Уведомление о проведении проверки внеплановой проверки – Уведомление о проведении проверки
О сроках уведомления о начале проведения проверки
Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
Согласно части 16 статьи 10 вышеуказанного закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, также любым доступным способом.
При этом, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.
Так например, статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
34.rospotrebnadzor.ru
25.10.2017 г. Обязательно ли уведомление организации о внеплановой проверке?
Уведомление организации о внеплановой проверке является обязательным не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Предварительное уведомление внеплановой проверке не требуется в случаях, предусмотренных в п. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Выводы сделаны на основании информации, которая содержится в Системе Консультант Плюс:
16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
ст. 10, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” {КонсультантПлюс}
17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
ст. 10, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” {КонсультантПлюс}
По данном вопросу могут быть полезны следующие шаблоны:
https://iskivsem.ru/template/602
https://iskivsem.ru/template/620
https://iskivsem.ru/template/622
https://iskivsem.ru/template/623
https://iskivsem.ru/template/664
Понравилось? Поделись с друзьями
iskivsem.ru
Уведомление о проведении проверки
Если контролирующий орган прислал уведомление о проведение проверки, но распоряжение не прислал, а предоставил его только в день проверки, может ли это является не извещением о проведения проверки?
По данному вопросу имеется несколько мнений.
Согласно первой позиции, контролирующие органы не обязаны вместе с уведомлением о проверке направлять распоряжение о проведении плановой проверки. Из анализа ч.12 ст.9, ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ следует, что о проведении проверки проверяемое лицо может быть уведомлено любым доступным способом, в том числе, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Таким образом, направление копии распоряжения или приказа не является единственно возможным способом уведомления о проведении проверки.
Согласно другой точки зрения, иным доступным способом может являться только тот способ, который обеспечивает передачу копии распоряжения или приказа о начале проведения проверки, а не саму информацию о проведении проверки (например, передача курьером, по факсу).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.*
Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки
16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.*
Статья 14. Порядок организации проверки
3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий».
2. Постановление ФАС СЗО от 23.06.2014 № А56-43939/2013
«Вместе с тем необходимо отметить следующее грубое нарушение Закона № 294-ФЗ, допущенное Отделом в ходе проведения проверки.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что административный орган не направлял копию распоряжения о проведении проверки в адрес Общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Согласно материалам дела Отдел направлял в адрес Общества телеграмму с уведомлением о проведении проверки (том 1, листы дела 79-81). Названная телеграмма не может подменять собой распоряжение о проведении проверки.*
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 нарушение части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной правомерно признали недействительным предписание Отдела от 07.06.2013 № 2-8-342/1/1».
16.05.2016
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно
www.law.ru
О внеплановых проверках и требованиях к ним
Организация и проведение внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – Управление), регламентируется нормами статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Исходя из совокупности норм части 1 статьи 10 и части 2 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарноэ-пидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний Управления, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, кроме того, распоряжение о проведении внеплановой проверки содержит перечень мероприятий по контролю и перечень необходимых документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок Управлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности к ним относятся:
•истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
•мотивированное представление должностного лица на имя руководителя (заместителя руководителя) Управления;
•выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
•приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
•требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Мотивированное представление должностного лица может быть внесено руководителю (заместителю руководителя) Управления в случае, если по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации усматривается:
•возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
•причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
•нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены;
•нарушение требований к маркировке товаров.
Важно обратить внимание, что анонимные (не позволяющие установить лицо) обращения, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеперечисленных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, также могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ.
Часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры, если основаниями их проведения служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное в случаях возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения требований к маркировке, а также выявления при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
Ограничение в предмете внеплановой проверки вводится частью 21 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, которое предусматривает, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Управлением предписания.
Необходимо отметить, что о проведении внеплановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Однако и из этого правила законодателем вводятся исключения:
•не требуется уведомление о начале проведения внеплановой проверки, если ее основанием служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное по вышеуказанным основаниям;
•в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не требуется уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания о начале проведения внеплановой выездной проверки при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Федеральным законом от 03.07.2016 №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» введен новый вид мероприятия по контролю – контрольная закупка. Основные положения ее проведения регламентированы статьей 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ.
Данный вид мероприятий по контролю отнесен к полномочиям Управления Федеральным законом от 18.04.2018 №81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время ожидается принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок ее проведения, а также учета информации о ней в едином реестре проверок.
ЕКАТЕРИНА КОРЕНЕВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЮРИДИЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 06 (188) дата выхода от 25.06.2018.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
www.consultant-dv.ru
15.11.2017 г. Является ли грубым нарушением не уведомление организации (предпринимателя) о предстоящей проверке?
