Риск ориентированный подход охрана труда – Риск-ориентированный подход к безопасности и охране труда на БиОТ-2016
Риск-ориентированный подход от ГИТ. Как применять?
Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке вы ознакомитесь с разъяснениями батюшки Роструда по поводу порядка проведения плановых проверок ГИТ с применением риск-ориентированного подхода, который, как мы знаем, был введён постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197.
Разъяснение бати было дано в письме от 12 апреля 2017 года № ТЗ/1330-11-2 на вопрос об отнесении деятельности юридических лиц (ИП) и используемых ими производственных объектов к определённой категории риска, классу (категории) опасности для целей проведения государственного надзора в сфере труда. Поскольку письмо по содержанию небольшое, приведу текст здесь. Скачать письмо в файле MS Word можно будет ниже.
Итак…
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. № 197 утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определённому классу (категории) опасности.
Хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков.
В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:
- для категорий высокого риска — 1 раза в 2 года;
- для категорий значительного риска — 1 раз в 3 года;
- для категорий среднего риска — не чаще чем 1 раз в 5 лет;
- для категорий умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
- наличие несчастных случаев;
- факта задолженности по заработной плате;
- наличие факта назначения административных наказаний.
Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска, решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимают решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.
При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
- данных ведомственной отчётности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
- сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
- сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
В ведомственной отчётности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.
Решение об изменение категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.
Кроме того, предусмотрен заявительный характер об изменении присвоенной ранее категории риска путём подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в федеральную инспекцию труда заявления.
В соответствии с п. 12 Правил отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определённому классу (категории) опасности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806, при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям высокого и значительного риска орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
Одновременно информируем, что информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утверждённого на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21 февраля 2017 года.
Конец письма.
Источник: Письмо Роструда от 12.04.2017 г. № ТЗ/1330-11-2
Пока же хочется спросить, а такое «При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда» в реальности бывает? Кто-нибудь проходил проверки ГИТ без административных штрафов?
На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!
Продолжение следует …
Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения
Будь моим подписчиком!
Сохраните эту заметку в:
xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai
Риск-ориентированный подход в охране труда. Час эксперта на БиОТ-2017
Переход к модели управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков сегодня из самых горячих тем. Уже с 2018 года Роструд будет осуществлять все плановые проверки предприятий с применением риск-ориентированного подхода.
«Это новая парадигма для России в противовес существующему ныне реактивному подходу к управлению, когда меры принимаются уже после того, как произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание. Новая модель ориентируется на планирование и предупреждение профессиональных заболеваний и производственных травм», – сообщил генеральный директор ВНИИ труда Минтруда Дмитрий Платыгин.
В рамках выставки «Безопасность и охрана труда» (БиОТ), которая пройдет в Москве 12-15 декабря, чиновник проведет экспресс-встречу «Переход к модели управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков», посвященную внедрению риск-ориентированного подхода.
«Предполагается, что краеугольным камнем в обеспечении работников СИЗ должны стать данные о существующих на рабочих местах опасностях и рисках реализации этих опасностей, то есть вредных опасных производственных факторах. В этом смысле я затрону и вопросы обеспечения СИЗ, и вопросы подготовки работников в части охраны труда
Встреча с генеральным директором ВНИИ труда пройдет 13 декабря с 14:00 до 15:00 на стенде G08. Регистрация на мероприятие на сайте biot.ru.com или по прямой ссылке.
На БиОТ-2017 впервые будет использован новый формат общения с экспертами – экспресс-встречи. Каждая такая встреча продлится около часа. В течение этого времени спикер – чиновник, ученый или представитель крупной компании, – будет отвечать на вопросы участников и гостей выставки. Встречи пройдут 13 декабря и 14 декабря с 11:00 до 17:00 на стенде G08. С расписанием встреч и списком спикеров можно ознакомиться здесь.
Ждем вас на выставке БиОТ-2017!
____________________
Выставка «Безопасность и охрана труда» (БиОТ) проводится с 1992 года. Организаторы мероприятия – Министерство труда и социальной защиты РФ, Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ») и Всероссийское объединение специалистов по охране труда (ВО АСОТ). В 2016 году участниками выставки стали 330 компаний из 17 стран.
XXI международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда» пройдет 12-15 декабря 2017 года в Москве на ВДНХ (павильон №75). Важнейшими событиями БиОТ-2017 станут подписание соглашения о сотрудничестве между Минтрудом и Международной ассоциацией социального обеспечения (ISSA), форум по охране труда, открытый семинар Роструда о расследовании несчастных случаев на производстве, конференция Ростехнадзора о применении риск-ориентированных подходов в надзорной деятельности.
⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Facebook, Вк и Twitter
getsiz.ru
Роструд перешел на риск-ориентированный подход при проверках бизнеса
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервь
clubtk.ru
Государственный надзор в сфере труда будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875.
- одна проверка в течение 2 лет – для организаций, отнесенных к работодателям с высоким
- одна проверка в течение 3 лет – для организаций, отнесенных к работодателям со значительным риском;
- одна проверка в течение 5 лет – для организаций, отнесенных к работодателям со средним риском;
- одна проверка в течение 6 лет – для организаций, отнесенных к работодателям с умеренным риском.
При этом для организаций, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводятся.
Постановлением установлены показатели потенциального вреда причинения вреда жизни и здоровью работников, их трудовым правам, связанным с правом получения оплаты труда в установленный срок для отдельных видов деятельности. Так например, к высокому риску отнесена деятельность по добыче полезных ископаемых. К значительному риску – обрабатывающие производства, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, строительство, транспортировка и хранение. К среднему риску – здравоохранение и социальные услуги, а также деятельность в области информации и связи, к умеренному – образование.
Для расчета категории риска по специальной формуле будут использоваться определенные показатели, в том числе критерий тяжести последствий возможного нарушения работодателем правил, коэффициент устойчивости добросовестного поведения, показатель травматизма на производстве и т.д.
К категории высокого риска работодателей будет относить главный государственный инспектор труда, а в остальных случаях, кроме низкого риска, – главные государственные инспекторы труда в субъектах РФ. Если решения об отнесении работодателя к определенной категории риска нет, считается, что ему присвоена категория низкого риска.
Также устанавливается, что по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Роструд предоставляет информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также использованные для этого сведения. При этом юрлицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется право обжаловать заявление об изменении присвоенной категории риска.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2017 года.
По мнению Правительства РФ, использование риск-ориентированного подхода при проведении трудовых проверок снизит административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности, а также повысит уровень эффективности контрольно-надзорных органов.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Вступает в силу 01.03.2017
websot.jimdo.com
Риск-ориентированный подход СИЗ | Охрана труда и пожарная безопасность
От «уравниловки» к оценке риска
В последнее время профессиональным сообществом по охране труда активно обсуждается вопрос новой модели выдачи средств индивидуальной защиты, которая предполагает переход от выдачи по спискам к риск-ориентированной концепции. Именно в сфере СИЗ в ближайшее время планируются значительные изменения, как в сфере законодательства, так и в формировании новых подходов при разработке, производстве и их выдаче. Это тема станет одной из ведущих тем Всероссийской недели охраны труда, которая пройдет с 9 по 13 апреля 2018 года. Теме СИЗ как инструменту управления охраной труда будет посвящен целый блок мероприятий.
Как все начиналась?
«Уравниловка» в выдаче средств индивидуальной защиты зародилась в России в 20-ые годы ХХ века. В тяжелых экономических условиях НЭПа, когда не хватало самого необходимого, советское Правительство вынуждено было поровну на всех делить имеющиеся материалы, ткани, одежду и обувь. Тем самым государство обеспечивало хотя бы минимальный уровень защиты работника. Принцип «всем поровну», бесплатно и гарантированно сохранялся еще долго, не смотря на то, что СИЗы совершенствовались, а нормы менялись.
В 90-ые пришли новые времена, а с ним и частная собственность. Крупные предприятия в результате приватизации от государства перешли в руки новых владельцев, появились субъекты малого и среднего бизнеса, частные предприниматели. Теперь не государство, а новые работодатели обязаны стали обеспечивать работников средствами защиты и гарантировать им безопасность. При этом отраслевой принцип выдачи СИЗ сохраняется.
Новая экономика – новые подходы
Развитие экономики и новые политические реалии в виде санкций, внедрение современных технологий и оборудования, которое повлекло за собой и изменения в производственных процессах в разных отраслях, совершенствование рынка СИЗ, – все это приводит к новому пониманию: в сфере обеспечения средствами защиты на рабочих местах нужны перемены. Куда будет двигаться рынок, что планирует Минтруд РФ, а что предлагает профессиональное сообщество?
Все зависит от риска
«СИЗы защищают не профессию и не должность, их задача – ограждать от воздействия совершенно определенных факторов», – рассказывает о новой риск-ориентированной модели выдачи СИЗ Директор департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Валерий Корж. – Тип выбираемых средств защиты будет зависеть от опасности или вредного фактора, который существует на рабочем месте».
