Представительный орган работников – Представительный орган работников \ Консультант Плюс
Представительный орган работников
03 марта 2016
Просмотров: 3986
Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.
Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге. Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами. Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.
Сущность представительского органа
Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.
На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.
При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.
Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.
Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума. Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании. Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.
На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное голосование за одного из кандидатов. После подсчета голосов побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс голосования и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.
Из истории профессиональных союзов
В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.
Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.
Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.
В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности. В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности. С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.
Компетенция представительского органа
Трудовым кодексом предусмотрено принятие некоторых решений и утверждение локальных нормативных актов только в тандеме с представителями коллектива.
Под локальными трудовыми актами подразумевают внутренние документы, которые разрабатываются специально для предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Сюда относят различного рода должностные инструкции, внутренний распорядок, систему оплаты труда, документы о проведении аттестации и пр.
Учет мнения представительного органа работников происходит стандартно по предписанному законодательством порядку. При составлении административным персоналом нового внутреннего документа, который требует прислушаться к мнению делегата органов работников, достаточно предоставить черновой вариант данного документа и его обоснование профсоюзу.
Получив проект предполагаемого документа, делегат работников имеет 5 дней на его обработку и предложение собственных комментариев по данному документу. Все возникшие комментарии или положительное мнение необходимо изложить в письменной форме, мотивируя свои доводы. Когда мнения работодателя и профсоюза по предложенному проекту расходятся, на протяжении 3 дней можно обговорить моменты, которые не устраивают стороны, и прийти к компромиссу, после чего утвердить документ.
Если согласие между сторонами не достигается, это обязательно протоколируется. После этого работодатель может принимать разработанный нормативный документ на предприятии. В таком случае представители работников имеют право обжаловать принятый документ в суде или в инспекции труда.
Работники предприятия, которые принимают непосредственное участие в профсоюзе, имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время выполнения профсоюзных обязательств. В этот период такого работника не могут уволить или осуществить перевод на другую должность.
Многие большие компании зачастую сами заинтересованы в создании и поддержке профсоюзного органа. Такой орган работников создает хорошую репутацию предприятию, поскольку автоматически подразумевает внимательное и лояльное отношение к персоналу. Профсоюз реализует потребность кадров в общении и защите собственных прав перед администрацией фирмы.
Похожие статьи
Автор:
Иван Иванов
Оцените статью:
Загрузка…Похожие статьи
1popersonalu.ru
Обязательно ли наличие в организации представительного органа работников? Если такой орган в организации отсутствует, возможно ли наложение на работодателя какой-либо ответственности за его отсутствие?
В соответствии со ст. 52 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работники имеют право на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы. Это право регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст. 53 ТК РФ, являются:
— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
— проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ).
Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.
При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе. Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю. Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии.
Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).
Таким образом, привлечение работодателя к ответственности за нарушение законодательства о труде может быть связано не с отсутствием в организации представительного органа работников, а с неисполнением работодателем возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей (по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией, учету мнения представительного органа в предусмотренных для этого случаях, ведению коллективных переговоров, заключению коллективного договора и т.д.) в случае, если такой орган будет создан по инициативе работников.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
garant-kirov.ru
Что такое представительный орган работников, в каких случаях и обязана ли организация создавать его? | Вопросы подписчиков
Что такое представительный орган работников, в каких случаях и обязана ли организация создавать его?
Ответ на вопрос:
Предполагаем, что вас интересует представительный орган работников.
Представительный орган работников – это тот орган, который наделен полномочиями представлять интересы работников. Как правило, таким органом является первичная профсоюзная организация.
Если в организации имеется две и более первичных профсоюзных организаций формируется единый представительный орган. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация представительным оранном работников может являться представитель (или представительный орган), избранный из числа работников (ст.31 ТК РФ).
Представительный орган работников создают и избирают непосредственно работники. У организации нет обязанности создавать такой представительный орган.
Между тем, если работодатель и работники намерены заключить коллективный договор (провести коллективные переговоры) интересы работников должен представлять специальный орган: профсоюз или специально избранный представительный орган работников.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом
В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:
- профсоюз;
- иные представительные органы (представители).
Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.
Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:
- в организации нет профсоюза;
- ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.
Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.
Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.
При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:
Популярные вопросы
То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.
Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.
Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).
При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).
