Могут ли уволить воспитателя если нет пед образования

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

 

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она  используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

 

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

 

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

 

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.  

 

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, то согласно сложившейся практике – в том числе на основании пункта 9 раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, – лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

 

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

 

Следовательно, при введении в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

 

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

 

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

 

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

 

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей” в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

 

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

 

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности “воспитатель” наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

 

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

 

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

www.advokatorium.com

Воспитатели детсадов должны будут получить высшее образование…

Этого требует профессиональный стандарт, который Минобрнауки намерено внедрить по всей России. 

Министерство образования и науки РФ к следующему году представит финальный вариант профессионального стандарта дошкольных педагогов. Основные требования к тем, кто будет работать с малышами, уже определены. Одно из них — обязательное высшее образование, рассказали «Известиям» представители Министерства.

Поэтому министерство обяжет педагогов, имеющих среднее специальное образование и работающих в дошкольных организациях и начальной школе, получить диплом о высшем образовании по своей профессиональной тематике. Предполагается, что это можно будет сделать за счет госбюджета.

— Действительно, такое предложение есть, и оно было озвучено, — подтверждает председатель Всероссийского союза преподавателей Андрей Демидов. — Условия следующие: либо продолжение работы с параллельным повышением уровня образования, либо — на выход.

Сегодня, по его словам, часть учителей-воспитателей дошкольных учреждений имеют лишь среднее профессиональное образование.

Введение нового стандарта обусловлено новым законом «Об образовании». Вступающий в силу 1 сентября закон считает дошкольное образование одним из уровней общего — любая школа будет вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям дошкольных и школьных педагогов.

— Конечно же, стандарт должен пройти через профессиональное сообщество и общественное обсуждение, после чего и примет окончательные очертания, — поясняют в Минобрнауки.

Кроме диплома вуза, от воспитателей потребуется знание специфики дошкольного образования, закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста и особенностей образовательной работы с ними. А также умение организовывать деятельность дошкольников, планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Возможно также введение дополнительных специальностей для сотрудников дошкольных учреждений и школ: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог).

Кроме того, должен появиться образовательный стандарт для дошкольников. Ранее планировалось, что финальный вариант этого документа будет готов к сентябрю нынешнего года. Но в итоге министерство перенесло дедлайны. Проект Федерального образовательного стандарта появится в 2014 году, в том же году его протестируют в пилотных регионах, а в 2015-м начнется массовое внедрение по всей России.

— Создание стандартов — достаточно сложная работа, — отмечает руководитель Федерального института развития образования Александр Асмолов. — Здесь немаловажным остается кадровый вопрос. Сейчас довольно сложно привлечь молодые кадры для работы в детских садах. Одним из мотиваторов станет финансовая составляющая, которая будет прописана отдельной строкой в образовательном стандарте или вынесена как отдельный проект по привлечению молодых кадров в детские сады.

Андрей Демидов также отметил кадровый голод в дошкольных учреждениях. По его словам, эта проблема пока что никак не решается.

— Очень много красивых слов, но никакой конкретики. Сейчас в детских садах не хватает сотрудников, особенно младших воспитателей, потому что зарплаты низкие. Конечно, хорошо декларировать индивидуальный подход к каждому ребенку, но для этого нужно вложить определенные средства и ресурсы в воспитателей. Даже не прописаны нормы: сколько должно быть сотрудников в детсаду и какие функции они выполняют….

 

nsportal.ru

Можно ли работать воспитателем ДОУ с образованием педкласс?

Здравствуйте, Наталия!

В соответствии со ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ предусматривает:

Возможные наименования должностей: Учитель, Воспитатель.

Требования к образованию и обучению: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту практической работы: Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Профстандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Когда стандарт будет внедрен, за несоответствие ему могут уволить. В целях проверки соответствия работника занимаемой должности работодатель обязан провести аттестацию работника. Если она установит, что педагог не соответствует стандарту, его можно уволить по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ (несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Однако работодатель должен предложить другую работу, соответствующую его квалификации, если есть такие вакансии.

Согласно Письма Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 „О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования“, отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, если работник уже принят на работу и качественно выполняет свои трудовые обязанности при отсутствии у него необходимого образования, что подтверждено результатами аттестации, работник не может быть уволен.

Кроме того, по результатам аттестации может быть принято решение о том, что Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку. Тогда работодатель обязан Вас направить на обучение, и Ваша квалификация будет соответствовать профстандарту.

pravoved.ru

Если я пройду курсы профессиональной переподготовки по специальности “Воспитатель ДОУ”, могу ли я работать воспитателем?

Я имею законченное высшее гуманитарное образование по специальности «Социальная работа», сейчас хочу устроиться в детский сад воспитателем.Скажите пожалуйста если я пройду курсы профессиональной переподготовки в размере 502 часа, по специальности «воспитатель ДОУ», смогу ли я после них без проблем устроиться на работу, или же все же нужно профильное педагогическое образование и мне проще поступить в педколлеж?
Екатериан

Добрый день!

Екатерина, сможете.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ требования к квалификации по должности воспитатель — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с ФЗ „Об образовании в РФ“ (ст. 76) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Таким образом, обучение на „курсах профессиональной переподготовки в размере 502 часа, по специальности “воспитатель ДОУ» является дополнительным профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и по прохождению таких курсов Вы будете полностью соответствовать требованиям к квалификации по должности воспитатель.

