Проверка военным комиссариатом

Каков порядок проведения проверки организации военкоматом?
Должен ли военкомат заранее предупреждать о проверке согласно ФЗ № 294 от 26.12.2008г)?

Представляется, что проведение проверки военным комиссариатом осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», т.к. в соответствии с ч.3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении нескольких видов государственного контроля (надзора), однако проведение проверки органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами в этот перечень не входит, следовательно, нормы Закона № 294-ФЗ распространяются и на проведение проверок военкоматом и имеют приоритетное значение перед нормами Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495, утвердившего Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ.

О плановой проверке организация должна быть уведомлена проверяющими не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п.12 ст.9 Закона № 294-ФЗ). В случае внеплановой выездной проверки уведомление должно быть осуществлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п.16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.»

2.Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.04.2015 № 33-2161/2015

«Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав прокурора Лазареву Е.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Ш., однако мотивы судебного решения нуждаются в уточнении.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132 и от 02.10.1998 г. № 1175 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

Согласно п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609 основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе, проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе.

На основании п. 33 Положения о воинском учете, (утв.Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 Порядка осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показателей, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критериев оценки деятельности указанных организаций (Приложение № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, (действовавшего на момент объявления предостережения) военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 1 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении нескольких видов государственного контроля (надзора), однако проведение проверки органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в этот перечень не входит, следовательно, нормы Закона № 294-ФЗ распространяются и на проведение проверок военкоматом и имеют приоритетное значение перед нормами Приказа Министра обороны РФ № 500.

Частью 8 ст. 9 Закона Закон № 294-ФЗ предусмотрены основания для включения плановой проверки.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Как следует из материалов дела, согласно плана комплексных мероприятий, утвержденного начальником отдела (военного комиссариата Ярославской области по Пошехонскому району) проведение проверки ООО «Птицефабрика Пошехонская» запланировано на ДД.ММ.ГГГГ

Приказ о проведении комплексной проверки состояния военно-учетной мобилизационный работы и бронировании граждан, состоящих на воинском учете в ООО «Птицефабрика Пошехонская», издан начальником отдела (военного комиссариата Ярославской области по Пошехонскому району) ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, проведение проверки ООО «Птицефабрика Пошехонская» военкоматом является правомерным.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как следует из материалов делу письмо по проведению проверки было направлено в адрес руководителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» ДД.ММ.ГГГГ, то есть за три дня до проведении проверки. Достоверных сведений о получении письма материалы дела не содержат.

При этом, само по себе нарушение срока предусмотренного ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, не влечет за собой право юридического лица отказывать в допуске проверяющих. Более того, как следует из материалов дела, работниками военкомата в ходе телефонного разговора с Ш. уточнялась дата проверки.

В соответствии со ст. 14 Закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 1). Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 3).

Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата должно предъявить следующие документы (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ): распоряжение или приказ военного комиссара и служебное удостоверение.

Однако указанное стало невозможным ввиду того, что заместитель директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» отказался допустить работников военкомата для проверки, в силу чего указанные документы и не были предъявлены.

Вывод суда, что порядок проверки исполнения возложенных на организацию обязанностей по ведению воинского учета в соответствии с федеральными законами, не регулируется положениями Закона № 294-ФЗ, ошибочен*, однако на правильность оспариваемого решения не повлиял, так как правовых оснований у заместителя директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» для воспрепятствования проведения проверки военным комиссариатом не имелось.»

3.Постановление по делу об административном правонарушении от 20.07.2012г. № 5-384/2012

«Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон).

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона организация и проведение плановой проверки предполагает необходимость доведения до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом утвержденного руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодного плана проведения плановых проверок (ч. 5 ст. 9 Закона).

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона).

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона).

В соответствии с Положением «О военных комиссариатах», утверждённым Указом Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 военный комиссариат является территориальным органом Министерства обороны РФ в субъектах РФ, муниципальных образованиях и входит в состав военных округов и выполняет задачи по организации и ведению воинского учёта, проведению проверок организаций по вопросам ведения воинского учёта, бронирования граждан. Пребывающих в запасе и военно-транспортной обязанности.

Выполнение этих задач является одной из форм государственного контроля (надзора).

Каких-либо изъятий из Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» относительно организаций и проведения проверок отдельными органами государственного контроля (надзора) не имеется, в связи с чем ОБЕЗЛИЧЕНО при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) должен руководствоваться общими требованиями к организации и проведению проверок, установленными указанным законом.*»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Сможете ли мне помочь с таким вопросом. Военкомат проводил плановую проверка нашего предприятия в 2015 году, в декабре 2016 году у местного военкомата была реорганизация и по ошибке они поставили в план проверок на 2017 год наше предприятие снова. Имеют

Сможете ли мне помочь с таким вопросом. Военкомат проводил плановую проверка нашего предприятия в 2015 году, в декабре 2016 году у местного военкомата была реорганизация и по ошибке они поставили в план проверок на 2017 год наше предприятие снова. Имеют ли военкомат право на проверку, если нет, то чем мне мотивировать?

Ответ на вопрос:

Отметим, что по вопросу правового регулирования проведения проверок военкоматами есть две позиции:

  1. Требования закона Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, согласно которому плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (ст. 9) не распространяются на проверки военкоматов, т.к. военные комиссариаты не относятся к органам государственного и муниципального контроля (надзора). В соответствии с данной позицией необходимо руководствоваться п.3 Порядка, утв. Приказом Минобороны России от 18.07.2014 № 495 Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, согласно которому проверка ведения воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек осуществляется ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.
  2. Требования Закона № 294-ФЗ распространяются на проверки военкоматов и имеют приоритетное значение перед нормами приказа Минобороны, в связи с чем, плановые проверки военкоматом не могут проводится чаще, чем 1 раз в три года.

Полагаем, что верной является первая позиция, т.к. военкоматы – это органы военного управления, а не органы государственного или муниципального контроля или надзора, в связи с чем руководствоваться в данном случае нужно Приказом Минобороны.

Соответственно, согласно Приказу Минобороны № 495 проверки воинского учета в организациях с численностью работников свыше 500 человек должны проводиться ежегодно, а если численность меньше 500 человек, — не реже, чем один раз в три года. При этом формулировка «не реже, чем один раз в три года» допускает возможность проведения проверок чаще чем один раз в три года, а, значит, проведение проверок в 2016 и 2017 г. возможно.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Может ли военкомат провести проверку правильности организации воинского учета

Да, может.

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек, и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки ведения воинского учета в организациях военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета граждан;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках лиц, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, пунктами 3–9 приложения № 2 к Инструкции (п.4), утвержденной приказом Минобрнауки России от 18 июля 2014 г. № 495.

Из ответа «Как организовать воинский учет персонала»

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

27.04.2017

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры

www.kdelo.ru

Как проверить военкомат? | Вопросы подписчиков

Была проверка в организации с военкомата. В акте написали что необходимо оформить стенд наглядной агитации типографского образца. Вправе ли они это требовать?

Ответ на вопрос:

Да, если это предусмотрено на региональном или местном уровне уполномоченными органами.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Узнать подробности


По общим правилам, каждой организацией разрабатываются (ведутся):

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Это определено п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ. Таким образом, у военкомата могут быть основания для таких требований.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Может ли военкомат провести проверку правильности организации воинского учета

Да, может.

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек, и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

Популярные вопросы

При проведении проверки ведения воинского учета в организациях военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета граждан;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках лиц, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, пунктами 3–9 приложения № 2 к Инструкции (п.4), утвержденной приказом Минобрнауки России от 18 июля 2014 г. № 495.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

www.kdelo.ru

О проверках военных комиссариатов — rusnadzor

Интересный материал прислали из Санкт-Петербурга.

Организация получила уведомление о проведении комплексной проверки военным

комиссаром (ВК). В сводном плане проверок на сайте генпрокуратуры такой проверки нет. Согласования с прокурором такая проверка также не проходила.

Возникает вопрос: распространяется ли 294-ФЗ на проверки, проводимые ВК (организация на предприятии воинского учета)?

ВК при этом ссылается на разъяснения Прокуратуры Санкт-Петербурга:

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.09.2007 № 1132 «Об утверждении положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты не наделены полномочиями органа государственного контроля (надзора).

На основании таких разъяснений должностные лица ВК присылают вышеозначенные уведомления, проводя проверки без распоряжения/приказа.

Естественно, такое обоснование, как и в целом разъяснение — очередное свидетельство «качества» проработки нормативного материала и хорошо характеризует «понимание» прокуратурой основ законодательства о проверках.

В декабре 2012 г. вышел новый Указ президента № 1609 о военных комиссариатах, в котором прямо предусмотрено, что комиссариаты являются территориальными подразделениями Министерства Обороны и осуществляют проверки порядка ведения воинского учета в организациях.

P.S.
Юрист, который занимался данным вопросом в Питере нашел хороший пример того, чем оборачивается следование прокурорским разъяснениям. Начальник отделения (планирования, предназначения, подготовки и учёта мобилизационных ресурсов) комиссариата с подачи военных прокуроров была привлечена к ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в том числе в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Фактически начальник отдела провела у поставщика «проверку технического состояния техники, предназначенной к поставке с мобилизацией, по результатам которой составила акт».

Интересная цитата из решения суда.
[Spoiler (click to open)]Из пояснений должностного лица: ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  в числе нормативных актов, рекомендованных к применению Военным комиссариатом Кировской области для организации служебной деятельности  не значится, за время работы  Елизаровой Н.В. в должности начальника отдела ее никогда ни на семинарах, ни в разъяснениях не информировали о необходимости соблюдения при проведении проверок требований ФЗ № 294-ФЗ.
В итоге, по основаниям малозначительности должностное лицо было от ответственности освобождено.

rusnadzor.livejournal.com