Обязательные локальные нормативные акты в организации

Российское трудовое законодательство отводит важное место в регулировании трудовых правоотношений локальным нормативным актам, признавая их элементом системы источников трудового права. Отводя данному источнику права регулирования ряда важнейших вопросов, законодательство не закрепляет при этом перечня локальных нормативных актов, которые необходимо принимать работодателю в императивном порядке.

Отсутствие подобного правового регулирования на практике зачастую порождает нарушение трудовых прав работников, ввиду отсутствия акта, которым устанавливались бы определенные права работников, что создает проблему, которую необходимо разрешать на законодательном уровне.

Трудовой кодекс РФ не содержит определения локального нормативного акта, однако, некоторые авторы выводят его дефиницию, исходя из содержания положений ч.1 ст.8 ТК РФ. В частности, Лушников А.М. и Лушникова М.В. определяют локальные нормативные акты как «акты, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями». Кроме того, в юридической литературе можно найти попытки дать общеотраслевое понятие локального нормативного акта.

Поскольку Трудовой кодекс не устанавливает перечня обязательных локальных нормативных актов, это влечет за собой дефект трудового права. Под дефектами трудового права понимаются недостатки, противоречия, несовершенство трудоправовых норм и трудоправовых конструкций, которые приводят к проблемам правоприменения, нарушению трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Поскольку дефекты как правовое явление носят негативный оттенок, то их необходимо устранять, в первую очередь, на законодательном уровне.

На вопрос о необходимости закрепления обязательного перечня локальных нормативных актов имеются различные точки зрения. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников считают, что работодателю самому должно быть предоставлено право определять круг вопросов, которые регулируются на локальном или индивидуально-правовом уровнях.

Прямо противоположной точки зрения придерживается Е.Б. Хохлов, который указывает, что ситуация с тем, что издание локальных актов не является обязанностью работодателя, «является упущением со стороны государства».4

Солидарен с Хохловым и Г.В. Хныкин, который предлагает установить перечень локальных нормативных актов, которые обязательно должны приниматься работодателем:

  • Штатное расписание;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Должностные инструкции;
  • Положения об оплате труда, инструкции об оплате труда;
  • Положения о комитетах и комиссиях по охране труда.

Представляется необходимым также дополнить данный перечень графиком отпусков, поскольку непринятие данного локального нормативного акта влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на отдых.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить необходимость установления на законодательном уровне перечня обязательных локальных нормативных актов. В этот перечень необходимо включить штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения об оплате труда, инструкции об оплате труда, положения о комитетах и комиссиях по охране труда, график отпусков. Также, считается необходимым установить административную ответственность за непринятие какого-либо локального акта из числа обязательных.