Удачи Вам!

pravoved.ru

Смогу ли я продолжить работать воспитателем, если имею высшее непрофессиональное образование?

Имею высшее техническое образование (горный инженер). Неоднократно проходила курсы повышения квалификации.
Елена

Добрый вечер!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ требования к квалификации по должности воспитатель — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование (имеется ввиду любое) или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с ФЗ „Об образовании в РФ“ (ст. 76) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Таким образом, Вы и сейчас вполне соответствуете требованиям к квалификации по должности воспитатель, а пройдя профессиональную подготовку — тем более.

Что касается проф. стандарта, то в соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требования к образованию и обучению по должности воспитатель те же, что и в ЕТКС, а именно, высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Поскольку Вы неоднократно проходили курсы повышения квалификации (скорее всего по дошкольному образованию), то Вы соответствуете своей должности.

И не спешите с профессиональной переподготовкой, тем более, что проф. стандарт вводится в действие с 2017 года (Примеч. к п. 2 приказа).

Удачи Вам!

pravoved.ru

у меня высшее пед. образование, можно ли работать в дет саду без дополнительного образования?

Заведующая права, по новым квалификационным требованиям вы не сможете пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, пройдите курсы переподготовки, они сейчас действуют при всех институтах повышения квалификации, это не придурь заведующей, это так наше министерство образования и науки решило, все претензии к ним. Психология у дошкольников другая и занятия в игровой форме и документооборот немалый и ответственность за жизнь и здоровье детей поверьте, куда более большая чем в школе. Для заведующих это нововведение дополнительные головняки – где набрать столько дипломированных сотрудников с нужной специализацией, за воротами очередь не стоит, работа трудная (поработаете – поймете, с одними родителями с греха пропадешь) а зарплата – копеечная и всегда всем должен. Но если втянетесь – :-)))

Конечно, если есть желание.

Смотря кем работать. Если воспитателем, то как мама я бы хотела чтобы у вас было специальное образование. А если вы по образованию историк или математик, то знаете ли вы психологию малышей? Но на работу вас примут.

Можно, но курсы повышения квалификации Вам пройти придётся. В детском саду не так легко работать, как кажется со стороны. Знать и уметь надо многое. Хорошо, если на первых порах вам поможет старший воспитатель или напарница. Желаю удачи!

где-как. . у нас-нет.. . у нас тока специальное важно…

Отважная Вы женщина, Алена. Учителю очень трудно перестроится и подстроится под детский сад. Но такое возможно, конечно это на усмотрение заведующей. Удачи! Но еще сто раз подумайте, взвесьте все.

Действительно перестроиться и подстроиться под детский сад трудно, но можно. Я сама проработала учителем начальных классов 12 лет, а за место для ребенка в детский сад пришлось идти работать воспитателем. Первое время было очень трудно, но что не сделаешь ради своего ребенка. А вы ради чего туда хотите пойти? (Только не говорите, что от большой любви к детям- не поверю!! ! Зарплата- слезы, родители с амбициями и претензиями, дети…)

можно, кому же еще работать в дет садах? Парикмахерам или дворникам что-ли? Моя подруга – учитель химии по образованию (заметьте – химию преподают в старших классах! ) – лучше воспитателя в дет саду нет. Это зависит не от диплома, а от человеческих качеств, желания работать и ответственности. На работу Вас возьмут, при наличии вакансий (но это условие везде) , и более охотно, чем человека без пед. образования, хотя при нехватки воспитателей, их тоже возьмут.

Попытайтесь! Но люди правы, трудно будет. Перестроиться после школы…. практически нереально. А писанины побольше будет, чем в школе. Знаю одну бывшую учительницу, которая пошла работать в детсад, что бы устроить третьего ребёнка. Вот она наревелась! Писанину брала домой. Писала ночами, но всё равно не успевала. Для начинающих воспитателей РЕКОМЕНДУЮТ ВСЁ ПОДРОБНО РАСПИСЫВАТЬ! Да и после подростков-старшеклассников двухлетние дети, из которых половина и говорить не умеет…. валит в штаны, не хочет есть, спать, гулять, одеваться, заниматься… всё волоком… Нервы надо иметь крепкие. И особую психику, гибкую такую…. И желание! И любить детей надо! Да ещё родители вам будут палки в колёса вставлять, скорее всего…. НО ДЕРЗАЙТЕ! И курсы вам лишними не будут!

touch.otvet.mail.ru

Работа воспитателем в детском саду без педагогического образования

Добрый день!

Согласно положениям
раздела «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития
России от 26.08.2010 N 761н

Требования к квалификации воспитатель включая старшего. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Согласно  Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003  Код специальности 020201 Биология с присвоением квалификации Биолог отнесен к группе «Естественные науки».

Код специальности 050101 Химия с присвоением квалификации Учитель химии и Код специальности 050102 Биология с присвоением квалификации  Учитель биологии отнесены к группе «Образование и педагогика».

В соответствии с п 9. Общих положений ОКС 

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Если у Вас педагогическое образование, то  Вы можете работать воспитателем.
Если образование по естественным наукам, то согласно п.9 Общих положений раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»  Вас могут назначить на должность воспитателя, все зависит от аттестационной комиссии.С Уважением, Иван

pravoved.ru