Содержание

Доплата водителям за ненормированный рабочий день: понятие, исчисление и ограничения

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.

Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы.

Определение и общая информация

Термин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий график. В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени. Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителя

Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос. Но законодательство до сих пор не выработало четкой позиции по поводу следующих направлений:

  1. Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.
  2. Порядок составления списков и графиков.

Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре. В трудовых отношениях обязательно нужно отражать само согласие на ненормированную работу, ведь конкретные условия для определенной ситуации могут сильно отличаться от общеустановленных показателей.

Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.

Должности, которые допускают ненормированные дни, включают:

  • юристов и консультантов;
  • водителей;
  • высшее руководство предприятия.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.

Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Установление графика, необходимые документы

Режимы ненормированного рабочего дня – это не индивидуальная схема для каждого сотрудника. Ее устанавливают коллективно, для определённой группы. Подобный процесс регулируется внутренними нормативными документами.

Документальное оформление ненормированного рабочего дня

Если составляется внутренний коллективный акт, то он должен содержать следующие сведения:

  1. Порядок, по которому рабочее время учитывается. Некоторые должности предполагают применение суммированного варианта.
  2. Количество дней дополнительного отпуска, которые прибавляются к основному. Каждая категория сотрудников в этом вопросе требует индивидуального подхода.
  3. Порядок привлечения к работе в выходные дни.
  4. Общий список должностей, для которых ненормированные графики допустимы.

Не стоит забывать об указании необходимости соблюдать распорядок дня всеми сотрудниками, вне зависимости от должности. Особенно это касается времени прихода на рабочее место, его оставления.

Отдельную графу предусматривают для ознакомления подчинённых с документом. При переводе с обычной должности на ту, которая предусматривает ненормированный график, обязательно отдельное предупреждение.

Составление отдельного Положения с перечнем должностей не будет целесообразным, если у предприятия небольшой штат. Достаточно фиксировать особенности стандартного рабочего графика в обычном трудовом соглашении. Если документ подписан – считается, что все заинтересованные лица ознакомились с ним и не имеют каких-либо возражений.

О классности водителей

Созданы специальные классификации, благодаря которым становится проще оценить уровень подготовки и умений какого-либо конкретного сотрудника. От классов зависит возможность водить автомобили определенной категории, грузоподъемности.

Класс водителяОписание
Самым низким классом считается третий.Предполагается, что водитель способен управляться с транспортом категории B и C любых разновидностей и марок. Либо осуществляется управление только автобусами, представляющими категорию D.
В качестве среднего класса идет второй.Предполагается управление машинами классов B, C, E, или автобусами, которые относятся к группам D, D и E.
Первый разряд становится самым высоким.B, C, D, E – вот какими категориями должен овладеть водитель, чтобы его отнесли к этому классу. Речь идет как о грузовых автомобилях, так и о легковых.

Но руководство само решает, использовать классность, или нет.

Заключение

Установление ненормированного рабочего графика вполне допустимо. Но процесс требует максимального внимания на этапе оформления документов. Иначе у работников появляется право оспаривать решения.

За использование подобных схем можно предоставить дополнительные дни отпуска либо повышенную оплату. Оплата ночного времени – ещё один вопрос, требующий дополнительного разъяснения. Но здесь стороны также должны договориться и уведомить друг друга относительно принятого решения.

О спорных вопросах установления ненормированного рабочего дня смотрите здесь:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

naimtruda.com

Максимальное время работы водителя в день. Ненормированный рабочий день: что значит, для водителей

Работаю в отделе кадров около года. Это моя первая работа, и пока еще мало что получается – все-таки опыт небольшой, но я учусь, постигаю, а, главное, верна и преданна ей всей душой. Когда работы много, приходится задерживаться по вечерам. Никто меня не заставляет, делаю это совершенно бескорыстно и по собственному желанию. Но я, пожалуй, одна такая. Особенно в сравнении с нашими водителями – хоть и не сказать, что они народ ленивый, но чуть конец рабочего дня, их и след простыл. Задержаться на работе не допросишься. Глядя на все это, шеф велел мне установить всем нашим водителям ненормированный рабочий день. Причем он хочет, чтобы все было «по закону» и оформлено официально. А я ни разу ничего подобного не делала. Подскажите, пожалуйста, хотя бы с чего начать?

