Содержание

Какие законы вступили в силу в России с 1 декабря?

С 1 декабря вступили в силу очередные новшества в федеральном законодательстве. Среди них — борьба с финансовыми пирамидами, административная ответственность за продажу немаркированной продукции и новый закон при въезде в Россию.

— С начала декабря в России начинается серьезная борьба с финансовыми пирамидами. Если конкретно, то вводится досудебная блокировка сайтов, рекламирующих такие структуры и вводящих людей в заблуждение из-за сходства доменных имен, оформления или содержания с настоящими финансовыми организациями.

— Отныне предоставляется бесплатный доступ к социально значимым сайтам. Например, к порталам государственных органов и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и госуслуг. Зарегистрировать акты гражданского состояния, в том числе рождение ребенка, можно будет в любых ЗАГСах.

— В стране вводится административная ответственность за продажу немаркированной продукции, в том числе и лекарств.

А за производство, приобретение, хранение и перевозку в целях сбыта или сбыт товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации предусмотрена уже уголовная ответственность — до 3 лет лишения свободы.

— Еще одно нововведение защитит людей, которые обращаются за кредитом, от навязывания дополнительных услуг. Будет запрещено проставлять за заемщика в договоре отметки, означающие его согласие с предложенными условиями. Также банки не смогут требовать от заемщика постоянного наличия на счете неснижаемого остатка. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что ситуации в жизни бывают разные, не всегда граждане могут поддерживать определенный баланс счета в течение месяца, что также важно учитывать.

— Коснется новый закон и иностранных граждан, которые въезжают в Россию более чем на 90 дней. Они должны будут пройти регистрацию отпечатков пальцев, а также процедуру фотографирования и медосвидетельствования, в том числе тестирование на наличие ВИЧ-инфекции.

Репортаж Александра Лысухина

Фото: pixabay.com

В России вступил в силу закон “о приземлении” иностранных IT-гигантов

МОСКВА, 1 янв — ПРАЙМ. Закон о “приземлении” иностранных IT-гигантов вступил в силу в субботу, иностранные компании должны, в том числе, создать свои представительства в России. 

Роскомнадзор пригрозил Meta и Google повторными оборотными штрафами

Закон касается компаний с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей, он обязывает владельцев таких информационных ресурсов для работы в России создать филиалы, представительства или учредить российские юрлица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними.

Такие обязанности также будут распространяться на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете.

Согласно закону, попадающие под него компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами России, а также разместить на своем информационном ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями.

Документ предусматривает, что в случае нарушения требований доступ к иностранному интернет-ресурсу может быть частично ограничен или ресурс может быть полностью заблокирован. Среди более мягких мер — информирование пользователей о нарушении, запрет на распространение рекламы иностранного лица или его интернет-ресурса, запрет на распространение рекламы на самом ресурсе, ограничение денежных переводов и приема платежей российских физических и юридических лиц, запрет на поисковую выдачу, на сбор и трансграничную передачу персональных данных.

В ноябре Роскомнадзор опубликовал перечень иностранных интернет-компаний, которые должны открыть представительства в РФ, в него включены 13 иностранных компаний, владеющих 22 информационными ресурсами. Согласно перечню, открыть представительства в РФ должны будут Google (Google, Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail), Apple (iCloud, App Store, Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte.Ltd. (Likee), Discord, Pinterest и Twitch.

Крупнейшая торговая сделка в истории вступила в силу. Она объединила 15 стран вокруг Китая

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Китайский бойкот австралийской говядины лишил дохода эту семью фермеров из штата Квинсленд. Торговая сделка не исключит такие проблемы в будущем, но призвана смягчить их

Крупнейшее в истории торговое соглашение между 15 государствами вступило в силу в новогоднюю ночь. Оно обещает рост доходов каждому третьему жителю планеты и дает сторонникам глобализации надежду на оживление мировой торговли и сотрудничества после нескольких мрачных лет, отмеченных пандемией коронавируса и агрессивным протекционизмом США и Китая.

Соглашение под звучным названием RCEP объединило Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Австралию, Японию и Южную Корею.

Никогда раньше Китай – третья экономика мира после США и Евросоюза – не подписывался под многосторонними торговыми сделками, и уж тем более с заклятым врагом Японией.

Правда, подписание этого соглашения в ноябре 2020 года не помешало Китаю до его вступления в силу 1 января 2022 года разругаться еще и с Австралией, своим главным поставщиком ископаемого сырья. Китай обиделся на то, что Австралия поддержала требования расследовать истоки Covid-19, и до сих пор бойкотирует ее уголь, зерно, говядину и вино.

Тем не менее новый торговый блок все же укрепит позиции Китая в мире. Он оказался в центре крупнейшего договора во многом благодаря политике главного соперника – США, а именно с легкой руки предыдущего американского президента Дональда Трампа.

Автор фото, AFP

Дело в том, что за те 8 лет, пока шли переговоры о пакте RCEP, крупные его участники в лице Японии и Австралии с Новой Зеландией параллельно создавали гораздо более продвинутый торговый блок (TPP) с государствами по другую сторону Тихого океана, включая Канаду и США.

Однако Трамп от этой идеи отказался и вывел Америку из переговоров. Что ускорило создание RCEP.

Соглашение позволит торговым партнерам в Азии получить доступ на рынки друг друга и снизит пошлины на товары, что потенциально обещает ускорение экономического роста и повышение уровня жизни, особенно беднейшим странам региона. Оно открыто для расширения, и первой в нем ждут Индию.

Соглашение масштабно, но относительно поверхностно. Оно лишь первый шаг к интеграции очень разных экономик бедного Лаоса и богатой Новой Зеландии, коммунистического Китая и пост-империалистической Японии.

RCEP (Regional Comprehensive Economic Partnership, или Всестороннее региональное экономическое партнерство) далеко до глубины других крупных зон свободной торговли на планете – североамериканской между США, Канадой и Мексикой и европейской между тремя десятками стран Старого Света.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Свободная торговля даст заработать бедным странам, вроде Индонезии. Эти женщины работают на рынке за $3,50 в день

Новое соглашение не касается, например, прав работников и разрешает разным странам по-разному подходить к защите окружающей среды и прав интеллектуальной собственности.

К тому же оно оставляет часть торговой политики на усмотрение властей стран-участниц, то есть Китай или Япония могут по-прежнему защищать свой рынок запретительными пошлинами и ограничивать свободу торговли, закрепленную в новом соглашении. Никакого общего механизма разрешения споров также не предусмотрено.

“Торговая сделка поистине масштабна, переговоры о ней шли почти целое десятилетие, – комментирует вступившее в силу соглашение бизнес-корреспондент Би-би-си в Азии Марико Ой. – Однако ее влияние на экономики стран-участников будет ограниченным, поскольку большинство из них уже входят в другие торговые союзы”.

“Но у RCEP есть одна отличительная особенность: этот торговый союз объединяет страны, у которых зачастую непростые дипломатические отношения, как у Китая и Японии, например”, – говорит она.

На Украине вступил в силу запрет на доступ судов России к внутренним водам страны

На Украине с 1 января вступил в силу закон «О внутреннем водном транспорте», который запрещает российским судам доступ во внутренние воды страны. В 2018 г. на Украине заявили, что российские суда «представляют террористическую угрозу объектам критической инфраструктуры».

Закон о внутреннем водном транспорте был принят Верховной Радой 3 декабря 2020 г. В документе сказано, что внутренними водными путями не смогут воспользоваться суда, которые ходят «под флагом государства-агрессора». Также запрет распространяется на корабли, которыми владеют граждане «государств-агрессоров». Украина признала Россию такой страной в 2015 г.

