Главный специалист требования квалификационные – Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКС
Квалификационные требования к кандидатам для поступления на Госслужбу
Квалификационные требования к кандидатам для поступления на государственную службу установлены статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой:
1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” всех групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ
ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Наименование должности | Квалификационные требования к уровню профессионального образования | Квалификационные требования к стажу |
1. Должности категории «руководители» | ||
Главная группа должностей | ||
Начальник управления | Высшее образование | Не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки |
Заместитель начальника управления | ||
2. Должности категории «помощники (советники)» | ||
Главная группа должностей | ||
Помощник руководителя федеральной службы | Высшее образование | Не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки |
Советник руководителя федеральной службы | ||
3. Должности категории «специалисты» | ||
Ведущая группа должностей | ||
Начальник отдела | Высшее образование | Без предъявления требования к стажу |
Заместитель начальника отдела | ||
Советник | ||
Ведущий консультант | ||
Консультант | ||
Главный государственный инспектор | ||
Старшая группа должностей | ||
Главный специалист-эксперт | Высшее образование | Без предъявления требования к стажу |
Старший государственный инспектор | ||
Ведущий специалист-эксперт | ||
Государственный инспектор | ||
Специалист-эксперт | ||
4. Должности категории «обеспечивающие специалисты» | ||
Ведущая группа должностей | ||
Ведущий специалист 3 разряда | Высшее образование | Без предъявления требования к стажу |
Старшая группа должностей | ||
Старший специалист 1 разряда | Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности | Без предъявления требований к стажу |
Старший специалист 2 разряда | ||
Старший специалист 3 разряда | ||
Младшая группа должностей | ||
Специалист 1 разряда | Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности | Без предъявления требований к стажу |
Специалист 2 разряда |
ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Наименование должности | Квалификационные требования к уровню профессионального образования | Квалификационные требования к стажу |
1. Должности категории «руководители» | ||
Ведущая группа должностей | ||
Начальник отдела | Высшее образование | Без предъявления требований к стажу |
Заместитель начальника отдела | ||
2. Должности категории «помощники (советники)» | ||
Ведущая группа должностей | ||
Помощник начальника управления | Высшее образование | Без предъявления требований к стажу |
3. Должности категории «специалисты» | ||
Ведущая группа должностей | ||
Консультант | Высшее образование | Без предъявления требований к стажу |
Главный государственный инспектор | ||
Старшая группа должностей | ||
Главный специалист-эксперт | Высшее образование | Без предъявления требований к стажу |
Старший государственный инспектор | ||
Ведущий специалист-эксперт | ||
Государственный инспектор | ||
Специалист-эксперт | ||
4. Должности категории «обеспечивающие специалисты» | ||
Старшая группа должностей | ||
Старший специалист 1 разряда | Без предъявления требований к стажу | |
Старший специалист 2 разряда | ||
Старший специалист 3 разряда | ||
Младшая группа должностей | ||
Специалист 1 разряда | Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности | Без предъявления требований к стажу |
Специалист 2 разряда | ||
Специалист 3 разряда |
rostransnadzor.ru
Должностная инструкция главного специалиста: обязанности и требования
Главный – звучит гордо, особенно если это касается карьеры. Чем выше уровень занимаемой должности, тем лучше чувствует себя сотрудник: более значимое занимает место в структуре компании, может влиять на процессы, приносящие реальный результат, вносить свои предложения для продвижения коллектива к цели.
Чем выше уровень должности, тем выше уровень ответственности. Стремясь получить хорошую позицию, сотрудник не всегда понимает, что придется нести ответственность за выполнение и невыполнение пунктов должностной инструкции.
Чтобы избежать спорных моментов при принятии сотрудника на работу, обязательно необходимо ознакомить его с должностной инструкцией. Грамотно составленный документ должен содержать права, обязанности, ответственности, которые возлагаются на работника. Должностная инструкция главного специалиста, а также прочих сотрудников, хранится в офисе и не подлежит разглашению.
Кто такой главный специалист?