Часть 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее по тексту – Закон) обязывает орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля предварительно уведомлять юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о проведении в отношении их плановой проверки: о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внимание: С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 г. №277-ФЗ в часть 12 статьи 9 вносятся изменения, суть которых заключается в том, что уведомление о предстоящей проверке должно быть сделано не в течение трех рабочих дней, а за три рабочих дня до начала ее проведения.
Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска по шаблону:
539_РС_КАС_обжалование решение прокурора о внеплановой проверке (исковое заявление)
541_РС_КАС_обжалование решения прокурора о внеплановой проверке без жалобы (исковое заявление)
602_АС_обжалование решения, принятого по результатам проверки (не уведомление о предстоящей проверке (№294-ФЗ)) (заявление) Доступен в тарифе “Демо”
620_АС_обжалование решения, принятого по результатам проверки (требование информации, не относящейся к предмету проверки) (заявление)
622_АС_обжалование решения, принятого по результатам проверки (проверка без распоряжения или приказа) (заявление)
623_АС_признании недействительными результатов проверки (грубое нарушение требований) (заявление)
624_АС_обжалование решения, принятого по результатам проверки субъекта малого предпринимательства (за рамками общего срока проверки) (заявление)
645_АС_обжалование при отсутствии акта по плановой проверке (заявление)
664_АС_о признании недействительными результатов проверки (не включена в план проверок) (заявление)
Следует заметить, что в этот срок почтовое отправление должно быть уже получено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. В противном случае теряется сам смысл предварительного уведомления о проведении плановой проверки.
Копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое может впоследствии быть подтверждено в рамках проверки действий должностных лиц со стороны органов прокуратуры или суда. При направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении необходимо учитывать, что лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.
Лицо, уполномоченное на проведение проверки, обязано приступить к ее осуществлению не ранее срока начала проведения проверки, указанного в распоряжении (приказе), с учетом уведомления о ее проведении и не позднее срока ее окончания, при этом общий срок проведения проверки субъекта малого предпринимательства должен соответствовать требованиям ст. 13 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, являются безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, в случае, если орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомит организацию (индивидуального предпринимателя) о проведении плановой проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала или не уведомит вообще, в его действиях будет содержаться грубое нарушение законодательства об осуществлении контроля. Вследствие этого результаты проверки не смогут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, указывающие на наличие события административного правонарушения.
iskivsem.ru
О направлении уведомления о проведении внеплановой проверки исполнения предписания надзорного органа.
Вопрос:
Государственная строительная инспекция направила посредством почтовой связи в адрес организации уведомление о проведении внеплановой проверки исполнения предписания инспекции. Указанное уведомление было направлено за 4 дня до даты проведения проверки и получено организацией за день до проведения проверки. Является ли в указанном случае такое уведомление надлежащим?
Ответ:
В случае если государственная строительная инспекция направила посредством почтовой связи в адрес организации уведомление о проведении внеплановой проверки исполнения предписания инспекции, которое было получено организацией за день до проведения проверки, несмотря на то, что отправлено было за 4 дня до проведения проверки, то такое уведомление считается надлежащим. Определяющее значение в указанном случае имеет момент получения организацией соответствующего уведомления.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
— строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
— реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее — Положение).
Согласно п. 5 Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее — органы государственного строительного надзора).
В соответствии с п. 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Пунктом 11 Положения установлено, что проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что Положение не устанавливает обязанности государственной строительной инспекции уведомлять организацию, осуществляющую строительство, о проведении проверки.
Вместе с тем п. 1 Положения предусмотрено: при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.
Частью 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 указанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
При этом Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 27.01.2012 по делу N А35-11214/2011 указал, что исходя из буквального толкования ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки юридическому лицу должно быть известно о предстоящей проверке.
Таким образом, уведомление о проведении внеплановой проверки, полученное организацией не менее чем за 24 часа до момента ее проведения, является обязательным для организации-субъекта такой проверки, а ее результаты станут основанием для принятия мер реагирования по всем выявленным фактам нарушений законодательства и проектной документации.
giak.ru
Плановые и внеплановые проверки органов госэконадзора
Ключевые вопросы
Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки
Основания для проведения проверки
Отбор проб, измерение и осмотр территории и объектов на ней
Получение объяснений от работников предприятия
Предоставление документов и информации
Для минимизации неблагоприятных для природопользователя ситуаций при проведении государственного экологического надзора, а также по его результатам руководство предприятия и сотрудники, привлеченные к проведению проверки, должны знать законодательное регулирование государственного надзора. От знания ряда особенностей законодательства зависит, насколько эффективно хозяйствующий субъект сможет защитить свои права, максимально исключив негативный результат окончания надзорного мероприятия (например, избежать необоснованных требований о возмещении ущерба со стороны государственных органов на стадии проведения проверки).
