Содержание

Профстандарт психолога в 2018 году в образовании и социальной сфере

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них. Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности. Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта. В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  1. Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  2. Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  3. Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  4. Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  5. Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.

Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Структура профстандарта психолога

Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.

Функциональная карта психолога

В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:

  • Лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
  • Несовершеннолетним в общем;
  • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
  • Свидетелями преступления или потерпевшим.

Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп. Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относятся:

  • Девианты;
  • Мигранты (в основном, вынужденные) и беженцы;
  • Субъекты, страдающие от какой-либо зависимости;
  • Люди, совершившие попытку суицида;
  • Лица с посттравматическим стрессовым расстройством;
  • Подозреваемые в совершении преступления.

Во втором разделе описаны трудовые функции психолога. В случае с психологом-педагогом, выделяются две категории функций:

  1. содействие в сфере образования;
  2. психолого-педагогическая помощь категориям людей, перечисленным выше.

Для психолога в социальной сфере есть только одна категория – предоставление услуг психолога людям вне зависимости от их возраста и положения в социуме.

В разделе третьем подробно расписаны характеристики перечисленных функций. Для всех категорий требования примерно одинаковы. Так, необходимо высшее образование по соответствующему профилю, а также отсутствие судимости. Для психолога в социальной сфере также желательно пройти дополнительные курсы по повышению квалификации. Кроме того, требуется, как минимум, двухлетний опыт работы в похожей должности.

Последний раздел не содержит никакой принципиально важной информации – в нем указываются организации, которые принимали участие в составлении профстандарта.

Уровень квалификации психолога

Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование, а для социальной сферы также пригодятся курсы повышения квалификации.

Профстандарт медицинского психолога

Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.

Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.

В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.

У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.

Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).

Должностная инструкция психолога по профессиональному стандарту

Как уже упоминалось ранее, профессиональный стандарт психолога-педагога не является обязательным. Из-за этого работодатель имеет возможность набрать кадровый состав, соответствующий профессиональному стандарту, опираясь на документальные подтверждения, представленные соискателями, но не обязан делать этого.

Однако, часто бывает, что работник, имеющий квалификацию, не обладает навыками, прописанными в профстандарте, но уволить его не за что. Есть способ, как закрепить на рабочем месте профессиональный стандарт психолога и расторгнуть трудовые договоренности с таким подчиненным. Для этого составляется должностная инструкция. В ней должны быть прописаны все требования к нанимаемому работнику. Устраиваясь на работу, сотрудник автоматически дает обязательство следовать этому внутреннему локальному документу. Если соответствие профстандарту будет прописано в должностной инструкции в качестве обязательного пункта, то за несоответствие работника можно уволить или применить к нему другого рода санкции.

Итак, психолог в социальной сфере имеет один профессиональный стандарт, а психолог-педагог – совсем другой. Однако, в разрезе предъявляемых к работникам требований они не очень отличаются друг от друга и оба они носят рекомендательный характер. Впрочем, важно отметить, что профессиональный стандарт – это не просто рекомендация для работодателей, которой можно пренебречь или воспользоваться, а специализированный перечень навыков и умений, на который стоит ориентироваться, чтобы набрать хороший профессиональный штат.

Загрузка...

delatdelo.com

Полный профстандарт № 12 Психолог в социальной сфере

труда
и социальной защиты Российской Федерации


от
«18» ноября 2013 г. №682н

3.1.4.
Трудовая функция

Наименование

Организация
психологического сопровождения и
психологической помощи представителям
социально уязвимых слоев населения
(клиентам)

Код

А/04.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые
действия

Первичная
проверка и анализ документов,
свидетельствующих о наличии проблем
клиентов (протоколы, акты социальных
служб, полиции), выявление информации,
требующей дополнительной проверки

Запрос
необходимой информации у других
специалистов (социальных работников,
педагогов, специалистов органов опеки
и попечительства)

Подбор
комплекса психологических методик,
планирование и проведение обследования
клиентов

Обобщение
результатов психологического
обследования, оценка психологических
потребностей, рисков и ресурсов
клиентов, выявление психологических
особенностей их социального окружения
и условий жизни

Выявление
типичных психологических проблем
разных социальных групп клиентов

Разработка
совместно с другими специалистами и
клиентами «дорожных карт» с целью
определения жизненных целей и задач
на конкретных этапах социализации,
формирования норм социального
поведения, в том числе в поликультурной
среде

Разработка
программ психологической помощи
клиентам, в том числе с привлечением
ресурсов из различных источников

