Производственная инструкция для машиниста крано-манипуляторной установки, Инструкция (форма) от 16 июля 2013 года

“УТВЕРЖДАЮ”

Наименование должности
работодателя

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Дата утверждения

(наименование профессии, должности или вида работ)

(обозначение)

г.

2013 год



Настоящая производственная инструкция для машиниста крано-манипуляторной установки разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1540, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов-манипуляторов ПБ 10-257-98.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


1.1. Машинист крано-манипуляторной установки является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (начальнику смены, руководителю иного структурного подразделения).

1.2. Машинисту крано-манипуляторной установки необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. Машинист крано-манипуляторной установки должен знать:

руководство по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей;

настоящую производственную инструкцию;


устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;

устройство грузозахватных приспособлений;

методы строповки грузов;

знать сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана-манипулятора;

знать сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана-манипулятора и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;

инструкцию по охране труда;

приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим;

правила внутреннего трудового распорядка.

1.4. В своей деятельности машинист крано-манипуляторной установки руководствуется:

действующим законодательством РФ;

Уставом предприятия;

правилами внутреннего трудового распорядка;

настоящей производственной инструкцией;

1.5. Машинист крано-манипуляторной установки назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.6. Машинистом крано-манипуляторной установки назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее обучение в установленном порядке и имеющее удостоверение машиниста крано-манипуляторной установки, прошедшее медицинский осмотр, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

1.7. Машинист крано-манипуляторной установки обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинисту крано-манипуляторной установки необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. Машинист крано-манипуляторной установки должен:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;


применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

2. ОБЯЗАННОСТИ


Перед началом работы машинист крано-манипуляторной установки обязан:

2.1. Убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора:

осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;

проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;


docs.cntd.ru

Должностная инструкция :: Производственная инструкция машиниста крана

Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности. Для строповки и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.

К обслуживанию кранов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные по программам, разработанным учебными цен­трами и согласованным с Ростехнадзором. Участие инспектора Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации машинистов, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться квалификацион­ной комиссией организации, проводившей обучение, без участия инспектора Ростехнадзора. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение, снаб­женное фотографией, за подписью председателя квалификационной комиссии, а машинистам, стропальщикам и наладчикам приборов безопасности — за под­писью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип кранов, к управлению которым он допу­щен. Удостоверение во время работы рабочие должны иметь при себе. Допуск обслуживающего краны персонала оформляется приказом владельца крана.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинистов, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасно­сти и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

■ периодически, не реже одного раза в 12 мес;

■ при переходе работника на другое место работы;

■ по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производ­ственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной провер­ке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающе­го персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

При переводе машиниста с одного крана на другой такой же конструк­ции, но другой модели владелец крана обязан ознакомить с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку. После провер­ки знаний и практических навыков эти рабочие могут быть допущены к са­мостоятельной работе.

Обязанности машиниста перед началом работы

1. Предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение машиниста мостового крана, получить в установлен­ном на предприятии порядке ключ-марку и ознакомиться с предыдущей запи­сью в вахтенном журнале.

2. Произвести приемку крана:

■ произвести внешний осмотр механизмов крана, их тормозов и электро­оборудования, защитного заземления, крюковой подвески и каната;

■ проверить наличие смазки механизмов и каната, и в случае необходи­мости произвести их смазывание;

■ проверить наличие и исправность ограждений механизмов, электрообо­рудования, галерей и площадок;

■ убедиться в наличии и исправности рабочего и ремонтного освещения, а также звукового сигнального устройства;

■ убедиться в наличии резинового диэлектрического коврика в кабине;

■ осмотреть подкрановые пути, убедиться в отсутствии на кране и в под­крановых путях ремонтного персонала и посторонних лиц;

■ проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;

■ осмотреть металлоконструкции и ограждения крана, убедиться в отсутствии посторонних предметов, которые могут при движении упасть с крана;

■ проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности;

■ сделать запись о приемке смены в вахтенный журнал.

3. Произвести осмотр крана в ночное и вечернее время только при дос­таточном освещении.

4. Получить задание на предстоящую работу и инструктаж о мерах без­опасности от лица, ответственного за безопасное производство работ крана­ми, и проверить удостоверение у стропальщика.

5. Проверить совместно со стропальщиком соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и маркировку.

Машинист не должен приступать к работе при наличии неисправностей или дефектов, указанных в инструкции завода-изготовителя, при кото­рых не допускается эксплуатация крана; дефектов грузозахватных при­способлений или их несоответствия характеру выполняемых работ; лю­дей в зоне работ.

Обязанности машиниста во время работы

1. Машинисту запрещается работать с необученными стропальщиками и допускать к строповке груза посторонних лиц. Работу нужно производить только по сигналу стропальщика или специально выделенного сигнальщика. Машинист во время работы не должен отвлекаться от своих прямых обязан­ностей и допускать на кран посторонних лиц.

2. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал.

3. Включение и остановку механизмов крана машинист должен произ­водить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается за исключением случа­ев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.

4. Подъезжать к тупиковым упорам или соседнему крану машинист должен только на пониженной скорости.

5. Перед каждой операцией машинист должен подать звуковой сигнал.

6. Машинист обязан производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200…300 мм для проверки правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту.

7. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном пе­ремещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встреча­ющихся на пути предметов.

8. Уборку и разборку грузов машинист должен производить, не нарушая установленных для складирования габаритных размеров и не загромождая проходов, на местах, исключающих возможность их опрокидывания.

9. Машинист обязан производить погрузку и разгрузку автомашин, же­лезнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортном средстве. Погрузку или разгрузку полувагонов необходимо про­изводить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

10. При опускании грузозахватного органа на уровень ниже обычного (подъем груза из колодца, котлована и т.п.) машинист должен убедиться, что при нижнем положении грузозахватного органа на барабане осталось нави­тыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимными устройствами.

11. При наличии на одном подкрановом пути нескольких кранов машинист во избежание столкновения последних должен следить за исправностью ограни­чителей передвижения и не использовать ограничители (концевые выключате­ли) для остановки крана, не допускать сближения кранов менее чем на 1 м.

12. Машинист должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку.

13. Перед выходом на настил галереи крана машинист обязан отклю­чить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью «Не вклю­чать! Работают люди».

14. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной пло­щадки и при отсутствии вдоль подкранового пути проходной галереи эваку­ация машиниста с крана должна быть организована по его сигналу админи­страцией предприятия и производиться в соответствии с порядком, установ­ленным для данного участка или пролета.

15. Ученик, проходящий стажировку, может управлять краном только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста.

16. При подъеме и перемещении груза машинист не должен:

■ поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана, не­правильно обвязанный груз, раскачивать грузы или опускать их с боль­шой скоростью, а также вынимать отливки из земли или сливы метал­ла без предварительного освобождения;

■ поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также груз, подвешенный за один рог двурогого крюка, в таре, исключающей воз­можность выпадения отдельных грузов;

■ подтаскивать крюком груз при наклонном натяжении каната, отрывать укрепленный груз, примерзший или чем-либо заваленный, и т.п.;

■ поднимать и перемещать краном людей, а также неуравновешенный груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый людьми;

■ оставлять груз в подвешенном состоянии;

■ производить самостоятельно ремонт крана, его механизмов и электро­оборудования, осмотр и ремонт главных троллей, токоприемников, а также смену плавких предохранителей;

■ включать рубильник и работать механизмами крана при нахождении на галерее людей; исключения допускаются для слесарей, электромонтеров, осматривающих механизмы крана, в этом случае включение рубильни­ков и механизмов крана можно производить лишь по указанию лица, производящего осмотр и имеющего на руках ключ-марку;

■ оставлять на настиле галереи или кране инструмент или детали;

■ сбрасывать что-либо с крана;

■ входить на кран или сходить с него во время движения;

■ выходить на подкрановые пути, ходить по ним, перелезать с одного крана на другой, а также переходить с одной галереи на другую через тележку.

17. Вывод крана в ремонт должен производить ИТР, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии. Дата и время вывода крана в ре­монт и фамилия ответственного за его проведение должны быть указаны в вахтенном журнале крана и наряде-допуске.

18. При выводе крана в ремонт в кабине выключается главный рубиль­ник, вынимаются плавкие предохранители и вывешивается на кране плакат «Не включать! Работают люди». Ключ-марка должен находиться у ответ­ственного за проведение ремонтных работ.

19. Машинист может начать работу на кране после ремонта только с раз­решения ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.

20. При каждой вынужденной остановке крана машинист должен сде­лать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить ИТР, ответ­ственному за содержание кранов в исправном состоянии.

Обязанности машиниста по безопасности в аварийных ситуациях

1. Машинист обязан прекратить эксплуатацию крана и сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, о возникших ситуациях в следующих случаях:

■ при поломке механизмов или металлоконструкций крана;

■ нахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигате­ля, контроллера, крюка или металлоконструкций крана;

■ закручивании канатов грузового полиспаста;

■ неисправности кранового пути;

■ частом срабатывании электрической, тепловой или иной защиты.

2. При возникновении на кране пожара машинист должен немедленно отключить рубильник в кабине, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара имеющимися на кране противопожарными средствами.

3. Если произошла авария или несчастный случай, машинист должен со­хранить обстановку, если она не угрожает жизни и здоровью людей, и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.

Обязанности машиниста по окончании работ:

■ опустить груз на землю и поднять грузозахватный орган в верхнее по­ложение;

■ отвести кран в предназначенное для стоянки место;

■ выключить рубильник в кабине;

■ закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;

■ выключить рубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;

■ о сдаче смены сделать запись в вахтенный журнал. Если обнаружены ка­кие-либо неисправности, то сделать запись в вахтенный журнал и доло­жить об этом ИТР, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии;

■ сдать в установленном порядке ключ-марку.

markmet.ru

Должностная инструкция машиниста крана-манипулятора

Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность машиниста крана-манипулятора.

