Пошаговая инструкция по внедрению профессиональных стандартов!

Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:

 

  • Этап 1 – создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.

 

Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1).  Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.

 

  • Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.

 

Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы  всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.

Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением  профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:

– статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;

– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”;

– Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”;

– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.

 

 

  • Этап 3         – определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.

 

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:

– согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

– согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу  Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584,  обязаны  внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2020 года. 

 

  • Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:

 а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

В плане  указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.

 

  • Этап 5         – реализация мероприятий, установленных в Плане мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

 

Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:

 

Подэтап 1. Составление  Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

 

Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.

Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.

 

Подэтап 2. Поиск  информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

 

Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.

 Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса “Профессиональные стандарты” (http://profstandart.rosmintrud.ru (http://profstandart.rosmintrud.ru/)) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ “Научно-исследовательский институт труда и социального страхования” Минтруда России (http://vet-bc.ru (http://vet-bc.ru/)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

 

Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.

По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов  просто по названиям должностей является грубой ошибкой.

Так работодатель придет к некорректным выводам.

 Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.

Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.

Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо  сравнить с целями профессии по профстандарту.

Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.

 

Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.

 

 Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.

 Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование  в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.

Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса  Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС. Это же относится и к квалификационным требованиям, установленным для таких должностей, профессий и специальностей.

Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.

 

Подэтап 5. Сопоставление действующего функционала по должности, специальности,  профессии с тем, что установлен профессиональным стандартом.

 На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.

 

Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в  организации, с требованиями профстандарта.

 

На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные  работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.

 Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.

 Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.

 

 

Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.

Члены рабочей группы  готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.

В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию  и в другие документы.

В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию  и в другие документы.

 

Подэтап 8. Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.

Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом. Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня. Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных  программ обучения и повышения квалификации работников.

Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.

Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.

  

 

Приложение 1

 

Образец:

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов

 

в [наименование организации]

 

г. [место издания приказа]

[число, месяц, год]

 

В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,

приказываю:

1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:

Председатель – [должность, Ф. И. О.];

Члены группы – [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].

2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).

3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).

4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Приложение:

1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

 

Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]

 

С приказом ознакомлены:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

 

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

 

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Образец:

 

Утверждено
              приказом генерального директора

от 00.00.0000 № ________    

 о    создании  рабочей группы по внедрению     профессиональных стандартов

 

Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее – положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее – Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

 

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

 

2. Порядок образования рабочей группы

 

2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.

 

2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.

 

2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].

 

3. Основные функции рабочей группы

 

Рабочая группа осуществляет следующие функции:

3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].

 

3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.

 

3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.

 

3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.

 

3.6. [Указать иные функции рабочей группы].

 

4. Регламент работы

 

4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.

 

4.2. Председатель Рабочей группы:

– открывает и ведет заседания Рабочей группы;

– осуществляет подсчет результатов голосования;

– подписывает документацию от имени Рабочей группы;

– отчитывается перед руководителем Организации о работе Рабочей группы.

 

4.3. Члены Рабочей группы обязаны:

– присутствовать на заседаниях Рабочей группы;

– голосовать по обсуждаемым вопросам;

– исполнять решения, принятые на заседании Рабочей группы.

 

4.4. Члены Рабочей группы вправе:

– знакомиться с материалами и документами, поступающими в Рабочую группу;

– участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;

– в письменном виде высказывать особое мнение.

 

4.5. Решения по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Рабочей группы, принимаются большинством голосов членов Рабочей группы, присутствующих на заседании.

 

5. Права рабочей группы

 

5.1. Рабочая группа имеет право:

– вносить на рассмотрение руководителя Организации вопросы, связанные с реализацией введения профессиональных стандартов в Организации;

– вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы;

– привлекать для принятия участия в работе группы работников Организации для выполнения отдельных поручений.

 

 

                                 6. Заключительные положения.

 

6.1    Настоящее Положение вступает в действие со дня его утверждения руководителем Организации.          

