положена ли доплата, надбавка, для каких категорий устанавливается?

Практически в каждой компании может возникнуть ситуация, при которой работнику придется выйти на работу ранее начала своего рабочего дня, или остаться выполнять свои должностные обязанности по его окончанию.

В таких случаях речь идет о ненормированном рабочем дне.

Данная тема регламентирована трудовым законодательством РФ.


В нормативной документации отражена информация по поводу того, какие категории работников и по какой технологии могут привлекаться к работе по упомянутому ранее графику.

Что такое?

В общих чертах организация труда водителей не отличается от специфики трудовой деятельности других специалистов. Продолжительность рабочей недели шофера, работающего в режиме 5-ти дневной рабочей недели, не должна превышать отметки в 40 часов.

На каждый день при этом должно приходиться не более 8 часов. Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.

На основании 101 статьи ТК РФ можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.

В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.

примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.

Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.

В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.

Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.

Нарушение прав трудящихся может грозить руководству предприятиями проблемами.

Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.

Кому можно устанавливать такой график работы?

Можно ли устанавливать шоферам, управляющим грузовым или легковым автомобилем?

На практике ненормированный режим работы водителей встречается достаточно часто. В особенности, если речь идет о персональных шоферах.

Таких сотрудников работодатели привлекают к работе в нерабочее время довольно часто, при этом забывая, что такой график не может устанавливаться на систематическом уровне.

При необходимости работодатель может установить для водителя возможность привлечения к такой работе. Для того чтобы избежать проблем с вышестоящими органами, важно соблюдать определенные правила, установленные по отношению к этому вопросу.

Не менее важно учитывать, что упомянутый ранее режим работы не может быть установлен по отношению ко всем водителям.

Перед тем как привлечь сотрудника к такой работе, руководитель компании должен внимательно изучить нормативную трудовую документацию, действующую на территории РФ.

Как отменить ненормированный режим труда?

Для каких категорий вождения транспорта возможен?

Ранее было указано, что ненормированный день может быть установлен далеко не каждому водителю. Следует также отметить, что в Трудовом Кодексе РФ нет конкретного списка классификаций работников, которым нельзя работать таким образом.

В 329 статье ТК РФ указано, что на трудящихся, профессиональная деятельность которых подразумевает непосредственное взаимодействие с транспортными средствами, распространяются правила и требования Минтранса РФ.

В частности, в 14-м пункте Положения данного органа отражено, что ненормированный день может быть установлен по отношению к следующим специалистам:

  • водителям, работающим на легковых транспортных средствах;
  • водителям, работающих на экспедиционных автомобилях. Работа данной категории подразумевает работы топографо-геодезических, изыскательных и геологоразведочного характера.

В первом пункте есть исключение. Таковым являются водители такси.

Для них работодатель не имеет права устанавливать ненормированный режим работы. Аналогичное правило распространяется на водителей грузового транспорта.

Их, как и таксистов, руководство не может привлечь к работе по ненормированному графику.

В двух статьях Трудового Кодекса – 92 и 94, указано, что водителям, по отношению к которым установлена сокращенная продолжительность рабочего дня, или рабочее время ограничено сменой, устанавливать ненормированный рабочий день не рекомендуется.

Трудиться по ненормированному графику любой сотрудник может только периодически. Постоянное привлечение к такой работе – нарушение законодательства.

Положена ли доплата или надбавка?

Известно, что при работе по ненормированному графику, руководитель вправе не выплачивать трудящимся дополнительные денежные средства, то есть, доплату. Как оплачивается ненормированный труд?

В его обязанности входит предоставление дополнительных выходных, которые могут быть прибавлены к отпуску работника.

Исключением являются выходные и праздничные дни.

При работе в выходной сотрудник вправе потребовать у работодателя не отгул, а оплату. В остальных случаях руководитель решает самостоятельно, доплачивать водителю или нет.

Технология начисления доплаты (при наличии таковой) должна быть закреплена на внутреннем уровне. Работодатель может установить работникам доплату, выраженную в твердой сумме, или процентном соотношении, к примеру, от оклада водителя.

Предоставление компенсации за ненормированные условия труда.