Главный специалист принадлежит к категории специалистов, назначается на занимаемую должность приказом директора организации по рекомендации начальника отдела или другого уполномоченного для этого лица.
Для назначения на должность необходимо получить высшее образование по профессии или непрофессиональное образование и соответствующие курсы переподготовки или переквалификации. Стаж работы по профессии или в соответствующих органах должен составлять не менее пяти лет. Опыт работы по специальности – важный пункт, если составляется должностная инструкция главного специалиста администрации района. Чаще всего, не имея необходимых навыков и практического опыта применения теоретических знаний, получить должность в администрации невозможно. Должностная инструкция главного специалиста – документ, обязательный для ознакомления при назначении на должность.
Чем руководствуется в работе?
Должностная инструкция главного специалиста обязует его в работе руководствоваться нормативными, а также правовыми актами, руководящими и методическими материалами, которые регулируют соответствующую сферу деятельности. Также он руководствуется уставом, приказами и распоряжениями руководства и своей непосредственной должностной инструкцией.
Необходимые знания
В зависимости от того, в какой сфере работает главный специалист, изменяются необходимые для работы знания.
В технической сфере, например в строительстве, важными и принципиальными моментами, которые необходимо знать, являются:
- методические указания, которые касаются строительства, составления смет, правил проведения монтажных работ, переделок, реконструкций, строек;
- законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов ценообразования в строительстве;
- основы бухгалтерского учета, порядок составления отчетных документов;
- приемы, при помощи которых анализируют хозяйственную деятельность и финансовые показатели;
- правила осуществления монтажно-строительных работ, нормы ОТ И БД, а также ПБ (пожарной безопасности), производственную санитарию;
- технические, экономические, социальные и экологические требования, которые предъявляют к строящимся и проектируемым объектам.
Требования в сфере образования
В сфере образования у сотрудников другие нормы и правила. Соответственно, и знания, необходимые для выполнения основных должностных обязанностей, должны быть другие.
Должностная инструкция главного специалиста отдела образования обязует его знать:
- Конвенцию о правах детей;
- педагогику;
- основы гигиены и физиологии;
- теорию, а также методы управления в образовательных системах;
- технологии диагностики конфликтных причин и способы их разрешения;
- правила внутреннего рабочего распорядка в образовательных учреждениях;
- привила ТБ, ОТ, ПБ;
- законодательство в сферах, касающихся образовательной части.
Если сравнить пункты, видно, что должностная инструкция главного технического специалиста и специалиста в сфере образования содержит как одинаковые моменты, так и принципиально разные. На основании этого можно предположить, что для любой должности, которая предполагает высокий уровень ответственности, важными и обязательными являются знание как общепринятых норм, которые касаются общих правил поведения, безопасности и охраны труда, так и специфических актов и положений, норм, правил и документов, регламентирующих конкретную сферу деятельности.
Требования к сотрудникам муниципальных служб
К сотрудникам муниципальных служб и администраций требования к квалификации предъявляются наиболее жесткие. В силу того, что данным сотрудникам приходится постоянно коммуницировать с людьми, то кроме образования и знаний, специалисты должны обладать еще и личностными компетенциями определенного характера.
Требования, которые предъявляют к профессиональным знаниям:
- знание Федеральных законов, Конституции, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства;
- нормативных актов и постановлений, служебных документов, которые регулируют сферу деятельности в применении к исполнению конкретных обязанностей;
- основ организации труда и правления;
- необходимых особенностей процесса прохождения службы;
- правил, а также норм делового этикета;
- общих вопросов документооборота, порядка хранения и передачи служебной информации.
Требования, которые предъявляют к профессиональным навыкам, должностная инструкция главного специалиста муниципальной службы перечисляет подробно и доступно. Главный специалист обязан:
- иметь навыки деятельности в сфере, которая соответствует направленности соответствующего подразделения;
- планирования служебного времени, проведения анализа в ответственной сфере;
- применение опыта более квалифицированных коллег;
- использование современных средств коммуникации и подготовки материалов.
