Служебный спор – 72. /
Общая характеристика индивидуального служебного спора
В данной статье рассмотрены основные положения, касающиеся регулирования индивидуального служебного спора, произведен анализ соотношения индивидуального служебного спора и индивидуального трудового спора.
Статьей 45 Конституции РФ гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. Часть 2 названной статьи говорит о том, что каждый может защищать свои права, а также свободы, всеми способами, которые не запрещены законом [1].
В процессе трудовой деятельности нередки случаи возникновения разногласий по тем или иным вопросам, которые разрешаются в соответствии с трудовым законодательством РФ, однако, если стороной спора является государственный гражданский служащий, то спор должен разрешаться в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 179-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Отметим, что защита прав, а также интересов гражданских служащих не является целью вышеуказанного закона, в отличие от Трудового кодекса РФ, но, несмотря на это федеральный закон называет защиту прав и свобод служащего как одно из основных его прав.
Часть 15 статьи 14 федерального закона предоставляет возможность обращения в суд с целью защиты нарушенных прав на гражданской службе.
Законодательное понятие термина индивидуальный служебный спор дано в статье 69 федерального закона и выглядит следующим образом.
Под индивидуальным служебным спором понимаются «неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров».
Необходимо обозначить тот факт, что нормы, касающиеся рассмотрения служебных споров, отчасти заимствованы из трудового законодательства. Так, статья 381 Трудового кодекса РФ содержит понятие термина индивидуальный служебный спор, которое текстуально является очень близким к тому, которое мы видим в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно статье 381 ТК РФ, «индивидуальный служебный спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров» [2].
Однако, И. Калинин, несмотря на схожесть определений, а также заимствование самого названия спора — «индивидуальный», отмечает, что служебные споры всё же возникают не из трудовых отношений, а из служебной деятельности, то есть из отношений, связанных с прохождением государственной службы [7].
С.В. Линецкий отмечает тот факт, что дублирование законодателем положений трудового законодательства в ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» является не совсем верным. К примеру, автор говорит о том, что категории «индивидуальный трудовой спор» и «индивидуальный служебный спор» различны по содержанию. Так, понятие «индивидуальный трудовой спор» является более узким, потому что в понятие «индивидуальный служебный спор» могут быть включены не только вопросы установления условий труда, не только споры с представителем нанимателя, но и споры с самим нанимателем в лице государства. В связи с этим спор может носить не только внутриорганизационный характер, но и быть связан с государственно-служебными отношениями, где предметом является законность применяемых нормативно-правовых актов о государственной службе. То есть спор, вытекающий из отношений, связанных с государственной службой, можно считать видом административно-правового спора, так как он возникает из публичных правоотношений государственной службы [8].
В качестве предмета индивидуального трудового спора чаще выступают, во-первых, вопросы, связанные с применением, к примеру, законов о гражданской службе, во-вторых, разногласия по поводу служебного контракта.
Например, предметом индивидуального служебного спора может быть неправомерный отказ в поступлении на государственную гражданскую службу, какого-либо рода дискриминация.
Предметом индивидуального служебного спора может быть исполнение, в частности, ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», иных законов, постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ и иных нормативных правовых актов, связанных с поступлением и прохождением государственной службы. Также разногласия могут возникнуть и по поводу применения законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Также необходимо заметить, что содержание служебного контракта регулируется ст. 24 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». В названной статье указано, что в контракт должны быть включены права и обязанности, предусмотренные для сторон ст. 23 рассматриваемого Закона. Соответственно, разногласия могут возникнуть также из такого акта как, к примеру, должностной регламент [11]. В связи с этим, при отказе органа, рассматривающего индивидуальный служебный спор в принятии его к разрешению вследствие отсутствия вида обжалуемого акта в ФЗ «О государственной гражданской службе», необходимо обращаться в суд за защитой нарушенных прав.
В качестве сторон индивидуального служебного спора в федеральном законе названы следующие лица: представитель нанимателя, а также гражданский служащий либо гражданин, поступающий или прекративший ранее гражданскую службу.
Примером разногласий между гражданским служащим и представителем нанимателя могут служить разногласия по поводу соблюдения требований к должностному поведению. Разногласия между представителем нанимателя и лицом, поступающим на государственную гражданскую службу, могут возникнуть по поводу представления справки о доходах и об имуществе гражданина либо по поводу порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности либо включения в резерв. Между представителем нанимателя и лицом, которое ранее состояло на государственной службе, могут возникать разногласия, к примеру, по поводу разглашения служебной информации [3].
