Содержание

Педагогическая нагрузка учителя в школе, Санкт-Петербург | вопрос №12084844 от 22.08.2021

Относительно Вашего вопроса сообщаю Вам следующую информацию:

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

В соответствии с пунктом 66 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при установлении учебной нагрузки учителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, являются Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании”, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19. 03.2001 N 196, Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”, Постановление Минтруда России от 30.06.2003 N 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры”.

Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена Законом РФ “Об образовании” (ч. 6 ст. 55) и Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 333).

Это означает, что при заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями (изменение только по соглашению сторон трудового договора, за исключением установленных случаев, и др. ).

Если трудовой договор с учителем в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует либо в нем не указан объем учебной нагрузки, то считается, что он работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу, а изменение учебной нагрузки в текущем учебном году или на последующий период по инициативе работодателя допускается только в определенных случаях.

Комплектование кадров учителей в образовательных учреждениях имеет характерную особенность, которая заключается в том, что ни используемые в качестве примерных утвержденные ранее типовые штаты для общеобразовательных учреждений, ни штатные расписания учреждений не предусматривают нормативов для определения числа учителей различных специальностей.

В каждом образовательном учреждении, осуществляющем обучение по общеобразовательным программам, количество учителей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место при определении числа служащих в любом учреждении, в том числе в образовательных учреждениях при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (математике, истории, русскому языку и литературе, географии и т. д.).

Такая особенность вызвана тем, что учителям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.

Статьей 333 ТК РФ установлено, что учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении не предусматривает случаев, связанных с какими-либо ограничениями при установлении учителям учебной нагрузки, тогда как, например, в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543, определено, что учебная нагрузка преподавателей этих образовательных учреждений на учебный год, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов, что соответствует двум ставкам заработной платы.

Это означает, что какие-либо решения органов управления образованием, иных органов исполнительной власти, предусматривающие для учителей ограничения при установлении учебной нагрузки, являются неправомерными.

В соответствии с пп. “з” п. 2 Постановления Минтруда России N 41 педагогическая работа в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не является совместительством. При этом каких-либо ограничений такой работы не установлено, поскольку, как было отмечено выше, случаи, когда учебная нагрузка ограничивается верхним пределом, могут быть определены только типовым положением, утверждаемым Правительством РФ.

Вместе с тем отсутствие нормативной основы для установления верхнего предела учебной нагрузки, которая может выполняться учителями в одном и том же образовательном учреждении, не означает, что не может быть установлено верхних пределов учебной нагрузки при работе учителей по совместительству в других образовательных учреждениях.

Регулирование работы по совместительству, в том числе педагогических работников, осуществляется Трудовым кодексом РФ. Так, согласно ст. ст. 282, 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству в течение одного месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников, что для учителей V – XI классов составляет 9 часов в неделю.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.

По сложившейся практике определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, производится один раз в год раздельно по полугодиям.

Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также с сокращением количества классов.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в письменной форме трудового договора, либо по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки), а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Таким образом, руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в том числе учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки, например, в связи с приемом на работу других учителей, в том числе по совместительству, либо путем перераспределения учебной нагрузки между учителями, либо при предоставлении преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей).

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в трудовой договор работника без его согласия могут вноситься изменения только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. В образовательных учреждениях для учителей такими причинами может стать лишь уменьшение учебной нагрузки, вызванное уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращением количества классов.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за два месяца до его начала.

Для обеспечения соблюдения установленных сроков предупреждения учителей о возможном уменьшении объема учебной нагрузки по указанным причинам наиболее приемлемым является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск с тем, чтобы учителя знали, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.

Если на новый учебный год устанавливать учителям учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после их выхода из отпуска, то при невозможности обеспечения учителям в новом учебном году прежнего объема учебной нагрузки по указанным выше причинам работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (то есть в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку выполнение трудовой функции по должности учителя характеризуется наличием учебной нагрузки, то обеспечение сохранения должности на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возможно только путем установления на общих основаниях объема учебной нагрузки на очередной учебный год, которая затем может быть передана для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

Учебная нагрузка на определенный срок, в том числе только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

– для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

– для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

– для временного выполнения преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учителю учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего работника фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, что в соответствии с ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ.

При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

Уменьшение учебной нагрузки учителей, осуществляющих указанную работу, по инициативе работодателя возможно только по причинам, установленным п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных ст. 74 ТК РФ.

Для учителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 являются следующие гарантии:

1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

– учителям 1 – 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

– учителям 1 – 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

– учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Например, если в 1 – 4 классах передача преподавания количества часов, предусмотренных учебным планом для проведения занятий по музыке, изобразительному искусству, физкультуре, привела к уменьшению учебной нагрузки учителей начальных классов, а оставшаяся учебная нагрузка составляет менее 20 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов иной педагогической работой. Если в школе не создана необходимая материальная база для осуществления преподавания указанных предметов учителями-специалистами или такие учителя-специалисты отсутствуют, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в том числе с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

2. Учителям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

– заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если невозможно догрузить другой педагогической работой;

– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Гарантии сохранения заработной платы за учителями в указанных случаях фактически означают, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Объем учебной нагрузки учителей является основой для определения размера оплаты их труда и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к которому относится первичная профсоюзная организация.

Установление учебной нагрузки на новый учебный год (то есть определение ее конкретного объема по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 18 часов в неделю для учителей 5 – 11 классов и 20 часов для учителей 1 – 4 классов) осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта определен ст. 372 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (при принятии, например, локального нормативного акта об установлении учителям объема учебной нагрузки, от которого зависит размер их заработной платы), перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю письменное мотивированное мнение по проекту. В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с предложенным проектом либо предлагает внести изменения для его совершенствования, то работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях принятия приемлемого для всех сторон решения.

Если же согласие так и не будет достигнуто, то возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Распределение учебной нагрузки в школе

Под учебной (педагогической) нагрузкой работника школы понимается общее количество часов оплачиваемой педагогической (преподавательской) работы в неделю (в день, в год), которая выполняется работником по занимаемой должности (включая совместительство) или в порядке деятельности, не являющейся совместительством.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ “Об образовании” учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения оговаривается в трудовом договоре. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программ, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении (ч. 1 п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении). На практике в большинстве случаев объем педагогической работы (нагрузки) при заключении трудового договора зачастую не оговаривается, а сам характер работы определяется лишь в общем виде (обычно наименованием должности, на которую принимается работник). В этом случае считается, что трудовой договор заключен исходя из количества педагогической работы, соответствующего одной ставке по занимаемой должности.

Поскольку практически невозможно постоянно выдерживать на одном уровне объем учебной нагрузки учителя, ежегодно в школе происходит уточнение учебной (педагогической) нагрузки учителей (других педагогов) на новый учебный год. Этот иногда болезненный процесс должен протекать по определенным правилам:

1. Любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) педагогической нагрузки, а также изменение ее характера по сравнению с первоначально заключенным трудовым договором возможно только по взаимному согласию сторон (исключение составляют лишь случаи перевода, предусмотренные  ст. 74 ТК РФ)

2. Установление педагогической нагрузки на новый учебный год производится директором школы (или другим органом согласно уставу школы) при участии соответствующей первичной профсоюзной организации в лице ее выборного органа до ухода работников в отпуск с тем, чтобы работники знали, в каких классах (группах) и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. Участие профкома в распределении учебной нагрузки может принимать различные формы(например, непосредственное участие профкома в составлении тарификационного списка; обсуждение на профкоме предложенного директором проекта тарификационного списка и т. п.) Однако во всех случаях целесообразно, чтобы свое мнение по данному вопросу профком как коллегиальный орган выразил в виде решения, принятого на специальном заседании.
3.

У учителей, по возможности, должны сохраняться преемственность классов и объем учебной нагрузки.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки не может быть уменьшен (увеличен) по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения (увеличения) количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (ч. 4,3 и 2 п.66 Типового положения). Эти случаи представляют собой те самые изменения в организации производства, при которых допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы педагога по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца. Если прежние существенные условия труда объективно не могут быть сохранены. А работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.
Если уменьшение учебной нагрузки вызвано значительным уменьшением числа классов-комплектов в школе, администрации школы необходимо провести сокращение численности или штата педагогических работников в соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ.
Те же действия администрация вынуждена предпринять, если педагогам, занимающим одноименную должность, нельзя обеспечить нагрузку в объеме нормы часов за ставку, а работать с нагрузкой меньше этой нормы педагог (педагоги) отказываются.
4. Педагоги-женщины, находящиеся в отпуске в связи с рождением ребенка, тарифицируются в обычном порядке независимо от того, приступят ли они к работе в течении учебного года. На период отпуска, их учебная нагрузка передается другим работникам.
Трудовые споры педагогов с администрацией по вопросам установления учебной нагрузки рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, а также судом.

Распределение педнагрузки и вакантные часы: что следует учитывать руководителям ЗСО?. Бюджетная бухгалтерия, № 37, Октябрь, 2020

Работа педработников в условиях карантина

В соответствии с п.п. 2 п. 15 постановления № 6411 на территории региона (административно-территориальной единицы), на которой установлен «красный» уровень эпидемической опасности, дополнительно к противоэпидемическим ограничениям, предусмотренным для «зеленого», «желтого» и «оранжевого» уровней эпидемической опасности, запрещается посещение заведений образования соискателями образования.

То есть предусмотрен запрет посещать заведения образования только соискателям образования, а именно детям, воспитанникам, учащимся, студентам, аспирантам.

В свою очередь, п. 39 постановления № 641 рекомендовано органам исполнительной власти, другим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности обеспечить на период действия карантина применение по возможности гибкого режима рабочего времени, который, в частности, предусматривает дистанционную работу.

В письме МОН от 31.03.2020 г. № 1/9-182 указывается, что образовательный процесс в заведениях общего среднего образования (ЗСО) организуется в пределах учебного года. При этом формы организации образовательного процесса определяются педагогическим советом заведения образования в пределах времени, предусмотренного образовательной программой, в соответствии с объемом учебной нагрузки, установленной соответствующим учебным планом.

В условиях карантина и после его завершения педагогические работники ЗСО должны принять меры по соблюдению требований государственных стандартов общего среднего образования и усвоению учащимися содержания каждого учебного предмета (интегрированного курса). Учебный материал может быть освоен с использованием технологий дистанционного обучения во время карантина.

То есть работа учителей на условиях удаленного доступа (дистанционной формы) во время объявленного карантина является правомерной и подлежит оплате согласно действующему законодательству.

Вакантные часы ≠ почасовая ставка

Оплата труда педагогических работников, в частности учителей заведений ЗСО, осуществляется в соответствии с Инструкцией № 1022.

Согласно п. 68 этой Инструкции месячная заработная плата педагогических работников учреждений образования определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления этого произведения на установленную норму часов в неделю. Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Поэтому на время объявленного Кабмином карантина оплата труда учителей осуществляется по тарификации за весь объем педагогической нагрузки. При этом не имеет значения, по каким формам выполняется такая работа, в частности на условиях удаленной работы, в режиме реального времени, онлайн и т. п.

В соответствии с п. 73 Инструкции № 102 за часы замещения временно отсутствующих учителей продолжительностью до двух месяцев оплата их труда осуществляется исходя из почасового расчета. Если такое замещение длилось свыше двух месяцев, то оплата труда учителей осуществляется с первого дня замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в порядке, предусмотренном п. 68 этой Инструкции, т. е. по тарификации.

Следовательно, почасовая оплата труда учителей осуществляется только в случае замены временно отсутствующих других учителей. Временно отсутствующий работник — это работник, отсутствующий в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Поэтому нераспределенные между учителями часы учебной нагрузки, так называемые «вакантные», не могут считаться такими, которые выполняются за временно отсутствующих учителей и не могут оплачиваться из почасового расчета.

Распределение педнагрузки

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 4633 распределение педагогической нагрузки в заведении образования утверждается его руководителем в соответствии с требованиями законодательства.

Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным учебным предметам (интегрированным курсам), что предусматривается учебным планом заведения образования, или с письменного согласия педработника с соблюдением законодательства о труде.

Одним из актов такого законодательства является вышеназванная Инструкция № 102, согласно п. 63 которой учебная нагрузка между учителями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в заведении.

При этом максимальный объем учебной и другой педагогической работы по основному месту работы для педагогических работников предельными размерами не ограничен.

В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона № 463 право назначать на должность, переводить на другую должность и увольнять с должности работников заведения образования, определять их должностные обязанности, а также решать другие вопросы, связанные с трудовыми отношениями, в соответствии с требованиями законодательства, предоставлено руководителю ЗСО.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 463 привлечение любых других лиц к участию в образовательном процессе (проведение учебных занятий, лекций, тренингов, семинаров, мастер-классов, конкурсов, оценивание результатов обучения и т. п.) осуществляется по решению руководителя заведения образования. Ответственность за содержание таких мероприятий несет руководитель заведения образования.

В соответствии с п.п. «е» п. 20 Типовых правил № 4554 руководитель заведения образования обязан сообщить педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) педагогическую нагрузку в следующем учебном году.

Если же в школе на начало учебного года отсутствовали учителя по соответствующим предметам, то часы по этим предметам должны быть распределены руководителем во время тарификации между другими учителями с учетом их специальности.

При этом в распорядительном документе руководителем целесообразно предусмотреть срок, на который поручается проведение учебных занятий с учащимися, в частности до приема на работу нового педагогического работника.

Такая процедура должна согласоваться с учителем. Если учитель уволился посреди учебного года, то эти вакантные часы также должны распределяться между учителями школы или вновь принятыми учителями.

После приема на работу учителя соответствующего предмета учебная нагрузка учителя, которому было поручено проведение таких уроков, может быть уменьшена.

Согласно п. 76 Инструкции № 102 учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации, до конца учебного года выплачивается заработная плата за фактическое количество часов в случае, когда нагрузка, которая осталась, выше установленной нормы на ставку.

Руководитель заведения обязан позаботиться о кадровом обеспечении общего среднего образования соответствующими специалистами-предметниками для обеспечения получения учащимися полного образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями образовательных программ и учебных планов, используя, в частности, возможности прохождения курсов повышения квалификации по разным его формам.

В таких случаях ст. 58 Закона № 21455 дает возможности назначения на должности педагогических работников лиц, которые получили высшее, профессиональное предвысшее или профессиональное (профессионально-техническое) образование по другой специальности и которым не была присвоена профессиональная квалификация педагогического работника, сроком на один год. При этом ч. 5 этой статьи установлено, что лицам, обеспечивающим получение полного общего среднего образования, профессиональная квалификация педагогического работника может быть присвоена заведением высшего или последипломного образования или соответствующим квалификационным центром после одного года работы на должностях педагогических работников, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, при условии успешной сдачи квалификационного экзамена в соответствии с квалификационными требованиями к педагогическому работнику или соответствующим профессиональным стандартом (при наличии).

Учет рабочего времени

Учет рабочего времени работников ЗСО осуществляется в соответствии с требованиями первичной учетной документации по статистике труда, а именно Табеля учета использования рабочего времени. Его типовая форма (П-5) утверждена приказом № 4896.

Учитывая условные обозначения Табеля, при его заполнении применяются отметки о явках и неявках по числам месяца (часам) условными обозначениями по буквенным и цифровым кодам. Часы работы обозначаются отметкой «Р».

Отметка о ежедневной продолжительности отработанного рабочего времени в Табеле не требуется. Предусмотрен только ее месячный объем, который для учителей должен соответствовать объему недельной нагрузки, установленной при тарификации. Количество отработанных учителем дней проставляется в зависимости от продолжительности рабочих дней в месяце, включая те дни, когда по расписанию занятий (уроков) они не проводились.

Дни, в течение которых учитель не работал, имея на то основания в соответствии с требованиями законодательства или нормами коллективного договора, или не появлялся на работе по другим непредвиденным причинам, отражаются соответствующими условными (буквенными и цифровыми) обозначениями, предусмотренными в форме Табеля.

Главная

Для некоторых категорий педагогических работников, осуществляющих преподавание (например: учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования и др.), норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы. Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю не означает, что  вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная  работа, методическая работа и пр.) не оплачивается.

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и др. учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку  больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных  обстоятельств.

Следует отметить, что характер большей части педагогической работы  позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено.

О некоторых вопросах учебной нагрузки учителей

Основополагающими законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при установлении учебной нагрузки учителям образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, являются:

– Трудовой кодекс РК;

– Закон РК «Об образовании».

Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена Законом РК «Об образовании» (п.7 ст.52) и Трудовым кодексом РК (п.п. 2) п. 1 ст. 28). 

Это означает, что при заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями. Так, согласно п.3 ст.10 ТК РК условия трудового договора не могут быть изменены в одностороннем порядке.