Статья на тему обязательные локальные нормативные акты

idaten.ru

Перечень локальных актов

Наименование локального акта Дата утверждения
1. Локальный акт организационного характера деятельности
Положение о нормативных локальных актах
2. Локальные акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений
Положение об очном отделении
Положение о заочном отделении
Положение об учебной части
Положение об учебно-производственных мастерских
Положение об учебно-методической деятельности учебного кабинета, лаборатории, мастерской
Положение о службе содействия трудоустройству выпускников
Положение об отделе информационных технологий
Положение о службе охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса
Положение об отделении дополнительного профессионального образования
Положение о библиотеке
Положение о методическом центре
Положение о бассейне
Положение об отделе кадров
Положение о бухгалтерии
Положение о музее
3. Локальные акты, регламентирующие организацию, содержание образовательного процесса
Положение о языке образования в техникуме
Положение о режиме занятий обучающихся
Положение о расписании учебных занятий в техникуме
Положение о практике студентов, осваивающих образовательные программы основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования
Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
Положение о портфолио обучающегося (студента)
Положение о внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся и студентов
Положение об организации и проведении конкурсов и олимпиад
О порядке регламентации и оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся
Положение о порядке участия студентов в формировании содержания своего профессионального образования
Положение о порядке реализации права обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение
Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Положение о порядке перевода, восстановления и отчисления студентов
Положение об организации образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования или среднего общего образования
Положение об оформлении зачетной книжки
Положение о студенческом билете
Положение о порядке формирования, ведения и хранения личных дел студентов техникума
Положение о хранении в архиве информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ
Положение о порядке пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта
Положение о порядке пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, освающиx учебные курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС СПО и (или) получающих платные образовательные услуги
4. Локальные акты, регламентирующие выдачу документов об образовании
Положение о порядке выдачи документов о квалификации
Положение о порядке выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании
5. Локальные акты, регулирующие работу органов самоуправления
Положение об общем собрании работников техникума и обучающихся
Положение о совете техникума
Положение о педагогическом совете
Положение о методическом совете
Положение о совете родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) техникума
Положение о стипендиальной комиссии
Положение о студенческом совете
Положение о попечительском совете
Положение о предметно-цикловой комиссии
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Положение о совете профилактики правонарушений в студенческой среде
Положение о порядке учета мнений совета родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся при выборе меры дисциплинарного взыскания для обучающихся
Положение о порядке учета мнения совета обучающихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации
6. Локальные акты, регламентирующие организацию контроля образовательной деятельности и оценки качества образования
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
Положение о контроле образовательного процесса
Положение о государственной итоговой аттестации
Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
7. Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников
Правила внутреннего распорядка для работников
Положение о соотношении учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года
Этический кодекс
Положение о стажировке педагогических работников
Положение о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности
Положение об аттестационной комиссии по установлению внутридолжностной категории специалистам и служащим
Положение об аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории
Положение о порядке реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами
8. Локальные акты, регламентирующие прием в техникум
Положение о профориентационной работе
Положение о приемной комиссии
Правила приема
Положение о маркетинговой деятельности
9. Локальные акты , регламентирующие дополнительные академические права и меры социальной и материальной поддержки, предоставляемые обучающимся
Положение о стипендиальном обеспечении и материальной поддержке студентов программ подготовки среднего профессионального образования и слушателей программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих
Положение о свободном посещении занятий студентами очной формы обучения
Положение о поощрении обучающихся
Положение о порядке предоставления академических отпусков студентам
Положение об организации горячего питания
10. Локальные акты, регламентирующие научно-методическую деятельность
Положение о методической работе
Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, профессионального модуля
Положение о методических разработках
Положение об экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю
Положение о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям и профессиям спо
Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ среднего профессионального образования
Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Положение о формировании фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Положение о школе молодого педагога
11. Локальные акты о сайте, информационной среде, доступе ИТС и базам данных
Положение о единой информационной среде
Положение об официальном сайте
Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных
12. О социальной и воспитательной работе
Положение об общежитии
Правила внутреннего распорядка в студенческом общежитии
Правила поведения студентов техникума
Положение о дежурстве
Положение о спартакиаде студентов техникума
Положение о смотре-конкурсе на лучшую группу техникума
Положение о приеме, обучении, воспитании и содержании обучающихся из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Положение о внутритехникумовском конкурсе на лучшую комнату общежития
Положение о кураторе студенческой группы техникума
Положение об объединениях учащихся
Положение о старосте группы в техникуме
Положение о порядке посещения студентами по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом
Положение о порядке применения мер дисциплинарного взыскания
13. Локальные нормативные акты, регламентирующие безопасность и охрану труда
Положение о комиссии по охране труда
Положение о порядке расследования несчастных случаев на производстве
Положение о порядке выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением
Об антикоррупционной политике

ap47.ru

Система локальных нормативных актов в организации

Зарегистрировать фирму сейчас не проблема. А вот что дальше? Ни для кого не секрет, что «жизнь» даже небольшой компании требует сил и внимания, а главное – знаний. Можно ли предвосхищать проблемы, держа под контролем все сферы деятельности? При грамотном подходе – несомненно. И в этом вам поможет система локальных нормативных актов организации. Например, в сфере трудовых отношений внутренние документы позволят регламентировать даже такие вопросы, которые в Трудовом кодексе не раскрыты или являются спорными. Более того, некоторые моменты работодатель просто обязан урегулировать на локальном уровне. Итак, посмотрим, какие документы должны быть в компании и какие требования предъявляет к ним закон.

