Содержание

Размер доплаты за работу в ночное время

Вопрос: Каковы размеры повышения заработной платы за работу в ночное время?

Ответ юриста:

Оплата за работу в ночное время производится в размере, установленном трудовым или коллективным договором либо локальным нормативным актом организации, но не менее размера, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 – 20-процентной доплаты за каждый час ночной работы.

Правовое обоснование: 

Каждый час работы в ночное время подлежит повышенной оплате по сравнению с работой в нормальных условиях. Величина такой оплаты не может быть ниже установленной трудовым законодательством (ч. 1 ст. 154 Трудового кодекса РФ). Это правило распространяется и на работников, принятых специально для работы в ночное время.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 предусмотрен единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются (ч. 3 ст. 154 ТК РФ):

  • коллективным или трудовым договором;
  • локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Доплата исчисляется исходя из часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Следовательно, при установлении доплаты за работу в ночное время другие доплаты и (или) надбавки не учитываются.

Согласно ч. 1 ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов. Трудовое законодательство обязывает сокращать продолжительность работы в ночное время на один час без последующей отработки (ч. 2 ст. 96 ТК РФ). Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3, 4 ст. 96 ТК РФ.

В настоящее время в ряде отраслей действуют соглашения об установлении доплат, в том числе за работу в ночное время. Например, Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 – 2010 годы (действие продлено до 01.01.2014 Соглашением от 19.02.2010) предусматривает доплату за работу в ночное время в размере 40 процентов часовой ставки. Если размеры доплаты за работу в ночное время установлены и нормативным правовым актом, и соглашением, то применяются наиболее благоприятные для работника положения.

Из ст. 154 ТК РФ следует, что в повышенном размере оплачивается не возможность привлечения к работе в ночное время, а непосредственно каждый фактически отработанный час. Следовательно, работодатель должен определить, насколько он повышает оплату именно за один ночной час. Возможность оплаты работы в ночное время другими способами трудовым законодательством не предусмотрена.

Это означает, что работодатель не вправе устанавливать такую фиксированную сумму за работу в ночное время, которая может выплачиваться, например, за профессиональное мастерство, классность, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т.п. За работу ночью необходимо устанавливать конкретный размер оплаты за час работы, который умножается на количество отработанных часов.

Иная форма и порядок оплаты работы в ночное время будут являться нарушением трудового законодательства (ст. 154 ТК РФ) и могут повлечь административную ответственность в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответ подготовил Дмитрий Стихин, старший юрист

parma-legal.ru

1. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет:

– 80% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время

-20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время

– 120% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время

-100% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время

2. Выберите из списка предложенного перечня условия труда, к-е тк рф относятся к отклонением от нормальных условий за к-х устанавливается повышенный размер оплаты труда (3 вар):

-сверхурочная работа

-работа в течение времени, когда работник должен был находиться в ежегодном оплачиваемом отпуске, но был отоз…

-работа в период временной нетрудоспособности работника

-работа в ночное время

-работа в выходные дни

3. Организационно-техническую деятельность комиссии по трудовым спорам осуществляет:

-коллектив работников

-суды

-работодатель

-профсоюзная организация

4. Отпуск может быть перенесен ( 2 вар):

-по инициативе работодателя при производственной необходимости с учетом мнения представительного органа работников без согласия работника

-по инициативе работодателя за и совершение работником дисциплинарного поступка

-по соглашению сторон, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска или работник не был своевременно предупрежден о его начале

-по инициативе работодателя с согласия работника, когда предоставление отпуска может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации

-по инициативе работодателя при производственной необходимости без согласия работника

5. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нпа трудового права в подведомственных организациях осуществляется (3 вар):

-Федеральной инспекцией труда

-Профсоюзными организациями

-Федеральной службой по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека

-Органами исполнительной власти субъектов РФ

-Федеральной службой по экологическому, технологическому, атомному надзору

-Органами МСУ

-Федеральными органами исполнительной власти

6. Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссии с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

7. Занятость – это деятельность граждан

, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

8. В соответствии со статьей 3 Закона о занятости населения в РФ основаниями для отказа являются:

-отказ в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от..