Из ответа «Как учесть мнение профсоюза»
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
04.10.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Елена Карсетская,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
в организации нет профсоюза. Обязательно ли должен быть представительный орган работников (н-р Совет трудового коллектива…
в организации нет профсоюза. Обязательно ли должен быть представительный орган работников (н-р Совет трудового коллектива?) Если в нашей организации нет представительного органа,как тогда принять ЛНА по оплате труда, если в ст 135 говорится о согласовании с представительным органом? Кто НЕ может быть председателем этого органа? Например директор или начальник отдела кадров?
Ответ на вопрос:
Создание профсоюза или иного представительного органа работников не является обязательным.
Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности (статья 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать профсоюз. В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.
Также не обязаны работники создавать иной представительный орган, т.к. такой обязанности для них законодательство не устанавливает.
Следовательно, можно сделать вывод, что учитывать мнение профсоюза или иного представительного органа нужно, только если они в организации созданы (ст. 8 ТК РФ). Если у вас такие органы не созданы, то руководитель может единолично утвердить локальный нормативный акт.
Если все же работники примут решение о создании представительного органа, то вопрос о том, кто не может быть председателем этого органа может быть урегулирован уставом профсоюза, локальным актом, регулирующем деятельность иного представительного органа.
Руководитель организации не должен возглавлять представительный орган работников, т.к. это можно расценить как вмешательство в деятельность профсоюза (иного представительного органа), что запрещено Конвенцией МОТ от 01.07.1949 № 98 Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (ратифицирована еще СССР в 1957 году и признается в РФ). Так ст. 2 Конвенции установила: «1.Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организации и управление ими.
2. В частности, действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организации трудящихся под господством предпринимателей или организации предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль предпринимателей или организаций предпринимателей, рассматриваются как вмешательство в смысле настоящей статьи».
Подробности в материалах Системы Кадры:
Ответ: Обязана ли организация создавать профсоюз
Нет, не обязана.
Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ). Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).
Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
17.01.2018
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Представительный орган работников это что | advant24.ru
Представительный орган работников это чтоПри введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:
- утвержденный локальный нормативно-правовой акт может быть введен в действие только после проведения процедуры ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется;
- акты, которыми изменяются обязательные условия трудового договора, в силу статьи 74 ТК РФ могут вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием;
- в случаях, если в локальном нормативном акте содержатся правила, по которым предусмотрено проводить обучение, инструктаж и проверку знаний, то такой акт может быть введен в действие только после проведения соответствующего обучения, инструктажа и проверки знаний.
Как работает представительный орган работников?
При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе.
Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю.
Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»
ТК РФ).Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии.Если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе. Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю.
Представительный орган работников в организации
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
- На общем собрании трудового коллектива или на конференции представителей работников избирается представительный орган. Именно эти люди и будут в дальнейшем вести переговоры с работодателем, согласовывать локальные нормативные акты, участвовать в иных согласовании иных документов (н-р соглашения о прекращении трудового договора). Выборы представительного органа должны проводиться в режиме тайного голосования.
Вот в этом вопросе и может помочь работодатель – он предоставит средства для изготовления бюллетеней (компьютер, копировальный аппарат) Бюллетень может выглядеть примерно так:
- До начала тайного голосования необходимо определиться с количественным составом представительного органа. Кандидатов в бюллетени должно быть больше.
Спросить нельзя принять без спроса!
Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ). При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре).
При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).
Представительный орган работников
ВажноТК РФ, являются: — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; — проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; — участие в разработке и принятии коллективных договоров. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ). Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.
Представительный орган работников это
ТК РФ).Популярные вопросы То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно. Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо. Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).
Что такое представительный орган работников?
При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе.
Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю.
Представительный орган работников что это
Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия). Выбираем представительный орган работников предприятия Для того, чтобы представительный орган был и имел право защищать интересы работников необходимо сделать следующее:
- Все работники должны собраться на общее собрание трудового коллектива. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
- Если предприятие большое, имеет несколько подразделений, особенно если эти подразделения находятся в разных регионах, выбор представительного органа может состояться в режиме конференции. Для проведения конференции делегаты избираются от каждого структурного подразделения организации (цеха, отдела и т.п.) пропорционально количеству работников каждого подразделения (например, по одному делегату от 30 работников).
Представительный орган работников это что
В мотивированном мнении выборного органа могут содержаться следующие формулировки: • Одобрить проект • Отклонить проект • Вернуть проект на доработку (в этом случае должны содержаться предложения по совершенствованию локального нормативного акта) Представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ» в течение пяти рабочих дней рассмотрел Обращение работодателя и вынес следующее мотивированное мнение, которое и было вручено руководителю под роспись: Получив в установленный законом срок (5 рабочих дней) письменное мотивированное мнение представительного органа работников о полном или частичном несогласии с проектом локального нормативного правового акта, работодатель может согласиться с ним или в течение трех дней провести с выборным органом консультации для преодоления возникших разногласий.
Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:
- в организации нет профсоюза;
- ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.
Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями. Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:
- должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
- должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст.
К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя. Что такое – представительный орган работников предприятия Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г.
advant24.ru
Непрофсоюзные представители (представительные органы) работников
“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2008, N 6
Непрофсоюзные представители (представительные органы) работников
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не проходить государственную регистрацию. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. Но отсутствие регистрации и, как следствие этого, статуса юридического лица не сужает круг их полномочий в осуществлении представительства интересов и осуществления защиты социально-трудовых прав работников.
Изменения в общественном производстве, характере труда, вызванные экономическими, социальными преобразованиями при переходе России к рыночной экономике, усилили необходимость совершенствования правового механизма защиты, реализации трудовых прав работников. Без этого сложно обеспечить стабильность в социально-трудовых отношениях, достигнуть баланса интересов их участников. Слабая связь отдельных правовых норм с реальными социально-экономическими ситуациями, а в некоторых случаях неполное их соответствие конституционным правам граждан приводят к негативным последствиям, снижению уровня социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Из текста названной статьи вытекает, что наряду с обеспечением государственной защиты прав и свобод граждан поощряется совершение ими самостоятельных активных действий по их защите.
Речь может идти и о создании работниками общественных органов для осуществления представительства интересов и защиты социально-трудовых прав. Помимо профсоюзных к числу таких органов правомерно отнести органы общественной самодеятельности. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях” (с последующими изменениями и дополнениями) ими являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12).
1. Заслуживает обсуждения правовое регулирование деятельности товарищеских судов. Государственное регулирование трудовой дисциплины на различных этапах развития нашего общества сочеталось, как правило, с деятельностью специализированных представительных органов, работников. В их формировании активное участие принимало государство. В период военного коммунизма Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. предусматривалось формирование рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов. Суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания вплоть до отправления на тяжелые общественно необходимые работы <1>.
——————————–
<1> См.: Киселев И.Я. Трудовое право России: Историко-правовое исследование. М.: Норма-Инфра, 2001. С. 135
В 30-е гг. XX в., когда осуществлялся курс на индустриализацию, укрепление трудовой дисциплины стало одним из действенных рычагов, способствовавших решению этой проблемы. Значительное место в этой работе вновь отводилось общественным органам, о которых идет речь. Ликвидированные в 1923 г., в период новой экономической политики (НЭП), товарищеские суды были восстановлены. Двадцатого февраля 1931 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О производственных товарищеских судах на фабриках и заводах, государственных, общественных учреждениях”. В начале 1933 г. в СССР действовало 20 648 производственно-товарищеских судов <2>.
——————————–
<2> См.: Ковалева Л.А., Журавлева В.А. Государственное регулирование трудовой дисциплины в 30-е годы XX века (на примере Урала) // Актуальные проблемы права России и стран СНГ. – 2004: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2004. Ч. II. С. 202.
Рассматривавшие в основном дела в отношении нарушителей трудовой дисциплины товарищеские суды были наделены полномочиями самостоятельного применения к ним мер общественного воздействия либо передачи дел в народные суды для привлечения виновных к уголовной ответственности. Жесткие меры в отношении нарушителей, принимаемые государственными органами власти, меры общественного воздействия позволили только на Урале сократить прогулы на предприятиях черной металлургии в 12, а машиностроения – в 18 раз <3>.
——————————–
<3> См.: Ковалева Л.А., Журавлева В.А. Указ. соч. С. 203.
В последующем был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. “Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов”. На предприятиях, в учреждениях, организациях страны действовало около 330 тыс. этих общественных органов, которые ежегодно привлекали к ответственности около 40 тыс. человек, из них не менее 45% – за нарушение трудовой дисциплины. Товарищеские суды избирались сроком на 2 года на общих собраниях работников в организациях, насчитывающих не менее 50 работников. Могли они создаваться с согласия вышестоящего профсоюзного органа или исполкома местного Совета народных депутатов в коллективах с численностью и менее 50 человек.
Названный Указ от 11 марта 1977 г. просуществовал около 20 лет. В связи с переходом к рыночной экономике Федеральным законом “Об общественных объединениях” (с послед. изм. от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ) он был признан утратившим силу. Названным Законом также были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6007-VIII “Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка” и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. “Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и в их структурных подразделениях”.
