Содержание

Табель о рангах РФ

Табель о рангах РФ

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ПРОЕКТ)

Эта статья стала результатом длительного обсуждения, проходившего на страницах форума “Русский коллекционер”. Автор благодарит всех участников обсуждения за высказанные замечания и предложения.

 

В настоящее время все служащие в государственных структурах делятся на:

1. Лиц, состоящих на военной службе

2. Лиц, состоящих на правоохранительной службе

3. Лиц, состоящих на федеральной государственной гражданской службе

4. Лиц, состоящих на государственной гражданской службе субъектов федерации

5..Лиц, состоящих на муниципальной службе

6. Сотрудников бюджетных учреждений.

7.Лиц, занимающих государственную должность (федеральных министров, федеральных судей, глав администрации субъектов федерации и т.д.).

8.Лиц, состоящих на службе в воинских частях, правоохранительных органах на должностях, не являющихся должностями военнослужащих и правоохранителей и не включенных в реестр должностей государственной гражданской службы, и не имеющих поэтому статуса государственных служащих.

9.Лиц, состоящих на службе в учреждениях федеральной государственной службы и государственой службы субъектов Российской Федерации на должностях, не включенных в реестр должностей государственной гражданской службы, и не имеющих поэтому статуса государственных служащих.

Обязанности и права военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих определяются соответствующими законами. Круг лиц, состоящих на правоохранительной службе пока законом не определен. Частично обязанности и права правоохранителей, будем называть их проще – “полицейскими”, определяется законом “О милиции” и положениями о соответствующих федеральных службах. Служба остальных служащих пока определяется КЗоТ. Поэтому они лишены ряда льгот, которыми пользуются госслужащие.

Так же нет пока четкого распределения обязанностей между полицейскими и госслужащими. Пожарные и спасатели до сих пор относятся к полицейским, а судебные приставы к государственным гражданским служащим.

В ч.3 и 4. статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ” О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” предусмотрена взаимозависимость воинских званий, специальных званий правоохранительной службы и классных чинов правоохранительной и федеральной гражданской госслужбы. Эта взаимозависимость должна определяться Указом Президента РФ. Т.е. предусмотрена Табель о рангах. Но этого документа до сих пор нет.

Определенная Федеральным законом “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” система гражданских чинов абсолютно невнятна. Полностью отсутствует привязка к воинским и полицейским званиям, поэтому предусмотренная законом переаттестация при переводе из одной системы в другую абсолютно невозможна. Если считать нынешние чины советников штаб-офицерскими, то звания референтов оказываются обер-офицерскими, а секретарей подофицерскими, что не соответствует их реальному положению. Но и в этом случае шесть генеральских чинов, согласитесь, явный перебор.

По этому я счел необходимым предложить свой проект “Табели о рангах”.

За основу я, как Вы понимаете, взял систему воинских званий. Она является (в основном) международной и общепонятной. Ведь даже в 1920-30 годы, когда в СССР не было воинских званий, все перекладывали тогдашние должностные категории на дореволюционные чины. Я не говорю о том, что эта система хорошо действовала до революции и в 1950-е годы. Для званий всех категорий государственных служащих я предлагаю ввести единое наименование “классные чины”, как это было в Российской Империи.

Воинские чины я оставил без существенных изменений. Только звания “старшина” и неуклюжее “главный корабельный старшина” заменил на “младший прапорщик” и “младший мичман”. И нарукавные знаки различия морских офицеров приведены в соответствие с международными обычаями (капитан I ранга – 4 средних галуна). Конечно, было бы неплохо заменить западно-европейское название «лейтенант» (для сухопутных и полицейских званий) на славянское «поручик», но это потребовало бы либо введения звания «надпоручик», либо переименования «прапорщиков» в «подпрапорщики», поэтому я от этого, скажем, воздержался.

В системе чинов правоохранительных органов я тоже ограничился тем, что заменил звания “прапорщик” (знаменосец) на более подходящие для этих органов “вахмистр” (караульный начальник). Хотя, может быть, есть смысл рассмотреть замену чинов штаб-офицеров на комиссаров (1,2,3 рангов или старших и младших), обер-офицеров на инспекторов, подофицеров на субинспекторов, а генералов либо на генеральных комиссаров, либо на генералов 1,2,3 рангов. А может и нет смысла. Сие несущественно.

