Содержание

Водителей будут принимать на работу по новым правилам

Работодатели, принимающие на работу водителей любого наземного транспорта, должны руководствоваться новыми правилами профессионального отбора и обучения персонала. Новый порядок, разработанный Минтрансом России, начнет действовать 12 августа 2016 года

Минтранс России приказом от 11.03.2016 N 59 утвердил Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Документ вступает в силу 12 августа и его требования распространяются на все, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей, которые нанимают на работу граждан, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Новые правила приема на работу водителей

Чиновники решили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекающие граждан к выполнению обязанностей, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств, должны проверять у них уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления трудовых функций. Квалификация соискателей должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законодательством РФ.

Основным документом, который, по мнению чиновников, подтверждает наличие права на управление транспортным средством, является водительское удостоверение с открытыми в нем категориями в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Кроме того, работник должен иметь документ о прохождении обязательного периодического медицинского осмотра, в силу статьи 213 Трудового кодекса РФ.

Для того, чтобы подтвердить уровень профессионального образования или квалификации работник должен предъявить документ о его получении, если иное не установлено законодательством РФ. Соответствие соискателя необходимым требованиям к стажу работы подтверждается, обычно, его трудовой книжкой.

Если кандидат в водители предоставил все необходимые документы, то работодатель должен провести с ним собеседование, а его результаты занести в специальный лист собеседования. Этот документ работодатель должен хранить не менее 5 лет, даже если работнику было отказано в трудоустройстве. Соискатели, прошедшие собеседование и, при необходимости, тестирование, принимаются на работу водителями.

Если у кандидата в водители нет достаточного стажа работы, или он устраивается водителем впервые, работодатель обязан обеспечить ему прохождение стажировки перед допуском к самостоятельной работе. Сроки и порядок стажировки устанавливаются организацией или ИП на основании внутренних нормативных актов. Однако, Минтранс настаивает, что она должна проходить на транспортном средстве того типа и модели и на том маршруте, на которых водитель будет в дальнейшем работать самостоятельно. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом с утвержденными реквизитами. Такие листы работодатели также должны хранить не менее 5 лет.

Профессиональное обучение водителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. К работе могут быть допущены только лица, имеющие необходимую квалификацию.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Прием водителя на работу | Статьи

Труд таких категорий граждан как водители регулируется особым образом. Специальные требования предъявляются к ним как при трудоустройстве, так и в процессе работы. Далее мы разберем вопросы, касающиеся приема водителя на работу, что важно при приеме на работу водителя, какие документы он должен предъявить, а также рассмотрим нюансы относительно медосмотра водителей при приеме на работу.

Требования к водителю при приеме на работу

Профессия водителя сопряжена с определенным риском, поэтому к лицам этой профессии предъявляются специальные требования. Соответственно брать на такую работу можно не всех. Перед тем как работодатель решит заключить с гражданином трудовой договор, следует проверить, всем ли критериям соответствует кандидат. Важно проверить не только морально-этические качества, но и здоровье кандидата, ведь ему Вы планируете доверить имущество компании, а в случае пассажирского транспорта и жизни людей. Основными требованиями для людей данной профессии являются:

  • Возраст. Кандидат должен быть уже совершеннолетним.
  • Медицинская справка, подтверждающая право управлять транспортным средством. На освидетельствование кандидата необходимо отправить еще до подписания договора. Прием на работу гражданина возможен только при допуске его к управлению автомобиля.
  • Наличие водительского удостоверения. При собеседовании важно уточнить наличие необходимой категории для управления необходимым видом транспорта. Если будущий работник может управлять только мотоциклом, Вы не сможете принять его на работу водителем грузовика.Также существует ограничение на вождение пассажирских автобусов, трамваев или троллейбусов. Данными категориями ТС могут управлять граждане только после 21 года.
Читайте также:

С лета 2016 года вступил в силу профессиональный стандарт для водителей. В нем прописано, какой квалификацией, и какими навыками должен обладать представитель этой профессии. Также содержатся требования к стажу и образованию, порядок повышения уровня знаний.

Документы при приеме на работу водителя автомобиля

Как и все поступающие на работу, водители обязаны предъявлять документы, предусмотренные в ст. 65 ТК РФ.  Помимо стандартного перечня для всех специальностей, для шоферов обязательными являются водительское удостоверение и медицинская комиссия. В будущем году вводится ужесточение требования для иностранных граждан. С 1 июня 2017 года таким лицам обязательным будет наличие прав российского образца. Работать с международным водительским удостоверением больше будет нельзя.

Центр, проводящий мед. освидетельствование должен иметь лицензию на осуществление деятельности. Оплачивать затраты на прохождение медкомиссии обязан будущий работодатель. После предоставления справки можно оформить выход работника. Если кандидат отказывается от прохождения медицинской комиссии или результаты ее не удовлетворительные, наниматель вправе отказать в приеме на работу.

Минтранс с августа вменил нанимателю обязанность проводить устное собеседование с будущим работником. По решению рекрутера, кандидату возможно предоставление письменного задания (тест). Решения по результатам собеседования вносятся в итоговые листы, и требуют хранения в компании не менее 5 лет.

Читайте также:

Для удобства консолидации информации о будущем работнике советуем составить анкету при приеме на работу водителя. Конечно, нельзя требовать заполнения анкеты, если кандидат отказывается – заставить Вы его не сможете и отказать в приеме на работу по этой причине тоже. Однако собеседующий сможет сделать для себя какие-то выводы по конкретному человеку.

Как Вы могли уже догадаться – унифицированных форм анкет не бывает. Компания может сама разработать, и утвердить бланк анкеты. Образец анкеты при приеме на работу водителя Вы можете скачать по ссылке внизу статьи. Стоит учесть и правило о добровольном предоставления персональных данных. В анкету необходимо включить согласие, которое дает кандидат на обработку таких данных или оформить согласие отдельным документом.

Перечень основных сведений изложенных в анкете может быть стандартным для всех специальностей. В анкету водителя следует включить дополнительно информацию о водительском удостоверении и стаже, а также сведения о лишении водительского удостоверения. Также следует прописать данные мед. справки (дату выдачи, номер и срок действия).

Читайте также:

Типовая анкета может быть разбита на несколько блоков, например:

Блок 1. Персональные данные кандидата.

Блок 2. Данные об образовании и водительском удостоверении.

Блок 3. Опыт работы в шоферской сфере.

Блок 4. Семейное положение, дети.

Блок 5. Рекомендации, ожидания от компании, желаемый уровень заработка.

Читайте также:

Важно помнить, что не все вопросы наниматель может включить в анкету. Уголовным кодексом запрещаются вопросы, касающиеся национальности и вероисповедания, материального положения и происхождения. Если Вы решили отказать кандидату по этим причинам, он может обратиться в суд за притеснение его свободы и прав. Когда трудоустройство уже состоялось, и вдруг выяснилось, что работник Вас обманул на собеседовании, за Вами сохраняется право уволить такого сотрудника по п.11 ст. 81 ТК РФ за предоставление ложных сведений при приеме на работу.

Медосмотр при приеме на работу водителя

Для водителей транспортных средств медицинская комиссия является обязательной при приеме на работу. Отсутствие справки подтверждающей прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу водителя может служить отказом нанимателя в предоставлении вакантного места.

Будущий работник может пройти мед. осмотр как в поликлинике по месту жительства, так и в медицинском учреждении с которым у будущего работодателя подписан договор. И в том и в другом случае средства затраченные работником на прохождение такой комиссии должны быть возвращены работнику, после его трудоустройства. После прохождения медицинской комиссии кандидату выдается справка установленного образца, которую он должен предъявить в отдел кадров при трудоустройстве.

Читайте также:

Оформление документов на прием водителя

После согласования кандидатуры нового работника, получения необходимых документов для приема и результатов медосмотра можно приступать к оформлению кандидата в штат компании. Первым делом, до подписания трудового договора, нужно ознакомить будущего работника с ЛНА принятыми в компании. К ним относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных и другие, которые относятся к конкретной должности водителя. Работник должен поставить свой автограф либо в журнале ознакомления или листе ознакомления.

