Содержание

Статья 51. Основания увольнения с военной службы / КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ и ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д. 1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

(пп. “д.1” введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

(пп. “д.2” введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

(пп. “е.1” введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

(в ред. Федерального

Юридическая информация | Республика Коми Официальный портал

“Конституция Российской Федерации”

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»;

Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»;

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска»;

Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий»;

Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»;

Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г.

№ 1122«Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны»;

Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона ‘Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»;

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 21 апреля 2020 г. № 253/207н/73н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 29 января 2018 г. № 35 «Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 4 апреля 2017 г. № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте»

Приказ Министра обороны РФ от 22 сентября 2016 г. № 590 «Об определении порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан»;

Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и Порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета»;

Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Приказ Министра обороны РФ от 17 мая 2007 г. № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333»;

Приказ Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663»;

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы».

Вернуться назад

Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

13 июля 2020 года N 200-ФЗ

 

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ,
от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,
от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ,
от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,
от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ,
от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 01. 12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ,
от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ,
от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ,
от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ,
от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ,
от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007),
от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ,
от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ,
от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,
от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ,
от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ,
от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ,
от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 09.03.2010 N 18-ФЗ, от 09. 03.2010 N 27-ФЗ,
от 11.03.2010 N 28-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 29.11.2010 N 319-ФЗ,
от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.06.2011 N 167-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ,
от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 01.12.2011 N 375-ФЗ,
от 01.12.2011 N 376-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ,
от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,
от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 111-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ,
от 02.04.2014 N 64-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 23.06.2014 N 159-ФЗ,
от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 14.10.2014 N 302-ФЗ, от 01.12.2014 N 414-ФЗ,
от 01.12.2014 N 415-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 22.12.2014 N 433-ФЗ,
от 30.03.2015 N 58-ФЗ, от 20.04.2015 N 104-ФЗ, от 02.05.2015 N 125-ФЗ,
от 29.06.2015 N 172-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 274-ФЗ,
от 15.02.2016 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ,
от 28. 12.2016 N 505-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 22.02.2017 N 19-ФЗ,
от 03.04.2017 N 61-ФЗ, от 01.05.2017 N 91-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ,
от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 27.11.2017 N 357-ФЗ, от 20.12.2017 N 415-ФЗ,
от 29.12.2017 N 444-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ, от 05.02.2018 N 10-ФЗ,
от 07.03.2018 N 55-ФЗ, от 27.06.2018 N 166-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ,
от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 28.11.2018 N 445-ФЗ, от 18.12.2018 N 470-ФЗ,
от 27.12.2018 N 551-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 18.03.2019 N 39-ФЗ,
от 01.05.2019 N 98-ФЗ, от 29.05.2019 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ,
от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 01.04.2020 N 80-ФЗ,
от 01.04.2020 N 81-ФЗ, от 13.07.2020 N 200-ФЗ,
с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
остановлениями Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П,
от 21.03.2013 N 6-П, от 17.04.2018 N 15-П, от 22.05.2018 N 19-П)

 

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

 

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

 

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Раздел II. ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Статья 8. Организация воинского учета
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету

Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ГРАЖДАНИНА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
Статья 20. Обучение граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса
Статья 20.1. Обучение граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах
Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Раздел IV. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
Статья 27. Состав призывной комиссии
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Раздел V. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Статья 36. Прохождение военной службы
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Статья 40. Военная присяга и обязательство
Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
Статья 42. Воинские должности
Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
Статья 44. Перевод военнослужащих
Статья 45. Приостановление военной службы
Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
Статья 47. Присвоение воинских званий
Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

Раздел VII. УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 51.2. Запас
Статья 52. Зачисление в запас
Статья 53. Состав запаса
Статья 54. Военные сборы
Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

РАЗДЕЛ VIII.1. МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ

Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
Статья 57.6.Пребывание в резерве
Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
Статья 57.8. Основания исключения из резерва

Раздел IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации
Статья 59. Утратила силу
Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
28 марта 1998 года
N 53-ФЗ

Россия делает военную службу обязательной независимо от предыдущей службы в иностранной армии

Эксперт страны по гражданству EUDO Шушаник Макарян

15 мая 2013 г. во втором чтении Государственная Дума (парламент) России рассмотрела и предложила принять поправку к статье 23 Федерального закона № 53 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно новой поправке, все граждане России в возрасте 18–27 лет (включая двойных граждан, проживающих в России) будут обязаны служить в вооруженных силах России, даже если они уже прошли обязательную военную службу в армии другой страны.В пояснительной записке к законодательной инициативе говорилось, что «демографическая ситуация (например, тенденция к сокращению численности населения и старение), количество оснований для освобождения от военной службы, а также нежелание населения России выполнять воинские обязанности» затрудняют набор на военную службу. новых лиц в рядовой и сержантский состав российской армии.

Поправка отчасти призвана помочь в достижении целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации № 604 от мая 2012 года, по совершенствованию армейских сил и увеличению сроков призыва на военную службу по контракту на 50 000 человек в год.Однако за счет увеличения числа военнослужащих, работающих по контракту, число потенциальных призывников будет сокращаться. Таким образом, эта законодательная поправка, по оценкам, «расширит призывные ресурсы России на 1000 человек в год» и, как ожидается, «остановит миграцию» лиц с [двойным гражданством], которые не намерены «выполнять свой государственный долг и служить в армии. силы России »(цитируется в пояснительной записке).