Если трудовой договор с учителем в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует, либо в нем не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу, а изменение учебной нагрузки в текущем учебном году или на последующий период  по инициативе работодателя допускается только в определенных случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Комплектование кадров учителей в образовательных учреждениях имеет  характерную особенность, которая заключается в том, что ни утвержденные типовые штаты для общеобразовательных учреждений, ни штатные расписания учреждений не предусматривают нормативов для определения числа учителей различных специальностей.

В каждом образовательном учреждении, осуществляющем обучение по общеобразовательным программам, количество учителей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место при определении числа служащих в любом учреждении, в т.ч. в образовательных учреждениях при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (математике,  истории, казахскому языку и литературе, географии и т.д.).

Такая особенность вызвана тем, что учителям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.

Верхний предел учебной нагрузки

Действующим законодательством Республики Казахстан не устанавливается верхний предел учебной нагрузки. Это означает, что какие-либо решения органов управления образованием, иных органов исполнительной власти, предусматривающие для учителей ограничения при установлении учебной нагрузки, являются  неправомерными.

Согласно ст.111 Трудового кодекса Республики Казахстан работники имеют право выполнять в одной и той же организации, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по занимаемой должности (расширение зоны обслуживания) либо по другой должности. Трудовое законодательство дает право работнику заключать трудовой договор о работе по совместительству как с одним работодателем, с которым он уже состоит в трудовых отношениях (по месту основной работы), так и с несколькими работодателями. Нагрузка учителя, превышающая нормативную, скорее всего, должна рассматриваться как работа на условиях совместительства, так как дополнительную работу в этом случае учитель выполняет за пределами рабочего времени по своей основной работе.

В соответствии с Правилами исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года №40, учебная нагрузка среди педагогических работников распределяется, исходя из объема учебного времени по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в соответствующей организации образования.

Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника, так как являются одним из существенных условий трудового договора.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах. (Данное условие содержится в соглашениях о социальном партнерстве  и коллективных договорах).

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.

Согласно требованиям п.3 Правил исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года №40, определение объема учебной нагрузки учителей  общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях и преподавателей профессиональных лицеев, колледжей, производится один раз в год раздельно по полугодиям.

В соответствии с п.4 указанных Правил учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях определяются дважды в год к началу первого и к началу второго учебных полугодий.

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества  классов, то есть в связи с изменениями условий труда. При этом изменение условий труда производится в порядке, установленном ст.46 ТК РК.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение  или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в письменной форме трудового договора, либо по сравнению с учебной нагрузкой, установленной  приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки), а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Таким образом, руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей допускать уменьшение их учебной нагрузки, например, в связи с приемом на работу других учителей, в т.ч. по совместительству, либо путем перераспределения учебной нагрузки между учителями, либо при предоставлении преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей).

В соответствии со статьей 46 ТК РК  изменения условий труда могут производиться в связи с изменениями в организации производства и сокращения объема работы у работодателя.

В образовательных учреждениях для учителей такими причинами, влекущими за собою изменение условий труда, могут быть уменьшение учебной нагрузки,  вызванное уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за один месяц, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за один месяц до его начала. 

Для обеспечения соблюдения установленных сроков предупреждения учителей о возможном уменьшении объема учебной нагрузки по указанным причинам наиболее приемлемым является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск с тем, чтобы учителя знали, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебного году.    

Если на новый учебный год устанавливать учителям учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после выхода учителей из отпуска, то при невозможности обеспечения учителям в новом учебном году прежнего объема учебной нагрузки по указанным выше причинам работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее одного месяца (т.е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении условий труда).  

Установление учебной нагрузки учителям, 
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

В соответствии со статьей 100 ТК РК на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Поскольку выполнение трудовой функции по должности учителя характеризуется наличием учебной нагрузки, то обеспечение  сохранения их должности на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возможно только путем установления им на общих основаниях объема учебной нагрузки на очередной учебный год, которая затем может быть передана для выполнения другим учителям временно на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

Установление учебной нагрузки учителям на определенный срок

Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

– для выполнения учебной нагрузки  учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

– для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с  болезнью и по другим причинам;

– для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен  пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учителю учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего работника нельзя рассматривать как совмещение должностей или расширение зоны обслуживания, ведь в этом случае общая продолжительность рабочего времени увеличивается. Фактически это является изменением условий труда и требует согласия работника.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца  допускается только в том случае, если это вызвано производственной необходимостью. При этом согласно ст.41 ТК РК совмещение может продолжаться не более одного месяца.

Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года 

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, могут выплачиваться тарифные ставки в месяц в полном размере при условии дополнения учебной нагрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям начальных классов общеобразовательных школ, в которых созданы условия для передачи учителям-специалистам уроков изобразительного искусства, музыки, пения и физкультуры;

учителям начальных классов общеобразовательных школ, которые не могут вести уроки физического воспитания и пения по состоянию здоровья и другим причинам;

учителям начальных классов школ с углубленным изучением иностранного языка, учителям сельских школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки иностранного, казахского и русского языков;

учителям казахского языка сельских школ с русским и другими национальными (не казахскими) языками обучения;

учителям русского языка сельских начальных школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения;

учителям физической культуры сельских школ, учителям иностранного языка школ, расположенных в отдаленных местностях, при возложении на них в счет выплачиваемой полной ставки учителя обязанностей (части обязанностей) по организации внеклассной работы по физическому воспитанию (для учителей физической культуры) и по проверке письменных работ, классному руководству (для учителей иностранного языка).

К другой педагогической работе относятся:

– проведение занятий на дому с учащимися, освобожденными от посещения школы по состоянию здоровья;

–  замена временно отсутствующих учителей;

– воспитательная работа в группе продленного дня;

– иная учебно-воспитательная работа.

Во всех указанных случаях освобождение учителя от ведения занятий и выплата заработной платы в размере не ниже тарифной ставки в месяц обязательным дополнением учебной нагрузки до установленной нормы часов оформляется приказом директора школы с указанием причин и оснований освобождения от занятий и указанием дополнительной учебной нагрузки.

В случаях, когда учителям и преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшилась по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

1) если оставшаяся нагрузка выше установленной тарифной ставки в месяц – заработная плата за фактическое число часов;

2) если оставшаяся нагрузка ниже установленной тарифной ставки в месяц – тарифная ставка в месяц;

3) если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже тарифной ставки в месяц – заработная плата, установленная при тарификации.
В случаях, когда учебная нагрузка во втором полугодии уменьшается в соответствии с учебным планом, этот пункт не применяется.

Гарантии сохранения заработной платы за учителями в указанных случаях фактически означают, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки  работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за месяц, в течение которого работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что  учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не  будет).      

Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении учебной нагрузки учителям

Объем учебной нагрузки учителей является основой для определения  размера оплаты их труда и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.

Установление учебной нагрузки на новый  учебный год т.е. определение ее конкретного объема по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы  за ставку заработной платы, осуществляется локальным нормативным  актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации. Это условие должно обязательно включаться в соглашения и коллективные договоры.

Порядок учета мнения или согласования выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта определен статьей 12 ТК РК, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РК, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему представителям работников, в нашем случаев в профсоюзный комитет.

Профсоюзный комитет не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта выносит протокольное решение, в котором выражается согласие (несогласие) с проектом и вносятся соответствующие предложения. В случае отказа работодателем принять предложения профсоюзной стороны, профсоюзный комитет вправе начать процедуру коллективного трудового спора.

Приказ о распределении учебной нагрузки учителейОтделения и банкоматы АО «Россельхозбанк»

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 С. ПРИКУМСКОЕ О распределении нагрузки учителей на учебный год В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», в связи с началом учебного года и согласно учебному плану внеурочной деятельности по реализации ФГОС в 1-х классах, во 2-х классах и 3-х классах, и внеклассной кружковой работе 1. Распределить 1,5 ставки «Педагога дополнительного образования» следующим образом: – 1 ставка на организацию внеурочной деятельности по реализации ФГОС в 1-3 классах; – 0,5 ставки для организации внеклассной кружковой работы. 2. Определить нагрузку по внеурочной деятельности с 01 сентября 2013 года на учебный год: При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:
• любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
• уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
• во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается ТОЛЬКО по соглашению сторон трудового договора;
• преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.
Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год. Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 НЕ предусмотрено. Оформляться оно ДОЛЖНО в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.
В то же время НЕДОПУСТИМО произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