Индивидуальное
или групповое консультирование
клиентов по выявленным у них
психологическим проблемам с целью
нивелирования влияния неблагоприятной
среды, помощи в социализации и адаптации
к условиям проживания

Проведение
бесед (лекций), направленных на
просвещение клиентов

Взаимодействие
с социальным окружением клиентов с
целью организации психологической
поддержки и помощи в решении их
жизненных проблем

Подготовка
материалов по вопросам оказания
психологической помощи клиентам и
представление их в интернет-форумах
и СМИ

Учет
выявленных социально уязвимых слоев
населения и видов оказанной
психологической помощи

Необходимые

умения

Вступать
в контакт и развивать конструктивные
отношения с разными социально уязвимыми
группами населения

Разрабатывать
программы и проводить психологическое
обследование клиентов

Анализировать
полученные в психологическом
обследовании результаты, выявлять
степень достоверности полученной
информации, составлять психологическое
заключение

Адаптировать
и применять зарубежный опыт работы
по оказанию психологической помощи
социально уязвимым группам населения

Разрабатывать
индивидуальные и групповые программы
оказания психологической помощи
клиентам

Проводить
психологические занятия и тренинги
для разнородных групп клиентов

Применять
разные виды и методы индивидуального,
группового психологического
консультирования в соответствии с
возрастом, полом и особенностями
жизненной ситуации клиентов

Создавать
команду и работать в команде по оказанию
психологической помощи клиентам

Разрабатывать
психологические рекомендации с учетом
конкретных задач для дальнейшей работы
с клиентами

Разрешать
конфликты и противоречия в работе по
оказанию психологической помощи
клиентам

Проводить
психологические обследование
социального окружения представителей
социально уязвимых слоев населения
в рамках профессиональных этических
норм, прав человека

Использовать
современные технологии работы с
информацией, базами данных и иными
информационными системами для решения
вопросов оказания психологической
помощи клиентам

Вести
документацию и служебную переписку

Необходимые
знания

Основы
общей и социальной психологии,
психологии малых групп, психологии
масс

Методы
и методики общей и социальной психологии

Современные
направления молодежных движений

Психология
зависимости, аддикций, девиантология

Проблемы
социализации, нарушений социализации

Методология
проведения тренингов

Возрастная
психология, геронтология

Психология
семьи и семейных кризисов

Психология
воспитания и педагогики

Психология
кризисных состояний, рискология,
психология экстремальных ситуаций,
психология горя, потери, утраты

Цели,
задачи и функции организаций социальной
сферы

Типология
социальных групп, нуждающихся в
оказании помощи (социальной,
социально-психологической,
социально-правовой и т. д.)

Психология
беженцев, мигрантов, маргиналов

Технологии
работы с разными социальными группами

Документоведение

Другие
характеристики

Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте

Соблюдать
требования профессиональной этики

3.1.5.
Трудовая функция

Наименование

Оказание
психологической помощи работникам
органов и организаций социальной
сферы (клиентам)

Код

А/05.7

Уровень
(подуровень) квалификации

А

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые
действия

Разработка
планов, согласование форм и условий
оказания психологической помощи
клиентам

Оказание
индивидуальной психологической помощи
клиентам

Проведение
тренингов для клиентов в целях повышения
эффективности их работы (тренинги
командообразования, групповой
сплоченности и т. п.)

Проведение
психологических тренингов, направленных
на расширение и укрепление внутренних
ресурсов клиентов

Консультирование
клиентов по вопросам психологических
аспектов выбора и сопровождения
карьеры, набора, отбора и расстановки
кадров, аттестации, работы с кадровым
резервом

Повышение
квалификации клиентов по вопросам
психологии социальной работы

Проведение
занятий с клиентами по вопросам
управления, эффективной организации
труда, повышения квалификации

Создание
информационного ресурса по психологии
социальной сферы и использование его
содержания в деятельности по оказанию
психологической помощи клиентам

Необходимые

умения

Анализировать
заявки и обращения органов и организаций
социальной сферы на получение
психологических услуг

Проводить
психологический анализ и оценку
результативности деятельности клиентов
в соответствии со стандартами и
регламентами в социальной сфере

Вести
переговоры с представителями органов
и организаций социальной сферы по
реализации их обращений и заявок

Составлять
договоры и другую документацию на
оказание психологических услуг в
социальной сфере

Работать
с информационными сетями, осуществлять
поиск новой информации по профилю
деятельности

Применять
на практике методы обучения взрослых,
индивидуального и групповой работы
для психологической помощи и повышения
эффективности профессиональной
деятельности клиентов

Оценивать
эффективность оказания психологической
помощи клиентам

Критически
оценивать обратную связь от получателей
психологических услуг, психологического
просвещения в социальной сфере

Вести
документацию, служебную переписку в
соответствии с требованиями к документам
в социальной сфере

Разрабатывать
новые формы и методы оказания
психологической помощи клиентам

Необходимые
знания

Социальная
психология, психология малых групп,
методология индивидуальных консультаций
и тренингов (специфика, виды, длительность
и т. д.)