Поправка одобрена во втором чтении Государственной Думой РФ и должна быть принята в качестве закона.Закон должен вступить в силу 1 августа 2013 года.

Заинтересованный читатель может прочитать краткое обсуждение поправки в российской газете «Комсомольская правда» или получить дополнительную информацию на сайте Государственной Думы (парламента) России.

Незаконный призыв России в Крым

Передано послом Джеймсом С. Гилмором III
Постоянному совету, Вена
21 мая 2020 г.

Спасибо, господин председатель.

Соединенные Штаты неоднократно осуждали российское вторжение, оккупацию и предполагаемую аннексию Крымского полуострова Украины, а также злоупотребления, которые Россия там совершает. Фактически, я только что закончил это делать в ответ на то, что они подняли небольшую тривиальную ошибку, которую мы допустили, но НЕ ошибку нашей политики.

Сегодня мы хотели бы привлечь внимание к продолжающемуся призывом правительством России лиц из Крыма в вооруженные силы России. Принуждение лиц, защищаемых Четвертой Женевской конвенцией, к службе в вооруженных силах враждебной державы является серьезным нарушением Женевской конвенции и нарушением обязательств, взятых на себя Российской Федерацией в соответствии с ее подпиской на Женевскую конвенцию.И снова это нарушение международных норм, поведения и обязательств, которые Российская Федерация взяла на себя и теперь нарушает.

С 2015 года Россия ежегодно проводит весенний и осенний призывы в Крыму. Неучастие в воинской повинности влечет за собой уголовное наказание. В отчете Генерального секретаря ООН за август 2019 года говорилось, что не менее 18000 человек в Крыму были призваны под угрозой уголовного преследования в Вооруженные силы России, некоторые из которых были направлены на военные базы в Российской Федерации.По сообщениям, осенью 2019 года российское правительство мобилизовало 2600 человек в свои вооруженные силы и планирует этой весной призвать еще 3300 человек, в результате чего общее количество мобилизованных Россией достигнет почти 24000 граждан Крыма.

Хотя Россия пыталась замаскировать свою военную оккупацию Крыма с помощью наспех организованного фиктивного референдума в марте 2014 года и других усилий, государства подавляющим большинством отвергли эту шараду, в том числе в нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.Крым является частью Украины, несмотря на попытки российского правительства делать вид, что это не так.

Согласно статье 47 Четвертой Женевской конвенции фиктивный референдум и предполагаемая аннексия не могут лишить лиц, находящихся под защитой этой Конвенции, ее защиты, пока эта Конвенция продолжает применяться.

Аналогичным образом, защиту международного гуманитарного права невозможно обойти никакими незаконными усилиями России, направленными на принуждение жителей Крыма к принятию российского гражданства.

Военная оккупация Крыма Россией должна осуществляться в соответствии с четвертой Женевской конвенцией и обычным международным правом, применимым к воюющей оккупации.

Статья 51 Четвертой Женевской конвенции гласит, что оккупирующая держава «не может принуждать защищаемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах».

Россия совершает именно такое поведение. Помимо принуждения тысяч жителей Крыма к вступлению в свои вооруженные силы посредством применения закона, предусматривающего уголовную ответственность за отказ от прохождения обязательной военной службы в российских вооруженных силах, Россия возбудила уголовные дела против тех, кто сопротивляется.Проведенная Хьюман Райтс Вотч в 2019 году проверка судебных документов по делам в оккупированном Крыму – собственные записи России – выявила 71 уголовное дело об уклонении от призыва и 63 обвинительных приговора в период с 2017 по 2019 год. Крымская правозащитная группа задокументировала восемь таких дел только в феврале 2020 года. Фактическое количество уголовных дел, вероятно, будет намного выше. Почему мы ссылаемся на уголовные дела? Потому что это сила, применяемая к народу Крыма в нарушение Женевской конвенции

.

Из этой записи ясно, что призыв Россией жителей Крыма в свои вооруженные силы несовместим с международным гуманитарным правом, применимым к военной оккупации.Мы призываем Россию немедленно прекратить кампанию призыва жителей Крыма, прекратить другие злоупотребления и вернуть контроль над полуостровом Украине. Необходимо положить конец вопиющим нарушениям международного права.

Как заявил госсекретарь Помпео в своей Крымской декларации в июле 2018 года, Соединенные Штаты не признают и никогда не признают попытку России аннексировать полуостров.

Спасибо, господин председатель.

Посольство США в Киеве | 21 мая, 2020 | Темы: События, Новости, Пресс-релизы | Теги: Посол Джеймс С.Гилмор III, Миссия США при ОБСЕ

Как русские мужчины уклоняются от призыва

В России военная служба является обязательной для мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. Но, согласно недавнему отчету Европейской парламентской исследовательской службы, ежегодно половина всех потенциальных призывников – 75 000 человек из годового. набор примерно 150 000 молодых людей, как считается, уклоняется от призыва. И теперь ожидается, что конфликты на Украине в Сирии еще больше увеличат эти цифры. Осенний призыв в вооруженные силы, который проходит с 1 октября по 31 декабря и включает 147 000 молодых людей, может продемонстрировать большее нежелание служить, чем любое другое за последнее время.Особую озабоченность в вооруженных силах России вызывают умные молодые люди, поступающие в докторантуру. программы, позволяющие им отложить службу до тех пор, пока они не выйдут из призыва.