-неявка в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных

– предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка

-статус члена гаражного кооператива

9. В соответствии с ТК РФ видами времени отдыха являются (5 вар):

– период временной нетрудоспособности работника

-выходные дни (еженедельный непрерывный отдых)

-период приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы

-нерабочие праздничные дни

-перерывы в течение рабочего дня(смены)

-ежегодный оплачиваемый отпуск

-ежедневный (междусменный) отдых

10. Укажите правила, когда коллективный договор сохраняет свое действие (3 вар):

-при ликвидации организации – в течение всего срока проведении ликвидации

-при смене формы собственности организации- в течение трех месяцев со дня перехода права собственности

-при расторжении трудового договора с руководителем организации – в течение трех месяцев со дня его увольнения

-при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения – в течение всего срока реорганизации

11. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части возможно:

– по распоряжению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

-по соглашению между работником и работодателем

-по распоряжению работодателя в связи с производственной необходимостью

-по распоряжению работодателя с письменного согласия работника

-по распоряжению работодателя с учетом мнения представительного органа работников

12. Работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести расчет:

-за три дня до прекращения трудового договора

-только когда работник обратится к работодателю с заявлением о выдаче трудовой книжки и расчете

-в течение трех дней с момента издания приказа об увольнении

-в день прекращения трудового договора

13. Непреодолимая сила согласно ТК РФ:

-является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работодателя; -является обстоятельством возможности привлечения работодателя к материальной ответственности 
-является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работодателя в случае ответственности работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника; -является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работодателя, в случае ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику; -является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работодателя, в случае ответственности работодателя за лишение работника возможности трудиться.

studfiles.net

Статья 154 ТК РФ ➔ текст и комментарии. Оплата труда в ночное время.

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права .

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором .

Комментарий к статье 154 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Содержание данной статьи изменено. Законодатель, сохранив прежнюю гарантию о повышенном размере оплаты труда в ночное время по сравнению с работой в нормальных условиях и не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, возложил на Правительство РФ обязанность по установлению минимальных размеров повышения платы за работу в ночное время с учетом мнения РТК по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма об установлении конкретных размеров повышения платы за такую работу коллективными договорами дополнена также локальными нормативными актами. Как и прежде, эти размеры могут быть установлены и трудовым договором.

§ 2. Наиболее сложным является вопрос о том, какими актами следует руководствоваться при определении размеров доплат за работу в ночное время, чтобы не ухудшить положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего данный вопрос, в российском законодательстве нет.

До недавнего времени продолжал применяться союзный акт, предусматривавший размер доплат за работу в вечернюю смену и в ночное время (п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства”). Он предусматривал доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену – 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене; указанная доплата за работу в ночное время должна была производиться, если не менее 50% ее продолжительности приходилось на ночное время.

Правило о том, что размер доплаты за работу в ночное время, как и в других случаях оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже предусмотренного законодательством, нашло свое подтверждение и в порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Этот порядок предусмотрен в Разъяснении Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 4 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 4): п. 3 этого Разъяснения устанавливает, что доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.), применяются в ранее установленных порядке и размерах.

§ 3. Для некоторых категорий работников, оплата труда которых производится за счет бюджетного финансирования, предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. “О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения” Постановлением Минтруда РФ от 8 июня 1992 г. N 17 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 7, 8) работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлены доплаты за работу в ночное время: работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, привлекаемым для работы в ночное время, – в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи – в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3930) установлены доплаты в процентах к окладу врача-специалиста по разрядам ЕТС за выполнение лечебно-диагностической работы, заведование отделениями, дополнительные дежурства, в том числе в ночное время; работникам государственных медицинских высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования, научных организаций клинического профиля: ректорам, директорам, проректорам по учебной, научной и лечебной работе, заместителям директоров по научной и лечебной работе – 20%; заведующим клиническими кафедрами, профессорам, доцентам, аспирантам, заведующим клиническими и лабораторно-диагностическими подразделениями – 50%; ассистентам клинических кафедр, научным работникам клинических и лабораторно-диагностических подразделений – 75%.

