Содержание

С 1 сентября этого года вступают поправки в Закон об образовании, которые отменили начальное профтехобразование, и остается только среднее. / Радио Маяк


В столице продолжается меняться система образования в колледжах. Например, разработана система обучения для взрослых, которые хотят получить новую профессию. Но с 1 сентября этого года вступают поправки в Закон об образовании, которые отменили начальное профтехобразование, и остается только среднее.


 


В чем плюсы и минусы нововведений? О перспективах развития среднего профессионального образования в столице рассказывает директор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, профессор Ирина Всеволодовна Абанкина. Ведущий – Ирина Козловская.


 


ВЕДУЩИЙ: Гость программы – директор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, профессор Ирина Абанкина. Мы будем говорить о развитии среднего профессионального образования. Ирина Всеволодовна, раньше было начальное образование и среднее. И в принципе цели тоже у  них немножко разнились. Начальное – подростки сразу получали профессию, навыки основные – токарь, швея-мотористка. И в принципе добрая половина времени уходила на практику. Они занимались с мастером, мастер их обучал азам профессии. Среднее – в основном выходили оттуда технологи. Может быть, не совсем все так, но суть такая?


 


АБАНКИНА: Да.


 


ВЕДУЩИЙ: Теперь. Насколько я понимаю, с 1 сентября этого года в закон об образовании ввели изменения, и остается у нас как бы только среднее образование. Начальное упрятали под него. Но до сих пор, я так понимаю, не разработаны стандарты, и очень многие не знают, как дальше преподавать, учить. Мне рассказывала знакомая: приходят мастера, которые преподавали, им говорят: вы ищите новую работу, потому что нет подзаконных актов, нет новых методик, как вы должны работать. Вот зачем нужно было убирать начальное образование, которое в принципе несло благую цель?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, на самом деле здесь было довольно много споров и сломано копий и, в том числе, опирались на тот опыт, который уже есть, не только на зарубежный, но и на российский, в частности – на московский. Москва на самом деле очень давно уже, несколько лет назад перешла на систему только среднего профессионального образования, интегрировала учреждения и начального, и среднего профессионального образования. И внутри именно этого уровня образования остается программа подготовки квалифицированных рабочих по профессиям, и они получают в этом смысле контрольные цифры приема по профессиям, и специалистов с уровнем среднего профессионального образования по специальностям. Это было на самом деле достаточно серьезно подготовлено и сменой оборудования, и разработкой новых интегрированных образовательных программ. Причем эти учреждения как тип учреждения, имеют право реализовывать не только программы среднего профессионального образования, но и профобучения, и дополнительного профессионального образования. То есть они превращаются в такие комплексы, работающие на современные городские рынки труда, там где требуются действительно и рабочие, и специалисты среднего звена, и даже руководители среднего звена. И сейчас речь идет о том, чтобы им дали возможность работать и по программам прикладного бакалавриата.


 


ВЕДУЩИЙ: Пока до руководителя наш подросток дорастет, много воды утечет. Но пока поговорим о ребятах. Раньше в колледжи принимали после 7-8 класса, раньше были ПТУ, потом их в 1990-х переименовали в колледжи. Наверное, в массе своей большинство ребят шло из так называемых неблагополучных семей. В этих ПТУ им давали бесплатную форму, их кормили, потому что у них порой и дома нечего было есть, просто не позволяли финансы. Сейчас ребятам, я так понимаю, сказали: давайте-ка вы доучивайтесь, либо после 9-го приходите, либо после уже окончания 11-го класса. Так это или не так?


 