Москвич Владимир Берхин, молодой психолог, недавно поступил в докторантуру уважаемого университета в своем родном городе. «Молодой человек, который хочет избежать призыва в Россию, может представить себя больным – сумасшедшим, близоруким или кем-то еще, – объяснил он мне, – или присоединиться к невооруженной службе и служить полицейским или пожарным. .Ни один из этих вариантов ему не понравился. И в армию тоже. Российские призывники давно подвергаются жестоким, а иногда и смертельным издевательствам, в результате чего сотни людей покончили жизнь самоубийством.

Призывники, желающие присоединиться к российским воздушно-десантным войскам, тренируются перед посадкой в ​​самолет во время учений по прыжкам с парашютом в окрестностях города Ставрополя на юге России, 29 октября 2015 г.

Эдуард Корниенко / Reuters
И поэтому Берхин выбрал докторантуру.Он не считает себя пацифистом, как и большинство молодых людей, избегающих призыва. Они просто не хотят подвергаться ритуалам инициации, которые варьируются от выполнения унизительных задач для высокопоставленных солдат до изнасилования. В опросе, цитируемом Columbia’s Journal of International Affairs , 70 процентов российских мужчин заявили, что их отталкивает перспектива служить из-за дедовщины. Алексей, 26-летний парень из города в трех часах езды к востоку от Москвы, попросивший не называть его настоящее имя, также выбрал докторантуру.«Это была хорошая и легальная возможность», – сказал молодой историк о своем решении.

Согласно отчету Европейской парламентской исследовательской службы, уклоняющиеся от призыва дают взятки, чтобы уволиться, или выбирают записи врачей, подтверждающие несуществующие болезни. Но дача взяток и получение справок врачей о фиктивных заболеваниях – это преступления. Хотя преступление не всегда заканчивается задержанием и судом, оно все же не всем нравится. А у наиболее умных молодых людей из России есть законный выбор: продолжить учебу.Иными словами, на практике одаренным российским ученым не грозит борьба. «Среди моих друзей только один прошел военную службу, и это потому, что он очень хотел», – сказал Евгений Куликов, старший научный сотрудник Российской академии наук в Москве.

В первой половине 2014 года количество военных преступлений, таких как дезертирство, уклонение от призыва и дедовщина, увеличилось на 17 процентов, в результате чего было возбуждено 1409 уголовных дел.
Академическая отсрочка, конечно, не новость.Во время войны во Вьетнаме 16 миллионов американцев потребовали отсрочки от призыва, многие из них поступили на дополнительные программы бакалавриата или магистратуры. Точно так же в Советском Союзе уклонение от призыва было обычным явлением во время войны в Афганистане, которая закончилась в 1989 году. В сверхсекретном отчете 1988 года, который с тех пор был рассекречен, ЦРУ отмечает, что советская элита подкупала их (и их сыновей) выход из дислокации в Афганистан и служба в армии. По данным ЦРУ, уклонение от службы в Афганистане обходилось в 2000–5000 рублей, огромная сумма, учитывая, что в 1988 году только семь процентов советских семей зарабатывали более 250 рублей в месяц.

То, что сегодня отличает Россию, – это масштабы отказа от услуг и отрасли, построенные вокруг них. За последние 20 лет количество частных университетов – некоторые с сомнительными академическими стандартами – увеличилось, равно как и докторские степени. Согласно государственной статистике, 132 002 студента получали докторские степени в 2013 году по сравнению с 59 314 в 1991 году. В отчете за 2011 год в научном журнале Troitsky Variant 32 процента опрошенных кандидатов наук. студенты (45% мужчин Ph.D. студенты) назвали отсрочку от призыва в качестве причины зачисления, сделав это третьей по распространенности мотивацией мужчин после “желания проводить академические исследования” и “карьерного роста”. (Респонденты могут назвать несколько причин.)

«Грубо говоря, есть два типа мужчин-докторов наук. студентов », – сказал Игорь Чириков, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ в Москве. «Для первой категории уклонение от военной службы является важным бонусом, позволяющим продолжать учебу без перерыва, а для второй категории отсрочка от призыва является самоцелью.«Первая группа кажется больше, – сказал Чириков, – потому что обучение в докторантуре – относительно сложный способ избежать призыва на военную службу. Обучение в государственных университетах бесплатное, но предполагает аттестацию; обучение в нерегулируемых частных университетах стоит дорого, но может быть намного проще. Но, добавил он, «явно есть студенты, которые поступают в докторантуру просто для того, чтобы избежать военной службы, и это представляет собой проблему для политики в области высшего образования в стране».

Призывники, желающие присоединиться к российским воздушно-десантным войскам, тренируются перед посадкой в ​​самолет во время учений по прыжкам с парашютом у подножия Ставрополя на юге России, 29 октября 2015 года.

Эдуард Корниенко / Reuters
И правительство начинает подавлять то, что Чириков называет индустрией дипломных работ, в первую очередь путем проведения оценки качества частных университетов, в которых сейчас обучаются около пяти миллионов из семи миллионов российских студентов. Ранее в этом году министр образования и науки Дмитрий Ливанов объявил, что правительство также планирует сократить количество университетов на 40 процентов. В то же время правительство пыталось улучшить условия жизни в вооруженных силах, чтобы сделать службу более привлекательной – например, путем строительства новых казарм и сокращения военной службы до одного года.