Вторым этапом является подписание установленной в компании формы трудового договора. Договор с водителем может быть заключен на определенный срок, если есть основания для этого. Также возможно заключение договора с водителем на правах совместителя, однако при этом условии есть ряд ограничений. По основному месту работы такой сотрудник не должен занимать должность водителя. Целесообразно прописать в договоре условие о разъездном характере работы. Условие о материальной ответственности также может быть определено в договоре, но стоит помнить, что водитель не несет полную материальную ответственность. А вот в случае, если на него возлагаются обязанности еще и экспедитора, то необходимо отдельно оформить договор о полной материальной ответственности.

Читайте также:

Зарплата для водителей назначается в зависимости от системы оплаты, принятой в компании. Водителю могут устанавливаться различные надбавки, например, за разъездной характер труда (если это прописано в ЛНА или в отраслевых соглашениях и постановлениях). В договоре можно прописать и конкретную марку автомобиля, на которой предполагается работать сотруднику, однако в этом случае, если понадобится перевести его на другую машину, потребуется дополнительное соглашение на изменение условий труда и согласие работника.

Прием на работу водителя автомобиля оформляется приказом формы Т-1 или иной формы установленной в компании. Бланк приказа о приеме на работу водителя (образец) Вы можете скачать по ссылке в конце статьи. В приказе в точном соответствии со штатным указываются должность и структурное подразделение, оклад или тарифная ставка, условия работы. Проставляются подписи руководителя и работника.

По прошествии пяти дней служба персонала производит запись в трудовую книжку сотрудника. Запись делается также в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием. Ознакомление сотрудника с записью в трудовой – это обязанность работодателя. В подтверждение данного факта работник ставит подпись в личной карточке, где также делается соответствующая запись. Личная карточка (Т-2) заполняется в при приеме на работу и в нее вносятся сведения о работнике, его персональные данные, а также данные о работе. Такая карточка ведется на каждого сотрудника до момента его увольнения.

Читайте также:

Прием на работу водителя-экспедитора

Профессии водитель-экспедитор в квалификационных справочниках нет. Так правомерно ли принять гражданина на такую должность? Использование справочников для целей определения названия должностей имеет смысл только в том случае, когда эта должность или профессия является льготной. Во всех других случаях наниматель вправе назвать должность как ему угодно не привязываясь к справочникам. Из этого следует, что такая профессия может быть в компании, и прием на работу осуществляется по обычной схеме.

При приеме на работу не обязательно брать с работника заявление о приеме на работу водителем. Образец такого заявления приведен ниже. Заявление является удобным инструментом контроля даты начала работы и волеизъявления гражданина. Ни трудовая инспекция, ни другие проверяющие органы не требуют его наличия.

Читайте также:

Образец заявления о приеме на работу водителя (скачать)

Образец анкеты при приеме на работу водителя (скачать)

Образец приказа о приеме на работу водителя (скачать)

www.pro-personal.ru

В ТК РФ укажут особые требования к водителям

К управлению автобусами допустят только лиц без судимости

На едином портале размещения проектов нормативных актов опубликован законопроект, который позволит прописать в ст. 328 ТК РФ новые требования к лицам, осуществляющим пассажирские перевозки городским транспортом — легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями. Чиновники предлагают указать, что водителями не могут быть граждане:

«имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества».

Как объясняют авторы инициативы, лица, отбывшие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений до момента погашения или снятия судимости, могут быть подвержены рискам совершения общественно опасных деяний. Если транспортным средством управляет человек, допущенный до пассажирских перевозок сразу после отбытия наказания, жизнь и здоровье граждан может подвергаться опасности.

По расчетам Минтранса, новые требования к водителям должны вступить в силу через год. Столько времени понадобится, чтобы законопроект утвердили в правительстве и парламенте. После того как закон начнет действовать, работодателям при приеме на работу водителей придется требовать от кандидатов, среди прочих бумаг, еще и справку о наличии (отсутствии) судимости и(или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Чиновники напоминают, что сейчас такая справка выдается бесплатно, поэтому интересы работников ущемлены не будут.

Напомним, согласно Приказу Минтранса от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в настоящее время работодатель обязан проверить у кандидата на должность водителя:

  • наличие права на управление транспортным средством;
  • уровень профессионального образования;
  • стаж (опыт) работы на аналогичной должности;
  • знания Квалификационных требований, утв. Приказом Минтранса от 28.09.2015 № 287.

Если поправки в ТК РФ примут, от кандидатов дополнительно придется требовать справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Отметка о профессиональной компетентности водителя станет обязательной

Еще один законопроект, который Минтранс пытается «протолкнуть», — разделение водителей на профессионалов и любителей. Предполагается, что водители-любители не смогут работать профессиональными водителями, а взамен для них упростят процедуру обучения.

Что касается лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, то их обяжут проходить специальную подготовку и переподготовку каждые 5 лет. О прохождении курса в водительских удостоверениях будут ставить отметку о профессиональной компетентности.

Интересно, что такую отметку разрешать ставить и в национальных водительских удостоверениях государств — членов Евразийского экономического союза, а также государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального. Сейчас иностранным гражданам из этих стран разрешено пользоваться национальными удостоверениями взамен российских. Эту норму планируется сохранить, но нововведения, если они будут одобрены, распространить на всех без исключения профессиональных водителей — и своих, и приезжих.

Однако не все соглашаются с рассуждениями чиновников. Андрей Князь из Международного общества бездельников считает, что разделение водителей на профессионалов и любителей противоречит Конституции, в частности, ст. 19, в которой заявлено, что перед законом все равны. Кроме того, после отмены экстерната и самоподготовки в 2014 году в России не существует автолюбителей. Каждый гражданин, получивший профессиональное образование, является обладателем профессии, уверен Андрей Князь.

В то же время член Совета по взаимодействию с Институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации, глава АБ «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго называет введение программы подготовки для профессиональных водителей благоприятной инициативой. Деятельность, связанная с перевозками пассажиров, отличается от обычного вождения, соглашается эксперт с чиновниками, поэтому требует специальных знаний и навыков.

— Так или иначе, это повысит уровень безопасности пассажирских перевозок. Это можно сказать и о предоставлении справки об отсутствии судимости. Возможно, это не сильно скажется на количестве аварий, но для пассажиров это повлечет позитивные изменения, в том числе и в качестве обслуживания.

В свою очередь, Алексей Агапов, руководитель теоретической подготовки автошколы «Р-АВТО», говорит, что разделение водителей на любителей и профессионалов, напрашивалось уже давно.

— Дело в том, что задачи, цели и условия деятельности водителя, передвигающегося из дома на работу и обратно, или с дачи домой, и водителем, развозящим грузы по 8 часов в день, существенно разнятся, — говорит Алексей Агапов. — И считаю очень разумным после стажа вождения 2 года, если человек избрал для себя такой сложный путь, как водитель-профессионал, пройти уже дополнительное обучение по профессиональному циклу. Сегодня на практике уже обнаружено явное несоответствие содержание программы подготовки водителей автошколами тем целям, которые декларировались как предполагаемый результат ее внедрения. Наличие т.н. «Профессионального цикла» не оказало абсолютно никакого влияния на уровень подготовки начинающих водителей именно как водителей, а значит, не привело к повышению уровня безопасности на дорогах. Более того, объявление всех без исключения водителей (включая водителей мопедов) профессионалами, приводит к дискредитации этой профессии. Более чем четырёхгодичный опыт применения Примерной программы показал, что 100% потенциальных водителей всеми доступными способами избегают изучения тем «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» (8 часов) и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» (6 часов), понимая всю бессмысленность затрачиваемых усилий. Аналогично слушатели дружно избегают таких тем, как «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления», поголовно отказываются от упражнений с прицепом и т.д. Для них это не интересно. Начинающий водитель, крайне редко бывает профориентированным, — заверяет сотрудник автошколы.

Что касается необходимости представлять справку о снятии судимости, по мнению Агапова, лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление, имеет нарушения в психических процессах и склонность к девиантному поведению. Эмоциональная неустойчивость таких людей представляет опасность при управлении механическими транспортными средствами. Такому человеку вообще надо запретить управлять транспортными средствами, а уж тем более доверять жизнь пассажиров, — говорит он.

Чиновники признают, что планируется масштабная реформа в сфере подготовки водителей. Поэтому они предлагают ввести двухлетний переходный период, необходимый на подготовку всей нормативной базы.

А пока реформа обсуждается, в Минтрансе предложили изменить порядок обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении. Согласно поправкам, которые планируется внести в Типовую программу профессионального обучения повышения квалификации водителей, утвержденных Приказом Минтранса России от 14.05.2015 № 172, обучение будет разрешено не только при наличии российских водительских удостоверений, но и на базе иностранных национальных или международных водительских прав.

Чиновники объясняют: действующее законодательство разрешает гражданам Киргизии и других государств, в которых законодательно закреплен официальный статус русского языка, при осуществлении трудовой деятельности в качестве водителя пользоваться национальными или международными правами. Однако эти документы не принимаются, когда речь идет о дополнительном обучении водителей. И этот пробел необходимо устранить.

Такую инициативу поддерживают и эксперты. Так, Евгений Корчаго уверен, что дополнительная подготовка водителей, у которых имеются иностранные национальные или международные права, — это способ проверить их навыки и знания, а также возможность адаптироваться к ПДД на российских дорогах. А Алексей Агапов говорит, что ее должен поддержит любой человек, который хотя бы один раз пользовался такси.

— Не секрет, что большинство водителей агрегаторов такси имеют иностранные водительские удостоверения. И дело не в навыках управления таких водителей, а в отсутствии у них знаний о дорожном движении другой страны: интенсивности, загруженности, сложности транспортных развязок, особенностей ориентирования, осмотра пространств, прогнозирования опасных ситуаций, формирования знаний о проезде сложных многополосных перекрёстков, трамвайных путей и многое другое. Если они пройдут дополнительное обучение, мы получим более надёжного и безопасного водителя, — не сомневается представитель автошколы «Р-АВТО».

Новое в правилах заполнения путевых листов

Еще одна поправка, которую планируется принять в ближайшее время, — уточнение порядка заполнения путевых листов. Чиновники хотят изменить Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 следующим образом:

  1. В разделе «Сведения о транспортном средстве» реквизит «Показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо)» переименовать на «Показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для осуществления стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя».
  2. Реквизит «Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку» того же раздела переименовать на «Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места парковки и его заезда на парковку».
  3. В п. 10 порядка заполнения путевого листа хотят уточнить, что этот документ оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Сейчас в приказе никаких подробностей нет, но сказано, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
  4. В п. 16 порядка предлагается отказаться от проставления штампа медицинским работником, который проводил предрейсовый и послерейсовый осмотр. Достаточно будет подписи с указанием фамилии, имени и отчества медработника, а также отметки «прошел предрейсовый контроль технического состояния».
  5. В п. 16.1 порядка заполнения путевого листа планируется указать, что контролер технического состояния автотранспортных средств проставляет дату и время проведения не только предрейсового, но и предсменного контроля технического состояния транспортного средства. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя отметка о проведенном предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортного средства должна будет проставляться в путевом листе того водителя, который первым выезжает с парковки.

Авторы поправок подчеркивают, что все эти изменения технические. С декабря 2018 года в законодательстве будет предусмотрено проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Эти нормы, предусмотренные Федеральным законом от 20.12.2017 № 398-ФЗ, необходимо перенести на порядок заполнения путевых листов, а также на обязательные реквизиты путевых листов.

Напомним, что в качестве бланка путевого листа компании могут использовать форму 3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Однако когда поправки будут одобрены, форму документа, утвержденного в организации, придется переделать, чтобы она соответствовала требованиям законодательства.

clubtk.ru

Программа стажировки водителей на предприятии при приеме на работу (2018 год)

При переходе на новое место работы каждому, вне зависимости от опыта, водительского стажа, классности, практических навыков вождения, требуется адаптация к новому транспортному средству.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет сделать это, не подвергая опасности жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Стажировка дает водителю возможность «почувствовать» машину, с уверенностью управлять ею в дальнейшем, избегая аварийных ситуаций.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

Этот документ опирается на нормы трудового законодательства, иных законодательных актов и представляет собой перечень необходимых условий, при которых водитель может быть допущен к управлению транспортным средством в конкретных условиях работы предприятия.

При этом, почасовые нормы проведения стажировки данным приказом строго законодатель строго не регламентирует. Сколько времени проводится стажировка, на каких условиях — решать работодателю, исходя из конкретных условий труда в организации.