Наибольшие изменеия, по моему мнению, должна претерпеть система государственной гражданской службы. В первую очередь, должно навести порядок в само определение государственной гражданской службы. По моему мнению все граждане, которые служат во всех государственных структурах должны иметь одинаковый статус государственных служащих. К ним должны относиться как ВСЕ гражданские служащие учреждений государственного управления, военных и правоохранительных структур, так и служащие всех тех учреждений, которые ныне финансируются из государственного бюджета, бюджетов субьектов федерации и муниципальных бюджетов, в первую очередь это относится к государственным учреждениям образования и здравоохранения. Это также должно относиться к тем государственным формально хозрасчетным государственным предприятиям, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны: транспорт, связь, энергетика.

К единой шкале должны быть приведены классные чины государственной гражданской службы субъектов федерации. Сейчас там можно встретить даже такую нелепость, как чины первых трех классов. Грубо говоря, сейчас возможно появление чина Маршал Захудаловской области. Ну, с Маршалом я, конечно, загнул, но равный ему сейчас чин Действительный Государственный советник города Москвы 1 класса существует. Если не верите, посмотрите сайт “Атрибуты государственной власти”

При разработке системы классных чинов государственной гражданской службы я отказался от нынешних званий “секретарь” и “референт”, которые подразумевают подчиненное положение служащего. Согласитесь, звучит нелепо: начальник отдела референт 1 класса(?). Поэтому названия “советник” (Генеральный, старший, младший) более соответствуют должностному положению и престижу государственной службы. А для самых младших служащих (без специального образования на технических должностях) предлагаю ввести звания “регистратор”. Эти чины должны присваиваться, по моему мнения, всем государственным служащим, в том числе и тем, кто сейчас называется бюджетниками, и в должностные обязанности которых не входит применение насилия по закону.

При обсуждении проекта высказывались предложения выделить в отдельную категорию классные чины работников государственной промышленности. Для них предлагалось ввести чины по типу советских званий работников горной промышленности : генеральные директора, директора, инженеры, техники. Но я не согласен с этим, потому что это нарушит принцип единства государственной службы. Особенно, если принять во внимание то, что переходы из одной отрасли в другую в последнее время являются обычным явлением. Также обсуждалось введение в качестве знаков различия гражданских служащих петлиц и контрпогон. Это заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения, но при этом может также нарушиться принцип единства государственной службы. Пока я этот вопрос не рассматривал.

Я прошу прощения у глубоко уважаемого мной Л.Н.Токаря, что при разработке знаков различия гражданских чиновников проигнорировал предложенные им игмандовские погоны, а взял за основу дореволюционные гражданские погоны.

В отдельную высшую категорию вынесены высшие чины «Маршал России» и, соответствующий ему, «Государственный канцлер России», которые носят не карьерный, а, скорее, наградной характер. В системе предусмотрены также должностные знаки различия для Верховного Главнокомандующего и чиновников в ранге министра, но коим еще не присвоен чин I класса.

Я не включил в Табель о рангах дипломатические ранги. Дело в том, что они являются скорее должностными категориями, чем персональными званиями. При этом надо учитывать, что присвоение дипломатических рангов, особенно высших, далеко не всегда носит карьерный характер.

КЛАССНЫЕ ЧИНЫ и ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Табель о рангах)

(Проект)

Класс

Чины воинские

Полицейские

Гражданские

Общие квалификационные требования

Сухопутные

Морские

Высший

Присваивается за особые заслуги

I

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 15 лет

II

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 15 лет

III

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 10 лет

IV

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень и стаж службы свыше 10 лет

V

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень и стаж службы свыше 7 лет

VI

Высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра граждан-ского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы свыше 10 лет; дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы от 7 до 15 лет

VII

Высшее образование не по профилю службы и стаж службы свыше 10 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра граждан-ского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 7 до 15 лет;

VIII

Высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 7 до 15 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 3 до 10 лет

IX

Высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 3 до 10 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 1 до 5 лет

Х

Среднее ВУ и стаж службы свыше 5 лет; высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 1 до 5 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы до 3 лет

XI

Среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы свыше 5 лет;

среднее ВУ и стаж от 1 до 10 лет; высшее образование не по профилю службы и стаж службы до 3 лет.

XII

Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы свыше 5 лет; или среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы от 1 до 10 лет;

среднее ВУ и стаж до 3 лет

XIII

Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы от 1 до 10 лет, или среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы до 3 лет

XIV

Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы до 3 лет

XV

Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции)

и стаж службы свыше 5 лет

XVI

Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции)

и стаж службы от 1 до 10 лет

XVII

Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции) и стаж службы до 3 лет

XVIII

Общее среднее образование и стаж службы не менее 1 года

XIX

Общее среднее образование

Знаки различия высших должностей государственной службы Российской Федерации

Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами и Верховный Главноначальствующий силами охраны правопорядка Российской Федерации (если до вступления в должность Президента России ему не был присвоен высший воинский чин – Маршал России)

Министр, директор Федерального агентсва или службы до присвоения ему чина I класса.