6.2.  Настоящее Положение действует до его отмены или замены новым Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

6.3    Текст настоящего Положения подлежит доведению до сведения членов рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.

www.uralsoyuz.ru

Заседание рабочей группы по профессиональному стандарту «Специалист по экономике труда»

24 апреля 2017 года состоялось заседание рабочей группы по профессиональному стандарту «Специалист по экономике труда», под председательством руководителя рабочей группы, директора по развитию системы профессиональных стандартов НИИ Труда, Волошиной Ирины Александровны.

ВЫСТУПАЛИ:
Заместитель руководителя рабочей группы М.В. Данильченко — результаты участия членов рабочей группы в круглом столе «Профессиональный стандарт Специалист по экономике труда — новые возможности подготовки специалистов».

РЕШИЛИ: 

1. Принять следующие замечания к профессиональному стандарту: 

1.1 «Прежде всего, надо указать основные функции специалиста по экономике труда на предприятии. В частности:

— анализ затрат рабочего времени;
— анализ систем организации, нормирования, оплаты и мотивации труда;
— расчет оптимальных норм длительности и трудоемкости работ;
— расчет оптимальных норм численности персонала по видам работ;
— расчет фондов оплаты труда;
— другие функции.» — принять замечания и рассмотреть в части трудовых функций.

1.2 «Необходимо сформулировать требования к знаниям и умениям специалиста по экономике труда при выполнении соответствующих функций. В частности, специалист по экономике труда должен: 

— знать структуру задач выбора оптимальных вариантов;
— уметь формулировать и решать эти задачи с учетом системы ограничений и критериев оптимальности, исходя из конкретных условий.» — принять, включить в знания и умения.

1.3 «Необходимо указать порядок взаимодействия с технологическими службами
предприятия, особенно при установлении норм труда» — включить в знания, описать в ОТФ2 «знания- технология производства».

1.4 «Представленный проект требует существенной стилистической доработки.  Например, термин «техническое нормирование» (технико-обоснованные нормы) считается устаревшим уже десятки лет. Надо использовать термин «комплексно обоснованные (или оптимальные) нормы». На стр. 3 используется неудачный термин «администрирование» (регламентов, программ и т.д.)» — принять термин «комплексно обоснованные», продолжать использовать термин «администрирование». 

2. Рассмотреть предложения по результатам Заседания рабочей группы СРОО «АРС УЧР»: 

2.1 Требования к образованию, направление «управление персоналом» исключить.  

2.2 Категорирование специалистов не сохранять, оставить на решение работодателя.  

2.3 Требования к образованию формировать, учитывая возможность развития знаний в области экономики труда. 

3. Внести в ОТФ2 трудовые функции по трудоемкости и производительности. 

4. При формировании требований к квалификации в части образования уточнять наименования направления и уровни (математическое, экономическое, техническое). 

5. По результатам участия в круглом столе «Профессиональный стандарт Специалист по экономике труда — новые возможности подготовки специалистов» внести в стандарт ОТФ «Макроэкономический уровень», с 8 квалификационным уровнем. 

6. Проработать ОТФ7 (8 квалификационный уровень) «Макроэкономический уровень»­.

7. Ответственным за ОТФ рассмотреть дополнительные предложения к профессиональному стандарту, внести их в свои ОТФ и направить до 15.05.2017. 

8. Запланировать следующее заседание РГ на 22 мая 2017 г., 19 июня 2017 г. 

sovethr.ru

О совете | СОВЕТ HR

Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом создан по решению Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям как постоянно действующий орган, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в области управления персоналом.

и.о. Председателя Совета — Митрофанова Валентина Васильевна, Управляющий партнер Юридической компании «Митрофанова и партнеры».

Рабочие группы Совета:

1. Рабочая группа по разработке и актуализации профессиональных стандартов

Руководителем рабочей группы по профессиональным стандартам является Управляющий партнер Юридической компании «Митрофанова и партнеры» Митрофанова Валентина Васильевна. Основная задача деятельности рабочей группы это поддержка рабочих групп,  экспертиза и апробация профессиональных стандартов, их корректировка, осуществление иных мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов в области управления персоналом.

