Содержание

Национальная система квалификаций: опыт внедрения

Сочнева Е. Н.,
канд. экон. наук, доцент ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Сложно поспорить с тем, что самым знаковым событием в современной социально-трудовой сфере России является внедрение Национальной системы квалификаций..


Сегодня многие авторы-исследователи и практики занимаются проблемой внедрения НСК в практику деятельности российских организаций, публикуют статьи и обзоры по данной тематике.

Нам бы хотелось бы поделиться интересным опытом внедрения системы, который предлагает Краевой центр оценки квалификаций (АО «МСЛ»).

Итак, любое изменение, любая инновация вызывает всегда много вопросов, привлекает внимание теоретиков и практиков и порождает дискуссии. Внедрение НСК, как новое явление в российской практике не оказалось исключением. Многие авторы по-разному преподносят внедрение НСК и это рождает противоречивые мнения и соответственно действия.

Кроме того, практика внедрения показывает, что существуют недоработки и противоречия в самом законодательстве, которые требуют обсуждения и донесения до руководителей Советов по профессиональным квалификациям, Национального агентства развития квалификаций, Министерства труда и социальной защиты и других контрольно-надзорных органов, отвечающих за результаты внедрения НСК. При этом необходимо учитывать, что по многим аспектам внедрения НСК практика еще не наработана в принципе. Это приводит к «блужданию в потемках» многих организаций, которые в силу законодательства или самостоятельно по собственной инициативе внедряют профессиональные стандарты или другие элементы НСК.

В связи со всем изложенным, появилась идея о постоянно поддерживающейся системе обмена опытом по вопросам внедрения НСК. Для этого используются всенародно признанные и простые в использовании «лайфхаки», которые размещаются на одном общем сайте. Лайфхак – это в коротком виде изложенный совет или предложение по отдельному вопросу, связанному с профстандартами.

В лайфхаках содержится информация, несущая опыт отдельных организаций о том, как они решали ту или иную проблему при внедрении, также в них приводятся какие-либо рационализаторские предложения, которые упрощают процессы внедрения. Таким образом, идея создания единого пространства для обмена опытом очень актуальна.

Сегодня организациями, внедряющими профстандарты в свою деятельность, совместно подготовлено несколько десятков лайфхаков, которые размещаются на сайте Краевого центра оценки квалификаций www.profc24.ru. О чем они? Ну, например, что нужно делать в первую очередь при внедрении профстандартов, а что можно отложить. Или как понять: обязателен ли профстандарт к применению или носит факультативный характер? Или как получить выгоды от отправки работников на независимую оценку квалификаций? Как правильно читать ОКСО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию? Каким должно быть обучение по конкретному виду деятельности? И многое-многое другое….

У работодателей зачастую вызывают интерес предложения о том: как лучше и нагляднее представить визуализированную форму анализа работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Или как правильно написать письмо в Минтруд по интересующему вопросу.

Все лайфхаки написаны простым доступным языком и имеют объем не более двух страниц. Они четко отвечают на какой-нибудь интересующий вопрос.

Освещаемые вопросы черпаются из практики внедрения элементов НСК, которой занимается Краевой центр оценки квалификаций, для  различных организаций.


Команда Краевого центра оценки квалификаций

АО «МСЛ» по реализации проектного подхода
по внедрению профстандартов.

 Рассмотрим некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов и практические советы по их решению.

Что конкретно нужно сделать, чтобы внедрить профстандарты?

Например, известно, что государственные учреждения всех уровней и организационно-правовых форм должны внедрить профессиональные стандарты до 1 января 2020 года (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»). Как известно, государственные учреждения должны строго придерживаться «буквы закона». В указанном Постановлении четко сказано, что подразумевает под собой внедрение профстандартов. Это четыре элемента, прописанные ниже.

  1. Список профессиональных стандартов, подлежащих применению.
  2. Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
  3. Этапы применения профессиональных стандартов.
  4. Перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Однако на практике организации часто слышат о необходимости переписывать должностные инструкции, изменять штатное расписание и т.  п. При этом в Постановлении, которому должны неукоснительно следовать все государственные учреждения, указываются только четыре элемента. Конечно, организация может переписывать локальные нормативно-правовые акты, но это должно быть только после того, как будут выполнены пункты указанного Постановления. И, самое важное, локальные нормативно-правовые акты можно менять только по согласованию с учредителем, а в большинстве случаев именно учредитель их сам  меняет, и организация может дать ему только свои предложения.

Напомним, что «учредитель» – это соответствующее Министерство, Ведомство, словом орган исполнительно власти, на который возложены функции учредителя В итоге из-за огромного количества информации, которая к тому же не структурирована, организация теряется в огромном объеме работе, и перестает понимать суть и главную цель всего происходящего. Кроме того, в процессе внедрения, как и в любом другом, важно понимать порядок и последовательность действий, длительность всего процесса, его критический путь и продолжительность отдельных элементов. Здесь применим в полном смысле элементы проектного управления, так как внедрение это тот же проект и организации нужна помощь в управлении данным проектом, иначе процесс внедрения затянется, и переход на профстандарты может так и не осуществиться.  Например, к внедрению профстандартов можно применить такие элементы проектного управления, как Agile и процессный подход.

Для справки,  Agile — это не методология, а собирательное название различных методик и подходов к управлению, которые:

  1. Фокусируют команду на нуждах и целях.
  2. Упрощают оргструктуру и процессы.
  3. Предлагают работу короткими циклами.
  4. Активно используют обратную связь.
  5. Предполагают повышение полномочий сотрудников.
  6. Имеют в своей основе гуманистический подход.
  7. Не являются конечным состоянием, а, скорее, образом мышления и жизни.

