Содержание

Особенности трудовых отношений с работниками образовательных учреждений

Труд работников образовательных учреждений, как и труд любого иного работника, регулируется нормами Трудового кодекса РФ, но трудовые отношения с работниками данной категории имеют свои особенности, описанные и другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Этим особенностям и будет посвящена данная статья.

Кого относят к работникам образовательных учреждений?

Прежде всего, к таким работникам относят педагогический состав образовательного учреждения. Кроме того, как и любая организация, данные учреждения имеют в своем штате и директора, и специалиста, занимающегося материальным обеспечением учреждения (завхоз), и технических работников (уборщиц), и обслуживающий персонал (повара), и медицинского работника, а также, в зависимости от вида образовательного учреждения, вожатых, воспитателей и пр. Однако в статье мы рассмотрим особенности трудовых отношений исключительно с лицами, замещающими должности, основные обязанности которых связаны с учебно-воспитательным процессом, педагогической, научно-преподавательской работой. Лица, которые работают в образовательном учреждении на должностях обслуживающего персонала, но их работа не связана с педагогической деятельностью, не подпадают под рассматриваемую категорию работников.

Например, статьей 20 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 02.08.2009) к числу работников высших учебных заведений помимо должностей научно-педагогического состава (профессорско-преподавательского состава, в числе которых должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента; а также научных работников) отнесены и инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал.

Таким образом, разграничением того, какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, служит содержание должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа.

Особенности регулирования труда педагогических работников

Особенности труда педагогических работников урегулированы главой 52 ТК РФ. В частности, к ним относят:

  • образовательный ценз, только при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;

Рассмотрим каждую из указанных особенностей.

Образовательный ценз для замещения должностей педагогического профиля

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 1 ст. 331 ТК РФ).

Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников

1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).

2. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521).

3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 10.03.2009).

Для негосударственных образовательных учреждений вышеперечисленные типовые положения являются примерными, то есть необязательными.

Указанными типовыми положениями установлено, что к педагогической деятельности допускаются:

  • в образовательном учреждении начального профессионального образования — лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

  • в общеобразовательном учреждении — лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности НЕ допускаются лица:

  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Особенности рабочего времени и времени отдыха

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Педагогические работники в соответствии с трудовым законодательством имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленную статьей 333 ТК РФ, статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009; далее — Закон об образовании) и типовыми положениями о каждом виде образовательного учреждения (см. «Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников» на с. ), которая составляет

не более 36 ч в неделю.

Продолжительность рабочего времени в зависимости от учебной нагрузки

Продолжительность рабочего времени педагогических работников зависит от учебной нагрузки педагогического работника, которая в соответствии с типовыми положениями, как правило, ограничена верхним пределом, который оговаривается в трудовом договоре.

Так, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов, а учебная нагрузка педагогических работников вузов — не более 900 ч.

Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных учреждений (школ, гимназий и пр.) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени в настоящее время устанавливается постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в ред. от 18.08.2008). Согласно данному акту, например, воспитателям дошкольных учреждений и работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования продолжительность рабочего времени установлена на уровне 36 ч в неделю; а учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 ч в неделю.

Предоставление выходных дней с учетом режима деятельности

образовательного учреждения

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее — Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических работников) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако следует учитывать, что специфический режим работы образовательных учреждений (с наличием каникул, включая длительные летние каникулы, работы учреждения по шестидневной рабочей неделе, то есть и в субботние дни) установлен, прежде всего, для обучающихся или воспитанников учреждения. Работников учреждения он касается только в части! Например, периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим (например, при установлении карантина в учреждении), климатическим (как правило, в зимний период при понижении температуры воздуха ниже установленного значения) и другим основаниям

являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Обратите внимание! Согласно п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для работников рабочим временем. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Отсутствие установленного перерыва для приема пищи

Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня,

перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Предоставление удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Статьей 334 ТК РФ предоставлено право педагогических работников на ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. от 16.07.2009) педагогическим работникам образовательных учреждений установлен удлиненный основной ежегодный отпуск, который в зависимости от занимаемой должности и образовательного учреждения составляет 42 и 56 календарных дней.

Ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней

установлен для педагогических работников:

Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня установлен для лиц, занимающих должности педагогического работников следующих видов образовательных учреждений:

  • другие организации, осуществляющие образовательный процесс[1].