Существует еще и Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 No 1/29, в котором скупо упоминается о стажировке, а также об экзамене после ее прохождения. Документ касается только водителей, которые перевозят опасный или вредный груз, а другие категории в нем не затрагиваются.

к содержанию ↑

Кто стажер?

В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей:

  1. Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
  2. Начинает работать на новом маршруте движения;
  3. Больше одного года не работал водителем;
  4. Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
  5. Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.

Посмотрите видео об обучении водителей автобусов:

к содержанию ↑

Категории водителей

Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.

Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового — 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Стажировку иногда путают с испытательным сроком. Однако это разные вещи. Подробнее в этой статье.

к содержанию ↑

Этапы стажировки

Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.

Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.

Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.

Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
  • При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Здесь можно скачать образец программы стажировки водителя.

к содержанию ↑

Мастер-наставник

Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.

Основные требования к нему, это:

  1. Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
  2. Стаж наставника — важнейший показатель. Для водителей грузовиков и легковых авто его срок определен в 3 года и более. Обязательный стаж наставника, если речь идет о водителе автобуса, еще выше. Не менее 5 лет потребуется сотруднику в этом случае, чтобы ему могли поручить наставничество новичка.

При проведении стажировки на право управления микроавтобусом или автобусом в ее предмаршрутной части, как правило, водитель — наставник действует не один.

Подключаются специальные сотрудники транспортных служб, на которых возложены контролирующие функции, для совместной эффективной работы.

к содержанию ↑

Экзамен

Для водителей, связанных с перевозкой опасных грузов, согласно новому положению упомянутого документа No 1/29, на предприятии имеют право провести итоговый экзамен.

Руководство организации отслеживает процесс стажировки. Обычно эта обязанность возлагается на главного инженера, или другого, аналогичного по статусу и квалификации, сотрудника. Окончательное решение по результатам принимает руководитель, и несет за него полную ответственность.

к содержанию ↑

Оформление результатов

Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.

Пример такого документа:

В стажировочный лист, помимо общих сведений о работнике, реквизитов, обязательных для любого документа, включают и специальную информацию:

  • Сведения о транспортном средстве, на котором проводилась стажировка (модель, тип, марка).
  • Маршруты движения, время проведения, особенности проведения.
  • Сведения о мастере-наставнике, контролирующих стажировку лицах.
  • Компетентное заключение аттестованного специалиста, назначенного руководителем, обязанность которого контролировать стажировку, и координировать работу всех ее участников.

Стажировочный лист хранится в организации в течение пяти лет.

к содержанию ↑

Оплата

Многие руководители, да и соискатели, уверены, что вопрос оплаты стажировки вообще не стоит как таковой, поскольку в Трудовом Кодексе нет отдельных статей об этой процедуре.

Однако, это не совсем так. Следуя положениям статьи 59 ТК РФ, где речь идет о срочном трудовом договоре, время стажировки подлежит оплате.

Исходя из логики этой статьи, стажировка должна фиксироваться срочным трудовым договором. Сроки договора устанавливаются по времени стажировки. На основании его и возникает право соискателя, и обязанность работодателя произвести оплату.

Сумма всегда рассчитывается, исходя из минимального размера оплаты труда. Нарушение этого положения карается строго Трудовой инспекцией.

Стажировка водителей — обязательная, законодательно закрепленная процедура. Ее цель — помочь будущему сотруднику адаптироваться к новому транспортному средству, маршруту, максимально быстро и эффективно. Время стажировки и ее условия определяет руководитель организации — нанимателя.

Решение о приеме на работу по завершении процедуры принимается на основании стажировочного листа.

bizakon.ru

Стажировка водителей при приеме на работу на предприятии: образец положения, программы, приказа

Процесс стажировки водителей при их приеме на рабочее место является важным этапом допуска специалиста к исполнению его должностных обязанностей. Многие трудящиеся при этом не понимают, зачем она нужна и при каких ситуациях является обязательной.

Содержание статьи

Что это такое

Стажировка подразумевает процесс, во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.

Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.

В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений. Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.

Нормативные акты

Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов:

  1. Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
  2. Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
  3. Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
  4. Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.