Так, самый длительный и затратоемкий элемент процесса внедрения это второй элемент из списка Постановления № 584 (сопоставление требований к квалификации работника из профстандарта с теми, которые есть у работника по факту). В связи со сказанным, организации необходимо объяснить, что реализацию этого мероприятия и надо начать в первую очередь, и запараллелить с этим другие процессы. Помимо всего сказанного, ряд действий организация просто не может осуществить самостоятельно без учредителя, например, изменить штатное расписание, а в большинстве случаев даже переписать должностные инструкции. При этом эксперты на различных вебинарах и семинарах организации говорят – меняйте должностные инструкции! Переписывайте системы оплаты труда! Меняйте штатное! И организации это ставят себе в планы-графики перехода, а впоследствии не знают, как это сделать в реальности, и, главное – как отчитаться! Для избежания ошибок организациям нужно видеть опыт коллег.

Понимать, с какими проблемами они столкнулись и как их решали. Это и отражается в небольших лайфхаках, где ставится вопрос и показывается опыт его решения (или теоретическое предложение о том, что можно сделать).

Для эффективного и успешного внедрения НСК необходимо  помочь организации визуализировать главную цель всего процесса – а она проста, ясна, и, главное крайне важна для них!  А именно –  переход на профстандарты позволит улучшить качество их трудовых ресурсов, если, конечно это делать грамотно.

Какой профстандарт обязательный, а какой нет?

Другой важной проблемой является определение того, какой профстандарт является обязательным, а какой факультативным. Многие организации даже не знают, что есть профстандарты, которые уже сегодня обязательны к применению.

Условно такие профессиональные стандарты можно разделить на два вида:

  1. Профессиональные стандарты, подлежащие статье Трудового кодекса 195. 3.

В буквальном смысле в этой статье сказано следующее:

  • Часть 1 Статьи 195.3 ТК РФ гласит следующее. Если Трудовым Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
  • Часть 2 Статьи 195.3 ТК РФ говорит о том, что характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой данной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Это означает, что все те позиции, которые идентичны в профессиональном стандарте и  нормативно-правовом акте федерального уровня, являются обязательными, а остальные позиции профессионального стандарта – служат основой для разработки своих требований.

  1. Профессиональные стандарты, подлежащие статье Трудового кодекса 57

Буквально содержание статьи 57 ТК РФ.

Если в соответствии с Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

Это означает, что, если к виду деятельности существуют компенсации, льготы и ограничения, то наименование должности  должно быть написано в соответствии с профессиональным стандартом. Важно понимать, что речь здесь идет только о льготах, компенсациях и ограничениях, которые оговариваются в федеральных, региональных или отраслевых нормативно-правовых актов, а не те, которые фиксируются в локальных нормативно-правовых актах организации.

Разобраться в том, если по данному виду какой-либо нормативно-правовой акт, содержащий квалификационные требования (ст. 195.3 ТК РФ), а также есть ли льготы, ограничения и компенсации по конкретным видам деятельности тоже очень сложная задача, и здесь также нужны консультации и обмен опытом с коллегами, которые уже анализировали те или иные профстандарты. Таким образом, лайфхаки могут быть нацелены на раскрытие вопроса по одному единственному профстандарту или виду деятельности.

Студенты Юридического института СФУ на практике в Краевом центре оценки квалификаций
АО «МСЛ» проводят анализ должностных инструкций конкретных организаций на 
соответствие профессиональным стандартам. У них тоже формируются свежие подходы к вопросам
внедрения НСК, которые будут отражены на общем информационном ресурсе.

Как выбрать образовательное учреждение?

Рассмотрим еще одну важную проблему. Сегодня у многих руководителей, которые занимаются внедрением профстандартов, и обычных работников возникает вопрос о том, насколько они  соответствуют профессиональному стандарту? И зачастую «камнем преткновения» выступает несоответствие образовательного ценза. Тогда встает вопрос: как выбрать учреждение профессионального или дополнительного профессионального образования, чтобы добиться максимального соответствия?

Напомним, профессиональное образование – это обучение в университете или учреждении среднего профессионального образования (техникум).

Дополнительное профессиональное образование – это профессиональная переподготовка или повышение квалификации. Оно осуществляется либо в образовательном учреждении, либо в специально созданных и аккредитованных частных образовательных организациях.

Также существует профессиональное обучение рабочих – это получение рабочей профессии на базе уже существующей профессии или полного среднего образования. Также осуществляется при техникумах, либо в специально для этого  созданных организациях.

Сегодня выбирая образовательное учреждение нужно проверить:

  1. Наличие лицензии. Это делается путем анализа сайта организации. Если есть сомнения, то можно написать запрос в Министерство образования Красноярского края (если речь идет об учреждении среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования или профессионального обучения) и в федеральное Министерство, если речь идет об учреждении высшего образования. В лицензии необходимо внимательно прочесть все виды деятельности, на которые она выдана и ее срок (если он установлен).
  2. Наличие аккредитации (если речь идет о профессиональном образовании). Здесь надо убедиться, что интересующее направление / специальность обучения входят в аккредитованную зону.
  3. Далее надо убедиться, что рассматриваемая образовательная организация собирается вносить сведения о вас и ваших образовательных документах в федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО). Согласно новым требованиям в эту базу должны вноситься сведения не только о профессиональном образовании, но и профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Теперь кадровик будет проверять в таких базах подлинность вашего диплома.
  4. Далее необходимо проверить будет ли образовательная программа соответствовать профессиональным стандартам и оценочным требованиям центров оценки квалификации в рамках независимой оценки квалификации. Сегодня важно, чтобы слушатель при обучении был максимально сориентирован на независимую оценку квалификации. Следует отметить, что особо продвинутые учебные заведения получают профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Эта аккредитация подтверждает полное соответствие учебной программы профессиональному стандарту. Выдают ее объединения и ассоциации работодателей.
  5. Ну, и, наконец, самый сложный момент. Перед тем, как отправить работника учиться надо разобраться нет ли каких-либо дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих обучение по данному виду деятельности. Например, у специалистов в сфере закупок обучение по программам повышения квалификации должно быть не менее 108 часов (тогда как для всех остальных минимальное количество – 16), для медицинских работников профессиональная переподготовка должна быть не менее 500 часов (при законодательно установленном барьере 250 часов) и т. д.