Выбор риск-ориентированной концепции продиктован временем. Токарь на металлургическом заводе и токарь в электроэнергетике, по большому счету, выполняют один и тот же функционал, работают с применением одного и того же оборудования, а СИЗ вынуждены использовать разные, в соответствии с отраслевыми нормами.
Минтруд планирует унифицировать типовые нормы подобно тому, как это сделано в профстандартах.
В новых нормах все СИЗы будут распределены по группам. В одной будут сгруппированы средства в зависимости от химических, биологических и физических факторов, во второй – по видам работ, в третьей – по уровню загрязнения, а в четвертой группе – в зависимости от климатических факторов. При этом также идет учет производственных зон и участков. К примеру, токарю, который работает на классическом станке, нужен один набор средств защиты. Оператору токарного станка с современным программным управлением, но который тоже формально считается токарем, совсем другие.
Но уйти от отраслевых норм быстро не получится. Минтруд это признает. Новые нормы потребуют широкомасштабных организационных мероприятий.
«Это новые правила, и в их создании должны принимать участие службы охраны труда работодателя, профсоюзы, сами работники. Кому-то будет мало 10 пар перчаток в год, а кому-то, наоборот, их окажется много. Благодаря обратной связи мы сможем это учесть»,- отмечает Валерий Корж.
Поэтому предусматривается длительный переходный период. Новая концепция должна заработать с 1 января 2023 года.
«Мы и не планируем быстрых кардинальных изменений,- добавляет Валерий Корж. – Тут не стоит торопиться. Серьезных проблем в обеспечении СИЗ мы не видим. Но работодателям нужно постепенно давать больше свободы действий в выборе средств защиты. В конечном итоге именно они несут административную, уголовную и финансовую ответственность за обеспечение сотрудников средствами защиты».
Для чего нужна реформа?
Логика всех преобразований в сфере охраны труда, в том числе в секторе средств индивидуальной защиты, последних лет ясна и понятна. Все внимание на профилактику и учет рисков. Стратегия – формировать превентивные меры для предотвращения производственных травм, аварий и происшествий. Работодатель, впрочем, как и сам же работник, должны, просто обязаны, подходить к вопросам собственной безопасности на рабочих местах и в выборе СИЗ «неформально». Быть вовлеченными, реально оценивать, учитывать и уметь предотвращать риски на каждом рабочем месте. Это и есть базовые основы культуры безопасности, к которой стремится вся система охраны труда.
А как у них, или стоит ли изобретать велосипед?
Риск-ориентированный подход в Минтруде называют прогрессивным. Действительно, все передовые страны используют такой подход. И рабочие в Европе в высокой степени вовлечены в выбор СИЗ. В крупных компаниях существуют рабочие группы из представителей охраны труда и рабочего коллектива. На их выбор представляется несколько вариантов средств индивидуальной защиты, исходя из рисков. Рабочие, попробовав несколько вариантов, могут выбрать именно тот, который посчитают наиболее удобным и комфортным.
Хотя стоит отметить, что многие западные компании, имеющие свои представительства в России, уже давно адаптировали такой подход при выборе СИЗ на российской земле. К примеру, на одной из бизнес встреч в прошлом году, которая была организована Ассоциацией ЭТАЛОН в преддверии Всероссийской недели охраны труда-2017, технический директор компании «3M» (Россия) Сергей Дмитрук представил опыт компании в подборе для работников СИЗ органов дыхания. Так, каждому сотруднику 3М подбирают СИЗ индивидуально, примеряют на хорошее прилегание и только после того, как сотрудник будет уверен, что именно в этом респираторе или маске он чувствует себя хорошо и комфортно, он получает этот СИЗ.
Что думает профессиональное сообщество?
Производители СИЗ уверены, что благодаря программам по импортозамещению, а также новым действующим мерам и подходам, рынок увеличится. Минпромторг прогнозирует увеличение рынка СИЗ к 2025 году на 40%. По данным Grand View Research, Россия находится на четвертом месте в мире по объему рынка СИЗ с результатом $2,02 млрд (данные 2015 г.), пропустив вперед только США, Китай и Германию. В Европе ежегодно на обеспечение одного работника тратят 350-400 USD, а в России пока – 100 USD (в нефтегазовом секторе – 350 USD).
Эксперты по охране труда, в свою очередь, уверены, что новый подход следует в качестве пилотного внедрить сначала на разных предприятиях с разными уровнями риска, в разных отраслях, регионах и профессиях. Сравнительная со старым методом оценка должна проходить профессиональные слушания с привлечением профессионального сообщества, производителей СИЗ и конечных потребителей. Не исключена возможность злоупотребления результатами оценки риска со стороны работодателей, желающих сэкономить на приобретении СИЗ.
Все эти вопросы можно будет обсудить на Всероссийской недели охраны труда в Сочи. В рамках тематических мероприятий по СИЗ на одной площадке соберутся и представители Минтруда РФ, являющиеся инициатором риск – ориентированного подхода и авторами соответствующего закона, разработчики и производители, потребители, профсоюзы, а также представители госкомпаний, формирующие до 50% доли закупок СИЗ в стране.
otpb.com.ru
В деятельность Роструда на системной основе внедряется риск-ориентированный подход
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев выступил на конференции Регионального альянса инспекций труда стран-участников СНГ и Монголии. Она прошла в рамках четвертой Всероссийской недели охраны труда (9-13 апреля, г. Сочи).
Он рассказал о государственной политике в области инспекций и охраны труда в Российской Федерации.
«В 2015 году была утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015-2020 годы, основной задачей которой является обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, повышение эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства», – сообщил Григорий Лекарев.
Для этого, по его словам, нужно обеспечить прозрачность и открытость федерального надзора в сфере труда, внедрить простые и понятные инструменты для работодателей, которые позволят им самостоятельно осуществлять предупредительный контроль за соблюдением трудового законодательства на собственном предприятии.
«Нужно решить ключевую задачу: с одной стороны, увеличить охват организаций надзорными мероприятиями в сфере труда, с другой стороны – снизить нагрузку на самих работодателей, – рассказал замминистра. – Понятно, что такую задачу невозможно решить без инновационных методов контроля».
В связи с этим Россия в настоящее время предпринимает системные действия по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных органов власти. В частности, в деятельность Роструда внедряется риск-ориентированный подход при организации и проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением трудового законодательства.
«Этот подход к планированию позволяет федеральной инспекции труда осуществлять целенаправленный контроль, сосредотачиваясь на проверках предприятий, деятельность которых связана с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, – пояснил Григорий Лекарев. – Это также приводит к снижению общей административной нагрузки на бизнес».
«Кроме того, с целью обеспечения определенности и открытости федерального надзора в сфере труда создан портал «Онлайнинспекция.рф», на котором действует несколько сервисов», – рассказал он.
Так, сервис «Дежурный инспектор» позволяет работникам и работодателям задать вопрос и получить консультацию по любой теме трудового законодательства в течение трех рабочих дней.
На портале можно воспользоваться сервисом «Перечень требований трудового законодательства», содержащим 209 базовых требований законодательства в сфере труда, исполнение которых подлежит проверке.
Сервис «Электронный инспектор» позволяет работодателю проанализировать ситуацию с выполнением на своем предприятии всех обязательных требований так же, как это бы делал инспектор труда при проверке каждого требования трудового законодательства.
Сервис «Памятки для работников и работодателей» содержит сто памяток по вопросам соблюдения законодательства о труде, удобный рубрикатор, используемый для решения конкретных вопросов.
Одно из ключевых направлений в деятельности Минтруда России –разработка и актуализация правил по охране труда, типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.
«В период 2013-2017 годов утверждены 27 правил по охране труда для разных видов деятельности и видов выполняемых работ, в том числе для наиболее травмоопасных видов деятельности, в том числе строительства, работ на высоте», – заявил Григорий Лекарев.
Также, по его словам, с целью обеспечения работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, отвечающими всем требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», актуализируются нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам различных профессий и должностей.
rosmintrud.ru
Риск-ориентированный подход станут применять и для проверок по охране труда
На днях, в перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, включен и федеральный государственный надзор в сфере труда.
Соответствующее Постановление Правительства РФ на этот счет, за номером 197 датировано 16 февраля текущего года. Теперь, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет проводиться в отношении работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица исходя из категорий риска в указанных организациях.
Присваиваться категории будут решением главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) – при категории высокого риска, или решением главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) – при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
К категории привяжут и периодичность плановых проверок на соответствие организации трудовому законодательству:
– для категории высокого риска – один раз в 2 года;
– для категории значительного риска – один раз в 3 года;
– для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
– для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 875 от 1 сентября 2012 г., дополнено новым приложением: “Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска”, в котором представлены формулы для расчета категорий риска и содержатся необходимые коэффициенты для расчета.
atrud.ru