Содержание

Налоговый кодекс РФ: Все главы и статьи

Налоговый кодекс РФ: Все главы и статьи




  • Часть 1



  • Раздел I.
    Общие положения


  • Глава 1.
    Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах


  • Глава 2.
    Система налогов и сборов в Российской Федерации


  • Глава 2.1.
    Страховые взносы в Российской Федерации


  • Раздел II.
    Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях


  • Глава 3.
    Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты


  • Глава 3.1.
    Консолидированная группа налогоплательщиков


  • Глава 3.2.
    Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья


  • Глава 3.3.
    Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов


  • Глава 3.4.
    Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица


  • Глава 4.
    Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах


  • Раздел III.
    Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц


  • Глава 5.
    Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц


  • Глава 6.
    Органы внутренних дел. Следственные органы


  • Раздел IV.
    Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов


  • Глава 7.
    Объекты налогообложения


  • Глава 8.
    Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов


  • Глава 9.
    Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа


  • Глава 10.
    Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов


  • Глава 11.
    Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов


  • Глава 12.
    Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм


  • Раздел V.
    Налоговая декларация и налоговый контроль


  • Глава 13.
    Налоговая декларация


  • Глава 14.
    Налоговый контроль


  • Раздел V.1.
    Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний


  • Глава 14.1.
    Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации


  • Глава 14.2.
    Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми


  • Глава 14.3.
    Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица


  • Глава 14.4.
    Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках


  • Глава 14.4-1.
    Представление документации по международным группам компаний


  • Глава 14.5.
    Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами


  • Глава 14.6.
    Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения


  • Раздел V.2.
    Налоговый контроль в форме налогового мониторинга


  • Глава 14.7.
    Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия


  • Глава 14.8.
    Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа


  • Раздел VI.
    Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


  • Глава 15.
    Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений


  • Глава 16.
    Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение


  • Глава 17.
    Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля


  • Глава 18.
    Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение


  • Раздел VII.
    Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц


  • Глава 19.
    Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц


  • Глава 20.
    Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней


  • Раздел VII.1.
    Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам


  • Глава 20.1.
    Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)


  • Глава 20.2.
    Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации


  • Часть 2



  • Раздел VIII.
    Федеральные налоги


  • Глава 21.
    Налог на добавленную стоимость


  • Глава 22.
    Акцизы


  • Глава 23.
    Налог на доходы физических лиц


  • Глава 24.
    Единый социальный налог (статьи 234 – 245) утратила силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 24.07.2009 №213-ФЗ.


  • Глава 25.
    Налог на прибыль организаций


  • Глава 25.1.
    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов


  • Глава 25.2.
    Водный налог


  • Глава 25.3.
    Государственная пошлина


  • Глава 25.4.
    Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья


  • Глава 26.
    Налог на добычу полезных ископаемых


  • Раздел VIII.1.
    Специальные налоговые режимы


  • Глава 26.1.
    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)


  • Глава 26.2.
    Упрощенная система налогообложения


  • Глава 26.3.
    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности


  • Глава 26.4.
    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции


  • Глава 26.5.
    Патентная система налогообложения


  • Раздел IX.
    Региональные налоги и сборы


  • Глава 27.
    Налог с продаж (статьи 347 – 355) утратила силу. – Федеральный закон от 27.11.2001 №148-ФЗ.


  • Глава 28.
    Транспортный налог


  • Глава 29.
    Налог на игорный бизнес


  • Глава 30.
    Налог на имущество организаций


  • Раздел X.
    Местные налоги и сборы


  • Глава 31.
    Земельный налог


  • Глава 32.
    Налог на имущество физических лиц


  • Глава 33.
    Торговый сбор


  • Раздел XI.
    Страховые взносы в Российской Федерации


  • Глава 34.
    Страховые взносы


kodeks.systecs.ru

Федеральные законы Российской федерации о налогах

  • Письмо ФНС России от 31.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О налогообложении дачных земельных участков, используемых физическими лицами в предпринимательской деятельности” (вместе с “Письмом” Минфина России от 29.01.2019 N 03-05-04-02/4987 “О порядке применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации”)

  • Письмо ФНС России от 30.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О расчете земельного налога с применением коэффициентов Кв и Кл” (вместе с “Письмом” Минфина России от 28.01.2019 N 03-05-04-02/4722 “О порядке применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации”, “Письмом” ФНС России от 07.12.2018 N БС-4-21/[email protected] “О порядке применения положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации”)

  • Информация ФНС России

    “Не позднее 1 февраля организациям необходимо сдать отчетность по транспортному и земельному налогам за 2018 год”

  • Информационное письмо Банка России N ИН-04-45/61, ФНС России N ЕД-4-2/[email protected] от 28.01.2019