АБАНКИНА: Да. Вы совершенно правы. Но на самом деле и  раньше шли после окончания так называемой основной школы. У нас были ФЗУ отдельные, которые брали за год до окончания основной школы, именно после 7-го класса, но в 1970-е и особенно в 1980-е годы эта практика уже перестала существовать. И действительно в учреждения начального профессионального образования, они тогда и сформировались как уровень, принимали после основного образования. То есть 8 классов, а тогда основное было – 8 классов, надо было закончить. Сейчас тоже действительно для того, чтобы пойти в эти учреждения, надо закончить основное образование, то есть 9 классов, потому что у нас сегодня уже 9-летний этот цикл. И после 9-го класса вы можете идти поступать в эти учреждения. Причем поступаете вы без конкурса. Всех, кто пришел, их обязаны взять. Они финансируются за счет бюджета – и льготы по обеспечению: и питанием, и обмундированием, одеждой, и транспортные льготы, – это все им сохранено. Это полностью бесплатный уровень образования. Они все, как были в предыдущем законе, так и в этом сохранены. Можно пойти не после 9-го, а после 11-го класса, но тогда вы будете учиться по сокращенной программе. Тогда уже та базовая часть основной школы, которую вы имели, будет преподаваться не в колледже, поскольку вы ее уже в школе освоили, она будет из программы исключена. И только специальности нужные, по углублению физики для электротехники  или для электромеханики, они будут включены. То есть программы разные – на базе 9-го класса и на базе 11-го класса. И сроки обучения соответственно разные. Но в принципе на базе 11-го класса вы имеете право получить профессию квалифицированного рабочего, никто вас в этом не ограничивает. И тут очень важно подчеркнуть, что у нас обязательства, они приняты были даже не этим законом об образовании, а предыдущим внесены эти изменения по необходимости обязательности вот в этом смысле получения каждым полного среднего образования. Поэтому либо в школе, либо в ПТУ,  либо в техникуме, но где-то полное среднее должны были дать. Гибкость программ сохранилась. Если в школе получили полное среднее и идете в учреждение среднего профессионального образования только ради профессии, значит, эти программы будут максимально сжаты и углубление будет только там, где требуется.


 


ВЕДУЩИЙ: Человек понимает, что не нужен ему 10-11-й, он не пойдет в институт, это не для него, ну, так объективно, а ему говорят, что иди все-таки в 10-11-й, у нас же есть профильные направления. И там ты тоже что-то освоишь. Он мог бы получить эти самые навыки в колледже?


 


АБАНКИНА: Вы абсолютно правы. Но идти он должен действительно в этом смысле лучше в колледж, потому что после окончания колледжа он получает диплом о том, что он имеет среднее профессиональное образование, позволяющее ему работать, либо на должностях рабочих с присвоением квалификации, либо даже специалиста, если он заканчивает по специальности. В школе, какое бы не было профильное образование, на самом деле в большинстве случаев это углубление изучения того или другого предмета, но никакого дополнительного специального диплома, кроме аттестата об окончании полной средней школы, он не получает. И там, где требуется квалификация определенная, там, где есть требования уже либо к профессии, либо к специальности, школа, конечно, не дает. Но здесь – это выбор семьи, это выбор самих ребят, куда им именно идти и как. И сейчас, в частности в Москве, сформированы и ресурсные центры, и довольно сильные учреждения среднего профессионального образования, которые подхватывают ребят, начиная уже с 7-8-го класса, рассказывая о том, какое образование, как можно получить. У них программа старшей школы, она, конечно, гораздо менее академическая. Она в этом смысле решена в таких традициях углубления по тем предметам, которые нужны, то есть это не полный курс физики, допустим, а только тот, который нужен по этой профессии или по этой специальности, которую выбирает он. Она – практико ориентированна в отличие от фундаментальности и академичности полной школы. И действительно у нас процентов 30 ребят не справляются со старшей школой. Они теряют мотивацию уже даже в основной школе. У нас очень сильно, в каком-то смысле для такого уровня образования, перегружены академическим содержанием фундаментальности наши и учебники, и учебные планы во многих школах. И, как показывает опыт, для того, чтобы иметь хорошие результаты ЕГЭ, очень многие идут именно на углубление по предметам, а вовсе не на эту профильность как таковую. Так что те ребята, которые, конечно, не планируют академического углубления по предметам, продолжения сразу же после окончания школы в ВУЗе, а готовы идти на вот такую, скажем, немецкую модель сэндвичного образования – обучение,  работа, потом понимание, какое нужно новое образование, углубление его или вообще по другой специальности, получение его. И вот на протяжении всей  жизни перемежается учеба с образованием, но каждый раз дополняя, доращивая как бы те знания и компетенции, которые есть.


 


ВЕДУЩИЙ: Ирина Всеволодовна, за все эти годы, мне кажется, не удалось преодолеть стереотипа, что ты закончил ПТУ либо колледж, пока нет престижности. Хотя на всех уровнях говорят: давайте поднимать престиж рабочей профессии. В Москве тем временем есть программа сокращения и вывода промышленных предприятий из Москвы. Тогда получается такой вопрос, как мы поднимем престиж этой профессии в Москве, когда сокращаются предприятия, и вот где золотая середина?


 


АБАНКИНА: На самом деле основные для большинства крупных городов рабочие места для квалифицированных рабочих и даже для специалистов среднего звена сегодня связаны с сервисной экономикой. Это жилищно-коммунальное хозяйство, это строительство. И  многие города переходят, что называется, на умные технологии, умный город, где используется электроника, системы автоматического слежения за разными процессами. И там действительно нужна довольно высокая технология и квалификация. Мы на самом деле сейчас закупили очень много техники и по уборке улиц, и по ремонту, и по всем остальным, где, конечно, неквалифицированным просто школьникам не справиться.


 


ВЕДУЩИЙ: Как раз это хороший вопрос, продолжение вопроса, по поводу квалификации. Наверное, можно в колледже, так утрированно, за год освоить какую-то профессию,  неплохо освоить, можно за два, за три, в зависимости от того объема знаний, которые хотят вложить в эту светлую голову. Но некоторые колледжи, либо даже какие-то курсы, предлагает ускоренное обучение – за полгода, за два месяца. Да, они научат, например, этого человека, подростка, мужчину, который хочет освоить новую профессию, работать с одним станком или с двумя. Зачем ему знать 25 этих обрабатывающих станков, либо 10 моделей какой-то уборочной техники, когда он получает диплом, он сертифицированный, он может работать, но на самом деле никто, грубо говоря, не докапывается, что ты умеешь и какая вариативность твоих движений в этой области?


 


АБАНКИНА: Ну, вот эти курсы, о которых вы говорите, совершенно правильно, три месяца тракториста подготовить или полгода, они дают диплом о профессиональном обучении. Это не уровень образования среднего профессионального, которое вы получаете, окончив учреждение среднего профессионального образования. Это профессиональное обучение.


 


ВЕДУЩИЙ: А зачем тогда такие скороспелки растут?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, для тех людей, которые имеют это самое полное среднее образование с учетом, как сказать, дышащей, особенно в регионах региональной экономики, переквалифицироваться на тех же и в сельском хозяйстве трактористов с учетом новой полученной техники или наоборот какие-то другие освоить механизмы, и все остальное, становится довольно востребованным, если есть под это рабочие места. Очень многие, открывая инвестиционные проекты, готовят уже под будущее оборудование себе. И действительно, вот «Фольксваген», например, когда пришел в Калугу, он говорил: вы свои три года в своем техникуме учите сами, мы не то, что за полгода, мы можем некоторых – за три месяца. Они привезли свою профессуру, они привезли свое оборудование компьютерное, и все газосварщики, электросварщики, у них все работали минимум три месяца, максимум полгода – вот на этом оборудовании. Они говорят: а когда же мы пойдем, наконец, на вот это? Потому что наше представление о газосварке – это искры во все стороны, каска на лице или маска. Они говорят: помилуйте, у нас и на заводе работа на компьютере. У нас газосварщик – это компьютерный человек, который работает за компьютером, вот ровно за таким, который мы к вам привезли. И мы обучаем ровно с теми мастерами, преподавателями, профессурой, которые умеют работать, которые выявляют ошибки. И в общем-то они говорят, вот то, что вам нужно получить ваш российский диплом, что они полное среднее получили, пожалуйста, мы вам не мешаем. Мы к себе после трех месяцев или полугода берем на предприятие, они начинают работать. И в процесс работы, пусть у вас заканчивают, но у нас повышают свою квалификацию, совершенствуются, чтобы уже через год иметь уже сертифицированный предприятием сертификат о том, что они владеют этими технологиями и могут мигрировать внутри фирмы по разным рабочим местам.


 


ВЕДУЩИЙ: В принципе это здраво. Я – руководитель предприятия, я знаю, каких специалистов мне не хватает. Я их ращу, либо я их заказываю, выписываю. Сейчас в Москве тоже вроде с мертвой точки дело сдвинулось, предприятиям разрешили самим выбирать места, составлять список тех профессий, которые они хотели бы получить, и самим же обучать. Потом они должны оплатить их учебу, сами же предприятия. Это, я думаю, что могут найтись ресурсы. Но насколько я знаю, Департамент образования составил список предприятий и список мест, куда должны пойти эти предприятия. То есть предприятия здесь не вольны в свободе выбора, и уже готов список мест – вот вы сюда, пожалуйста, принесите деньги, чтобы оплатить работу, и вот те места, где вы можете обучать будущих своих трудовых кадров. Это так или не так?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, в Москве есть некоторый такой нажим административной системы, я бы сказала. Москва оптимизирует в очередной раз сеть этих учреждений, специализируя их на тех или иных направлениях и насыщая оборудованием под эти направления, в том числе. Вообще говоря, современное оборудование довольно дорогостоящее. И под все абсолютно вот такие специальности и профессии каждое оснастить  невозможно. Поэтому идет специализация, даже иногда группа учреждений, создается ресурсный центр, где устанавливается это современное оборудование, и уже от предприятий требуют, чтобы они именно в эти учреждения, связанные с ресурсным центром, направляли и средства, и отсюда ждали и получали выпускников, работали бы уже с учащимися, со студентами в процессе обучения. И в этом смысле это такое, я бы сказала, немножко административно-организованное партнерство, взаимодействие с бизнесом и с предприятиями. Но это механизм именно вот попытки эффективно использовать ресурсы, не распыляться, а сконцентрировать.


 


ВЕДУЩИЙ: Я с вами соглашусь, да. Но почему бы не дать большую свободу предприятиям, чтобы они искали какую-то альтернативу? Вдруг они нашли ближе, лучше, дешевле и так далее, и не худшего качества. Почему все-таки надо носом тыкать, вот давайте идите сюда?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, мне кажется, что это, наверное, один из таких рисков в процессе реформы. И именно в Москве он немножко более административно зарегулирован, чем это требуется. Вообще говоря, идея – Исаак Иосифович  Калина ее разделял – идея конкуренции как раз между теми учреждениями, которые могут готовить кадры, идея конкуренции, она даже вроде бы более здравая и позволяет повышать качество в борьбе за вот эти ресурсы, потому что немалые ресурсы со стороны департамента, и предприятий, но в воплощении она в провале.


 


ВЕДУЩИЙ: Хорошо. На мой взгляд, конечно, непрофессиональный, как вот можно еще повысить притягательность? Это, естественно, хорошие условия, хорошая зарплата и оснащение. Мы об этом немножко вначале поговорили по поводу, какое оборудование стоит в этих колледжах. Зная про колледж № 8, который прекрасно оборудован, и туда даже приходят на практику студенты, показывают как образцово-показательный тип заведения. Но, конечно, это все-таки исключение из правил, чем типичный такой представитель. Вот сколько денег выделяют на это? А кто следит, что деньги доходят до адресата, что оборудование действительно меняется, станет современным, не страшным, не допотопным?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, это вопрос, конечно, регионального уровня. Регионы у нас очень-очень разные. В несколько этапов уже шла эта передача на уровне субъектов Российской Федерации начального и среднего профессионального образования, очень много учреждений было закрыто, потому что регионы не в состоянии содержать эту сеть. Более того, регионы понимали, что можно делать и межрегиональную кооперацию, на три-четыре региона, находящихся рядом, готовить специалистов, потому что востребованность упала. Допустим, те же лесотехнические техникумы, они в советские времена были у каждого свой, и в Чувашии свой, и в Татарстане свой, и в Башкирии, и так далее. И как только первые волны коснулись лесотехнической отрасли и востребованность кадров стала намного меньше, то сохранился только в Мариинском посаде в Чувашии один такой техникум, который готов был на все регионы работать. Но сохранялся вопрос, почему именно Чувашия тогда в свой бюджет должна закладывать финансирование этого техникума. И все идеи о том, чтобы закрепить финансирование за каждым выпускником, который бы имел право выбирать, и деньги бы за ним следовали, приходя туда, куда она хочет, она реализована не была. Поэтому, конечно, регионы старались оставить только тех, которые вот под текущую ситуацию сейчас готовят нужные кадры, все остальное закрывалось. Были попытки это и перепрофилировать, и к кому-то присоединить. Часть техникумов подсоединялась к университетам, к ВУЗам. Почему? Потому что тогда они финансировались за счет федерального бюджета. Федеральный бюджет распределяет контрольные цифры приема не только на программы высшего, но и среднего профессионального образования, и даже профессионального обучения. И в этом смысле  регион снова мог как бы федерации это, но уже в структуре университета, подчинять тем задачам, которые стоят. Для ребят иногда это было выгодно, потому что более тесное было взаимодействие с программой высшего образования. У нас пока до сих пор это сохранилось, что по той же специальности на 2-3 курс ВУЗа можно поступить после окончания среднего профессионального образования. Сейчас эта ситуация с вступлением с сентября нового закона будет немножко по-другому урегулирована. Но, тем не менее, в отличие от многих стран, у нас вот эта преемственность была. В других странах нельзя поступить, все равно надо как бы сначала поступать. Но у нас она была. И это было тоже некоторой такой привлекательностью. В Москве ситуация, может быть, где-то даже одна из самых благоприятных, потому что Москва сумела сохранить сеть, ее оптимизировать, вложиться в ее переоснащение и, вот пусть под жестким административным нажимом, организовывать партнерство с предприятиями, которые стоят на ногах, которые все-таки работают. В первую очередь, конечно, в тех отраслях, которые в Москве востребованы. Это жилищно-коммунальный сектор, это строительный сектор, где-то даже и обслуживание население.