Специальные требования
Кроме общих требований, к специалистам муниципальных учреждений предъявляются специальные требования, являющиеся дополнительными. Должностная инструкция главного специалиста должна содержать перечень этих требований.
К ним относятся:
- знание систем, которые помогают взаимодействовать с организациями и гражданами;
- знание учетных систем, работа с которыми обеспечивает поддержку, необходимую для выполнения федеральными органами основных вопросов, а также функций;
- знание систем взаимодействия между ведомствами;
- знание систем, с помощью которых осуществляется управление информационными ресурсами государства;
- знание информационно-аналитических концепций, которые обеспечивают подготовку, обработку, анализ данных и их хранение;
- знание систем, которые обеспечивают информационную безопасность;
- знание систем и программ управления эксплуатацией.
Необходимые профессиональные навыки
Важные моменты, необходимые в работе профессиональные умения прописываются в должностные инструкции. Главного специалиста администрации, назначаемого руководством администрации, в работе особенно часто интересуют навыки, связанные с работой с людьми. Среди требований, относящихся к профессиональным, значатся:
- умение работать с системами взаимодействия с организациями и гражданами;
- навык работы с системами взаимодействия между ведомствами;
- опыт работы с электронными архивными системами хранения и обработки данных.
Муниципальные работники
Гражданин Российской Федерации, в согласованном и установленном порядке выполняющий обязанности муниципальной службы за денежное вознаграждение, называется муниципальным служащим.
Муниципальные службы – это службы местного самоуправления. К таким относятся госсоветы и городские исполнительные комитеты.
Сотрудники, которые работают в этих подразделениях, представляют собой муниципальных служащих. Требования, которые предъявляются к ним, достигают высокого уровня. Сотрудники данных инстанций должны обладать коммуникативными и профессиональными качествами. Представляя власть в своем городе, эти работники обязаны соответствовать самым сложным требованиям.
Регламентирует права и обязанности данных сотрудников должностная инструкция муниципального служащего. Главного специалиста при этом выделяют как наиболее ответственное лицо.
Права сотрудников
Кроме обязанностей, каждый сотрудник обладает правами. Муниципальные служащие – не исключение.
У сотрудника есть право:
- знакомиться с бумагами, которые устанавливают его обязанности, права в занимаемой должности;
- знакомиться с критериями оценки качества его работы;
- получать обеспечение материально-технической основой, необходимой для выполнения его непосредственных обязанностей;
- получать оплату труда и прочие выплаты соответственно с трудовым правом, трудовым договором и законом о муниципальной службе;
- на отдых, который обеспечивается установлением стандартной продолжительности рабочего времени, а также предоставлением дней отдыха и оплачиваемого отпуска каждый год;
- получать в установленном порядке материалы и информацию, которые нужны для выполнения официальных обязанностей;
- вносить предложения по совершенствованию органов регионального самоуправления;
- принимать по своей инициативе участие в конкурсах на замещение должностей на конкурсной основе;
- за счет средств бюджета получать образование, являющееся дополнительным, для повышения своей квалификации.
Должностная инструкция главного специалиста отдела должна также содержать четкое перечисление актов и положений, которые регламентируют работу отдела и сотрудников, входящих в него.
fb.ru
Что такое квалификационные требования
Пожалуй, каждому, кто хоть однажды сталкивался с поиском работы, на собеседовании приходилось отвечать на вопрос о своей квалификации. И это правильно. Ведь для быстрого развития компании или предприятия нужны только профессионалы, которые знают свои обязанности и выполняют их качественно и добросовестно. Именно для этого у каждой должности имеются свои определенные квалификационные требования.
Для того чтобы подойти к более подробному рассмотрению вопроса, дадим несколько определений. Первое относится к термину «должностная инструкция». Это описание в развернутом виде обязанностей, целей, сути и границ ответственности для исполнителя. А вот квалификационные требования – это описание в деталях вида деятельности, причем как физического, так и интеллектуального. Данные требования определяют четкие действия работника: что он обязан делать, какими знаниями обладать. Он должен понимать смысл всех факторов и суждений, на основании которых проводится какая-либо оценка. Согласно спискам обязанностей сотрудников, отдел кадров осуществляет:
– подбор персонала;
– установку нормативов;
– продвижение;
– оценку степени сложности работы;
– аттестацию работников;
– обучение или подготовку.