2. Рабочая группа по проведению мониторинга рынка труда

Руководителем является Заместитель генерального директора по персоналу НПО им. Лавочкина Данильченко Марина Владимировна. Кроме непосредственно проведения мониторинга рынка труда, задачами рабочей группы являются выявление и отслеживание потребности в квалификациях и появлении новых профессий в области управления персоналом.

3. Рабочая группа по разработке и актуализации рамки квалификаций и квалификационных требований в области управления персоналом

Руководителем группы назначена Заместитель директора Департамента развития персонала Госкорпорации «Роскосмос» Фомина Ольга Эдуардовна. Ее задачами является разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в области управления персоналом.

4. Рабочая группа по организации, координации и контролю деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций

Руководителем рабочей группы является Директор Департамента кадровой политики Госкорпорации «Росатом» Гастен Дмитрий Анатольевич.

Работа группы ведется по двум направлениям:

  • Подготовка проектов наименований квалификаций, требований к ним и разработка оценочных средств по соответствующим квалификациям (руководитель направления – заместитель директора Департамента кадровой политики – начальник отдела оценки, развития и повышения эффективности персонала ГК «Росатом» Кармишина Оксана Николаевна)
  • Отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль деятельности (руководитель направления – исполнительный директор НП «ВКК–Национальный союз кадровиков» Власова Оксана Викторовна)

Рабочая группа создана с целью исполнения таких важных полномочий Совета как установление требований для подтверждения профессиональной квалификации, организации, формирования и развития сети центров по сертификации квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями, координации и контроля деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций.

5. Рабочая группа по образовательным стандартам и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ/по образовательным стандартам и ПОА.

Руководителем является Заведующая кафедрой УЧР факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Кабалина Вероника Ивановна. Рабочая группа создана для целей участия в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для специалистов в области управления персоналом.

Ключевыми задачами Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом в ближайшей перспективе являются:

1. Проведение мониторинга рынка труда, потребности в квалификациях, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в области управления персоналом;
2. Разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов в области управления персоналом;
3. Разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в области управления персоналом;
4. Организация, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций соответствии с в профессиональными стандартами и установленными иными квалификационными требованиями в области управления персоналом;
5. Участие в определении потребностей в образовании и обучении, разработке образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в области управления персоналом.

Совет приглашает специалистов в области управления персоналом, экспертов по вопросам трудового законодательства и HR-специалистов присоединиться к рабочим группам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Все желающие могут подать заявку на вступление в состав рабочих групп на почту [email protected]. Мы будем Вам рады!

sovethr.ru

Проект профессионального стандарта «Специалист по оценке персонала»

Команда разработчиков профессионального стандарта специалиста по оценке персонала (далее – ПС) разделена на две группы:

  • Рабочая группа – непосредственные разработчики ПС. Устанавливают сроки разработки; организуют встречи по разработке; формулируют текст ПС, опираясь на результаты обсуждения экспертной группы; контролируют соответствие ПС формальным требованиям; презентуют ПС на публичных мероприятиях.
  • Экспертная группа – специалисты по оценке персонала, формирующие содержание ПС.

Взаимодействие экспертной и рабочей групп осуществляется в рамках встреч по разработке ПС, а также дистанционно, онлайн (эл. почта, группа в Basecamp).

Координирует разработку ПС руководитель практики развития оценочных технологий ЭКОПСИ Евгений Лурье.

СОСТАВ
рабочей группы по разработке профстандарта
«Специалист по оценке персонала»

ФИОДолжность
Дегтярёв ПавелИнтерн практики «Разработка оценочных технологий» ЭКОПСИ Консалтинг
Александр КомковНачальник отдела оценки и развития персонала Россельхозбанк
Юлия НемоваНезависимый эксперт в области оценки персонала
Дарья ПортноваНачальник сектора аналитики и методологии оценки персонала Центра кадровой диагностики и развития персонала МГУУ Правительства Москвы
Юрий ШатровНаучный консультант практики «Разработка оценочных технологий» ЭКОПСИ Консалтинг


