Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

Получая услуги, нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения. 

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию? 

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ “Об образовании в РФ” (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ “Об образовании в РФ” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

activityedu.ru

Можно ли стать учителем без педагогического образования?

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, либо средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать. Всё дело в новых профстандартах для педагогов, за соблюдением которых строго следит Минобразования.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

kedu.ru

Учителя теперь могут не иметь педагогического образования ← Hodor

Из-за нехватки учительских кадров к преподаванию в школах разрешено привлекать специалистов, не имеющих педагогического образования. Речь идет о преподавателях естественнонаучных дисциплин — математики, физики, химии.

Об этом 10 апреля на брифинге сообщила председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам Законодательного собрания Севастополя Татьяна Щербакова. Министерство просвещения России направило в регионы разъяснения о применении требований профстандарта к образованию учителей.

Принятые в 2016 году поправки в действующий профессиональный стандарт «Педагог» разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, — рассказала Т.Щербакова.

Таким образом, теперь можно привлекать специалистов, имеющих профильное образование (например, инженеров), но не имеющих педагогического диплома. В качестве аргумента Т.Щербакова напомнила, что в советское время именно такие специалисты зачастую становились лучшими и привлекали в свою сферу деятельности молодежь. Правда, сколько именно таких специалистов не хватает в учебных заведениях Севастополя, Т.Щербакова не сказала, пояснив, что пока проблема отчасти решается за счет совмещения ставок.

— Преподаватели худо-бедно пытаются перекрыть нехватку учителей. Но при этом нагрузка на одного учителя достигает двух ставок, качественно в таких условиях преподавать очень сложно, — ответила депутат, добавив, что Крыму ни один вуз не готовит учителей точных дисциплин, а в ялтинском педагогическом в прошлом году на 20 бюджетных мест зачисление прошло только наполовину. Еще одна проблема — четверть сегодняшних педагогов — люди предпенсионного и пенсионного возраста.

источник


(Отредактировано в 2019-04-13 20:10:08)

hodor.lol

хочу работать в школе! можно ли устроиться без педагогического образования? и кем можно? какие есть должности? (г. Москва)

учитель труда, сантехник, электрик, охранник, мастер чистоты, секретарь директора. мед. сестра

секретарем можно. техничкой, гардеробщицей

Без педагогического образования к детям допускать нельзя.

Вряд ли вас возьмут в школу без педагогического образования. Хотя это зависит от школы.

Поваром, техничкой, дворником.

Опять скажу! В любую школу идёшь, к зав. столовой обращаешься. Мойщик посуды. Чем чище посуда, тем ближе чистильщик картошки (месяца через 2-3. Как себя поведёшь) . Далее, чем тоньше шкурка, тем ближе к салатам (полгода) . Затем, чем скорее те самые 16 способов нарезки лука освоишь, тем скорее свекла варёная и картофель фри. Плюс на то настойчивое предложение зав. столовой идти поступать в кулинарный техникум. Ни секундой раньше, но и ни минутой позже свои докУменты ТУДА! НО! ТОЛЬКО ПОСЛЕ предложения зав. столовой. Не раньше! Иначе вместо технолога пищевой промышленности под зад тебе коленом. А колени у них, столовских – я те дам и добавлю! Покрепше моих, слоновьих! Хе-хе.. . Далее на выбор заведующей: либо на овощах, либо на мясе-рыбе. Мой совет: овощи освоить от и до! Мясо-рыба позволительна лишь к концу учёбы. Три года и 9 месяцев учёбы, столько же и салатов. СамОй не дёргаться! После честного получения диплома расклад следующий: По лету в пионерских лагерях зав. столовой. Нет-нет, не она, но Вы, Наталья, заведующая столовой! Ну-ну, не смущайтесь, не краснейте. Это только начало. И Вы пока ещё на мясе-рыбе. Разделка. Не готовка. Через 1,5 года ваша начальница лично приносит Вам приглашение на продолжение обучения в ВУЗ по спецпрофилю. Там их несколько. Не уросить и идти туда, и только туда, куда ткнёт палец указующий. Через два года обучения в ВУЗе Вас, Наталья, могут допустить к горячим блюдам. И опять, как себя покажете.. . Теперь в сторонку отойдём, пошепчемся. Чтобы никому, слышь, – никому! Ну вот.. . Как только на чистку картошки переведут, тут сразу перед тобой все училки приседать начнут. Мол, Наталья свет Батьковна! Мне бы, нам бы, вот бы, как бы.. . Ни в коем случае! Отсылаешь всех к зав. столовой. И даже Завуча. Искушать будут, улещать, уговаривать. Морду тряпочкой и всех к заведующей!! ! Знай, – это проверки от неё, начальницы твоей. Месяца 3-4 к тебе поприставаются, зато потом и нос в пУхе и баулы в руки. Три семьи кормить будешь. И не очистками, сама понимаешь. Свою, матери и свекрови семьи. Да умудрит Тебя Господь, о Наталья свет.. . ну ладно-ладно, сам знаю что рановато. Но.. . P.S. А школа? А что школа? Школа рядом будет. Через тебя перетекать будет. Но только после чистильщика картошки. До этого упрись рогом и молчака. Бог в помощь!

touch.otvet.mail.ru

А могут ли взять работать в школу учителем без педагогического образования??

Да, в школу могут взять без педагогического образования. У сына несколько учителей, например, с экономическим образованием. Интересовалась, как они ведут уроки. Оказывается, они проходят двухгодичные курсы по педагогике. Но это с условием, что есть уже высшее образование. И в рамках курсов специализация. Например, начальная школа. После курсов учитель обязан отработать в школе 3 года. За срок не ручаюсь. уже не помню. Но государство страхуется, чтобы деньги на ветер не разбрасываться.

возьмут только нянькой в детсад

могут например, специалистов в биологии, химии, физике, но потом надо проходить специализацию (пед. курсы без отрыва от процесса)

Педофилов берут с уголовным прошлым, а отсутствие образования вообще не помеха!

Воспитателем в интернат по разрешению РОНО.

думаю, что вряд ли…. мой папа 30 лет работает тренером, сам спортсмен-профессионал, так для них ввели курсы по профпригодности, экзамен сдавал… а Вы о школе спрашиваете….

у меня мама работает учителем труда без педагог. образования, были лишь курсы полвышения квалификации в ПИПКРО !! так вот!!

В 90- годы по нехватке учителей – брали, сейчас уже нет. Только при крайнем дефиците.

Нет. в школу чтоб устроится надо обратиться в департамент с документами. в том числе и дипломом

насколько я поняла можно, главное договориться с директором, особенно в частных

могут, особенно елси вы молодая и хорошо знаете предмет, Сейчас в школах нехватка млодых специалистов, так что удачи Вам 🙂

Концепция «Наша новая школа» – учителем теперь можно стать и без педагогического образования. Обучать детей сможет и экономист, и юрист, и врач. Отправят на курсы и готово.

Навряд ли. Даже если вы отлично знаете предмет, знание методики преподавания необходимо. В школе программа и 40 минут и нужно вложить знания в головы, не всегда этого желающих, индивидов. .

учитывая, что в ряде школ нехватка учителей худ. цикла, то при наличии спец. образования (муз. или худ. ) и при условии обучения на заочн. отделении по пед. специальности, могут взять учителем музыки или рисования

touch.otvet.mail.ru