В каждой организации действуют собственные нормативные акты, регулирующие внутреннюю деятельность компании. Часть 1 ст. 8 ТК РФ предусматривает, что работодатели (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, принимают локальные нормативные акты (ЛНА), содержащие нормы трудового права.

Читайте также:

Ошибки кадровика, о которых расскажут локальные акты>>>

Таким образом, нормативные документы работодателя, регламентирующие кадровые вопросы, являются отраслевой разновидностью корпоративных документов.

Читайте также:

ЗНАЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Для работника локальные нормативные акты работодателя относятся к общим условиям найма и определяют содержание трудовых обязанностей в дополнение к требованиям закона и трудового договора. Именно поэтому работодатель при приеме на работу (до заключения трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Действительно, ознакомление работника с ЛНА работодателя обязательно должно предшествовать заключению трудового договора: возможно, положения, содержащиеся в этих документах, повлияют на принятие работником решения по поводу работы у конкретного работодателя.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Видов ЛНА довольно много и Локальные нормативные акты многочисленны и разнообразны. Кклассифицировать их можно по нескольким критериям.

Обратите внимание!
Статья 22 ТК РФ к правам работодателя относит принятие локальных нормативных актов, а к основным обязанностям – ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью

Критерий 1. Степень важности.

Все локальные нормативные акты по умолчанию имеют равную юридическую силу относительно друг друга. В то же время не исключено, что самими актами будет введена их особая иерархия, допустим – в зависимости от даты принятия документа.

Критерий 2. Временные характеристики.

По сроку действия ЛНА подразделяются на акты постоянного действия (например, Правила внутреннего трудового распорядка), которые сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены или изменения, и акты с определенным сроком действия, устанавливаемым самим локальным актом (например, штатное расписание, связанное с конкретным бизнес-планом на определенный срок, график отпусков, действующий в течение календарного года в силу прямого указания закона).

Критерий 3. Пространственный.

По данному критерию локальные акты делятся на применяемые в организации в целом и в отдельных структурных подразделениях. При этом следует соблюдать принцип недопущения дискриминации. Распространение ЛНА только на отдельные подразделения организации должно быть объективно обусловлено наличием производственной специфики, особых условий работы, местом нахождения структурного подразделения и т. д.

Критерий 4. Процедура принятия.

По этому критерию ЛНА можно разделить на три группы:
1) принимаемые уполномоченным представителем работодателя единолично;
2) принимаемые уполномоченным представителем работодателя с учетом мнения представительного органа работников;
3) принимаемые уполномоченным представителем работодателя по согласованию с представительным органом работников.

Два последних способа принятия ЛНА предусмотрены нормами ст. 8 и 372 ТК РФ и применяются в ситуациях, когда в организации есть представительный орган работников. Причем это может быть как профсоюз, так и иной представительный орган.

Обратите внимание: в одних случаях Кодекс требует учитывать мнение именно выборного органа первичной профсоюзной организации, а в других – представительного органа работников (без такого уточнения) (табл. 1).

Обратите внимание!
Если в организации нет представительного органа работников, то работодатель принимает локальный нормативный акт самостоятельно

Следует заметить, что в большинстве случаев закон связывает порядок принятия документа не с наименованием локального нормативного акта, а с его содержанием.

Например, с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормы о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ) и о системе оплаты труда в организации (ч. 2 и 4 ст. 135 ТК РФ).

При разработке и утверждении локальных нормативных актов действует правило: если нет соответствующего представителя – мнение коллектива не учитывается. Работники имеют право создавать свои представительные органы или не делать этого – по своему усмотрению.