Вряд ли было бы обоснованным утверждение, что Закон “Об общественных объединениях” ликвидировал товарищеские суды, народные дружины. Но однозначно, что его принятие способствовало этому, несмотря на оставшиеся открытыми пути к их воссозданию. В ст. 12 Закон, как отмечалось, предусматривает, что в целях решения различных социальных проблем, возникающих у граждан, по месту жительства или учебы, по их инициативе могут формироваться органы общественной самодеятельности. Их перечень в Законе не назван. Следовательно, граждане на демократической основе могут создавать названные общественные органы, если, конечно, у них возникают проблемы. А могут этого и не делать, что также будет вполне демократично. Произошло определенное дистанцирование государства от работников, учащихся, других категорий граждан в решении задач, значение которых трудно переоценить и в выполнении которых заинтересованы и государство, и большая часть населения. Речь идет о стабильно высоком уровне преступности, правонарушений, одной из причин которых является слабая профилактическая работа, недостаточное использование значительного потенциала общественности. Не случайно в настоящее время во многих областях началось возрождение народных дружин не только по инициативе граждан, но и при активном участии органов исполнительной власти, правоохранительных органов.
С учетом состояния дел с трудовой дисциплиной актуальным является возрождение товарищеских судов или аналогичных представительных органов работников. Как утверждают специалисты в области управления персоналом, в любом коллективе 5% работающих людей дисциплинированы от природы, еще 5% – будут нарушать нормы, правила и условия труда при любых обстоятельствах, а поведение остальных 90% зависит от контроля <4>. Речь должна идти о контроле как со стороны менеджмента, так и со стороны общественности. Меры дисциплинарного, общественного воздействия в отношении недобросовестных работников должны применяться в случаях, когда неэффективными оказались воспитание, убеждение, поощрение.
——————————–
<4> См.: Кайль А.Н. Новый порядок и условия наложения дисциплинарных взысканий // Трудовое право. 2007. – N 2. – С. 14.
При этом нельзя не учитывать, что форсирование товарищескими судами 30-х гг., а во многих случаях и в 80-е гг. прошлого века применения жестких мер в отношении нарушителей существенно не повлияло на улучшение результатов труда. Стало меньше прогулов, опозданий на работу, других нарушений, но это не всегда автоматически приводило к более высокой производительности. Неподкрепленные материальным либо моральным стимулированием меры принуждения нередко оказывались нерезультативными. Как не без оснований отмечается в экономической литературе, одной из особенностей отношения к работе в российской культуре при слабом материальном стимулировании является стремление свести трудовые затраты к минимуму, выполнить задание так, чтобы “выглядело” хорошо <5>.
——————————–
<5> См.: Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учеб. – М.: Инфра, 2005. – С. 446.
В современных условиях при наличии возможности свободной перемены работы создания работниками иллюзорности добросовестного труда зачастую и не требуется. Достаточно при подыскании другой работы подать заявление о прекращении трудового договора. Необходим комплексный подход к решению проблемы. В условиях успешно работающей организации любые срывы, проявления недисциплинированности не выгодны как работодателю, так и работникам, поскольку они могут повлечь за собой уменьшение прибыли и оплаты труда.
В других организациях, не отличающихся стабильностью, названные общественные органы могли бы способствовать выходу из кризиса. Характерно, что общественные органы, о которых идет речь, в соответствии с названным Положением о них, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г., вправе были рассматривать дела не только в отношении нарушителей трудовой дисциплины. К их подведомственности относились дела:
– о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей, о недостойном поведении в семье, недостойном отношении к женщине;
– о несоблюдении требований по охране труда (технике безопасности, производственной санитарии и гигиене труда) и противопожарной охране, кроме случаев, влекущих уголовную ответственность;
– о распитии спиртных напитков на производстве, в том числе об участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков в рабочее время;
– о других административных правонарушениях, если органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрение товарищеского суда.
Новые экономические условия определяют новое отношение к общественным органам. Если говорить о возрождении товарищеских судов, то в первую очередь это необходимо связывать с пересмотром их прежних полномочий, подвергавшихся изменениям в зависимости от сиюминутных задач, которые решались в тот или иной период развития общества, вплоть до печально известных, связанных с кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Хотя сегодня вопросы борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией не стали менее актуальными, вряд ли следует возлагать на общественные органы, например, воспитание представителей менеджмента. Это прерогатива нанимателя, руководства организацией.