Рабочий патриотизм – дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя – быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени. В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них. продолжительности рабочего времени (

ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений. Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

В условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции

В соответствии с ТК РФ для отдельных категорий работников предусмотрены особенности режима рабочего времени (а работа с ненормированным рабочим днем как раз такой особенностью и является). В нормативном акте, регламентирующем особенности рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) указывается: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об этом принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (

п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее – Положение). Стало быть, указанным в Положении водителям можно устанавливать ненормированный рабочий день. Остается понять – как это сделать.

Оформляйте распоряжение о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в письменной форме. В дальнейшем это поможет подтвердить эпизодичность таких случаев

Если работнику установлен режим ненормированного рабочего дня, это должно быть прописано в качестве обязательного условия в его трудовом договоре. Оно может быть включено в трудовой договор как при его заключении (пример 2 ), так и впоследствии – посредством внесения соответствующих изменений. В вашей ситуации речь идет именно о втором варианте. Такие изменения вносятся при наличии взаимного согласия сторон путем заключения дополнительного соглашения к

osayt.ru

Ненормированный рабочий день для водителей | Статьи

Временами сотрудников различных организаций привлекают к работе по ненормированному рабочему графику. Водители транспортных средств не являются исключениями. Из этой статьи вы узнаете, какие документы нужны водителю при трудоустройстве и в чем заключается ненормированный рабочий день для водителей. Сколько часов должен работать водитель и в чем отличие ненормированного графика работы водителя легкового и грузового автомобиля.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем отличие ненормированного рабочего дня водителя от других работников;
  • необходимые документы при трудоустройстве водителя;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя легкового автомобиля;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя грузового автомобиля.

Особенности ненормированного рабочего дня для водителей

На первый взгляд трудоустройство водителей выглядит не очень проблематичным процессом. Но, при ближайшем рассмотрении можно сразу определить, что этот процесс имеет множество нюансов. Так, например, при трудоустройстве, водитель обязан помимо основных документов, свойственных для приема на работу, должен предоставить еще документы, подтверждающие его профессиональную подготовку и необходимый для работы стаж.

Какие документы должен предоставить водитель при трудоустройстве

Итак, как мы уже говорили, при устройстве на работу водитель должен предоставить водительское удостоверение, подтверждающее наличие у него необходимых профессиональных качеств и стаж работы. Кроме того, водительское удостоверение должно быть на то транспортное средство, управление которым необходимо организации.

Помимо вышеперечисленных документов и основного пакета документов, необходимого при устройстве на работу, важно предоставить работодателю медицинскую справку о том, что вы можете выполнять функции водителя по медицинским показаниям.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Само положение распространяется на водителей всех организаций, кроме тех, кто занимается международными перевозками.

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Особенности труда водителей законодательно ничем не отличаются от особенностей труда любого другого сотрудника организации. У водителей продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. При этом те водители, которые трудятся в рамках пятидневной рабочей недели, не должны работать больше 8 часов в день. А те, у кого шестидневная рабочая неделя не должны работать больше 7 часов в день.

Тем не менее, бывают ситуации, когда водителю, за исключением водителей такси, может быть назначен ненормированный рабочий день. При этом количество рабочих смен и их продолжительность определяются исходя из продолжительности стандартной рабочей недели. А дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Как правило, ненормированный рабочий график для персональных водителей в организации устанавливается довольно часто. Временами, руководители привлекая таким образом сотрудников, даже забывают о том, что ненормированный рабочий график не должен систематически применяться к одному и тому же сотруднику. Кроме того, подобный график должен применяться исключительно в случаях необходимости.

Таким образом, мы выяснили, что руководитель может установить ненормированный рабочий график водителю легкового автомобиля, за исключением водителей такси. Такой график чаще всего устанавливается персональным водителям.

Читайте по теме в электронном журнале

Ненормированный рабочий день водителя служебного грузового автомобиля

Мы говорили о ненормированном рабочем графике относительно водителей легковых автомобилей. Но что касается водителей грузовых автомобилей, то, например, те, кто осуществляет перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, аварийных и иных перевозок не подразумевающих выезд на автомобильные дороги общего пользования  и т.д могу увеличить свой рабочий день до 12 часов. При этом, не стоит забывать что для водителей в принципе законодательством установлена предельно допустимый период управления автомобилем — 9 часов. А при перевозке крупногабаритных грузов, требующих дополнительного внимания  — 8 часов.