СОСТАВ
экспертной группы по разработке профстандарта
«Специалист по оценке персонала»

ФИОДолжность
Людмила АгатоваНачальник отдела оценки и развития персонала Бизнес кар
Виталий АлтуховРуководитель научно-методического отдела HR-Лаборатория «Гуманитарные технологии»
Дмитрий ДьячковЗаместитель начальника отдела реализации кадровой политики ОАО «РЖД»
Ксения ИвановаКонсультант Центра оценки персонала Госкорпорации «Росатом»
Алла КоваленкоМенеджер проектов Департамента по работе с персоналом Газпромбанк
Андрей КопьевЗаместитель генерального директора «ММ-Класс»
Мария МальцеваДиректор DDI Russia
Юрий МихеевКонсультант направления HR-консалтинг «Институт тренинга АРБ про»
Максим ПескинProduct Specialist / R&D Consultant SHL Russia & CIS
Сергей ПономарёвКонсультант по оценке персонала Talent Q
Наталья ПрахтДиректор Центра Оценки персонала Госкорпорации «Росатом»
Юлия СиницинаДиректор по консалтингу Talent Q
Екатерина СлободянНезависимый эксперт в области оценки персонала
Лев СоколовДиректор программ развития и обучения компании Detech Group
Татьяна СонРуководитель направления «Компетенции и оценка персонала» Группа компаний «НЛМК»
Сергей УмновНезависимый эксперт в области оценки персонала
Татьяна ХватининаДиректор по стратегическому развитию SHL Russia & CIS
Александр ШмелёвНаучный руководитель HR-Лаборатория «Гуманитарные технологии»

sovethr.ru

Петр Каныгин возглавил рабочую группу по разработке профессиональных стандартов в сфере промбезопасности

Председатель Профсоюза ПБ Петр Каныгин возглавил рабочую группу по разработке профессиональных стандартов в сфере промышленной безопасности Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности ТПП России. Об этом он сообщил в ходе заседания Комитета ТПП по промышленной безопасности.

Каныгин также отметил, что уже состоялось первое совещание рабочей группы. Планируется разработать профстандарты по направлениям: «эксперт в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «специалист по техническому диагностированию, обследованию и освидетельствованию технических устройств, оборудования и сооружений».

Комитет ТПП по промышленной безопасности создан в конце октября 2017 года. В декабре состоялось первое заседание комитета. Участники заседания обсудили план работы комитета на 2018 год, проект положения о комитете и проект регламента работы комитета.

В составе комитета было выделено 4 подкомитета. Подкомитет по информационным технологиям возглавил Андрей Костогрызов, главный научный сотрудник федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, председателем подкомитета по нормативно-правовому регулированию промышленной безопасности выбрана генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» Елена Кловач.

Во главе подкомитета по подготовке специалистов в области промышленной безопасности стал Владимир Котельников, директор негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Безопасность в промышленности»». Подкомитет по экспертизе промышленной безопасности возглавил Петр Каныгин, председатель Профсоюза ПБ.

ru-bezh.ru

Проект профстандарта «Специалист по экономике труда»