Однако, похоже, ничего из этого не сработало. Согласно статистике Росстата, официального статистического агентства России, в первой половине 2014 года количество военных преступлений, таких как дезертирство, уклонение от призыва и дедовщина, увеличилось на 17 процентов, в результате чего было возбуждено 1409 уголовных дел.

Спешка с докторской может быть не так уж плоха. В конце концов, России выгодно иметь более образованных граждан. Но вооруженные силы тоже могли использовать некоторых из этих молодых людей. Военные проходят программу модернизации на сумму 19 триллионов рублей (295 миллиардов долларов), предусматривающую внедрение высокотехнологичного оружия.«Ситуация с человеческими ресурсами в вооруженных силах является препятствием на пути к достижению амбициозных целей военной модернизации страны», – сказала Катажина Зиск, профессор Норвежского колледжа оборонного университета. «А демографический спад в России означает, что мужчин, имеющих право на военную службу, становится все меньше. Нехватка кадров уже привела к недоукомплектованию воинских частей ». Призывной корпус, состоящий из большого количества солдат, застрявших на службе просто потому, что они не были достаточно хитрыми или богатыми, чтобы увернуться от призыва, вряд ли подходит для современного вооружения.

Кремль хорошо осведомлен о недомогании России по призыву на военную службу и приказал Вооруженным силам постепенно отказаться от призыва. К 2017 году в Вооруженных силах должно быть 425 000 профессиональных солдат – это почти половина всей необходимой численности личного состава, но профессионализация занимает больше времени, чем планировалось. А пока пострадает сила. «Необходимость использования передовых военных технологий – одна из основных причин возросшей потребности в высококвалифицированном и хорошо обученном персонале», – сказал Зиск.«Эту потребность лучше всего удовлетворяют профессиональные солдаты, а не призывники. Но поскольку министерство обороны изо всех сил пытается получить достаточное количество контрактников, Россия по-прежнему зависит от сил призывников для выполнения многих ключевых задач ».

Пока не завершится профессионализация, Вооруженные силы нашли способ поймать в свои сети хотя бы некоторых людей, уклонившихся от призыва. Два года назад он создал элитные отряды, состоящие из ученых, которые уже разработали 130 военных инноваций и 350 научных работ.Правительство могло отменить освобождение студентов от призыва. Но решительная борьба с дедовщиной даст гораздо больше шансов улучшить показатели призыва на военную службу.

Загрузка …
Пожалуйста, включите JavaScript для правильной работы этого сайта.

Военный призыв возвращается

H IS ARM и перевязанная нога Артем Уйманен стоял возле военкомата в Санкт-Петербурге, или военного призывного пункта, в 2019 году в знак протеста против обязательного призыва в армию в России.Бинты символизировали то, на что молодые российские мужчины идут, преувеличивая медицинские условия, которые могли бы освободить их от «призывного рабства», как называет это Артем. Теперь, два года спустя, ему 20 лет, и он с нетерпением ожидает результатов своих посещений психиатрических лечебных учреждений. Он надеется на диагноз тревожно-депрессивного расстройства – верный способ уклониться от службы в армии.

Послушайте эту историю

Ваш браузер не поддерживает элемент

Больше аудио и подкастов на iOS или Android.

Йони, 18-летний студент из Иерусалима, также ожидает призыва в армию обороны Израиля ( IDF ). Он не выказывает никаких признаков беспокойства. «Я с нетерпением жду возможности служить своей стране», – говорит он. «Это что-то особенное, что может сделать наша возрастная группа». Йони присоединился к клубам, которые помогают израильским подросткам подготовиться к армейским физическим и интеллектуальным испытаниям. Он и его друзья добровольно едут на пляжи, чтобы попрактиковаться в беге по песку.

В Норвегии консультант Оскар Федерл с нежностью вспоминает свою военную службу десять лет назад.«Это был отличный опыт», – говорит он. Время, проведенное в униформе, не превратило его в настоящего солдата – как радист, как он вспоминает, используя технологии 1950-х годов, – но это помогло ему вырасти в человека, которым он является. «Я сильно повзрослел, – говорит он, – хотя я ненавидел многое из того, что мы делали, особенно на морозе».

Артем, Йони и Оскар составляют мировое меньшинство. Призыв юношей в армию сейчас относительно редок. (Призыв молодых женщин никогда не был обычным явлением.) Большинство форм военной службы сократилось после холодной войны.Исследование, проведенное швейцарским университетом ETH Zurich, отмечает, что 24 страны отказались от призыва в армию в период с 1990 по 2013 год, когда многим казалось, что серьезные войны остались в прошлом. Франция, массовый призыв которой в 1793 году, levée en masse произвел революцию в современной европейской войне, прекратила эту практику в 1996 году. Испания избавила своих подростков от казарм в 2000 году, Италия в 2004 году и Германия в 2011 году. Антивоенный отряд, поддерживающий отказников по убеждениям, был вынужден пересмотреть свое предназначение.