Иное решение о размере доплаты за работу в ночное время содержится в Постановлении Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 “О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России” (СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2288). Постановление предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Другой комментарий к статье 154 ТК РФ

1. О понятии ночного времени и порядке привлечения к работе в ночное время см. ст. 96 ТК и комментарий к ней.

2. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, который устанавливается либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников в локальном нормативном акте, либо в договорном порядке – в коллективном договоре или трудовом договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК и комментарий к ней.

3. Установленные в организации размеры повышенной оплаты за работу в ночное время не могут быть ниже тех, которые определены в трудовом законодательстве или иных нормативных правовых актах о труде. В настоящее время минимальные размеры повышения оплаты труда в ночное время утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 и составляют 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Нормативные правовые акты бывшего Союза ССР в соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК применяются в той части, в которой они не противоречат ТК. Учитывая, что ч. 2 комментируемой статьи закрепила порядок установления минимальных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время, а Правительство РФ во исполнение этой нормы установило собственно минимальные размеры повышения, ранее принятые нормативные правовые акты применяться не должны. Тем не менее они могут учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 октября 2009 г. N 3201-6-1).

4. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” порядок работы и оплаты труда в ночное время работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета “Россия-2018”, его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом в отношении указанных работников не применяются требования комментируемой статьи.

tkrf24.ru

Ст. 154 ТК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 154 ТК РФ

1. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3640) установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

2. В отношении некоторых категорий работников (медицинских, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при работе в ночное время.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают применяться акты бывшего Союза ССР, определявшие размер доплат за работу в ночное время (см., например, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»).

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективно- и индивидуально-договорным путем, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 154 Трудового кодекса

1. Содержание данной статьи изменено. Законодатель, сохранив прежнюю гарантию о повышенном размере оплаты труда в ночное время по сравнению с работой в нормальных условиях и не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, возложил на Правительство РФ обязанность по установлению минимальных размеров повышения платы за работу в ночное время с учетом мнения РТК по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма об установлении конкретных размеров повышения платы за такую работу коллективными договорами дополнена также локальными нормативными актами. Как и прежде, эти размеры могут быть установлены и трудовым договором.

2. Наиболее сложным является вопрос о том, какими актами следует руководствоваться при определении размеров доплат за работу в ночное время, чтобы не ухудшить положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего данный вопрос, в российском законодательстве нет.

До недавнего времени продолжал применяться союзный акт, предусматривавший размер доплат за работу в вечернюю смену и в ночное время (п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»). Он предусматривал доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене; указанная доплата за работу в ночное время должна была производиться, если не менее 50% ее продолжительности приходилось на ночное время.

Правило о том, что размер доплаты за работу в ночное время, как и в других случаях оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть ниже предусмотренного законодательством, нашло свое подтверждение и в порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Этот порядок предусмотрен в Разъяснении Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 4 (Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 4): п. 3 этого Разъяснения устанавливает, что доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.), применяются в ранее установленных порядке и размерах.

3. Для некоторых категорий работников, оплата труда которых производится за счет бюджетного финансирования, предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» Постановлением Минтруда РФ от 8 июня 1992 г. N 17 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 7, 8) работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлены доплаты за работу в ночное время: работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, привлекаемым для работы в ночное время, — в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 (САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3930) установлены доплаты в процентах к окладу врача-специалиста по разрядам ЕТС за выполнение лечебно-диагностической работы, заведование отделениями, дополнительные дежурства, в том числе в ночное время; работникам государственных медицинских высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования, научных организаций клинического профиля: ректорам, директорам, проректорам по учебной, научной и лечебной работе, заместителям директоров по научной и лечебной работе — 20%; заведующим клиническими кафедрами, профессорам, доцентам, аспирантам, заведующим клиническими и лабораторно-диагностическими подразделениями — 50%; ассистентам клинических кафедр, научным работникам клинических и лабораторно-диагностических подразделений — 75%.