А для междугородних перевозок водителю должен быть обеспечен необходимый отдых и перерывы в вождении. После трех первых часов — 15 минут и далее от часа и более в зависимости от усталости водителя. Причем перерывы включаются в рабочий график.

Именно поэтому, чтобы обеспечить выполнение всех указанных норм, руководитель помимо учета рабочего времени должен вести дополнительный учет непосредственного управления автомобильным средством сотрудником.

Для того, чтобы дополнительные рабочие часы не были определены, как сверхурочные, необходимо обязательно прописать вероятность привлечения сотрудника к сверхурочной работе в трудовом договоре. Все это должно быть отражено в документе при условии, что должность водителя оговорена в нормативных документах, как допустимая к должностям с ненормированным графиком.

После указания соответствующей информации в договоре, руководителю не нужно издавать дополнительные указы о ненормированном графике или получать согласие сотрудника на дополнительные часы работы.

Водители служебных транспортных средств, как и любые другие работники, имеют право на компенсацию за ненормированный рабочий график в виде дополнительных отпускных дней. 

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Как компенсировать работу при ненормированном рабочем дне;
  2. Каким сотрудникам можно установить ненормированный рабочий день;
  3. Можно ли установить ненормированный рабочий день не всем, а только некоторым сотрудникам, должности которых включены в перечень должностей с ненормированным режимом;
  4. Споры о ненормированном рабочем дне: отстаиваем правоту работодателя;
  5. Как ввести ненормированный рабочий день;
  6. Как вести учет рабочего времени водителя.

www.kdelo.ru

Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день?

Работаю в отделе кадров около года. Это моя первая работа, и пока еще мало что получается – все-таки опыт небольшой, но я учусь, постигаю, а, главное, верна и преданна ей всей душой. Когда работы много, приходится задерживаться по вечерам. Никто меня не заставляет, делаю это совершенно бескорыстно и по собственному желанию. Но я, пожалуй, одна такая. Особенно в сравнении с нашими водителями – хоть и не сказать, что они народ ленивый, но чуть конец рабочего дня, их и след простыл. Задержаться на работе не допросишься. Глядя на все это, шеф велел мне установить всем нашим водителям ненормированный рабочий день. Причем он хочет, чтобы все было «по закону» и оформлено официально. А я ни разу ничего подобного не делала. Подскажите, пожалуйста, хотя бы с чего начать?

Рабочий патриотизм – дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя – быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени. В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них . продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений. Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

В условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции

В соответствии с ТК РФ для отдельных категорий работников предусмотрены особенности режима рабочего времени (а работа с ненормированным рабочим днем как раз такой особенностью и является). В нормативном акте, регламентирующем особенности рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) указывается: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об этом принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее – Положение). Стало быть, указанным в Положении водителям можно устанавливать ненормированный рабочий день. Остается понять – как это сделать.

НАШ СОВЕТ

Оформляйте распоряжение о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в письменной форме. В дальнейшем это поможет подтвердить эпизодичность таких случаев

 

Если работнику установлен режим ненормированного рабочего дня, это должно быть прописано в качестве обязательного условия в его трудовом договоре. Оно может быть включено в трудовой договор как при его заключении (пример 2), так и впоследствии – посредством внесения соответствующих изменений. В вашей ситуации речь идет именно о втором варианте. Такие изменения вносятся при наличии взаимного согласия сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (пример 1) (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Но последнее потребует соблюдения предусмотренного законом порядка и, поверьте, весьма проблематично.

Привлечение к работе при ненормированном рабочем дне оформляется распоряжением работодателя.

Однако, устанавливая водителям ненормированный рабочий день, следует учитывать еще одну особенность – требование о соотношении времени управления автомобилем и других периодов, составляющих рабочее время водителя. Так, время непосредственно управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может по общему правилу превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

Резюме

Установить режим ненормированного рабочего дня можно только тем водителям, которые названы в Положении, у тв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Для соблюдения всех ограничений необходимо вести отдельный учет времени непосредственно управления автомобилем.

И последнее. Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате. Работникам с ненормированным рабочим днем в рамках компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который не может быть менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

www.pro-personal.ru

Ненормированный рабочий день у водителя

Водителям легкового автомобиля и автобуса установлена пятидневная рабочая неделя с графиками работы, составляемыми работодателем ежемесячно. Можно ли установить водителям ненормированный рабочий день с графиками работы? Как вести учет рабочего времени при графиках работы и ненормированном рабочем дне? Учетный период в любом случае будет один месяц. Графики работы составляются заранее, и работодатель не может предусмотреть будущую переработку. Тогда получается, что в графике необходимо указать планируемое количество часов работы (например, 8), а в табеле работы отразить количество фактически отработанного времени (например, 10)? Можно ли допускать такое расхождение между графиком работы и табелем? Сколько часов может переработать водитель? Подлежат ли оплате эти часы?

Водителю может быть установлен ненормированный рабочий день, если он периодически привлекается к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

В графике указываете планируемое количество часов, а в табеле отразите фактически отработанные часы.

Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения).

При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода составляет один месяц (п. 8 Положения об особенностях режима работы и отдыха).

В случае установления такого учета время управления автомобилем в течение рабочего дня может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 часов.

Водитель может быть привлечен и к сверхурочной работе с соблюдением требованием ст. 99 ТК РФ. Однако и в этом случае общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения).

Также водитель может быть привлечен и к работе в выходные дни с соблюдением правил ст. 113 и ст. 153 ТК РФ и общей продолжительности рабочего дня.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как компенсировать сотруднику сверхурочную работу

«Как оплатить сверхурочную работу? Максимальный и минимальный размеры доплат

В законодательстве предусмотрен минимальный размер доплат за сверхурочную работу. Первые два часа работы нужно оплатить не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном*.

Минимальный размер доплаты определяйте исходя из тарифной ставки и сдельной расценки без учета премий и компенсаций. То есть применяйте правила, аналогичные тем, что предусмотрены в статье 153 Трудового кодекса РФ (письмо Минздрава России от 2 июля 2014 г. № 16-4/2059436).

В то же время в коллективном или трудовых договорах с сотрудниками может быть установлена доплата в повышенном размере.

Если по желанию сотрудника ему вместо доплаты предоставляют дополнительное время отдыха, то сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит.

Такой порядок установлен в статье 152 Трудового кодекса РФ.

Как предоставить сотруднику дополнительное время отдыха за сверхурочную работу

Вместо доплаты за сверхурочную работу сотрудник может потребовать предоставить дополнительное время отдыха не менее того времени, которое он отработал сверхурочно (ст. 152 ТК РФ). Для этого сотрудник подает заявление в произвольной форме. А работодатель на его основе составляет приказ о предоставлении дополнительного времени отдыха также в произвольной форме.

В этом случае сверхурочную работу оплачивают в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит (ст. 152 ТК РФ)».

18.07.2017

www.law.ru

Ненормированный рабочий день это сколько часов для водителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Ненормированный рабочий день водителя (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Ненормированный рабочий день водителя

(ред. от 05.06.2017)

“Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094) 14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ненормированный рабочий день водителя

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами. О нем сказано многое. Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы. И он обязательно определяется специальным регламентом. Что ж, тема важная и интересная, так что её обязательно следует рассмотреть более подробно.

Итак, первое, что касается режима труда и отдыха водителей – это учет рабочего времени. Существует всего два вида. Первый – это ежедневный учет. То есть высчитывается длительность каждого дня. И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.

А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться. Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться. Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае.

Оно состоит из нескольких так называемых периодов. Первый – это время, в течение которого человек управляет транспортным средством. Второй – количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать. Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах.

Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр – еще один важный момент. Водитель должен находиться в нормальном состоянии перед тем, как осуществить рейс.

Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров – это также часть работы. Простои – неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты (а порой даже часы), но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности. В обязанности водителя входит процесс по их устранению, или хотя бы осуществление шагов, которые могли бы поспособствовать этому.

Охрана груза и непосредственно автомобиля – также часть работы человека, занимающегося перевозками и транспортировками. Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте (то есть в или рядом с транспортным средством) даже в тот момент, когда ТС не находится в движении. В общем, как можно видеть, список довольно внушительный. Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние.

Кое-что стоит уточнить, обсуждая особенности режима труда и отдыха водителей. К примеру, если у человека рабочий день длится 8 часов, то в это время должно войти всё вышеперечисленное. То есть медицинские осмотры (перед и после рейса), перерывы и т.д. Бывает, что организации предлагают водителю отдыхать за счет сокращения времени, отведенного на обед. Так быть не должно – это не правильно.

Еще важно знать, что время, уходящее на охрану груза, не всегда засчитывается полностью. Но необходимо, чтобы водителю заплатили как минимум за 30%. Допустим, у водителя рабочий день длится 8 часов. Из них он три часа охраняет груз, находясь на стоянке. Фирма засчитывает время как полностью, так и на 30%. Если будет сделано так, как описано в последнем примере, то из 3 часов охраны в рабочий день включится лишь один. Таким образом общая продолжительность рабочего времени составит десять часов.

Подробнее о ежедневном и суммированном учете

Эту тему стоит обсудить более подробно. Итак, если фирма ведет ежедневный учет, то водитель автомобиля в неделю отрабатывает стандартные сорок часов. И если он выходит на смену 5 раз за неделю, то длительность каждого дня не может составить более 8 ч. Когда водитель работает по шестидневке, то каждая его смена составляет максимум семь часов.

Суммированный учет считается намного более мудреной схемой. В этом случае фирма рассчитывает отработанное водителем время за целый месяц, а не за отдельный день. А иногда – и вовсе за сезон! Это в тех случаях, если по условиям работы ежедневная норма просто не может быть выполнена. Ярким примером может считаться летне-осенний период. Обычно вышеописанная ситуация складывается в связи с обслуживанием сезонных работ. Так что водитель автомобиля может попасть даже под 6-месячный учетный период.

Это ещё один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как режим труда и отдыха водителей. Продолжительность времени, проводимого человеком за рулем, не должна превышать установленной нормы.

К примеру, на протяжении календарного месяца, который состоит из 31 дня, водитель работает 23. В таком случае он не должен проводить за рулем больше 184 часов. Причем в это время включается отдых, медосмотры, охрана грузов, высадка и посадка пассажиров и т.д.

Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.

Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах. Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.

Водитель-дальнобойщик также имеет право на разделение рабочего времени. Такая возможность предоставляется тем людям, которые осуществляют регулярные городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты. Перерыв в данных случаях назначается не позднее, чем спустя 5 часов после того, как началось рабочее время. Отдых, в свою очередь, длится максимум три часа. В данный перерыв не включаются часы, отведенные на питание. Так выглядит режим работы водителя по тахографу: четыре часа – на управление автобусом, два – на перерыв, столько же – на обед, и снова четыре на то, чтобы проехать маршрут. Что же получается? Реальное рабочее время в данном случае составит 8 часов. По факту – 12.

А ещё бывает ненормированное рабочее время. Оно доступно тем людям, которые управляют легковыми машинами (за исключением такси). Также на таких условиях имеют возможность работать водители, занятые транспортировкой ученых на экспедиции. Изыскательная и топографо-геодезическая деятельность также разрешает работать по ненормированному графику. А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель. Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации. Они также должны быть согласны с ненормированным графиком. Здесь есть своя особенность. Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в 40. Допустим, если водитель провел в пути 20 часов (допустим, осуществлял длительный междугородний рейс), то ему можно осуществить ещё раз этот рейс и всё – остальные дни недели отводятся на выходные.

Как долго можно находиться за рулем

Продолжительность смены устанавливается (в обязательном порядке), исходя из того, сколько обычно длится рабочая неделя. Дни еженедельного отдыха обязательно предоставляются человеку. Таковы общие основания и положения. Это – законный отдых водителя.

Что ж, но даже при ненормированном графике количество часов, которые человек может провести за рулем, не должно превышать девяти. Более того, если профессионал работает в тяжелых условиях (допустим, везет людей по горной местности, перевозит тяжелые, крупногабаритные грузы или же осуществляет транспортировку на автобусе, длина которого более 9,5 метров), то он может находиться у баранки только 8 часов.

Есть еще две особенные ситуации. Только в них время, напротив, можно увеличить. До десяти часов, например. Но только в том случае, если за две недели у человека будет не больше 90 ч, проведенных за рулем.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно было понять, что самый тяжелый график водителей у тех специалистов, которые управляют пригородными и городскими автобусами. Для них верхний предел, касающийся количества часов, проведенных за рулем, не установлен. Иногда даже бывает так, что при рабочем дне, который длится половину суток, человек находится в движении целых 11 часов.

Важно знать, что если водитель осуществляет длительный рейс (допустим, из города Сочи до Севастополя – время поездки занимает приблизительно 17-20 часов), то у него обязательно должен быть сменщик. Он также находится в автобусе и, когда приходит время, заменяет напарника.

Каждый водитель (кат. С, В, D и т.д.) имеет право на так называемые особые перерывы. Они хороши тем, что включаются в рабочее время человека. Такие перерывы предоставляют всем автомобилистам, работающим на междугородних маршрутах. Эти перевозки требуют особой выдержки, терпения, так что водителей поощряют 15-минутными перерывами. Первый такой кратковременный отдых можно совершить спустя четыре часа поездки. А затем – каждые два.

В общем, то, как выглядит режим рабочего времени водителя, понятно, но что же со временем на отдых? Это – отдельная тема. Оно состоит тоже из нескольких “периодов9rdquo;. Первый – это обед (перерыв, уходящий на отдых и питание). Второй – ежедневный. Так называемый “отдых между сменами”. И, наконец, еженедельный. Его именуют еще непрерывным. Иными словами говоря – традиционный выходной. Только длится он у водителей дольше, поскольку работа требует слишком много сил и терпения.

Время, уходящее на расслабление водителя, также нормируется. Итак, на питание закон выделяет как минимум полчаса и как максимум – два часа. В случае если длительность рабочего времени составляет более 8 ч, то тогда человеку предоставляется 2 перерыва на питание. Но суммарная длительность остается прежней – максимум 2 ч.

Что касательно междусменного отдыха? Здесь все просто – он длится в два раза больше, чем непосредственно смена. К примеру, человек работает с восьми утра и до 17:00 (включен перерыв на обед в 1 ч). Тогда между сменами водитель отдыхает 15 часов. Таким образом, его следующий рабочий день будет начинаться в 8 утра, как минимум.

Но бывают и исключения, в которых междусменный отдых сокращается. Например, 9 часов водителю дается в том случае, если он работает на пригородном или городском маршруте. Но когда он закончит вторую смену, то обязательно должен получить как минимум двое суток отдыха.

11 часов перерыва дается автомобилисту, если он работает на междугородном маршруте.

Безопасность водителя и личные качества профессионала

Это очень важные аспекты. Автомобиль, который является для водителя рабочим местом, должен соответствовать всем требованиям безопасности. Подушки безопасности, ремни, приборы освещения, датчики сближения, зеркала заднего вида – транспортное средство должно быть оборудовано всем необходимым. Поскольку от того, насколько высок уровень безопасности для водителя, зависит и то, насколько хороша будет его связь с дорогой и, соответственно, сохранность пассажиров и груза. Автомобилист должен находиться в комфорте и безопасности – это главное условие.

Стоит отметить, что не каждый человек способен стать водителем. И речь сейчас идет не столько о наличии прав определенной категории, сколько о личностных качествах человека. Водитель – это в первую очередь физически и морально выносливая личность. Пробки, простои, не всегда доброжелательные попутчики (иногда очень надоедливые и капризные), дорожный контроль – всё это вытерпеть нелегко. Если мы, простые граждане, застряв в утренней пробке на полчаса, начинаем нервничать, то можно представить, какой ежедневный стресс испытывает водитель маршруток или, чего хуже, междугородних автобусов.

Человек должен быть готов не спать длительное количество времени; уметь максимально отдохнуть за предоставленное ему время, быть внимательным, сконцентрированным, терпеливым. Это те качества, без которых невозможно стать водителем междугородних автобусов или же дальнобойщиком. Работа этих людей тяжела и непредсказуема. Важно, чтобы государство предоставляло им достойную оплату и достаточное количество времени на отдых. А люди были терпеливыми и понимающими.

kleotur.info

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней. Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные и принятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельным приказом по организации, а продолжительность отпусков, согласно требованиям ст.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Внимание

В трудовых или коллективных договорах или правилах внутреннего трудового распорядка организации должны быть перечислены все основные обязанности, составляющие объем работы лиц, которым устанавливается режим ненормированного дня. В случае выполнения работ, не связанных с обязанностями работника, предусмотренными трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, эти работы оплачиваются по соглашению как выполнение особых заданий.