В нашей организации в начале года был принят пакет локальных документов. До этого времени у нас, конечно, действовали Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение о защите персональных данных, но эти документы не в полном объеме регулировали кадровые вопросы. Было принято решение о разработке новых локальных актов, посвященных отдельным вопросам: например, испытанию при приеме на работу, аттестации. Профсоюза в нашей организации нет, и директор утверждал их единолично.
В настоящее время мы знакомим персонал с новыми документами. Некоторые работники заявили, что акты приняты незаконно, так как в нашей организации якобы действует представительный орган работников (не профсоюз). Мы же считаем, что порядок утверждения локальных нормативных актов был соблюден, поскольку никто не поставил в известность руководителя о существовании какого-либо представительного органа.

Вы совершенно правы. Работодатель, принимая локальный нормативный акт, обязан учитывать мнение представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации, если в нее входит не менее половины сотрудников данного работодателя) только при условии существования такого органа и доведения информации об этом до уполномоченного представителя работодателя в официальном порядке. «Гадать» о наличии представителя трудового коллектива руководитель организации не должен, равно как и предлагать его избрать в случае, если предстоит принять акт, требующий учета мнения представителей работников.

Участие представительного органа работников в процедуре принятия локальных нормативных актов

Мнение какого представительного органа требуется учитывать Принимаемый ЛНА Статья ТК РФ
Требуется учёт мнения представительного органа работников (в т. ч. выборного органа первичной профсоюзной организации) ЛНА, устанавливающий порядок проведения аттестации Часть 2 ст. 81
ЛНА, устанавливающий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём Статья 101
График сменности Часть 3 ст. 103
ЛНА, устанавливающий системы оплаты труда Часть 4 ст. 135
ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда Часть 3 ст. 147
ЛНА, устанавливающий конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день Часть 2 ст. 153
ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время Часть 3 ст. 154
ЛНА, определяющий применение систем нормирования труда Часть 1 ст. 159
ЛНА, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда Часть 1 ст. 162
Правила внутреннего трудового распорядка Часть 1 ст. 190
ЛНА, определяющий формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей Часть 3 ст. 196
ЛНА, устанавливающий нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения Часть 2 ст. 221
Случаи, в которых требуется учёт мнения именно выборного органа первичной профсоюзной организации ЛНА, устанавливающий разделение рабочего дня на части Статья 105
ЛНА, определяющий размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочий праздничные дни, в которые они привлекались к работе Часть 3 ст. 112
ЛНА, устанавливающий порядок и условия предоставления дополнительных отпусков работникам Часть 2 ст. 116
График отпусков Часть 1 ст. 123
Правила и инструкции по охране труда для работников Часть 2 ст. 212
ЛНА, устанавливающий порядок применения вахтового метода Часть 4 ст. 297
ЛНА, устанавливающий размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере Часть 4 ст. 302
ЛНА, устанавливающие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Часть 8 ст. 325
ЛНА, устанавливающие размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Часть 5 ст. 326
ЛНА, устанавливающие особенности регулирования труда спортсменов, тренеров Часть 3 ст. 3481

Скачать таблицу

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И «ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ» ЛНА В ОРГАНИЗАЦИИ

В связи с предоставленными работодателю свободой локального нормотворчества и правом принятия управленческих решений одним из самых сложных вопросов является обязательность принятия тех или иных ЛНА. Состав локальных нормативных актов, обязательных для каждого работодателя, установлен законом. Эти документы прямо названы в тексте отдельных статей ТК РФ.

Например, ч. 4 ст. 189 ТК РФ предусматривает, что Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Такая формулировка позволяет сделать вывод, что каждый работодатель должен закрепить перечисленные вопросы в локальном акте – Правилах внутреннего трудового распорядка.

Локальные нормативные акты, наличие которых обязательно у всех работодателей (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)

Наименование ЛНА Статья ТК РФ Краткая характеристика
Штатное расписание Часть 2 ст. 57 Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации
Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных, например, Положение о порядке обработки и защите персональных данных Пункт 8 ст. 86 Устанавливают порядок обработки персональных данных работников, порядок передачи персональных данных работников в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя, а также права и обязанности работника и работодателя в этой области
График отпусков Часть 1 ст. 123 Определяет ежегодную очерёдность предоставления оплачиваемых отпусков
Документы, устанавливающие систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда и премировании Часть 4 ст. 135 Закрепляют применяемую работодателем систему оплаты труда работников, в т. ч. решение вопроса о составных частях заработной платы, их размерах, порядке и условиях выплаты
Правила внутреннего трудового распорядка Часть 4 ст. 189 Регламентируют в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя
Правила и инструкции по охране труда для работников Часть 2 ст. 212 Закрепляют общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены; требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончании работы; требования безопасности в аварийных ситуациях

Скачать таблицу

Некоторые ЛНА становятся обязательными для отдельных работодателей с учетом особенностей их деятельности, установленных в организации условий труда и других факторов.

