журналист считает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической ориентации.

      Журналист признает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

      Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, ваш авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения рекламной или коммерческой информации, особенно если такой характер явно и однозначно не является самой формой такого общения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности немыслимо с этической точки зрения.

      Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которая может иметь в силу своей профессии.

      Журналист уважает и защищает профессиональные права своих коллег в соответствии с законами о добросовестной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда это может нанести ущерб личным или профессиональным интересам своих коллег, соглашаясь выполнять свои обязательства на заведомо менее благоприятных условиях в социальном, материальном и моральном плане.

      Журналист уважает и настаивает на уважении авторских прав, вытекающих из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Любым образом используя работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

      Журналист отказывается от задания, если его выполнение связано с нарушением одного из вышеуказанных принципов.

      Журналист использует и отстаивает свое право использовать все предусмотренные гражданским и уголовным законодательством гарантии защиты судебным или иным способом от насилия или угрозы насилия, телесных повреждений, морального вреда, диффамации.

      ПРИМЕЧАНИЯ: Кодекс утвержден Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, Москва.

      Источник: http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php

      Обновлено: 03.05.2016

      Как «лояльность» захватила российских журналистов и владельцев СМИ – Московский Центр Карнеги

      Когда СМИ и их владельцы подотчетны политическому режиму, а не своей аудитории, они не могут быть одновременно профессиональными и управляемыми.

      Одиннадцать Коммерсантъ журналистов покинули газету в знак протеста после решения издательства уволить двух журналистов, написавших статью о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста спикера Совета Федерации, верхней палаты Совета Федерации. российский парламент. Исход этих 13 журналистов, включая заместителя главного редактора газеты по политическим новостям Глеба Черкасова, является серьезным ударом для Коммерсант , чьи политические репортажи были на высоком уровне.

      По утверждению руководства издательства, авторы статьи, Иван Сафронов и Максим Иванов, нарушили профессиональные стандарты, очевидно, при использовании анонимных источников. Это выглядит странно: не только заместитель редактора по политическим вопросам допустил появление статьи на страницах. несколько других старших редакторов, включая главного редактора, несут ответственность за содержание. Еще один странный аспект дела заключается в том, что увольнение произошло только через месяц после публикации статьи.

      Этот инцидент напомнил об увольнении в 2011 году Максима Ковальского, главного редактора журнала Коммерсант-Власть , после публикации фотографии испорченного бюллетеня с непристойной надписью рядом с именем Владимира Путина (это был период парламентские выборы и время, когда Путин был готов вернуться на пост президента). Тогда основатель «Коммерсанта » Владимир Яковлев писал: «Когда журналиста увольняют за публикацию материалов, которые могут не понравиться властям, всегда можно найти то или иное оправдание. Потому что никто не хочет говорить: «Мы увольняем журналиста, потому что он публикует материалы, которые могут не понравиться властям» ».

      Первородный грех российской журналистики был совершен более двух десятилетий назад, когда лучшие и самые яркие журналисты печатных и тележурналистов участвовали в антиправительственной кампании «младореформаторов»: либеральных экономистов из команды тогдашнего президента Бориса Ельцина. Термин «информационные войны» вошел в политический лексикон, и некоторые участники этих войн воевали на нескольких фронтах, меняя свою приверженность в зависимости от того, кому принадлежит конкретное СМИ.

      В последующий период нормой стала не цензура, а самоцензура: журналисты сдерживали себя, потому что начали бояться редакторов своих секций; редакторы секций боялись гнева заведующих отделами; а руководители отделов боялись главных редакторов, которые подчинялись собственникам. Владельцы, в свою очередь, пытались предугадать реакцию властей. Самоцензура стала чем-то вроде профессионального стандарта и элементом так называемой корпоративной этики, который нельзя было нарушать. Постепенно журналисты превратились в государственных служащих, а частные СМИ были частными только по названию.

      Экономика медиа-сектора стала чрезвычайно сложной: реклама и подписка были важны, но единственный реальный способ выжить – это полагаться на спонсоров (владельцев или инвесторов), которые использовали свои СМИ для продажи своей политической лояльности. Лояльность можно было рекламировать, а лояльность можно было продавать по разделам: по политике, экономике, а позже и по внешней политике.Медиа-рынок превратился в рынок лояльности власти.

      По словам политолога Глеба Павловского, СМИ превратились в «журналистскую службу властям». Когда владеть СМИ стало сложно и опасно, крупные, средние и второстепенные игроки начали отказываться от средств массовой информации, как от непрофильных активов. Тем, кто сохранил свою, например, владельцу Ъ миллиардера Алишеру Усманову, пришлось быть еще более осторожными в отношении того, что эвфемистически называется корпоративной этикой.

      Многие представители прессы полагали, что они могут быть как профессиональными, так и управляемыми: хорошо выполнять свою работу, сохраняя при этом некоторую политическую приспособляемость. Хотя писать о реальности и формировать реальность – две довольно разные профессии, лучшие журналисты смогли успешно совместить высокое качество с пониманием того, где проводятся красные линии. Однако иногда случаются досадные промахи, когда кто-то наверху теряет самообладание. Затем рассылаются розовые оговорки, исходя из предположения, что никому нет до них дела и что работа важнее личных ощущений, вызванных решениями руководства.Наступает имидж-кризис, и журналисты и редакторы устают постоянно искать, где появятся следующие красные линии.

      В первые годы постсоветской России СМИ были публичным ресурсом. Однако она быстро утратила эту роль, потому что публичные модели чего-либо, включая телевидение и радио, в России плохо себя чувствуют. Став рынком для властей, СМИ утратили рыночные свойства в экономическом смысле этого слова. Объем дозволенного сужается и становится все более и более неопределенным, а слова становятся все более расплывчатыми.Это потому, что слова, которые называют вещи своими именами, подвергаются самоцензуре в соответствии с «профессиональными стандартами» и «корпоративной этикой».

      Оправдания те же, что и все остальные: лучше выжить, чем погибнуть, потому что, если вы выживете, вы сможете сделать что-то хорошее, пролить свет на проблему, спасти человека – и лучше нас, чем те, кто придет после нас. Если вы прочитаете мемуары главных редакторов советских времен, то заметите, что они жили по той же логике. Те же механизмы выживания действуют и по сей день.

      Когда Рафа Шакирова отстранили от должности главного редактора газеты Известия во время кризиса с заложниками в школе Беслана в 2004 году за публикацию навязчивой фотографии, которая выражала горе и недоумение как эмоциональную составляющую репортажа о теракте, некоторые пытались это сделать. извиняться перед властями, говоря, что их уже завалили телами и заложниками, а теперь вот такое: увольнение Шакирова было лишь логическим исходом. Однако не только правительство имело дело с телами и заложниками; это была страна.И правительство должно было служить народу, а люди должны были делать то же самое, что и СМИ: критиковать, разоблачать и контролировать.

      Бесконечная ориентация на государство любого действия и заявления, а также восприятие режима как чувствительного и хрупкого ядовитого цветка, который может раскрыться в любой момент и поглотить тех, кто его оскорбляет, – вот что привело к усилению контроля над медиа-контентом. В результате владельцы СМИ стали нести ответственность перед режимом, а не перед своей аудиторией.Точно так же губернаторы, сенаторы и депутаты опасаются не возмущения общественности, а мнения властей.

      Действительно свободные СМИ и действительно свободные выборы не могут существовать в таком мире. Государство считает, что так и должно быть. Это ошибка. Однако скоро отговорить уже будет некого.

      Эта статья изначально была опубликована на русском языке в РБК.

      Автор:

      .