Организационная
психология (концептуальные подходы,
особенности, виды и т. д.)

Основные
принципы, типы, стратегии и тактические
приемы ведения переговоров

Основные
теории оказания психологический
помощи персоналу организаций
(управление, организация, отбор и
т. д.)

Требования
к документообороту в области управления
персоналом, межведомственного
взаимодействия, оказания услуг в
социальной сфере

Современные
стандартные требования к документированию,
периодичности, качеству и условиям
оказания услуг в психологии

Требования
к конфиденциальности информации,
хранению и оперированию персональными
личными данными

Другие
характеристики

Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте

Соблюдать
требования профессиональной этики

3.1.6.
Трудовая функция

Наименование

Психологическое
сопровождение процессов, связанных
с образованием и деятельностью
замещающих семей (клиентов)

Код

А/06.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер

профессионального
стандарта

Трудовые
действия

Психологическое
обследование (тестирование) кандидатов
и подготовка психологического
заключения об их возможности стать
замещающими родителями

Составление
программ психологической помощи
клиентам с учетом национальных,
этнокультурных, конфессиональных
особенностей замещающих родителей и
детей, передаваемых в семьи

Разработка
программ и проведение групповых и
индивидуальных психологических
занятий для клиентов (тренинги,
дискуссии, разбор ситуаций, ролевые
и деловые игры и т. д.)

Консультирование
клиентов по психологическим проблемам
функционирования замещающих семей

Подготовка
детей к устройству в замещающую семью

Консультирование
детей по психологическим проблемам
в замещающих семьях

Учет
данных об оказанной психологической
помощи

Необходимые

умения

Общаться
с разными категориями клиентов

Общаться
и взаимодействовать с детьми и
подростками разных возрастов

Проводить
психологическое тестирование кандидатов
в замещающие родители

Обеспечивать
проверку информации, полученной от
кандидатов в замещающие родители

Определять
психологическую безопасность для
ребенка среды в замещающей семье и ее
окружении

Разрабатывать
программы психологических тренингов,
деловых и ролевых игр с учетом конкретных
задач подготовки клиентов

Применять
активные психологические методы
обучения, в том числе проводить
психологические тренинги, деловые и
ролевые игры

Адаптировать
и применять зарубежный опыт
психологической работы с замещающими
семьями в практике собственной
деятельности

Применять
разные виды и формы консультирования
в соответствии с проблемами клиентов

Использовать
современные технологии работы с
информацией, базами данных и иными
информационными системами для решения
вопросов оказания психологической
помощи клиентам

Хранить
и обрабатывать персональные данные
клиентов

Вести
документацию и служебную переписку

Необходимые
знания

Основы
социальной психологии, психология
малых групп

Законодательство
Российской Федерации и международные
документы в области защиты прав детей

Проблемы
социализации на разных ступенях
развития ребенка, нарушения социализации
(дезадаптация, депривация)

Особенности
адаптации детей-сирот и детей в
замещающих семьях

Возрастная
психология (характеристика возрастных
периодов развития, особенности
развития, нарушения в развитии и
т. д.), педагогическая психология

Психология
семьи (структура, функции, этапы,
проблемы внутрисемейных отношений)

Психология
горя, потери, утраты и проявления в
поведении детей и взрослых пережитых
травм

Психология
кризисных состояний, последствий
пережитых кризисных ситуаций, их
проявлений в поведении

Психология
воспитания (семейное воспитание,
институциональное воспитание), роли
и функции родителей

Национальные
и региональные особенности быта и
семейного воспитания (народные
традиции, этнокультурные и конфессиональные
особенности воспитания)

Документоведение

Другие
характеристики

Обеспечивать
конфиденциальность полученных в
результате деятельности сведений о
клиенте

Соблюдать
требования профессиональной этики

3.1.7.
Трудовая функция

Наименование

Организация
работы по созданию системы психологического
просвещения населения, работников
органов и организаций социальной
сферы