Тем не менее, призыв в армию, похоже, возвращается в норму. После того, как Россия вторглась и аннексировала часть своей территории в 2014 году, Украина поспешно отменила свой отказ от призыва в прошлом году. Соседняя Литва последовала этому примеру в 2015 году, а Швеция, которая защищает себя за пределами альянса НАТО и , – в 2017 году. В Персидском заливе Катар и Объединенные Арабские Эмираты ( ОАЭ, ) ввели призыв на военную службу в 2013 и 2014 годах соответственно. Кувейт возобновил эту практику в 2017 году после 16-летнего перерыва.Тем временем другие страны, которые никогда не прекращали набор молодых людей, начали их набирать. Норвегия распространила военную службу на женщин в 2013 году; Эстония увеличивает на четверть ежегодное количество призывников. А в Германии, среди других стран, стали громче споры о том, следует ли восстановить какую-либо форму призыва или расширить ее.

У этого возобновленного интереса много причин. Один из них – это возвращение в более мрачный мир, в котором жесткая сила, а не дипломатия, может определять национальные судьбы: посмотрите на разрушительное поражение Армении от руки Азербайджана в прошлом году и последовавшую за этим потерю большей части Нагорного Карабаха, спорной территории.Для стран, которым нужны большие армии, набор солдат часто является единственным доступным способом пополнения рядов; добровольцы, получающие зарплату по рыночным ставкам, будут приносить огромный фонд заработной платы. Александр Гольц, эксперт по российским вооруженным силам, говорит, что призыв в его страну существует «из-за иррационального представления … что численность российских вооруженных сил должна достигнуть одного миллиона».

Часто действуют и менее воинственные объяснения. В Америке современные сторонники восстановления призыва в армию часто утверждают, что обязательная служба может фактически уменьшить желание страны начать войну, заставляя людей лично считаться с ее последствиями.Макс Маргулис из Института современной войны в Вест-Пойнте, американской военной академии, скептически относится к этому. Он указывает, что к концу 1967 года война во Вьетнаме была непопулярной, но война продолжалась еще шесть лет, унеся жизни тысяч призывников. «На самом деле это не похоже на сильное сдерживающее воздействие».

Многие политики также видят в этом способ навязать дисциплину непослушным молодым людям, которые в противном случае могли бы вызвать проблемы, или привить ценности, которые правительство считает желательными. В прошлом году парламентский комиссар Германии по делам вооруженных сил предположил, что возвращение в армию сделает вооруженные силы прививкой от крайне правого экстремизма.Катар, , ОАЭ, и Турция заставляют призывников читать лекции по национальной истории, безопасности и гражданству. Но мало доказательств того, что призыв на военную службу способствует лучшему развитию граждан. Исследование Швеции, проведенное Рэнди Хьялмарссоном и Мэтью Линдквистом в журнале Economic Journal , опубликованном в Оксфорде, показало, что призыв на военную службу «значительно» повысил уровень преступности после выхода на пенсию среди лиц в возрасте от 23 до 30 лет.

Как школа-интернат, с оружием

Что такое современная призывная жизнь нравится? В большинстве стран призыв на военную службу утомителен или утомителен.«Вы застряли в этом месте с другими 18- и 19-летними, и вы вынуждены быть там», – говорит Виктор Назирис, 33-летний мужчина, служивший в кипрской национальной гвардии, силе, которая не имел ни малейшего представления о реальном сражении на протяжении десятилетий. Его опыт призывника характеризовался сочетанием истощения, скуки и общего чувства бессмысленности. «Это как веган, работающий в McDonalds», – говорит г-н Назирис, который сейчас работает бухгалтером.

У российских призывников особенно мрачный опыт.Они получают скудную ежемесячную стипендию всего в 2000 рублей (30 долларов), за которую страдают не только истощением, но и повальной дедовщиной, или дедовщина . В ноябре 2019 года российский призывник застрелил еще восемь солдат после того, как заявил о продолжительных злоупотреблениях со стороны своего начальства, включая угрозы изнасилования. Как и г-н Уйманен, молодой российский протестующий, многие молодые люди пытаются избежать призыва по медицинским показаниям. Другие поступают на программы P h D , предпочитая унижение аспирантуры военной службе.Некоторые родители дают взятку военкомату , чтобы обеспечить своим сыновьям военные ID .

Минобороны России заявляет, что дедовщина резко снизилась за последние годы. Но правительство мало что сделало, чтобы развеять идею о том, что призыв в армию равносилен наказанию, когда оно использовало этот призыв, чтобы заставить замолчать Руслана Шаведдинова, антикоррупционного активиста и протеже Алексея Навального, главного лидера российской оппозиции (который позже был отравлен и заключен в тюрьму). В декабре 2019 года г-на Шаведдинова отправили на военную службу и немедленно отправили на базу на Новой Земле, арктическом архипелаге, для выполнения черных работ.

Однако военная служба не всегда должна быть садистским упражнением. В нескольких маленьких странах появляются менее убогие призывники. В Норвегии на призыв могут претендовать большие группы, но выбирается лишь небольшое количество молодых людей. В то время как российские родители заставляют чиновников освободить своих детей, норвежские лоббируют их допущение, отмечает Элизабет Бро из Американского института предпринимательства ( AEI ), аналитического центра в Вашингтоне. Алекс Альберг, бывший норвежский призывник, служивший в Афганистане, говорит, что, когда он поступал в медицинский институт, в разговоре преобладал его военный опыт.«Я считаю, что без [службы] мой путь в медицину был бы намного дольше», – говорит он.

Точно так же, как американские школы могут хвастаться долей своих учеников, попавших в университеты Лиги плюща, израильские школы хвастаются количеством, попавшим в боевые части. Йони, подросток из Иерусалима, направляется в элитный боевой отряд. Традиционно такие подразделения, наряду с военно-воздушными силами, рассматривались как инкубаторы политических и профессиональных талантов, говорит Ричард Патер, находящийся в Иерусалиме директор Британо-израильского центра коммуникаций и исследований ( BICOM ), исследовательской и пропагандистской группы.Нафтали Беннетт, премьер-министр Израиля, и Биньямин Нетаньяху, его давний предшественник, оба сделали успешную карьеру в Sayeret Matkal , престижной силе коммандос.

Особая мифология сложилась вокруг подразделения 8200, подразделения радиоэлектронной разведки, выпускники которого пополнили ряды израильских технологических компаний. В то время как многие силы борются за вербовку технически грамотных солдат, которые могли бы получить более высокую заработную плату в других местах, Израиль превратился в магнит для таких талантов.«Сегодня растет конкуренция за то, чтобы попасть в технологические подразделения, которые обеспечат вам прибыльную профессию сразу после освобождения», – отмечает Йоханан Плеснер, бывший политик, а ныне президент Израильского института демократии, аналитического центра. Служил в Sayeret Matkal , где остается офицером запаса.

Экземпляры цвета хаки

И все же, если призыв призван изменить общество, чаще всего он это отражает.Лев Гудков, директор Левада-центра, ведущего независимого российского социологического агентства, говорит, что некоторые семьи из беднейших регионов по-прежнему видят в армии средство социальной мобильности. Но они также менее способны увернуться. «В более бедных районах у семьи не будет денег, чтобы наскрести взятку», – говорит г-н Гудков. Оксана Парамонова, директор некоммерческой организации «Солдатские матери» в Санкт-Петербурге, говорит, что молодые русские мужчины из сельских районов страны менее осведомлены о юридических уловках, позволяющих избежать призыва на военную службу.

Даже в Израиле, где опыт призывников настолько отличается, призыв все еще формируется социальными трещинами. Ультраортодоксальные евреи, составляющие 12% населения, и арабы-израильтяне, составляющие еще пятую часть, обычно освобождаются от военной службы. На практике это означает, что только половина 18-летних израильтян проходит военную службу. Неравное отношение к ультраортодоксам уже давно вызывает недовольство и политические дебаты. В августе коалиционное правительство страны одобрило план по увеличению их численности в армии, хотя и на более короткие сроки.Израильтяне из среднего класса имеют больше возможностей для превращения своих детей в элитные подразделения; люди из более бедных слоев населения часто попадают в менее привлекательные отрасли, такие как транспорт и логистика. Военные, вместо того, чтобы «объединять израильтян … подчеркивают и подчеркивают различия между различными социальными структурами», – говорит г-н Плеснер.

Современный призыв был изобретен для эпохи массовых армий. Это сработало для Наполеона, но впоследствии часто терпело неудачу. Красная Армия убила 158 000 своих солдат за дезертирство во время Второй мировой войны.Во время войны в Ираке в 2003 году десятки тысяч иракских призывников бежали с мест. Даже там, где у призывников есть желание сражаться, растущая зависимость вооруженных сил от высокоточных боеприпасов и других передовых технологий делает их менее полезными на поле боя. Тем не менее, горстка малых демократий показала, что институт, связанный с лишениями и принуждением, можно превратить в популярный и эффективный инструмент для вербовки. ■

ЕС осуждает российскую «военную кампанию» в Крыму – ЮРИСТ – Новости

Европейский Союз в четверг опубликовал заявление, в котором обвиняет Российскую Федерацию в проведении «воинской повинности» в Крыму. международное гуманитарное право.

В своем резком заявлении представитель ЕС заявил, что «Российская Федерация начала очередную военную кампанию в незаконно аннексированной Автономной Республике Крым и городе Севастополе для призыва жителей полуострова в Российской Федерации. Силы ». Представитель добавил, что Россия «связана международным правом и обязана обеспечивать защиту прав человека на полуострове», но это явное нарушение.

По оценкам, с момента аннексии Крыма в марте 2014 года Россия призвала не менее 28 044 крымчан для службы в российской армии.Сообщается, что в дополнение к этим призывам российские власти применяют уголовные наказания к тем, кто отказывается подчиняться, и только в 2020 году было возбуждено 81 уголовное дело о «уклонении от призыва». По российскому законодательству уклонение от призыва карается штрафом или лишением свободы на срок до двух лет.

Заявление, сделанное в четверг, в значительной степени перекликается с игнорируемыми призывами различных международных правозащитных групп. В 2019 году Хьюман Райтс Вотч опубликовала отчет, в котором она также обвинила Россию в незаконной практике призыва на военную службу, призывая российские власти «немедленно прекратить эту практику, освободить крымчан, которые были вынуждены служить в российских войсках, и соблюдать свои обязательства в качестве оккупантов. власть.

Представитель ЕС завершил заявление в четверг, подчеркнув, что:

ЕС не признает и не будет признавать незаконную аннексию Автономной Республики Крым и города Севастополя. Европейский Союз призывает Россию прекратить все нарушения международного права на Крымском полуострове. Европейский Союз непоколебимо поддерживает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины в пределах ее международно признанных границ.

