Содержание

Что проверяет трудовая инспекция в 2019 году


Законодательная база

Работодатели обязаны соблюдать нормы трудового права. Государство время от времени проверяет, как выполняется эта обязанность. На практике, если у компании какой-либо формы собственности есть в штате хотя бы один человек, туда придет трудинспекция: планово, а иногда и внепланово.

Что проверяют специалисты трудовой инспекции? Основная цель проверок — контроль соблюдения предпринимателями и должностными лицами трудового законодательства. Порядок проведения и нормативы этого контроля регламентированы на законодательном уровне. В частности, этому посвящены статьи из главы 57 Трудового Кодекса.

Статьи про проверки

  • Статья 353 содержит определение понятия госнадзора.
  • Статья 354 дает определение и описывает структуру федеральной инспекции труда (ГИТ).
  • Статья 355, в которой сформулированы принципы работы и задачи федеральной инспекции труда.
  • Статья 356 определяет ключевые полномочия инспекционной комиссии.
  • Статья 357 содержит перечень прав, которыми обладают инспекторы ГИТ.

Законодательные акты, которые контролируют выполнение норм трудправа:

  • ФЗ №294 от 26.12.2008 направлен на защиту юрлиц и ИП при проверках. Он регламентирует процедуру госнадзора, устанавливает сроки проведения, содержит другую важную для предпринимателей информацию.
  • Правительственное постановление № 875 от 01.09.2012 утверждает Положение о госнадзоре в области трудового права.

Основания для контроля

Надзорные мероприятия делят на две основные категории: плановые и внеплановые. Первые носят превентивный характер и зависят только от установленного законом регламента. Вторые направлены на выявление конкретных нарушений и зависят от действия работодателя или обращений физических лиц.

Далее рассмотрим подробно основания для каждой категории проверок.

Плановые визиты ГИТ

Основание для плановых проверок из ГИТ служит установленная законом необходимость госнадзора за исполнением трудового законодательства. Контроль осуществляется периодически, в зависимости от категории риска, которая присвоена предприятию. Такой подход обусловлен ФЗ №294 и пунктами 17–24 Положения о надзоре по труду.

Как часто и за какой период трудовая инспекция проверяет планово:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска.
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска.
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском.
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском.

Юридические лица, попавшие в сегмент с низким риском, плановым проверкам не подлежат.

Внимание!

Есть еще одна категория предприятий, которые освобождены от плановых проверок. Это субъекты малого предпринимательства. Мораторий действует с 2016 года, и продлен до конца 2020 года Федеральным законом №480 от 25.12.2018. Этот закон стоит изучить внимательно, так как у моратория есть ограничения.

Внеплановые проверки

Основания для внеплановых проверок описаны в статье 360 ТК РФ. В их числе:

  • Обращение в ГИТ с жалобами на нарушение трудовых норм. Например, поводом может стать задержка зарплаты или если ее уровень ниже МРОТ, пренебрежение условиями охраны труда, неправильном оформлении трудовых отношений и др.
  • Окончание срока, который был установлен предыдущей проверкой для исправления выявленных недочетов.
  • Инициатива Правительства, Президента или прокуратуры. При этом начальник инспекции издает соответствующий приказ.

Что проверяет ГИТ: порядок проведения

Схематично регламент проведения надзорных мероприятий можно отразить так:

Оповещение. Предупреждение о плановой проверке должно поступить на предприятие не меньше чем за 3 суток до визита инспектора. За это время вы вправе запросить детали предстоящей проверки: какой орган направляет комиссию, регламент проверки трудовой инспекции, за какой период проверяют, в каком порядке и какие мероприятия предусмотрены. Если проверка внеплановая, то закон не обязывает ГИТ оповещать. Инспекцию могут начать в тот же момент, когда проверяющий пришел в компанию. Но на практике чаще оповещают за сутки.

Проверка документов. С 2018 года проверка происходит в формате опросника. Полномочия и права инспекторов не изменились, но регламент их действий стал более структурированным: результаты контроля заносятся в проверочные листы, сформированные по темам (например, в теме «Трудовой договор» трудовая инспекция проверяет при проверке наличие контрактов, правильность их составления, своевременность подписания).

Институт профессионального кадровика записал несколько роликов о работе с проверочными листами. Посмотрите вводную часть и другие видео.

О том, какие документы проверяет трудовая инспекция далее поговорим подробно.

Составление акта с итогами. Иногда его составляют на предприятии, но чаще всего за ним нужно идти в ГИТ.

Составление предписания. Этот пункт выполняется, если есть нарушения. Документ содержит описание нарушения, дажу его совершения, ссылку на законодательный акт, срок на устранение. По окончании срока будет еще одна проверка.

Внимание!

Первое действия инспектора на месте проверки — это предъявление распоряжения о проведении контроля и своего удостоверения. Инспектировать имеет право только тот человек, который указан в распорядительном документе.

Помните: даже если выявлены нарушения, экономический агент имеет ряд прав. В их числе — обжалование результатов проверки на основании нарушения регламента. Чтобы эффективно воспользоваться этим правом, надо внимательно изучить регламент и тщательно следить за ходом контроля.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Нет фиксированного списка документов, которые в обязательном порядке запрашивает инспекция. В перечень актов, которые вы обязаны предъявить по требованию инспектора, входят:

  • Трудовые договоры.
  • Личные дела и личные карточки.
  • Трудовые книжки и реестры их учета.
  • Табель учета рабочего времени.
  • Рабочий распорядок и график отпусков.
  • Расчетные листы и бухгалтерские ведомости.
  • ПВТР и некоторые другие локальные акты.
  • Реестры ознакомления с ЛНА, кадровыми и бухгалтерскими документами.

