Может ли госслужащий иметь двойное гражданство?

Государственный служащий имеет гражданство России и Узбекистана. Может ли он замещать должность гражданской службы?

Ответ на вопрос:

Нет, не может.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он имеет гражданство другого государства. Отдельные исключения могут быть предусмотрены международными договорами.


Вы узнаете больше о госслужащих 2016, если перейдете в материал.


С Узбекистаном у России подобных договоров нет.

Таким образом, при наличии гражданства Узбекистана гражданин не вправе замещать должность гражданской службы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Каких граждан можно принимать на государственную гражданскую службу

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

По общему правилу на государственную гражданскую службу можно принять человека, если он:

Такие требования предусмотрены статьей 21, частью 1 статьи 25.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и разъяснены в письме Минздравсоцразвития России от 9 августа 2011 г. № 17-3/1545.


Читайте о командировках госслужащих больше информации в статье по ссылке.


Нельзя принять на гражданскую службу гражданина, который:*

1. Признан недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

2. Осужден к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы (по приговору суда, вступившему в законную силу) (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Например, лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и т. д.

3. Имеет неснятую или непогашенную судимость (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Судимость снимается и погашается в случаях, установленных статьей 86 Уголовного кодекса РФ.

4. Отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. По этому основанию гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, связано с использованием таких сведений. Это предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Инструкция о порядке допуска к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63.

5. Имеет заболевание, которое препятствует поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, и оно подтверждено заключением медицинской организации (п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н). Перечень заболеваний, которые препятствуют службе, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

6. Состоит в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, которому он будет непосредственно подчиняться или который будет его подчиненным. Близкими родственниками признаются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

7. Вышел из гражданства России или приобрел гражданство другого государства (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Если это произошло, когда гражданский служащий уже начал исполнять свои должностные обязанности, он должен сообщить об этом в день выхода из гражданства России, то есть в день приобретения гражданства другого государства (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). С этого же дня служебный контракт с ним должен быть расторгнут (ст. 41 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

8. Имеет гражданство другого государства. Отдельные исключения могут быть предусмотрены международными договорами (п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

9. Представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на гражданскую службу (п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

10. При поступлении на гражданскую службу не представил или представил заведомо ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

11. Признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, за исключением граждан, которые служили по контракту (п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Следует учесть, что по предписанию Конституционного суда РФ в части сроков применения данного ограничения будут внесены уточнения. Так, бессрочный запрет на замещение должностей госслужбы для граждан, которые незаконно уклонились от военной службы по призыву, будет заменен на временное ограничение (постановление Конституционного суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П, п. 7 Обзора практики Конституционного суда РФ за III и IV кварталы 2014 года, утвержденного решением Конституционного суда РФ от 5 февраля 2015 г.).

Из ответа «Как принять гражданина на государственную гражданскую службу»

17.03.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Могут ли политики и госчиновники иметь двойное гражданство?

На днях Госдума приняла в третьем чтении закон о двойном гражданстве, запрещающий депутатам и членам Совета Федерации, а также некоторым категориям чиновников иметь двойное

На днях Госдума приняла в третьем чтении закон о двойном гражданстве, запрещающий депутатам и членам Совета Федерации, а также некоторым категориям чиновников иметь двойное гражданство (то есть одновременно гражданство РФ и какого-либо другого государства).  В частности, под действие законодательного акта парламента попадают президент страны, глава субъекта Федерации, секретарь и постоянные члены Совета безопасности, а также председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы палаты. В том случае если перечисленные категории политиков и чиновников приобретут второе гражданство, они автоматически лишатся занимаемых постов и должностей. Кроме того, согласно одному из положений документа, перечисленным государственным деятелям  также запрещается иметь вид на жительство, позволяющий им постоянно проживать за рубежом. За принятие данного законопроекта проголосовали 427 депутатов из необходимых 226.

 

Могут ли политики и госчиновники иметь двойное гражданство? 

 

На заданный вопрос специально корреспонденту KM.RU Василию Ванькову ответили:

 

Андрей Головатюк, депутат Госдумы от фракции ЛДПР:

— Я отношусь к числу тех, кто поддержал это решение. В России практически все госчиновники в силу занимаемого ими служебного положения имеют допуск к государственной тайне. Вы сами прекрасно понимаете, гражданин другой страны не может быть допущен к государственным тайнам России.