Работники, которым установлен режим ненормированного рабочего дня, на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха, праздничные дни, за исключением случаев, особо оговоренных в трудовых или коллективных договорах или в правилах внутреннего трудового распорядка. При отсутствии такой оговорки работы, производимые в отдельных случаях в указанные выше дни, должны быть компенсированы на общих основаниях.

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем

Важно

Продолжительность такой работы не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, работодатель обязан вести журнал учета продолжительности сверхурочных работ.


Оплачивается сверхурочная работа за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). По желанию работника вместо повышенной оплаты в качестве компенсации за сверхурочную работу ему может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Ненормированный рабочий день — это один из режимов рабочего времени, при котором отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Ненормированный рабочий день водителя

Наркомтруда СССР от 13 февраля 1928 г. № 100 «О работниках с ненормированным рабочим днем» (далее — постановление № 100). В соответствии с Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением № 884 (далее — Правила предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день), в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

Порядок оформления доплаты за ненормированный рабочий день

Работники с ненормированным рабочим днем в случаях производственной необходимости могут привлекаться для выполнения возложенных на них трудовых обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При этом такая переработка для этих работников не считается сверхурочной работой и не компенсируется оплатой в повышенном размере.
Однако они не должны привлекаться к систематической работе во внеурочное время. Введение в индивидуальном порядке режима ненормированного рабочего дня осуществляется по приказу руководителя с извещением работника не позднее чем за два месяца.
Режим ненормированного рабочего дня может устанавливаться также для работников, занятых на условиях неполной рабочей недели (для работников на условиях неполного рабочего дня такой режим устанавливаться не может).

Ненормированный рабочий день

График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

К сведению! Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ. В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых.
При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников. Согласно п.

Доплата за классность водителям

Зарплата», 2007, N 2 Вопрос: В штатном расписании предусмотрена доплата водителям за ненормированный рабочий день. Какими документами можно подтвердить, что водитель отработал больше установленной нормы? Ведь за сверхурочную работу нужно либо платить в повышенном размере, либо предоставлять дополнительное время отдыха.

Ответ: Давайте сначала разберемся в понятиях «сверхурочная работа» и «ненормированный рабочий день». Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.

Инфо

В некоторых случаях работника можно привлечь к такой работе без его согласия, в некоторых — только с письменного согласия (ст. 99 ТК РФ). Законодательство обязывает работодателя вести точный учет сверхурочной работы каждого работника.

ТК РФ компенсация дополнительного отпуска за работу по режиму ненормированного рабочего дня не может выплачиваться беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. За счет средств организации могут предусматриваться и другие льготы за работу в указанном режиме. К ним, в частности, могут быть отнесены повышение суммы заработной платы (установление специальной доплаты, повышенного (персонального) оклада), предоставление отпуска в удобное для работника время, направление работника на обучение за счет средств организации и т.п. Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем предусмотрено не будет, то работы сверх нормы рабочего времени должны быть признаны сверхурочными с их дополнительной оплатой в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ.

Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен быть закреплен в коллективном договоре, локальных нормативных актах (ст. 101 ТК РФ). Законодательство не обязывает работодателей учитывать время, превышающее нормальную продолжительность рабочего времени таких работников, и оплачивать это время в повышенном размере.

А компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня является дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней. Кроме того, работодатель вправе устанавливать надбавки работникам с ненормированным рабочим днем.

В рассматриваемой ситуации водители работают в режиме ненормированного рабочего дня. Это условие должно быть прописано в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и трудовых договорах.

На доплату могут рассчитывать сотрудники, у которых есть 2-й или 1-й разряд. Эту возможность надо предусмотреть в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре.

Чаще всего, размер надбавки следующий:

  • за 2-й класс работник получает 10%;
  • за 1-й класс сотруднику начисляется 25%.

Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать. Доплата за ненормированный рабочий день водителям Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен ненормированный рабочий день. За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

В качестве компенсации за повышенную интенсивность, более ответственный характер труда и работу во внеурочное время работникам с ненормированным рабочим днем должен предоставляться дополнительный отпуск. Если работник от использования дополнительного отпуска откажется, время такого отпуска может быть по решению администрации заменено выплатой денежной компенсации в порядке, установленном ст.

126 ТК РФ. Для получения компенсации работник должен представить на имя работодателя письменное заявление и получить одобрение на ее получение. В свою очередь работодатель вправе отказать в выплате компенсации и предоставить дополнительный отпуск в натуре. Согласно ст.

tk-advokat.ru