К внутренним водным путям на Украине относятся реки Днестр, Дунай, Днепр, водохранилища Киевское, Кременчугское и другие. Закон разрешает передвигаться по внутренним водным путям после прохождения регистрации в Государственном судовом реестре Украины. Это право получат суда, принадлежащие гражданам страны или украинским организациям.

Весной 2018 г. министерство инфраструктуры Украины предложило закрыть российским судам вход во внутренние воды Украины — то есть де-факто во все порты страны.

«Принято распоряжение кабмина о внесении на рассмотрение СНБО предложения относительно полного прекращения транзита и перевозок территорией Украины судами под флагом РФ или судовладельцев, зарегистрированных на территории государства-агрессора», — заявил министр Владимир Омелян. По его словам, российские суда «представляют реальную террористическую угрозу объектам критической инфраструктуры».

Идея запретить доступ судов под флагом России к внутренним водам страны возникла на фоне задержания украинскими пограничниками судна «Норд» в Азовском море с 10 членами экипажа. Их обвиняли в незаконном промысле и в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины». Судовладелец заявил, что судно задержано противоправно, а действия пограничников опасны для жизни членов экипажа. Управление ФСБ Крыма возбудило дело по статье 211 УК «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава».

МИД России после этого предупредил судовладельцев о «рисках пиратских захватов российских транспортных средств украинскими силовыми структурами».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона. В РФ З. п. регулируется Конституцией РФ, регламентами и иными актами палат ФС РФ, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции.

Конституция РФ определила три главных участника З. п. Ими являются Президент РФ, СФ и ГД. Все они участвуют в З. п. лишь в той мере, в какой это предписано Конституцией РФ (ч. 1, 3 и 4 ст. 105, ст. 106, ч. 2 ст. 107, ст. 108).

З. п. состоит из пяти основных стадий.

Первая стадия З. п. – внесение законопроекта в ГД. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Вторая стадия З. п. – рассмотрение законопроекта ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.

На третьей стадии З. п. одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон рассматривает СФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются СФ. Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч.

 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.

Четвертая стадия З. п. – подписание Президентом РФ принятых федерального конституционного закона и федерального закона – осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.

Согласно ч.  3 ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

Официальное опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона, федерального закона, подписанных Президентом РФ, является пятой стадией З.

 п. После подписания Президентом РФ законы должны быть обнародованы в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Подписанный Президентом РФ закон может быть опубликован также в др. печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен др. порядок вступления их в силу.

Дополнительные стадии З.  п. связаны с рассмотрением отклоненных СФ федерального конституционного закона, федерального закона и отклоненного федерального закона Президентом РФ. В случае отклонения СФ федерального закона ГД может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его СФ; создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции. Согласительная комиссия может создаваться как по инициативе СФ, поддержанной ГД, так и по инициативе ГД, поддержанной СФ. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей СФ и ГД и рассматривает лишь те положения федерального конституционного закона, федерального закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД. Одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение 5 дней направляются на рассмотрение СФ. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного СФ, в ранее принятой ГД редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, является возможность создания ГД по предложению Президента РФ либо по согласованию с ним специальной комиссии для преодоления возникших разногласий с предложением СФ направить своих представителей для работы в такой комиссии. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение ГД федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ определен как вновь принятого. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ.

Закон о контрсанкциях вступил в силу

4 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее – «Закон о контрсанкциях»).

Закон о контрсанкциях предусматривает перечень мер, которые могут быть приняты в Российской Федерации в ответ на политические и экономические санкции, вводимые США и другими странами (далее – «Недружественные государства»).

При этом Закон о контрсанкциях определяет лишь общие направления мер воздействия. В свою очередь, конкретные меры могут быть введены Правительством РФ по решению Президента.

В качестве общих направлений мер воздействия Закон о контрсанкциях определяет следующие:

  • прекращение или приостановление международного сотрудничества с Недружественными государствами и иностранными организациями,
  • запрет или ограничение на ввоз в Россию продукции или сырья, произведенных в Недружественных государствах или иностранными организациями, за исключением жизненно необходимой продукции, аналоги которой не производятся в России, и продукции, ввозимой для личного пользования,
  • ограничение на вывоз из России определенной продукции или сырья иностранными организациями,
  • запрет на участие иностранных организаций в приватизации, а также
  • запрет на оказание иностранными организациями определенных видов услуг для целей государственных и муниципальных закупок, а также закупок, осуществляемых юридическими лицами, аффилированными с государством.

Кроме того, по решению Президента возможно применение и иных мер воздействия.

По сравнению с редакцией законопроекта, принятой Государственной Думой РФ во втором чтении, о которой мы рассказывали в нашем предыдущем информационном бюллетене, изменился перечень лиц, в отношении которых могут быть введены указанные выше меры воздействия.

В частности, Закон о контрсанкциях не содержит четкого определения понятия контроль, как это предлагалось в ходе обсуждения законопроекта. Кроме того, участие иностранной компании, зарегистрированной на территории Недружественного государства, в уставном капитале организации само по себе не является достаточным основанием для применения в отношении такой организации Закона о контрсанкциях.

Таким образом, меры воздействия могут быть приняты только в отношении:

  • Недружественных государств,
  • организаций, находящихся под юрисдикцией Недружественных государств,
  • организаций, прямо или косвенно подконтрольных Недружественным государствам или аффилированных с ними,
  • должностных лиц и граждан Недружественных государств.

Сам по себе Закон о контрсанкциях еще не означает ограничения предпринимательской деятельности иностранных организаций в Российской Федерации. Однако он легитимирует введение подобных ограничений.

В сложившейся ситуации компаниям, которые потенциально подпадают под действие Закона о контрсанкциях, необходимо отслеживать разработку постановлений Правительства РФ, которые будут предусматривать конкретное содержание вводимых мер воздействия.

Вступили в силу поправки в закон «О потребительском кредите»

Из нововведений — неснижаемый остаток на счете погашения долга должен быть только в день платежа, все бланки договоров должны быть без заранее проставленных галочек, а заемщик может отказаться от допуслуг

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Потребкредит без дополнительных услуг. Сегодня вступили в силу поправки в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», направленные на защиту прав заемщиков. Тем временем в Госдуме и финансовом сообществе обсуждают новые меры, направленные на ужесточение условий выдачи кредитов.

Отныне банки вправе требовать наличия неснижаемого остатка на счете, с которого погашается задолженность, только в день очередного платежа по потребкредиту. Во все остальные дни на этом счете может быть любая сумма, в том числе нулевая.

Второе нововведение: при заключении договора потребкредитования банк не может предоставлять бланки с заранее проставленными галочками, подтверждающими согласие клиента на получение дополнительных услуг. То есть соответствующие квадратики должны быть пустыми. А если надо, заемщик сам нарисует в них галочки.

Третье изменение: вводится так называемый период охлаждения в 14 дней, в течение которых заемщик может отказаться от допуслуг. Такая возможность была и раньше, но только для финансовых услуг, таких как страхование. Теперь же клиенты банка могут отказаться и от нефинансовых услуг — к примеру, консультационных. И потребовать вернуть за них деньги. Продолжает старший юрист адвокатского бюро КИАП Кирилл Коршунов:

Кирилл Коршунов старший юрист адвокатского бюро КИАП

Снова оговоримся: это касается только потребкредитов. На договоры ипотеки, к которым часто привязывают такие допуслуги, эта норма не распространяется.

Тем временем в Госдуму внесли законопроект, согласно которому потребительские кредиты без обеспечения могут выдаваться на срок не более пяти лет. В записке к документу сказано, что такая мера позволит «снизить чрезмерную закредитованность населения». Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что россияне набрали слишком много кредитов и 80% своего дохода тратят на погашение по ним долгов.