 

Представьте себе, что вы, будучи гражданином РФ, приедете, допустим, в Израиль и будете требовать доступа к секретной информации. Не трудно предположить, какой ответ вы получите. Это практика большинства стран мира, причем тех из них, которых принято по традиции называть «цивилизованными демократиями», поэтому сомневаюсь, что недоброжелателям России вряд ли удастся представить дело таким образом, что мы опять нарушаем чьи-либо права и свободы.

Сергей Шаргунов, лидер молодежного крыла партии «Родина»:

— Не могу не поддержать это решение парламентариев и отношусь к нему положительно. Когда мы говорим о чиновниках, которые имеют определенные (и немалые) полномочия, то они должны быть и юридически, и морально привязаны к собственной стране.

 

Не секрет, что лица, имеющие второе гражданство, очень часто использует это для того, чтобы уйти от ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Кроме того, они могут так или иначе поделиться конфиденциальной информацией, которой обладают по долгу службы, со спецслужбами своей второй родины. А что касается вида на жительство, то он, на мой взгляд, также предоставляет возможность избежать заслуженного наказания. И с этой точки зрения он ничем не отличается от полноценного второго гражданства.

Алексей Островский, депутат Госдумы от фракции ЛДПР:

— Я являюсь соавтором этого закона. На мой взгляд, ни одно уважающее себя государство (а мы в данном вопросе прежде всего ориентируемся на западноевропейский и американский опыт) не разрешает своим парламентариям и министрам иметь гражданство другой страны. Так что первый аргумент «за» — мировой опыт. Так что некоторые оппоненты данного законопроекта внутри России (в основном представители НПО) в первую очередь должны посмотреть на опыт тех, кто нанимал их на работу. Во-вторых, но не по значимости, речь идет не просто о гражданах или политиках, но о людях, допущенных к секретам, составляющим государственную тайну. Те же депутаты ежедневно просматривают большое количество документов с грифом «Секретно».

 

В данной ситуации сохранение конфиденциальности полученной информации является необходимым условием. Естественно, если думский депутат является гражданином другой страны, то он объективно считает своей родиной другое государство. И такой политик с точки зрения морали не имеет «сдержек», не позволяющих ему передавать информацию спецслужбам его второй родины. Кроме того, представляется вполне оправданной мотивация и другого решения — наложить аналогичные ограничения на лиц, имеющих вид на жительство другой страны. Не секрет, что такой политик, скорее всего, преследует цель получить в перспективе полноценное гражданство другой страны. И ему нужно каким-то образом «доказывать свою полезность» новой родине.

www.km.ru

Личный сайт О.Г. Румянцева

short english version
Олег Румянцев

  • Важно

    • События

    • Новости и комментарии

  • Личное

    • Биография

    • Список работ

    • Фотоархив

    • Видео

    • Даты

  • Конституция

    •   — Конституционный процесс
      •     • 

        Дискуссия

      •     • 

        События

      •     • 

        20-летие Конституции РФ (2013)

      •     • 

        15-летие Конституции РФ (2008)

    •   — Конституционная история
      •   — История создания Конституции РФ: 1990-1993
        •       — 

          Многотомник

        •       — 

          «Румянцевский проект»

        •       — 

          Путь к Федерации

        •       — 

          Конституционная комиссия

        •       — 

          Девяносто третий год

      •     • 

        Сохранение конституционного наследия

      •   — Конституционный архив
        •       — 

          Конституции стран мира

        •       — 

          Работы коллег

        •       — 

          Фотоархив 1990-1993 гг.

        •       — 

          Неформалы 1980-х

    •   — Фонд. Клуб. Вестник
      •     • 

        Фонд коституционных реформ

      •     • 

        Конституционный клуб

      •     • 

        «Конституционный вестник»

  • GR

    • «Румянцев и партнеры»

    • GR Лига

    • Дискуссия о лоббизме

    •   — Защита интеллектуальной собственности
      •     • 

        Легальный Интернет: Дискуссия

      •     • 

        Ассоциация Интернет-видео

  • Работы

    •   — О Конституции
      •     • 

        Конституционная реформа

      •   — О конституционных институтах
        •       — 

          Основы строя

        •       — 

          Права человека

        •       — 

          Гражданское общество

        •       — 

          Федерализм

        •       — 

          Форма правления

        •       — 

          Судебная власть

        •       — 

          Конституционные поправки и пересмотр конституции

        •       — 

          Россия и Союз

      •   — Книги
        •       — 

          «Основы конституционного строя России» (1994)