Например, для организации аттестации работников работодатели принимают локальные нормативные акты, определяющие порядок ее проведения (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Некоторые ЛНА, наличие которых обязательно у отдельных работодателей (с учетом специфики их деятельности)

Наименование ЛНА Статья ТК РФ Краткая характеристика
Документы, устанавливающие порядок проведения аттестации, например, Положение об аттестации Часть 2 ст. 81 Устанавливают порядок аттестации, круг подлежащих ей работников (перечень должностей), сроки и правовые последствия аттестации и другие вопросы
Перечень должностей с ненормированным рабочим днём Статья 101 Определяет перечень должностей работников, которым устанавливается работа с ненормированным рабочим днём, может также предусматривать продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за работу в режиме ненормированного рабочего дня
График сменности Часть 3 ст. 103 Устанавливает число смен, начало и окончание работы каждой смены, перерывы для отдыха и порядок чередования смен при сменной работе
Документы, устанавливающие разделение рабочего дня на части, например, Положение о разделении рабочего дня на части Статья 105 Устанавливают разделение рабочего дня на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивности которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы
Документ, устанавливающий порядок применения вахтового метода, например, Положение о вахтовом методе работ Часть 4 ст. 297 Регламентиует порядок организации вахтовых посёлков, продолжительность вахты, учёт рабочего времени, режимы труда и отдыха, гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим вахтовым методом, и другие вопросы

Скачать таблицу

В нашей компании разработаны и утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, которыми регламентируются все аспекты трудовых отношений. Так, большой раздел посвящен обработке и защите персональных данных, подробно прописаны размеры составных частей оплаты труда, предусмотрены правила и условия их начисления. Фактически в компании из локальных нормативных актов действуют только ПВТР, а также каждый год утверждаются новые штатное расписание и график отпусков. Является ли это нарушением трудового законодательства?

На практике может сложиться такая ситуация, что Правилами внутреннего трудового распорядка будет определяться большой круг вопросов. ПВТР могут и закреплять систему оплаты труда работников, и устанавливать порядок обработки их персональных данных. В этом случае можно говорить, что все моменты, которые работодатель должен решить на локальном уровне, он закрепил в ПВТР, и принятия отдельных документов по этим вопросам не требуется. Работодатель может подробно регламентировать те или иные вопросы в отдельных ЛНА, но может и ограничиться их закреплением в ПВТР.

Не будет также нарушением включить в ПВТР в качестве составных частей и такие положения, которые должны действовать у отдельных работодателей с учетом специфики их деятельности.

В частности, перечень должностей с ненормированным рабочим днем, как правило, является приложением к ПВТР. В отдельных разделах ПВТР можно предусмотреть нормы разделения рабочего дня на части, порядок выплаты дополнительного вознаграждения, гарантии, предоставляемые работникам, направляемым в командировку, и пр.

Все вопросы оплаты труда, в т. ч. порядок и размеры ее повышения при работе в особых условиях (труд в ночное время, в выходные или нерабочие праздничные дни, сверхурочно), также могут решаться в ПВТР или в отдельном документе, посвященном оплате труда, например в Положении об оплате труда.

Наконец, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, прямо не предусмотренные трудовым законодательством, но необходимые для регулирования трудовых отношений.