Нужно ли разработать на предприятии положение?

Ненормированный день представляет собой особый график работы, который может устанавливаться для определенного работника или круга трудящихся лиц.

Документальное оформление данного процесса – обязательный момент.

В большинстве случаев разрабатывается коллективное соглашение. В нем отражается следующая информация:

  • технология привлечения;
  • порядок предоставления дополнительных выходных;
  • перечень лиц или должностей, на которых распространяется настоящий договор;
  • подписи ответственных лиц.

Составленный документ в обязательном порядке должен подписать сотрудник, который при необходимости будет трудиться такому  рабочему графику.

При желании работодателя может быть разработано специальное положение о ненормированной дне водителей.

Следует отметить, что это не обязательный момент.

Ненормированный график может быть установлен другим документом.

Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.

Условия ненормированного труда может быть прописано в трудовом договоре — как прописать.

Порядок установления ненормированного режима — пошаговая инструкция.

Выводы

Водители на общих основаниях могут привлекаться к ненормированной работе, если таковое предусмотрено внутренней документацией компании.

Важно учесть, что не каждого сотрудника можно привлечь к такому труду.

Ненормированный рабочий день не может быть установлен таксистам и водителям грузовых автомобилей.

Также следует помнить, что привлекать к работе по ненормированному графику руководитель может только при крайней необходимости. Делать это систематически нельзя.


azbukaprav.com

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Здравствуйте!

Режим труда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, установлен Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей” ( далее- Положение) .

В соотвествии с п. п.6-24 ПОложения

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Время управления автомобилем (подпункт “а” пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт “в” пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей (подпункт “и” пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

То есть, рабочее время водителя за смену не должно превышать 9 часов, а случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При этом на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем Вам предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.

Таким образом, при направлении Вас в поездку,где за рулем необходимо провести 18 часов Вам должен быть предоставлен соответствующий отдых и с Вами должен быть послан второй водитель.

ПОэтому требования работодателя неправомерны и подлежат обжалованию.

Если работодателя откажется предоставить Вам время для отдыха или второго водителя, то Вам следует подавать письменную жалобу в Трудовую инспекцию.

Смогу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по успешному решению вопроса.

С уважением Ф. Тамара

pravoved.ru

Можно ли водителю автобуса установить ненормированный рабочий день

(комментарий к письму Минсоцполитики от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13)

Суть проблемы. Возможность устанавливать водителям легковых автомобилей ненормированный рабочий день предусмотрена п. 2.10 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340(далее — Положение № 340). Однако здесь не упоминается о водителях автобусов. Хотя требования Положения № 340распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами. Итак, могут ли, например, учебные заведения и государственные органы установить ненормированный рабочий день водителям автобусов с выплатой доплаты за ненормированность и предоставлением дополнительного ежегодного отпуска за ненормированный рабочий день?

Позиция Минсоцполитики. Предприятие (учреждение, организация) самостоятельно в колдоговоре определяет перечень профессий и должностей, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, и определяет для таких должностей продолжительность дополнительного отпуска. При этом они должны руководствоваться ориентировочными отраслевыми перечнями.

Позиция редакции. Ненормированный рабочий день может устанавливаться для работников: работа которых не поддается точному учету во времени; рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (сельское хозяйство), или они распределяют время для работы по своему усмотрению (п. 5 Рекомендаций относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.1997 г. № 7). Стоит отметить, что список профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день, должен определяться колдоговором. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими отраслевыми профсоюзами могут утверждать лишь ориентировочные перечни работ, профессий и должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Учитывая, что нормальная продолжительность рабочего времени водителя включает длительные простои, ожидания в автомобиле (или на рабочем месте) и необходимость доехать до соответствующего места отдыха, то продолжительность его рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время управления в течение дня (смены) не превышает 9 часов (п. 2.3 Положения № 340). То есть условия работы водителя транспортного средства предусматривают необходимость работать и сверхурочно. И здесь не играет роли, транспортным средством какой категории управляет водитель: легковым автомобилем или автобусом.