ФИОДолжность
Волошина Ирина АлександровнаРуководитель рабочей группы, Директор по развитию системы профессиональных стандартов НИИ Труда, Руководитель рабочей группы
Бовтунов Дмитрий АнатольевичЗаместитель начальника отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом  ПАО «Транснефть»
Воронченкова Галина АнатольевнаЗаместитель начальника организационно-аналитического отдела департамента управления персоналом  ПАО «Транснефть»
Долженко Светлана БорисовнаНачальник управления по работе с персоналом УрГЭУ, к.н.э., СРОО «АРС УЧР»
Данильченко Марина ВладимировнаЗаместитель руководителя рабочей группы, заместитель генерального директора по персоналу ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»
Евсюкова Татьяна АлександровнаЗаместитель начальника отдела управления персоналом  ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Иванова-Швец Людмила НиколаевнаДоцент кафедры Управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г.В. Плеханова
Коковихин Александр ЮрьевичЧлен СРОО «АРС УЧР», заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ
Крылова Наталья АнатольевнаКоординатор рабочей группы, ведущий специалист ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»
Лямкин Игорь ВладимировичНачальник отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом  ПАО «Транснефть»
Митрофанова Валентина ВасильевнаЗаместитель Председателя СПК в области управления персоналом, Директор НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика»
Московкин Николай БорисовичЗаместитель начальника отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом ПАО «Транснефть»
Саблуков Владимир АлексеевичЗаместитель начальника отдела разработки нормативов по труду  ЧУ «Газпром ЦНИС», СПК НГК
Славнова Татьяна ОскаровнаУправляющий партнер, к.псх.н.,  ООО А-Содружество
Сироткина ЕленаЭкономист по труду «Заря» – филиала ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»
Тищенко Оксана ВладимировнаМенеджер по персоналу  Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы»
Туманова Ольга МихайловнаГенеральный директор  ООО А-Содружество
Туманова Ирина НиколаевнаРуководитель кадровой службы «Технопрогресс»

sovethr.ru

Доклад “Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога”

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Московский городской психолого-педагогический университет

101996 Москва, ул. Сретенка, д. 29
+7(495)6329970
[email protected]

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Разработка концепции и содержания стандарта профессиональной деятельности педагога осуществлялась в два основных этапа.

Первый этап – разработка концепции стандарта был реализован в 2012 – 2013 гг. рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации (под руководством Е.А. Ямбурга). Концепция была представлена для обсуждения профессиональной общественностью на официальном сайте Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Второй этап – разработка макета стандарта профессиональной деятельности и организация и проведение общественно-профессионального обсуждения стандарта – реализована рабочей группой на базе Московского городского психолого-педагогического университета.

На втором этапе сформирована рабочая группа специалистов-разработчиков профессионального стандарта, осуществивших теоретическое, методологическое и нормативное обоснование, и подготовку проекта профессионального стандарта педагога в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ. Проект профессионального стандарта прошел широкое общественно-профессиональное обсуждение на круглых столах и расширенных совещаниях рабочих групп при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерстве образования и науки Российской Федерации с участием представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В тексте проекта стандарта учтены и отражены замечания и рекомендации представителей профессионального сообщества, ведущих профильных профессиональных ассоциаций и профессиональных союзов федерального уровня. Итоговый вариант профессионального стандарта педагога был согласован с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и Общероссийским Профсоюзом образования.
В настоящее время осуществляется апробация и внедрение профстандарта педагога на базе региональных стажировочных площадок. Основные направления апробации и внедрения:

  • разработка концепции поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога;

  • разработка и общественно-профессиональное обсуждение проекта модернизации системы педагогического образования в части профстандарта педагога;

  • разработка системы установления уровней соответствия компетенций педагога содержанию профстандарта педагога;

  • разработка модели построения дифференцированного профиля программы профессионального развития педагогов на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профстандарта педагога;

  • апробация и внедрение профстандарта педагога в системе высшего педагогического образования;

  • разработка аналитических и методических материалов по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

  • Приложение № 3

  • Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.

  • Введение

  • Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.

  • Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности.

  • Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.

  • Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).

  • Второй уровень – овладение культурой (математической и лингвистической).

  • Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.

  • Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).

  • Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры современного человека.

  • Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении.

  • Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую культуру.

  • Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения требований, распространяется только на требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную рамку квалификации.

  • Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода его на международный уровень, не может не повышать собственный профессионализм.

  • Поэтому в приложениях, раздвигающих минимальные рамки стандарта, наряду с термином «должен» применяется термин «рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться, повышая свою квалификацию.

  • Часть А

  • Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

  • Общие положения

  • Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.

  • Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

  • Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:

  • · способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,

  • · способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

  • Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:

  • · конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения:

  • * формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),

  • * проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,

  • * выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,

  • * пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),

  • * применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;

  • · способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.

  • Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.

  • Принципиальной особенностью школьн

  • infourok.ru