Возможность использования годового неоплачиваемого отпуска

Статьей 335 ТК РФ и статьей 55 Закона об образовании установлено право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Указанный отпуск предусмотрен законодателем в целях обеспечения педагогическим работникам эффективного отдыха от учебного процесса, постоянной психической и физической нагрузки и пр.

Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В отношение педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России[2] или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, действует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570).

Годовой неоплачиваемый отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения. Как правило, начало такого отпуска приурочивается к началу учебного года, а его окончание — к окончанию учебного года. Такой порядок предоставления неоплачиваемого отпуска позволяет найти временного педагогического работника для замещения работника, находящегося в длительном отпуске, и поэтому такой отпуск практически не отражается на учебном процессе. В случае предоставления отпуска в течение учебного года вероятность сбоев в учебном процессе повышается в несколько раз и отражается, прежде всего, на прохождении программы обучения.

Очередность и время предоставления годового неоплачиваемого отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску и другие вопросы, не урегулированные законодательством, определяются уставом образовательного учреждения. Кроме того, несмотря на то что длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года является неоплачиваемым отпуском, устав образовательного учреждения может предусматривать возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств. Однако на практике таких случаев очень мало.

Гарантии, которые закреплены законодательством за работниками, находящимися в длительном отпуске

Во-первых, за педагогическим работником сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Во-вторых, во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

В-третьих, педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

 

Н. В. Пластинина,
юрист

www.profiz.ru

Работники образования – это… Что такое Работники образования?


Работники образования

“…К работникам образования относятся:

– педагогические (научно-педагогические) работники – лица, занимающиеся образовательной деятельностью на профессиональной основе в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения, преподавателя учреждения общего, профессионального, дополнительного образования и образования взрослых; перечень педагогических работников и приравненных к ним лиц устанавливается национальным законодательством;

– методисты – разработчики инструктивных материалов и пособий;

– организаторы учебного процесса – руководители образовательных учреждений и их заместители;

– управленческий персонал – работники органов государственного и муниципального управления, ведающие вопросами развития образования на определенной территории;

– исследователи – научные работники разного профиля, осуществляющие разработку проблем развития образования;

– вспомогательный персонал – библиотекари образовательных учреждений, лаборанты, аккомпаниаторы, специалисты по эксплуатации учебного оборудования…”

Источник:

“МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ”

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Работники молодежной сферы
  • Работники образования взрослых

Смотреть что такое “Работники образования” в других словарях:

  • Работники образования взрослых — Под работниками образования взрослых понимаются специалисты, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием данной системы образования. Основными категориями… …   Официальная терминология

  • Заслуженный работник образования Украины — Оригинальное название Заслужений працівник освіти України Страна …   Википедия

  • Продолжение образования — (continuing education), образование для взрослых, меняющих проф. ориентацию или дополняющих образование, полученное в школах, колледжах или ун тах. П.о. в последние годы приобрело такие масштабы, что в нек рых странах среди обучающихся больше… …   Народы и культуры

  • Почётный работник общего образования Российской Федерации — Знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» …   Википедия

  • Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации — Знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» …   Википедия

  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации  ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации. Звание утверждено 6 октября 2004 года в соответствии с Положением о знаках отличия в сфере… …   Википедия

  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации — Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации  ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации. Звание утверждено 6 октября 2004 года в соответствии с Положением о знаках отличия в сфере… …   Википедия

  • Нагрудный знак «Отличник образования Украины» — Отличник образования Украины Оригинальное название Відмінник освіти України Страна …   Википедия

  • Почётный работник образования Республики Казахстан — Нагрудный знак «Почётный работник образования Республики Казахстан» Почётный работник образования Республики Казахстан  нагрудный знак Министрества образования и науки Республики Казахстан, утверждённый Приказом от …   Википедия

  • ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕЗ ОТРЫВА ОТ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ) — работникам, допущенным к вступительным экзаменам в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Допущенным к вступительным экзаменам в учреждения высшего… …   Энциклопедия трудового права


official.academic.ru

8.1.1. Категории работников образования

Работники образования– лица (индивиды), осуществляющие определенного рода или вида деятельность, прямо (непосредственно) или опосредованно связанную с реализацией целей и задач образования (обучения и воспитания). К прямой деятельности можно отнести педагогическую деятельность, осуществляемую педагогическими работниками (учителями, воспитателями, преподавателями учреждений профессионального образования), т.е. деятельность, непосредственно связанная с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников). Все остальные виды деятельности связаны с обеспечением педагогической деятельности: управленческая, организаторская, кадровая, финансово-экономическая деятельности, деятельность по материально-техническому и социальному обеспечению образовательного и воспитательного процесса и т.д.

Такое разделение прямой и опосредованной деятельности в области образования носит, как уже ранее отмечалось, достаточно условный характер, поскольку осуществление той же педагогической деятельности невозможна в современных условиях без обеспечивающих видов деятельности. Тем не менее, все же именно педагогическая деятельность и, соответственно, педагогические работники являются, вновь подчеркнем, смысловым, а потому центральным элементом всей образовательной системы.

Классификация работников образования может проводиться по самым разным основаниям. Наиболее распространенным является разграничение категорий работников повидам осуществляемой ими профессиональной деятельности.С этим критерием органично связан и критерийдолжностных обязанностей и функциональных обязанностей работников. Всоответствии с этими основаниями выделяются такие группы (категории) работников образования:

а) педагогические работники;

б) научные работники;

в) административно-управленческий персонал;

в) учебно-вспомогательный персонал;

г) технический персонал.

При этом речь идет об основной их профессиональной деятельности, поскольку на практике обычно происходит совмещение нескольких видов деятельности: директор школы, как правило, преподает один или несколько предметов, зав. кафедрой вуза, будучи представителем административно-управленческого персонала практически в обязательном порядке читает один-два курса лекций, научной деятельностью также обязаны заниматься все преподаватели высшего учебного заведения и т.д. Тем не менее, «принадлежность» конкретного работника к той или иной группе определяется по их основной должности.

В каждой из названных групп происходит естественная и законодательная дифференциация работников по различным критериям (стаж работы, уровень образования, тип и вид образовательного учреждения, требования к конкретной должности и др.). Так, педагогические работники, могут быть сгруппированы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором они профессионально осуществляют свою педагогическую деятельность: работники дошкольных учреждений, работники учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и т.д. Административно-управленческий персонал также неоднороден: высший управленческий персонал (директор школы и завучи; ректор и проректоры вуза) средний персонал (начальники служб подразделений вуза) и т.д.

Исходяиз закономерно обусловленного приоритета педагогической деятельностив любом образовательном учреждении, что, к сожалению, не всегда признается, в дальнейшем рассматриваются главным образом именно эта категория работников образовательной сферы, т.е. работников, занимающих должность педагогических работников и ведущих педагогическую (научно-педагогическую) деятельность в образовательном учреждении определенного типа и вида.

www.lexed.ru

И других работников образовательных учреждений

Поиск Лекций

Утверждено Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69

(Извлечения)

I. Общие положения

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагоги-

ческих и других работников образовательных учреждений (далее – Положение) устанавли-

вает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с уче-

том особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников об-

разовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с

учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание

обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона,

сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения)

и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреж-

дения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с

Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными норматив-

ными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, дру-

гих руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руковод-

ства деятельностью образовательного учреждения.

1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в те-

чение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образова-

тельного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с

обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели по-

мещении.

II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного

образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного

года

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-пре-

подавателями, педагогами дополнительного образования (далее – педагогические работ-

ники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм

времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской

работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, веду-

щими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не

конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую ра-

боту, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные заня-

тия) (далее – учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы

(перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том чис-

ле «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установлен-

ной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками

учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между

ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с

учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН),

утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулиру-

ется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммиро-

ваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, преду-

смотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу,

требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вы-

текает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учре-

ждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, та-

рифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется гра-

фиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических

советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных,

воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи

родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии

с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспита-

нию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов

и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период

образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях

подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающими-

ся, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том

числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся,

воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графи-

ка дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведе-

ния учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются смен-

ность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагоги-

ческого работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом меро-

приятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного де-

журства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует

или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагоги-

ческие работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не

позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанно-

стей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей до-

полнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведо-

вание учебными кабинетами и др.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осу-

ществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих препо-

давательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных

обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может

использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная

учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в

случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ап-

реля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической

работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учрежде-

ний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №14, ст. 1289; 2005, №7,

ст. 560), определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педаго-

гической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в

группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей,

проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответст-

вии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по

классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому

воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образо-

вательным учреждением.