О мотивах регулятора и других инициативах, содержащихся в законопроекте, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:

Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»

И, конечно, большой резонанс вызвала идея ужесточить условия выдачи новых кредитов для непривитых. Как пояснил в интервью «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, возможно, даже те 2-3% смертельных исходов среди заболевших весьма существенны для страховых компаний. Поэтому он не исключил, что в новом году при оформлении ипотечного или потребкредита придется предъявить сертификат о вакцинации. В противном случае, по словам Войлукова, стоимость займа может значительно вырасти.

Вот как прокомментировал это директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин:

Антон Лопатин директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings

Центробанк отреагировал на это сообщением, что не обсуждает отдельных условий по кредитным страховкам для непривитых граждан, а в страховом регулировании нет положений, касающихся вакцинации.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Глоссарий терминологии договоров

Принятие или одобрение

Документы о «принятии» или «одобрении» договора имеют такую ​​же юридическую силу, что и ратификация, и, следовательно, выражают согласие государства на обязательность договора. В практике некоторых государств принятие и одобрение использовались вместо ратификации, когда на национальном уровне конституционный закон не требует ратификации договора главой государства.

[Статьи 2 (1) (b) и 14 (2) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Присоединение

«Присоединение» – это акт, посредством которого государство принимает предложение или возможность стать участником договора, уже согласованного и подписанного другими государствами.Он имеет такую ​​же юридическую силу, что и ратификация. Присоединение обычно происходит после вступления договора в силу. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в его функции депозитария также согласился присоединиться к некоторым конвенциям до их вступления в силу. Условия, при которых может происходить присоединение, и соответствующая процедура зависят от положений договора. Договор может предусматривать присоединение всех других государств или ограниченного и определенного числа государств. В отсутствие такого положения присоединение может иметь место только в том случае, если участвующие в переговорах государства были согласованы или впоследствии договорились о нем в случае рассматриваемого государства.

[Статьи 2 (1) (b) и 15 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Акт официального подтверждения

«Акт официального подтверждения» используется как эквивалент термина «ратификация», когда международная организация выражает свое согласие на обязательность договора.

[Статьи 2 (1) (b bis) и 14 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года]

Принятие

«Принятие» – это официальный акт, которым устанавливаются форма и содержание предлагаемого текста договора.Как правило, принятие текста договора происходит путем выражения согласия государств, участвующих в процессе заключения договора. Договоры, которые заключаются в рамках международной организации, обычно принимаются резолюцией представительного органа организации, членство которой более или менее соответствует потенциальному участию в рассматриваемом договоре. Договор также может быть принят международной конференцией, специально созванной для заключения договора, двумя третями голосов присутствующих и участвующих в голосовании государств, если только тем же большинством они не решили применить другое правило.

[Статья 9 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Соглашения

Термин «соглашение» может иметь как общее, так и конкретное значение. Это также приобрело особое значение в законе региональной экономической интеграции.

  1. Соглашение как общий термин: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года использует термин «международное соглашение» в самом широком смысле. С одной стороны, он определяет договоры как «международные соглашения» с определенными характеристиками.С другой стороны, он использует термин «международные соглашения» для инструментов, которые не соответствуют его определению «договор». В его статье 3 говорится также о «международных соглашениях, заключенных не в письменной форме». Хотя такие устные договоренности могут быть редкими, они могут иметь такую ​​же обязательную силу, что и договоры, в зависимости от намерений сторон. Примером устного соглашения может быть обещание, данное министром иностранных дел одного государства своему коллеге из другого государства. Термин «международное соглашение» в его общем смысле, следовательно, охватывает самый широкий спектр международных инструментов.
  2. Соглашение как особый термин: «Соглашения» обычно менее формальны и касаются более узкого круга вопросов, чем «договоры». Существует общая тенденция применять термин «соглашение» к двусторонним или ограниченным многосторонним договорам. Он применяется, в частности, для инструментов технического или административного характера, которые подписываются представителями государственных ведомств, но не подлежат ратификации. Типовые соглашения касаются вопросов экономического, культурного, научного и технического сотрудничества.Соглашения также часто касаются финансовых вопросов, таких как избежание двойного налогообложения, инвестиционные гарантии или финансовая помощь. ООН и другие международные организации регулярно заключают соглашения с принимающей страной международной конференции или заседания представительного органа Организации. Термин «соглашение», особенно в международном экономическом праве, также используется в качестве названия для широких многосторонних соглашений (например, товарных соглашений). Использование термина «соглашение» медленно развивалось в первые десятилетия этого столетия.В настоящее время большинство международных инструментов обозначаются как соглашения.
  3. Соглашения в схемах региональной интеграции: Схемы региональной интеграции основаны на общих рамочных договорах конституционного характера. Международные инструменты, которые изменяют эту структуру на более позднем этапе (например, присоединения, изменения), также обозначаются как «договоры». Документы, которые заключаются в рамках конституционного договора или органами региональной организации, обычно называют «соглашениями», чтобы отличить их от конституционного договора.Например, в то время как Римский договор 1957 года служит квазиконституцией Европейского сообщества, договоры, заключенные ЕС с другими странами, обычно обозначаются как соглашения. Кроме того, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИА) была учреждена в соответствии с Монтевидео-договором 1980 года, но субрегиональные инструменты, заключенные в ее рамках, называются соглашениями.

Поправка

Термин «поправка» относится к формальному изменению положений договора, затрагивающему все стороны конкретного соглашения.Такие изменения должны производиться с соблюдением тех же формальностей, что и при первоначальном заключении договора. Многие многосторонние договоры устанавливают особые требования, которые необходимо соблюдать для принятия поправок. При отсутствии таких положений для внесения поправок требуется согласие всех сторон.

[Статья 40 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Аутентификация

Термин «аутентификация» относится к процедуре, посредством которой текст договора устанавливается как аутентичный и окончательный.После аутентификации договора государства не могут в одностороннем порядке изменять его положения. Если государства, которые вели переговоры по данному договору, не согласны с конкретными процедурами аутентификации, договор обычно удостоверяется подписью, подписью ad referendum или парафированием представителями этих государств.

[Статья 10 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Двусторонние договоры

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами или образованиями.Однако двусторонний договор может иметь более двух сторон; рассмотрим, например, двусторонние договоры между Швейцарией и Европейским союзом (ЕС) после отказа Швейцарии от соглашения о Европейской экономической зоне. В каждом из этих договоров участвует семнадцать сторон. Однако это все еще двусторонние, а не многосторонние договоры. Стороны разделены на две группы: швейцарские («с одной стороны») и ЕС и его государства-члены («с другой стороны»). Договор устанавливает права и обязанности между Швейцарией и ЕС, а также государствами-членами по отдельности; он не устанавливает никаких прав и обязанностей между ЕС и его государствами-членами.

Условные обозначения

Термин «соглашение» снова может иметь как общее, так и конкретное значение.

  1. Конвенция как общий термин: в статье 38 (1) (а) Статута Международного Суда упоминаются «международные конвенции, общие или частные» в качестве источника права, помимо международных обычных норм и общих принципы международного права и – в качестве вторичного источника – судебные решения и учения наиболее квалифицированных публицистов. Это общее использование термина «конвенция» охватывает все международные соглашения, так же как и общий термин «договор». Право с черными буквами также часто называют «обычным правом», чтобы отличать его от других источников международного права, таких как обычное право или общие принципы международного права. Таким образом, общий термин «конвенция» является синонимом общего термина «договор».
  2. Конвенция как особый термин: если в прошлом веке термин «конвенция» регулярно использовался для двусторонних соглашений, теперь он обычно используется для официальных многосторонних договоров с большим количеством сторон.Съезды обычно открыты для участия международного сообщества в целом или большого числа государств. Обычно инструменты, заключенные под эгидой международной организации, называются конвенциями (например, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. ). То же самое относится и к документам, принятым органом международной организации (например, Конвенция МОТ 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, принятая Международной конференцией труда, или Конвенция 1989 года о правах ребенка. , принятой Генеральной Ассамблеей ООН).