    “О требованиях Федерального закона N 138-ФЗ и Федерального закона N 244-ФЗ”

  • Письмо Минфина России от 25.01.2019 N 06-04-11/4503

    “По вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации”

  • Письмо ФТС России N 01-11/03828, ФНС России N ММВ-20-17/[email protected] от 25.01.2019

    “О порядке обмена информацией”

  • Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15

    “О Федеральном стандарте бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды””

  • Письмо ФНС России от 24.01.2019 N АС-4-5/[email protected]

    “О направлении писем ФНС России”

  • Письмо ФНС России от 24.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О налогообложении земельных участков, предназначенных для строительства коттеджей”

  • Ведомственный план мероприятий ФНС России в области открытых данных в 2019 – 2020 годах

    “График раскрытия приоритетных социально-значимых наборов данных ФНС России по реализации мероприятий в области открытых данных на 2019 год”) (приложение N 2 к приказу ФНС России от 24.01.2019 N ММВ-7-17/[email protected])

  • Письмо ФНС России от 23.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О направлении письма Минфина России о налогообложении строящихся судов” (вместе с “Письмом” ФНС России от 20.12.2018 N БС-4-21/[email protected] “О транспортном налоге”, “Письмом” Минфина России от 21.01.2019 N 03-05-04-04/2679)

  • Письмо ФНС России от 23.01.2019 N БС-4-11/[email protected]

    “О порядке налогообложения доходов физических лиц” (вместе с “Письмом” Минфина России от 27.12.2018 N 03-04-07/95343)

  • Письмо Минфина России от 22.01.2019 N 09-10-07/3233

    “О формировании в 2019 году соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации”

  • Письмо ФНС России от 22.01.2019 N БА-4-1/[email protected]

    “О формировании статистической налоговой отчетности”

  • Письмо ФНС России от 22.01.2019 N БА-4-1/[email protected]

    “О поступлениях налогов и сборов в федеральный бюджет”

  • Письмо ФНС России от 21.01.2019 N СД-4-3/[email protected]

    “О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 17.12.2018) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ”

  • Письмо ФНС России от 21.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О новой форме налогового уведомления”

  • Письмо Минфина России N 02-06-07/2735, Казначейства России N 07-04-05/02-933 от 21.01.2019

    “О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2018 год”

  • Письмо Минфина России N 02-06-07/2736, Казначейства России N 07-04-05/02-932 от 21.01.2019

    “О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2018 год”

  • Приказ ФНС России от 18.01.2019 N ММВ-7-4/[email protected]

    “Об утверждении планов-графиков дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы в образовательных учреждениях, находящихся в ведении ФНС России, на 2019 год”

  • Письмо ФНС России от 18.01.2019 N СД-4-3/[email protected]

    “О налоге на добавленную стоимость”

  • Приказ ФНС России от 18.01.2019 N ММВ-7-10/[email protected]

    “О внесении изменений в приказ ФНС России от 01.09.2017 N ММВ-7-10/[email protected] “Об утверждении Порядка организации централизованного хранения документов”

  • Письмо Минфина России от 18.01.2019 N 02-05-10/2215

    “О реализация мероприятий национального проекта”

  • Приказ ФНС России от 18.01.2019 N ММВ-7-17/[email protected]

    “Об утверждении Положения о Консультативном совете ФНС России по вопросам налогообложения иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями”

  • Письмо ФНС России от 18.01.2019 N БС-4-11/[email protected]

    “О налогообложении доходов физических лиц” (вместе с “Письмом” Минфина России от 11.01.2019 N 03-04-07/442)

  • Письмо ФНС России от 18.01.2019 N БС-4-11/[email protected]

    “О порядке налогообложения доходов физических лиц” (вместе с “Письмом” Минфина России от 26.12.2018 N 03-04-07/95052)

  • Приказ ФНС России от 18.01.2019 N ММВ-7-19/[email protected]

    “О внесении изменений в План мероприятий по достижению значения показателя “доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме” к 2018 году – не менее 70 процентов, утвержденный приказом ФНС России от 21.09.2015 N ММВ-7-6/[email protected]

  • Приказ ФНС России от 01.09.2017 N ММВ-7-10/[email protected] (ред. от 18.01.2019)

    “Об утверждении Порядка организации централизованного хранения документов”

  • Приказ ФНС России от 21.09.2015 N ММВ-7-6/[email protected] (ред. от 18.01.2019)

    “Об утверждении Плана мероприятий по достижению значения показателя “доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме” к 2018 году – не менее 70 процентов”

  • Письмо ФНС России от 17.01.2019 N БС-4-21/[email protected]

    “О приеме налоговых деклараций по земельному налогу”

  • nalogcodex.ru

    8. Налоговое законодательство

    Налоговое законодательство – это
    совокупность правовых норм, закрепленных
    в Федеральных законах, законах субъекта
    РФ и актах органов местного самоуправления,
    которые у3станавливают виды налогов в
    государстве, порядок их взимания и
    регулируют отношения, связанные с
    возникновением, изменением и прекращением
    налоговых обязательств.