Как понять, соответствует ли образование работника профстандарту?

Важным вопросом, который волнует сегодня многих тех, кто переходит на профстандарты является то, как сопоставить образование работника и требуемое образование в профессиональном стандарте.

Почти в каждом профессиональном стандарте указано наименование направления (специальности), требуемое для выполнения данного вида работ.

Напомним, что направление указывается в дипломах бакалавра или магистра, специальность в дипломах специалистов.

Для удобства обозначения направлений (специальностей) образования используется Общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО).

Например, профессиональный стандарт «Бухгалтер»  ссылается на ОКСО 38.00.00 укрупненной группы Экономика и управление на уровне 5 Обобщенной трудовой функции 3.1:

Ищем в ОКСО соответствующую позицию в разделе II «Специальности среднего профессионального образования» под кодом 38.

5.38.00.00 Экономика и управление

5.38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

554

0411

5.38.02.02

Страховое дело (по отраслям)

554

0412

5. 38.02.03

Операционная деятельность в логистике

554

0413

5.38.02.04

Коммерция (по отраслям)

554

0414

5.38.02.05

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

554

0414

5.38.02.06

Финансы

554

0412

5. 38.02.07

Банковское дело

554

0412

 

Соответственно к работе бухгалтера по Обобщенной трудовой функции 3.1 допускается работник, имеющий образование по направлениям из вышеприведенной таблицы.

Тогда мы сравниваем направление (специальность) в дипломе у нашего бухгалтера с требуемым по профстандарту, и делаем выводы о его соответствии требованиям профессионального стандарта.

И подобным образом можно сопоставить наименование направления или специальности по диплому об образовании с требованиями профессионального стандарта для любого сотрудника.

Рассмотрим еще пример.

Профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома».

Для выполнения Обобщенной трудовой функции 3. 1 предусматриваются следующие виды образования по ОКСО:

ОКСО <5>

2.08.02.11   

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

5.38.02.01   

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

5.43.02.08   

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

В данном случае нам даны прямо сразу названия направлений, которые должны быть прописаны в дипломе у соискателя, что упрощает задачу.

Именно такие разделы присутствуют в разделе II «Специальности среднего профессионального образования».

Но не все профстандарты такие. Часто кадровику или самому соискателю должности необходимо сверять код профессионального стандарта с кодом ОКСО, так как расшифровки направлений в профстандарте не прописаны.

Как понять, ваш ли это профстандарт?

И, наконец, самая главная проблема, которая волнует всех тех, кто занимается внедрением профессиональных стандартов. Как вообще понять: ваш ли это профстандарт? И какую обобщенную трудовую функцию (или функции) в нем выбирать. Многие эксперты советуют в этом случае обращать внимание на ОКВЭД. Но как быть, если существует несколько профстандартов  с одним кодом по ОКВЭД и смежными функциями?

В этой ситуации многие специалисты, занимающиеся внедрением профессиональных стандартов, ищут «свой», необходимый им профстандарт по наименованию должности, и не могут найти. Не все  могут привыкнуть к тому, что профстандарт пишется на вид деятельности, и, чтобы найти подходящий для данного вида деятельности профессиональный стандарт – необходимо сверить функции работника  со всеми обобщенными трудовыми функциями профессиональных стандартов, которые могут рассматриваться, как подходящие. Зачастую для этого целесообразно беседовать с работником, а не ограничиваться только чтением должностных инструкций, для того, чтобы понять подходит ли профессиональный стандарт к рассматриваемому виду деятельности. Это новый и непривычный для кадровика подход анализа документов. Ведь ранее анализ шел от должности, а не от функционала.

Словом, работа по внедрению профессиональных стандартов идет и вопросы возникают. И в будущем существующие практики внедрения НСК  будут совершенствоваться и нарабатываться новые.

Консультация по внедрению профессиональных стандартов

Поэтому, резюмируя все сказанное, отметим, что наиболее серьезной проблемой при внедрении профессиональных стандартов является «информационный голод», что и привело к идее создания общего ресурса, где будут аккумулированы практические советы отдельных организаций, опты решения их проблем, ответы Министерства труда и социальной защиты РФ на различные вопросы и другая полезная информация. К таковой может относиться анализ нормативно-правовых актов в области НСК,

Все это позволит катализировать процессы внедрения профессиональных стандартов и других элементов НСК, что имеет положительный эффект, заключающийся в увеличении  человеческого капитала организаций.

Ссылка на источник: журнал «Социальное партнерство. Практика региона»

Все о профстандартах в 2019

Организация работы и кадровые вопросы в связи с коронавирусомОбразцы основных документов в связи с коронавирусомНерабочие дни в связи с коронавирусом

Образцы заполнения кадровых документовФормы первичных учетных документовСведения о трудовой деятельности (электронная трудовая книжка)Ведение трудовых книжек в бумажном виде

Специальная оценка условий трудаНесчастный случай на производствеОбязательные медосмотры (профосмотры)Инструктажи по охране труда

Обязательные документы при проверкахКалендарь кадровика

Хранение и использование персональных данныхМеры по защите персональных данных работниковОтветственность за нарушения законодательства о персональных данных

Привлечение иностранцевОформление иностранцев

Оформление приема на работуТрудовой договор

График отпусковЗамена отпуска денежной компенсациейОформление ежегодного оплачиваемого отпускаОтпуск по беременности и родамОтпуск по уходу за ребенкомЛьготный (дополнительный) отпуск