Уведомление хозяйствующего субъекта о проведении проверки
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) административный орган должен уведомить лицо, в отношении которого будет проводиться проверка, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала любым способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления природопользователя.
Согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки выполнения ранее выданного предписания или проверки, проводимой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требованием прокурора, природопользователь должен быть уведомлен не позднее чем за 24 ч до ее начала.
Систематическое получение почтовой корреспонденции
В интересах руководителя предприятия ежедневно проверять почту (в т.ч. электронную), отключить автоматический прием писем факсом на всех телефонах и незамедлительно уведомлять ответственных работников.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Подавляющее большинство извещений о проведении плановых выездных проверок надзорные органы направляют заказными письмами с уведомлениями о вручении.
При этом, если природопользователь, получив извещение о поступлении заказного письма, не явился в отделение почтовой связи для получения письма, он будет считаться уведомленным надлежащим образом со дня получения почтового извещения.
Указанные требования необходимы в связи с тем, что зачастую государственные органы направляют уведомления о начале проведения проверки в самый неподходящий момент для предприятия или под конец рабочего дня, когда про данное уведомление могут забыть и (или) потерять его вовсе.
Получение уведомления неуполномоченным лицом
Также надзорные органы могут уведомить хозяйствующих субъектов о проведении проверок, непосредственно вручив сотрудникам предприятий копии соответствующих приказов (распоряжений).
Нередко копии приказов (распоряжений) вручаются лицам, не уполномоченным (внутренними регламентами, доверенностями) на получение корреспонденции, что может создать ситуацию, при которой руководство предприятия просто не узнает о проверке до самого ее начала.
Чтобы исключить подобные случаи, необходимо четко проинструктировать сотрудников предприятия о недопустимости получать какие-либо документы от надзорных органов, не адресованные лично им.
При получении соответствующего приказа (распоряжения) неуполномоченным лицом законность проведения проверки может быть поставлена под сомнение, а ее результаты впоследствии признаны недействительными[1].
Уведомление факсимильной связью
Еще одним распространенным способом извещения хозяйствующего субъекта о проведении проверки является направление административным органом копии приказа (распоряжения) факсимильной связью.
Следует учитывать, что хозяйствующий субъект считается надлежаще извещенным о проведении проверки, если:
• уведомление направлено ему по номеру факса, принадлежность которого предприятию может быть достоверно установлена;
• и (или) он подтвердил получение документа, уведомившего его о проводимом мероприятии[2].
Например, подтверждением получения уведомления может считаться присвоение входящему документу регистрационного номера или сообщение отправителю фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, принявшего факсимильное отправление.
При этом, если получение факсимильных сообщений на предприятии ведется в автоматическом режиме, велика вероятность, что хозяйствующий субъект не получит направленную ему по факсу копию соответствующего приказа (распоряжения) в результате технических сбоев или обстоятельств иного характера.
Основания для проведения проверки
Одной из причин принятия Федерального закона № 294-ФЗ явилась необходимость исключить из практики работы надзорных органов проведение необоснованных проверок.
С этой целью в указанный Федеральный закон были включены положения о планах проверок и исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ отсутствие законного основания для проведения проверки является основанием для признания результатов проверки недействительными.
Таким образом, сразу же после получения хозяйствующим субъектом извещения о проведении проверки ему следует проверить обоснованность ее проведения.
Правомерность проверки обособленных подразделений, не указанных в приказе (распоряжении) о проведении проверки
Иногда надзорные органы (по незнанию или по иным обстоятельствам) не включают в планы проверок и приказы (распоряжения) о проведении проверок все обособленные структурные подразделения проверяемого лица, которые уже в ходе проведения проверки посещает должностное лицо надзорного органа.
В таком случае у проверяемого лица может возникнуть закономерный вопрос: правомерна ли проверка в отношении таких объектов?
[1] См., например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2014 по делу № А55-16539/2013.
[2] См., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу № А39-4478/2014.
Е.В. Жаров, адвокат, кандидат экономических наук, руководитель экологической практики компании «Объединенные консультанты ФДП»
А.А. Неофитов, юрист компании «Объединенные консультанты ФДП»
www.profiz.ru