    В состав законодательства РФ о налогах
    и сборах входят:

    1. Законодательство РФ о налогах и
    сбора
    х; Налоговый кодекс РФ и иные
    принятые в соответствии с НК федеральные
    законы о налогах и сборах. НК устанавливает
    систему налогов и сборов, взимаемых в
    федеральный бюджет, а также общие
    принципы налогообложения, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

    2) основания возникновения и порядок
    исполнения обязанностей по уплате
    налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в
    действие и прекращения действия ранее
    введенных налогов и сборов субъектов
    РФ и местных налогов и сборов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков,
    налоговых органов и других участников
    отношений, регулируемые законодательством
    о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых
    правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых
    органов и действий их должностных лиц.

    2. Законодательство субъектов РФ о
    налогах и сборах
    ; законы субъектов
    РФ, принятые в соответствии с НК; иные
    нормативные правовые акты о налогах и
    сборах, принятые законодательными
    органами субъекта РФ;

    3. Нормативные правовые акты муниципальных
    образований о местных налогах и сборах,
    принятые в соответствии с НК РФ.

    Допускается установление особых видов
    пошлин либо дифференцированных ставок
    ввозных таможенных пошлин в зависимости
    от страны происхождения товара в
    соответствии с НК и таможенным
    законодательством РФ.

    Нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам налогообложения

    Нормативные правовые акты исполнительных
    органов власти по вопросам налогообложения
    включают:

    1. Акты органов общей компетенции: указы
      Президента РФ; постановления Правительства
      РФ; подзаконные нормативные правовые
      акты по вопросам, связанным с
      законодательством о налогах и сборах,
      принятые органами исполнительной
      власти субъектов РФ; подзаконные
      нормативные правовые акты по вопросам,
      связанным с налогообложением, принятые
      органами местного самоуправления;

    2. Акты органов специальной компетенции
      – ведомственные подзаконные нормативные
      акты органов специальной компетенции
      по вопросам, связанным с налогообложением,
      издание которых прямо предусмотрено
      НК. (Минфин, Минэкономразвитие, ФНС).

    Нормы налогового законодательства
    обладают юридической силой на всей
    территории РФ. Нормы законодательства
    о налогах и сборах субъектов РФ обладают
    юридической силой на территории этого
    субъекта РФ, а принятые органами местного
    самоуправления – на территории
    соответствующего муниципального
    образования.

    По общему правилу все акты законодательства
    о налогах и сборах вступают в силу не
    ранее чем по истечении одного месяца
    со дня их официального опубликования.
    Для отдельных видов актов законодательства
    в НК предусмотрены дополнительные
    условия их вступления в силу:

    – акты федерального, регионального или
    местного законодательства, устанавливающие
    новые налоги, вступают в силу не ранее
    1-го января года, следующего за годом их
    принятия;

    – все остальные акты законодательства
    о налогах вступают в силу не ранее 1-го
    числа очередного налогового периода.

    Статья 5 НК устанавливает определенные
    правила в отношении обратной силы актов
    налогового законодательства:

    1. Акты, устанавливающие новые налоги и
      сборы, повышающие налоговые ставки,
      размеры сборов, устанавливающие или
      отягчающие ответственность за нарушение
      законодательства о налогах и сборах,
      устанавливающие новые обязанности или
      иным образом ухудшающие положение
      налогоплательщиков, а также иных
      участников отношений, регулируемых
      законодательством о налогах и сборах,
      обратной силы не имеют.

    2. Акты, устраняющие или смягчающие
      ответственность за нарушение
      законодательства либо устанавливающие
      дополнительные гарантии защиты прав
      налогоплательщиков, налоговых агентов,
      их представителей, имеют обратную
      силу.

    3. Акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие
      размеры ставок налогов, устраняющие
      обязанности налогоплательщиков,
      плательщиков сборов, налоговых агентов,
      их представителей или иным образом
      улучшающие их положение, могут иметь
      обратную силу, если прямо предусматривают
      это.

    Данные положения распространяются
    также на нормативные правовые акты о
    налогах и сборах федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов РФ,
    органов местного самоуправления.

    Признание нормативного правового акта
    не соответствующимНК РФ осуществляется
    в судебном порядке. Правительство РФ,
    а также иной орган исполнительной власти
    или исполнительный орган местного
    самоуправления, принявшие указанный
    акт, вправе до судебного рассмотрения
    отменить этот акт или внести в него
    необходимые изменения.