Исправление ошибок

Если после аутентификации текста подписавшие и договаривающиеся государства соглашаются, что он содержит ошибку, это может быть исправлено путем парафирования исправленного текста договора, подписания или обмена документа, содержащего исправление, или путем исполнения исправленного текста весь договор в соответствии с той же процедурой, что и в случае первоначального текста. Если есть депозитарий, он должен сообщить предлагаемые исправления всем подписавшим и договаривающимся государствам.В практике ООН Генеральный секретарь в качестве депозитария информирует все стороны договора об ошибках и предложениях по их исправлению. Если по истечении соответствующего срока не будет выдвинуто никаких возражений со стороны подписавшего и договаривающегося государства, депозитарий распространяет протокол исправления и вызывает исправления в аутентичном тексте (ах).

[Статья 79, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года]

Декларации

Термин «декларация» используется в различных международных документах.Однако декларации не всегда имеют обязательную юридическую силу. Этот термин часто выбирается намеренно, чтобы указать, что стороны не намерены создавать связывающие обязательства, а просто хотят заявить об определенных чаяниях. Примером может служить Рио-де-Жанейрская декларация 1992 года. Однако декларации также могут быть договорами в общем смысле, которые должны иметь обязательную силу в соответствии с международным правом. Следовательно, необходимо установить в каждом отдельном случае, намеревались ли стороны создать связывающие обязательства. Выяснение намерений сторон часто может быть сложной задачей.Некоторые документы, озаглавленные “заявления”, изначально не имели обязательной силы, но их положения могли отражать обычное международное право или могли приобрести обязательный характер в качестве обычного права на более позднем этапе. Так было с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Заявления, которые имеют обязательную силу, могут быть классифицированы следующим образом:

  1. Декларация может быть договором в собственном смысле слова. Ярким примером является Совместная декларация Великобритании и Китая по вопросу о Гонконге от 1984 года.
  2. Заявление о толковании – это инструмент, который прилагается к договору с целью толкования или разъяснения его положений.
  3. Заявление также может быть неформальным соглашением по второстепенному вопросу.
  4. Серия односторонних заявлений может составлять обязательные соглашения. Типичным примером являются заявления в соответствии с Факультативной статьей Статута Международного Суда, которые создают юридические связи между заявителями, хотя и не адресованы напрямую друг другу.Другой пример – односторонняя Декларация о Суэцком канале и договоренностях о его эксплуатации, принятая Египтом в 1957 году, что считалось обязательством международного характера.

Окончательная подпись

Когда договор не подлежит ратификации, принятию или утверждению, «окончательное подписание» означает согласие государства на обязательность договора. Большинство двусторонних договоров, касающихся более рутинных и менее политизированных вопросов, вступают в силу путем окончательного подписания без применения процедуры ратификации.

[Статья 12 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Залог

После заключения договора письменные документы, содержащие официальные доказательства согласия на обязательность договора, а также оговорки и заявления передаются на хранение депозитарию. Если в договоре не предусмотрено иное, сдача на хранение документов о ратификации, принятии, утверждении или присоединении означает согласие государства на обязательность договора. Для договоров с небольшим количеством сторон депозитарием обычно выступает правительство государства, на территории которого был подписан договор. Иногда депозитариями выбираются разные государства. В многосторонних договорах депозитариями обычно назначаются международная организация или Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Депозитарий должен принимать все уведомления и документы, относящиеся к договору, проверять соблюдение всех формальных требований, сдавать их на хранение, регистрировать договор и уведомлять обо всех соответствующих действиях заинтересованные стороны.

[статьи 16, 76 и 77 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Вступление в силу

Обычно положения договора определяют дату вступления договора в силу.Если в договоре не указана дата, предполагается, что договор должен вступить в силу, как только все участвующие в переговорах государства согласятся быть связанными договором. Двусторонние договоры могут предусматривать их вступление в силу в определенный день, в день их последнего подписания, при обмене ратификационными грамотами или при обмене уведомлениями. В случаях, когда речь идет о многосторонних договорах, обычно предусматривается, что фиксированное количество государств выразит свое согласие на вступление в силу.Некоторые договоры предусматривают выполнение дополнительных условий, например, указывая, что определенная категория государств должна быть среди согласившихся. Договор может также предусматривать дополнительный период времени, который истекает после того, как необходимое количество стран выразит свое согласие или условия будут выполнены. Договор вступает в силу для тех государств, которые дали необходимое согласие. В договоре также может быть предусмотрено, что при соблюдении определенных условий он временно вступает в силу.

[Статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Обмен письмами / нотами

Государства могут выразить свое согласие на «обмен письмами / нотами». Основная характеристика этой процедуры состоит в том, что подписи ставятся не на одной букве или примечании, а на двух отдельных письмах или примечаниях. Следовательно, соглашение заключается в обмене обоими письмами или нотами, при этом каждая из сторон имеет в своем распоряжении одно письмо или ноту, подписанную представителем другой стороны.На практике второе письмо или примечание, обычно ответное письмо или примечание, обычно воспроизводит текст первого. В двустороннем договоре также можно обмениваться письмами или нотами, чтобы указать, что все необходимые внутренние процедуры были завершены.

[Статья 13 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Полные силы

«Полномочия» означает документ, исходящий от компетентного органа государства, назначающий лицо или лиц, которые будут представлять государство для ведения переговоров, принятия, подтверждения текста договора, выражающего согласие государства на обязательность договора. или для совершения любого другого действия в отношении этого договора.Считается, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел представляют свое государство для целей всех действий, связанных с заключением договора, и не должны предъявлять полные полномочия. Главам дипломатических представительств не требуется предъявлять полномочия для принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, в котором они аккредитованы. Аналогичным образом, представители, аккредитованные государствами на международной конференции или при международной организации или одном из ее органов, не обязаны предъявлять полные полномочия для принятия текста договора на этой конференции, в организации или органе.

[Статья 2 (1) (c) и статья 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Принимающая организация

Организация, создавшая Договор.

Принимающий Секретариат

Секретариат, который впоследствии администрирует Договор

Региональные договоры в области ИС

Соглашение, касающееся интеллектуальной собственности, между суверенными государствами одного и того же географического региона.

Меморандум о взаимопонимании

Меморандум о взаимопонимании – это менее формальный международный документ. Он часто устанавливает оперативные договоренности в рамках рамочного международного соглашения. Он также используется для регулирования технических или подробных вопросов. Обычно он оформляется в виде единого документа и не требует ратификации. Они заключаются государствами или международными организациями. Организация Объединенных Наций обычно заключает меморандумы о взаимопонимании с государствами-членами для организации своих операций по поддержанию мира или проведения конференций ООН. Организация Объединенных Наций также заключает меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству с другими международными организациями.

Модификация

Термин «изменение» относится к изменению определенных положений договора только между отдельными сторонами договора, в то время как в их отношении к другим сторонам исходные положения договора остаются применимыми. Если в договоре ничего не говорится об изменениях, они допускаются только в том случае, если изменения не затрагивают права или обязанности других участников договора и не противоречат объекту и цели договора.

[Арт.41, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.]

Modus Vivendi

Modus vivendi – это документ, регистрирующий международное соглашение временного или временного характера, предназначенное для замены соглашением более постоянного и подробного характера. Обычно он оформляется неформально и не требует ратификации.

Многосторонние договоры

Многосторонние договоры – это соглашения между более чем двумя сторонами. Часто они являются результатом международной конференции или собрания наций, проводимых под эгидой международной организации.