 

© К.С.Васильев. Текст, рисунки, верстка

 

Используются технологии uCoz

polygonv.narod.ru

Табель о рангах госслужащих в рф. lawyertop.ru

Табель о рангах госслужащих в рф

При разработке системы классных чинов государственной гражданской службы я отказался от нынешних званий «секретарь» и «референт», которые подразумевают подчиненное положение служащего. Согласитесь, звучит нелепо: начальник отдела референт 1 класса(?). Поэтому названия «советник» (Генеральный, старший, младший) более соответствуют должностному положению и престижу государственной службы. А для самых младших служащих (без специального образования на технических должностях) предлагаю ввести звания «регистратор». Эти чины должны присваиваться, по моему мнения, всем государственным служащим, в том числе и тем, кто сейчас называется бюджетниками, и в должностные обязанности которых не входит применение насилия по закону.

За основу я, как Вы понимаете, взял систему воинских званий. Она является (в основном) международной и общепонятной. Ведь даже в 1920-30 годы, когда в СССР не было воинских званий, все перекладывали тогдашние должностные категории на дореволюционные чины. Я не говорю о том, что эта система хорошо действовала до революции и в 1950-е годы. Для званий всех категорий государственных служащих я предлагаю ввести единое наименование «классные чины», как это было в Российской Империи.

Табель о рангах в царской России

Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона «Табель о рангах» Российской Федерации не существует.

Предложения Табели о рангах РФ

Шестиугольные погоны с полем из галуна гражданского рисунка (рогожка). Галун цвета приборного металла или цвета обмундирования. Подбой цвета кантов на обмундировании. Ширина погона у высших и главных чинов 4,5 см, у остальных 4 см. На поле погона высших чинов размещаются вдоль продольной оси от 1 до 3-х пятиконечных звезд размахом лучей 22 мм, вышитых канителью цвета приборного металла или противоположного цвета (например, серебристый на золотистом), наложенных на вышитые шелком звезды того же размера цвета кантов. На поле погона главных чинов располагаются металлические звезды размахом 18 мм, такие же, как на погонах старших офицеров. Цвет звезд либо по цвету металлического прибора, либо (на галуне цвета металлического прибора) противоположный.

Опрос на форуме «Русский коллекционер» позволил выявить эстетические предпочтения любителей униформологии в этом вопросе. Практически все участники форума проявили здоровый консерватизм, они предпочитают либо традиционные чиновничьи погоны с продольным расположением звезд и с продольными просветами у чиновников обер- и штаб-офицерского ранга, либо петлицы с аналогичным рисунком. Сторонников действующей концепции знаков различия практически не оказалось. При этом участники опроса оказались более либеральными в отношении формы звезд, более того, предусмотренная концепцией форма звезд (игмандовская, таможенная) оказалась лидером.

Табель о рангах — и его значение

Пользование общим титулом было обязательным во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или общественному положению. Указание титула в адресах часто помогало установить адресата или автора документа, обозначить его вид при регистрации. Знание сложной системы титулов поднимало значимость чиновников, владеющих мастерством служебной переписки.

В Табели закреплены этические требования к поведению государственного служащего того времени. Например, в п. 3 говорится: «Кто выше своего ранга будет себе почестей требовать, или сам возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья», 21 а в п. 19 указано на то, что лицо должно вести подобающий его рангу уровень жизни: «…напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует». 22 Здесь же названы санкции, которые применялись в случае нарушения данного требования достойного поведения государственных служащих и о соблюдении субординации в церкви, при дворе во время аудиенции, съездов и во время других официальных мероприятий. Этические требования распространялись и на жен служащих. «Все замужние жены поступают в ранг, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление». 23

Табель о рангах госслужащих в рф

Сотрудникам ФСИН России присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с ФЗ от 21.06.1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваивались специальные звания:

Табель о рангах госслужащих в рф

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Табель о рангах

Остановимся на военных. Им Табель давала преимущество на пути перехода в высшее дворянское сословие. К примеру, 14 класс, самый низший, уже давал такое право, когда как статские получали такое право только в чине 8 класса. Стремиться было куда –дворянство давало массу привилегий. Повышение по чину происходило либо по выслуге лет, либо по особым заслугам. Но, следует заметить, следующий чин можно было получить при условии наличия свободных вакансий (чего не наблюдалось у статских). Если за какой-либо проступок виновный понижался в чине, вернуть его можно было опять же только за особые заслуги.

