Содержание

Какое образование указать в новом вкладыше трудовой книжки, если работник, со слов, окончил 8 классов? | Вопросы подписчиков

Какое образование нужно указать в новом вкладыше трудовой книжки, если работник, со слов, окончил 8 классов в 1974 году? 

Ответ на вопрос:

Запись об уровне образования вносите на основании диплома, аттестата и т. д. В зависимости от того, какое учебное заведение в какое время окончил сотрудник, запись об образовании может иметь разный вид (статья 10 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по оформлению трудовых книжек “под ключ” от Системы Кадры.

Узнать все ответы

Таким образом, у работника нужно попросить аттестат.

Если работник окончил 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат, и у него основное общее образование.

На титульном листе трудовой книжке в графе “Образование” вам необходимо указать

“основное общее образование”, а графу “Профессия, специальность” оставить пустой.

При ведении и оформлении трудовых книжек необходимо руководствоваться Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Согласно пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225., при оформлении работнику трудовой книжки среди прочих данных вносятся сведения об образовании, профессии, специальности (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).- на основании соответствующих документов, подтверждающих образование, квалификацию или наличие специальных знаний.

Следовательно, заполнять строку «Профессия, специальность» титульного листа трудовой книжки нужно в точном соответствии с формулировкой документа об образовании: диплома, аттестата, свидетельства. В нем указывают профессию или специальность, по которой сотрудник получил образование.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Таким образом, в связи с тем, что ваш работник имеет основное общее образование, то, если он подтвердит это аттестатом, на титульном листе трудовой книжке в графе “Образование” вам необходимо указать “основное общее образование“, а графу “Профессия, специальность” оставить пустой.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Справочник

Уровни образования (образовательные цензы)

Начальное (общее) образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Неполное высшее образование

Высшее профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование

Популярные вопросы

Уровень образования
до 1 сентября 2013 г.
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Что он означает Код
по
ОКИН
Начальное (общее) образование Начальное общее образование Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования) 02
Основное общее образование Основное общее образование Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат 03
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат 04
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом 05
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом 05
Неполное высшее образование Такой уровень образования не предусмотрен Сотрудник окончил три и более курсов образовательной организации высшего образования (института, университета или академии) и больше не учился либо продолжает обучение
Высшее профессиональное образование

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом 06, 07
Послевузовское профессиональное образование Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом 08

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 15.08.2016

2.Ответ: Как внести запись об уровне образования в трудовую книжку

И.И. Шкловец

Запись об уровне образования вносите на основании диплома, аттестата и т. д. В зависимости от того, какое учебное заведение в какое время окончил сотрудник, запись об образовании может иметь разный вид (статья 10 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Уровни образования с пояснениями приведены в таблице.

До 1 сентября 2013 года, если сотрудник не закончил обучение, в строке «Образование» титульного листа трудовой книжки можно было сделать запись о неоконченном образовании соответствующего уровня, например, «неоконченное высшее». Для этого сотрудник должен был представить заверенный документ из образовательного учреждения, например студенческий билет, зачетную книжку, академическую справку и т. п. Однако в связи с принятием нового Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года отсутствует такой уровень образования, как неоконченное высшее, поэтому данную запись в трудовую книжку вносить не следует. Необходимо внести информацию о последнем законченном уровне образования сотрудника – среднем общем, среднем профессиональном и т. п.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Таким образом, в трудовую книжку вносите только запись о законченном уровне образования (ст. 10 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Еще по теме:
Как правильно внести сведения об образовании на титульный лист трудовой книжки, если в новых дипломах указаны только направление и квалификация

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 15.08.2016

15.08.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

8 класс: куда податься?

11.10.2011

В редакцию ГлавСправ часто приходят вопросы от ребят, которые хотят поступить в лицей или техникум после 8 класса. Многие из них рассчитывают не только на бесплатное профессиональное образование, но и место в общежитии. Комментарии по этому вопросу дала Галина Дементьевна Висящева, начальник отдела начального и среднего профессионального образования Комитета по образованию.

Есть дети, которые, по разным причинам, приходят в систему начального профессионального образования после 8 класса. Но, к сожалению, образовательные учреждениях, которые подведомственны Комитету по образованию, предложить общежитие иногородним ребятам не могут.

У нас есть общежития, которые находятся в структурном подразделении «Детский дом», созданном на базе 7 образовательных учреждений. Но там могут проживать только дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей. Т.е. если ребенок ранее проживал в детском доме, то мы сможем предоставить ему общежитие в таком структурном подразделении. А также все льготы, положенные молодому человеку со статусом «сирота» и возможность получать профессию.

Когда мы берем ученика после 8 класса, они год обучаются по программе профессиональной подготовки, получают навыки по определенной специальности и аттестат об общем среднем образовании (9 классов).

Дальнейшая работа наших образовательных учреждений проводится для того, чтобы оставить ребят у себя на начальное профессиональное образование. Так они получат более высокие знания, точные навыки. И уже после получения диплома о начальном профессиональном образовании выпускники смогут пойти на работу или продолжить обучение в учреждениях среднего или высшего профессионального образования — выбор достаточно большой.

Мы понимаем, что задача наших образовательных учреждений, в первую очередь, —подготовка кадров для предприятий. Но мы и не сбрасываем со счетов именно социальную значимость наших учреждений, потому что прекрасно понимаем: нужно помочь детям в выборе дальнейшего продолжения обучения.

Справка

Школьники после 8 класса принимаются, как правило, без вступительных экзаменов или по результатам собеседования.

Общежития для студентов работают во некоторых средних профессиональных учебных заведениях. Главным образом, это крупные колледжи и техникумы, работающие при вузах Петербурга.

Полную информацию о колледжах, техникумах и училищах Петербурга вы сможете найти в каталоге ГлавСправ.


ГлавCправ. 2011

edu.glavsprav.ru

среднее (полное) общее образование это скока классов? а 10классов это какое образование?

11 классов- это среднее полное общее образование

в мое время это было 11 классов, не знаю, как у вас сейчас, а неполное среднее-это когда 9 классов окончил

полно-неполное среднее, тк 11 – полное среднее, а 9 – неполное среднее

Полное среднее лбразование – 11 классов, а 10 классов – неполное среднее образование

•Начальное образование — с 1 по 4 класс включительно. •Основное общее образование — это 9 классов. •Среднее (полное) общее образование — 11 классов.

Начальное – 1-4 классы Основное – 5-9 классы Среднее – 10-11 классы Среднее-профессиональное – колледж

Нужно среднее образование ???Ни вопрос тебе сюда <a rel=”nofollow” href=”http://dou-shkola.ru” target=”_blank”>http://dou-shkola.ru</a>

touch.otvet.mail.ru

9 классов это какое образование?

неполное среднее

среднее общее

Неполное среднее.

Неполное среднее

неполное среднее

скажу как все… НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ

Неполное среднее.

практически никакое

неполное среднее

ДЕВЯТИ классное!

Это неполное среднее образование.

ЭТО ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ, НЕ СРЕДНЕЕ

Основное общее образование

Основное с 5 по 9

touch.otvet.mail.ru

Система школьного образования в России: структура и обучение

С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами. Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии.

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование – это 11 классов, неполное – 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет – в основной и 2 года – в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая – 4 года начального образования;
  • вторая – 5 лет основного обучения;
  • третья – 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными для всех граждан РФ. Но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтения;
  • азов математики;
  • письма;
  • труда;
  • физкультуры;
  • музыки;
  • познания окружающего мира;
  • искусства и хореографии;
  • хотя бы одного иностранного языка.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения – до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена – ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении – аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

edunews.ru

Школьное образование

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году, такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;

  • II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;

  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю.[источник не указан 1073 дня]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70- годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы – полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в ВУЗ. Право поступления в ВУЗ давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология (в разных классах — разные разделы), русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают экзамены: алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — «Аттестат об основном общем образовании» — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России – это последние два года обучения.10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль[1], а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная[1], и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

studfiles.net

Общее образование – это… Что такое Общее образование?

Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование.[1] В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Структура общего образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Начальное общее образование, 1-4 классы — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.[2]

Основное общее образование

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.[2][3] В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным, но не обязательным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования.[2] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее (полное) общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях НПО и СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[4]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Права и обязанности

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России, ст. 112 Конституции Латвии).

В настоящее время, в некоторых странах (например, в России), общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.

Организация

Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах, создание частных организаций в сфере общего образования запрещено, в других, как в России, большинство из уровней подлежит лицензированию.

Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно, в рамках социальной политики государств, происходит поддержка всей структуры общего образования.

Стандарты качества среднего образования

В отличие от высшее образование, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ – разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче – всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое – всего 4.

Образование – стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году, заняла 51 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

См. также

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка Ушакова 4 т., Москва, Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-40
  2. 1 2 3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
  3. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
  4. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

Ссылки

dic.academic.ru