Иное решение о размере доплаты за работу в ночное время содержится в Постановлении Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России» (СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2288). Постановление предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

sttkrf.ru

Оплата труда в ночное время

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

 

ПИСЬМО

от 28 октября 2009 г. N 3201-6-1

 
    В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо. Сообщаем следующее.
    Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств”, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
    Таким образом, названные в письме акты Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР могут применяться в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
    В соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    В порядке реализации указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 554, в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
    Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3 статьи 154 Кодекса).
    Учитывая изложенное, в настоящее время установлены только минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время.
    Применение повышенных размеров оплаты труда за работу в ночное время, установленных в свое время актами Совмина СССР и Совмина РСФСР, полагаем, в настоящее время может учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
    Обращаем внимание, что подпункт “а” пункта 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства”, устанавливающий повышенный размер оплаты труда за работу в ночную смену, был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N ГКПИ08-2113 содержится вывод о том, что в настоящее время положения подпункта “а” пункта 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 не действуют.
 

Начальник Правового управления
А.В.АНОХИН
 

Ключевые слова: 

Опубликовано пользователем Jan

hr-portal.ru

Ст. 154 ТК РФ. Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.




1. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 96 ТК).

2. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства” были предусмотрены нормы по оплате труда ночной работы.

Постановление применяется с учетом изменений, произошедших в сфере хозяйственной деятельности, в части, не противоречащей действующему законодательству, как примерное.

Доплата за работу в вечернюю смену установлена в размере 20%, а за работу в ночную смену – 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанная доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 22 до 6 ч). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смену меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохраняется действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей.

3. Работникам, работающим в 2 смены, были установлены дополнительные отпуска из расчета по 1 дню за каждые отработанные 2 года, но не более 2 дней, а работающим в 3 смены – по 1 дню за каждый отработанный год, но не более 4 дней. Продолжительность отпусков определяется в зависимости от количества отработанных вечерних и ночных смен. Право на указанные дополнительные отпуска имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 50% вечерних или ночных смен в рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных смен). Стаж работы для предоставления этих отпусков исчисляется с 1 января 1987 г.

4. В связи с сокращением продолжительности ночной смены на 1 ч необходимо производить рабочим-повременщикам доплату в размере одной часовой тарифной ставки сверх доплат за работу в ночное время (разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1989 г. N 6/6-140).

При этом доплаты в размере 40% тарифной ставки (оклада) производятся за каждый час работы только в одной смене в сутки, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (с 22 до 6 ч).

5. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 “О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время” установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 ч) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

rulaws.ru

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Комментарий к статье 154

1. В соответствии со ст. 96 ТК ночным является время работы с 22 часов до 6 часов. Повышенная оплата работы в это время обеспечивается путем применения доплат к основному заработку за каждый час такой работы. Установление доплат за работу в ночное время является обязанностью работодателя, но их конкретный размер определяется организациями самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах или положениях об оплате труда.

2. Размеры доплат за работу в ночное время, устанавливаемые работодателями, не могут быть ниже, чем предусмотрено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Между тем минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, которые в соответствии с ч. 2 ст. 154 должны устанавливаться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, пока отсутствуют, и поэтому должны применяться акты Союза ССР.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 (СП СССР. 1987. N 14. Ст. 55) доплата за работу в ночное время была предусмотрена в размере 40% часовой тарифной ставки, оклада. Такой размер доплаты по общему правилу должен рассматриваться как минимальный и в настоящее время. Однако в случаях, когда новые доплаты меньше прежних, сохраняются ранее установленные размеры доплат для отдельных категорий работников. Более высокие размеры доплаты были установлены, например, для рабочих, занятых на выпуске газет в полиграфической промышленности, – 50% часовой тарифной ставки; рабочих предприятий текстильной промышленности – 75% часовой тарифной ставки (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1982 г. N 165 с изм. на 11 июля 1989 г. N 557 – СП СССР. 1982. N 10; 1989. N 28). Поэтому при установлении доплат для соответствующих категорий работников в порядке локального регулирования эти размеры являются минимальными.

3. Для отдельных категорий работников бюджетной сферы размеры доплат за работу в ночное время предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Постановлением Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 “О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения” (Бюллетень Минтруда России. 1992. N 7, 8) работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в т. ч. водителям санитарного транспорта, предусмотрены доплаты в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, а медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой, неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций скорой и неотложной медицинской помощи – в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада).

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

оплата труда в ночное время

hr-portal.ru