Таким образом, предприятие (учреждение) самостоятельно решает, для каких профессий (должностей) вводить ненормированный рабочий день, и утверждает соответствующий перечень в колдоговоре. Должность водителя автобуса также можно включать в данный список. На этом и акцентировало внимание Минсоцполитики в комментируемом письме.

В таком случае водитель автобуса будет иметь право на компенсацию сверхурочной работы в виде дополнительного ежегодного отпуска продолжительностью, определенной также колдоговором (до 7 календарных дней) (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР). Количество дней дополнительного ежегодного отпуска зависит от времени, в течение которого водитель работает сверхурочно.

Кроме того, водителям автобусов, занятым обслуживанием государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливают доплату за ненормированный рабочий деньв размере 25% тарифной ставки за отработанное время (п. 2 приложения 3 к приказу Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 02.10.1996 г. № 77). Аналогичную норму для водителей автотранспортных средств учебных заведений предусматривает пп. 4 п. 4 приказа МОН Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557).

Учитывают рабочее время в табеле учета использования рабочего времени (п. 6.2 Положения № 340).

Подытожим

Должность водителя автобуса может быть включена в список должностей в колдоговоре, которым устанавливают ненормированный рабочий день. В таком случае работникам, указанным в данном списке, предоставляют дополнительный ежегодный отпуск и выплачивают доплату за сверхурочную работу.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

www.infobuh.com.ua

ненормированный рабочий день водителя

Уважаемые коллеги, при формулировании вопроса правильно называйте стимулирующие и компенсирующие выплты.
Понятие “надбавка за ненормированный рабочий день” в трудовом законодательстве не существует. Есть доплата. Доплата за ненормированный рабочий день и доплнительный отпуск за ненормированный рабочий день – абсолютно разные понятия. Те нормы трудового законодательства, которые определяют размеры и область применения доплаты за ненормированный рабочий день для водителя, никакого отношения к дополнительному отпуску за ненормированный рабочий день не имеют.
П.33.7. ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 января 2005 г. N 2 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА” определено: “Устанавливать и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) доплаты водителям служебных легковых автомобилей за ненормированный рабочий день в размере до 25% его тарифной ставки за отработанное время.
Перечень работников с ненормированным рабочим днем системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь утвержден постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. N 4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 83, 8/3920)”.
Вышеуказанные рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода в разработке и упорядочении условий оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, организаций, в которых Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет владельческий надзор, а также могут использоваться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки.
Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 апреля 2006 г. N 54 “О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ” “Водителям служебных легковых автомобилей помимо надбавок за классность могут быть установлены доплаты за ненормированный рабочий день в размере, например, до 25% часовой тарифной ставки. Надбавка за классность и ненормированный рабочий день водителям служебных легковых автомобилей относится на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в тех размерах, которые установлены коллективным (трудовым) договором, положением о премировании.”
Рассмотрев приведенные выше нормы, можно с уверенностью утверждять, что водителям организаций, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, организаций, в которых Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет владельческий надзор, а также могут использоваться другими организациями, осуществляющими автомобильные перевозки и организаций, осуществляющих свою деятельность за счет бюджетных средств, размер доплаты за ненормированный рабочий день не может превышать 25% и полностью относится на себестоимость. Для водителей организаций иных форм собственности размер доплаты за ненормированный рабочий день устанавливается коллективным (трудовым) договором, положением или иными локальными нормативноми правовыми актами и относится на себестоимость в полном размере.

kadrovik.by

О доплатах за ненормированный рабочий день водителям

В современном динамично развивающемся мире невозможно использовать правовые нормы, бывшие актуальными еще несколько лет назад. Касается это и трудового законодательства. В связи с его частыми изменениями в трудовом законодательстве некоторые вопросы получают абсолютно разные комментарии, как со стороны специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, так и среди специалистов-практиков. В частности, вызывает разногласия вопрос применения такой стимулирующей меры, как установление доплаты за ненормированный рабочий день водителям.