График работыПривлечение, оформление и оплатаУчет рабочего времениВыходные и праздничные дни

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)Дисциплинарные взысканияПорядок увольнения за нарушение трудовой дисциплины

Заработная платаРайонные коэффициенты и надбавкиМатериальная ответственность работника

Оплата больничного листа (не пилотный проект)Оплата больничного листа (пилотный проект)Заполнение больничного листа работодателемРабота с электронными больничнымиПособие по беременности и родам

Порядок проведения аттестацииОграничения на увольнение из-за непрохождения аттестацииРасходы на подготовку и переподготовку кадров

Основания для увольненияПроцедура увольнения по сокращению

Перейти в telegram-чат

Профстандарты: плюсы и минусы внедрения

 С 1 июля 2016 года в ТК РФ вступила в действие новая статья 195 примат 3 «Порядок применения профессиональных стандартов» в редакции: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

 Как мы видим, дан исчерпывающий ответ по поводу обязательности внедрения профстандартов в организации. И их внедрение не зависит ни от организационно-правовой формы, ни от статуса, ни от сферы деятельности организации. Главным в вопросе внедрения профстандартов считается определенная трудовая функция работника.

Как внедрить профстандарты в организации, с чего начать?

Кадровой службе предстоит совершить большую незапланированную нормативно-техническую работу, требующую временных, моральных, физических, материальных затрат. В первую очередь необходимо издать приказ о проведении подготовительных мероприятий. Затем составить План мероприятий (организационных действий). Для чего это надо? План нужен для кадровой службы, он покажет период времени, объем и характер нормативной и практической документационной работы, а также ожидаемый результат выполнения каждого пункта.

После этого анализируем перечень профстандартов и готовим перечень должностей. Всего разработано и утверждено 800 стандартов. Планируется разработать еще порядка 200 стандартов до конца года. Из этого множества нужно вычленить то, что нужно конкретно каждому учреждению. Анализируем наименования профстандартов и сравниваем их с наименованием должностей штатного расписания вашего учреждения. Выбираем совпавшие. Прорабатываем обобщенные трудовые функции.

Много времени займёт определение соответствия утвержденных трудовых обязанностей, уровня квалификации работников трудовым функциям и уровням квалификации профстандарта. Но это необходимо.

По составленному перечню должностей сопоставляем трудовые функции действующей трудовой инструкции и фактический квалификационный уровень работника (занимающего конкретную должность) с трудовыми функциями соответствующего профстандарта. Одновременно сопоставляем обобщенные трудовые функции профстандарта с функциями действующего положения о структурном подразделении, в котором работает работник. При этом, если обобщенные трудовые функции профстандарта не совпадают с функциями действующего положения о структурном подразделении – корректируем его (либо сразу делаем проект нового положения о структурном подразделении). Если трудовые функции профстандарта по уровню квалификации не совпадают с трудовыми обязанностями действующей должностной инструкции – корректируем ее (либо сразу составляем проект новой должностной инструкции работника с учетом квалификации).

Возможно, выяснится, что функционал профстандарта с уровнем квалификации совпадает с закрепленными трудовыми обязанностями работника, а наименование должности в штатном расписании не совпадает с установленным наименованием профстандарта. Тогда придется внести изменения в штатное расписание организации.

Как видите, работа кропотливая, но она архиважная и дает возможность привести внутренние документы в соответствие с государственными требованиями, упорядочить функционал работников и оплату труда, пополнить кадровую информацию работодателя такими учетными данными, как код должности, код группы занятий, код экономической деятельности, код трудовой функции.

Возможно придется подготовить перечень документов к изменению. Перечень документов к изменению можно сформировать логически. Например, если требуется изменение наименования должности, то корректируются все организационные документы, локальные акты, в которых есть упоминание названия должности: штатное расписание, трудовая книжка, Положение о структурном подразделении, должностная инструкция, трудовой договор, список должностей работников, которым предоставляется льготы и компенсации, медосмотры и т.д.

Это примерный перечень документов. Организация сама определяет вносить изменения в тексты действующих норм или разработать новые локальные нормативные акты.

Изменение наименования должностей, квалификационных категорий и разрядов нужно будет внести в штатное расписание в любом случае.

В обязательном порядке необходимо уведомление работников о проводимых мероприятиях и ознакомление с приказом, заключение дополнительных соглашений.

Проведение аттестации работников. Порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя на основе положений трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов. По результатам аттестации появляется ясная картина: кого, чему, в каких объемах обучать, повышать квалификацию.

При внедрении новых стандартов работодатель может столкнуться с несоответствием уровня документально подтвержденной квалификации работника с уровнем квалификации, установленным во время внедрения профстандарта. Для исключения ситуации возникновения трудового спора и обращения работника в трудовую инспекцию необходимо одновременно с вручением уведомления, разъяснить работнику причину предлагаемого перевода и возможность подтверждения текущей квалификации путем аттестации. Здесь самое главное «не перегибать палку». Если работник учился в советское время, имеет диплом о высшем образовании, то, конечно, «подогнать» его под этот профстандарт будет сложно. Поэтому работник должен пройти обучение. С этой целью должны создаваться центры оценки квалификации, куда работодатели смогут направлять работников. При этом у работника будут сохранены все гарантии, заработная плата и т.д. То есть работник должен пройти обучение за счет работодателя. Для этого и предусмотрен переходный период до 2020г. Главная задача будет заключаться в том, чтобы работники смогли пройти переподготовку, с тем чтобы повысить свои знания и умения. Ни в коем случае нельзя допускать увольнения работника в связи с несоответствием профстандартам без обучения и переподготовки.

Ответственность работодателей за несоблюдение профстандартов находится в зоне регулирования Кодекса об административных правонарушениях. Статьи 2.27 и 5.27.1

            Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на совещании Президента России с членами Правительства России, состоявшемся 14 июля 2016г. сказал, что предстоит принять большое количество нормативных актов вместе с работодателями и вместе с профсоюзами. И с 1 января 2017г. эта система должна начать работать, хотя уже отдельные элементы ее в экспериментальном режиме существуют.

Работа по внедрению профстандартов очень кропотливая, напряженная. Как всё новое, применение профстандартов вызывает много вопросов, есть и плюсы, и минусы. Всё зависит от качества осуществления своих профессиональных обязанностей кадровика и уровня организационной зрелости руководителя организации.

 

            Комарова А.И.,

 председатель рескома профсоюза работников культуры РС (Я)

 

Независимая оценка квалификаций

№ п.п.

Наименование профессионального стандарта

Вид профессиональной деятельности

1. Аппаратчик приготовления химических растворов Приготовление химических растворов в открытых и закрытых аппаратах с мешалками различных типов
2. Машинист лесозаготовительной машины Машинная валка леса и его первичная обработка
3. Машинист гофрировального агрегата Управление гофрировальным аппаратом
4. Машинист трелевочной машины Трелевка древесины самоходными лесными машинами
5. Машинист рубительной машины в лесопромышленном комплексе Управление работой рубительной машины
6. Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительного оборудования
7. Оператор по обслуживанию меловальной установки, станции Управление меловальной установкой (машиной, станцией)
8. Аппаратчик производства двуокиси хлора Ведение технологического процесса получения двуокиси хлора
9. Аппаратчик талловой установки Управление работой талловой установки
10. Оператор лесопильных линий Управление работой линий в лесопильном производстве
11. Оператор сушильных камер для древесины Управление работой сушильных камер для древесины
12. Контролер качества продукции деревообрабатывающих производств (клееный щит, клееный брус, профильный погонаж) Контроль качества продукции на деревообрабатывающем производстве
13. Оператор линий облицовывания и механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели Управление работой линий облицовывания и механической обработки
14. Оператор линий по отделке деталей и изделий мебели и деревообработки Управление работой линий по отделке деталий и изделий мебели
15. Оператор линий по производству шлифованных и облицованных древесных плит Управление работой линий по шлифованию и облицовыванию древесных плит
16. Кислотчик Эксплуатационное обслуживание оборудования кислотного цеха производства целлюлозы
17. Контролер качества продукции лесопильного производства и сушки древесины Контроль качества продукции лесопильного производства и сушки древесины
18. Варщик целлюлозы Ведение технологического процесса варки целлюлозы
19. Выпарщик щелоков Ведение технологического процесса выпарки щелоков и барды на выпарной установке
20. Оператор линий по производству шпона, фанеры Управление работой линий по производству шпона, фанеры
21. Машинист обоепечатной машины Изготовление обоев на обоепечатной машине
22. Машинист пергаментной машины Управление работой пергаментной машины
23. Машинист печатно-высекального агрегата Управление работой печатно-высекального агрегата
24. Машинист пресспата (сеточник), бумагоделательной и картонноделательной машин Управление работой пресспата, бумагоделательной и картоноделательной машин
25. Оператор автоматических линий по резке и упаковке листовых бумаг Резка рулонной бумаги на листы с последующей их упаковкой на автоматической линии
26. Контролер качества в производстве шпона, фанеры и древесных плит Контроль качества продукции в фанерном производстве и производстве древесных плит
27. Отбельщик Проведение технологического процесса отбелки целлюлозы
28. Сушильщик пресспата, бумагоделательной и картоноделательной машины Сушка целлюлозы, бумаги и картона на пресспате, бумагоделательной и картоноделательной машинах
29. Оператор производства древесной массы и щепы Управление работой оборудования для производства древесной массы из щепы
30. Резчик бумаги, картона, целлюлозы, гофрокартона Разрезание бумаги, картона и целлюлозы на резательном оборудовании различного типа
31. Содовщик Ведение процесса сжигания черного щелока в содорегенерационных агрегатах и содовых печах
32. Оператор линий деревообрабатывающих производств (клееный щит, клееный брус, профильный погонаж) Управление работой линий на деревоперерабатывающих производствах
33. Заточник по подготовке станочного дереворежущего инструмента для деревообрабатывающих, мебельных и лесопильных производств Выполнение комплекса работ по подготовке станочного дереворежущего инструмента
34. Станочник для работы на оборудовании универсального назначения в деревообработке и производстве мебели Изготовление деталей из древесины на оборудовании универсального назначения в деревообработке и производстве мебели
35. Станочник для работы на специализированных, специальных станках и другом специализированном оборудовании в деревообработке и производстве мебели Обработка заготовок, деталей, изделий из древесины на специализированных, специальных станках и другом специализированном деревообрабатывающем оборудовании
36. Сборщик изделий мебели из древесных материалов Сборка изделий мебели из древесных материалов
37. Контролер качества изделий в производстве мебели Контроль качества изделий в мебельном производстве
38. Специалист по механической обработке заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели Разработка и выбор технологических процессов механической обработки заготовок и деталей из древесных материалов в производстве мебели
39. Специалист по отделке деталей и изделий мебели из древесных материалов Разработка и выбор технологических процессов по отделке деталей и изделий мебели из древесных материалов
40. Инженер по контролю качества производства мебели Контроль качества изделий и деталей на мебельном производстве
41. Инженер-технолог целлюлозно-бумажного производства Управление, разработка и технологическое сопровождение процессов целлюлозно-бумажного производства
42. Вальщик леса Лесозаготовительные работы
43. Отделочник изделий из древесных материалов Изготовление деталей, узлов и изделий из древесины и древесных материалов различных поверхностей и конструкций с защитно-декоративными покрытиями
44. Специалист-технолог деревообрабатывающих и мебельных производств Управление технологическими процессами на деревообрабатывающих и мебельных производствах
45. Обойщик-набивщик мебельного производства Выполнение работ по обивки мебели
46. Специалист по системам автоматизированного проектирования в деревообрабатывающих и мебельных производствах Проектирование и производство изделий мебели и деревообработки в условиях серийного и заказного производства
47. Оператор по производству обоев Производство различных видов обоев
48. Оператор установок подготовки древесины Управление работой установок по подготовке древесины
49. Оператор установок по регенерации сульфатных щелоков Регенерация сульфатных щелоков и известкового шлама
50. Оператор установок производства древесной массы на дефибрерах Управление работой оборудования для производства древесной массы на дефибрерных установках
51. Оператор регенерации сернистой кислоты и выпаривания сульфитных щелоков Эксплуатационное обслуживание оборудования установок регенерации сернистой кислоты и выпаривания сульфитных щелоков
52. Оператор установок промывки и отбелки целлюлозы Изготовление беленой целлюлозы
53. Оператор установок массоподготовки в производстве бумаги и картона Управление работой установок массоподготовки в производстве бумаги и картона
54. Оператор размольного оборудования целлюлозно-бумажного производства Управление оборудованием для роспуска и размола волокнистых материалов при производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона
55. Оператор бумагоделательных, картоноделательных машин Изготовление бумаги и картона
56. Машинист установок по производству изделий из бумаги и картона Ведение процесса изготовления изделий из бумаги и картона
57. Оператор поточных линий и установок по производству бумажных мешков и упаковочной продукции Управление поточными линиями и установками по производству бумажных мешков и упаковочной продукции
58. Оператор производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения Эксплуатация и обслуживание автоматических линий по производству бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения (ХБ и СГН)
59. Оператор установок по производству лесохимических продуктов Управление установками по получению сульфатного скипидара
60. Контролер целлюлозно-бумажного производства Контроль производства и качества целлюлозно-бумажной продукции
61. Станочник лесообрабатывающего оборудования Обработка и переработка древесного сырья на лесообрабатывающем оборудовании
62. Оператор раскряжевочно-сортировочной линии Выработка круглых лесоматериалов
63. Тракторист (машинист) лесного трактора со сменным рабочим оборудованием Выполнение лесозаготовительных работ с применением лесных тракторов со сменным рабочим оборудованием
64. Машинист лесопогрузчика Погрузка-штабелевка лесных грузов

Офисных работников приведут в соответствие с профстандартом — Российская газета

Уже скоро привычные для всех квалификационные справочники заменят новые профессиональные стандарты. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по их разработке. План включает, в частности, создание Национального совета профессиональных квалификаций при президенте РФ, подготовку законопроекта, регулирующего вопросы проведения независимой оценки профквалификаций работников, формирование центров сертификации и специальной информационной системы.

В план также вошли мероприятия по методическому и информационному обеспечению, включая обучение разработчиков профстандартов. До 2015 года правительство РФ планирует разработать 800 профстандартов, по которым будут рассчитывать тарифные ставки и оплату труда. О профстандартах для административных и офисных сотрудников “РГБ” рассказала директор Национальной ассоциации офисных специалистов и административных работников Людмила Хлюснева.

– Зачем нужны профстандарты для офисных сотрудников?

– Они заняты подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием организаций. Специфика их деятельности в том, что они работают во всех отраслях народного хозяйства и являются важным звеном в системе обеспечения управления предприятиями на каждом уровне. Но когда нет четких требований к профессии, соискатели, претендующие на ту или иную должность, теряются. Возьмем, например, секретарей. Компании требуют от кандидата на должность секретаря высшего образования и знания иностранного языка. Но, например, для бизнеса, который работает только на российском рынке, знание английского языка может и не пригодиться. Тогда непонятно, зачем предъявлять завышенные требования, которые не могут быть реализованы. Это демотивирует специалиста и может быть источником конфликта. К сожалению, часто руководство организации не до конца понимает, какой офисный специалист за что отвечает, какой рабочий функционал предусматривает та или иная должность. Это происходит потому, что нет системного подхода в этой сфере.

– Проблему должны решить профстандарты?

– Они отражают потребности рынка труда и указывают сфере образования на те знания, умения и компетенции, которые обучающийся должен получить, чтобы быть конкурентным на современном рынке труда. В профстандарте помимо вопроса “что должен уметь делать работник?” задается вопрос “как он должен это делать?”, чтобы достичь максимальной эффективности труда. Стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций по различным должностям. Как для соискателя, так и для сотрудника важно не только четко знать свои функциональные обязанности, но и видеть пути карьерного роста. Использование профстандартов в организации придаст сотруднику мотивацию и желание постоянно повышать свой профессиональный уровень, видеть пути карьерного роста. К примеру, от секретаря на ресепшен можно подняться по служебной лестнице до ассистента руководителя или вовсе стать корпоративным секретарем – руководителем аппарата совета директоров.

– И что должен уметь офисный работник?

– Специалисты высокого уровня, работающие в офисе, должны обладать базовыми знаниями офисных систем, технологиями офисного администрирования и управления и знать, как применять принципы взаимодействия и воздействия на людей. Под офисными специалистами мы понимаем не только специалистов по управлению документацией, информационным, коммуникационным обеспечением управления компанией, но и обеспечением всей ее жизнедеятельности. В группу офисных специалистов входят офис-менеджеры, помощники руководителей, корпоративные секретари, руководители служб ДОУ, администраторы, ассистенты руководителей, специалисты call-центров, специалисты административно-хозяйственной части и др. От работы этих людей в компании зависит качественное обеспечение управления бизнесом и имидж самой компании. Мы часто слышим, секретарь – это лицо фирмы, а это значит, что лицо должно быть не только симпатичным, но и эффективным в работе, надежным, ответственным, самостоятельным и инициативным в пределах своей компетенции.

– Какие стандарты уже разработаны?

– Наша рабочая группа в инициативном порядке разработала профстандарты “Организационное, документационное и информационное обеспечение управления организацией” по четырем квалификационным уровням: секретарь на ресепшен, делопроизводитель, секретарь, секретарь-референт. В январе они прошли общественное обсуждение в Торгово-промышленной палате РФ и направлены на согласование в минтруд. В этом году мы закончим разработку профессиональных стандартов для помощника руководителя, офис-менеджера и руководителя службы ДОУ. Возможно, начнем разрабатывать стандарты для сотрудников, отвечающих за административно-хозяйственное обеспечение организации.

– Что именно включают в себя разработанные стандарты?

– Профстандарт разрабатывался на основе результатов анализа состояния вида профессиональной деятельности, перспектив ее развития с учетом отечественных и международных тенденций. Была определена основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение управления организацией, а также внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в сфере обеспечения управления организацией. Сформированы обобщенные трудовые функции и трудовые функции. Обобщенные трудовые функции были определены исходя из необходимости обеспечения управленческой деятельности руководителя организации: организационное, документационное, информационное обеспечение управления. Трудовые функции определяют алгоритм выполнения обобщенной трудовой функции (например, организационной). Трудовые функции раскладываются на конкретные трудовые действия, например: организация личного приема посетителей, ведение журнала предварительной записи на прием, регистрация посетителей, организация приема деловых партнеров в офисе и так далее. В своей работе мы использовали перечень должностей и функционал работников различных организаций, эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности. Было учтено мнение экспертов, результаты анкетирования и обсуждений. В профессиональном стандарте в деятельности специалиста учитывается, кроме знаний и умений, самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих анализа ситуации и принятия решения, планирование собственной деятельности, ответственность за решение поставленных задач. Учитывая уровень сложности выполнения обобщенных трудовых функций и принятия решений, определяется квалификационный уровень, уровень образования и профессиональной переподготовки. Так, для секретаря-референта рабочая группа определила 6-й квалификационный уровень и необходимость высшего образования.

– Кто готовил стандарты?

– На начальном этапе разработки была сформирована рабочая группа (21 человек), в состав которой вошли руководители и эксперты, специалисты в области управления, обеспечения управления, обучения и развития персонала, представители общероссийской профсоюзной организации. Так как профессиональные стандарты “Организационное, документационное и информационное обеспечение управления организацией” являются общеотраслевыми, наша рабочая группа была согласована с ТПП РФ и утверждена Минтрудом России. Разрабатывали мы профессиональные стандарты в инициативном порядке, можно сказать, что наша рабочая группа – это команда единомышленников, понимающих, что эти профессиональные стандарты необходимы для дальнейшей деятельности. В рабочую группу вошли представители столичных и региональных вузов, колледжей, территориальных торгово-промышленных палат, профсоюзов, общественных объединений и компаний-работодателей. В рабочую группу были включены представители ИТ-компаний, поскольку новейшими технологическими разработками должен уметь пользоваться любой офисный специалист.

– Насколько профстандарты нужны системе образования?

– Для сферы труда профстандарты необходимы прежде всего потому, что формируют и поддерживают высокий профессиональный уровень рабочей силы и, следовательно, обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособность. В сфере образования (это не только вузы и колледжи, но и центры дополнительного обучения) стандарты используются при разработке программ профподготовки и методов оценки всех видов профобучения.

Австралийские профессиональные стандарты для учителей – Стандарты преподавания

Австралийские профессиональные стандарты для учителей

Австралийские профессиональные стандарты для учителей (APST) – это публичное заявление, в котором описываются профессиональные знания, профессиональная практика и профессиональная вовлеченность, требуемые от учителей. Они включают семь Стандартов, описывающих, что учителя должны знать и уметь. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и отражают сложную роль обучения.

Стандарты сгруппированы в три области:

Домены
обучения
Стандарты
Профессиональный
Знания
  1. Знайте студентов и как они учатся
  2. Знайте содержание и как этому научить

Профессиональный
Упражняться
  1. Планирование и внедрение эффективного преподавания и обучения
  2. Создание и поддержание благоприятной и безопасной учебной среды
  3. Оценивать, оставлять отзывы и составлять отчеты об обучении учащихся

Профессиональный
Обручение
  1. Заниматься профессиональным обучением
  2. Профессионально взаимодействовать с коллегами, родителями / опекунами и сообществом

Стандарты разделены на четыре этапа карьеры – выпускник, опытный, успешный, ведущий – чтобы отразить континуум развития профессионального опыта учителя.Характеристики этапов карьеры проиллюстрированы описателями для каждой области.

APST также поддерживает решения о регистрации на разных этапах карьеры.

  • «Выпускник» APST является эталоном для тех, кто завершает программы начального педагогического образования и подает заявку на предварительную регистрацию.
  • Учителя, которые переходят на полную регистрацию или обновляют свою полную регистрацию, должны соответствовать APST на уровне «Опытный».

Австралийский профессиональный стандарт для руководителей

Австралийский профессиональный стандарт для руководителей – это публичное заявление, в котором указывается, что руководители должны знать, понимать и делать для достижения в своей работе и обеспечения положительного влияния их лидерства. Он представлен как взаимозависимая и интегрированная модель, которая признает три требования к лидерству, которые директор использует в пяти областях профессиональной практики.

Профессиональные стандарты работы по защите

Профессиональные стандарты работы по защите (третье издание) (также доступны в сокращенной версии) представляют собой набор минимальных, но важных стандартов, направленных на обеспечение того, чтобы работа по защите выполнялась правозащитными и гуманитарными организациями в вооруженном конфликте и других ситуациях насилия безопасно и эффективно.Стандарты отражают общее мышление и общее согласие между гуманитарными работниками и специалистами в области прав человека и были приняты после процесса консультаций под руководством МККК с агентствами ООН, НПО и участниками Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Посмотрите это короткое видео с членами Консультативной группы для получения дополнительной информации.

Используя интерактивные тематические исследования и упражнения, это электронное обучение позволяет учащимся ознакомиться с набором минимальных стандартов, которые должны соблюдать правозащитные и гуманитарные субъекты, участвующие в работе по защите, для обеспечения эффективных ответных мер защиты.

Это электронное обучение, основанное на публикации, разделено на семь разделов:

  1. Общие принципы работы по защите
  2. Управление стратегиями защиты
  3. Описание архитектуры защиты
  4. Создание правовой базы защиты
  5. Содействие дополнительности
  6. Управление данными и информацией для результатов защиты
  7. Профессиональный потенциал


Чтобы отразить недавние изменения, произошедшие в среде, в которой действуют субъекты защиты, сильный акцент был сделан на измерении результатов деятельности по защите с точки зрения степени до которого были снижены выявленные риски, а также на мониторинг и оценку.Также дается более подробная информация о необходимости придерживаться принципиального подхода к работе по защите при взаимодействии с миротворческими операциями ООН и другими многонациональными силами. Кроме того, с учетом быстрого развития информационных коммуникационных технологий и одновременного роста законов о защите данных, был включен комплексный модуль руководящих принципов управления защитной информацией.

Чтобы сделать Стандарты более доступными и удобными для пользователей, электронное обучение также сопровождается мобильным приложением (доступно для устройств iPhone и Android).

Профессиональные стандарты и рекомендации NSCA по силовой и физической подготовке

ЭТО ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ NSCA ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И РУКОВОДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СИЛЫ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ 2017 ГОДА. ПРЕДЫДУЩЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ БЫЛО ВЫПОЛНЕНО В 2009 ГОДУ.

Профессия «Сила и кондиционирование» включает в себя комбинированные компетенции в области спорта и физических упражнений, управления, менеджмента, преподавания и коучинга. Практикующие должны также соблюдать различные законы и постановления при реагировании на случаи потенциальной травмы и связанные с этим претензии и иски.Это создает значительные проблемы и требует значительного опыта, знаний и других ресурсов для их эффективного решения, особенно в условиях мультиспорта (например, университетского и школьного).

В некоторых из этих настроек доступны большие ресурсы, но во многих других их нет. Бюджеты, оборудование, помещения и персонал часто ограничены (или отсутствуют вообще), что приводит к несоответствию между спросом участников на безопасные и эффективные программы и услуги и их предоставлением учреждением.Практикующим специалистам по силовой и физической подготовке и их работодателям важно понимать, что этот стандарт ухода является общей обязанностью; таким образом, учреждение и частное лицо несут совместную ответственность за его выполнение. В совокупности эти проблемы являются движущими силами этого проекта.

Целью документа NSCA Strength and Conditioning Professional Standards and Guidelines является помощь в выявлении областей ответственности, повышение безопасности и снижение вероятности травм, которые могут привести к судебным искам и искам, и, в конечном итоге, улучшить стандарты оказания медицинской помощи. предлагается.Этот документ не является ни жестким, ни статичным, и он будет периодически обновляться, чтобы отражать лучшие практики отрасли. Есть надежда, что специалисты, практикующие Сила и Кондиционирование, и учреждения, в которых они работают, получат взаимную выгоду от применения этой информации и, в свою очередь, значительно повысят качество услуг и программ, предоставляемых их участникам.

Стандарты практики | Педагогический колледж Онтарио

Введение

Стандарты практики преподавателей обеспечивают основу принципов, описывающих знания, навыки и ценности, присущие профессия учителя.Эти стандарты формулируют цели и устремления профессия. Эти стандарты отражают коллективное видение профессионализма, которым руководствуется повседневная практика членов педагогического колледжа Онтарио.

Цели Практических Стандартов для профессии учителя:

  • вдохновить общее видение профессии учителя
  • для определения ценностей, знаний и навыков, которые характерны для преподавания профессия
  • для руководства профессиональным суждением и действиями учителей
  • для продвижения общего языка, который способствует пониманию того, что значит быть член педагогической профессии.

Стандарты практики преподавателей:

Обязательства перед студентами и обучением студентов

Члены преданы своей заботе и приверженности студентам. Они лечат студентов справедливо и с уважением и чувствительны к факторам, влияющим на обучение студентов. Члены способствуют развитию студентов, внося свой вклад граждане канадского общества.

Профессиональные знания

Члены стремятся быть в курсе своих профессиональных знаний и признают свои отношения. практиковать.Они понимают и размышляют о развитии студентов, теории обучения, педагогика, учебная программа, этика, образовательные исследования, а также соответствующие политики и законодательство для обоснования профессионального суждения на практике.

Профессиональная практика

Члены применяют профессиональные знания и опыт для содействия обучению студентов. Они используют соответствующую педагогику, оценку и оценку, ресурсы и технологии. в планировании и реагировании на потребности отдельных студентов и обучения сообщества.Члены уточняют свою профессиональную практику посредством постоянного расследования, диалог и размышление.

Лидерство в обучающихся сообществах

Члены поощряют и участвуют в создании совместных, безопасных и поддерживающих обучающие сообщества. Они признают свою общую ответственность и свое лидерство роли, чтобы способствовать успеху студентов. Члены поддерживают и поддерживают принципы этических стандартов в этих обучающих сообществах.

Постоянное профессиональное обучение

Члены признают, что приверженность постоянному профессиональному обучению является неотъемлемой частью к эффективной практике и обучению студентов.Профессиональная практика и самостоятельные обучение основано на опыте, исследованиях, сотрудничестве и знаниях.

.