Уведомление

Термин «уведомление» относится к формальности, посредством которой государство или международная организация сообщает определенные факты или события, имеющие юридическое значение. Уведомление все чаще используется как средство выражения окончательного согласия. Вместо обмена документами или депозита государства могут довольствоваться уведомлением о своем согласии другой стороне или депозитарию. Однако все другие акты и инструменты, относящиеся к сроку действия договора, также могут требовать уведомлений.

[Статьи 16 (c), 78 и т. Д. ,. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года]

Возражение

Любое подписавшее или договаривающееся государство имеет возможность возразить против оговорки, в частности, если, по его мнению, оговорка несовместима с объектом и целью договора. Государство, подавшее возражение, может далее заявить, что его возражение препятствует вступлению договора в силу в отношениях между государством, возражающим и сделавшим оговорку.

[статьи 20–23 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Стороны

Термин «Стороны», который появляется в заголовке каждого договора в публикации «Многосторонние договоры, переданные на хранение Генеральному секретарю», включает как «Договаривающиеся государства», так и «Стороны».Для общего сведения, термин «Договаривающиеся государства» относится к государствам и другим субъектам, обладающим правоспособностью заключать договоры, которые выразили свое согласие быть связанными договором, если договор еще не вступил в силу или где он не вступил в силу для такие государства и образования; термин «Стороны» относится к государствам и другим субъектам, обладающим правоспособностью заключать договоры, которые выразили свое согласие быть связанными договором и где договор имеет силу для таких государств и субъектов.

Протоколы

Термин «протокол» используется для соглашений, менее формальных, чем те, которые называются «договор» или «конвенция».Этот термин может использоваться для обозначения следующих видов инструментов:

  1. Протокол о подписании – это вспомогательный инструмент договора, составленный теми же сторонами. Такой Протокол касается вспомогательных вопросов, таких как толкование отдельных статей договора, формальных положений, не включенных в договор, или регулирования технических вопросов. Ратификация договора обычно ipso facto подразумевает ратификацию такого протокола.
  2. Факультативный протокол к договору – это инструмент, устанавливающий дополнительные права и обязательства по договору.Обычно он принимается в тот же день, но носит независимый характер и подлежит независимой ратификации. Такие протоколы позволяют определенным сторонам договора устанавливать между собой рамки обязательств, которые выходят за рамки общего договора и с которыми соглашаются не все стороны общего договора, создавая «двухуровневую систему». Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года – хорошо известный пример.
  3. Протокол, основанный на Рамочном договоре, – это инструмент с конкретными материально-правовыми обязательствами, который реализует общие цели предыдущей рамочной или зонтичной конвенции.Такие протоколы обеспечивают более упрощенный и ускоренный процесс заключения договоров и используются, в частности, в области международного экологического права. Примером может служить Монреальский протокол 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой, принятый на основе статей 2 и 8 Венской конвенции 1985 года об охране озонового слоя.
  4. Протокол о внесении поправок – это инструмент, который содержит положения, вносящие поправки в один или несколько ранее заключенных договоров, например, Протокол 1946 года о внесении поправок в Соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах.
  5. Протокол как дополнительный договор – это документ, который содержит дополнительные положения к предыдущему договору, например Протокол 1967 года о статусе беженцев к Конвенции 1951 года о статусе беженцев.
  6. Proces-Verbal – это инструмент, который содержит запись определенных договоренностей, достигнутых договаривающимися сторонами.

Предварительная заявка

Растущее использование положений о временном применении в договорах является следствием ощущаемой потребности в выполнении договорных обязательств до официальной ратификации государством договора / присоединения к нему.Обязательства, относящиеся к временному применению, принимаются на себя сознательным добровольным действием государства в соответствии с его внутренней правовой базой.

Временное применение вступившего в силу договора:

Временное применение вступившего в силу договора может иметь место, когда государство берет на себя обязательство временно выполнять договорные обязательства, хотя его внутренние процедуры ратификации / присоединения еще не завершены. Намерение государства состояло бы в том, чтобы ратифицировать договор / присоединиться к нему, как только его внутренние правовые требования будут выполнены. Предварительная заявка может быть прекращена в любое время. Напротив, государство, которое согласилось быть связанным договором посредством ратификации / присоединения или окончательного подписания, регулируется правилами выхода, указанными в соответствующем договоре (статьи 54, 56 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). .

[Арт. 25, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.]

Временное применение договора, не вступившего в силу:

Временное применение договора, который не вступил в силу, может иметь место, когда государство уведомляет, что оно осуществит юридические обязательства, указанные в этом договоре на временной основе.Эти правовые обязательства принимаются сознательным добровольным актом государства в соответствии с его внутренней правовой базой. Предварительная заявка может быть прекращена в любое время. Напротив, государство, которое согласилось быть связанным договором посредством ратификации / присоединения или окончательного подписания, регулируется правилами выхода, указанными в соответствующем договоре (статьи 54, 56 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). .

Временное применение может продолжаться даже после вступления договора в силу в отношении государства, применяющего договор на временной основе, до тех пор, пока это государство не ратифицирует его.Временное применение прекращается, если государство уведомляет другие государства, между которыми временно применяется договор, о своем намерении не становиться участником договора.

[Арт. 25 (2), Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.]

Ратификация

Ратификация определяет международный акт, посредством которого государство выражает свое согласие быть связанным договором, если стороны намеревались продемонстрировать свое согласие таким актом. В случае двусторонних договоров ратификация обычно осуществляется путем обмена необходимыми документами, в то время как в случае многосторонних договоров обычная процедура заключается в том, что депозитарий собирает ратификационные грамоты всех государств, информируя все стороны о ситуации.В учреждении ратификационных грамот устанавливаются необходимые временные рамки для получения необходимого одобрения договора на национальном уровне и принятия необходимого законодательства для придания этому договору внутренней силы.

[Статьи 2 (1) (b), 14 (1) и 16 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Договоры о региональной экономической интеграции

Соглашение об экономической интеграции между суверенными государствами одного географического региона, например, Соглашения о свободной торговле.

Регистрация и публикация

Статья 102 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает, что «каждый договор и каждое международное соглашение, заключенное любым членом Организации Объединенных Наций после вступления в силу настоящего Устава, должно быть как можно скорее зарегистрировано в Секретариате и опубликовано им» .На незарегистрированные договоры или соглашения нельзя ссылаться ни в одном органе Организации Объединенных Наций. Регистрация способствует прозрачности и доступности текстов договоров для общественности. Статья 102 Устава и предшествующая ей статья 18 Пакта Лиги Наций берут свое начало в одном из Четырнадцати пунктов Вудро Вильсона, в котором он изложил свою идею о Лиге Наций: «Открытые мирные заветы, открыто достигнутые в, после чего не должно быть никаких частных международных договоренностей любого рода, но дипломатия всегда будет протекать открыто и на виду у общественности “.

[Статья 80, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года]

Бронирование

Оговорка – это заявление, сделанное государством, которое стремится исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к этому государству. Оговорка позволяет государству принять многосторонний договор в целом, давая ему возможность не применять определенные положения, которые оно не желает соблюдать. Оговорки могут быть сделаны при подписании, ратификации, принятии, утверждении договора или присоединении к нему.Оговорки не должны быть несовместимы с объектом и целью договора. Кроме того, договор может запрещать оговорки или разрешать делать только определенные оговорки.

[Статьи 2 (1) (d) и 19–23 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Редакция

Ревизия в основном имеет то же значение, что и поправка. Однако некоторые договоры предусматривают внесение поправок в дополнение к поправке (например, статья 109 Устава Организации Объединенных Наций). В этом случае термин «пересмотр» относится к преимущественному принятию договора к изменившимся обстоятельствам, тогда как термин «поправка» относится только к изменению отдельных положений.

