Государственная инспекция труда в городе Москве

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда” (далее – Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10Федерального закона N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, работодателем подается

уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка )

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/.

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве – это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) “О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда” (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации – 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда (СОУТ) на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Реестры организаций и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр организаций размещен на официальном сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/.

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/.

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:

г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, к. 3, эт. 9, каб. 17.

Тел. (495) 343-95-01

Понед. – Четверг с 10:00 до 17:00 (перерыв 13:00 – 14:00)

Пятница с 10:00 до 16:00 (перерыв 13:00 – 14:00).

git77.rostrud.ru

Специальная оценка условий труда

Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работник вправе:

1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также – эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Работник обязан:

  1. ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;

5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

eisot.rosmintrud.ru

Реестр организаций для специальной оценки условий труда

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда.

Для работодателей Минтруда ввело обязательную процедуру оценки условий труда.

Фирмы, которые наделены правом оказывать услуги СОУТ, зарегистрированы в реестре организаций Минтруда и имеют аккредитацию.

Количество компаний предоставляющие услуги СОУТ:

В Минтруде зарегистрировано 392 организации, наделенные правом предоставлять услуги СОУТ, но перед тем как обратится в выбранному предприятию необходимо проверить, имеет ли он право на законных обстоятельствах, на проведение процедуры СОУТ.

Стоит отметить, что часть компаний не находятся в реестре, тем не менее, аккредитованы и имеют полное право выступать в виде подрядчиков для проведения специальной оценки, это разрешение они имеют благодаря статьи 27 ФЗ-426. Этот период именуется «переходным».

Реестр Минтруда СОУТ

«Переходные» компании, имеющие аккредитацию на оказание услуг, работают до 31 декабря 2018 года. Однако им стоит доверять, так как Минтруда тщательным образом контролирует ихнюю работу.

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда:

Для того, что-бы будущие заказчики были уверены в правовых полномочиях этих предприятий, официальный сайт Минтруда ведет отдельный реестр.

На текущее время, 199 компаний наделены правовым полем на проведение специальной оценки. Итого — 591 компания.

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда можно посмотреть на оф. сайте Минтруда.

 

ohranatruda1.ru

Минтруд России определил перечень рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда должна проводиться с учетом особенностей

Об этом сообщил на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений первый замминистра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин. По его словам, проект постановления разработан Минтрудом России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти с учетом обсуждения со сторонами социального партнерства.

Как рассказал Сергей Вельмяйкин, перечень рабочих мест сформирован на основании трех подходов.

«Во-первых, это особенности процедуры проведения специальной оценки условий труда,  когда обычная процедура проведения спецоценки невозможна в силу каких-либо законодательных или нормативных ограничений», – отметил Сергей Вельмяйкин и привел в качестве примера труд летчиков.

Второй критерий – это наличие дополнительных факторов, которые необходимо будет учитывать при проведении специальной оценки условий труда с точки зрения потенциально вредных или опасных факторов. «Здесь, в качестве примера я хотел бы привести сотрудников атомной промышленности, у которых в силу специфики и закрытости отрасли могут возникать такого рода дополнительные факторы. По ним совместно с Росатомом также будут определены особенности», – рассказал Сергей Вельмяйкин.

К третьей категории, по словам первого замминистра, относятся работники, оценка условий труда у которых сопряжена с риском для жизни и здоровья как самих работников, так и членов аттестующих комиссий. В качестве примера он привел весь спектр работ, связанных с верхолазными, водолазными работами.

Как отметил в своем выступлении Сергей Вельмяйкин, при доработке перечня Минтруд России учел предложения социальных партнеров (профсоюза работников здравоохранения, профсоюза работников водного транспорта, российского профсоюза работников угольной промышленности, союза работодателей атомной промышленности).

На заседании РТК также был рассмотрен проект постановления, которым утверждается Порядок аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, разработанный совместно с объединениями работодателей и профсоюзов.

В документе определены:

  • требования к физическим лицам, которые могут быть допущены к аттестации;
  • направления, по которым проходит аттестация;
  • требования к документам, подаваемым заявителем для прохождения аттестации;
  • порядок формирования и работы аттестационной комиссии, ее полномочия при проведении аттестационного испытания;
  • общие требования к проведению аттестационного испытания, опубликования его результатов и доведения их до заявителя.

«Постановление предусматривает по сути порядок аттестации физических  лиц, которые после аттестации приобретают статус экспертов, уполномоченных на проведение процедуры специальной оценки условий труда. При этом Минтруд России определен в качестве оператора, который будет проводить аттестационные испытания и вести реестр экспертов», – подчеркнул Сергей Вельмяйкин.

Также за Минтрудом России закрепляется формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

rosmintrud.ru