Некоторые специалисты считают, что применение этой доплаты не имеет оснований. Такое мнение основано на нормах ст. 118-1, появившейся в новой редакции Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Сторонники такого мнения утверждают следующее:

«Поскольку ст. 118-1 ТК установле­но, что ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), по­становлению нанимателя или по сво­ей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжитель­ности рабочего времени, то возмож­ная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсиру­ется предоставлением дополнитель­ного отпуска за ненормированный рабочий день. Порядок, условия пре­доставления и продолжительность этого отпуска определяются коллек­тивным или трудовым договором, нанимателем, но продолжительность его не может превышать 7 календар­ных дней. Доплата за ненормирован­ный рабочий день трудовым законо­дательством Республики Беларусь не предусмотрена, и устанавливать ее во­дителям легковых служебных автомо­билей оснований не имеется.»

По мнению автора, такой комментарий идет вразрез с нормами некоторых правовых актов, а именно:

  • С подп. 33.7 Рекомендаций по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспор­та, утвержденных приказом Министерства транспор­та и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспор­та), в которых определено, что руководители автотранспортных организаций в пределах средств, направляе­мых на оплату труда, могут устанавливать и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) доплаты во­дителям служебных легковых автомобилей за ненор­мированный рабочий день в размере до 25 % его тарифной ставки за отработанное время;

  • Рекомендациями по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденным по­становлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 54 (с изменениями и дополнениями; далее — Рекомендации по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки), согласно которым водителям служебных легковых автомобилей помимо надбавок за классность могут быть установлены доплаты за ненормированный рабочий день в размере, например, до 25 % часовой тарифной ставки.

В Рекомендациях по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки также сказано, что надбавка за классность и ненормированный рабочий день водителям служебных легковых автомобилей относится на затраты по производству и реализации продукции, товаров (paбот, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в размерах, установленных коллективным (трудовым) договором, положением о премировании. Более того, в подп. 33.7 Рекомендаций по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспор­та оговариваются условия, которые позволяют использовать эту норму и иным организациям, неподведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:

«Вышеуказанные рекомендации разработаны в це­лях обеспечения единого подхода в разработке и упорядочении условий оплаты труда работников органи­заций, подведомственных Министерству транспор­та и коммуникаций Республики Беларусь, организа­ций, в которых Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет владель­ческий надзор, а также могут использоваться други­ми организациями, осуществляющими автомобиль­ные перевозки.»

На возможность такого вида доплаты указывает и ст. 63 ТК, в соответствии с которой наниматель имеет право самостоятельно, на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора, устанавливать дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Кроме того, в соответствии с законодательством наниматель не просто вправе применить к водителю такую стимулирующую меру как доплата за ненормированный рабочий день, но и отнести ее на себестоимость:

  • ненормированный рабочий день в соответствии с ТК признан особым режимом рабочего времени;

  • в состав расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, в соответствии с законодательством включаются выплаты по заработной плате, предусмотренные подп. 2.7.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), в частности выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы в размерах, предусмотренных законодательством, сверхурочную работу, за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д. (подп. 2.7.1.4).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

peomag.by

Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день? — Блог Марины Векшиной

Очередная проблема, которую обнаруживаю в половине компаний при аудите. Всем подряд устанавливается ненормированный рабочий день, причем и само понятие трактуется неправильно.

Вот, например, водители. Часто спрашивают — можно ли им устанавливать НРД?

Установить режим ненормированного рабочего дня можно только тем водителям, которые названы в Положении, утвержденном приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Например, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях

При этом для соблюдения всех ограничений необходимо вести отдельный учет времени непосредственно управления автомобилем!

Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате.

Работникам с ненормированным рабочим днем в рамках компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который не может быть менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если Вам понравилась моя статья — поделитесь с друзьями в соц.сетях! Спасибо!

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

hrseminarblog.wordpress.com

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).
К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.
Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.
Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.
Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ
Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.
Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:
время управления автомобилем;
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
В рабочее время водителя включаются также иные периоды:
• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
• время простоев не по вине водителя;
• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.
При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).
Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч[1].
Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.
Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути[2]. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.
В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.
К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.
Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %[3]. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %[4].
Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

СЛОВАРЬ. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю[5].
При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч[6].
Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.
При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.
Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер[7], а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами[8].
Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси[9]. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.
В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации7.
Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания8. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней[10].

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ
Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.
В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени[11]

happysemeyka.ru