Подпись ad referendum

Представитель может подписать договор «ad referendum», то есть при условии, что подпись подтверждена его государством. В этом случае подпись становится окончательной после ее подтверждения ответственным органом.

[Статья 12 (2) (b) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Подпись Подлежит ратификации, принятию или утверждению

Если подпись подлежит ратификации, принятию или утверждению, подпись не означает согласия на обязательность договора.Однако это средство аутентификации и выражает готовность подписавшего государства продолжить процесс заключения договора. Подпись дает право подписавшему государству приступить к ратификации, принятию или утверждению. Это также создает обязательство добросовестно воздерживаться от действий, которые нарушили бы объект и цель договора.

[статьи 10 и 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года]

Наследование

Правопреемство происходит, когда одно государство прекращает свое существование или теряет контроль над частью своей территории, а другое государство возникает или принимает на себя контроль над территорией, утраченной первым государством.В этом случае главная проблема заключается в том, берет ли на себя международное обязательство бывшего государства следующее государство. Изменения в форме правления одного государства, такие как замена монархии демократической формой правления, не изменяют и не прекращают обязательств, взятых на себя предыдущим правительством.

Однако, когда государство перестает существовать, заключенные им договоры обычно прекращают свое действие, и договоры государства-правопреемника применяются к территории.К ним относятся политические договоры, такие как союзы, которые зависят от существования государства, которое их заключило. Но определенные обязательства, такие как соглашения о границах или другие вопросы местного значения, переходят на государство-преемник. Сложнее определить сохраняющуюся законность договоров о предоставлении концессий или договорных прав. Мнения ученых по этому аспекту преемственности разошлись, и государственная практика также разделилась. Следовательно, каждый случай должен быть изучен по существу, чтобы определить, являются ли права и обязанности по контракту или концессии таковыми, что государство-правопреемник связано обязательствами предыдущего государства.

договоров

Термин «договор» может использоваться как общий родовой термин или как особый термин, обозначающий документ с определенными характеристиками.

  1. Договор как общий термин: термин «договор» регулярно использовался как общий термин, охватывающий все документы, имеющие обязательную силу по международному праву, заключенные между международными организациями, независимо от их официального назначения. И Венская конвенция 1969 года, и Венская конвенция 1986 года подтверждают такое общее использование термина «договор».Венская конвенция 1969 года определяет договор как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, закреплено ли оно в одном документе или в двух или более связанных документах и ​​независимо от его конкретного названия». Венская конвенция 1986 года расширяет определение договоров, включая международные соглашения с участием международных организаций в качестве сторон. Чтобы говорить о «договоре» в общем смысле, инструмент должен отвечать различным критериям.Прежде всего, это должен быть обязательный инструмент, а это означает, что договаривающиеся стороны намеревались создать законные права и обязанности. Во-вторых, документ должен быть заключен государствами или международными организациями, имеющими право заключать договоры. В-третьих, это должно регулироваться международным правом. Наконец, обязательство должно быть оформлено в письменной форме. Еще до Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров слово «договор» в его общем смысле обычно использовалось для обозначения обязательств, заключенных в письменной форме.
  2. Договор как особый термин: не существует последовательных правил, когда в практике государств используется термин «договор» в качестве названия для международного инструмента. Обычно термин «договор» используется для обозначения серьезных вопросов, требующих более серьезных договоренностей. Их подписи обычно скреплены печатью и обычно требуют ратификации. Типичными примерами международных документов, обозначенных как «договоры», являются мирные договоры, договоры о границах, договоры о делимитации границ, договоры о выдаче и договоры о дружбе, торговле и сотрудничестве.Использование термина «договор» для международных инструментов за последние десятилетия значительно сократилось в пользу других терминов.

Договоры, административные функции которых выполняет ВОИС

договоров, заключенных под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в результате международной конференции.

Введение в IMO

ИМО – Международная морская организация – является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, отвечающим за безопасность судоходства и предотвращение загрязнения моря и атмосферы судами. Работа ИМО поддерживает ЦУР ООН.

Как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, ИМО является глобальным органом, устанавливающим стандарты в области безопасности, защиты и экологических характеристик международного судоходства. Его основная роль заключается в создании справедливой и эффективной нормативно-правовой базы для судоходной отрасли, принятой и применяемой повсеместно.

Другими словами, его роль состоит в том, чтобы создать равные условия, чтобы операторы судов не могли решать свои финансовые проблемы, просто срезая углы и жертвуя безопасностью, защищенностью и экологическими характеристиками.Такой подход также способствует инновациям и эффективности.

Судоходство – это действительно международная отрасль, и она может работать эффективно только в том случае, если сами правила и стандарты согласованы, приняты и внедрены на международной основе. И ИМО – это форум, на котором происходит этот процесс.

Международные перевозки перевозят более 80 процентов мировой торговли людям и сообществам по всему миру. Морские перевозки – наиболее эффективный и экономичный способ международной перевозки большинства товаров; он обеспечивает надежные и недорогие средства транспортировки товаров по всему миру, облегчая торговлю и способствуя процветанию между странами и народами.

Мир полагается на безопасную, надежную и эффективную международную судоходную отрасль – и это обеспечивается нормативной базой, разработанной и поддерживаемой ИМО.

Меры ИМО охватывают все аспекты международного судоходства – включая проектирование, строительство, оборудование, укомплектование персоналом, эксплуатацию и утилизацию судов – для обеспечения того, чтобы этот жизненно важный сектор оставался безопасным, экологически чистым, энергоэффективным и безопасным.

Судоходство является важным компонентом любой программы устойчивого экономического роста в будущем.Через ИМО государства-члены Организации, гражданское общество и судоходная отрасль уже работают вместе, чтобы обеспечить постоянный и активный вклад в экологическую экономику и устойчивый рост. Содействие устойчивому судоходству и устойчивому морскому развитию – один из основных приоритетов ИМО в ближайшие годы.

Как часть системы Организации Объединенных Наций, ИМО активно работает над Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ЦУР.Действительно, большинство элементов Повестки дня на период до 2030 года будут реализованы только при наличии устойчивого транспортного сектора, поддерживающего мировую торговлю и способствующего глобальной экономике. Комитет технического сотрудничества ИМО официально одобрил увязку работы Организации по оказанию технической помощи и ЦУР. Хотя цель Мирового океана, ЦУР 14, является центральной для ИМО, аспекты работы Организации могут быть связаны со всеми отдельными ЦУР.

Энергоэффективность, новые технологии и инновации, морское образование и подготовка, безопасность на море, управление морским движением и развитие морской инфраструктуры: разработка и внедрение через ИМО глобальных стандартов, охватывающих эти и другие вопросы, будут подкреплять приверженность ИМО обеспечить институциональную основу, необходимую для экологически чистой и устойчивой глобальной морской транспортной системы.

Договор о запрещении ядерного оружия вступает в силу

Сегодня день. Спустя более 75 лет после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки вступает в силу договор, запрещающий это оружие с катастрофическими гуманитарными последствиями.Страны, присоединившиеся к Договору о запрещении ядерного оружия, обязаны соблюдать запреты договора и выполнять свои обязательства. Нормативное влияние договора будет расти по мере того, как государства-участники и гражданское общество будут стремиться к его полному осуществлению и универсализации.

«Ядерное оружие всегда было аморальным, теперь оно незаконно», – сказала Беатрис Фин, исполнительный директор ICAN. «Договор о запрещении ядерного оружия – это победа для всех людей, ставшая возможной благодаря усилиям гражданского общества и международного сообщества. Горстка стран держала мир в заложниках с помощью этого ужасного оружия. Подписав договор, мы разорвем эти цепи и прокладываем новый курс к миру, свободному от ядерного оружия ».