Код

А/07.7

Уровень
(подуровень) квалификации

7

Происхождение
трудовой функции

Оригинал
Х

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный

номер

профессионального

стандарта

Трудовые
действия

Разработка
плана психологического просвещения
населения, работников органов и
организаций социальной сферы

Доведение
до сведения государственных и
муниципальных органов, организаций
социальной сферы информации о перечне
психологических услуг и возможности
их получения

Разработка
рекомендаций для работников органов
и организаций социальной сферы по
психологическому просвещению с учетом
конкретных задач, решаемых ими

Организация
волонтерских проектов и программ,
ориентированных на повышение мотивации
в получении психологической помощи

Подготовка
для СМИ информации о психологических
услугах в социальной сфере (ролики,
передачи на теле- и радиоканалах и
т. д.)

Проведение
групповых и индивидуальных информационных
консультаций о возможности получения
психологических услуг

Привлечение
к психологическому просвещению
граждан, успешно завершивших программы
психологической помощи

xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai

«Медицинский психолог» и «Нейропсихолог» — проекты профстандартов //Психологическая газета

Российское психологическое общество (РПО) сообщает о разработке проектов двух профессиональных стандартов — «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог».

Разработчики проектов уверены, «введение в действие профессиональных стандартов позволит решить целый ряд проблем, связанных с положением медицинского психолога в здравоохранении, образовании и других сферах деятельности». Должность «Нейропсихолог» в нашей стране вводится впервые — проект специального профстандарта для нее тоже разработан.

В подготовке документов разработчики профессиональных стандартов руководствуются необходимостью согласования системы подготовки специалистов с существующим федеральным образовательным стандартом. /Проблемы подготовки клинических психологов подробно обсудили заведующие профильными кафедрами в ходе круглого стола «Медицинский психолог в системе здравоохранения: профессионализм и качество услуг» на 12-м Саммите психологов — опубликована полная видеозапись./

Создание профессиональных стандартов разработчики называют «глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований, которые должны найти свое отражение в этом документе».

РПО стремится информировать широкий круг профессионалов психологов и нацелено на сбор и анализ мнений — сообщения, вопросы или материалы разработчики профтандартов ждут по адресу: [email protected]

Проекты профстандартов опубликованы для ознакомления:

Медицинский психолог. Проект профессионального стандарта (в формате pdf)

Нейропсихолог. Проект профессионального стандарта (в формате pdf)

В РПО поясняют: «в настоящий момент в Российской Федерации по поручению Правительства РФ идет процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов в различных отраслях деятельности, в том числе, в сфере здравоохранения». Проекты профстандартов для медицинских психологов и нейропсихологов РПО разрабатывает «по поручению Национальной медицинской палаты».

Для справки: Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» создан в апреле 2010 года с целью объединения всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России. Учредителями выступили 35 общественных и некоммерческих организаций, объединений и профессиональных ассоциаций. Возглавляет  Союз «НМП» Леонид Михайлович Рошаль — педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель.

Источник

psy.su

РПО. Российское психологическое общество

В настоящий момент в Российской Федерации по поручению Правительства РФ идет процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов в различных отраслях деятельности, в том числе, в сфере здравоохранения. По поручению Национальной медицинской палаты Российское психологическое общество разрабатывает проекты профессиональных стандартов - «Медицинский психолог», «Нейропсихолог». Создание профессиональных стандартов является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований, которые должны найти свое отражение в этом документе.

Введение в действие профессиональных стандартов позволит решить целый ряд проблем, связанных с положением медицинского психолога в здравоохранении, образовании и других сферах деятельности. Впервые в нашей стране вводится должность «Нейропсихолог», для которой разработан проект специального профстандарта. Важным является согласование системы подготовки специалистов с существующим федеральным образовательным стандартом.

Для сбора, анализа мнений и информирования широко круга профессионалов психологов по этому вопросу на официальном сайте Российского психологического общества создана специальная рубрика, в которой планируется размещать материалы, касающиеся этой работы, а также давать ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки документа.

Профессиональный стандарт «Нейропсихолог», подготовленный Российским обществом неврологов

Предлагаем Вашему вниманию подготовленный Российским обществом неврологов профессиональный стандарт «Нейропсихолог», включающий образовательную траекторию для специалистов с высшим медицинским образованием. Ваши отзывы и предложения просим высылать через форму обратной связи.

Принять участие в этой работе Вы можете, прислав сообщение, вопрос или материалы на адрес электронной почты [email protected]

Задать вопрос


xn--n1abc.xn--p1ai

Проект: В помощь военному психологу: Профессиональный стандарт

Ранее газета «Коммерсант» написала, что профессиональные стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2015 года, а с 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели.