Пока Россия борется с коронавирусом, ее военные продвигают вербовку | Европа | Новости и текущие события со всего континента | DW

Тысячи новобранцев будут зачислены в российские вооруженные силы в этом году, несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса.К концу 2020 года около 263000 человек будут призваны в 1-миллионную российскую армию.

Призыв новых призывников был приостановлен примерно на шесть недель во время первой волны пандемии весной. В результате 135 000 молодых людей были осмотрены медиками и назначены на свои должности всего за два месяца, а не за обычные три с половиной месяца.

Подробнее : Волонтеры – движущая сила, помогающая врачам в России

«Тот факт, что призыв не был сокращен в то время, привел к серьезным проблемам весной – и это повторится снова», – сказал Александр Горбачев, юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга».

Неправительственная организация получила многочисленные жалобы о нарушениях в военкоматах, большинство из которых касались несоблюдения правил гигиены и правил, связанных с пандемией. Есть также признаки нарушения прав призывников.

Министерство обороны ежедневно публикует данные о том, сколько военнослужащих заразились COVID-19 и сколько из них выздоровели. С марта было зарегистрировано около 4500 случаев. По данным Минобороны, за последние 10 дней эта цифра увеличивалась примерно на 260 заражений в день.

Минобороны твердо придерживается своих планов призывников на 2020 год

Жалобы на военкоматы

Иван *, 25 лет, среди тех, кто обратился за помощью к солдатским матерям Санкт-Петербурга. В течение многих лет он страдал от сердечно-сосудистых заболеваний и обмороков, его неоднократно вызывали в военкоматы для прохождения медицинских осмотров. На каждом приеме он объяснял свое состояние здоровья, но офицеры кадровой службы говорили ему, что он должен вернуться, пока ему не исполнится 27 лет.

Подробнее : Россия ужесточает ограничения на COVID, но избегает изоляции

Во время своего последнего визита прошлым летом Ивану пришлось пройти психологический тест. Военный врач засвидетельствовал, что у него «когнитивное расстройство», и объяснил, что никто не может пойти в армию «с таким результатом».

«Тем не менее, через несколько дней мне позвонили и сказали, что я в хорошей форме и должен явиться на службу», – сказал Иван. Он обжаловал решение в суде; дело еще предстоит выяснить.

Армия использует пандемию для ущемления прав призывников?

Анна * родом из всеволожского пригорода Санкт-Петербурга. Ей не разрешили войти в военкомат в качестве представителя своего сына из-за действующих ограничений на коронавирус. Однако в то же время, по словам Анны, молодые люди, пришедшие на службу в офис, были «забиты, как сардины».

Анна обеспокоена тем, что военкоматы могут использовать пандемию для ограничения прав призывников.Она опасается, что в ее отсутствие сотрудники офиса могут «случайно потерять» оригинальные медицинские карты ее сына, свидетельствующие о том, что он не должен был проходить военную службу.

По словам Горбачева, власти прибегали к подобным уловкам в основном в крупных городах. «Важно знать, что во многих регионах России молодые люди с энтузиазмом относятся к службе в армии», – сказал он, добавив, что молодые люди в Москве и Санкт-Петербурге в целом лучше осведомлены о своих законных правах.

Призывников прошли медосмотр в переполненных военкоматах

Больше работы медикам, уборщицам

Некоторым призывникам пандемия немного облегчила военную службу, сказал политический активист Павел Крисевич. Он был призван в армию в 2019 году и закончил службу весной, в разгар первой волны пандемии.

«Большинство спортивных мероприятий обычно проходят в апреле и мае, и я работал в армейском спортивном отряде.Но из-за коронавируса все было отменено, и всем нам, солдатам, разрешили ночевать по выходным “, – сказал он.

Однако, по словам Крисевича, компаниям, отвечающим за медицинское обслуживание и химическую дезинфекцию, есть над чем работать. Среди их возросших обязанностей : проверка температуры своих коллег, укомплектование полевых госпиталей и чистка поверхностей, одетых в защитную одежду.

Но, по мнению солдатских матерей Санкт-Петербурга, меры, принятые российскими военными для сдерживания распространения COVID-19 одновременно неадекватны и неэффективны.В недавно опубликованном отчете о весеннем процессе вербовки правозащитная группа рекомендовала сократить общее количество призывников и сократить набор во время пандемии.

* Имена изменены

Эта статья переведена с немецкого языка.

Трансформация российской военной доктрины: уроки, извлеченные из опыта Косово и Чечни

1 Некоторые предварительные соображения и выводы этой статьи были представлены в лекции автора на конференции «Новый мировой порядок: Россия между Востоком и Западом». , ”Тель-Авивский университет, 3–5 апреля 2000 г.

2 «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора» был согласован 14 мая 1997 года и одобрен Североатлантическим советом 16 мая 1997 года. заявил, что:

… Россия и НАТО не считают друг друга противниками. Они разделяют цель преодоления пережитков прежней конфронтации и соперничества и укрепления взаимного доверия и сотрудничества.Настоящий Акт подтверждает решимость России и НАТО конкретизировать их общую приверженность построению стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной на благо всех ее народов. Принятие этого обязательства на самом высоком политическом уровне знаменует начало принципиально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и прозрачности прочное, стабильное и прочное партнерство …

Для достижения целей настоящего Закона Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принципам:

  • воздержание от угрозы силой или ее применения друг против друга, а также против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым способом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций и с Декларацией принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками, содержащей в Хельсинкском Заключительном акте;
  • уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их неотъемлемое право выбирать средства для обеспечения своей собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, закрепленное в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ.