Сегодня вступает в силу Договор о запрещении ядерного оружия.

Это важный шаг к миру, свободному от ядерного оружия.

Я призываю все страны работать вместе для реализации этого видения во имя нашей общей безопасности и коллективной безопасности. pic.twitter.com/ybDamSdCZs

– Антониу Гутерриш (@antonioguterres) 22 января 2021 г.

21 января 2021 года – критическая веха на пути к полной ликвидации ядерного оружия.Во всем мире участники кампании ICAN отмечают исторический день как минимум 172 событиями, от поминок до протестов и образовательных мероприятий. В организациях по всему миру, включая компании, банки и университеты, проходят протесты, которые вносят вклад в создание ядерного оружия, чтобы дать понять, что такое поведение теперь запрещено международным правом. На базах ядерного оружия и лабораториях активисты вешают транспаранты. Дипломаты и чиновники сплачиваются за договор. Активисты в странах, присоединившихся к договору, празднуют лидерство своих стран за введение в действие первого международно-правового запрета на ядерное оружие.

Акция протеста участников кампании ICAN в Сиднее, Австралия, 22 января. Фото: Мишель Хейвуд,

.

Вступление в силу TPNW является днем ​​первостепенной важности для ICAN, а также для международного мира и безопасности. Это начало новой главы: конец ядерного оружия.

Список сторон Конвенции

Когда правительство государства или региональная организация экономической интеграции решает, что оно будет связано положениями СИТЕС, оно может «присоединиться» к Конвенции, сделав об этом официальное заявление в письменной форме. Правительству-депозитарию, которым является Правительство Швейцарии.Как только документ, содержащий это заявление, будет получен Депозитарием по дипломатическим каналам, Конвенция вступает в силу для соответствующего государства через 90 дней (см. Статью XXII).

Государство или региональная организация экономической интеграции, для которых Конвенция вступила в силу, называется Стороной СИТЕС. В настоящее время насчитывается 184 участника.

Нажмите для увеличения

Государство или региональная организация экономической интеграции, являющиеся Стороной СИТЕС, могут выйти из Конвенции в любое время путем денонсации (см. Статью XXIV).Это произошло только один раз в истории Конвенции: Объединенные Арабские Эмираты присоединились к Конвенции 21 ноября 1974 года, но вышли из нее 27 января 1988 года. Однако Объединенные Арабские Эмираты снова стали Стороной Конвенции 9 мая 1990 года.

Процесс подачи заявления о соблюдении положений СИТЕС называется «ратификацией», «принятием», «одобрением» или «присоединением». Ратификация, принятие и одобрение являются юридически эквивалентными действиями, но применимы только в отношении государств, подписавших Конвенцию, когда она была открыта для подписания, с 3 марта 1973 года (когда она была заключена) по 31 декабря 1974 года. (Принятие и одобрение – это действия, предпринимаемые определенными государствами, когда на национальном уровне конституционное право не требует «ратификации» договора.) Все государства, подписавшие Конвенцию, в настоящее время ратифицировали, приняли или одобрили ее. Термин «присоединение» используется по отношению к государствам или региональным организациям экономической интеграции, которые не подписали Конвенцию (см. Статьи XIX, XX и XXI).

Следует отметить, что количество Сторон СИТЕС может колебаться из-за геополитических изменений, таких как объединение двух Сторон (например, объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики 3 октября 1990 г.) или разделение государства на два или более отдельных государства (например, раздел Чехословакии 1 января 1993 г. на Чешскую Республику и Словакию).


Количество сторон СИТЕС

Конференция Сторон СИТЕС, которая является высшим директивным органом Конвенции и включает в себя все ее Стороны, приняла две поправки к первоначальному тексту Конвенции, что стало возможным в соответствии со статьей XVII Конвенции. Первая поправка была принята в Бонне (Германия) 22 июня 1979 года и вступила в силу 13 апреля 1987 года. Вторая поправка была принята в Габороне (Ботсвана) 30 апреля 1983 года и вступила в силу 29 ноября 2013 года.Две ссылки ниже предоставляют дополнительную информацию об этих поправках и о Сторонах, которые их приняли.

шагов для вступления в силу Парижского соглашения

Первый шаг: для стран подписать Соглашение. Подписание сигнализирует о поддержке этой страной Парижского соглашения и ее намерении привести свою внутреннюю политику в соответствие с условиями Соглашения и начать процесс формального присоединения к Соглашению.

Второй шаг: предпринять внутренние процессы для официального присоединения (или ратифицировать ) Соглашения и «дать согласие на обязательность» его условий.

Третий шаг: , как только достаточное количество стран (55), покрывающих определенный процент выбросов (55%), официально присоединятся к Парижскому соглашению, оно вступит в силу .


Подпись:
  • 22 апреля 2016 года Генеральный секретарь ООН примет в Нью-Йорке представителей правительств, имеющих право подписывать Парижское соглашение, включая глав государств, министров иностранных дел и посланников по вопросам климата.Каждый представитель подпишет Соглашение, подтверждая поддержку соглашения этой страной и сообщая о приверженности этой страны выполнению внутренних процессов ратификации, необходимых для согласования соглашения с внутренним законодательством страны.
  • На церемонии подписания странам было предложено объявить предполагаемый график процесса ратификации их страной.
  • Находясь в Нью-Йорке, лидерам предлагается сдать на хранение свои ратификационные грамоты одновременно с подписанием Соглашения – но это не является обязательным требованием и будет невозможно для тех, кто еще не завершил внутренние процессы ратификации.
  • Подписывая соглашение без сдачи на хранение сопроводительных документов о ратификации, страна оказывает политическую поддержку Парижскому соглашению и, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, соглашается действовать добросовестно, «чтобы не нарушить объект и цель договора». договор ».
  • Окно для подписания закрывается 21 апреля 2017 года (через год после открытия).

Внутренняя ратификация:
  • Парижское соглашение – это международное соглашение, которое каждая страна должна принять в рамках своих внутренних процессов ратификации.В процессе ратификации правительства обеспечат соответствие Парижского соглашения их собственному правовому и политическому контексту.
  • Как только страна явно принимает Соглашение, одобряя его через свои соответствующие исполнительные и законодательные органы, эта страна соглашается принять на себя юридические обязательства на международном и национальном уровнях по условиям Соглашения после того, как все Соглашение вступит в силу. После ратификации страна становится официальной стороной Соглашения.
  • Внутренний процесс ратификации международных соглашений в каждой стране отличается, и они могут сильно различаться по степени сложности и графику принятия законодательных норм.
  • Некоторые страны смогут быстро ратифицировать Парижское соглашение с помощью исполнительной власти (например, США), другие могут сделать это с помощью исполнительной власти по согласованию с законодательным органом (например, Австралия), в то время как другим нужно будет его пройти и получить утверждение нескольких законодательных комитетов, а затем обеих палат парламента / конгресса (e.г. Бразилия).
  • Некоторые страны уже смогли ратифицировать: Фиджи, Палау и Маршалловы острова – первые три страны, ратифицировавшие Парижское соглашение.
  • Считается, что еще несколько стран, в том числе несколько крупных эмитентов, поддерживают ускоренную ратификацию – с тем, чтобы Парижское соглашение вступило в силу как можно раньше, в идеале в 2016 году.