Подробнее о должностных инструкциях читайте здесь:

Закрытое акционерное общество «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор   А.В. Львов 2015-01-02

Должностная инструкция № 224 машиниста крана-манипулятора

г. Москва  2015-01-02

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность машиниста крана-манипулятора.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность машиниста крана-манипулятора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, водительское удостоверение категории «С», стаж работы в аналогичной должности не менее одного года и обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией по ст. 5.4.21 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов» и имеющие соответствующее удостоверение на право производства погрузочно-разгрузочных работ.

1.4. Машинист крана-манипулятора в своей деятельности руководствуется:

– действующими нормативно-техническими документами по вопросам выполняемой работы;

– уставом организации, локальными нормативными актами организации;

– настоящей должностной инструкцией.

1.5. Машинист крана-манипулятора должен знать:

– устройство и кинематические схемы обслуживаемого крана-манипулятора, его технические характеристики;

– предельную грузоподъемность крана-манипулятора при различном вылете стрелы, тросов и цепей;

– максимальную высоту подъема стрелы и угол поворота эксплуатируемого крана-манипулятора;

– способы определения массы груза по внешнему виду;

– правила техники безопасности при работе крана-манипулятора, пожарной и экологической безопасности;

– устройство и способы обслуживания автомобильного шасси, на котором установлен кран-манипулятор;

– грузоподъемность автомобильного шасси и способы размещения груза на его грузовой платформе;

– технологию производства погрузочно-разгрузочных работ;

– требования СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ГОСТ 12.3.009-76 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» и ПБ 10-257-98 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов»;

– правила дорожного движения;

1.6. Машинист крана-манипулятора подчиняется непосредственному руководителю.

1.7. На время отсутствия машиниста крана-манипулятора (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Машинист крана-манипулятора обязан:

2.1. Управлять краном-манипулятором, находящимся в эксплуатации организации;

2.2. Выполнять простые и сложные погрузочно-разгрузочные работы длинномерных (свыше 3 метров) грузов, а также грузов, требующих повышенной осторожности;

2.3. Управлять манипулятором при монтаже технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий и агрегатов и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, перемещении мелкоштучных грузов, сыпучих и кусковых грузов;

2.4. Кантует грузы.

2.5. Регулировать грузоподъемные механизмы и погрузочные устройства.

2.6. Проверять надежность канатов, блоков, чокеров, грузоподъемных механизмов и приспособлений.

2.7. Выявлять и устранять неисправности обслуживаемых грузоподъемных механизмов.

2.8. Участвовать в проведении всех видов технического обслуживания и ремонта применяемых механизмов и машин.

2.9. Соблюдать правила дорожного движения при перемещении автомобиля с установленным на нем краном-манипулятором к месту погрузочно-разгрузочных или монтажных работ.

2.10. При выезде для выполнения погрузочно-разгрузочных или монтажных работ иметь при себе заполненный путевой лист и другие документы, требуемые ПДД.

2.11. Проходить обязательный медицинский осмотр перед началом смены.

2.12. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

3. ПРАВА

Машинист крана-манипулятора вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать с разрешения руководства работников всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист крана-манипулятора несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 2015-01-02 №67.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела кадров      Е.Э. Громова

2015-01-02

С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Машинист крана-манипулятора      П.А. Беспалов

2015-01-02

www.kdelo.ru

Правила безопасности опасных производственных объектов, на

Добавлено: 03.01.2019 20:33

«Производственная инструкция машиниста крана-манипулятора» в картинках.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

б) краны-манипуляторы автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до 6 т включительно или с грузовым моментом до 9 т(м включительно

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1

Программа рассчитана на срок обучения 86 час.
По окончании обучения и после сдачи экзамена в установленном порядке слушатели получают удостоверение на право производства погрузочно-разгрузочных работ (ответственный за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ).

Машинист крана манипулятора

– вводное устройство, подающее напряжение на проверяемую грузоподъемную машину, отключить и повесить на него плакат: Не включать! Работают люди!

число обрывов проволочек стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают установленную инструкцией предприятия-изготовителя норму, имеются оборванная прядь или другие повреждения

. Стропальщик перед опусканием груза должен помнить, что опасно устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для его укладки, а также устанавливать плиты и другие грузы наклонно к заборам, стенам зданий и сооружений и т п.

. При эксплуатации кранов-манипуляторов необходимо принять меры по предотвращению их опрокидывания или самопроизвольного перемещения под действием ветра или при наличии уклона площадки.

а – начальное окисление поверхности б – общее окисление поверхности в – заметное окисление г – сильное окисление д – интенсивная коррозия

. До начала работы крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.

. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.

. Приемочные испытания опытного образца крана-манипулятора должны проводиться по программе, составленной разработчиком проекта, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России. Приемочные испытания крана-манипулятора должны проводиться с участием представителей головной научно-исследовательской организации и Госгортехнадзора России.

dwn18.dlinkddns.com