Что проверяет трудовая инспекция при внеплановой проверке

Внеплановые проверки носят тематический характер. То есть ГИТ получает сигнал о конкретном нарушении и проводит расследование по этой теме. Например, работник пожаловался, что работодатель не произвел расчет в последний рабочий день или не отдал трудовую книжку.

Если проверка тематическая, инспектор ограничен рамками запроса. То есть в приведенном выше примере он не имеет права проверять соблюдение норм охраны труда или запрашивать документы, связанные с другими сотрудниками.

Особый случай — что проверяет трудовая инспекция при жалобе работника, который пожелал, чтобы его имя осталось неизвестным работодателю. Такое право дает труженикам статья 358 ТК РФ. В этой ситуации инспектор, чтобы сохранить инкогнито заявителя перед компанией может запросить документы нескольких сотрудников.

Желание сохранить свое имя в тайне от работодателя — законно. А вот анонимные обращения в ГИТ исключены. Работник, который хочет защитить свои права через инспекцию труда, обязан составить заявление с указанием ФИО, адреса и контактных данных.

Как проверить регистрацию жалобы в трудовую инспекцию? Работодатель это сделать не может: ему доступно только распоряжение, которое предъявляет инспектор. А вот заявитель может отслеживать статус своего обращения через личный кабинет на сайте онлайнинспецкия.рф.

Что проверяет трудовая инспекция: границы полномочий

Пределы полномочий инспекторов зависят от типа и предмета проверки. Как уже было сказано, универсального списка проверяемых документов нет, но есть 3 главных ограничения.

Чего не может делать инспектор: 3 ограничения

  1. Проверять больше, чем предусмотрено опросниками.
  2. Требовать документы или информацию, которая не относится к теме проверки.
  3. Изымать оригиналы документов.

Если есть нарушения, админответственность может быть применена не только на руководителя, но и на ответственных исполнителей высшего звена. Например, на главного бухгалтера. А вот рядовых сотрудников привлекать к ответственности по результатам проверки из ГИТ нельзя.

Как подготовиться: инструкция

Изучив законодательную базу, регламент проведения проверок и что проверяет ГИТ по охране труда, вы будете лучше готовы как плановым, так и внеплановым проверкам. Для дополнительной помощи приведем также своеобразный ТОП-лист «проколов» по части кадрового дела.

ТОП-лист ошибок работоадтелей при проверке

  1. Не со всеми работниками оформлены трудовые договоры (ТД). Если на договоре нет подписи работника, он тоже считается не заключенным.
  2. В ТД не прописаны обязательные параметры. Например, условия труда или зарплатная ставка.
  3. Нет обязательных ЛНА. Например, правил внутреннего трудового распорядка. Или они есть, но нет свидетельств, что сотрудники ознакомлены с ними до подписания ТД.
  4. Слишком поздно составлен график отпусков (меньше чем за 14 дней до начала календарного года).
  5. Неправильно разбит отпуск одного или нескольких работников: все части меньше 14 дней.
  6. Зарплаты выплачивается реже, чем каждые 15 дней без письменного согласия работника. Посмотрите наше видео о подготовке к кадровым проверкам.

Проверки — это всегда дополнительная нагрузка на руководителя предприятия, бухгалтерию и кадровую службу. Визит инспекторов ГИТ — не исключение. Курс от Института профессионального кадровика поможет подготовиться, уменьшить стресс и нежелательные последствия. Посмотрите видео о подготовке к кадровым проверкам или поступайте сразу на курс.

profkadrovik.ru

Что проверяет трудовая инспекция в 2019 году: какие штрафы, таблица

№ п/п Правонарушение Статья ТК, содержащая требования Категория нарушения Штраф, тыс.р Штраф тза повторное нарушение, тыс.р
Статья
1 Уклонение от заключения  трудового договора ст.ст.16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов) ИП  5-10 30-40    ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица  10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица  50-100 100-200
2 Заключение вместо трудового гражданско-правового договора ст.15 Высокий риск (10 баллов) ИП 5-10 30-40 ст. 5.27 ч.4, 5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100 100-200
3 Фактический допуск сотрудника к работе лицом, которое не уполномочено  на это работодателем ст.67.1 Высокий риск (8 баллов) ИП ст. 5.27 ч. 3,5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица
4 Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) ст.67 Средний риск (6 баллов) ИП 5-10 30-40 ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица 10-20 дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100 100-200
5 Несоблюдение процедуры оформления трудового договора ст.57 Низкий риск (3 балла) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
6 Нарушение порядка ведения трудовых книжек ст.ст.65,66, 309 Низкий риск (1 балл) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
7 Несоблюдение порядка увольнения работника в случае, когда организация  ликвидируется или прекращает деятельность, сокращает численность или штат работников ст. 81 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
8 Расторжение трудового договора с нарушениями ст.ст.71, 77, 79, 80, 81, 82, 127, 180, 269, 29, 296, 327.6, 384,12 373, 83, 84, Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
9 Несоблюдение порядка привлечения к работе водителей автомобилей в выходные дни и праздничные дни, к сверхурочной работе или работе ночью ст.ст.96, 99 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
10 Нарушение порядка привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью  членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ ст.ст.96, 99 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
11 Непредоставление междусменного отдыха водителю автомобиля ст. 103 Высокий риск (10 баллов) ИП 3-4 ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица 3-4
Юридического лица 30-40
12 Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение лиц в возрасте до восемнадцати лет ст.ст.96, 99, 268 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
13 Установление продолжительности рабочего времени в неделю или за учетный период сверх определенной законодательно нормы ст.ст. 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350, Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
14 Непредоставление междусменного отдыха работнику, за исключением водителей автомобилей ст. 103 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
15 Нарушение порядка привлечения к работе женщин и  лиц с семейными обязанностями в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью ст.ст.96, 99, 259 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
16 Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью, за исключением женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов, водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации ст.ст.96,99 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
17 Нарушение порядка привлечения инвалидов к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время ст.ст.96,99 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
18 Установление продолжительности ежедневной работы (смены) сверх определенной законодательно нормы, кроме случаев суммированного учета рабочего времени ст.ст. 94, 95, 96, 104 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
19 Несоблюдение правил учета  фактически отработанного работником времени ст.ст. 91, 99, 109, 300 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
20 Несоблюдение порядка учета рабочего времени ст.ст. 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
21 Непредоставление дополнительного отпуска ст.116 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
22 Непредоставление выходных дней водителю автомобиля ст.110 Высокий риск (10 баллов) ИП 3-4 ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица 3-4
Юридического лица 30-40
23 Непредоставление выходных дней работнику, за исключением водителей автомобилей ст.110 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
24 Непредоставление перерывов для обогревания и отдыха ст.109 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
25 Нарушение порядка предоставления отпуска ст.114 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
26 Непредоставление перерывов для отдыха и питания ст.108 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
27 Нарушение сроков и/или порядка утверждения графика отпусков ст. 120 Низкий риск (2 балла) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50
28 Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы ч.6 ст.136 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
29 Выплата заработной платы ниже МРОТ ч.3 ст.133 Высокий риск (10 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
30 Нарушение порядка оплаты за работу в выходные и праздничные дни ст.153 Высокий риск (8 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
31 Выплата заработка не в полном размере ч.6 ст.136 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 50-100
Юридического лица 30-50 50-100
32 Неоплата сверхурочной работы ст.152 Высокий риск (7 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
33 Нарушение срока выдачи расчета при увольнении ст.140 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
34 Нарушение срока оплаты отпуска ч.9 ст.136 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
35 Нарушение порядка оплаты за работу в ночное время ст.154 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
36 Сроки выплаты заработной платы не установлены ст.136 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
37 Нарушение срока выплаты заработной платы ч.6 ст.136 Средний риск (5 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
38 Невыдача расчетного листка работнику ст.136 Низкий риск (1 балл) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
39 Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ ст.178 Высокий риск (9 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
40 Невыплата среднего заработка за время прохождения обязательного медосмотра ст. 185 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-30 ст. 5.27 ч.6, 7
Должностного лица 10-20 20-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-100
41 Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий ст.193 Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
42 Допуск  к работе без обучения и проверки знаний по охране труда ст.ст.212, 225 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
43 Допуск  к работе без прохождения предварительного или периодического медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены) ст.ст.69, 212, 213, 219, 266 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
44 Невыдача работникам средств индивидуальной защиты, которые относятся ко 2 классу по степени риска причинения вреда работнику. ст.ст.212, 221 Высокий риск (10 баллов) ИП 20-30 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица 20-30 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 130-150 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
45 Невыдача средств индивидуальной защиты, не отнесенных ко 2 классу ст.ст.212, 221 Средний риск (5 баллов) ИП 20-30 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица 20-30 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 130-150 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
46 Несоблюдение требований охраны труда при проведении работ ст.ст.211, 212 Высокий риск (10 баллов) ИП 2-5 или предупреждение 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица   2-5 или предупреждение 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-80 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
47 Допуск к работе при наличии медицинских противопоказаний ст.212 Высокий риск (10 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
48 Несоблюдение требований к организации труда инвалидов ст.224 Высокий риск (8 баллов) ИП 2-5 10-20 ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 50-70
49 Непроведение оценки потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
50 Непроведение исследований и измерений всех вредных и (или) опасных производственных факторов ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
51 Нарушение порядка отнесения условий труда на рабочем месте к определенному классу по степени вредности и (или) опасности ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 Высокий риск (8 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
52 Сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ст.227 Средний риск (6 баллов) ИП ст. 15.34
Должностного лица 0,5-1
Юридического лица 5-10
53 Отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда при численности работников более 50 человек ст.217 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
54 Несоблюдение порядка организации предварительных и (или) периодических медицинских осмотров ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
55 Нарушение порядка выдачи и учета СИЗ ст.212, приказ Минздравсоцразви тия РФ №290н от 12.01.2015 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
56 Нарушение  правил обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
57 Невыполнением работодателем требований охраны труда по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников (*2) ст. 212, 223 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
58 Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований (*4) Ст.219, 266 Средний риск (5 баллов) ИП 15-25 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица 15-25 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 110-130 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
59 Непроведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда, в случаях предусмотренных статьей 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013г. ст.212 Средний риск (5 баллов) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
60 Нарушение периодичности проведения спецоценки условий труда ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
61 Неознакомление работников с результатами спецоценки условий труда ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
62 Проведение спецоценки условий труда комиссией ненадлежащего состава ст.212 Средний риск (4 балла) ИП 5-10 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица 5-10 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
63 Необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами или не предоставление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных ст.222 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
64 Нарушение процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве ст.227 Средний риск (4 балла) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
65 Отсутствие или ненадлежащее состояние документации по охране труда (журналов регистрации инструктажей, инструкций по охране труда, программ обучения, протоколов проверки знаний по охране труда, приказов и т.д.) ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
66 Нарушение правил передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда и (или) в государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2016 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
67 Неполный комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности ст.212 Низкий риск (1 балл) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
68 Отсутствие комплекта нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности ст.212 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
69 Нарушение порядка проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, в том числе: несоблюдение периодичности проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда; проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда комиссией не надлежащего состава; проведение инструктажей лицом не прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда; не проведение стажировки на рабочем месте и т.д. ст.76 Средний риск (6 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
70 Несоблюдение требований по организации труда работников в возрасте до восемнадцати  лет ст.265 Высокий риск (9 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
71 Несоблюдение требований по организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями ст.ст.253, 254, 258 Средний риск (7 баллов) ИП 2-5 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 60-80 100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
72 Запрет заемного труда ст.ст.56.1, 341.1, м Средний риск (6 баллов) ИП 1-5 10-20 ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица 1-5 10-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 30-50 50-70
73 Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению ст. 55 Средний риск (7 баллов) ИП ст. 5.33
Должностного лица
Юридического лица 2-4
74 Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения ст. 54 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.28
Должностного лица
Юридического лица 1-3
75 Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения ст. 54 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.29
Должностного лица
Юридического лица 1-3
76 Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения ст. 40 Средний риск (5 баллов) ИП ст. 5.30
Должностного лица
Юридического лица 3-5

pro2019god.ru

Трудовые проверки в 2019 году: остерегайтесь мошенников

Государственная инспекция труда в Калужской области и коллеги из других регионов официально предупреждают о том, что от имени сотрудников Роструда к работодателям приходят мошенники. Люди, которые представляются сотрудниками ГИТ, предлагают различного рода платные услуги по подготовке к якобы готовящимся внеплановым проверкам. Насколько хороши специалисты, предлагающие такую помощь, сказать сложно.

В Роструде напоминают, что при посещении инспекторы обязаны предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проверку, которое обязательно подписывает руководитель территориального органа и заверяет его печатью. Никакие платные услуги инспекторы не оказывают, подчеркивают в ведомстве. Если вы заметите, что нарушаются правила контроля (например, о внеплановом визите не было никаких сообщений), будьте бдительны, не исключено, что в организацию пришли мошенники. В подобных случаях смело обращайтесь в правоохранительные органы.

Мошенники ли?

В последнее время участились случаи навязывания услуг организациям и индивидуальным предпринимателям. Коммерческие структуры действуют якобы от имени государственных органов, детально и подробно рассказывают, когда и почему к работодателю придут с проверкой, разъясняют, какие следует предпринять меры, и почему следует обратиться именно к ним, пугают крупными штрафами.

В редакцию Клуба кадровиков уже обращались работодатели, которым навязывали услуги по формированию пакета документов, необходимых операторам персональных данных. У организаций, выступавших с коммерческим предложением, были проверенные е-mail и иные сведения о работодателях. Дополнительно они разработали качественные информационные материалы, которые должны убедить, что компании нарушают закон, к ним скоро придут с проверкой, им грозят большие санкции.

Вот пример такого коммерческого предложения:

О проверке можно узнать заранее

Сводный график проверок ГИТ на 2019 год по всей России опубликован на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Также ознакомьтесь со сводным планом проверок, утвержденным непосредственно Рострудом для территориальных подразделений. Совсем скоро мы обновим эту информацию: уже в декабре будет доступен график визита контролеров на будущий год.

Отметим, что, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 01.01.2016 по 31.12.2018 ГИТ не проводила плановые инспекции в отношении малого бизнеса, за исключением предприятий, занимающихся:

  • здравоохранением и медициной;
  • образованием;
  • социалкой;
  • теплоснабжением;
  • обеспечением электроэнергией.
Для всех остальных работодателей действовал мораторий на проверки инспекции по труду в 2018 году. Если возникали основания для внеплановых мероприятий, информация и дата посещения указывались в плане ГИТ. Но о таких проверках становится известно позже, а саму организацию должны уведомить о приходе контролеров не позднее чем за сутки до их визита.
С 2019 года правила надзора за работодателями меняются. Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на плановые проверки малого бизнеса, но в этот раз он не касается проверок, организованных Рострудом, поскольку это ведомство перешло на риск-ориентированный подход и проводит контрольные мероприятия по проверочным листам и с учетом категории риска работодателя. Теперь любая компания и ИП, независимо от того, имеет она статус субъекта малого предпринимательства или нет, может попасть в план проверок.

Что делать, если к вам пришли

Основанием для проведения любой инспекции является приказ руководителя инспекции. Проверка ГИТ в 2019 году — не исключение.

Поэтому при посещении вашего офиса инспекторы должны предъявить служебные удостоверения и нормативный документ, в котором указано основание для проведения инспекции.

Кроме того, плановый аудит ГИТ в обязательном порядке согласовывается с органами прокуратуры.
Перечень всех возможных оснований указан в статье 360 ТК РФ, в том числе:
  • жалобы бывших и действующих сотрудников;
  • требования прокурора и ряд других.
Далее ревизоры запросят необходимые документы и сведения.

Обращаем ваше внимание, что инспекторы могут потребовать сведения, которые относятся исключительно к предмету их проверки. Требовать что-либо свыше они не имеют права — прямой запрет прописан в статье 15 указанного Федерального закона.

Журнал проверок

Такой журнал должен быть в каждой компании. И все контролеры должны в нем расписываться.

Что проверяет ГИТ при плановой проверке

Наиболее часто проверяют и запрашивают:
  • контракты с работниками;
  • трудовые книжки;
  • книги учета движения ТК и вкладышей к ним;
  • документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных и охраны труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • графики отпусков, сменности;
  • табели учета рабочего времени;
  • медицинские книжки.
Однако есть нюанс: требовать бумаги, которые не имеют отношения к предмету исследования, изымать оригиналы документов инспекторы не имеют права. Кроме того, существуют сроки, которые проверяющие не вправе нарушить. При нарушении сроков результаты ревизии могут быть признаны недействительными.

Например, время, отведенное на плановую или внеплановую инспекцию, не превышает 20 рабочих дней, причем в этот срок входит составление акта по результатам инспекции.

Для малого бизнеса общее время инспекции за календарный год не превышает:

  • 50 часов — для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия;
  • 15 часов — для индивидуальных предпринимателей.
Обратите внимание, что в этом году инспекторы труда должны будут пользоваться проверочными листами. Ознакомьтесь с ними заранее, проконтролируйте, чтобы все было в порядке. Скачайте чек-листы на сайте Роструда.

Оформление результатов

По окончании инспекционных мероприятий проверяющими составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах и составляется непосредственно после окончания инспектирования. Что законодательство вложило в термин «непосредственно», никто не знает, но требуйте этот документ от проверяющих сразу же после окончания всех мероприятий и, если он предоставлен не будет, обращайтесь с жалобой в саму ГИТ и прокуратуру.

www.klerk.ru

Самые частые нарушения, которые находит инспекция по труду

Уже 1,5 года ГИТ проводит плановые проверки по новой схеме. Инспекторы задают вопросы по вопросам трудового законодательства только из утвержденных чек-листов. Простая и понятная схема, тем более, что прозрачность проверок была одной из основных целей нововведения.

Но реалии заставляют компании быть начеку. Во-первых, чек-листов сейчас уже более 130. Подготовиться ко всем физически невозможно даже при наличии времени. Да и самим инспекторам не нужно разбираться в теме, так как все вопросы уже есть в проверочных листах.

Кроме того, больше полномочий стало и у самой Инспекции. Поправки в ст. 360 Трудового кодекса РФ разрешают не ждать жалоб от сотрудников. Причиной для визита может быть, например, информация от других проверяющих или публикация в средствах массовой информации, в том числе в Интернете. А еще у ГИТ может выносить штрафы мультпликативно, то есть считать количество сотрудников, в отношении которых было нарушение. Какие же ошибки надзорные органы находят чаще всего?

Одним из первых документов для «анализа» являются Правила внутреннего трудового распорядка в компании. И здесь очень часто встречаются ошибки: работодатели не включают в документ все обязательные условия.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ, ПВТР должны регламентировать порядок приема и увольнение, права, обязанности и ответственность сторон, режима работы и отдыха, меры поощрения и взыскания. Все это надо описать в Правилах. А в подавляющем большинстве ПВТР хотя бы одного обязательного пункта нет.
Столь же часто работодатели делают ошибки в трудовых договорах. В нашей практике — хотя бы одно замечание есть как минимум в 90% этих документов. Скорее всего, причин в том, что не все внимательно читают ст. 57 ТК РФ.
Именно она перечисляет то, что должно быть в трудовом договоре обязательно: место и дата начала работы, трудовая функция, условия труда и условия оплаты, режим работы и отдыха, гарантии и компенсации. Даже отсутствие одного пункта — повод для штрафа.
Например, дату начала работы изначально не поставили, а потом забыли, или не указали какой-то вид компенсации, которую будет получать работник.

В 2018 году инспекторы всерьез занялись темой индексации заработной платы, и многие работодатели оказались к этому не готовы. Напомню, что ст. 134 ТК говорит об индексации в качестве способа реагировать на инфляцию.

Еще в 2017 году инспекторы обычно говорили: если в компании есть локальный нормативный акт об индексации, ее надо проводить, если нет — не нужно. А уже сейчас позиция стала другой: термин в законодательстве есть, следовательно, проводить ее необходимо, хотя порядок не указан ни в одном документе. И основная сложность в том, что ее внедрение — небыстрый процесс, ведь придется разработать алгоритм, коэффициенты, согласовать в компании. А ГИТ все это требует уже сейчас.
Еще одно очень распространенное нарушение связано с зарплатой. Хотя о сроках и порядке ее начисления говорилось не раз, это остается острым вопросом для бизнеса.
Напомню, что на основании ст. 136 ТК РФ, сотрудникам необходимо сообщать о составных частях зарплаты, других начислениях, удержаниях и общей сумме. Выплачивать ее надо не реже 2 раз в месяц, при этом указывать конкретные даты выплат, следовательно, и начислять в эти дни. Мы, например, до сих пор встречаем фразу — «выплата до такого-то числа», а это противоречит закону.
Кстати, в этой связи напомню еще об одном. Работник может поменять банк, в котором он хочет получать свой доход. В нашей практике было несколько случаев, когда работодатель отказывал сотруднику в этом, так как был заключен партнерский договор с конкретным банком.

Другой вопрос, который инспекторы стали активно задавать с 2019 года, касается специальной оценки условий труда (СОУТ).

Дело в том, что 31 декабря 2018 г. завершился 5-летний переходный период, в течение которого спецоценку должны были завершить все компании, которые не делали ее раньше, так как проводили аттестацию рабочих мест. И с 1 января этого года проверяющие органы могут оштрафовать за это нарушение.
Однако те работодатели, которые уже проводят спецоценку, также должны соблюдать правила ее проведения. А с этим как раз не все гладко, и инспекторы регулярно встречают нарушение сроков проведения и неознакомление сотрудников с ее результатами.

Безусловно, это не все нарушения, которые встречаются в ходе проверок. Среди острых тем — отпуска, правила оформления иностранных сотрудников, ужесточившиеся с января 2019 года, требования по охране труда. И несмотря на внушительное число чек-листов, важно желание своевременно закрывать риски компании. Для начала, стоит проверить на сайте Прокуратуры — есть ли компания в списке плановых проверок. На сайте Роструда можно определить категорию риска вашего предприятия, чтобы понять, как часто будут приходить инспекторы. Оценив время, стоит провести аудит документов и вовремя решить вопросы. Тогда визит ГИТ и других проверяющих не будет на вас наводить страх.

www.klerk.ru

График проверки трудовой инспекции на 2019 год: таблица с планом, новости

Как и в другие годы, согласно существующим законодательным нормам намечены плановые проверки Государственной трудовой инспекции, проведение которых коснется юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сводный план таких мероприятий размещается на официальном сайте ГИТ, а региональный график можно посмотреть на соответствующем информационном портале организации.

Обычно с момента опубликования такой график проверки появляется в свободном доступе для скачивания на юридических сайтах, посвященных безопасности работы предпринимателей законодательным тонкостям, казусам и мерам предосторожности.

Они обычно всегда знают, когда будет сформирован проверочный план налоговой инспекции, Прокуратуры Российской Федерации и еще десятка надзорных инстанций, занятых контролем деятельности тех, кто занимается настоящим трудом.

График проверок трудовой инспекции на 2019 год

Существует целый ряд законодательных нормативов, регламентирующих работу контрольно-надзорных инстанций, причем правила проведения проверок Государственной трудовой инспекции (на 2019 год, предыдущие и последующие) изложены в Федеральном Законе за №294. Этот важный документ носит название «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…».

График проверок трудовой инспекции

График проверки трудовой инспекции, согласно изложенным нормам, должен быть утвержден не позднее сентября, предшествующего мероприятию года, потому что после составления он должен быть еще согласован с Прокуратурой.

Одобрение прокуратуры необходимо для установления законности намеченного плана проверки. Как и предусмотрено статьями закона №294 просмотру на предмет законности плановых проверок подлежит не только деятельность центрального или регионального органа, но и муниципальный контроль. Включение в комплексный план посещений или индивидуального предпринимателя происходит только после вынесения решения прокуратурой.

В нем должно признаваться соответствие нормам закона и правомочности проведения проверки трудовой инспекцией каждого субъекта, внесенного в план на 2019 год.

Трудовая инспекция

Для полного соответствия правилам, в пунктах плана должны непременного указываться следующие фактические данные:

  • полное название компании, юридического лица или наименование индивидуального предпринимателя;
  • индивидуальный график проверки юрлица, предприятия или : намеченные даты, в точном изложении и продолжительность осуществления;
  • ГИТ, несущая ответственность за указанное мероприятие, намеченное на 2019 год;
  • в обязательном порядке – предполагаемая цель проведения (согласно намеченной цели задаются интересующие контрольно-надзирающий орган вопросы).

Предварительный график проверок должен быть подготовлен до 1 декабря истекающего года, и до 31 декабря уже должен быть сформирован окончательный вариант, который публикуется на официальном сайте организации. Существует типовая форма для составления такого графика проверки, он публикуется отдельно для каждого региона, в обязательном порядке содержит название копании и место ее регистрации, реальный адрес, и ОГРН.

График проверок должен быть подготовлен до 1 декабря

Для проведения подобных проверок трудовой инспекцией и в целях обеспечения отсутствия коррупционной составляющей (а значит, и давления на субъект, подвергающийся надзору и контролю) у каждого ревизующего посещения есть регистрация с номером в едином реестре.

В обязанности прокуратуры входит не только установление соответствия цели, указанной в плане, но и количество намеченных мероприятий, которое должно в отдельно взятом округе соответствовать кадрово-временным резервам региональной трудовой инспекции.

РОСТРУД

Центральный федеральный округ

В ЦФО уже давно сформированы и опубликованы соответствующие графики на 2019 год. Все предприниматели и юридические лица могут ознакомиться в свободном доступе с любым из намеченных графиков начиная с Московской области и заканчивая Ярославской. Все они размещены в алфавитном порядке, на официальном сайте основной организации или на информационном портале регионального отделения.

Для живущих в Москве, Роструд размещает не только полную информацию о ежегодном графике проверок трудовой инспекции, как это сделано и на 2019 год. Для московских предпринимателей предусмотрена полная информация и даже версия таблицы для слабовидящих.

График проверки трудовой инспекции Центральный федеральный округ (файлы для скачивания):

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. город Москва

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Белгородской области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Липецкой области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Орловской области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Тверской области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Тульской области

Северо-Западный федеральный округ

Таблицы проверочных мероприятий имеются для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республик Коми и Карелия, Ненецкого автономного округа и других областей СЗФО начиная с Архангельской и заканчивая Псковской. Все муниципальные, областные и городские ГИТ разместили приготовленные графики плановых проверок и предоставили желающим возможность проверить наличие в списке по ИНН или названию организации.

Для предъявления претензий и указаний на допущенные неправомочные ревизии, на сайте указаны контакты, по которым можно обратиться.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Ленинградская область

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Калининградская область

Южный федеральный округ

Таблицы грядущих проверок указаны для Краснодарского края, Республик Калмыкия и Адыгея. Жители Астраханской, Волгоградской и Ростовской области тоже могут посмотреть графики проверок, размещенных, как и положено по действующему законодательству, заблаговременно, с одобрения окружной или региональной прокуратуры.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Ростовской области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Краснодарского края

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Астраханской области

График проверок трудовой инспекции

Северо-Кавказский федеральный округ

Для ознакомления размещены графики проверок во всех сегментах данного округа. В свободном доступе есть графики проверок ГИТ в Республиках Кабардино-Балкарской. Карачаево-Черкесской, Алании (Северной Осетии), Дагестан, Ингушетии, Чеченской. Не отстал в выполнении норм законодательства и Ставропольский край.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Дагестан

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Ингушетия

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Кабардино-Балкарской Республики 

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Карачаево-Черкесской Республики

Проверка трудовой инспекции в Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

С опубликованными, официально утвержденными документами могут ознакомиться предприниматели и юридические лица Республик Башкортостан, Марий Эл, Чувашской, Удмуртской, Татарстана, Мордовии и Пермского края. Жители Всех областей, с Кировской по Ульяновскую, тоже могут поискать себя в графиках, обжаловать решение о проверке, если оно вынесено незаконно, сделать это на окружном или региональном портале, на юридических сайтах, где есть и соответствующие разъяснения от компетентных специалистов.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Башкортостан

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Марий Эл

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Мордовия

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Нижегородской области

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Саратовской области

Уральский федеральный округ

Здесь кардинально подготовились ЯНАО и Югра, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, точнее, отделения Государственной трудовой инспекции. Планы проверок и остальные данные, интересующие потенциальных субъектов контрольно-надзорных мероприятий, находятся в открытом доступе и могут быть изучены при существующей необходимости или для собственного спокойствия.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Свердловской области

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Ямало-Ненецкого автономного округа

Сибирский федеральный округ

ГИТ намерена проводить масштабные проверки в каждом сегменте СФО. Об этом свидетельствуют графики, оформленные в соответствии с нормами законодательства и своевременно размещенные не только на официальных сайтах, но и на информационно-юридических порталах в:

  • Республиках Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия;
  • Краях – Алтайском, Красноярском и Забайкальском;
  • областях – Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской, Иркутской.

Предприниматели, руководители предприятий и организаций, юридические лица могут узнать даты и продолжительность, цели проведения проверок или убедится в отсутствии планов ГИТ относительно них на 2019 год.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2019 г. Республики Алтай

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Бурятия

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республики Хакасия

Руководители могут узнать даты и продолжительность, цели проведения проверок

Дальневосточный федеральный округ

В 2019 к плановому проведению контрольно-надзорных мероприятий подготовились все региональные отделения ГИТ. Республика Саха, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область, Камчатский, Хабаровский, Приморский край, Сахалинская, Магаданская и Амурская области разместили утвержденные прокуратурой планы проверок на сайтах отделений и информационных порталах. С любого из них это можно скачать и поискать в списках по ИНН, названию или личным данным предпринимателя все необходимые сведения.

График проверки трудовой инспекции (файлы для скачивания):

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Республика Саха (Якутия)

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Приморского края

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Амурской области

Скачать План проверок трудовой инспекции на 2019 год Чукотского АО

К чему придерется инспектор ГИТ

К чему придерется инспектор ГИТ, когда очевидных нарушений у вас нет, а план по штрафам сделать надо?

Все зависит от компетенции и опыта инспектора-ревизора. Список предполагаемых вопросов, от которых невозможно уклониться, весьма приблизительный и всего предугадать невозможно. Однако есть небольшой список наиболее вероятных пунктов, согласно которым чаще всего и выполняется план по денежным взысканиям. Предмет плановой проверки, с указанной в графике целью проведения контрольно-надзорных мероприятий, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации за №875, проводится по чек-листу со строго обозначенным перечнем вопросов по теме.

Инспектор может придраться на недостаточно информативно составленный трудовой договор

Однако с момента одобрения Верховным судом практики мультипликации штрафов, теперь можно легко наложить взыскание за:

  • нарушение правил техники безопасности и отсутствие инструктажа сотрудников;
  • задержку полагающихся сотруднику выплат, даже на 1 день;
  • отсутствие пломбы или сургучной печати у ответственного лица, которое хранит бланки трудовых книжек или книгу учета их движения;
  • недостаточно информативно составленный трудовой договор;
  • заключение гражданского договора вместо ТД;
  • отсутствие в трудовом договоре упоминания о норме выдачи моющих средств, если таковое предусмотрено и так далее.

Те, кто неоднократно сталкивался с проверками ГИТ, говорят, что придраться могут даже к отсутствию психиатрических освидетельствований у работников или неправильному оформлению локальных нормативных актов.

Внеплановая проверка инспектора ГИТ

Какие данные включаются в план проверок ГИТ на 2019 год

Полный список – это перечень всех субъектов, в каждом регионе страны, в нем есть двойная нумерация: по стране и по региону. Есть усеченный вариант, составленный по территориальному признаку. В обязательные сведения входит местонахождения предприятия и его деятельности, ОГРН и ИНН. В графике обязательно фигурирует месяц проверки и основание, которое существует для ее назначения (они могут быть разными).

Что касается срока проведения, то он указывается стандартный, но контроль и надзор необязательно проходят в течение всего обозначенного времени.

Контроль и надзор необязательно проходят в течение всего обозначенного времени.

Как подготовиться к проверке ГИТ в 2019 году

Плановая проверка проводится после уведомления, и в нем практически всегда указывается перечень пунктов, которые станут предметом пристального внимания приезжающих аудиторов. Специалисты рекомендуют внимательно проверить оформление всех документов по указанным в плане вопросам, заготовить необходимые копии, должным образом заверенные. Если аудит намечается выездной, нужно приготовить отдельное помещение, в котором есть доступ в интернет.

Интересная рекомендация – не давать никаких, даже самых безукоризненных бланков, если о них не спрашивали. Это может направить интерес в неожиданную сторону, где тылы недостаточно подготовлены.

Плановая проверка проводится после уведомления

Как оспорить результаты проверки Роструда в 2019 году

После окончания ревизии инспектор, согласно действующему законодательству, выдает акт проверки и расписывается в журнале учета проверок (его лучше иметь в наличии). В течение 15 дней с момента выдачи акта о проверке, предприниматель или юрлицо может направить свои возражения о допущенных неправомочных действиях в трудовую инспекцию. Если есть претензии к выданному документу или его части, и они обоснованы, прилагаются другие официальные бумаги, которые подтверждают правоту жалобщика. Совсем избежать штрафов никому не удается, поскольку их отсутствие вызывает подозрения в адрес инспектора.

pensiyaportal.ru

Государственная инспекция труда в Кемеровской области

В связи с продлением с 01.01.2019г. особого порядка проведения плановых надзорно-контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренного ст. 26.2. «Особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства» Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Государственная инспекция труда в Кемеровской области информирует о следующем.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 года (ред. от 27.12.2018), плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 30.04.2018) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода осуществляется в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Приложение к указанному Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права также содержит критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска.

Таким образом, даже в случае включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, он будет подлежать плановым проверкам, предметом которых является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Плановые проверки Государственной инспекции труда в Кемеровской области из планов проверок на 2019-2020 гг. по признаку отнесения проверяемых субъектов к категориям малого или среднего бизнеса исключаться не будут.

git42.rostrud.ru

Проверьте себя в новых списках проверок Роструда

Роструд вывесил новые списки

На своем сайте Роструд вывесил утвержденный список работодателей, которые относятся к высокой степени риска.

К ним придут с плановыми проверками.

Проверьте себя в этом списке.

Ищите себя по региону, откроется файл Excel, где компании приведены по ИНН и названию.

Что такое риск-ориентированный подход

Работодателей делят по категориям риска. Риск-ориентированный подход к проверкам используется Рострудом с 1 марта 2017 года.

К компаниям, которым попали в список с высоким риском, придут с плановой проверкой раз в 2 года.

По списку с значительным риском — раз в 3 года.

Еще есть:

  • категории среднего риска — проверки не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — проверки не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
Для этих трех категорий Роструд не оглашает списки работодателей. Хотите уточнить, к какой категории вас относит Роструд, можете направить туда письменный запрос.

Если компании нет в рисковых списках, она по умолчанию относится к категории низкого риска.

Но надо не забывать, что по жалобе в компанию могут прийти с внеплановой проверкой.

Роструд огласил документы, на которые ориентируется при проверках

На сайте Роструда можно посмотреть правовые акты, на соблюдение которых компанию проверят инспекторы. 

Указанный перечень размещен на официальном сайте Роструда в сети Интернет в разделе «Деятельность» подраздел «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю».

С кем объединяются трудовые инспекторы

Недавно руководитель Роструда Всеволод Вуколов рассказал о том, что его ведомство тесно сотрудничает со Следственным комитетом, Прокуратурой по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

В 2016 году в суды было направлено 697 уголовных дел за невыплату заработной платы. В первом полугодии 2017 года было направлено 402 уголовных дела.

Как будут проходить проверки с 2018 года

С 2018 года проверки трудовых инспекций будут проходить по принципиально новым правилам. 

Контролировать соблюдение Трудового кодекса в организациях и у ИП инспекторы будут по проверочным листам. Постановление от 8 сентября 2017 года № 1080 подписано Дмитрием Медведевым и опубликовано на сайте Правительства.

Изменения внесены в Постановление от 1 сентября 2012 года № 875, регулирующее вопросы надзора в сфере труда.

При проведении контроля обязательно должны использоваться проверочные листы, а предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включённых в эти листы. То есть задавать какие-то другие вопросы, по идее, трудовые инспекторы не смогут.

При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы будут применяться с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года — при плановых проверках всех работодателей.

Где посмотреть проверочные листы

50 проверочных листов обнародовала на своем сайте Федеральная служба по труду и занятости.

Все листы можно скачать в формате Excel.

Каждый лист — по какому-то вопросу: правильности трудовых договоров, режиму работы сотрудников, трудоустройству инвалидов и женщин с детьми, например.

Вот так, например, выглядит лист с вопросами о трудовых договорах. Нажмите на картинку, она увеличится.

www.klerk.ru