Однако квалификационные требования могут стать помощником, если руководитель настаивает на выполнении работы, которая не входит в обязанности того или иного специалиста. В этом случае руководитель никак не сможет уволить сотрудника или понизить ему заработную плату. Стоит учитывать и тот факт, что список обязанностей со временем может изменяться, так как фирма совершенствуется, появляется новое оборудование и обязанности сотрудников, соответственно, могут стать несколько иными.
Квалификация необходима в любой работе. Ни одна специальность не остается без внимания. Например, четко определены даже должности гражданской службы. Они четко прописаны в законе и имеют деления по группам и категориям. Итак, категории должностей для гражданской службы:
– руководители различных органов, например, государственных, территориальных, исполнительной власти и прочее;
– помощники и советники, которые оказывают содействие руководителям;
– специалисты, обеспечивающие выполнение основных функций и задач государственных органов;
– обеспечивающие специалисты, в обязанности которых входит обеспечение деятельности государственных органов с разных сторон: финансовой, информационной, хозяйственной и т.д.
А по группам должности разделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В каждой категории находится несколько групп.
А вот квалификационные категории учителей распределяются несколько иным образом. Так, уровень определяется присвоением определенной категории. Для того чтобы иметь самую первую категорию, нужно:
– владеть современными методиками и технологиями в области образования, а также активно применять все навыки на практике;
– вносить свой вклад в усовершенствование качества образовательного процесса;
– иметь стабильный положительный результат у обучающихся.
Соответственно, для получения более низкой категории необходимо обладать чуть меньшими навыками.
Квалификационные требования нужны в любой сфере, будь то государственная служба или образование. Везде востребованы профессионалы и добросовестные сотрудники.
fb.ru
Квалификационные требования
1. Статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы.
Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)” ведущей группы должностей гражданской службы, категории “специалисты” ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
Для замещения должностей гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
2. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»
-для высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
-для главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
-для ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.
Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
При исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.
В случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.
Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.
3.В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального Закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
В Главном управлении ГУ МВД России по Ставропольскому краю все должности федеральной государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории и группы:
№ п/п | Наименование должности по Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы | Регистрационный номер (код) | Наименование должности в Главном управлении |
подразделения ГУ МВД России по Ставропольскому краю | |||
1. Должности категории «специалисты» | |||
Ведущая группа должностей | |||
1. | Начальник отдела управления в главном управлении по субъекту Российской Федерации | 11-3-3-081 (23) | Начальник организационно-методического отдела Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю |
Начальник отдела по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю | |||
Начальник отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю | |||
Старшая группа должностей | |||
2. | Начальник отделения отдела управления в главном управлении по субъекту Российской Федерации | 11-3-3-081 (32) | Начальник отделения по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю |
3. | Главный специалист-эксперт | 11-3-4-060 | Главный специалист-эксперт |
4. | Ведущий специалист-эксперт | 11-3-4-061 | Ведущий специалист-эксперт |
5. | Специалист-эксперт | 11-3-4-062 | Специалист-эксперт |
2. Должности категории «обеспечивающие специалисты» | |||
Старшая группа должностей | |||
6. | Старший специалист 1 разряда | 11-4-4-063 | Старший специалист 1 разряда |
Младшая группа должностей | |||
7. | Специалист 1 разряда | 11-4-5-066 | Специалист 1 разряда |
территориальные органы МВД России на районном уровне | |||
1. Должности категории «руководители» | |||
Ведущая группа должностей | |||
1. | Начальник отдела по вопросам миграции | 11-1-3-108 (1) | Начальник отдела по вопросам миграции |
2. | Заместитель начальника отдела по вопросам миграции | 11-1-3-108 (2) | Заместитель начальника отдела по вопросам миграции |
2. Должности категории «специалисты» | |||
Ведущая группа должностей | |||
3. | Заместитель начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции | 11-3-3-108 (5) | Заместитель начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №2 Управления МВД России по городу Ставрополю |
Старшая группа должностей | |||
4. | Главный специалист-эксперт | 11-3-4-086 | Главный специалист-эксперт |
5. | Ведущий специалист-эксперт | 11-3-4-087 | Ведущий специалист-эксперт |
6. | Специалист-эксперт | 11-3-4-088 | Специалист-эксперт |
3. Должности категории «обеспечивающие специалисты» | |||
Старшая группа должностей | |||
7. | Старший специалист 2 разряда | 11-4-4-089 | Старший специалист 2 разряда |
Младшая группа должностей | |||
8. | Специалист 1 разряда | 11-4-5-091 | Специалист 1 разряда |
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разработан справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).
Основные подходы по применению справочника, формированию квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и совершенствованию должностных регламентов определены в обновленной версии Методического инструментария по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (версия 3.1).
Справочник включает в себя:
-базовые квалификационные требования, предъявляемые для замещения всех должностей гражданской службы;
-профессионально-функциональные квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей гражданской службы в зависимости от области и вида деятельности гражданских служащих.
Раздел «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника подготовлен на основе обновленного с учетом предложений государственных органов перечня областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
26.xn--b1aew.xn--p1ai
Квалификационные требования
Квалификационные требования к кандидатам на замещение должности федеральной государственной гражданской службы
В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее – должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Дополнительные квалификационные требования по вакантным должностям размещаются в объявлениях о проведении конкурса на замещение вакантных должностей и включении в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.
Группа должностей | Категория должностей | Наименование должности | Квалификационные требования |
Ведущая | «Специалисты» | Начальник отдела в Управлении федеральной службы; Заместитель начальника отдела в Управлении федеральной службы; Советник отдела; Ведущий консультант отдела; Консультант отдела; Главный государственный инспектор | Высшее образование, без предъявления требований к стажу |
Ведущая | «Обеспечивающие специалисты» | Ведущий специалист 3 разряда | Высшее образование, без предъявления требований к стажу |
Старшая | «Специалисты» | Главный специалист–эксперт; Ведущий специалист–эксперт; Специалист–эксперт; Старший государственный инспектор; Государственный инспектор | Высшее образование, без предъявления требований к стажу |
Старшая | «Обеспечивающие специалисты» | Старший специалист 1 разряда; Старший специалист 2 разряда; Старший специалист 3 разряда | Среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу |
www.gosnadzor.ru
Лекция 3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” всех групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта РФ – законом субъекта РФ.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее – должностной регламент).
Под квалификационными требованиями к должностям гражданской службы в Законе о госслужбе подразумеваются единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей гражданской службы. Требования Закона относятся ко всей системе должностей гражданской службы безотносительно к уровню гражданской службы.
Закон о госслужбе устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Так, для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” всех групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы или образование, считающееся равноценным, или дополнительное высшее образование по специализации должностей гражданской службы.
В соответствии с государственными стандартами профессионального образования высшие учебные заведения, имеющие необходимую лицензию, осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием по специальности “государственное и муниципальное управление”. Содержание этой специальности соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.
Для замещения должностей гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо иметь среднее профессиональное образование, “соответствующее направлению деятельности”, или профессиональное образование, считающееся равноценным. Закон не устанавливает строгой привязки профессионального образования к специализации должностей гражданской службы. Сфера образования регулируется Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании”.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Конституции РФ введены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Они являются основой для принятия того или иного вида образования в качестве равноценных при решении вопросов о замещении должностей гражданской службы соответствующей группы, так как государственные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
Еще одним квалификационным требованием к должностям гражданской службы является требование к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.
Стаж работы по специальности характеризует временной интервал приобретения профессионального опыта и его качество. Под профессиональным опытом понимается часть жизненного опыта, рассматриваемая как область профессиональной деятельности.
