Статья 8. Закон N 59-ФЗ от 02.05.2006

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

www.zakonrf.info

Статья 10. Закон N 59-ФЗ от 02.05.2006

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

www.zakonrf.info

Комментарий к федеральному закону &quot о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации&quot от 2 мая 2006 г n 59-фз – Статья

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

“О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ОТ 2 МАЯ 2006 Г. N 59-ФЗ

(ПОСТАТЕЙНЫЙ)

Р.Ч. БОНДАРЧУК, Е.В. ПРОКОПЬЕВ

Бондарчук Роман Честиславович

Доцент кафедры государственного, международного и европейского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук. Специалист по конституционному, международному праву.

Автор ряда научных статей и научно-методических материалов.

Прокопьев Евгений Вячеславович

Доцент кафедры государственного, международного и европейского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук. Специалист по конституционному, муниципальному, международному и международному частному праву.

Автор ряда научных статей и научно-методических материалов.

2 мая 2006 года N 59-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

21 апреля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Формирование правового государства, практика преобразований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений доказали безотлагательность повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Системный характер этих задач формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Впервые право на обращение было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г., что стало важным шагом в развитии данного института.

В целях нормативной конкретизации и последующей полноценной реализации положения ст. 33 Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которым граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, 2 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации был подписан принятый в апреле 2006 г. Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон о порядке рассмотрения или Закон N 59-ФЗ), пришедший на смену правовому массиву, регулировавшему данный вопрос на протяжении последних 38 лет <1>.

——————————–

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 17. Ст. 144; Закон СССР от 26 июня 1968 г. N 2830-VII “Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 27. Ст. 237; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. N 1662-X “О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 11. Ст. 192; Закон СССР от 25 июня 1980 г. N 2365-X “Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР” (в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР “О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 27. Ст. 540; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. N 8422-XI “О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 6. Ст. 94; Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 9004-XI “Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР” (в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР “О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 361.

Результатом воздействия норм комментируемого Закона на определенную сферу общественных отношений должно стать появление новых правовых отношений, субъектами которых, с одной стороны, выступает население страны, а с другой – органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица.

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе принципа разделения на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Цель такого разделения – не допустить вмешательства в деятельность органов государственной власти, разделить между ними полномочия таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами своих прав, свобод и исполнения обязанностей.

Статья 11 Конституции РФ закрепляет осуществление государственной власти в Российской Федерации за Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и судами. К органам государственной власти Российской Федерации с особым статусом относятся Прокуратура, Центральный банк, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; многие из этих органов имеют территориальные подразделения как в субъектах Федерации, так и в их административных единицах.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, которые согласно положению ч. 1 ст. 77 Конституции самостоятельны в формировании системы собственных органов власти в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Данные конституционные положения раскрываются в Федеральном законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” <2>.

——————————–

<2> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (в ред. от 25 октября 2006 г.).

Как ранее говорилось, к субъектам данных правоотношений относятся и органы местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий являются самостоятельными.

Согласно ст. 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <3> структуру органов местного самоуправления составляют представительный и контрольный органы, а также глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями в решении вопросов местного значения.

——————————–

<3> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 25 октября 2006 г.).

Законодателем в качестве субъекта данных правоотношений определены и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ст. 4 комментируемого Закона под должностным лицом органов государственной власти и местного самоуправления понимается “лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления”.

2. Устанавливая одинаковый порядок рассмотрения обращений граждан, комментируемый Закон делает исключение в отношении обращений, которые должны быть рассмотрены в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами.

Многообразие процедур рассмотрения обращений, конечно, нельзя нивелировать. Во-первых, индивидуальность содержания некоторых обращений, исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и специфичность процедур рассмотрения обращений такого рода не позволяют унифицировать реализацию права на обращение во всех сферах общественных отношений. Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются различные обращения, рассмотрение которых, очевидно, должно основываться на разных подходах к правовому регулированию. По характеру содержания и направленности итогового ответа обращения классифицируются на заявления, предложения, жалобы, ходатайства, коллективные обращения, петиции. Практическое значение такой классификации видится в выделении особенностей рассмотрения обращений в зависимости от отнесения последних к тому или иному виду. Например, жалобы, петиции, заявления применительно к определенным сферам общественных отношений (в отличие от других видов обращений) нуждаются в более длительной и несколько усложненной процедуре рассмотрения.

