Воинский учет – это что такое? Цели и задачи

Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста. При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах. Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.

Общие сведения

Воинский учет – это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). Воинский учет граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.

Классификация

В законодательстве используется такой термин, как “первоначальный воинский учет”. Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:

  1. Кругу субъектов. Первоначальный воинский учет – это регистрация лиц, достигших 17 лет.
  2. Сроку осуществления мероприятий. Регистрация субъектов по общим основаниям может осуществляться в течение всего года. С 1 января до 31 марта проводится первоначальная работа. Воинский учет при этом осуществляется уполномоченными комиссиями, а не комиссариатами.

Деятельность органов

Воинский учет – это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:

  1. Внесении на рассмотрение комиссии вопроса, связанного с освобождением от исполнения обязанности, установленной в ФЗ № 53. В качестве причины для такого действия выступает признание негодности к службе.
  2. Внесении на рассмотрение вопроса о зачислении субъекта в запас. Это решение связано с признанием лица ограниченно годным.
  3. Постановке на воинский учет граждан, подлежащих первоначальной регистрации.

Коллизия норм

В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или ограниченно годными к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.

Спорный момент

Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.

Явка по повестке

ФЗ №53 обязывает уполномоченные органы оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.

Медицинское освидетельствование

Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс. Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена. При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.

Документы воинского учета

Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью. При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву. Военный билет не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.

Особенности выдачи

Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников. Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете. Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия. Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.

Распространенные заблуждения

Существует мнение, что отсутствие формы воинского учета у лица препятствует:

  1. Регистрации по адресу пребывания и проживания. Ранее действительно Правила учета лиц по месту жительства/нахождения включали в себя требование о предоставлении документов воинского учета. Но правительственным Постановлением № 599 от 14.08.2002 г. это предписание было отменено.
  2. Зачислению в государственные вузы, которые учреждены исполнительными структурами федеральной власти. Полный список документов, требуемых для поступления, приводится в разд. IV Порядка, регламентирующего прием лиц в учебные заведения высшего профобразования, имеющие госаккредитацию. Правила утверждены Приказом Минобрнауки № 422 от 21 окт. 2009 г. В соответствии с Порядком, предоставление документа, выданного органом, осуществляющим воинский учет, производится субъектами, которые проходили службу по призыву и были уволены с нее и имеют право на протяжении года после этого использовать результаты Единого госэкзамена, сданного в течение года до призыва.
  3. Получению/замене паспорта РФ. В соответствии с п. 34.5 и 35.4 Регламента ФМС, утвержденного Приказом № 399 от 07.12.2009 г., лица, имеющие военный билет, обязаны его предоставить в соответствующее подразделение Миграционной службы. Однако данное предписание не распространяется на субъектов, которые его не имеют. Требование предоставить удостоверение лица, подлежащего призыву, в Административном регламенте не заявлено.
  4. Получению загранпаспорта. В соответствии с п. 34 указанного выше Регламента, мужчины, возраст которых 18-27 лет, проживающие в РФ, для подтверждения достоверности информации о том, что они не призваны на военную или не направлены на альтернативную службу, предъявляют в соответствующем подразделении ФМС военный билет с отметкой о завершении пребывания в рядах ВС или справку комиссариата по адресу проживания.

Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.

Специфика деятельности

Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, ФСБ, структурами федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса. Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС. Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.

Бронирование

Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:

  • выделение 1 освобожденного сотрудника при воинском учете 500-2000 граждан;
  • 2-х – при 2-4 тыс. субъектов;
  • 3-х – при 4-7 тыс. лиц.

На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., воинский учет в организации может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение. Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих воинский учет в организации, специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий. Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.

Цели и задачи ВУ

Воинский учет направлен на:

  1. Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
  2. Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
  3. Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.

Обязанности призывников

Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:

  1. Состоять на учете по месту проживания/пребывания в комиссариате.
  2. Явиться по повестке или вызову соответствующего уполномоченного органа.
  3. В двухнедельный период сообщить в комиссариат или иную ответственную структуру об изменении своего семейного положения, места осуществления профессиональной деятельности или должности, образования, о переезде на новый адрес в пределах МО.
  4. Явиться в течение 14 дней в уполномоченный орган для постановки на учет, снятия с него, внесения в выданные ранее документы изменений. Это предписание действует в отношении лиц, переехавших на новое место проживания/пребывания, расположенное за пределами муниципалитета, в котором находится зарегистрировавший их комиссариат, на срок больше трех мес., или выезжающих/въезжающих из/в РФ более чем на полгода.
  5. Бережно относиться к документам, выданным в связи с постановкой на воинский учет. При их утрате в течение двух недель лицо сообщает об этом в комиссариат или соответствующую уполномоченную структуру для решения вопроса о получении дубликатов.

Пояснения

Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.

В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.

fb.ru

Воинский учет – это… Что такое Воинский учет?

(англ. military registration) – в РФ гос-ная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. В.у. осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих учету. Основными требованиями, предъявляемыми к В.у., являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов. В.у. подразделяется на общий и специальный. На общем В.у. состоят граждане, которые не забронированы за органами гос-ной власти, органами местного самоуправления или организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и в военное время. На специальном В.у. состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за органами гос-ной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и в военное время. В.у. организуется в соответствии с Конституцией РФ*, ФЗ «Об обороне»**, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»**, Положением о воинском учете**.

Граждане обязаны состоять на В.у. Исключение составляют граждане: освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; постоянно проживающие за пределами РФ.

Порядок и особенности В.у. граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и федеральных органах налоговой полиции, определяются Правительством РФ.

В.у. граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где их нет, первичный В.у. осуществляется органами местного самоуправления.

В.у. граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР РФ и органов ФСБ РФ, осуществляется указанными органами в порядке, определенном ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Документы В.у. должны содержать следующие сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; основные антропометрические данные; прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; прохождение военных сборов; владение иностранными языками; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие первого спортивного разряда или спортивного звания; возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; наличие судимости; бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом гос-ной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах В.у., осуществляются в соответствии с федеральным законом.

Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на В.у., утверждается Правительством РФ.

Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, др. войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на В.у. в РФ в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации РФ соответствующих международных договоров.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

jurisprudence.academic.ru

Воинский учет и его предназначение

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Воинский учет и его предназначение




Урок 16
Воинский учет и его предназначение

Воинский учет — одна из составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации — заключается в специальном учете всех граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по месту жительства.

Персональный воинский учет ведут военные комиссариаты. Первичный учет призывников и военнообязанных, проживающих на территориях, где нет военкоматов, возложен на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

• военный комиссар района соответствующей территории либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
• представитель местной администрации;
• специалист по профессиональному психологическому отбору;
• секретарь комиссии;
• врачи-специалисты.

Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке их на воинский учет или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, либо вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности граждан, признанных не годными к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету заключаются в выполнении ими мероприятий, указанных в схеме 27.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительные причины

(при условии документального подтверждения) неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, указаны на схеме 28.


Вопросы

1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организован.

2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет?

4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет?

5. По каким уважительным причинам гражданин может не явиться по повестке военного комиссариата?

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Постановка на учёт : Министерство обороны Российской Федерации

Главная Карьера Служба по призыву Призывникам Военкоматы Постановка на учёт

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения предварительного распределения их по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата.

Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.

Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.

Граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в отдел военного комиссариата (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет проводится медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений.

Заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет.

В ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора проводится предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке.

Комиссией выявляются граждане:

• имеющие основания для освобождения от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
• не подлежащие призыву на военную службу;
• имеющие основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу;
• нуждающиеся в медицинском обследовании (лечении). Такие граждане могут направляться в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо лечения;
• желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования;
• проходящие подготовку в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по военно-учетным или родственным специальностям;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для обучения по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для прохождения военной службы в режимных воинских частях;
• желающие заменить военную службу альтернативной гражданской службой и причины, побудившие к этой замене.

Выводы, заключения и соответствующие отметки записываются в учетную карту призывника и лист изучения призывника.

На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие (зарегистрированные по месту проживания или месту пребывания) на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.

В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, – о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводятся порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет извещается орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, создаваемых Правительством Российской Федерации, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Дни явки граждан, обучающихся в данных училищах, устанавливаются военным комиссаром по согласованию с командованием училища.

Граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. При необходимости уточнения диагноза на медицинское обследование до начала призыва могут быть направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане на мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет вызываются повестками.

recrut.mil.ru

Специальный воинский учет, основные сведения, кто подпадает

Обеспечение безопасности государства может быть реализовано только функционирование действующей мобильной армии. Согласно ФЗ о воинской обязанности каждый гражданин РФ при достижении им совершеннолетия обязан пройти срочную службу в рядах вооруженных сил. Отбор призывников осуществляется военной комиссией, созданной по линии Министерства обороны. Лица, не состоящие в рядах ВС, подлежат воинскому учету.

Некоторые сведения

На основании сразу нескольких Федеральных законов, регламентирующих деятельность призывных комиссий, военно-учетного стола и органов местного самоуправления, разработан комплекс мер по учету, сбору сведений и мобилизационной подготовке личного состава, ныне пребывающего в запасе. Этот комплекс называется воинским учетом.

Первичный учет осуществляет военный комиссариат. В его задачи входит подготовка и медицинский осмотр лиц призывного возраста. После прохождения срочной службы гражданин пребывает в запасе и состоит на общем воинском учете, что помечается в военном билете. Обязанности по его ведению могут быть возложены на местную Администрацию, органы самоуправления или работодателя.

Ведение воинского учета строго контролируется, поэтому данная процедура является частью воинской обязанности, что отражается в соответствующем законе. В случае военных действий задачей органов, ответственных за воинский учет, является оперативное проведение мобилизации. Только в таком слаженном режиме может существовать суверенитет государства.

Что такое спецучет

Чтобы доступным языком объяснить, что такое специальный воинский учет, представим себе положение военного времени. После проведения всеобщей мобилизации все мужчины и определенный контингент женщин, утвержденный положением о воинском учете, подлежат немедленному призыву для обеспечения защиты.

Однако даже во время войны нарушать развитую инфраструктуру государства недопустимо. Страна по-прежнему нуждается в правозащитниках, работе руководящих органов, пожарниках, определенной части рабочих.

К примеру, гражданин работает на оборонном предприятии. Он как никто другой нужен не в рядах армии, а на своей постоянной работе. Не привлекаются к службе научные деятели, связанные с разработкой в области военной промышленности.

Теперь рассмотрим спецучет более канцелярскими терминами. Специальному учету подлежат лица, которые по утвержденному порядку бронируются на время мобилизации или в период военного положения. Эта бронь закрепляется за органами государственной власти, административными территориальными органами управления и некоторыми организациями. В частном порядке бронируются лица, пребывающие на службе в органах МВД, УФСИН, пожарной безопасности, контроля за оборотом наркотиков. Бронирование подразумевает отсрочку от армии на период мобилизации.

Как он ведется

Основная система воинского учета неизменна. При ведении специального учета аналогичным образом собираются данные на сотрудника, которые заполняются по форме №4. Эту форму часто называют бланком специального учета. Эти бланки отличаются от бланков Т-2 общего учета не столько формальным внешним отображением, сколько своей структурой. Форма №4 состоит из двух частей: извещения и удостоверения.

Извещение подтверждает зачисление на специальный учет, а удостоверение служит доказательством предоставления отсрочки в военное время. Заполняется форма, используя образец или методом перенесения основных полей на бумажный носитель.

Отличительной особенностью организации спецучета является ведение журнала под названием «книга по учету бланков специального воинского учета». Это бланки строгой отчетности, что подтверждает наличие на них серии и номера. Удостоверение может считаться погашенным, тогда необходимо сделать соответствующую запись в книге.

Помечается и факт передачи извещения в военный комиссариат, тот, что расположен по месту жительства гражданина. Чтобы избежать симуляции и подделки, каждое выданное удостоверение заносится в вышеуказанный реестр. Книга учета заполняется не произвольно, а по утвержденной форме №13. Она утверждается положением комиссии, занимающейся вопросами бронирования.

Обязательными полями для реестра бланков являются такие, как назначение бланка (кем выдан и кому выдан), приход, расход и остаток извещений или удостоверений. Ведение специального учета возлагается на военный комиссариат, и ответственным является сам военный комиссар.

prizivaut.ru

Воинский учет, история организации системы и ее принципы

Для сохранения целостности и государственного суверенитета, а также в целях защиты граждан от внешней агрессии требуется постоянно действующая, функциональная и профессиональная армия. Для того чтобы обеспечить в кратчайшие сроки мобилизационный сбор в случае наступления военного времени, необходимо иметь отлаженную систему учета контингента, задействованного в рядах вооруженных сил. Она может быть организована, как составная часть, включенная в понятие «воинская обязанность».

Немного истории… В самом начале Великой Отечественной войны только за первые 9 суток армия СССР пополнилась на 5300000 человек.

Отлаженная система мероприятий, направленная на сбор и анализ данных о мобилизационных ресурсах, их численности и пригодности представляет воинский учет и позволяет сформулировать его определение. Не подлежат воинскому учету лица, которые по результатам заседания военной призывной комиссии были признаны не годными к службе и попали в категорию «Д» призывников, согласно Расписанию болезней.

На период прохождения срочной службы граждане снимаются с учета с обязательством последующей постановки по месту жительства. Данные мероприятия также не касаются заключенных и лиц, живущих на постоянной основе за границей. Женщины, которые имеют военно-учетные специальности, квалифицируются, как военнообязанные.

Нормативная основа

В каждом муниципальном подразделении организация воинского учета и его предназначение регламентируются на основе федеральных законов. Это фз «О воинской обязанности», «О мобилизационной подготовке» и Закон «Об обороне». Подробные инструкции по организации воинского учета разработаны и утверждены Правительственным постановлением и Генеральным штабом ВС.

На основании вышеизложенных документов сформулированы основные цели и задачи учета контингента. Они заключаются в возможности исполнения мобилизационными ресурсами воинской обязанности. Сюда также относится сбор актуальной информации для анализа количества личного состава, призванного в ряды ВС на период военного времени и эффективного использования ресурсов. Простыми словами, основной целью служит оперативное переформирование вооруженных сил при введении военного положения.

Историческая справка… Начало пропедевтического образа военной обязанности дает нам история России со времен правления Петра I. Именно в этот период была введена рекрутская служба, позволяющая создать регулярную армию. Соответствующий указ был издан в 1705 году.

Следующее крупное преобразование российской армии связано с именем военного министра Д.А. Милютина. Он способствовал введению военной повинности, которая по своему принципу напоминала сегодняшнюю срочную службу. Отличием служили сроки службы в рядах армии и пребывания в запасе.

Сегодняшние нормативные документы датируются 1996-1998 годами и являются актуальными с некоторыми дополнениями.

Виды ВУ

Прежде чем рассматривать перечень уполномоченных органов, которыми осуществляется сбор данных, призыв и мобилизационная подготовка, необходимо выделить основные виды воинского учета, так как в каждом отдельном случае обязанности возлагаются на разных представителей общественной власти под эгидой военного комиссариата.

  • Первичный воинский учет организуется специально созданной комиссией на основе данных, предоставленных органами местного самоуправления, руководителями организаций, администрациями учебных заведений. Он осуществляется в строго отведенное время с 1.01 по 31.03 ежегодно. Отличительной особенностью служит то, что постановке на учет подлежат граждане строго определенного возраста – 17 лет. От призывника требуется личная явка, предъявление документов (паспорт, аттестат, справка о составе семьи), а так же характеристика, выданная в организации или учебном заведении. Все призывники получают свидетельства о постановке на учет.

Немного истории… Понятие военного комиссариата появилось в 1918 году, когда декретом были образованы территориальные подразделения, занимающиеся формированием регулярных частей Советской армии. Первоначально были созданы Орловский, Восточно-Сибирский, Беломорский, Туркестанский, Западно-Сибирский, Ярославский, Приволжский, Уральский, Московский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский военные округа.

  • Общий воинский учет граждан обеспечивает учет лиц, находящихся в запасе после прохождения срочной службы или по решению военной призывной комиссии. Возрастная категория контингента зависит от должности и звания военнообязанных граждан. Организован воинский учет военкоматом, который передает полномочия руководящим органам на предприятиях или поселковым Администрациям. Правила ведения общего учета предусматривают мониторинг актуальности данных на каждого военнообязанного. Это место жительства, работы, семейное положение, образование, состав семьи и т.д.
  • Специальному воинскому учету подвержены лица, которые забронированы на время общего призыва предприятиями или органами власти. Сюда также включаются сотрудники ФСБ, органов Внутренних дел, Пожарной охраны и УФСИН. Этот учет ведет непосредственно военный комиссариат.

Особенности ведения ВУ в организации

Организация ведения воинского учета на предприятиях возложена на руководящих работников, хотя они имеют право при определенном количестве сотрудников вводить штатную единицу – ответственного. Выплата заработной платы ответственному лицу осуществляется за счет работодателя. Компетентные сотрудники обязаны вести учет по установленным правилам и содержать в должном порядке всю требуемую документацию. Это, прежде всего, план мероприятий, направленных на подтверждение данных, реестр личных карточек, заполненных по установленной форме, книга проверок, расписки в передаче документов.

При достаточно большой численности сотрудников выделяются дополнительные кадры, которые образуют целый отдел – военно-учетный стол. Отделом ВУС, осуществляющим заполнение личных карточек при поступлении на работу, ведется анализ полученных данных с предоставлением информации в военный комиссариат.

Важной особенностью ВУС служит то, что составляющие его сотрудники должны пройти согласование в военкомате. Совершить кадровую перестановку в их отношении работодатель имеет право, только после резолюции комиссариата. Обязанности по ведению воинского учета назначаются руководителю организации уже на пятый день после регистрации, как юрлица. Неисполнение этих обязанностей влечет немалые взыскания. Все данные, внесенные в личные карточки, проверяются сотрудниками и визируются их личной подписью.

Увольнение сотрудника, как и прием на работу, сопровождается передачей данный в комиссариат в течение 14 дней. Военком может просить о предоставлении развернутых данных в виде знаний языка или освоенных профессиях. Мотивируется эта просьба (именно просьба, так как в инструкции нет такого положения) тем, что при проведении мобилизации подробные данные помогут эффективно произвести распределение ресурсов.

Ответственный за воинский учет выполняет еще и задачи информационного характера. Он проводит периодические беседы с контингентом по вопросам воинской обязанности и военной подготовки, собирает актуальную информацию и доводит ее до граждан, например, посредством информационного стенда. Помимо этого, через него решаются вопросы выдачи всевозможных справок, относительно военного учета. Постоянно следит за достоверностью вновь полученной информации. Состоящего на учете сотрудника в любой момент могут привлечь для прохождения сборов, отказываться от них он не имеет права.

prizivaut.ru