    Сроки, установленные законодательствомо налогах и сборах, определяются
    календарной датой, указанием на событие,
    которое должно неизбежно наступить,
    или на действие, которое должно быть
    совершено, либо периодом времени, который
    исчисляется годами, кварталами, месяцами
    или днями.

    Течение срока начинается на следующий
    день после календарной даты или
    наступления события, которым определено
    его начало.

    Если окончание срока приходится на
    месяц, в котором нет соответствующего
    числа, то срок истекает в последний день
    этого месяца.

    Срок, определенный днями, исчисляется
    в рабочих днях, если срок не установлен
    в календарных днях. В случаях, когда
    последний день срока приходится на
    день, признаваемый выходным или нерабочим
    праздничным днем, днем окончания срока
    считается ближайший следующий за ним
    рабочий день.

    Участниками отношений, регулируемых
    законодательством о налогах и сборах,
    являются:

    1) организации и физические лица,
    признаваемые в соответствии с НК РФ
    налогоплательщиками или плательщиками
    сборов;

    2) организации и физические лица,
    признаваемые в соответствии с НК РФ
    налоговыми агентами;

    3) налоговые органы;

    4) таможенные органы.

    Под налогомпонимается обязательный,
    индивидуально безвозмездный платеж,
    взимаемый с организаций и физических
    лиц в форме отчуждения принадлежащих
    им на праве собственности, хозяйственного
    ведения или оперативного управления
    денежных средств в целях финансового
    обеспечения деятельности государства
    или муниципальных образований.

    Под сборомпонимается обязательный
    взнос, взимаемый с организаций и
    физических лиц, уплата которого является
    одним из условий совершения в отношении
    плательщиков сборов государственными
    органами, органами местного самоуправления,
    иными уполномоченными органами и
    должностными лицами юридически значимых
    действий, включая предоставление
    определенных прав или выдачу разрешений
    (лицензий).

    studfiles.net

    § 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

    § 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

    Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной сиры не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917.

    Налог – это обязательный, безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина – это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с НК РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

    Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие – внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

    Классификацию налогов можно проводить по разным признакам. Законодательство подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Налоговая система России включает в себя различные виды налогов. Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационные курортные сборы и др.

    В настоящем учебном пособии рассматривается только налоговое законодательство России.

    Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью – «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.

    В настоящий период наблюдается процесс кодификации налогового законодательства, кардинального его обновления.

    Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны уплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал, так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала, то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата, прибыль, рента, проценты). Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые и процентные (квоты). Ставки непосредственно, как правило указываются в законе о налоге.

    С целью сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика вводятся налоговые льготы, которые подразделяются на три группы:

    – изъятия; – скидки; – налоговые кредиты.

    Изъятие– выведение из-под налогообложения отдельных предметов налогового обложения. Например, выигрыши по государственным займам не включаются в состав облагаемого дохода.

    Скидки – сокращение налоговой базы.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    law.wikireading.ru

    Статья 1 НК РФ. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (действующая редакция)

    1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

    2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

    4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

    6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса “законодательство о налогах и сборах”.

    7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

    Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

    В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

    www.zakonrf.info

    Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (действующая редакция)

    1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

    3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

    Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

    Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

    Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

    В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

    Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

    Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

    5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

    6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

    7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

    Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

    виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

    ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

    налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

    особенности определения налоговой базы;

    налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

    www.zakonrf.info

    Налоговая система России | Законодательство стран СНГ

    Налоговая система России

    Общие сведения

    Главным налоговым законом России является
    Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

    Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей.
    Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность
    участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

    Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

    Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней:
    федеральные налоги,
    региональные налоги,
    местные налоги

    Федеральные налоги и сборы

    Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и
    десяти процентам.

    Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт,
    некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

    Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

    Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

    Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

    Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки
    различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

    Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер
    зависит от вида испрашиваемого действия.

    Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса.
    Размер ставки зависит от вида добычи.

    Региональные налоги и сборы.

    Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

    Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

    Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями
    и не может превышать 2.2 процента стоимости.

    Местные налоги и сборы.

    Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный
    НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

    Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости
    и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

    Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

    Специальные налоговые режимы.

    В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

    Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть
    процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

    Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом
    расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и
    Севастополя предусмотрены льготы.

    Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в
    НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики – организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие
    перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона.  Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты.
    Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

    Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании
    ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”. Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых
    федеральных налогов.

    Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально
    возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

    Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

    В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

    Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается.
    На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации.
    Также налоговое законодательство можно характеризовать как “аграрно ориентированное”, то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

    Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем
    увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

    Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

    © СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

    www.ru.spinform.ru