3 24 января 1994 года президенты Клинтон и Ельцин подписали соглашение о нивелировании стратегических ядерных сил обеих стран к 30 мая того же года. Согласно более поздним официальным заявлениям, эта цель была достигнута в срок. Великобритания присоединилась к этому соглашению 15 февраля 1994 года. 2 сентября 1994 года Россия и Китай подписали соглашение о ненацеливании. Эти соглашения носят в первую очередь символический характер из-за их непроверяемого характера. Ельцин еще больше подорвал их в апреле 1999 года, когда обратился к вопросу о перенаправлении стратегических ракет на государства, участвовавшие в бомбардировках Югославии.Хотя, вероятно, это всего лишь еще одна печально известная импровизация Ельцина по стратегическим вопросам (не было последующего официального подтверждения), он поставил под сомнение действительность этих соглашений о перенаправлении.

4 Строгая мусульманская секта.

5 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», Независимое военное обозрение, , № 1, 14–20 января 2000 г., стр. 1–6. (См. Приложение B)

6 «Военная доктрина Российской Федерации», Независимая газета, , 22 апреля 2000 г.(См. Приложение A)

7 По коммерческому обменному курсу.

8 Будет ли стратегическое ядерное превосходство Запада 30%, 2: 1 или 3: 1, зависит от результатов будущих договоров о контроле над вооружениями и уровня финансирования российских стратегических сил.

9 Ознобищев С. Сотрудничество России и НАТО: сомнения и перспективы, PRISM , Vol. 3, № 10, июнь 1997 г., стр. 5–11.

10 1 октября 1996 г. министр обороны Игорь Родионов сообщил на пресс-конференции в Москве, что 98.7 триллионов рублей (18 миллиардов долларов), выделенных вооруженным силам в проекте бюджета на 1997 год, покроют лишь треть потребностей вооруженных сил. Красная Звезда , 2 октября 1996 г.

11 В другом месте я подчеркнул «широкий консенсус в России о том, что Балканы остаются единственным регионом за пределами постсоветского пространства, где Москва сохраняет серьезные экономические, политические интересы и интересы безопасности. По крайней мере, у России есть гораздо больше причин придерживаться этой точки зрения, чем у США.И это не имеет ничего общего со «славянским православным братством», которое является предметом спекуляций националистов в России и Югославии, а также легкого и пустого объяснения поведения русских на Западе. Балканы непосредственно примыкают к черноморско-каспийской зоне жизненно важных интересов России. Балканы являются возможным маршрутом для российских нефте- и газопроводов (с терминалами на российском побережье Черного моря и судоходством через Черное море) в обход турецких Черноморских проливов, которые периодически закрываются для российских нефтяных танкеров.События на Балканах влияют на отношения России с Украиной, Молдовой, Румынией, Болгарией, Турцией и нестабильными субрегионами Закавказья и Северного Кавказа. Российское политическое и военное присутствие в Черном море и Восточном Средиземноморье сильно зависит от российских позиций на Балканах. Кроме того, Москва высоко ценит позицию Сербии против расширения НАТО, которую полностью разделяют Россия и очень немногие другие европейские страны. Если это одна из причин, по которой Запад не любит Милошевича, любое военное давление на Югославию было бы столь же неприятным для России, как военное давление России на страны-кандидаты в НАТО было бы неприемлемо для Запада.Алексей Г. Арбатов, «Кризис в Косово: конец эпохи после холодной войны», . Периодический доклад , Атлантический совет США, Вашингтон, округ Колумбия: март 2000 г., с. 11.

12 ИТАР – ТАСС , 11–13 июня 1999 г.

13 2 июня 2000 года она проинформировала Совет Безопасности ООН об отсутствии оснований для официального расследования того, совершала ли НАТО военные преступления во время бомбардировки Югославии в 1999 году. Барбара Кроссетт, «У.N. Прокурор по военным преступлениям отказывается расследовать дела НАТО », Нью-Йорк Times , 3 июня 2000 г., с. 3. Однако 6 июня Amnesty International обвинила НАТО в незаконном убийстве мирных жителей во время конфликта в Косово и назвала одно нападение, в результате которого погибли 16 человек, военным преступлением. Полин Елинек, «Отчет называет рейд НАТО в Белграде военным преступлением», Washington Post , 7 июня 2000 г., с. 26.

14 «Концепция национальной безопасности». (См. Приложение B)

15 «Военная доктрина.”(См. Приложение A)

16 Вадим Соловьев и Владимир Мухин: «НАТО заявляет о своей готовности к операциям в мировом масштабе. Министерство обороны Российской Федерации формулирует геополитический противовес ». Независимое военное обозрение , 30 апреля – 6 мая 1999 г., стр. 1-2.

17 Игорь Сергеев, «Основы военно-технической политики России в начале XXI века», Красная Звезда, , 9 декабря 1999 г.

18 Главным моментом импичмента 1999 года, почти принятого Думой против Ельцина, была первая чеченская война.

19 Посол России в ООН Сергей В. Лавров указал на ряд проблем в реализации этой резолюции. «Различные мнения, выраженные в ходе заслушивания Советом Безопасности отчета миссии в Косово», пресс-релиз ООН SC / 6856, 11 мая 2000 г.