В сообщении правительства уточняется, что утвержденные стандарты устанавливают требования к квалификации работников и описанию их трудовой деятельности в направлениях атомной промышленности, судостроения, машиностроения, финансов и экономики, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, биотехнологий, социального обслуживания, а также в нефтегазовой отрасли и сквозных видах профессиональной деятельности в различных сферах экономики.

Профессиональный стандарт - ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №682н

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
85.3 Предоставление социальных услуг

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)- 2446.
Специалисты в сфере социальных проблем

Наименование профессионального стандарта - Психолог в социальной сфере

Регистрационный номер - 12

Вид профессиональной деятельности.
Предоставление психологических услуг в социальной сфере

Основная цель вида профессиональной деятельности - профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)

Код профессиональной деятельности - 03.008


Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции. Код А
Наименование - организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
Уровень квалификации - 7

7-й уровень квалификации предполагает высшее образование: магистратура, специалист, аспирантура по направлению «Психология, психолого-педагогическое образование», программы дополнительного профессионального образования, дающие новую квалификацию.

Трудовые функции. Наименование.
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам). Код А/01.7
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения. Код А/02.7

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию. Код А/03.7
Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам). Код А/04.7

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам). Код А/05.7
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов). Код А/06.7

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. Код А/07.7
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения. Код А/08.7

Характеристика обобщенных трудовых функций.
Возможные наименования должностей - Психолог в социальной сфере. Психолог.

Требования к образованию и обучению. 
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации.

Требования к опыту практической работы.
Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.

Особые условия допуска к работе.
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
030300 Психология
040100 Социальная работа

Наименование ответственной организации-разработчика
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет"

Должность и ФИО руководителя
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

Наименования организаций-разработчиков
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград
НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», город Москва
ФГБУ «Институт труда и социального страхования», город Москва
Администрация города Ступино, Московская область
НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», город Москва
ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область
Министерство образования Московской области, Московская область
Детский дом № 59, город Москва
ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», город Москва

http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps141696

spaceglitter2.blogspot.com

С 1 января 2017 года начал действовать профстандарт «Педагог-психолог»

Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию. Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

— Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста? 

— Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата. 

— Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда  профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно — за два года пройти магистратуру. Время есть.

Источник: РИА Новости

sovethr.ru

Подготовлены проекты профстандартов «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог»

Российское психологическое общество и Национальная медицинская палата подготовили проекты двух профессиональных стандартов: «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог», которые переданы на согласование в Минздрав России. Об этом сообщил главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко на Научно-практической конференции «Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества» 29 октября.

Он уточнил, что профстандарт «Медицинский психолог» предполагает осуществление профессиональной деятельности по «предоставлению помощи населению по клинико-психологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе». «Проект этого стандарта был подготовлен клиническими психологами МГУ, а также специалистами из Санкт-Петербурга и ряда других городов. Получился важный документ, который принят всем профессиональным сообществом», – сказал Юрий Зинченко.

Специалист отметил, что стандарт предусматривает достаточно высокие требования к уровню образования медицинских психологов: «Не все даже медицинские вузы готовы обеспечить их кадровую подготовку. Но, тем не менее, либо мы идем по пути, как нам проще получить лицензию и аккредитацию, либо все-таки будем думать о пациенте, который должен получать высокопрофессиональную клиническую психологическую помощь».

Профессиональный стандарт «Нейропсихолог» вводится впервые. «В МГУ, в отличие от всех других университетов, осуществляется 6-летняя подготовка психологов, в рамках которой есть специализация «нейропсихолог», поэтому часть выпускников университета ее получит, знаний для этого у них достаточно. Для других же специалистов необходима (в стандарте это четко прописано) переподготовка либо профессиональная переподготовка, в зависимости  от траектории полученного образования», – сказал специалист.

Он отметил, что по просьбе Минздрава предусмотрена возможность вхождения в должность нейропсихолога невролога – после получения им соответствующей профессиональной переподготовки.

Юрий Зинченко добавил, что деятельность психологов и нейропсихологов предусмотрена прежде всего в составе реабилитационных бригад. «Необходимость нахождения психолога в мультидисциплинарной команде закреплена нормативными актами и вытекает из логики оказания реабилитационной помощи наряду с неврологами, эрготерапевтами и другими специалистами. Медицинский психолог и нейропсихолог являются неотъемлемой частью мультидисциплинарной команды», – заключил он.

medvestnik.ru