        •       — 

          «Конституция Девяносто третьего. История явления» (2013)

        •       — 

          «Наше стран(н)оведение» (2014)

    • Политэкономия

    • О социализме и демократии

    • Геополитика

    • ЖЗЛ

    • Наше всё

    • Интервью

  • Страноведение

rumiantsev.ru

Александр Заблоцкис. Блог Право.ru: мнения экспертов, обзоры новостей юридического права и многое другое / Pravo.ru

Удивительную избирательность демонстрирует российский законодатель в отношении бипатридов (лиц, имеющих 2 и более гражданства (подданства)), определяя на каких видах государственной службы им можно состоять, а на каких — нет.

Начнем сначала. Конституция необъятной Родины гласит, что гражданин РФ может иметь двойное гражданство, в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Далее в ст.62 той же Конституции сказано, что наличие у гражданина РФ второго гражданства (прим. — а также третьего,… пятого и т.д.) НЕ УМАЛЯЕТ ЕГО ПРАВ И СВОБОД и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства России.

Получается, что гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, имеет те же права и свободы, что и гражданин РФ, такового не имеющий?

Да, получается. Об этом не двусмысленно говорит ст.6 ФЗ «О гражданстве». В ней сказано, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ. Исключения из этого правила предусмотрены международным договором или федеральным законом.

А теперь посмотрим, насколько не умаляются права и свободы бипатридов, поступающих на государственную службу.

На государственную гражданскую службу действительно принимаются все граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие языком РФ и соответствующей квалификацией. Количество гражданств, которым обладает человек, значения не имеет.

А вот настоящий цирк, на мой взгляд, наблюдается в области правоохранительной и военной государственной службы.

Федеральная служба безопсности

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства (ст.16 ФЗ «О ФСБ»).

Бипатридам вход воспрещен.

Прокуратура

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства (ст.40.1. ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В прокуратуре бипатридов нет.

Милиция

Пока Закон о милиции не запрещает прием на службу лиц с двойным гражданством, однако в законопроекте о полиции уже введен такой запрет, к которому добавлен запрет на прием на службу для лиц, имеющих вид на жительство в иностранном государстве. Такая же ситуация и с требованиями к судьям в РФ.

Тенденция на запрет бипатридам служить в правоохранительных органах в данном случае прослеживается весьма четко.

Теперь рассмотрим государственную военную службу. Тут законодатель опять диаметрально изменяет своё мнение о правах бипатридов.

Призыв на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (ст.22 ФЗ «О воинской обязанности о военной службе»). И всё, больше никаких требований. Поистине самая доступная государственная служба)).

Служба по контракту

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы (ст.33 того же ФЗ).

А тут все совсем просто, доступ на службу открыт и иностранцам.

А что в итоге?

В итоге возникает вопрос, почему бипатриды могут охранять государственную границу Российской Федерации и носить оружие, но не могут работать на должностях в ФСБ, не имеющих никакого отношения к государственной тайне и национальной безопасности? Ответ прост – потому, что имеется недостаток кадров в вооруженных силах. Получается, что законодатель соблюдает требования Конституции только когда это выгодно, например, в случае военной службы.

При этом ограничение в правах бипатридов стало некой модой, которую пытаются бездумно соблюдать, прикрываясь интересами государства и национальной безопасностью. А людям, рожденным у родителей, имеющих разное гражданство или рожденным на территории иностранного государства, придется выбирать: либо отказаться от второго гражданства и поступить на гос.службу, либо забыть о гос.службе (кроме военной, туда сами пригласят).

blog.pravo.ru

Разрешено ли в России двойное гражданство, если человек живет в двух странах?

Двойное гражданство подразумевает гражданство другой страны с разрешения страны, подданным которой является человек.

