Содержание

Периодичность проведения специальной оценки условий труда – соут сколько действует

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.

(часть 4 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

warmedia.ru

кто и как должен проводить

До 31 декабря 2018 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Наталия Челован

сделала спецоценку

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Что такое специальная оценка условий труда

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Ну и что? 30.06.18

Работодатели должны заботиться о сотрудниках в жару

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Кто не должен проводить оценку условий труда

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Нюансы

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

Когда нужно провести спецоценку

До 31 декабря 2018 года спецоценку нужно провести, а затем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета нужно оформить и подать декларацию по СОУТ.

Если отчет о СОУТ утвердите 31 декабря, то сдать декларацию нужно будет до 19 февраля 2019 года.

Без спецоценки — штраф до 200 000 Р

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;

юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;

юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;

ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Как проводится оценка условий труда

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

  1. Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
  2. Проведение — исследование и получение документов от организации.
  3. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.

Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Шаг 1

Выбрать исполнителя, издать приказ и утвердить перечень мест

Тут же — в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» — можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

Оценка одного рабочего места в Санкт-Петербурге стоит от 600 до 2000 Р, в Москве цены примерно на том же уровне.

В огромных опенспейсах оценивать нужно только 20% мест, по п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 426-ФЗ

На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:

  1. Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Главное правило юридической грамотности

Сначала читать, потом подписывать

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.

В комиссию должно войти нечетное количество человек, минимум — трое. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны

До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения

СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.

Приказ о проведении СОУТГрафик проведения СОУТПеречень мест

Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

Шаг 2

Получение заключения

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (1 класс).
  2. Допустимые (2 класс).
  3. Вредные (3 класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (4 класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили 2 класс — это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.

Приказ Минтруда с методикой по СОУТ

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.

В этой таблице указан класс условий труда

Шаг 3

Отчитываемся, заполняем и сдаем декларацию

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-

ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Подавать нужно в Роструд:

  1. лично;
  2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
  3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.

Срок действия декларации СОУТ — 5 лет. Считаем со дня утверждения отчета о проведении оценки. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

  1. с работником произошел несчастный случай на производстве;
  2. у работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе;
  3. в ходе проверки трудовой инспекцией выявлены нарушения норм охраны труда.

Что еще нужно сделать

По закону работодатель обязан ознакомить работников под подпись с результатами спецоценки на их рабочих местах. Подпись работник поставит в карте СОУТ. Срок — 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:

Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета. Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.

Документы для спецоценки

  1. Приказ о создании комиссии для СОУТ, график проведения.
  2. Договор со специализированной организацией.
  3. Штатное расписание и режим работы сотрудников.
  4. Перечень мест для оценки.
  5. Отчет о спецоценке.
  6. Декларация в Роструд.
  7. Допсоглашение к трудовому договору.
  8. Таблица 5 в отчет 4-ФСС.

journal.tinkoff.ru

Сроки проведения СОУТ – СОУТ в Приморском крае


Сроки проведения плановой СОУТ


С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1. На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2. На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

  Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

  Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

 

 В течение какого срока вновь созданная организация обязана проводить специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест, организованных при ее создании?

С 01.01.2014 вновь созданной организации в отношении рабочих мест, организованных при ее создании, необходимо обеспечить проведение специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию данных рабочих мест.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в таком случае, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Частью 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 данной статьи случаев.
На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2014.
В связи с принятием Закона N 426-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в Трудовой кодекс РФ, внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступающие в силу также с 01.01.2014 (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ).
Часть 12 ст. 209 ТК РФ признана утратившей силу, а ч. 2 ст. 212 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Исходя из изложенного с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом новый порядок предусматривает, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, за исключением указанных в Законе N 426-ФЗ специальных случаев. Одним из таких случаев является ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Представляется, что под данным случаем понимается и ситуация, когда организация только создана и в эксплуатацию все рабочие места вводятся первый раз.

Следовательно, с 01.01.2014 вновь созданной организации в отношении рабочих мест, организованных при ее создании, необходимо обеспечить проведение специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию данных рабочих мест.


Похожее

sout-prim.ru

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест (с 1 января 2014 года переименована в специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как спецоценка – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов комиссии по СОУТ и утверждение перечня рабочих мест. Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с организацией, проводящей СОУТ. С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего экспертом по СОУТ осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее документы передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Какие сроки предлагает рынок услуг СОУТ?

На рынке услуг СОУТ определяющими факторами для работодателей является не столько качество подготовки документов, сколько цена и оперативность. В ряде случае она даже приобретает эффект «стрелы». К примеру, проведение и подготовка результатов работ за 3 дня. Мы решили уточнить у компетентных лиц, возможно ли провести СОУТ за столь короткий срок?

Алексей Анохин, начальник отдела организационного развития ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России»:

Цитата: ‘Думаю, что за 3 дня провести весь комплекс работ и подготовить отчет о проведении СОУТ можно только при небольшой штатной численности организации, и сложности рабочего места (например, офисные места), где будет проводиться СОУТ, и при многочисленном штате задействованных сотрудников со стороны аккредитованной организации. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях плановой экономики и экономии, навряд ли будет привлекаться столь большой штат. В процессе работы требуется исходная информация от работодателя: инструкции по технике безопасности, положения об охране труда в организации, должностные инструкции, информация по оборудованию и т.д. Учитывая занятость заказчиков, время сбора исходной документации может увеличиваться и на 10 и на 20 календарных дней. После этого эксперт на основании предоставленной информации должен осуществлять идентификацию, проводить анализ исходной документации, определять перечень ВОПФ на рабочих местах. Вторая часть работ – выезд на место для проведения замеров. Чем больше факторов, тем больше потребуется оборудования и времени’

Липин Александр Викторович, советник отдела политики охраны труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства:

Цитата: ‘Сроки проведения специальной оценки зависят от количества рабочих мест, от конкретной ситуации в каждой организации. Потенциально возможно провести СОУТ за три дня, но это только на одном рабочем месте и здесь имеется ввиду проведение замеров, идентификации, так как подготовка документов, согласование результатов с членами комиссии займет много больше времени. Соответственно общее время все же увеличится. Документов, которые регламентировали бы точное время, на сегодняшний день нет, поэтому вопросы этапности реализации процедуры пока остаются в рамках гражданско-правовых отношений между организацией, оказывающей услуги по спецоценке, и работодателем’

Специалисты Роструда также выразили солидарность по данному вопросу, указав на то, что сроки проведения работ должны соответствовать действительности.

Следующим немаловажным вопросом в отношении сроков проведения СОУТ является периодичность проведения процедуры. Законом регламентировано – 1 раз в 5 лет. Но уже к моменту окончания действующих результатов, необходимо будет подготовить новые и подать эти документы в ГИТ. Поэтому необходимо делать оценку как минимум за 2 месяца до завершения результатов. В случае, если меняется адрес предприятия, технологический процесс, оборудование, вводятся новые должности в штат, работодатель уже проводит внеплановую СОУТ в течение 6 месяцев для тех мест работников, которых эти изменения коснулись.

В ст. 27 ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» имеется также информация о «переходных» сроках, где сказано, что СОУТ для рабочих мест с допустимыми условиями труда может проводиться поэтапно, вплоть до 31 декабря 2018 года. Но это теоретические положения, так как требование не освобождает работодателя от соблюдения ТК РФ. Поэтому в случае прихода инспектора ГИТ, у него всегда будет иметься законное основание для привлечения работодателя к административной ответственности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест (с 1 января 2014 года переименована в специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как спецоценка – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов комиссии по СОУТ и утверждение перечня рабочих мест. Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с организацией, проводящей СОУТ. С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего экспертом по СОУТ осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее документы передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Какие сроки предлагает рынок услуг СОУТ?

На рынке услуг СОУТ определяющими факторами для работодателей является не столько качество подготовки документов, сколько цена и оперативность. В ряде случае она даже приобретает эффект «стрелы». К примеру, проведение и подготовка результатов работ за 3 дня. Мы решили уточнить у компетентных лиц, возможно ли провести СОУТ за столь короткий срок?

Алексей Анохин, начальник отдела организационного развития ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России»:


Цитата: ‘Думаю, что за 3 дня провести весь комплекс работ и подготовить отчет о проведении СОУТ можно только при небольшой штатной численности организации, и сложности рабочего места (например, офисные места), где будет проводиться СОУТ, и при многочисленном штате задействованных сотрудников со стороны аккредитованной организации. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях плановой экономики и экономии, навряд ли будет привлекаться столь большой штат. В процессе работы требуется исходная информация от работодателя: инструкции по технике безопасности, положения об охране труда в организации, должностные инструкции, информация по оборудованию и т.д. Учитывая занятость заказчиков, время сбора исходной документации может увеличиваться и на 10 и на 20 календарных дней. После этого эксперт на основании предоставленной информации должен осуществлять идентификацию, проводить анализ исходной документации, определять перечень ВОПФ на рабочих местах. Вторая часть работ – выезд на место для проведения замеров. Чем больше факторов, тем больше потребуется оборудования и времени’

Липин Александр Викторович, советник отдела политики охраны труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства:


Цитата: ‘Сроки проведения специальной оценки зависят от количества рабочих мест, от конкретной ситуации в каждой организации. Потенциально возможно провести СОУТ за три дня, но это только на одном рабочем месте и здесь имеется ввиду проведение замеров, идентификации, так как подготовка документов, согласование результатов с членами комиссии займет много больше времени. Соответственно общее время все же увеличится. Документов, которые регламентировали бы точное время, на сегодняшний день нет, поэтому вопросы этапности реализации процедуры пока остаются в рамках гражданско-правовых отношений между организацией, оказывающей услуги по спецоценке, и работодателем’

Специалисты Роструда также выразили солидарность по данному вопросу, указав на то, что сроки проведения работ должны соответствовать действительности.

Следующим немаловажным вопросом в отношении сроков проведения СОУТ является периодичность проведения процедуры. Законом регламентировано – 1 раз в 5 лет. Но уже к моменту окончания действующих результатов, необходимо будет подготовить новые и подать эти документы в ГИТ. Поэтому необходимо делать оценку как минимум за 2 месяца до завершения результатов. В случае, если меняется адрес предприятия, технологический процесс, оборудование, вводятся новые должности в штат, работодатель уже проводит внеплановую СОУТ в течение 6 месяцев для тех мест работников, которых эти изменения коснулись.

В ст. 27 ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» имеется также информация о «переходных» сроках, где сказано, что СОУТ для рабочих мест с допустимыми условиями труда может проводиться поэтапно, вплоть до 31 декабря 2018 года. Но это теоретические положения, так как требование не освобождает работодателя от соблюдения ТК РФ. Поэтому в случае прихода инспектора ГИТ, у него всегда будет иметься законное основание для привлечения работодателя к административной ответственности.

Читать на сайте 1CERT.RU

edinyiystandart.livejournal.com

Специальная оценка условий труда сколько действует. lawyertop.ru

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?

Специальная оценка условий труда сколько действует

Специальная оценка условий труда (бывшее название аттестация рабочих мест) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных властями нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Каждый работодатель обязан обеспечить сотрудникам здоровые и безопасные условия работы. Это правило касается всех организаций, но прежде всего Компаний с вредным производством. Для того чтобы определить вредность или опасность факторов, воздействующих на рабочий процесс проводят специальную оценку условий труда.

Комиссия по специальной оценке условий труда

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Сколько действует специальная оценка условий труда

  1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
  2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи

Аттестация мест работников предприятия произведена в июле 2013 года. Аттестацию мест офисных сотрудников не проводили. Введена новая должность в офисе. Можем мы ее аттестовать по новому законодательству о специальной оценке условий труда вместе с другими офисными рабочими местами до конца 2018 года? Или придется оценивать одно место? Кем и какая ответственность может налагаться за отсутствие специальной оценки условий труда, ? Сколько действует специальная оценка условий труда?

Сроки специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности. Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.