Особенности рассмотрения обращений устанавливаются федеральными отраслевыми нормативными правовыми актами. К ним можно отнести Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” <4>, относящий к исключительной компетенции данного суда разрешение дел, связанных с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” <5>, Уголовно-процессуальный кодекс <6>, рассматривающий в качестве поводов и оснований к возбуждению уголовного дела заявления и иные сообщения граждан, Трудовой кодекс <7> в части рассмотрения обращений работников в Федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав, а также в комиссию по трудовым спорам, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <8>, Таможенный <9>, Налоговый кодексы <10>, в которых устанавливается порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.

——————————–

<4> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (в ред. от 5 апреля 2005 г.).

<5> Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

<6> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в ред. от 27 июля 2006 г.).

<7> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 9 мая 2005 г.).

<8> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 16 октября 2006 г.).

<9> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. (в ред. от 18 февраля 2006 г.).

<10> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (в ред. от 2 февраля 2006 г.).

Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах “О гражданстве Российской Федерации” <11>, “О беженцах” <12>, “О вынужденных переселенцах” (с изменениями и дополнениями) <13>, в сфере административного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов избирательного процесса – в законодательстве о выборах, “Об общественных объединениях” <14>, “О лицензировании отдельных видов деятельности” <15>. В качестве примера можно привести также Постановление Правительства России от 28 декабря 2004 г. N 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг.

——————————–

<11> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

<12> Федеральный закон от 18 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

<13> Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

<14> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (в ред. от 2 февраля 2006 г.).

<15> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 27 июля 2006 г.).

В сферах общественных отношений, в которых федеральными законами не установлены специальные правила рассмотрения обращений граждан, правовое регулирование осуществляется подзаконными актами конкретных органов публичной власти. Так, на основе подзаконных актов обращения граждан рассматриваются, например, Администрацией Президента Российской Федерации, Министерством иностранных дел, Министерством финансов, Министерством сельского хозяйства, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральным агентством по рыболовству, Федеральным дорожным агентством, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратурой. Некоторые подзаконные акты названных государственных органов содержат, кроме того, немало положений технического характера о ведении делопроизводства, учитывают Приказ Минкультуры России от 8 ноября 2005 г. “О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти”.

3. Основываясь на ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, закрепляющей принцип максимального уравнивания прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями российских граждан, за исключением случаев, строго определенных федеральным законом или международным договором, можно сказать, что одним из принципов, лежащих в основе института обращений, выступает принцип всеобщности, смысл которого состоит в определении субъекта права обращения. Вопрос о таком определении не так прост, как кажется. Традиционно отечественное законодательство распространяет это право на граждан России. Как видно, и действующая Конституция РФ продолжила эту традицию: в ст. 33 речь идет об исключительной возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Однако это отнюдь не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России.

С одной стороны, если говорить о политическом характере права на обращения, то его субъектами, действительно, могут быть только граждане Российской Федерации. С другой стороны, такой подход означает лишение находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства права обжаловать действия ее государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Является ли допущение иностранцев в число субъектов права на обращения нарушением сущности данного правового института? Думается, нет, поскольку это право, входящее одновременно в группу политических и личных субъективных прав, носит двойственный характер.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой такого вывода служат ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Действующее законодательство предоставляет право иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре, например, в Федеральных законах “О гражданстве Российской Федерации” <16> в части обращений о приобретении гражданства, “О беженцах” <17> в части обращений о приобретении статуса беженца, в Федеральном законе “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” <18> в части обращений о получении разрешительных документов на проживание, пребывание, работу на территории России, регистрации по месту жительства и месту пребывания.

——————————–

<16> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

<17> Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

<18> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в ред. от 18 июля 2006 г.).

В связи с этим нельзя не поддержать подход авторов комментируемого Закона, распространяющих это право на “иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации”, хотя вполне естественно, что право на обращение последних должно быть несколько ограничено. В частности, лица, не являющиеся гражданами России, не могут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения о реформировании государственной власти или принятии того или иного закона, так как участие в управлении государством – право и прерогатива граждан этого государства.

Таким образом, принцип всеобщности, закрепленный в качестве основного в комментируемом Законе, определяет, что любое лицо независимо от своей гражданской принадлежности либо вообще без таковой в соответствии с российским законодательством обладает правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом и нормами международного права. Эти изъятия касаются обращений, носящих политический характер, субъектами которых выступают исключительно граждане России, или противоречащих международно-правовым обязательствам Российской Федерации.

Статья 2. Право граждан на обращение

Комментарий к статье 2

1. Обращения граждан – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного значения, с другой – одной из важнейших форм гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции, в соответствии с которой, как уже упоминалось, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное положение закреплено и в части комментируемой статьи Закона и дополнено еще одним субъектом рассмотрения обращений граждан – должностным лицом, определение которого дано в ст. 4 комментируемого Закона.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Так, ст. 32 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <19> закрепляет обязанность должностных лиц органов местного самоуправления “дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца”.

——————————–

<19> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 16 октября 2006 г.).

Помимо закрепления общих прав граждан на обращения федеральные законы могут регулировать эти права в отдельной сфере общественных отношений. Например, ст. 18 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” <20> закрепляет право граждан Российской Федерации “обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций”.

——————————–

<20> Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с комментируемой статьей каждый гражданин или группа граждан имеет право обратиться лично либо через своего законного представителя только к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления; из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращениях вопросов. Представляется, что этот пробел можно ликвидировать путем либо внесения дополнений в Закон, либо путем принятия названными субъектами их собственных локальных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений, основанных на положениях комментируемого Закона.

2. Свободные действия или воздержание от них физического лица, в основе которых лежит добрая воля последнего, допустимы, поскольку ими не может быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу и государству.

С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном, гражданском, семейном, административном, трудовом и т.д.) устанавливаются дозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантов поведения. Каждый человек, в частности, может быть ограничен в выборе вариантов поведения в силу недееспособности или частичной дееспособности, нахождения на принудительном лечении (по решению суда), отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы либо в силу характера его деятельности (служба в Вооруженных Силах, МВД России, ФСБ России, пограничных войсках; допуск по роду деятельности к государственной службе).

Свободная реализация гражданами права на обращения непосредственно связана со ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей гарантии свободы мысли и слова.

Мышление и мысль как его результат, продукт – естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если мысль и может быть скрыта от других, не выражена устным или письменным способом и остается только достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией РФ и конкретизированная в комментируемом Законе, дает возможность человеку беспрепятственно выражать свои мысли, передавая их другим людям.

Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства.

Однако свобода слова не может быть абсолютной. В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено с некоторыми ограничениями. В первую очередь они касаются прав и свобод других лиц. Люди, живя в обществе и государстве, сосуществуют и общаются друг с другом. Их права и свободы в той или иной степени затрагивают интересы других людей или общества в целом. Именно поэтому при реализации прав и свобод одних не должны нарушаться права и свободы других лиц.

textarchive.ru

Статья 8 [ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ] – последняя редакция

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

bazanpa.ru

Статья 10 — Справочник наблюдателя

(в редакции, действующей по состоянию на 08.01.2019)НПА:Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ:Статья 10

Подготовлено с использованием СПС «Гарант»
#Lbl10

Статья 10. Рассмотрение обращения

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

#Lbl1001

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

#Lbl10011

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

#Lbl10012

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

#Lbl10013

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

#Lbl100114

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

#Lbl100115

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

#Lbl1002

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

#Lbl1003

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

#Lbl1004

Часть 4 изменена с 8 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 355-ФЗ

См. предыдущую редакцию

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Гарант

Комментировать

Метки

www.nablawiki.ru