Зачем и когда нужна

Стажировка – это временной период, когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.

Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:

  1. Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
  2. При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
  3. При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
  4. В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.

Для водителей можно применить две вышеописанные ситуации. Так, вновь принятый работник будет трудиться на первых сменах под руководством более опытного специалиста. Он также может проходить курсы для повышения квалификации (к примеру, для присвоения ему новой категории).

В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен.

Категории водителей

Содержание положения о стажировке в компании будет во многом зависеть от того, какую категорию имеет специалист:

  1. Первая. Человек ранее не работал на данной профессии, но при этом имеет образование и права категории «D».
  2. Вторая. Трудящиеся, которые были переучены на категорию «D» с категорий «С» и «В».
  3. Третья. Специалисты, не имеющие опыта вождения автобусов (им присвоен 1 и 2 класс).
  4. Четвертая. Люди, которые имеют право водить автобус, однако перерыв в работе составит более шести месяцев.
  5. Пятая. Водители, имеющие перерыв в работе более трех месяцев.
  6. Шестая. Водители, которые работали за одной маркой автомобиля, а будут вынуждены трудится на другой.
  7. Седьмая. Водители, которые будут переходить на новый маршрут. Их стажировка будет длиться не менее 4 часов. В случае если это горный регион, то не менее 8 часов.

Как проводится водительская стажировка

Стажировка проводится в следующем порядке:

  1. Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
  2. Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
  3. Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
  4. Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
  5. При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.

Обязанности и основные положения

Как правило, за проведение стажировки отвечают:

  1. Главный инженер. Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
  2. Ответственные лица, которые были назначены главным инженером. Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
  3. Непосредственные инструкторы, занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.

Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры. В качестве основных положений следует отметить следующие:

  1. Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
  2. Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
  3. Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.

Продолжительность и оплата

Продолжительность прохождения стажировки определяется в зависимости от характера работы и опыта водителя, претендующего на должность. В целом она может варьироваться от 4 до 8 часов.

Так как во время стажировки водитель фактически начнет исполнять свои обязанности, то ему полагается заработная плата. Ее размер будет регламентироваться положениями, зафиксированными в трудовом договоре. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом, зарплата стажера не должна быть ниже штатных водителей компании.

Оформление результатов

После прохождения стажировки будет оформлен специальный бланк с оценкой результатов каждого этапа ее прохождения. После чего он передается в отдел кадров, где будет приниматься решение о дальнейшей судьбе специалиста.

В случае если окажется что водитель не получил достаточные навыки, его могут направить на повторную стажировку или же исключить из набора на должность.

Ответственность и штрафы

В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.

Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.

Документы для скачивания (бесплатно)

znaybiz.ru

Новые правила приема водителей на работу с 12 августа 2016 — СКБ Контур

Приказ № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Минтранс РФ подписал еще 11 марта 2016. Согласно документу, наниматель — и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель — обязан проконтролировать уровень профессионального образования или квалификации будущего работника.

Проверка, по замыслу чиновников, будет проводиться в несколько этапов. Первый шаг — оценить уровень профессионального образования или полученной квалификации соискателя. Опираться в этом вопросе работодатель должен на Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287, в котором изложены основные требования к подготовке водителей.

На втором этапе следует проверить стаж работы: насколько записи в трудовой книжке соответствуют действующему ТК РФ. И лишь потом наниматель имеет право пригласить потенциального сотрудника на личную беседу. Результаты собеседования должны быть зафиксированы в специальном бланке, который должен храниться на предприятии в течение 5 лет.

Для нескольких категорий водителей приказ Минтранса вводит стажировку, которая состоит из вводного инструктажа и практики. Количество часов «наезда» определяет работодатель индивидуально. Стажировка обязательна для кандидатов, которые:

  • впервые устраиваются работать водителем,
  • не работали по специальности более 1 года;
  • переходят работать с одного типа транспортного средства на другой.

Результаты стажировки работодатель должен занести в стажировочный лист и хранить его также не менее 5 лет.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

kontur.ru

Стажировка водителей в 2018 году

Профессия водителя напрямую связана с безопасностью. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу. О том, как она проводится и оформляется, сколько длится и как оплачивается, читайте в нашей статье