Иное дело, когда товарищеские суды выполняли защитные функции в отношении работников. Они нуждаются в сохранении. Рассмотрение дел о совершении дисциплинарных проступков связано с анализом причин их совершения. Нередко выявлялись просчеты в деятельности представителей менеджмента. Суды не только оправдывали работников, но и доводили до сведения руководителей организаций о вскрытых недостатках. Статья 138 КЗоТ РФ предусматривала право администрации передавать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива, товарищеских судов. Сделав это, она лишалась возможности применять взыскание к работнику, если трудовой коллектив либо его органы не нашли для этого оснований.
Статья 12 Федерального закона “Об общественных объединениях”, предоставляющая работникам возможность создания представительных органов, о которых идет речь, носит общий характер. Сегодня не ясно, при каком представительстве работников может быть избран товарищеский суд или производственный совет, какие гарантии устанавливаются тем, кто избран в этот орган, на ком лежит обязанность по созданию для них условий выполнения общественных обязанностей. Эти и другие вопросы должны найти отражение в Трудовом кодексе РФ, поскольку речь идет о представительном органе работников. Принимаемые на собраниях учредителей Уставы не смогут решить эти вопросы.
Повышению авторитета названных представительных органов работников, принимаемых ими решений способствовало бы “возвращение” в Трудовой кодекс РФ ст. 47 КЗоТ РСФСР. Она предусматривала, что меры общественного воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины, приравниваются к дисциплинированным взысканиям и должны учитываться при решении вопроса о возможности прекращения трудового договора с работником за неоднократное без уважительных причин невыполнение трудовых обязанностей.
Если говорить о возможности использования представительных органов работников, о которых идет речь в современных условиях, нельзя исключать изменения их названия. Противоречия интересов работников и работодателей в условиях рынка стали объективной реальностью. Более приемлемым было бы название не “товарищеские суды”, а, например, “производственные советы”.
Если обратиться к опыту других стран, то нельзя не отметить, что в ряде из них создаются совместные производственные советы из равного количества представителей работников и менеджмента. Например, к полномочиям производственных советов в ФРГ относилось регулирование правил поведения работников, наложение вето (в установленных законом случаях) на решения администрации. В последнем случае при возникновении спора окончательное решение выносилось судом.
В Республике Корея согласно закону, принятому в 1980 г., на предприятиях в обязательном порядке создаются совместные производственные советы, чья компетенция распространяется на все вопросы, которые составляют предмет взаимного интереса труда и менеджмента. В их числе вопрос о предотвращении трудовых конфликтов, совершенствовании управления, безопасности и гигиене труда и др. <6>.
——————————–
<6> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учеб. для вузов. – М.: Дело, 1999. – С. 361 – 362.
Для реального повышения трудовой дисциплины, уровня воспитательной работы, решения социальных вопросов в организациях требуется создание действенных механизмов, четкое определение полномочий работников и работодателей в названной сфере социально-трудовых отношений.
2. Представляет значительный интерес возрождение работниками общественных объединений, которые были востребованы в течение десятилетий и оказались незаслуженно забытыми. К их числу следует отнести кассы взаимопомощи. Они создавались в России на фабриках и заводах еще в дореволюционный период. Рабочие вступали в них, чтобы оказывать взаимопомощь друг другу при возникновении финансовых трудностей, похоронах родственников и др.
В дореволюционный период деятельность этих представительных органов находилась в ведении профсоюзов. Президиумом ВЦСПС 23 ноября 1973 г. был утвержден Типовой устав кассы взаимопомощи при комитете профсоюза. Кассы взаимопомощи (КВП) объединяли на добровольных началах сотни тысяч работников для оказания взаимной товарищеской материальной помощи. Это осуществлялось посредством выдачи членам касс взаимопомощи краткосрочных и долгосрочных ссуд.
В последующем в их деятельности наступил заметный спад. В настоящее время они оказались вновь востребованными в ряде регионов. Например, в 1990-х гг. была возрождена практика формирования и организации деятельности названных общественных объединений на многих челябинских предприятиях. В новых экономических условиях потребовался длительный период, необходимый для выстраивания правовых отношений КВП с налоговыми органами, представителями работодателей.
В некоторых случаях налоговые органы стали усматривать облагаемую налогом материальную выгоду работников, исчисляемую с суммы, являющейся разницей между полученными в КВП средствами и уплаченными членскими взносами <7>.
——————————–
<7> См.: Письмо инспекции МНС России по Советскому району г. Челябинска в Челябинский обком “Электропрофсоюза” от 8 июня 2001 г. N 03-16/9460.
По мнению Министерства РФ по налогам и сборам (упразднено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 “Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе” в ред. от 1 октября 2005 г.), налогообложению не подлежала беспроцентная ссуда, если ее размер не превышал суммы членских взносов, уплаченных ссудополучателем <8>. Таким образом, если ссуда была взята в КВП непосредственно после вступления в нее или спустя некоторое время, когда размер уплаченных взносов невелик, налог необходимо было платить.
——————————–
<8> См.: Письмо заместителя министра Министерства по налогам и сборам Д.Г. Черника в Федерацию профсоюзов Челябинской области от 26 декабря 2000 г. N 08/526.
Челябинский обком Всероссийского “Электропрофсоюза” в судебном порядке добился прекращения удержания налога при получении работниками денежных ссуд. Мировой судьей судебного участка N 2 Советского района г. Челябинска в решении от 23 октября 2001 г. был сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с п. 34 названного Типового устава кассы взаимопомощи при комитете профсоюза плата (процент) за пользование долгосрочными и краткосрочными ссудами не взимается. Была изменена в пользу работников и позиция налоговых органов.
Отношения КВП с представителями менеджмента выстраиваются на договорной основе. Они также, как правило, наделяются правом вступления в КВП, но, в свою очередь, принимают на себя обязательства создавать условия для работы касс, не допускать задолженности удержанных по заявлениям работников профсоюзных взносов.
3. В юридической литературе обоснованно отмечалось, что несмотря на отсутствие в Трудовом кодексе РФ терминов “трудовой коллектив”, “коллектив работников”, анализ его статей позволяет заключить, что коллектив работников следует отнести к числу коллективных субъектов трудового права и социальных общностей. Указанные коллективы не имеют четкой структуры, постоянных органов управления, не зарегистрированы в качестве юридического лица. Однако они существуют, и их обычно представляет полномочное собрание работников или соответствующая конференция <9>.
——————————–
<9> См.: Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. – М.: Норма, 2007. – С. 146.
С этой точкой зрения нельзя согласиться в полной мере. Во многих случаях трудовые коллективы на практике имеют свои представительные непрофсоюзные органы. Речь идет, как отмечалось ранее, о советах трудовых коллективов, комиссиях по трудовым спорам, инициативных группах и др. Они представляют коллективы работников в отношениях с работодателями при подготовке и заключении коллективных договоров, решении социально-бытовых вопросов, применении мер поощрения. Международное, российское законодательство предусматривают при определенных условиях осуществление представительства наряду с профсоюзными и иными представительными органами работников. Такая возможность коллективами реализуется довольно часто. Например, в Уральской государственной юридической академии коллективные договоры заключаются одновременно с профсоюзным комитетом и советом трудового коллектива.
В одном из челябинских институтов (филиалов), где не было профсоюзной организации, с инициативой заключения коллективного договора на 2005 – 2007 гг. выступил совет трудового коллектива. До этого на общем собрании института было принято Положение о нем, предусматривающее наряду с другими полномочиями право участия в разработке коллективного договора, подписания этого документа по уполномочию собрания работников.
Поскольку инициатива совета не была поддержана головным образовательным учреждением, коллектив института обратился в Государственную инспекцию труда субъекта Федерации. Правомерность инициативы Совета была подтверждена этим органом, который в обоснование своей позиции согласия на ст. 40 ТК РФ (Письмо от 10 марта 2005 г. N 01-477).
Статья 40 ТК РФ содержит общее положение о том, что коллективный договор заключается работниками и работодателем в лице их представителей, что он может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. В то же время названная статья отсылает к ст. 37 Кодекса, ч. 4 которой определяет, что, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профорганизации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” не предусматривает обязательной государственной регистрации органов общественной самодеятельности (ст. 12). Такое же правило действует и в отношении профсоюзных организаций. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не проходить государственную регистрацию. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. Но отсутствие регистрации и, как следствие этого, статуса юридического лица не сужает круг их полномочий в осуществлении представительства интересов и осуществления защиты социально-трудовых прав работников. Также не происходит в такой ситуации сужения круга полномочий органов общественной самодеятельности.