2.7. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподава-

телей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образова-

ния, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учеб-

ному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года

учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на на-

чало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорцио-

нально сохраняемой им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической рабо-

ты, предусмотренной в п. 2.3 настоящего Положения.

III. Разделение рабочего дня на части

3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в

рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются,

за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обяза-

но исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих пре-

подавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и

не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от

коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обу-

чающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

3.3. В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пре-

быванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при

общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная дея-

тельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом

мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для

воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьно-

го возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим

два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима ра-

боты в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время переры-

ва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх

установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима

рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим их работы с

разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала заня-

тий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного

учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю

(месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный

период

4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучаю-

щихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оп-

лачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее – каникуляр-

ный период), являются для них рабочим временем.

4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую,

методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образователь-

ной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объ-

ема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и

времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего

Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с ме-

дицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методи-

ческой, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения та-

ких детей, установленного им до начала каникул.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время

летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов пре-

подавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной

платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в

каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой

должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут при-

влекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

4.5. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессиональ-

ного образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних ка-

никул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к уча-

стию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалифика-

ции, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе пред-

метных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется ло-

кальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены

для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по

санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям

5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, вос-

питанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являют-

ся рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных клас-

сах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологи-

ческим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники

привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке

и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.

VI. Режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учрежде-

ниях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих

летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов,

экскурсий, экспедиций, путешествий

6.1. Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не

совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оз-

доровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учре-

ждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же ме-

стности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, определяет-

ся в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.

6.2. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с

их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоро-

вительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качест-

ве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскур-

сий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой

ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательно-

го учреждения, графиками работы, коллективным договором.

6.3. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений из числа плав-

состава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других образо-

вательных учреждений такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на

борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными

для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом

выполнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.

VII. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных

учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений до-

полнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава

образовательных учреждений высшего профессионального образования и образователь-

ных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалифи-

кации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выпол-

нения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, твор-

ческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-

методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных

занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образова-

тельным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и про-

филя кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году – в образовательных учре-

ждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году – в образо-

вательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации) специалистов.

7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследова-

тельской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-

методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортив-

но-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового рас-

порядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, про-

граммами, графиками и т.д.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие ло-

кальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в об-

разовательном учреждении, так и за его пределами.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений

Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне: для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования – в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для иных работников образовательных учреждений – средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Статья 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы

Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.

На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

studfiles.net

Статья 55. Права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений.

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть вручена педагогическому работнику.
3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или если это необходимо для защиты интересов обучающихся, воспитанников.
4. При исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
5. Педагогические работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста.
Педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.
6. Учебная нагрузка преподавателя, оговариваемая в контракте, ограничивается верхним пределом, определяемым типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
7. Преподаватель образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
8. Педагогическим работникам образовательных учреждений с целью содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы).
9. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
10. На выпускников педагогических вузов и училищ, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы.
11. На работников учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, организаций и предприятий системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Ответственность работников образовательных учреждений

Поиск Лекций

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

Ø замечание;

Ø выговор;

Ø увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

Ø повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

Ø применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

4.Роль образования в развитии российского обществаОбразовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

-ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

– переход к постиндустриальному, информационному обществу

-значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в вязи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

-динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

– глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

-возрастание роли человеческого капитала, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения .

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и само идентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи страны, благополучия каждого гражданина.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

5. Роль образования в национальной безопасности Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Это совокупность условий, обеспечивающих суверенитет, защиту стратегических интересов и полноценное развитие общества и всех граждан данного государства. Именно такое понимание национальной безопасности вошло в мировую политику и науку – от американского президента Теодора Рузвельта.. Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Переходя к вопросу о роли образования и образовательной политики в обеспечении национальной безопасности, необходимо заметить, что образование воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности (безопасности общества, государства, личности) и на все без исключения ее структурные элементы.

Совершено очевидно: экономическая и военная безопасность современного государства не мыслима без квалифицированных кадров; технологическая безопасность невозможна без тех же кадров и научных разработок. Отечественные и зарубежные экологи и глобалисты единодушны в том, что без новой культуры выживания, без так называемого инновационного обучения человечество обречено на катастрофу.

В системе национальной безопасности образование играет огромную и все возрастающую роль. Оно выступает одновременно как ее объект, ресурс и средство и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны. Именно поэтому развитие образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом политики национальной безопасности.

 

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru