Возможен ли отказ от обработки персональных данных

Закон, определяющий порядок получения и использования данных гражданина, относящихся к категории персональных, вышел сравнительно недавно.

 

Основная цель его принятия заключается в защите граждан от использования, систематизации этих данных вопреки установленным нормам закона.

 

Они собираются и обрабатываются в процессе самой разнообразно деятельности, кроме того существует порядок оформления отказа от обработки персональных данных.

 

Нужно знать, когда согласие у Вас запрашивают обоснованно, а когда нарушают Ваши законные права, ограничивая в получении разнообразных услуг без такого документа.

 

 

Что такое персональные данные

 

Сведения о человеке, которые имеют отношение лично к нему, то есть это любая информация, начиная от фамилии, заканчивая записями в медицинской карточке.

 

По закону, защите подлежат не все данные, а только определенная их часть. В первую очередь запрещается их разглашать или передавать для обработки третьим лицам, каким-либо организациям.

 

Такие общедоступные данные как имя, фамилия или отчество, определенные биометрические сведения (которые можно определить визуально) не подлежат защите.

 

Если же при обращении в учреждения и организации, необходимо предоставить им данные своего паспорта, военного билета, СНИЛС, ИНН и т.д., скорее всего потребуется предоставить свое согласие на их обработку.

 

Согласие на обработку данных не потребуется при проведении расследования в рамках уголовного дела. Тут может потребоваться расследование с целью установления личности, а также другие действия.

 

 

Возможность оформления отказа от обработки персональных данных

 

Даже если Вы предоставили предприятию или учреждению сведения о себе, можно в любое время направить предприятию уведомление, в котором Вы сообщаете о своем нежелании того, чтобы предприятие продолжало их обработку.

 

При получении такого отказа сотрудники предприятия должны уничтожить все сведения о работнике, а также прекратить их всякую систематизацию, хранение или сбор.

 

Предоставление согласия является делом сугубо добровольным, поэтому нельзя дискриминировать человека, который отказался предоставить такое согласие.

 

Правда существуют законодательно определенные ситуации, когда без подобного согласия не получится предоставить человеку определенные услуги. Допустим, взять на работу без такого согласия Вас не смогут.

 

Дело в том, что в процесс приема на работу потребуется оформить личную карточку, трудовой договор. А без права использовать персональные данные это становится невозможным.

uristhome.ru

Отказ от обработки персональных данных: последствия

Чем грозит отказ от обработки персональных данных? Последствия для человека будут? Гражданин отказывается давать согласие на обработку персданных. Что делать организации? Как принудить человека подписать документ? Какая ответственность предусмотрена законом? На эти и другие вопросы ответим в материале.

Согласие не принципиально

Даже если сотрудник дал отказ от обработки персональных данных, последствий, кратко говоря, для компании не будет. Дело в том, что работодатель может обрабатывать персональные данные гражданина без всякого согласия в ряде случаев.

Так, можно без проблем обрабатывать данные человека, чтобы:

  • исполнять заключенный с ним трудовой договор;
  • достичь целей, установленных законом для осуществления и выполнения на оператора обязанностей и функций, возложенных действующим законодательством.

В частности, можно передавать персональные данные сотрудника без его согласия (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • в Пенсионный фонд;
  • Федеральную налоговую службу;
  • военные комиссариаты;
  • другие органы, обязанность передачи персональных сведений которым утверждена законодательством (например, органы прокуратуры).

Помимо этого обработка персональных данных без согласия работника производится в следующих случаях (п. 1-5 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012):

  • обработка данных предусмотрена законодательством, в частности, публикация сведений о работнике в Интернете;
  • обработка персональных сведений близких родственников работника в соответствии с личной карточкой по форме № Т-2;
  • обработка информации в целях получения алиментов, а также оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
  • обработка сведений о здоровье сотрудника осуществляется для проверки возможности выполнения им своих должностных обязанностей;
  • обработка персональных сведений связана с выполнением трудовых обязанностей;
  • обработка в целях осуществления пропускного режима на предприятии, если работодатель осуществляет эту функцию самостоятельно.

Последствия отказа

Спектр возможностей для обработки персональных сведений достаточно широк, чтобы работодатель мог осуществлять все необходимые действия для ведения своей деятельности, не нарушая законодательство.

Можно без проблем заключить трудовой или гражданско-правовой договор, направлять отчетность в Пенсионный фонд и ИФНС и хранить документы с персональными данными работников. Только лишь для осуществления иных действий с персданными придется получить согласие человека на их обработку.

Подробнее об этом см.

«Согласие на обработку персональных данных при приеме на работу».

«Обработка персональных данных по ГПХ: согласие».

Есть ли последствия отказа от обработки персональных данных для самого человека? Конечно, нет. Ведь действующее законодательство не заставляет человека обязательно соглашаться на обработку персональной информации. Следовательно, отказ от обработки не может считаться нарушением и основанием для незаключения трудового (гражданско-правового договора) с кандидатом.

Что касается действующих работников предприятия, то их также нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за отказ от обработки их персональных данных.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

blogkadrovika.ru

ОТКАЗ от обработки персональных данных

любая информация, всякие тесты, опросы, осмотры и пр. без разрешения или без присутствия законных представителей несовершеннолетнего — незаконны. Для того, чтобы ребенка внесли в электронный дневник школы или в базу сада, более чем достаточно  адреса, имени, фамилии, имен родителей ну и, возможно, рабочего  телефона родителей (на всякий пожарный).. 

Очевидно, что в ситуации участившегося внедрения в личную жизнь семьи, не повредят и другие формы заявлений,  которые уместно использовать,  помимо опубликованного мною 9 ноября, И не только уместно, но и порой необходимо: на днях поступил вопрос от одного мужчины, у которого в детском саду, куда ходит его ребенок, требуют информацию о доходах семьи.

Поэтому вот еще два варианта — кратчайший и развернутый. Ссылки на законы, являющие основанием для подобного заявления, см. в тексте.

В администрацию школы/детского сада № 

      от__________________________________

      ЗАЯВЛЕНИЕ

  Я, ____________________________________, являясь законным представителем своего ребенка  _________________________________, заявляю о своем категорическом отказе предоставлять те или иные сведения о частной жизни моего ребенка или моей семьи в соответствии с пунктом 1  статьи 23 Конституции РФ («Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»).

  Также я запрещаю использовать в отношении моего ребенка любые психологические тесты и опросы, запрещаю принуждать моего ребенка к участию в этих тестах и опросах, запрещаю любой сбор информации о разнообразных сторонах жизни моего ребенка и моей семьи. Считаю необходимым известить вас, что нарушение вами моего запрета подпадает под пункт 2 статьи 137 Уголовного Кодекса РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни с использованием своего служебного положения») с учетом статьи 63 УК РФ («Обстоятельства, отягчающие наказание»).

  Пользуясь случаем, считаю своим долгом заявить о своем убеждении, что все действия по сбору информации о детях, родителях и их семьях, в конечном итоге, направлены на разрушение института семьи в нашей стране, что является антигосударственным деянием.

«____» «_______________________» 20___г. _____________________

              (Личная подпись)

ЗАЯВЛЕНИЕ

об отказе подписать «Согласие на обработку персональных данных»

(на основании ст. Конституции РФ 2, 3, 15, 18, 23, 24, статьи 12 ГК РФ)

………………………………………………………….  мне было предложено подписать бланк «Согласие на обработку

(дата)

персональных данных» для…

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(указать для чего получается «Согласие») 

Я не даю согласие на обработку моих персональных данных по следующим основаниям:

1.  Обязательное получение согласия на обработку персональных данных при  ……………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(указать: предоставлении медицинской помощи, выплате пособия, оформлении сделки и др.) 

………………………………………………………………………………………………………………………………… 
противоречит Конституции РФ,гарантирующей гражданам данное право без каких-либо условий. В соответствии со статьями 2, 15, 18 права и свободы человека  — высшая ценность, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. 

2.  Согласие на обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(указать, если такие имеются)

………………………………………………………………………………  противоречит моим интересам и интересам моей семьи.

В соответствии со  статьей 9  Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»  субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

В соответствии с законом №152-ФЗ персональные данные  — это любая информация, относящаяся к физическомулицу.  Понятие  «обработка» включает в себя  любые действия оператора с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ, в том числе передачу третьим лицам и трансграничную передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В 2009 году в №152-ФЗ «О персональных данных» были внесены изменения, отменившие обязанность операторов по криптографической (шифровальной) защите персональных данных.

При использовании персональных данных оператор обладает правом принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц как субъектов персональных данных. 

Получая согласие человека на  обработку персональных данных – любой информации обо мне и моей семье – оператор становится их полным хозяином.

Формальная фраза бланка о праве отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает, поскольку оператор к моменту отзыва «Согласия» уже имеет возможность использовать свои полномочия в полном объеме.

Согласие на обработку персональных данных делает человека потенциальным объектом любых криминальных манипуляций, так как никто не несет ответственности за нравственное состояние операторов.

3. Получение согласия «на обработку персональных данных – любой информации о человеке» нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

4.  Предложенный мне бланк «Согласия» нарушает принципы  статьи 5  «Принципы обработки персональных данных» №152-ФЗ «О персональных данных»: о недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой; об обработке только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки; о соответствии содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки; о недопустимости избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

На основании изложенных доводов, я отказываюсь от дачи согласия на такую обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей) и прошу обеспечить соблюдение моих конституционных прав и свобод. Мои персональные данные, необходимые для внутреннего использования в Вашем распоряжении уже имеются.

Я был(а) предупрежден(а), что в случае отказа подписать «Согласие» мне будет  ……………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

( последствия отказа подписать «Согласие»)

В случае реализации данной угрозы, прошу дать мне аргументированный письменный ответ, который мне будет необходим для обжалования неправомерных действий должностного лица (служащего) и возмещения материального и морального ущерба.

С уважением,

“____” _____________ 20___ года        [      ]

(подпись)

Для себя. можете кидать тапками, сейчас распечатаю завтра отнесу в сад.

они меня уже этим согласием задолбали…

теперь надо ещё отказ от манту написать.

Угрожали мне что если не подпишу согласие то ребенка выкинут из сада.

www.baby.ru

Из практики отказа от согласия на обработку персональных данных

Конечно, для этого нужно знать законы и уметь применять эти знания на практике.


Также необходима настойчивость и уверенность при разговоре с сотрудниками организации или учреждения, в которую понадобилось обратиться за услугой.

Как достичь этого?

Читаем и учимся на примере нижеследующей публикации.

Итак:

Прихожу в банк.

Я: «Здравствуйте, мне нужно открыть интернет–банк для отслеживания платежей».Сотрудник банка (далее – СБ): «Да, вот, пожалуйста, заполните заявление».Сотрудником банка любезно проставлены все галочки, мне только подписать. Читаю, на чем стоят галочки. Помимо просьбы открыть интернет-банк там:  (1) полное  согласие на обработку персональных данных, в т.ч. на фото, на передачу информации в бюро кредитных историй и т.д. и т.п., а также (2) на получение рекламы.


Я: зачеркиваю то, что меня не устраивает и сообщаю:
«Я не хочу передачи куда-либо из банка моих персональных данных, и рекламы тоже не хочу».

СБ: «Здесь нельзя чиркать! Тогда мы не сможем открыть  Вам интернет-банк».


Я: «Но по закону № 152 «о персональных данных» я имею право отказаться от подписания согласия на обработку персональных данных (ПД)».
Сотрудник банка, глядя в комп:
«Ну, без галочки на рекламе я могу принять заявление, а без согласия на обработку Ваших ПД, нет».
Я: «По статье 6 ФЗ № 152 Вы имеется право работать с моим заявлением и исполнять договор без отдельного согласия на обработку ПД


СБ: «Если Вас что-то не устраивает, это к юристам. Они сидят … (адрес)».


Сидят юристы далеко, в другом конце города.

Я: «Мне делать нечего ездить по Вашим юристам. Я в банке и прошу решить мой вопрос здесь по закону. Могу дать консультацию Вашему юристу сейчас по телефону. Если нет, давайте сюда заведующего отделением».

Сотрудник банка уходит.
Спустя 5 минут:
«Ваше обращение рассматривают юристы. Когда они решат, мы сообщим ответ».Я: «Сколько будет длиться рассмотрение?»СБ: «Неизвестно, садимся и ждем».Я: «Мы не садимся. У нас нет времени сидеть и ждать непонятно сколько. Вы мне позвоните, когда юристы решат.  Но передайте им, что в случае отказа на их незаконное решение мне придется жаловаться в Центробанк. Наверно, это никому не нужно».
Ухожу.
Звонок из банка через 10 мин:
«Наши юристы разобрались. Действительно, можно на согласии на обработку персональных данных не ставить галочку, приходите, пожалуйста, мы оформим интернет-банк просто так».Уважаемые друзья, не стесняйтесь требовать от системы соблюдения Ваших прав, в т.ч. на отказ от подписания согласия на обработку персональных данных либо на подписание ограниченного согласия, а также на альтернативную (бумажную) форму госуслуг.

Чем больше  людей будет требовать альтернативы, тем больше шансов, что она сохранится.

napravdestoy.livejournal.com

Отказ от обработки персональных данных при поступлении в техникум

Ваше желание обрабатывать персональные данные на бумажных носителях лично я воспринимаю, как какую то блажь Это настолько хлопотная процедура

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 “Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации”

7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее – типовая форма), должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, – при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных;

в) типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими персональными данными, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов персональных данных;

г) типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.

8. При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться следующие условия:

а) необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;

б) копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;

в) персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор.

9. При несовместимости целей обработки персональных данных, зафиксированных на одном материальном носителе, если материальный носитель не позволяет осуществлять обработку персональных данных отдельно от других зафиксированных на том же носителе персональных данных, должны быть приняты меры по обеспечению раздельной обработки персональных данных, в частности:

а) при необходимости использования или распространения определенных персональных данных отдельно от находящихся на том же материальном носителе других персональных данных осуществляется копирование персональных данных, подлежащих распространению или использованию, способом, исключающим одновременное копирование персональных данных, не подлежащих распространению и использованию, и используется (распространяется) копия персональных данных;

б) при необходимости уничтожения или блокирования части персональных данных уничтожается или блокируется материальный носитель с предварительным копированием сведений, не подлежащих уничтожению или блокированию, способом, исключающим одновременное копирование персональных данных, подлежащих уничтожению или блокированию.

10. Уничтожение или обезличивание части персональных данных, если это допускается материальным носителем, может производиться способом, исключающим дальнейшую обработку этих персональных данных с сохранением возможности обработки иных данных, зафиксированных на материальном носителе (удаление, вымарывание).

11. Правила, предусмотренные пунктами 9 и 10 настоящего Положения, применяются также в случае, если необходимо обеспечить раздельную обработку зафиксированных на одном материальном носителе персональных данных и информации, не являющейся персональными данными.

www.9111.ru

Отказ от обработки персональных данных в ЕГИССО. Комментарий юриста

В связи с внедрением системы ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения, – примеч. ред.), которая вызывает множество нареканий, граждане закономерно задаются вопросом о возможности запретить оператору ЕГИССО (ПФР РФ) обработку персональных данных.

Полагаем, такой запрет возможен и не должен влечь негативных последствий с точки зрения оказания госуслуг. Ниже приведена аналитика по вопросу, логику которой можно применять в отношении любых государственных услуг (не только в сфере социальной защиты).

Итак, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.1) Отсутствие согласия на передачу персональных данных в ЕГИССО – не основание для отказа в предоставлении госуслуг.

Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы (ЕГИССО) осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».

Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».

Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.Иной подход был бы грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ, которые разрешают совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов  власти, для оказания государственных услуг.Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ «Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг …».  Правомерность – соответствие закону.

Подп. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ гласит: «Органы, предоставляющие государственные услуги … НЕ вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных … услуг».

Федеральными законами НЕ предусмотрено обязательное подписание согласия на обработку персональных данных для получения госуслуг. Напротив, согласно упомянутой норме п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ оказание госуслуг возможно без получения согласия на обработку.

Примечательно, что согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ: «В случае, если для предоставления гос. или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением гос. или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица … на обработку персональных данных указанного лица…».

Подобных правил не установлено для случаев, когда гражданин просит оказать госуслуги ему лично, если не требуется обработка данных третьих лиц.Иными словами, для предоставления госуслуги гражданину закон не требует получения госорганом письменно оформленного согласия на обработку данных от гражданина. Достаточно самого заявления об оказании госуслуги, чтобы госорган осуществлял такую работу с персональными данными заявителя, которая необходима и достаточна для оказания услуги, но не более того.Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.

В случае нарушения чиновниками закона возможно обжалование их действий со ссылкой на статью 5.63 КоАП «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Так, принуждение гражданина госорганом представить письменное согласие на обработку персональных данных следует расценивать как нарушение ч. 2 ст. 5.63 КоАП: «Требование … для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа…».2) В отношении бумажного документооборота.

Предоставление госуслуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».Из п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) следует, что любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному взаимодействию. Это подтверждает судебная практика.

Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве идентификатора вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2).

Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество. Система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально-этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции РФ.

Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить как унижение человеческого достоинства, т.е. нарушение ст. 21 Конституции РФ, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ.

Следует учесть также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; см: http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).__________________________________________________В приложении образец запрета на обработку персональных данных в ЕГИССО в адрес отделения ПФР (оператора ЕГИССО), а также отдела соцзащиты. При обращении за пособиями и иной помощью такой запрет можно прилагать для исключения передачи персональных данных в ЕГИССО.Скачать документ можно по адресу: http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1360


А.В. Швабауэр, к.ю.н., эксперт Общ. уполномоченного по защите семьи в СПб и ЛО
Источник: http://дети-петербург.рф/news/?newsid=1360


rusfront.ru/15119-otkaz-ot-obrabotki-personalnyh-dannyh-v-egisso-kommentariy-yurista.html

napravdestoy.livejournal.com

Как законно отказаться от незаконного сбора персональных данных в школе и детсаду.

ЗАЯВЛЕНИЕ

об отказе подписать «Согласие на обработку персональных данных»

(на основании ст. Конституции РФ 2, 3, 15, 18, 23, 24, статьи 12 ГК РФ)

…………………………………………………………. мне было предложено подписать бланк «Согласие на обработку

(дата)

персональных данных» для………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(указать для чего получается «Согласие») 

Я не даю согласие на обработку моих персональных данных по следующим основаниям:

1. Обязательное получение согласия на обработку персональных данных при ……………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(указать: предоставлении медицинской помощи, выплате пособия, оформлении сделки и др.) 

………………………………………………………………………………………………………………………………… 
противоречит Конституции РФ,гарантирующей гражданам данное право без каких-либо условий. В соответствии со статьями 2, 15, 18 права и свободы человека – высшая ценность, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. 

2. Согласие на обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(указать, если такие имеются)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………… противоречит моим интересам и интересам моей семьи.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.

В соответствии с законом №152-ФЗ персональные данные – это любая информация, относящаяся к физическомулицу. Понятие «обработка» включает в себя любые действия оператора с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ, в том числе передачу третьим лицам и трансграничную передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В 2009 году в №152-ФЗ «О персональных данных» были внесены изменения, отменившие обязанность операторов по криптографической (шифровальной) защите персональных данных.

При использовании персональных данных оператор обладает правом принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня или других лиц как субъектов персональных данных. 

Получая согласие человека на обработку персональных данных – любой информации обо мне и моей семье – оператор становится их полным хозяином.

Формальная фраза бланка о праве отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает, поскольку оператор к моменту отзыва «Согласия» уже имеет возможность использовать свои полномочия в полном объеме.

Согласие на обработку персональных данных делает человека потенциальным объектом любых криминальных манипуляций, так как никто не несет ответственности за нравственное состояние операторов.

3. Получение согласия «на обработку персональных данных – любой информации о человеке» нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

4. Предложенный мне бланк «Согласия» нарушает принципы статьи 5 «Принципы обработки персональных данных» №152-ФЗ «О персональных данных»: о недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой; об обработке только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки; о соответствии содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки; о недопустимости избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

На основании изложенных доводов, я отказываюсь от дачи согласия на такую обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей) и прошу обеспечить соблюдение моих конституционных прав и свобод. Мои персональные данные, необходимые для внутреннего использования в Вашем распоряжении уже имеются.

Я был(а) предупрежден(а), что в случае отказа подписать «Согласие» мне будет ……………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

( последствия отказа подписать «Согласие»)

В случае реализации данной угрозы, прошу дать мне аргументированный письменный ответ, который мне будет необходим для обжалования неправомерных действий должностного лица (служащего) и возмещения материального и морального ущерба.

С уважением,

“____” _____________ 20___ года                                                            [                                        ]

(подпись)

annatubten.livejournal.com