Судебная практика к статье 108 Закон об образовании в РФ.

Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 15. Заключительные положения » Статья 108. Заключительные положения » Дело NАПЛ16-362.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 сентября 2016 г. N АПЛ16-362

История рассмотрения дела

 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.,

при секретаре Г.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 “Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов” в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 481 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации”

по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства образования и науки Российской Федерации Ф., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 13 февраля 2014 г. N 112 (далее – Приказ N 112), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 г., регистрационный номер 31540, и опубликованным 19 марта 2014 г. в “Российской газете”, утвержден Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов (далее – Порядок). Абзац третий пункта 3 Порядка в первоначальной редакции предусматривал, что документы о высшем образовании и о квалификации (далее – дипломы) выдаются указанным в пункте 2 Порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании , Федеральный закон ), так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 Федерального закона ) и освоившим образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО) или при их отсутствии.

Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 481 (далее – Приказ N 481) утверждены изменения, которые внесены в некоторые приказы Минобрнауки России (далее – Изменения). Согласно подпункту 1 пункта 2 Изменений слова “вне зависимости от обучения в соответствии с ФГОС ВО или при их отсутствии” в абзаце третьем пункта 3 Порядка заменены словами “в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО”.

Т., полностью освоивший в 2015 г. образовательную программу послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) (экономические науки), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Приказа N 112 в редакции Приказа N 481, фактически оспаривая абзац третий пункта 3 Порядка в редакции подпункта 1 пункта 2 Изменений в той части, которая исключает получение документа (диплома) об окончании аспирантуры государственного образца аспирантами, поступившими в учебное заведение до издания Федерального закона об образовании и успешно овладевшими программой обучения не в соответствии с ФГОС ВО. В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемое предписание противоречит частям 2 и 3 статьи 108 Федерального закона и ограничивает его право и право других лиц, успешно освоивших после 1 сентября 2013 г. основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре, которые признаются тождественными программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, на получение документа государственного образца об окончании аспирантуры. По мнению административного истца, поступая в аспирантуру в 2011 г. и успешно окончив ее в 2015 г., он считается поступившим и окончившим аспирантуру по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, и, следовательно, ему должен быть выдан диплом об окончании аспирантуры, а не справка, которая им получена.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Т. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требования. Как указано в жалобе, при рассмотрении настоящего дела необходимо определить наличие или отсутствие нарушения прав обратившегося лица в совокупности с действующим законодательством, а не ограничиться установлением соответствия оспариваемого нормативного правового акта одному лишь закону. Суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что возможность проведения государственной аттестации аспирантов, обучающихся по государственным требованиям, поступивших в аспирантуру до вступления в силу Федерального закона об образовании, не реализована, а соответственно, не зависит от воли аспирантов и находится вне поля их влияния. Суд не учел, что, исключив возможность получения документа об образовании всеми аспирантами без государственной аттестации (в том числе обучающимися по государственным требованиям) и не предусмотрев порядка прохождения государственной аттестации аспирантами, для которых ее проведение законодательством не урегулировано, Минобрнауки России нарушило конституционное право Т. на получение образования, так как он не знал и не мог знать, что до окончания им аспирантуры будет принят закон, который с учетом установленных Минобрнауки России правил исключит получение документа об образовании государственного образца, в связи с чем административный истец утратит свое право на получение образования. Кроме того, Т. ссылается на нерассмотрение судом заявленного им требования.

В поступивших возражениях Министерство юстиции Российской Федерации поддержало свою позицию о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству Российской Федерации, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Т. и его представитель П. о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены, в суд не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что Минобрнауки России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, наделено федеральным законодателем, Правительством Российской Федерации компетенцией по установлению порядка заполнения, учета и выдачи документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и их дубликатов ( часть 4 статьи 60 Федерального закона об образовании, пункт 1 , подпункт 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466), в связи с чем Приказы N 112 и 481 , утвердившие Порядок и Изменения в него, изданы Министерством в рамках предоставленных ему полномочий.

Как верно указано в обжалуемом судебном решении , общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом об образовании, вступившим в силу с 1 сентября 2013 г. и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования (статья 1) .

Вывод суда о том, что документ об окончании аспирантуры (адъюнктуры) выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствует части 4 статьи 60 Федерального закона о выдаче документов об образовании и документов об образовании и о квалификации лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и пункту 5 части 7 этой статьи, согласно которой высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

При этом в силу части 4 статьи 59 Федерального закона государственная итоговая аттестация, представляющая собой итоговую аттестацию, завершающую освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , определены законодателем как основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения ( часть 2 статьи 11 Федерального закона ).

В статье 108 “Заключительные положения” Федерального закона об образовании закреплено, что основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре), которые реализовывались в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона , тождественны в части наименований программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотренным Федеральным законом (пункт 10 части 2) . Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом в соответствии с частью 2 данной статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом (часть 3) .

Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) может быть выдан лицам, принятым на обучение по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) до 1 сентября 2013 г., лишь при успешном прохождении ими государственной итоговой аттестации.

Федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатываемыми по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотрено прохождение государственной итоговой аттестации. В частности, пунктом 6.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. N 898, определено, что в Блок 4 “Государственная итоговая аттестация” входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минобрнауки России.

В связи с изложенным, как правильно отмечено в обжалуемом решении, установленное в абзаце третьем пункта 3 Порядка, действующем в редакции подпункта 1 пункта 2 Изменений, предписание о выдаче дипломов лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона об образовании , так и до его вступления в силу и освоившим образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО, принято Минобрнауки России в целях реализации требований закона и ему не противоречит.

Вывод суда об отсутствии какого-либо противоречия оспариваемого предписания частям 2 , 3 статьи 108 Федерального закона об образовании , на наличие которого ссылался Т. при обращении в Верховный Суд Российской Федерации с данным иском, полностью согласуется с содержанием этих норм.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие в Приказе N 112 указываемого Т. нормативного правового регулирования не свидетельствует о его незаконности. Суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку правовых норм большей юридической силы, которым бы не соответствовал абзац третий пункта 3 Порядка в действующей редакции, не имеется ( пункт 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При рассмотрении дела суд обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что послевузовское профессиональное образование, получаемое в аспирантуре согласно утратившему силу с 1 сентября 2013 г. Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании”, не рассматривалось как получение высшего профессионального образования ( статьи 24 , 25 ) в отличие от действующего правового регулирования, исходя из которого обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров является получением высшего образования лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук ( часть 8 статьи 69 Федерального закона об образовании).

Несостоятельно утверждение административного истца в апелляционной жалобе о нерассмотрении судом первой инстанции заявленного им требования, так как оно не соответствует материалам дела, из которых следует, что предметом рассмотрения суда являлось требование, сформулированное Т. в просительной части иска.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

 

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

В.П.МЕРКУЛОВ

 

 

История рассмотрения дела

advokat-malov.ru

В соответствии с ч. 15 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной

Диплом специалиста, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», имеют лица, поступившие на обучение до 2008 года включительно. В связи с принятием Федерального закона от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» в период с 2008 по 2010 годы включительно в отдельные высшие учебные заведения по их решению прием мог вестись не только на обучение по программам подготовки дипломированного специалиста в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО), но и на программы специалитета.

В документе об образовании и квалификации, подтверждающем присвоение квалификации «дипломированный специалист» в соответствии с ГОС ВПО в графе «Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация» должна быть запись вида «Учитель математики», «Географ», «Юрист» и т.д.

До 2013 года включительно диплом, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», выдавался по образцу (форме), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 9 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 3692 и приказом Министерства образования и науки РФ от 31августа 2009 г. № 319), а с 1 января 2014 года – по образцу, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

В отличие от диплома, подтверждающего присвоение квалификации «дипломированный специалист», в дипломе, подтверждающем получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в указанной выше графе присутствует запись «Специалист». При этом в 2012 – 2013 годах такой диплом выдавался по форме, утвержденной  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2012 г. № 163 (при этом запись «СПЕЦИАЛИСТ» содержится в самом бланке диплома), а с 1 января 2014 года по образцу, также утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

Что же касается лиц, поступивших на обучение после 1 января 2011 года, то они в настоящее время могут обучаться только по программам специалитета и по завершению получат диплом специалиста, подтверждающий получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Для данных лиц после получения высшего образования – специалитета обучение по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований будет являться получением второго или последующего высшего образования в соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

xn--273–84d1f.xn--p1ai

Статья 107. Закон об Образовании в РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012

1. Признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее – иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее – международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.

2. В настоящем Федеральном законе под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

3. В Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.

5. По результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, принимается одно из следующих решений:

1) признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;

2) отказ в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

6. В случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

7. За выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и дубликата указанного свидетельства уплачивается государственная пошлина в размере и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. При подаче заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в форме электронного документа, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, документ об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

9. При подаче заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в форме электронного документа, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, оригиналы всех необходимых документов представляются заявителем либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законодательством в качестве его представителя, при получении оригинала свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

10. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также форма свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 статьи 11 настоящего Федерального закона, вправе самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, в целях организации приема на обучение в эти организации, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, имеющих такие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию. Указанные образовательные организации высшего образования представляют в национальный информационный центр, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

12. Признание в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации не освобождает их обладателей от соблюдения установленных законодательством Российской Федерации общих требований к приему в образовательные организации или на работу.

13. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

14. Информационное обеспечение признания в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется национальным информационным центром, функции которого выполняет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации.

15. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации национальный информационный центр:

1) обеспечивает бесплатное консультирование граждан и организаций по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

2) осуществляет размещение на своем сайте в сети “Интернет”:

а) описания установленных в Российской Федерации видов образования, уровней образования, перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, а также присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации;

б) описания документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца, выдаваемых или выдававшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, РСФСР или СССР;

в) сведений о международных договорах о взаимном признании, в том числе перечня и образцов документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;

г) установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи перечня иностранных образовательных организаций, а также перечня и образцов выдаваемых указанными иностранными образовательными организациями документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;

д) сведений о порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации образовательными организациями высшего образования, указанными в части 10 статьи 11 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info