Табель о рангах – документ, классифицирующий и регламентирующий аппарат госслужащих императорской России. Разработка его велась около 3-х лет, был утвержден Петром I (после рассмотрения Сенатом) 4 февраля 1722 г. Этот законодательный акт не был чисто русским изобретением, как, например, рекрутство. За основу были взяты законодательства европейских стран, наиболее близких России в плане политического и социально-экономического развития, но вкупе с уже принятыми до этого российскими законами. Основная идея Табели — теперь продвижение по службе основополагалось на личных заслугах, способностях, профессионализме, знатность же происхождения утратила былое значение. Таким образом, это давало возможность продвинуться в госслужбе талантливой молодежи из низших слоев населения.

Табель о рангах иерархия государственных должностей

Любой чиновник с 14-го класса получал личное, а с 8-го — потомственное дворянство. Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. С. 15 Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна». 2

Внешне офицеры различались цветом, покроем и отделкой мундиров, шириной и формой шитья, головными уборами, оружием — словом, «Мундир! один мундир!». Изобретение военной формы — любимое развлечение русских императоров. Менялись фасоны и воротники, выпушки и обшлага, клапаны и крючки. Не вдаваясь в подробности, упомянем только один вид знаков различия. Чин офицера можно было определить по эполетам — парадным погонам с закругленными концами. Обер-офицерские эполеты были попроще, у штаб-офицерских по кругу шла бахрома из золотой канители, у генеральских эполет эта бахрома была пышной, нарядной. Количество звездочек на поле эполет указывало на звание офицера. 6

Таблицы воинских званий Русской Армии

Однако, в гражданских ведомствах без системы званий (чинов, квалификационных разрядов и т.п.) в основном-то обходились, хотя и не полностью и не всегда. Так, новая система чинов была принята на железной дороге, в гражданском морском флоте, в гражданском воздушном флоте, т.е. в тех организациях, где требуется стройная иерархия подчиненности и четкой дисциплины.

24 января 1722 года Указом императора Петра I была введена в действие знаменитая Табель о рангах или ак она называлась полностью «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины обретаются» . Просуществовала эта Табель, которая определяла квалификацию всех государственных служащих (и военнослужащих в том числе) почти двести лет и была отменена 16 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК), состоявшим в основном из людей, не имевшим ни опыта управления государством, ни знаний в области государственного строительства. Стройная система регулирования отношений государственных служащих между собой, или как теперь принято говорить «вертикаль власти» была разрушена в угоду идеологическим воззрениям большевиков, пала жертвой политической борьбы и интриг.

Табель о рангах госслужащих в рф

Эту схему можно проиллюстрировать на примере современной армии. Скажем, три лейтенанта могут заниматься совершенно разными военными делами: один летчик, другой военный врач, третий сапёр. Разные знания, разные профессии, разный даже распорядок дня. Но при этом все они по званию, по уровню (то есть по рангу) равны между собой, у всех погоны с одним просветом и двумя звездочками, они все лейтенанты.

В воинской службе самый первый, низший чин XIV класса давал человеку личное дворянство, если он происходил из низших сословий. Чтобы получить потомственное дворянство, военному нужно было дослужиться до майора (VIII класс), а с 1845 года — до полковника (VI класс). Дети военных выделялись среди других сословий, было понятие «штаб-офицерских» и «обер-офицерских детей», они также пользовались некоторой поддержкой государства. Выходцы из других сословий, не дворяне, могли получить низший офицерский чин, только пройдя все ступеньки солдатской и унтер-офицерской службы. В истории есть примеры, когда выходцы из податных сословий пробивались в дворянство по армейской службе, но такие случаи редки. Обычно выше унтер-офицеров крестьяне и мещане не поднимались. Так, только до унтер-офицера дослужился за всю жизнь Сила Ерофеич Грознов (персонаж пьесы А.Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше»). Для дворян и детей военных выслуга лет для производства в следующий чин была короче. Ускоряло производство, естественно, и участие в военных действиях, этим объясняется довольно быстрая карьера Григория Мелехова в «Тихом Доне», и более быстрое продвижение в чинах офицеров, служивших на Кавказе: именно поэтому Грушницкий вправе рассчитывать на стремительный рост по службе. Участие в боевых действиях могло помочь разжалованному Долохову в «Войне и мире» быстрее вернуть офицерские эполеты.