Некоторые ЛНА, наличие которых у работодателя необязательно, но необходимо для регулирования трудовых отношений

Наименование ЛНА Краткая характеристика
Положения о структурных подразделениях организации Определяют правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений, входящих в состав организации
Должностные инструкции Устанавливают функции, права, обязанности и ответственность по отдельным должностям
Документы, предусматривающие правила установления и прохождения испытания, например, Положение об испытании Регламентируют процедуры установления испытания при заключении трудового договора, порядок его прохождения, способы оформления результатов, последствия неудовлетворительных результатов испытания и другие вопросы, связанные с проверкой соответствия работника выполняемой им работе

Скачать таблицу

Такие документы, как положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников, законом не предусмотрены, и работодатель не обязан их разрабатывать и применять. Однако на практике многие работодатели предпочитают разработать и утвердить комплекс таких документов и руководствоваться им в работе. Например, должностные инструкции, содержащие квалификационные требования для занятия определенной должности, права, обязанности и ответственность работников, эту должность занимающих, широко применяются при отборе кандидатов, при проверке соответствия занимаемой должности в период испытания и в других ситуациях.

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ДОКУМЕНТА

Создание каждого локального нормативного акта проходит обязательные стадии: составление текста, оформление, согласование с заинтересованными должностными лицами, утверждение и введение в действие. В определенных законом случаях, как мы уже отмечали, принятие локального нормативного акта связано с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель самостоятельно организует работу по разработке системы локальных нормативных актов. Полагаем, что в этом процессе должны участвовать специалисты – работники структурных подразделений, должностные лица, имеющие соответствующие знания и профессиональные навыки в той или иной области.

Например, ответственным за разработку положения о структурном подразделении и должностных инструкций работников этого подразделения, как правило, является его руководитель. Указанные документы обычно согласовываются со специалистами бухгалтерии, кадровой службы и юристом.

К подготовке каких ЛНА могут привлекаться работники кадровых подразделений?

График отпусков, например, подписывает руководитель кадровой службы, а значит, именно это подразделение отвечает за составление сводного графика отпусков на очередной календарный год.

Помимо создания этого документа, специалисты кадровой службы обычно готовят проекты ПВТР, положения о порядке обработки персональных данных работников, участвуют в разработке штатного расписания, положения об оплате труда, графиков сменности и других документов.

Форма ЛНА

Для локальных нормативных актов конкретных требований относительно их вида (формы) законом не предусмотрено. Поэтому решение основных вопросов в этой части остается на усмотрение работодателя.

Структура ЛНА

Структура локального акта обусловлена его содержанием: у каждого документа имеется собственная логика построения текста и его расположение внутри документа – с использованием различных выработанных практикой структурных единиц (заголовки, оглавление, преамбула, части, разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, примечания, приложения, заключительные положения и т. д.).

В нашей организации сложилась весьма интересная ситуация с «наведением порядка» в локальных актах. Руководитель хочет сначала утвердить «стандарт», где были бы подробно прописаны правила составления, оформления и утверждения локальных актов, а уже затем вносить изменения в принятые документы и принимать новые. Получается, что мы должны написать некую инструкцию по созданию ЛНА. Как в такой инструкции прописать требования к структуре текста внутреннего документа?

Чтобы унифицировать структуру и «внешний вид» внутренних документов, а главное учесть все требования закона при их утверждении и ничего не упустить, такая инструкция действительно не помешает. В ней можно предусмотреть, например, следующие правила к структуре текста ЛНА.

Правило 1. Все структурные единицы нормативного акта – во избежание путаницы – должны иметь сквозную нумерацию, крупные структурные единицы – собственные заголовки, выполняющие информационную функцию.

Правило 2. Материал должен располагаться от более важных предписаний к менее важным, исключение следует за правилом, после обязанностей следует ответственность за их невыполнение; материальные предписания располагаются перед процедурными, последние – перед процессуальными.

Определение структуры локального нормативного акта закон оставляет на усмотрение работодателя. Поэтому разработчики в своей организации могут предусмотреть любые правила, исходя из собственной практики создания ЛНА.

Язык и стиль локального нормативного акта

Языковые требования к нормативному правовому акту целесообразно рассматривать, основываясь на языковых (лексических) средствах языка: грамматических предложениях, юридических фразеологизмах, словах и аббревиатурах – основных языковых средствах. В соответствии с п. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации является русский. Следовательно, при создании нормативного документа требуется соблюдение именно его правил, требований и норм.

Стиль изложения нормативного документа должен носить нейтрально-беспристрастный оттенок, исключая экспрессию, эмоции, жаргон, ненормативную лексику. Слова и выражения должны быть по возможности общеизвестными и исключающими многозначность толкования, а введение новых терминов, в т. ч. иноязычных, обязательно должно сопровождаться их определениями.

Предложения следует делать короткими, повествовательными или утвердительными. Допускается использовать конструкции неполного предложения без подлежащего либо с употреблением отвлеченно-обобщенных форм и конструкций, слов «все», «никто», «каждый», «участники», «работники» и т. п.

Порядок учета мнения представительного органа работников

Порядок учета мнения представительного органа работников, определенный ст. 372 ТК РФ, изменить нельзя. Нормы этой статьи являются императивными и не содержат оговорок типа «если иное не предусмотрено локальными актами работодателя».

Итак, работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также коллективным договором, соглашениями, прежде чем утвердить локальный нормативный акт, направляет его проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Как мы уже отмечали, при наличии в организации иного представительного органа работников процедура учета его мнения такая же.

Далее представительный орган работников не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме. Получается, что представительный орган работников дает лишь совет, который, однако, нельзя отклонить без достаточных оснований.

В случае если мотивированное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта или содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с таким мнением, либо он обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с представительным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 2 и 3 ст. 372 ТК РФ).

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда (ГИТ) или в суд. Выборный орган первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Хотя статья 372 ТК РФ регламентирует порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, эту норму следует толковать в системе со ст. 31 ТК РФ. В части 1 этой статьи указано: в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Трудовой кодекс РФ, определяя процедуру принятия локального акта в соответствии со ст. 372, нередко указывает на то, что это порядок учета мнения представительного органа работников.

 Обратите внимание: изменить процедуру учета мнения представительного органа работников можно единственным образом – в соответствии с ч. 3 ст. 8 ТК РФ вместо учета мнения возможно согласование локальных актов с представительным органом работников, если такая форма предусмотрена коллективным договором или соглашениями.

Очевидно, что для целей защиты прав работодателя при принятии управленческих решений согласование с представительным органом работников принимаемых локальных актов менее выгодно, так как без соответствующего одобрения локальные нормы не появятся.

А вот дополнить процедуру локального нормотворчества локальными же правилами можно.

Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка работодатель может предусмотреть, что все свои локальные акты он публикует в собственном печатном издании или размещает на внутреннем сайте.

Ознакомление работников с «внутренними» актами

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Читайте также:

Особое правило установлено для поступающих на работу лиц: работник должен быть ознакомлен под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Требований о том, каким образом следует знакомить работников с ЛНА работодателя – как при приеме на работу, так и в течение трудовых отношений – закон не содержит. Между тем в случае спора, например о невыполнении работником тех или иных локальных требований, работодателю предстоит доказать, что работник был ознакомлен с соответствующими документами под роспись.

На практике применяется несколько способов письменного ознакомления работника с документами работодателя.

Способ 1. Оформление ознакомления работников (с проставлением личных подписей и дат) в специальных листах, прилагаемых к каждому ЛНА (лист ознакомления).

Способ 2. Использование отдельной учетной формы (например, Журнала ознакомления работников с локальными нормативными актами), где фиксируется доведение до сведения работника нескольких ЛНА.

Способ 3. Оформление перечня локальных нормативных актов, с которыми ознакомлен каждый работник, в виде приложения к заключенному с ним трудовому договору.

www.pro-personal.ru

Перечень локальных нормативных актов образовательной организации

Перечень локальных нормативных актов образовательной организации –

 ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Название локального нормативного акта, регламентирующего направление/вид деятельности

Правовые основания наличия в образовательной организации

Положение об общем собрании (конференции) образовательной организации (далее ОО)

Часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”), Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Положение об управляющем совете ОО

Положение о педагогическом совете ОО

 

Порядок учета мнения советов учащихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов учащихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих интересы учащихся.