Момент, с которого разногласия могут быть квалифицированы как индивидуальный служебный спор, наступает со времени подачи соответствующего заявления о возникших разногласиях.
Отметим, что переговоры, которые гражданский служащий ведёт с представителем нанимателя, не являются сами по себе индивидуальным служебным спором. А.В. Минашкин отмечает именно «неурегулированность разногласий» путём переговоров основанием для появления индивидуального служебного спора [10]. То есть для юридического появления индивидуального служебного спора необходимо прибегнуть к процедуре внесудебного либо судебного порядка урегулирования индивидуальных трудовых споров. В качестве внесудебного порядка выступает обращение в комиссию государственного органа по служебным спорам. Порядок рассмотрения индивидуального служебного спора в указанных органах рассмотрим в последующей главе.
Проанализировав статьи главы 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отметим наличие пробела в статье 69 указанного федерального закона. Согласно статье 69 под индивидуальным служебным спором понимаются разногласия, о которых было заявлено в соответствующий орган по рассмотрению споров. Однако, в ч. 7 ст. 70 указано, что спор может быть предметом разбирательства комиссии по служебным спорам при условии, что гражданский служащий не урегулировал самостоятельно либо с участием представителя возникшие разногласия в форме непосредственных переговоров с представителем нанимателя [2].
Интересной в юридической литературе по этому поводу является точка зрения И. Калинина, который предлагает свою редакцию ч. 2 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исходя из того, что институт разрешения индивидуальных трудовых споров дублируется из трудового законодательства.
И. Калинин предлагает изложить ч. 2 ст. 70 следующим образом: “Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации» [6].
На наш взгляд, такая точка зрения является довольно приемлемой на сегодняшний день, так как способствует устранению пробелов в законодательстве о государственной гражданской службе.
В рассматриваемом федеральном законе отсутствуют нормы, закрепляющие права и обязанности государственных гражданских служащих. В определении Конституционного суда РФ указано, что статья 69 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» носит общий характер, является нормой-дефиницией и не устанавливает конкретные права и обязанности гражданских служащих [12]. Иные статьи главы 16 также не содержат права и обязанности государственных служащих как субъектов индивидуального служебного спора.
М.В. Воробьёва выделяет отсутствие закрепления прав и обязанностей субъектов индивидуального служебного спора в качестве пробела законодательства [5]. На наш взгляд, с данным мнением нельзя не согласиться, так как отсутствие соответствующей нормы может приводить к различным подходам к пониманию прав и обязанностей сторон спора, которые могут быть выражены в ведомственных нормативных правовых актах.
В конечном счёте, С.В. Линецкий в диссертационном исследовании предлагает включать в конструкцию индивидуального служебного спора несколько элементов, а именно: стороны (субъекты спора), предмет спора, а также основание. В качестве основания выступает некий юридический факт, который является поводов для возникновения спора. К примеру, факт неисполнения обязанностей гражданским служащим, который повлек причинение вреда государственному органу [9]. Полагаем, что предлагаемая С.В. Линецким конструкция является наиболее универсальной.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы посредством выделения основных признаков индивидуального служебного спора.
Во-первых, индивидуальные служебные споры могут возникнуть исключительно в публично-правовой сфере. Во-вторых, в качестве сторон спора могут выступать представитель нанимателя, а также гражданский служащий или лицо, поступающее или ранее состоявшее на государственной гражданской службе. В-третьих, индивидуальный служебный спор относится к административно-правовым спорам, объектом которого являются отношения по поводу поступления, прохождения либо прекращения государственной службы. В-четвёртых, индивидуальным служебным спором признаются документально оформленные разногласия, которые не были урегулированы посредством проведения переговоров, были доведены до представителя нанимателя, и о которых было заявлено в соответствующий орган по рассмотрению споров. И, наконец, в-пятых, индивидуальные служебные споры разрешаются в особом порядке органами по рассмотрению таких споров, к которым относятся: 1. комиссии государственных органов по рассмотрению индивидуальных служебных споров; 2. суд.
Также стоит сказать о том, что правовое регулирование индивидуального служебного спора должно быть более детально регламентировано в федеральном законодательстве о государственной службе с целью устранения некоторых пробелов.
Несовершенным является дублирование законодателем норм трудового законодательства в область отношений, связанных с государственной службой, так как они являются более широкими по содержанию. Поэтому необходимо более детально описать в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вопросы, связанные с разрешением индивидуальных служебных споров.