Можно ли сделать двойное гражданство в РФ, и сколько можно иметь гражданств вообще? Существует два юридических понятия, связанных с приобретением статуса бипатрида:

  • Двойное гражданство – получение документа, удостоверяющего личность за границей, если странами заключен международный договор. Иначе говоря, личность за рубежом можно подтвердить документам, выданным в России;
  • Два гражданства – необходимо получение второго паспорта в случае уже имеющегося российского.

Разрешено ли в России двойное гражданство?

Согласно конституции РФ (а именно — статье 62) гражданин РФ может иметь гражданство любой другой страны, что не освобождает его от обязанностей уже имеющегося. Чтобы стать бипатридом, нужно иметь согласие второго государства, и уведомить об этом государственные органы РФ.

Двойное подданство признается в случае имеющегося у государства международного договора с Россией – это тоже оговорено в 62 статье Конституции. Двойное гражданство в России с какими странами возможно? Согласно сегодняшним источникам, подобный договоренность существует только с Республикой Таджикистан (пункт 1, ст. 1 из документа, регулирующего вопросы двойного гражданства).

Можно ли иметь два гражданства?

При условии отсутствия вышеуказанного договора, человек может рассчитывать только на два гражданства (не путать с двойным). РФ признает человека только своим подданным или иностранцем, что запрещает использование второго паспорта в пределах РФ. Этим паспортом можно воспользоваться только в других странах. В случае выезда из страны лицо обязано обращаться исключительно в российские государственные органы и иметь паспорт РФ установленного образца.

Россиянин-бипатрид при получении статуса подданного иностранного государства обязуется подать соответствующее заявление в течение 60 дней с учетом выходных и праздников после получения иностранного документа.

Исключением из правил являются люди, проживающие за границей постоянно. Заявление подается в МВД, далее в регулирующий орган по месту пребывания. В случае, когда лицо не подает заявление по причине отсутствия на территории РФ, то оно обязуется подать документы не позднее 30 календарных дней с даты въезда в РФ.

В случае опоздания с передачей заявления, на человека накладываются санкции: денежный штраф до 200 тысяч; возможен штраф в виде имеющейся заработной платы или исправительных общественных работ. В случае неверно указанных сведений, лицо обязано уплатить штраф гораздо меньших размеров, а иные взыскания не налагаются.

Риски приобретения двойного гражданства

Жители РФ, ставшие бипатридами, не теряют своего первоначального положения. Соответственно, права и обязанности человека остаются прежними. Другим правилам подчиняется случай, оговоренный в международном договоре, а в случае его отсутствия – берутся из традиционного права.

Двойное гражданство в России запрещено для государственных служащих и членов их семей. Подданный иностранного государства, например, лишается права работать в государственных службах, если это не прописано в международном договоре. Также, лица со статусом иностранцев не имеют права быть владельцами или занимать влиятельные должности в газетах, журналах, теле и радиоканалах. Нельзя иметь более 20% акций из УК, если человек представляет интересы организации в сфере СМИ. Также нельзя стать осуществлять контроль организации в сфере СМИ.

Как правило, все риски и ограничения двойного гражданства прописываются в международном договоре. Суть заключается в запрете нести ограничения и обязанности 2 стран одновременно. Находясь за рубежом, человек не получает дополнительных обязательств перед страной, однако лицо, имеющее статус подданного, обязано платить налоги второй стране при проживании в ней. Исключения, касающиеся обязанностей, прописаны в международном договоре.

Один из приятных плюсов приобретения бипатритизма – отсутствие визовых проблем. Обладатель двух паспортов может въехать в страну на основании российского или другого документа. Например, при въезде в США, предоставляется второй паспорт соединенных штатов, что позволит спокойно миновать паспортный контроль.

В случае утери российского паспорта за границей, человеку выдается специальное свидетельство о возвращении в Россию, затем документ подлежит восстановлению.

Образец уведомления, которое требуется отправить в ФМС при регистрации второго паспорта, можно найти на официальном сайте ФМС. Бипатриду нужно указать следующие сведения:

  • ФИО;
  • Фактический адрес проживания;
  • Место рождения – город, населенный пункт;
  • Реквизиты паспорта РФ;
  • Сведения об ином гражданстве (дата получения, факт продления или отказа).

Также прикладываются документы, доказывающие наличие иного подданства, например, копии паспорта или другого документа заявителя, подающего заявление в ФМС. Более детальная информация, касающаяся регистрации бипатрита, прописана в приказе ФМС №50. Найти его можно на официальном веб-сайте органа. Во избежание путаницы нужно запомнить, что регистрация документов и данных проводится исключительно в РФ.

Подавать документы должны все лица, желающие иметь двойное гражданство вне зависимости от срока проживания. Если речь идет о ребенке, то заявление должен подать один из родителей или опекунов.

Еще один важный нюанс: документация, заполняющаяся для регистрации, оформляется в здании ФМС. Электронные версии, присланные по почте или подобным способом, не подлежат рассмотрению.

Есть случаи, когда лицо может иметь более двух гражданств. При таких обстоятельствах человек может использовать любое удобное гражданство, но никаких дополнительных прав не предусмотрено, если не прописывается в международном договоре. Таким образом, пользователь нескольких паспортов не будет привлекаться как иностранная рабочая сила, с него будут сняты ограничения, связанные с получением разрешения на работу – оно просто не нужно; территориальные органы управления уведомлять не обязательно, поскольку все сведения передаются российской стороне.

Следующий не менее важный вопрос, касающийся рисков, связан с уплатой налогов и трудовой деятельностью. Устраиваясь на работу в России, человек имеет право показать российский или заграничный паспорт, он вправе предоставить российскую трудовую книжку или документ о трудовой деятельности иностранного образца. Что касается стажа, то данные о стаже, полученном за рубежом, не могут быть перенесены в российскую трудовую книжку.

Работая на иностранных предприятиях, необходимо уплачивать налоги. Любой источник доходов за границей составляет 13% из налоговой ставки. Однако информация о налоговой истории не передается из других стран в РФ. Таким образом, в каждой стране необходимо уплачивать налоги при осуществлении трудовой деятельности.

В заключение необходимо сказать, что при множественном гражданстве не теряется ничего. Плюсы состоят в отсутствия визового режима, праве работать за границей, а минусы – в долгом оформлении документов и возможных налоговых выплатах в других странах.

viza.center

Двойное гражданство в РФ

На практике вполне возможна ситуация, когда гражданин России имеет также гражданство иностранного государства или даже гражданство нескольких иностранных государств.

Подобная ситуация, которую условно можно обозначить как «двойное гражданство в РФ» является достаточно распространенной и, во многих случаях, вызывает у посетителей нашего сайта множество дополнительных вопросов, например, о правомерности и о порядке использования ими в повседневной жизни двух или более действительных паспортов, подтверждающих наличие у них гражданства разных государств.

Давайте детально разберемся, в каких случаях возможно двойное гражданство в РФ, может ли у гражданина России иметься второе (множественное) гражданство, насколько правомерно ему иметь двойное или второе гражданство, может ли гражданин РФ использовать в качестве документа, подтверждающего его личность, паспорт гражданина иностранного государства или паспорта граждан нескольких иностранных государств.

Мы рассмотрим вопросы двойного гражданства исключительно с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально.

Но следует знать, что национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере, о чем мы поговорим ниже.

Хотелось бы отметить, что термин «двойное гражданство в РФ» в повседневной жизни воспринимается людьми как любая ситуация, когда у гражданина РФ имеется гражданство хотя бы одного иностранного государства. Но это не всегда верно, так как на самом деле, гражданин России может иметь двойное гражданство «в чистом виде» лишь в двух, достаточно редких на практике случаях.

 

В каких случаях возможно двойное гражданство в РФ

Двойное гражданство «в чистом виде» у гражданина России возможно лишь в том случае, если у Российской Федерации имеется международный договор или международное соглашение с государством второй гражданской принадлежности человека об урегулировании вопросов двойного гражданства.

В связи с этим на практике возможны всего две ситуации.

Ситуация №1.

Как это ни странно звучит, но в настоящее время подобный действующий договор (от 7 сентября 1995 года) имеется у России лишь с одним государством – Таджикистаном.

Таким образом, граждане Таджикистана, при приобретении российского гражданства, в соответствии с вышеуказанным договором (на взаимной основе), сохраняют имеющееся у них гражданство, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».

Ситуация №2.

Ранее действовавшее аналогичное международное соглашение с Туркменистаном от 23 декабря 1993 года прекратило свое действие 18 мая 2015 года. Таким образом, граждане этого государства, принявшие российское гражданство в период действия указанного Соглашения, с точки зрения законодательства России, также сохраняют имеющееся у них гражданство Туркменистана, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».

Как видно из вышеизложенного, возможность гражданину России иметь двойное гражданство «в чистом виде» исчерпывается двумя, достаточно редко встречающимися на практике случаями.

это вовсе не означает, что гражданин России, за исключением вышеуказанных двух случаев, не может иметь, вполне правомерно, гражданство иностранного государства.

 

Может ли гражданин России иметь гражданство другого государства

Гражданин России, и кроме ранее рассмотренных двух случаев, может иметь гражданство иностранного государства.

Сама по себе такая возможность закреплена, например, в ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, которая гласит «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Т. е. российское законодательство на высшем конституционном уровне вполне допускает возможность наличия у гражданина России гражданства иностранного государства.

Причем не имеет никакого значения, количество государств, которые признают гражданина России своим гражданином.

Главное здесь заключается в том, чтобы гражданин России не оформил в установленном порядке выход из имеющегося у него российского гражданства.

В этом случае, он продолжает оставаться российским гражданином, несмотря на приобретение им гражданства или подданства иностранного государства.

При этом следует также знать, что гражданин России, имеющий иностранное гражданство, рассматривается Россией исключительно только как гражданин России, а приобретение им (или наличие) иностранного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ).

По описанным выше причинам подобную ситуацию, вне рамок ранее указанных международных договора и соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, правильнее было бы назвать не «двойное гражданство», а «второе гражданство» — при наличии у гражданина России гражданства одного иностранного государства или «множественное гражданство» — при наличии у гражданина России гражданства нескольких иностранных государств.

 

В каких случаях у гражданина России может иметься второе гражданство

Рассмотри наиболее распространенные на практике ситуации, когда у гражданина России может иметься гражданство иностранного государства, т. е. второе гражданство или «двойное гражданство» в широком смысле.

Ситуация №1.

Иностранный гражданин, при приеме в российское гражданство, как в общем, так и в упрощенном порядке, должен представить документ, подтверждающий его обращение по вопросу отказа от имеющегося у него гражданства иностранного государства либо документ, который подтверждает невозможность такого отказа.

Читайте также:

Гражданство РФ в общем порядке

Гражданство РФ в упрощенном порядке

Обратите внимание, заявитель должен лишь обратиться по данному вопросу, но не обязан оформить фактический выход из имеющегося у него гражданства. Исключение составляет случай, когда иностранный гражданин принимает российское гражданство в качестве носителя русского языка.

Подробности читайте в статьях:

Отказ от иностранного гражданства при получении гражданства РФ

Гражданство для носителей русского языка

Само по себе обращение с заявлением об отказе от имеющегося у иностранного гражданина гражданства в абсолютном большинстве случаев не тождественно фактическому оформлению такого выхода.

И вот почему: большинство национальных законодательств, в том числе российское, предусматривают достаточно сложную процедуру выхода из имеющегося гражданства, например, для этого необходимо представление соответствующего заявления установленной формы и определенных, надлежащим образом оформленных документов, соответствие заявителя определенным требованиям в виде отсутствия неисполненных обязательств и др.

При этом обращения с письменным заявлением произвольной формы об отказе от имеющегося у иностранного гражданина гражданства явно не достаточно для оформления фактического выхода из имеющегося у него гражданства.

Таким образом, приняв гражданство, принеся Присягу гражданина России и получив паспорт (внутренний и (или) заграничный) иностранный гражданин, вполне законно, может сохранить и имеющееся у него гражданство, а значит, и иметь действительный паспорт, удостоверяющий его личность иностранного гражданина.

Этим документом человек может продолжать пользоваться наравне с российским паспортом.

Ситуация №2.

В национальном законодательстве определенного иностранного государства при приобретении его гражданства отсутствует требование о необходимости представления заявителем документа, подтверждающего его фактический выход из имеющегося гражданства. В этом случае, гражданин России при приобретении гражданства этого иностранного государства сохраняет имеющееся у него российское гражданство.

Ситуация №3.

Иностранный гражданин, после проведения проверки наличия у него российского гражданства в соответствии с п. п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации признается российским гражданином. В этом случае у человека также сохраняется имевшееся у него гражданство иностранного государства.

Подробности читайте в статье сайта:

Подтверждение гражданства РФ

На практике возможны и другие ситуации, когда Россия и какое-либо иностранное государство (какие-либо иностранные государства) признают одного и того же человека своим гражданином. Главное при этом заключается в том, что подобная ситуация не противоречит российскому законодательству, а значит, является вполне допустимой и нормальной.

В связи с наличием у гражданина России гражданства иностранного государства у него возникает лишь одна обязанность – подать в установленном российским законодательством порядке в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России письменное уведомление о наличии у него гражданства иностранного государства.

В заключении хотелось бы отметить, что мы рассмотрели вопросы двойного гражданства с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально. Национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере.

Например, в них может закрепляться положение о том, что:

  • при приобретении человеком иностранного гражданства, в том числе гражданства России, он автоматически утрачивает имеющееся у него гражданство;

  • при проживании человека за пределами страны своей гражданской принадлежности в течение определенного времени без постановки на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении влечет автоматическую утрату имеющегося гражданства иностранного государства и др.

Поэтому однозначный вывод о наличии у гражданина РФ гражданства иностранного государства, т. е. двойного гражданства, а значит, и о действительности имеющегося у него паспорта гражданина иностранного государства можно сделать только после ознакомления с требованиями и положениями национального законодательства соответствующего государства либо после получения консультации у соответствующих должностных лиц этого иностранного государства.

Читайте также:

Получение ребенком гражданства РФ

grazdanstvo-rf.ru

Государственные служащие должны отвечать за двойное гражданство перед судом.

Я всегда считал и продолжаю считать, что простые граждане должны иметь право в соответствии с Конституцией РФ беспрепятственно выезжать из страны, въезжать в страну и свободно выбирать место своего жительства внутри страны. Естественно, это касается и права на двойное гражданство, особенно, если речь идет о браке с иностранной гражданкой или гражданином.  Но есть обычные граждане, а есть те, кто выбрал в своей жизни стезю служения Отечеству. И это уже совсем другое дело.

Нельзя быть государственным чиновником и иметь двойное гражданство. Нельзя получать государственную зарплату, иметь властные полномочия и создавать  потихоньку бизнес в другой стране, чтобы потом, после окончания службы переехать в эту страну и качествен рантье или просто «скромного миллионера». Это не просто аморально, это разрушает сам фундамент доверия народа к власти.

На мой взгляд, последние законодательные инициативы направленные на то, чтобы запретить государственным служащим иметь двойное гражданство, имущество и финансовые средства за рубежом, в том числе и их близким родственникам и даже знакомых, (если речь идет о фиктивном владении в интересах гос. служащего) — первый шаг к тому, чтобы превратить государственные должности из «доходных мест» в нормальную работу на пользу общества. При этом обязательно должна быть достаточно жесткая уголовная ответственность за нарушение этих запретов и ограничений..

Конечно,  как говорится, воровали и воровать все равно будут, и дворцы строить тоже будут. Если запретят за рубежом, то наделают «шубохранилищ» здесь в России или теперь в Крыму. Но на своей территории разбираться все же проще: дворец никуда не увезешь.

В этом смысле международные санкции сегодня, как нельзя, кстати, что называется «в тему».

Я бы еще ввел обязательное декларирование крупных расходов,  в том числе и для членов семьи. Главное, чтобы каждый, кто собрался поработать для государства  на любом уровне, начал понимать, что выбрал   жизнь с определенными ограничениями и довольно жесткими.

Власть должна стать служением, а не способом разбогатеть. Все «майданы» возникают именно тогда, когда окончательно забронзовевшие руководители начинают рассматривать свой народ, как нечто второстепенное, прилагающееся к их «важным» должностям. Народ выходит на улицу только тогда, когда вседозволенность и ощущение безнаказанности своих действий превращают обычных людей в государственных преступников, иногда даже не осознающих, что они попирают Закон.

Власть – страшное и тяжелое испытание и далеко не каждый способен пройти его достойно. Именно поэтому и существуют во многих государствах развитая система «обратной связи» и механизм «сдержек и противовесов» не позволяющие власти зарываться,  и при этом гарантирующие законность и правопорядок. Когда эти механизмы  не работают – стабильность и спокойствие государства — в большой опасности.

maxpark.com