Вступление в силу:
  • Когда международное Соглашение «вступает в силу», оно становится юридически обязательным для всех Сторон этого Соглашения.Вступление в силу придаст Парижскому соглашению силу международного права.
  • Парижское соглашение требует двойного триггера для вступления в силу. Парижское соглашение предусматривает, что оно вступит в силу через тридцать дней после того, как не менее 55 Сторон РКИК ООН, на которые приходится не менее 55 процентов общих мировых выбросов парниковых газов, сдадут на хранение в ООН свои документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. .
  • Для превышения порогового значения выбросов 55% потребуется ряд крупных эмитентов для ратификации, и некоторые, включая США и Китай, похоже, готовы сделать это.
  • Вступление в силу может произойти в любое время после 22 апреля и будет полностью зависеть от того, насколько быстро страны начнут и завершат свои внутренние процессы ратификации.
  • После вступления в силу страны, ратифицировавшие Соглашение, не могут выйти из него в течение как минимум 3 лет.

Часто задаваемые вопросы:

Каким образом будут рассчитаны 55 процентов выбросов для целей вступления в силу?

В соответствии с Соглашением, это требование для вступления в силу должно быть рассчитано на основе самой последней суммы, сообщенной в дату или до даты принятия настоящего Соглашения Сторонами Конвенции (т. е. при подписании Соглашения 12 декабря 2015 г.). Эти суммы отражены в таблице .

Что будет, если страны не подпишутся 22 апреля?

У стран есть один год на подписание Соглашения, после чего они могут ратифицировать, принять или одобрить Соглашение. Государства, которые не подписали, по-прежнему будут иметь возможность присоединиться к Соглашению, сдав на хранение документ о присоединении Генеральному секретарю.

Что означает вступление в силу для стран, которые еще не ратифицировали соглашение?

Хотя эти страны не обязаны выполнять требования соглашения, они не защищены его положениями и не могут активно участвовать, это – управление.Страны, которые не ратифицировали соглашение, могут присутствовать на заседаниях руководящего органа соглашения, но не могут голосовать за его выполнение. Страны могут сдать на хранение свои статьи о присоединении в ООН и ратифицировать соглашение в любое время до или после его вступления в силу. Стороны, ратифицировавшие Соглашение до вступления в силу, могут временно применить Соглашение и сообщить руководящему органу о том, что они начали выполнение. Для сторон, ратифицировавших Соглашение после вступления в силу, Соглашение вступит в силу и станет обязательным для этой стороны через 30 дней после того, как эта сторона сдаст на хранение свой документ о присоединении в ООН.

Другие ресурсы:

Договор об Антарктике | Договор об Антарктике

Договор об Антарктике был подписан в Вашингтоне 1 декабря 1959 года двенадцатью странами, чьи ученые вели активную деятельность в Антарктике и вокруг нее в течение Международного геофизического года (МГГ) 1957-58 годов. Он вступил в силу в 1961 году, и с тех пор к нему присоединились многие другие страны. Общее количество участников Договора в настоящее время составляет 54.

Некоторые важные положения Договора:

  • Антарктида должна использоваться только в мирных целях
    Ст. Я
  • Свобода научных исследований в Антарктиде и сотрудничество с этой целью… будет продолжено
    Ст. II
  • Обмен научными наблюдениями и результатами, полученными в Антарктике, и их свободный доступ
    Ст. III

Среди подписавших Договор были семь стран – Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Новая Зеландия, Норвегия и Соединенное Королевство – с территориальными претензиями, иногда частично совпадающими.Другие страны не признают никаких претензий. США и Россия поддерживают «основание для претензий». Все должности прямо защищены статьей IV, которая сохраняет статус-кво:

  • Никакие действия или действия, совершаемые во время действия настоящего Договора, не могут служить основанием для утверждения, поддержки или отрицания притязаний на территориальный суверенитет в Антарктике или создания каких-либо прав суверенитета в Антарктике. Никакие новые претензии или расширение существующих претензий на территориальный суверенитет в Антарктике не могут быть заявлены, пока настоящий Договор находится в силе.

Для содействия достижению целей и обеспечения соблюдения положений Договора: «Все районы Антарктики, включая все станции, сооружения и оборудование в этих районах… должны быть всегда открыты для инспекций» (статья VII).

1 Кодекс США § 112b – международные соглашения США; передача в Конгресс | Кодекс США | Закон США

От редакции

Ссылки в тексте

Раздел 6 (j) (1) (A) Закона об экспортном управлении 1979 г., упомянутый в подст.(e) (2) (B) (ii), который был отнесен к разделу 2405 (j) (1) (A) бывшего Приложения к Разделу 50, Война и национальная оборона, до редакционной реклассификации и изменения нумерации в раздел 4605 (j) (1) (A) Раздела 50 был отменен Pub. Л. 115–232, разд. A, титул XVII, §1766 (a), 13 августа 2018 г. , 132 Stat. 2232.

Поправки

2020 — Подсек. (г). Паб. Л. 116–260 добавлен пп. (г).

2004 — Подст. (а). Паб. L. 108–458, §7121 (b), заменено «Комитет по международным отношениям» на «Комитет по иностранным делам».

Подсек. (г). Паб. L. 108–458, §7121 (c), добавлен подст. (г). Бывший подст. (d) переименован (e).

Подсек. (е). Паб. L. 108–458, §7121 (d), существующие положения определены как пар. (1), заменено «С учетом пункта (2), Государственный секретарь» на «Государственный секретарь» и добавлен п. (2).

Паб. L. 108–458, §7121 (c) (1), переименованный в подст. (d) как (e). Бывший подст. (e) переименован (f).

Подсек. (е). Паб. L. 108–458, §7121 (c) (1), переименованный в подст.(e) как (f).

1994 – пп. (а). Паб. L. 103–437 заменяет «Комитет по иностранным делам» на «Комитет по международным отношениям».

1978 — Pub. L. 95–426 обозначил существующие положения как подст. (а), добавлен «(включая текст любого устного международного соглашения, которое должно быть сокращено до письменного)» и добавлены подпункты. от (б) до (д).

1977 — Pub. L. 95–45 заменено «Комитет по международным отношениям Палаты представителей» на «Комитет по иностранным делам Палаты представителей» и добавлено требование, чтобы любой департамент или агентство правительства Соединенных Штатов, которое заключает какое-либо международное соглашение от имени США передают в Государственный департамент текст такого соглашения не позднее чем через двадцать дней после подписания соглашения.

Обязательства и связанные с ними дочерние компании

Изменение имени

Комитет по международным отношениям Палаты представителей преобразован в Комитет по иностранным делам Палаты представителей Постановлением № 6, Сто десятый Конгресс, 5 января 2007 г.

Прекращение требований к отчетности

Для прекращения с 15 мая 2000 г. положений закона, требующих представления в Конгресс любого годового, полугодового или другого регулярного периодического отчета, указанного в Документе Палаты представителей №103–7 (в котором отчет, требуемый подразделом (b) данного раздела, указан на стр. 38), см. Раздел 3003 Pub. L. 104–66 с поправками, изложенные в виде примечания к разделу 1113 раздела 31 «Деньги и финансы».

Правоприменение

Паб. L. 100–204, раздел I, §139, 22 декабря 1987 г., 101 Stat. 1347, с изменениями, внесенными Pub. L. 108–458, раздел VII, §7121 (e), 17 декабря 2004 г., 118 Stat. 3808, при условии, что:

«(А) Ограничение использования денежных средств. Если какое-либо международное соглашение, текст которого должен быть передан Конгрессу в соответствии с первым предложением подраздела (а) раздела 112b раздела 1 Кодекса Соединенных Штатов (обычно именуемого «Законом о делах Заблоцкого»), является не были переданы таким образом в течение 60-дневного периода, указанного в этом предложении, то никакие средства, разрешенные для использования этим или любым другим законом, не будут доступны после окончания этого 60-дневного периода для реализации этого соглашения, пока текст этого соглашения не будет так передано.«(B) Дата вступления в силу.

Подраздел (a) вступает в силу через 60 дней после даты вступления в силу Закона о введении в действие Комиссии 911 [вероятно, означает 9/11] 2004 г.