В частности М.В. Воробьёва предлагает дополнить главу 16 рассматриваемого федерального закона нормой, закрепляющей права и обязанности участников индивидуального служебного спора. На наш взгляд, точка зрения М.В. Воробьёвой, которая идёт по пути дополнения рассматриваемого Федерального закона необходимыми нормами с целью устранения пробелов, является наиболее предпочтительной, так как служебная деятельность является сферой публично-правовых отношений.
Что касается конструкции индивидуального служебного спора, то наиболее предпочтительной является позиция С.В. Линецкого, который в рамках диссертационного исследования предложил включать в неё такие элементы как стороны, предмет и основание спора.
novainfo.ru
понятие, содержание и порядок рассмотрения.
Данный регламентируется главой 16 «рассмотрение индивидуальных служебных споров» ФЗ «О государственной гражданской службе российской федерации».
Статья 69. Индивидуальный служебный спор
Индивидуальный служебный спор– неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
1. Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее – комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.
5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.
6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.
11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.
12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, – о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
2) представителя нанимателя – о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
studfiles.net
Служебный спор
Принятый на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202, Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие и порядок разрешения служебного спора в органах внутренних дел.
Нужно отметить, что введение понятия и порядка разрешения служебного спора не является новшеством в российском законодательстве, регулирующего трудовые отношения. Так, аналогичная норма определяющая разрешения служебного спора содержится в статье 69 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основы такого регулирования содержится в ст. 381 Трудового кодекса РФ, определяющей понятие и порядок разрешения индивидуального трудового спора, которым ранее, в связи с отсутствием специальных норм в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, применялись при разрешении трудовых споров, связанных со службой в органах внутренних дел.
В части 1 статьи 72 закона дано понятие служебного спора в органах внутренних дел (далее – служебный спор) – неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником) (п. 2 ч. 3 ст. 4 закона).
Сотрудник органов внутренних дел в целях разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу – к прямому руководителю (начальнику) или в суд.
Право на обращение соответствующему руководителю (начальнику) органа внутренних дел в целях разрешения служебного спора имеют также и граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшего на службе в органах внутренних дел.
Определены сроки обращения: по общему правилу – три месяца со дня, когда сотрудник органов внутренних дел или гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права; в целях разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел – один месяц со дня ознакомления с приказом об увольнении.
При этом часть 5 статьи 72 предусматривает, что в случае пропуска по уважительным причинам этих сроков руководитель федерального органа в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Порядок рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел российской Федерации утвержден приказом МВД России от 13.08.2012 №782.
Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина.
Копия решения по служебному спору в течение трех дней со дня его принятия вручается соответствующим руководителем (начальником) или кадровым подразделением сотруднику или гражданину, а в случае невозможности вручения – направляется по почте.
Решение соответствующего руководителя (начальника) по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения сотрудником или гражданином, обратившимся для разрешения служебного спора.
Так же следует отметить, что частью 2 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ установлен запрет коллективных служебных споров в органах внутренних дел. Ранее такой запрет содержался в части 2 статьи 28 Закона «О милиции», предусматривавшей, что прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается.
27.xn--b1aew.xn--p1ai
Служебные споры
Государственно-служебные отношения имеют несомненное сходство с трудовыми правоотношениями. В силу этого на государственной службе также могут возникать различные конфликты по поводу применения условий труда. Некоторые из неурегулированных конфликтов переходят в стадию служебного спора.
Все служебные споры (по аналогии с трудовыми) можно подразделить на две группы:
индивидуальные служебные споры;
коллективные служебные споры.
Рассмотрение индивидуальных служебных споров
Регулирование отношений, связанных с рассмотрением индивидуальных служебных споров осуществляется в соответствии с гл. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в любой из них):
комиссией государственного органа по служебным спорам;
судом.
Конфликт интересов на государственной гражданской службе
Специфическим видом конфликтов, возникающих на государственной службе, является конфликт интересов. Конфликт интересов не относится к служебным спорам, т.к. возникает не по поводу применения условий труда, а по поводу наличия или отсутствия личной заинтересованности у гражданского служащего.
Для государственной службы РФ термин «конфликт интересов» является относительно новым. Процедура урегулирования конфликта интересов является одним из элементов антикоррупционного механизма, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должны предотвращаться в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Кадровая работа на государственной службе
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровая работа на государственной гражданской службе включает в себя девятнадцать направлений деятельности. Рассмотрим содержание наиболее важных направлений деятельности кадровых подразделений.
Формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы.
Ведение трудовых книжек гражданских служащих.
Ведение личных дел гражданских служащих.
Ведение реестра гражданских служащих в государственном органе.
Оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну.