Порядок учета мнения советов учащихся, советов родителей (законных представителей), представительных органов учащихся при выборе меры дисциплинарного взыскания для учащегося

 

Части 3, 4 ст. 30 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной организации

Правила приема учащихся в ОО, включая (отдельно) прием на обучение по дополнительным образовательным программам

Пункт. 8 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 9 ст. 55, ч. 5 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”» (далее – Приложение к рекомендациям письма № ИР-170/17)

Правила внутреннего распорядка учащихся в ОО

Пункт 1 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Правила внутреннего трудового распорядка в ОО

Статья 100 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ч. 7 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Правила/Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся в ОО

ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 62 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Требования к одежде учащихся/Положение о школьной форме учащихся в ОО/

Пункт 18 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

 Порядок ознакомления с документами ОО, в т. ч. поступающих в нее лиц

 Пункт 18 ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Штатное расписание ОО

Пункт 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Программа развития ОО, приказы “О разработке Программы развития ОО”, “Об утверждении Программы развития ОО”

Пункт 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Порядок разработки и утверждения ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств в ОО

Пункт 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Порядок организации и проведения самообследования в ОО

Порядок организации и проведения самообследования в ОО

Локальные нормативные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса

Положение о формах обучения в ОО

Статья. 17, ч. 3 ст. 44 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальный акт, устанавливающий язык (языки) образования организации,осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам

Часть 6 ст. 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Положение об индивидуальном учебном плане ОО

Пункт 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Порядок освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, не входящих в осваемую образовательную программу

Пункт 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Порядок зачета ОО результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

 

Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

 

Локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений учащихся

Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОО

Пункт 13 ч. 3, ч. 7 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Положение об индивидуальном учете результатов освоения учащимися образовательных программ в ОО

Пункт 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Положение о портфеле/портфолио достижений учащихся ОО

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО

Часть 3 ст. 17, п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 58 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Порядок хранения в архивах ОО на бумажных и/или электронных носителях результатов освоения учащимися образовательных программ

п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации в ОО

Статья 59 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Положение о документах, подтверждающих обучение в организации, если форма документа не установлена законом

Часть 4 ст. 33 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Приказ утверждающий форму/образец справки об обучении в ОО

Часть 12 ст. 60 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Рекомендации письма № ИР-170/17

 

Приказ утверждающий форму/образец справки о периоде обучения в ОО

Локальные нормативные акты, регламентирующие условия реализации образовательных программ

 

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе

 

Статья 13, ст. 16 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

 

Положение об учебном кабинете ОО

 

Пункт 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

 

Порядок выбора учебников, учебных пособий в ОО

 

Пункт 9 ч. 3 ст. 28, п. 5 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

 Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся образовательной организации

Порядок/Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом

Часть 4 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Порядок/Правила пользования учебниками и учебными пособиями учащимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и/или получающими платные образовательные услуги

Пункт 2 ч. 3 ст. 28, п. 20 ч. 1 ст. 34, ст. 35 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Положение о мерах социальной (материальной) поддержки учащихся ОО

 

Пункт 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

 Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников образовательной организации

 Положение о профессиональной этике педагогических работников ОО (Кодекс профессиональной этики)

 Часть 4 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

 Порядок доступа работников ОО к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности

 Пункт 7 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

 Порядок бесплатного пользования образовательными, методическими и научными услугами организации работниками ОО

 Пункт 8 ч. 3 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

Положение о режиме рабочего времени педагогических работников ОО / Положение о соотношении учебной и другой педагогической работы педагогических работников ОО

Часть 6 ст. 47 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Положение о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в ОО

Пункт 8 ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников ОО

Пункт 5 ч. 3 ст. 28, п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнении в ОО

Пункт 2 ч. 1, ч. 6 ст. 45 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, п. 19.34 Приложения к рекомендациям письма № ИР-170/17

   

Локальные нормативные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации

Положение о сайте ОО

Пункт 21 ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

 

 

Положение об информационной открытости ОО

Положение о публичном докладе (отчете) ОО

sanles30.ru