 


ВЕДУЩИЙ: То есть даже можно сказать, что и какое-то неплохое сотрудничество есть между бизнесом и средним профессиональным образованием?


 


АБАНКИНА: Да. В других регионах складывается по-разному. И после кризиса, это очень серьезно, что об образовании вступает в силу тогда, когда многие регионы от кризиса еще не оправились, не восстановилась даже строительная отрасль, не говоря уже о тех или других отраслях промышленности. И в этом смысле новых рабочих мест, а следовательно и заказа со стороны работодателей, почти нет. Какой-то бизнес, малый, немножко средний, он на ноги встает, но так сказать, чтобы он мог себе позволить заказывать и оплачивать обучение, этого, конечно, сказать невозможно. Сейчас основные заказы на такие профессии идут от наших крупных компаний: «Роснано», «Росатом», вот те, кто заказывает среднее профессиональное образование по программам. Заказывают они его очень часто внутри ВУЗов, причем таких ведущих университетов. Например, тот же МИФИ имеет довольно большие программы по подготовке именно рабочих и среднего профессионального образования. Это и доверие, это и понимание качества обучения на этих программах даже среднего профессионального образования, но при таких крупных университетах-партнерах, которые и научные разработки  ведут, и так далее. Но это же ситуация крупных городов и Москвы.


 


ВЕДУЩИЙ: Да. Я с вами соглашусь. А скажите, вот все равно, если не хватает рабочих рук и даже большее освоение специальностей, в основном, я так понимаю, с охотой берут москвичей или подростков, а вот мигрантов учат вообще на таких курсах, либо все-таки вопрос с этим не решен?


 


АБАНКИНА: Вы знаете, их достаточно. С той частью легальной миграции, конечно, работать намного проще и с ней работа идет. Более того, Россотрудничество довольно серьезно поставило вопрос и много работает в самих этих странах СНГ, и в Таджикистане, и в Киргизии. Они открыли просто программы среднего профессионального образования, чтобы там уже готовить. Но это именно та часть, как бы прозрачной, легальной миграции, которая, конечно, как мы все понимаем, составляет только вершину айсберга. Когда уже там понять тех людей, которые к нам собираются, их со школы подхватывать, давать профессии вот как раз тех самых электро-газосварщиков и так далее в соответствии с теми стандартами, которые есть, по работам уже, потому что допуск к технологиям уже не позволяет людям, мигрантам, особенно теневой миграции, с этим работать. Тут настолько много нарушений, что просто наша с вами жизнь в опасности, когда неквалифицированные работники. Но не с той, скажем так, не с той частью легальной миграции, которая есть. Тут, конечно, очень много вопросов.


 


ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, время нашей передачи подошло к концу. Ирина Всеволодовна, я вас благодарю, что вы пришли к нам на программу.

radiomayak.ru

Начальное профессиональное образование: специальности, где учиться, перспективы, куда идти работать

Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.

Что такое начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования.  Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.

Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.

Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.

Ещё один существенный плюс такого вида образования его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.

Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.

Где получить средне-техническое образование

В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.

Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:

  1. Профессиональное училище (ПТУ). Большая часть образовательной программы в таких заведениях сконцентрирована на изучении предметов профессиональной подготовки. Срок обучения составляет от 1 до 2,5 лет, в зависимости от полученного ранее базового образования (полного или основного) в средней школе.
  2. Профессиональный лицей. Программа обучения в таких местах обязательно состоит из образовательной (десятого и одиннадцатого класса средней школы) и, как в училищах, профессиональной. Учатся в них от 1 до 3 лет.

Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.

Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.

После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.

Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.

Как поступить в профессиональное техническое училище

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ

Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.

Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.

К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.

На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.

Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

tvercult.ru

Начальное профессиональное образование приравнивается к среднему

Начальное и среднее профобразование Каким должно быть современное профессиональное образование? Вывод Ознакомившись с информацией о том, что такое начальная профессиональная подготовка и чем отличается НПО от других учреждений, абитуриентам будет намного проще определиться с реализацией своих запросов, достичь поставленных целей. Если планируется дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, значит, приоритет следует отдать колледжу. Советуем выбирать учебные заведения, находящиеся под патронатом соответствующих ВУЗов. Технические профессии можно получить в лицее или ПТУ. Что касается специальностей гуманитарной направленности (бухгалтер или воспитатель), то лучше выбрать колледж.

В«рћр± рѕр±сђр°р·рѕрір°рѕрёрёрё рі р рѕсѓсѓрёр№сѓрєрѕр№ р¤рµрґрµсђр°с†рёрёв»

Важно
Обучение ведется с использованием углублённых программ, по окончании студенты могут продолжить обучение, чтобы получить высшее образование;

  • лицеи или профтехучилища позволяют получить начальное профтехобразование, учебный процесс здесь строится по индивидуальным планам,.

По окончании СПО студенты получают диплом НПО с квалификацией «специалист начального уровня». Организации с углублённым преподаванием присваивают квалификацию «младшего специалиста».

Современные стандарты Что такое образование начального уровня? Как уже было сказано, НПО обеспечивают лицеи и ПТУ (расшифровка — профессиональное техническое училище). Они довольно востребованы: по последним данным в них обучаются до полутора миллионов человек.

Начальное профессиональное образование приравнивается к среднему

При обучении молодых людей рабочим профессиям значительная роль отводится учреждениям среднего профессионально образования. Как ни странно, но в современном мире наблюдается недостаточная подготовка специалистов-практиков.
Нехватку рабочих рук может возместить начальная профессиональная подготовка, уровень которой со временем повышается благодаря использованию высоких технологий. … Оглавление:

  • Основные приоритеты
  • Где можно получить профессию
  • Современные стандарты
  • Стандарты повышенного уровня
  • Поступление
  • Какие предоставляются льготы
  • Особенности обучения
  • Преимущества заочной формы
  • Вывод

Основные приоритеты Возместить недостаток рабочих кадров помогает среднее профессиональное образование (СПО).

А мне говорили, что нпо приравнены к спо, а почему вы не приравниваете?

Где можно посмотреть соответствие учебного заведения уровню образования (т. е. какие учебные заведения необходимо закончить, чтобы получить среднее профессио

02zakon.ru

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ это что такое НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

образование, целью которого является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования, а по отдельным профессиям — на базе среднего (полного) общего образования; практическая подготовка преобладает над теоретической; главной задачей этого уровня образования является формирование конкретных трудовых умений и навыков; реализуется в учреждениях начального профессионального образования — профессиональных училищах и лицеях.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

первый уровень профессионального образования, который – базируется на основном (общем базовом) и/или среднем общем образовании; – предоставляется учебными заведениями начального профессионального образования или другими учебными заведениями, которым в установленном порядке дано право реализовывать образовательные программы начального профессионального образования; – имеет целью удовлетворение потребностей общества, государства и граждан в подготовке по всем направлениям общественно-полезной деятельности работников квалифицированного труда (рабочих и служащих), владеющих необходимыми прикладными знаниями и практическими навыками работы по конкретной избранной профессии в производственной и социальной сфере; – завершается присвоением лицу, успешно освоившему образовательную программу начального профессионального образования, определенной квалификации (рабочего или служащего) и выдачей документа (диплома) о начальном профессиональном образовании. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004 г., с.54) См. также Профессиональное образование

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru

Учреждения начального профессионального образования – это… Что такое Учреждения начального профессионального образования?



Учреждения начального профессионального образования

“…3. К учреждениям начального профессионального образования относятся:

профессиональное училище;

профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования;

учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня…”

Источник:

Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 N 650 (ред. от 31.03.2007) “Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования”

Официальная терминология.
Академик.ру.
2012.

  • Учреждения культуры
  • Учреждения образования взрослых

Смотреть что такое “Учреждения начального профессионального образования” в других словарях:

  • Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… …   Энциклопедия права

  • Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… …   Большой юридический словарь

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — тип образовательного учреждения, реализующий образовательную программу начального профессионального образования …   Профессиональное образование. Словарь

  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации  ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации. Звание утверждено 6 октября 2004 года в соответствии с Положением о знаках отличия в сфере… …   Википедия

  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации  ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации. Звание утверждено 6 октября 2004 года в соответствии с Положением о знаках отличия в сфере… …   Википедия

  • Образовательные учреждения —    Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Образовательная деятельность реализуется в учреждениях… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Образовательные учреждения —     организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание учащихся. По организационно правовым нормам О.у. могут быть государственными,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения — обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений …   Википедия

  • Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ …   Википедия

  • Департамент образования города Москвы — является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, осуществляющим государственную политику в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего… …   Википедия

official.academic.ru

3.1.с / обжд / образование / СЗ № 3 / уровень

В
соответствии с «Законом об образовании
Российской Федерации”, образование
в нашей стране делится на общее и
профессиональное.

Общее
образование включает три ступени:

  • начальное
    общее,

  • основное
    общее

  • и
    полное общее, которое раньше называлось
    просто средним.

Причем
основное общее образование является
обязательным. Оно соответствует 9 классам
школьного обучения. Человек, который
получил аттестат об окончании основного
общего образования, может выбирать,
продолжать ли общее образование или
начинать образование профессиональное.

Уровни
профессионального образования

Профессиональное

  • Высшее
    профессиональное

  • Среднее
    профессиональное

  • Начальное
    профессиональное

Профессиональное
образование
,
в свою очередь, бывает начальным, средним
и высшим. Начальное профессиональное
образование дает возможность стать
квалифицированным работником практически
по любой профессии исполнительского
класса. Для того чтобы получить начальное
профессиональное образование, достаточно
иметь, как правило, основное общее (9
классов), хотя в некоторых случаях, по
отдельным профессиям — необходимо
полное общее.

Обычно
начальное профессиональное образование
можно получить в течение 1-2 лет.

Среднее
профессиональное образование

позволяет стать специалистом среднего
звена по большинству профессий
исполнительского или творческого
класса. Среднее профессиональное
образование можно получить, имея основное
общее, полное общее или начальное
профессиональное образование. При этом
если человек уже имеет полное общее или
начальное профессиональное образование,
то получить среднее профессиональное
он может по сокращенным ускоренным
программам. В большинстве случаев
имеется возможность получить среднее
профессиональное образование в течение
2-3 лет.

Высшее
профессиональное образование

позволяет стать специалистом по любой
профессии творческого класса на основе
имеющегося полного общего или среднего
профессионального образования. При
наличии начального или среднего
профессионального образования высшее
профессиональное образование можно
получить по сокращенным ускоренным
программам.

Высшее
профессиональное образование, в свою
очередь, также делится на три уровня:

  1. Первый
    уровень представляет собой неполное
    высшее образование. При этом вы должны
    проучиться в высшем учебном заведении
    не менее 2 лет, после чего можете получить
    справку о неполном высшем образовании.

  2. Второй
    уровень высшего образования представляет
    собой квалификацию “бакалавра”.
    Вы можете получить ее, если вы проучились
    в высшем учебном заведении не менее 4
    лет. При получении звания бакалавра вы
    можете получить соответствующий диплом
    и, окончив учебное заведение, начать
    профессиональную трудовую деятельность
    практическим специалистом, а можете
    продолжить дальнейшее обучение в
    магистратуре.

  3. Наконец,
    на третьем уровне высшего образования
    вы можете получить квалификацию
    “магистра”. Для этого после получения
    звания бакалавра требуется отучиться
    еще не менее 2 лет. В ходе этих двух лет
    осуществляется специальная подготовка,
    включая практику, с целью дальнейшей
    научно-исследовательской и
    научно-педагогической деятельности
    выпускника.

В
каких учебных заведениях можно получить
профессиональное образование?

Сейчас
очень много разных видов учебных
заведений. И в них легко можно запутаться.
И училища, и лицеи, и колледжи, и институты,
и академии, и университеты. Чем они
отличаются друг от друга?

Посмотрите
на таблицу. Разные учебные заведения
дают возможность получить разные уровни
профессионального образования.

Профессиональные
образовательные учреждения могут
устанавливать различные формы получения
профессионального образования. Это
может быть общение в образовательном
учреждении с отрывом от производства
(основная форма образования на так
называемом дневном отделении) или без
отрыва от производства (вечерняя или
заочная форма образования).

Конечно,
дневная форма обучения предоставляет
больше возможностей и условий для
получения качественного образования.
Но при любой форме образования для того,
чтобы обучение было эффективным,
требуется активность самого учащегося,
которая не исчерпывается только
посещением занятий.

Самообразование
является необходимым условием любого
обучения.

Формы
профессионального образования

С
отрывом от производства:

Без
отрыва от производства:

Где
и как можно получить информацию об
учебных заведениях?

Из
энциклопедии профориентации

Образование
— целенаправленный процесс обучения
и воспитания человека, подтверждаемый
документами, которые удостоверяют, что
человек достиг определенного государством
уровня образовательных требований.

Квалификация
— уровень общей и специальной
профессиональной подготовки человека,
степень развития профессиональных
знаний и навыков.

Экзамен
— проверка уровня общеобразовательных
и профессиональных знаний и навыков
человека.

Аттестация
— оценка степени соответствия человека
квалификационным требованиям или
занимаемой должности.

Стажировка
— обучение специалиста на рабочем месте
после окончания им профессионального
учебного заведения с целью повышения
его квалификации.

Образова́ние
в Росси́йской Федера́ции
 —
целенаправленный процесс воспитания
и обучения
в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов)[1].

Формы
получения образования

В
Российской Федерации с учётом потребностей
и возможностей личности образовательные
программы осваиваются в следующих
формах: в образовательном учреждении —
в форме очной,
очно-заочной (вечерней), заочной;
в форме семейного образования (с 1992 г.),
самообразования, экстерната.

В
последние годы интенсивно развивается
дистанционное
образование
.
Допускается сочетание различных форм
получения образования.

Уровни
образования

Основные
статьи: Дошкольное
образование в России
,
Школьное
образование в России
,
Высшее
образование в России

2

studfiles.net

Начальное профессиональное образование в России

В обществе образование всегда считалось признаком воспитания и интеллектуального уровня. В этом смысле больше котируется высшее образование, и выпускники средних школ стремятся попасть в престижные университеты и институты на модные специальности, тем временем, как в стране не хватает рабочих высокой квалификации. За их подготовку отвечает начальное профессиональное образование, ныне пытающееся жить в ногу со временем. Об этом и пойдет речь в статье.

Система образовательных учреждений профобразования

Образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой учащихся, делятся на три уровня. Это начальный (ПТУ), средний (техникумы), и высший (ВУЗы). ССУЗами (средними специальными учебными заведениями) называют объединение учреждений профобразования среднего и начального уровней. К начальному причисляют ГОУ НПО и НОУ НПО – соответственно, государственные и негосударственные образовательные учреждения начального профобразования. Во времена СССР начальное профобразование было представлено ПТУ (их полное название звучало так: средне городские профессионально технические училища, или СГПТУ). Современная Россия переименовала их в профессионально-технические лицеи.

Набор идет на базе девяти и одиннадцати классов. Для поступления нужно подать заявление и пройти конкурс. Как правило, учреждения НПО пользуются популярностью среди учащихся, проживающих в неполных и неблагополучных семьях, потому что начальное профессиональное образование – это прекрасная возможность и овладеть профессией, и получить аттестат общеобразовательной школы.

Популярные специальности в учреждения профессионального образования

На современном рынке труда наблюдается острая нехватка специалистов, подготовленных для работы в сфере производства. Это происходит потому, что выпускники средних школ считают рабочие профессии непрестижными и неверно оценивают уровень зарплаты в этой сфере. Учреждения, дающие начальное профессиональное образование, готовят всесторонне развитых выпускников, обучением которых занимаются настоящие мастера и педагоги, постоянно заботящиеся о повышении своей квалификации. Современные обучающие программы в профессиональных лицеях приближены к среднему профессиональному образованию. Продолжительность учебного курса зависит от учащегося. В том случае, если начальное профессиональное образование получают на базе 9-ти классов средней школы, то длительность обучения составляет от двух до трех лет. Выпускники школ с аттестатом о среднем образовании (после 11 класса) обучаются в профессиональных лицеях от 1 года до 2-х лет. В профессионально-технических лицеях предлагают две формы обучения: дневную и вечернюю.

Перечень специальностей, которые готовят учреждения НПО, сильно сократился с советских времен (одна тысяча четыреста), и был существенно переработан. Сейчас подготовка идет по интегрированным двухсот восьмидесяти профессиям. Самыми популярными стали профессии из сферы услуг, питания, транспорта и торговли. Из совершенно новых, востребованных обществом специальностей можно перечислить экологов, социальных работников, дизайнеров, организаторов малого бизнеса. Все это повышает конкурентоспособность выпускников и позволяет им гарантированно находить работу. А количество специальностей, связанных с производством и строительством сократились.

По сей день начальное профессиональное образование в России относят к среднему специальному, в то время как за рубежом его могут относить и к высшему. И в то же время, учреждения НПО составляют одну из важных частей системы образования, занимаясь подготовкой высококвалифицированных работников из сферы услуг и промышленного производства.

fb.ru