Помимо перечисленных выше, кадровые службы государственных органов выполняют и ряд других функций. На них возложено оформление и выдача служащим служебных удостоверений, организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв, организация и обеспечение проведения аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих, организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих и другие.
studfiles.net
Рассмотрение индивидуальных служебных споров
Выдержка из Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ
Статья 69. Индивидуальный служебный спор
Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
1. Индивидуальные служебные споры (далее – служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, – о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
2) представителя нанимателя – о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
77.xn--b1aew.xn--p1ai
2. Служебные споры
В
!
соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»индивидуальный служебный спор— это не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров (ст. 69).Данное определение по своему смысловому содержанию практически полностью совпадает с определением индивидуального трудового спора, приведенного в ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации. Отличие состоит лишь в том, что определение, приведенное в ст. 69 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не содержит указания на то, что индивидуальные служебные споры могут возникать по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда, что свидетельствует о намерении исключить действие данной нормы в отношении гражданских служащих. Таким образом, индивидуальные служебные споры могут носить только исковой характер, т. е. возникать лишь по поводу условий труда, установленных законами и иными нормативными правовыми актами и индивидуальными договорами.
К индивидуальным служебным спорам относятся неурегулированные самостоятельные разногласия, о которых было заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Таким образом, юридически индивидуальный служебный спор возникает лишь с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган. Согласно ст. 70 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией по служебным спорам, создаваемой в государственной организации, а также судом.
Сторонами индивидуального служебного спора, как правило, являются представитель нанимателя и гражданский служащий, однако служебный спор в некоторых случаях может возникать у лиц, служебные отношения с которыми еще не возникли или уже прекратились. В частности, служебным считается спор об отказе в приеме на государственную гражданскую службу. Данный закон закрепляет право лица, которому отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, обжаловать это решение. Кроме того, претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать и решение конкурсной комиссии. Вместе с тем в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ к служебным относятся споры об увольнении с гражданской службы.
В отличие от индивидуальных служебных споров законодательство о государственной гражданской службе не регулирует разрешение коллективных служебных споров. Таким образом, при разрешении коллективных трудовых споров, возникших на государственной гражданской службе, необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части, не противоречащей специальным нормам о гражданской службе. При этом следует помнить, что в отношении всех государственных служащих действует запрет на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
По общему правилу лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в комиссию по служебным спорам либо в суд. Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают ряд исключений из этого правила.
Комиссия по служебным спорам в государственной организации образуется решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей профсоюзной организации данного государственного учреждения и представителей нанимателя. Данная норма является новеллой законодательства о государственной службе. Ранее закон прямо не предусматривал создание специальных комиссий по разрешению трудовых споров в государственном органе и на практике они не создавались. Разрешение части служебных споров в комиссиях по служебным спорам, безусловно, гораздо более оперативно и чаще всего более удобно как для служащего, так и для представителя нанимателя.
Порядок рассмотрения служебного спора, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения должны регулироваться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует, а, следовательно, необходимо руководствоваться соответствующими нормами трудового законодательства.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ. Кроме того, федеральныйзакон № 79-ФЗ устанавливает перечень служебных споров, рассматриваемых только судом.
В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее по основаниям, не предусмотренным федеральным законом № 79-ФЗ, или с нарушением установленного порядка увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством.
Определенные сложности могут возникать на практике в связи с определением подсудности служебных споров. Согласно ст. 22 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Иначе говоря, по смыслу ст. 22 ГПК РФ служебные споры также подведомственны судам общей юрисдикции. При этом, согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе, подсудны мировому судье. Вместе с тем служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку федеральный закон № 79-ФЗ не содержит специальных указаний на этот счет, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел. На наш взгляд, было бы целесообразно распространить указанные правила подсудности и на служебные споры.
В то же время необходимо иметь в виду, что все дела об увольнении, включая и увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания, подсудны районному суду. Дела по искам об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения. Кроме того, гражданские дела, связанные с государственной тайной, согласно ст. 26 ГПК РФ, подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
Таким образом, механизм урегулирования служебных споров на сегодняшний день нельзя назвать вполне разработанным и адекватным требованиям практической ситуации. В целях его совершенствования, как нам представляется, было бы целесообразным принятие соответствующего нормативного акта Президентом РФ.
studfiles.net
понятие, содержание и порядок рассмотрения. — Студопедия.Нет
Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Индивидуальные служебные споры (далее – служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее – комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.
Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам срока,
комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.
Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, – о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
2) представителя нанимателя – о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом. (статьи 69-70 ФЗ о ГГС)
studopedia.net