Указанные требования характеризуют уровень владения конкретной предметной областью должности и свидетельствуют о квалификации человека. Разработка таких требований в государственных органах является одной из задач реформирования государственной гражданской службы.
Закон о госслужбе предусматривает (ст. 12), что для должностей федеральной государственной гражданской службы квалификационные требования к стажу гражданской службы устанавливаются Указом Президента РФ, а для должностей гражданской службы субъекта РФ – законом субъекта РФ.
Такой порядок отвечает устоявшейся практике регулирования отношений, возникающих в связи с определением суммарной продолжительности работы на должностях руководящих работников и специалистов, в том числе на выборных должностях в органах государственной власти.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по специальности;
д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.
Указом установлено, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом РФ.
Стаж государственной службы гражданского служащего дает право не только на замещение соответствующих должностей гражданской службы, но и на получение надбавки за выслугу лет и выплату вознаграждения при выходе на пенсию.
Исчисление стажа гражданской службы гражданских служащих основывается на принципах законности и единства основных требований, предъявляемых к гражданской службе и должностям, которые соотносятся с гражданской службой с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований.
Включение в стаж гражданской службы гражданского служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа.
На основе установленных задач и квалификационных требований по должностям гражданской службы руководителем государственного органа или уполномоченным им лицом утверждаются должностные обязанности гражданских служащих.
Конкретные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы, определяются на основе типовых квалификационных характеристик и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Должностные регламенты должны содержать перечень конкретных обязанностей по должности и квалификационных требований к ней в зависимости от функциональных особенностей данной должности и предмета ведения соответствующего государственного органа.
В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих, которые представляют собой основы поведения государственных служащих.
Профессиональная подготовленность всегда была одним из главных требований, предъявлявшихся к государственному служащему. В государственном служащем ценились глубокое знание доверенного участка управления и приобретенный при прохождении службы разносторонний опыт.
В указах и постановлениях дореволюционного правительства о подборе служащих по профессиональным качествам это установочное положение выражалось в требованиях: иметь на государственной службе чиновников, “ученых наукам”, “знающих юриспруденцию”, комплектовать административные учреждения “способными и учением образованными чиновниками”, способствовать служащим в овладении теми науками, которые необходимы им для качественного ведения дел в рамках их должностных полномочий.
Среди принципов подбора кадров правительство придавало большое значение таким, как их “верность службе”, последовательная защита ими интересов государства, полное подчинение государственной дисциплине, а не интересам и дисциплине какой-либо партии или общественной ассоциации.
В формировании персонала государственных органов неизменно использовался также принцип подбора кадров по нравственным признакам. Многочисленные нормативные акты обязывали служащих соблюдать нормы морали, быть образцом высокой нравственности, следовать правилам “добропорядочности”, твердо стоять на позициях честности, не поддаваться искушению “сребролюбия” и “мздоимства”, воздерживаться от “дурных наклонностей и поступков”.
Интересно отметить, что суть приведенных выше принципов подбора и расстановки кадров сохранилась до нашего времени. Это и профессионализм и компетентность, стаж и опыт работы, способность к самообучению, внепартийность, высокие моральные качества, дисциплина, строгое соблюдение законности, добросовестное исполнение своих служебных обязанностей. К достижениям демократии следует отнести такие принципы, как равный доступ к государственной службе, соблюдение прав и интересов граждан и др.
Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы: Закон о системе госслужбы и Закон о госслужбе. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: “Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей”.
studfiles.net
Каковы требования к квалификации главного специалиста? | Вопросы подписчиков
Может ли работник с образованием “бакалавр” занимать такие должности, как главный специалист или главный инженер? Спасибо.
Ответ на вопрос:
Ответ зависит от того, по какому направлению подготовки работник получил диплом бакалавра.
Бакалавр – это не специальность, а один из уровней образования. В настоящее время в России установлены следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ст. 10 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Следовательно, диплом бакалавра означает, что сотрудник получил высшее профессиональное образование.