Примерный Перечень непрофсоюзных представителей
(представительных органов) работников
N п/п | Наименование органа | Правовая основа | Примечание |
1 | Советы трудовых | Статьи 37, 40 ТК РФ | |
2 | Инициативные группы | – // – | |
3 | Женские советы | Федеральный закон от 19 мая | |
4 | Молодежные советы | – // – | |
5 | Товарищеские суды | – // – | |
6 | Комиссии по трудовым | Статьи 382 – 390 ТК РФ | Представляют |
7 | Кассы взаимопомощи | Типовой устав кассы |
Несмотря на отмеченное, следует согласиться с авторами, полагающими, что более последовательной была бы позиция законодателя, если бы термины “трудовой коллектив”, “коллектив работников” были включены в Трудовой кодекс РФ. Без этого трудно объяснить, с кем при отсутствии трудовых коллективов заключаются коллективные договоры и соглашения, ведутся коллективные трудовые споры <10>. Реализация этого предположения способствовала бы конкретизации полномочий коллективов по осуществлению защиты социально-трудовых прав работников, представительству их интересов.
——————————–
<10> См.: Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Указ. соч. – С. 146 – 148. Эти проблемы были предметом исследования: Сойфер В.Г. К вопросу о представителях работников // Законодательство и экономика. – 2006. – N 6. – С. 46 – 47; Лушников А.М., Лушиникова М.В. Курс трудового права: Учеб.: В 2 т. – М., 2004. – Т. 1. – С. 335 – 337.
4. К числу представительных органов трудовых коллективов, как отмечалось, относятся комиссии по рассмотрению трудовых споров (КТС). Необходимость разрешения трудовых споров на российских предприятиях рассматривалась в конце XIX в. В 1899 г., работая над программой рабочей партии, В.И. Ленин считал необходимым изложение в Программе требования об “учреждении промышленных и сельскохозяйственных судов во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства с выборными судьями от хозяев и от рабочих поровну” <11>. Если КЗоТ РФ предусматривал, что КТС являлась представительным органом трудового коллектива, избиралась общим собранием, конференцией (ст. 203), то в настоящее время ситуация изменилась. В соответствии со ст. 384 ТК РФ в КТС входит равное количество представителей работников и работодателей. На общем собрании (конференции) работников избираются не все члены КТС, а лишь представители работников. Они могут быть делегированы представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
——————————–
<11> Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 4. – С. 225.
Отступление от этого правила на практике приводит к существенным трудностям. Так, в соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, комиссия по служебным спорам образуется решением нанимателя из равного количества представителей выборного профсоюзного органа нанимателя. На первый взгляд формирование органа по рассматриванию служебных споров в соответствии с названным Законом осуществляется на демократической основе. В действительности такая редакция может лишить возможности гражданских служащих разрешать конфликты в государственных органах. Статья, в частности, предусматривает, что представителем гражданских служащих в комиссии безальтернативно выступает профсоюз. При отсутствии профорганизации в государственном органе, что бывает довольно часто, комиссию по служебным спорам создать невозможно. На практике их создают из представителей нанимателей и представителей коллективов служащих, избирая последних на собраниях. Но это делается в отступление от названного Закона.
В п. 4 ст. 70 этого правового акта определено, что представители выборного профсоюзного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих. Не упоминается, в частности, о профсоюзной конференции. Получается, что представителей профсоюзного органа могут избрать не члены профсоюза. Это не согласуется с Федеральным законом “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности”.
Неясно, почему представители выборного профоргана могут быть избраны лишь на конференции, а, например, не на собрании. Решение в этом случае не должно диктоваться сверху, его следует оставлять на усмотрение служащих.
Негативно на работе комиссий по рассмотрению трудовых, а также служебных споров сказывается отсутствие органов, которые бы координировали их деятельность. Там, где имеются профсоюзные организации, их деятельность на практике тесно взаимосвязана с работой КТС. Речь идет о проработке спорных вопросов, организации учебы членов рассматриваемых представительных органов. Например, учебно-методический центр ООПС “Федерация профсоюзов Челябинской области” практикует регулярное проведение учебных занятий с членами комиссий по рассмотрению трудовых споров.
В последние годы, как отмечалось, в связи с ликвидацией многих предприятий, а также по другим причинам значительно сократилось количество членов профсоюзов. Не избежали этого и те общественники, которые были членами названных комиссий. Задача заключается в укреплении, налаживании учета этих служб, координации их деятельности.
Принятая на рубеже веков Федеральная программа развития образования указывала на необходимость скорейшей переподготовки и повышения квалификации около 10 млн руководителей и специалистов <12>. Обучение общественных активистов указанной категории тоже является насущной задачей с учетом категории споров, разрешаемыми комиссиями, степени ответственности общественных судей. Заслуживает поддержки включение в коллективные договоры и соглашения обязательств работодателей, руководителей государственных муниципальных органов по организации, финансированию учебы активистов. Заметим, что решения, о которых идет речь, принимаются общественным органом, а исполняются при отсутствии добровольного исполнения государственными организациями – судебными приставами-исполнителями. При этом проверка обоснованности принятых решений не входит в их компетенцию.
——————————–
<12> См.: Сойфер В.Г. Проблемы повышения квалификации персонала // Трудовое право. – 2007. – N 10. – С. 8.
В.Васильев
К. ю. н.,
доцент
Челябинского института
Уральской академии
государственной службы,
заслуженный юрист РФ
Подписано в печать
25.05.2008
hr-portal.ru
Представительный орган работников это что
Я не забыла поставить запятую. Вы ее поставите сами, прочитав эту статью и используя сведения, полученный из предыдущих статей. Напомню, что мы говорим об обязательных локальных нормативных актах. Трудовым кодексом предусмотрено согласование таких актов с мнением представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). В предыдущей статье мы рассмотрели варианты принятия ЛНА в случаях, если представительный орган отсутствует и если работодатель решил учесть мнение всего коллектива. Сейчас мы поговорим о процедуре учета мнения представительного органа работников, если таковой существует. Начнем с определений. Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива.
Как работает представительный орган работников?
Реклама Меню сайта Категории раздела Вопросы и ответы по трудовому праву [417] Интересные новости: загрузка… Каталог статей Главная » Статьи » Трудовое право » Вопросы и ответы по трудовому праву Вопрос: Обязательно ли наличие в организации представительного органа работников? Если такой орган в организации отсутствует, возможно ли наложение на работодателя какой-либо ответственности за его отсутствие? Ответ: В соответствии со ст. 52 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работники имеют право на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы. Это право регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст.
Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»
ВниманиеЛНА. Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность.
Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ.
Представительный орган работников в организации
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Представительный орган работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Представительный орган работников (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Представительный орган работников «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 05.02.2018) Статья 29. Представители работников Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ(ред.
от 03.07.2016)»О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Представительный орган работников Путеводитель по корпоративным спорам.
Спросить нельзя принять без спроса!
Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст. 53 ТК РФ, являются: — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;— проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;— участие в разработке и принятии коллективных договоров. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ). Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.
Представительный орган работников
ИнфоТекст можно скачать в приложениях к нашей статье). Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия. Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ). Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников.
Важно
О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже. Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники.
Работодатель не может участвовать в этом процессе.
Представительный орган работников это
Как известно, заработная плата, в том числе и премия, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана (ст. 137 ТК). Но если нормативным правовым актом были отменены ранее полагавшиеся работнику выплаты, то в результате отмены этого локального акта у работника возникает право требовать их восстановления. Период и сроки отмены могут быть значительными. В законе не указан срок, в течение которого обжалуется утвержденный с нарушением рассмотренной процедуры принятия локальный нормативный правовой акт. Не установлен в законе и жалобщик, т.е. субъект, который правомочен обратиться за защитой прав.
Что такое представительный орган работников?
Между тем, если работодатель и работники намерены заключить коллективный договор (провести коллективные переговоры) интересы работников должен представлять специальный орган: профсоюз или специально избранный представительный орган работников. Подробности в материалах Системы Кадры: Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:
- профсоюз;
- иные представительные органы (представители).
Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.
Представительный орган работников что это
Разработав проект локального нормативного акта, работодатель обязан подготовить письменное обоснование содержания такого акта, смысл которого сводится к необходимости его принятия, соответствия действующему законодательству и уже работающим локальным нормативным правовым актам в организации. Работодатель обязан направить проект локального нормативного правового акта и обоснование необходимости его принятия в выборный представительный орган работников данной организации. Выборный представительный орган работников обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного правового акта коллективно выработать свое мотивированное заключение по нему в письменной форме и направить работодателю.
Пропуск пятидневного срока, несвоевременное представление работодателю мотивированного мнения позволяет ему принять локальный нормативный правовой акт.
Представительный орган работников это что
Вопрос Что такое представительный орган работников, в каких случаях и обязана ли организация создавать его? Ответ Ответ на вопрос: Предполагаем, что вас интересует представительный орган работников. Представительный орган работников – это тот орган, который наделен полномочиями представлять интересы работников. Как правило, таким органом является первичная профсоюзная организация.
Если в организации имеется две и более первичных профсоюзных организаций формируется единый представительный орган. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация представительным оранном работников может являться представитель (или представительный орган), избранный из числа работников (ст.31 ТК РФ). Представительный орган работников создают и избирают непосредственно работники. У организации нет обязанности создавать такой представительный орган.
Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии. Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).
Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии. Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).
pbcns.ru