По общему правилу уменьшение нагрузки на новый учебный год возможно только по соглашению сторон. Для учителей, нормируемая часть нагрузки которых составляет 18 часов в неделю и для которых данная школа является основным местом работы, действует дополнительная ГАРАНТИЯ сохранения объема нагрузки и преемственности преподавания предметов.
Есть две ситуации, когда уменьшение нагрузки возможно без согласия учителя:
• уменьшение часов по учебной программе;
• уменьшение количества обучающихся или учебных классов.
Учитель ДОЛЖЕН БЫТЬ уведомлен о предстоящем уменьшении учебной нагрузки не менее чем за 2 месяца до предстоящих изменений в письменном виде с указанием причин, повлекших данные изменения. Как уже было сказано выше, причин может быть две: изменение учебных программ или уменьшение количества классов. То, что администрация взяла на работу нового учителя, которому нужно дать педагогическую нагрузку, к причинам, по которым допускается уменьшение нагрузки данного преподавателя без его согласия, НЕ относится.
Возможна ситуация, когда уменьшение нагрузки учителя-специалиста обосновывается тем, что часть нагрузки выделена ему не по профилю преподаваемых дисциплин и на данные предметы был взят учитель с профильным образованием. Например, учитель, закончивший педагогический ВУЗ по специальности «учитель биологии» ведет биологию и географию. Администрация принимает на работу нового учителя географии и передает ему часы географии под предлогом того, что первый учитель является по диплому учителем биологии, а не географии. Данная ситуация является НАРУШЕНИЕМ трудового законодательства…
Особо следует обратить внимание на количество часов педагогической нагрузки, которое получит учитель после ее уменьшения. Если количество часов будет меньше, чем предусмотрено нормой на ставку, например, 17 часов в неделю вместо 18 часов, то в этом случае работа в текущем учебном году НЕ войдет в стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет.
Учителям 1-4 классов при передаче преподавания иностранного языка, рисования физкультуры или музыки учителю-специалисту ДОЛЖНА БЫТЬ обеспечена догрузка до ставки другими видами педагогической работы (преподаванием в группе продленного дня, ведением кружков или факультативов и т.д.). Другие предметы, например, уроки труда можно передать другим учителям-специалистам только с согласия учителя.
Если же все-таки принято решение об уменьшении количества нормируемой части нагрузки учителя вследствие изменения учебных программ или количества классов, то администрация школы должна полностью следовать правилам статьи 74 Трудового Кодекса РФ. Помимо заблаговременного за 2 месяца ПИСЬМЕННОГО УВЕДОМЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ о предстоящем уменьшении учебной нагрузки необходимо получить ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ учителя на продолжение работы в новых условиях, а в случае отказа предложить другую имеющуюся в школе нагрузку. Нарушение администрацией школы данной процедуры может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки В данном случае администрация в течение двух месяцев будет ОБЯЗАНА оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке. Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.
Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. ЛЮБЫЕ изменения должны осуществляться С СОГЛАСИЯ учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации, ограничены, и порядок их применения строго регламентирован. Автор публикации: юрист Лаптев М.П. (сайт 911) Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в «Магазине на «Уроке»! 10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». ( Текст прилагается к статье ).Ранее действовавший аналогичный приказ (№2075 от 24.12.2010) утратил свою силу. Публикуем комментарий к документу, подготовленный юридической службой независимого профсоюза работников образования Череповца. Новый нормативный акт имеет ряд принципиальных отличий от предшествовавшего приказа. Отличие, которое есть уже в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Это значит, что учебная нагрузка должна быть четко прописана в трудовом договоре работника.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Обратите внимание на Приложение № 2 «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В прошлом приказе такого приложения не было. Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года. Пункт 1.1: «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4 читаем: «Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Важно! Если на следующий год учебная нагрузка у педагога меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану. Обратите внимание на пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год. Исключения указаны в специальном пункте приложения, а раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и все вписано в общее положение. Важен пункт 1.7, в котором прописано: « Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка ». То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная нагрузка снижена быть не может. Также в пункте 1.9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)». В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Важен пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило» , и он стал обязательным к исполнению. Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе. Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было. Положение V говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях. В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников. Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент – это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. Меньше можно, выше нельзя. Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе, за исключением нормы часов преподавателей ДШИ и ДМШ (для них теперь установлена единая норма – 18 часов!). Появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы. Будьте внимательны и используйте данный приказ в своих интересах.

Остались вопросы? Бесплатная консультация по телефону:

8 800 350-81-94
Круглосуточно

Рабочее время педагогических работников – Освіта.UA