При этом в дипломе, помимо уровня полученного образования, должно быть указано направление подготовки, по которому сотрудник получил высшее образование. Так, например, квалификационные требования к должности главного инженера предусматривают высшее техническое образование.
Таким образом, работник с дипломом бакалавра может занимать должность главного инженера, при условии, что сотрудник обучался по соответствующему направлению (техническим специальностям). Что касается главного специалиста, к сожалению, в тексте вопроса не указан род занятий данного сотрудника (в квалификационном справочнике отдельная должность просто главного специалиста). В данном случае также нужно обращать внимание на направление подготовки, по которому выдан диплом бакалавра.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как правильно заполнить в трудовых книжках графы «Образование» и «Профессия, специальность», если в новых дипломах указаны только направление и квалификация
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Заполнять строку «Профессия, специальность» титульного листа трудовой книжки нужно в точном соответствии с формулировкой документа об образовании: диплома, аттестата, свидетельства (п. 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).
Формы документов об образовании и о квалификации, а также приложений к ним утверждены приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 1100. И именно по этим формам выдают дипломы с 1 января 2014 года лицам, успешно окончившим образовательные учреждения высшего профессионального образования. При этом в настоящее время в России установлены следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ст. 10 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).*
Поэтому в дипломах, выдаваемых с 2014 года, указано, например, что сотрудник освоил программу бакалавриата по направлению «Менеджмент» и ему присвоена квалификация «Бакалавр». Что отнести к специальности, здесь непонятно, ведь бакалавр – это не специальность, а уровень образования, да и менеджмент – лишь направление обучения. Вместе с тем, поскольку записи об образовании, профессии и специальности в трудовой книжке работодатель производит на основании документа об образовании, необходимо переносить именно те формулировки, которые содержатся в дипломе.
Поэтому в такой ситуации в строке «Образование» следует указать «Высшее», а в строке «Профессия, специальность» – уровень образования и направление, по которому оно получено, например, «Бакалавр по направлению “Менеджмент”».
Из ответа «Как заполнить трудовую книжку при приеме сотрудника на работу»
2. Нормативная база: “Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих” (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014)
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
Должностные обязанности. Определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу. Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и долговечность. В соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства. На основе современных достижений науки и техники, результатов патентных исследований, а также передового опыта с учетом конъюнктуры рынка организует работу по улучшению ассортимента и качества, совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), техники и технологии, созданию принципиально новых конкурентоспособных видов продукции, по проектированию и внедрению в производство средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и испытаний высокопроизводительного специализированного оборудования, разработке нормативов трудоемкости изделий и норм расхода материалов на их изготовление, последовательному осуществлению режима экономии и сокращению издержек. Осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор. Обеспечивает своевременную подготовку технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карт). Заключает с научно-исследовательскими, проектными (конструкторскими и технологическими) организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его подразделений, обновления и модернизации оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизированных систем управления производством, осуществляет контроль за их разработкой, организует рассмотрение и внедрение проектов технического перевооружения, разработанных сторонними организациями, составление заявок на приобретение оборудования на условиях лизинга. Координирует работу по вопросам патентно-изобретательской деятельности, унификации, стандартизации и сертификации продукции, проведению специальной оценки условий труда и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения, механоэнергетического обслуживания производства. Принимает меры по совершенствованию организации производства, труда и управления на основе внедрения новейших технических и телекоммуникационных средств выполнения инженерных и управленческих работ. Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу в области научно-технической информации, рационализации и изобретательства, распространения передового производственного опыта. Проводит работу по защите приоритета внедренных научно-технических решений, подготовке материалов на их патентование, получение лицензий и прав на интеллектуальную собственность. Организует обучение и повышение квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала. Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях. Является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности.
(в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96)
Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; организационно-распорядительные документы и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и бизнес-план предприятия; производственные мощности предприятия; технологию производства продукции предприятия; порядок составления и согласования планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; научно-технические достижения в соответствующей отрасли производства и опыт передовых предприятий; экономику и организацию производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли хозяйства не менее 5 лет.
05.11.2015
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru