Содержание

плюсы и минусы, требования законодательства

Вопрос о необходимости внедрения пятидневки в школы каждый год встаёт всё острее. Это связано с тем, что одного выходного дня для школьников просто недостаточно. В 2018 году, возможно, вступит в силу новый закон, согласно которому школы перейдут на пятидневную рабочую неделю. Однако в любом случае у руководителей учебных заведений остаётся право решать самостоятельно, индивидуально, использовать данный порядок или нет. Стоит отметить, что решение принимается перед началом учебного года и действует до его конца. То есть невозможно допустить ситуацию, когда первые две четверти в школе действует пятидневка, а в остальное время шестидневка. Два выходных дня, как считают большинство родителей и учителей, пойдут ученикам только на пользу, ведь времени хватит и на то, чтобы тщательно подготовиться к новой неделе, и на помощь по дому.

Коротко о главном

Необходимо отметить, что учёбу никто не отменял. Если в данной конкретной школе существует шестидневная учебная неделя, это не означает, что нужно бастовать и не соглашаться. Условия одинаковы для всех, и в будущем никто детям необходимую базу знаний не возместит, если тратить время впустую. Однако довольно реальна пятидневка в школах России.

Речь идёт о том, что есть несколько законных оснований, опираясь на которые, можно устроить два выходных в неделю. В любом случае это довольно субъективно. Ведь некоторые родители желают, чтобы ребёнок больше находился в школе, и, соответственно, получал много знаний.

Ситуация в стране

Реальность такова, что в настоящее время большинство школ в России используют шестидневную учебную неделю. Это связано с тем, что переход на пятидневную требует изменений во всей структуре учебного заведения. Однако регион региону рознь. Есть несколько областей, которые уже перешли на систему с двумя выходными. Ежегодно об этом говорят на разных уровнях власти: начиная от учителей в школе и заканчивая Министерством образования РФ. До сих пор ещё не пришли к единому мнению в вопросе наиболее эффективной системы.

Стоит отметить, что пятидневка в школе по всей стране действует для начальных классов. Дети в этом возрасте не способны запоминать весь учебный материал шесть дней подряд, поэтому было решено добавить им дополнительный выходной в неделю. Перевод всех школьников на новую систему представляется непростой процедурой, ведь многие учебные заведения переполнены. В связи с этим создать оптимальное расписание не представляется возможным.

Плюсы и минусы пятидневки в школе

Многие родители задаются вопросом: чем шестидневная неделя хуже пятидневной? Безусловно, у каждой из систем есть свои преимущества и недостатки. Для начала поговорим о сокращённой учебной неделе. К плюсам можно отнести:

  • более крепкое здоровье школьников;
  • родители экономят на питании ребёнка и транспорте;
  • подготовиться к новой неделе значительно проще;
  • вместо занятий в субботу можно поехать на экскурсию;
  • те дети, которые по разным причинам отстали, могут за два выходных устранить разницу.

Однако пятидневка в школе имеет и свои недостатки. Из них выделяются следующие минусы:

  • чтобы полностью завершить программу, каждый день добавляется по одному или два урока;
  • некоторым школьникам после двух выходных сложнее настроиться на учебную неделю.

Шестидневка

Спор о необходимости внедрения пятидневной учебной недели ведётся постоянно. Её преимущества мы рассмотрели, теперь необходимо поговорить о плюсах шестидневки. Большинство руководителей учебных заведений выступают за сохранение старых правил. Дело в том, что расписание в таком случае составить намного легче. Кроме того, теоретически ученики будут получать больше знаний в течение недели.

Иногда директора школ решают, что ученикам, которые обучаются на такой системе, необходимо больше отдыха, и предоставляют каникулы на несколько дней раньше. Однако на практике такой подход трудно встретить.

Процесс перевода школ на пятидневку затягивается ещё и потому, что учителям по старой системе проще пройти всю программу, так как даётся достаточно времени. Ученики получают больше информации по предметам и более углубленно их изучают.

Ещё немного о пятидневке

Пятидневка в школах России пока не сильно распространена, и в основном из-за тех доводов, которые мы рассмотрели в предыдущем разделе. Однако насколько они основательны? На самом деле этот шестой учебный день не приносит таких уж больших привилегий. Ведь добавления одного-двух уроков в день школьники не сильно заметят, зато у них будет дополнительный выходной.

Здесь вопрос в желании каждого ученика и его родителей. За неполную неделю можно знаний вынести больше, чем за ту, при которой положен один выходной. Отличники, стремящиеся узнать много новой информации, и так достигают своей цели. А те дети, которые желают прогуливать уроки или ничего на них не делать, ведут себя одинаково при любой системе.

Как говорится, ученье – свет, а неученье – тьма. Эта пословица имеет глубокий смысл. При желании можно вынести их стен школы такой багаж знаний, который поможет с лёгкостью поступить в высшее учебное заведение и проявить себя там с лучшей стороны.

Попытка со стороны Правительства

Не так давно Министерство образования РФ объявило о том, что в Государственной думе обсуждался один очень интересный вопрос. Суть была в том, что партия «Справедливая Россия» предложила для всех школ пятидневную неделю сделать обязательной. К сожалению, большинство депутатов отвергли эту идею, чтобы не вызывать негодования со стороны разных слоёв населения.

Закон о пятидневке в школе так в силу и не вступил, и порядок остался прежним. Каждому для себя нужно решить, что стоит в приоритете: учиться на совесть пять дней в неделю, или же создать видимость стремления к учёбе на протяжении шести дней? Однако нужно работать над собой, чтобы получать удовольствие от процесса обучения. Надеемся, что со временем этот вопрос прояснится и будет вынесено окончательное решение.

Возможность выбора

В настоящее время руководство каждого учебного заведения вправе самостоятельно решить, какую систему внедрять в школу. Безусловно, в большинстве случае выбор останавливается на шестидневке, но встречаются и исключения, причём в последнее время их значительно больше. Родителям также необходимо принять решение, а перед этим нужно рассмотреть все возможные варианты.

Можно выбрать место учебы, исходя из наличия пятидневки в школе, или остановиться на наиболее удобном расположении учебного заведения. Сказать точно, как будет правильно, не сможет никто. Поэтому мы скромно отходим в сторону, предоставляя право каждому родителю выбрать оптимальный вариант для своего ребёнка.

Желание большинства родителей

Как известно, наша страна вплотную подошла к введению пятидневки в школах, но не сделала последнего шага. Всё-таки менять устоявшуюся систему никто не стал, хотя попробовать стоило. Даже врачи Министерства здравоохранения установили, что здоровье школьников крепче, если они отдыхают два дня в неделю.

В последнее время увеличилось количество обращений к Правительству, в которых содержится просьба о внедрении пятидневки. Если рассуждать логически, то и государству придётся меньше денег тратить на образование. В любом случае школьникам нужно объяснять, что несмотря на систему обучения, стоит добросовестно учиться и прилагать все свои усилия.

fb.ru

Пятидневка или шестидневная неделя в школе

Трудный выбор для родителей. На первый взгляд кажется, что лучше пятидневка. Во-первых, у детей все-таки два выходных. Могут выспаться. Правда, в выходные им как раз и не спится – они встают самостоятельно рано утром и не дают отдохнуть измотанным недельными заботами и нервотрепками родителям. Но это не так важно, главное, что возможность дольше полежать в постели у них есть.

Во-вторых, уроки в этом случае можно выполнить в спокойном темпе, обстоятельно, вдумчиво. И не только заданные на понедельник, но и на другие дни.

В-третьих, наконец-то родители и дети могут видеть друг друга не только во второй половине дня. И экскурсии, и походы в театры, музеи, кино, в гости и на выставки, экскурсии, всевозможные варианты совместного проведения выходных – в их распоряжении, и это сплачивает семью.

В-четвертых, появляется больше свободного личного времени для хобби, прогулок просто так, без цели (при двух выходных можно это себе позволить). А то всё несутся дети куда-то по установленному родителями с сентября по май маршруту, как белки в колесе крутятся.

Но задумываешься, какой ценой достигается эта пятидневка? Оказывается, плата высока. Прежде всего, повышается ежедневная нагрузка: уроков приходится на день больше – до 7-8 в средней школе. Необходимо еще учесть, что учащиеся должны (или хотят) посещать кружки, спортивные секции, различные курсы, дополнительные занятия. Правда, их можно набрать и в выходные, праздники, каникулы. Но все равно тяжело успевать везде.

И когда же выполнять домашние задания? Ребенок приходит домой усталый, перегруженный информацией и активным общением. Ему просто необходимо отдохнуть, набраться сил, но для полноценного отдыха времени нет. А выполнять заданное на дом необходимо качественно, вдумчиво, что, естественно, недостижимо при таком насыщенном ритме работы.

Особенно трудно детям, обучающимся в гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. У них нагрузка еще больше, чем у учащихся обычных общеобразовательных школ.

В условиях пятидневки не повезет детям, обучающимся во вторую смену. У них заканчиваются уроки поздно вечером. А выполнение домашних заданий, на которые столь щедры учителя, а кружки?

Что же делать? Возможно, шестидневка является приемлемым вариантом?

Уроки заканчиваются раньше (на учебный час). Это плюс, конечно. Не так быстро накапливается дневная и недельная усталость. Вроде бы появляется время немного отдохнуть, погулять после уроков. Есть время выполнять домашние задания, ходить на кружки, курсы, спортивные секции.

Но дети имеют только один выходной, который занят выполнением домашней работы, то есть опять же учебой. Получается, что чистых, свободных выходных у них вообще нет.

Представьте, что вы, родители, имеете только один выходной. Успеете ли вы и отдохнуть, и сходить куда-нибудь, например, в кино, театр, на выставку и прочее, и подготовиться к новой рабочей неделе? Думается, что нет. А как же дети должны выносить такое напряжение? Ведь будет ощущение, что они вообще не отдыхали.

К какому же выбору склониться? Получается, что пятидневка более приемлема по соотношению плюсов и минусов. Там хоть успеваешь почувствовать, что выходные были!

Удивляет следующий факт: обучение в школе увеличили на целый год – теперь одиннадцать лет. Зачем, с какой целью, если это никак не сказалось на нагрузке учащихся? Почему так получается, что школьники все равно перегружены? Почему пятидневка по-прежнему так насыщена уроками? Почему встает вопрос о шестидневке, которая, в свою очередь, тоже предполагает перегруженный рабочий день ученика? Просто заколдованный круг! Такое впечатление, что прибавить еще год-два-три, картина с перегрузом учеников останется такой же.

На что тратится призванный разгрузить детей прибавленный учебный год? Учителя, уставшие от 7-8 урочного рабочего дня, идут домой отдыхать. А дети? Они идут домой работать во вторую смену: кружки, домашняя работа, необходимость более подробно разобраться в новом материале, пройденном в классе… Ведь теперь учителя в школе зачастую не учат, а консультируют! Не понял – твои проблемы, несчастный ученик.

Почему у взрослых есть Трудовой кодекс, который жестко регламентирует недельную часовую (!) нагрузку работника, а для детей такого нормативного документа не существует? Необходимо издать Трудовой кодекс школьников, который подробно предписывал бы их часовой рабочий день с учетом кружков и времени, уходящего на выполнение домашней работы. А также детально были бы оговорены меры воздействия на тех учителей, которые не соблюдают права ребенка. Дети не резиновые, и на плечах у них голова, а не компьютер, в который можно вкладывать знания в любых объемах.

 

Likes(4)Dislikes(0)

prouchebu.com

Пятидневка в школе в 2018-2019 учебном году: будет или нет?

В последнее время российская система образования подвергается постоянному реформированию, которое затронуло все сферы жизни учебных заведений. Внедрение ЕГЭ и ОГЭ, постоянное совершенствование их структуры и увеличение числа экзаменов, составление новых образовательных программ… Не так давно на повестку дня был поставлен еще один вопрос, который коснулся графика работы школ. Сейчас они могут выбирать для себя удобный режим функционирования – в России есть учебные заведения, работающие по четвертной, семестровой и модульной системе, проводящие уроки в течение пяти или шести дней.

Именно о последнем пункте пойдет речь в нашей статье. Психологи и педагоги не устают спорить по поводу того, какой график является самым удобным. Вопрос о пятидневке обсуждают и в Минобразования. Депутаты даже предложили отменить шестидневку, чтобы не перегружать детей и избавить родителей от сборов в субботнее утро, когда так хочется поспать после напряженной трудовой недели. Давайте обсудим плюсы и минусы разных систем обучения, а также узнаем, станет ли пятидневка обязательной для российских школ!

Изменения в образовательном законодательстве

Несколько лет назад депутаты из Санкт-Петербурга предложили внести изменения в Закон РФ «Об образовании» — в той его части, которая касалась недельного расписания занятий. По мнению парламентариев, всех учеников начальных классов следует перевести на пятидневку, чтобы гарантировать малышам полноценный отдых. Главный аргумент — при шестидневке у родителей и ребят остается совсем немного времени, чтобы провести совместные выходные.

Возможно, пятидневка позволит детям больше времени проводить с родными

Инициатива была подкреплена результатами исследований, в которых указано, что пятидневка обеспечивает большую успеваемость детей, чем шестидневное расписание. В процессе обсуждения данной инициативы возникало немало споров, так как депутаты настаивали на необходимости сократить число уроков. Пятидневка не должна была внедряться путем простого переноса занятий с субботы на другие дни. Согласно санитарным правилам, на которые ссылались депутаты, больше 23 часов в неделю ученикам младших классов учиться нельзя.

Оппоненты данной инициативы выдвинули ответные аргументы:

  • в стране есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или других предметов, которые традиционно имеют более интенсивный учебный процесс. Отдавая детей в такие школы, родители знают: им придется учиться с нагрузкой, превышающей обычный стандарт. Сократить для таких школ число учебных дней — значит, сделать невозможным процесс углубленного изучения предметов;
  • еще один важный момент – региональные школы Федерации. Например, именно шестидневка дает возможность школам Татарстана или Башкирии включать в программу изучение национального языка, литературы и культуры;
  • нельзя винить в интенсивности нагрузки школьников и ухудшение показателей их здоровья исключительно шестидневку. Уже несколько поколений школьников портит зрение постоянным сидением за компьютерами вместо подвижных игр. Дополнительный день отдыха может привести к тому, что вместо секций, игр во дворе и общения с родителями ребенок будет больше играть в игры и общаться в соцсетях;
  • переход на пятидневный режим может ознаменоваться сокращением учебных часов в школе, из-за чего будет увеличено количество домашнего задания. При этом нагрузка на ребенка может даже усилиться! Только теперь школьник будет не методично разбирать темы в школе под контролем учителя, а зубрить их дома.

В итоге изменения в образовательный стандарт так и не внесли. Руководству каждой школы предоставили право самостоятельно определять, как будет проходить организация процесса обучения — в пятидневном или шестидневном режиме. Главное — соблюдать норматив нагрузок для начальных классов:

  • за четыре года обучения в младшей школе ученики должны отработать в классе не менее 2904 часов и не более 3210 часов;
  • на внеурочную работу отводится до 1350 часов.

В 2016/2017 учебном году вопрос с пятидневкой был поднят повторно. В преддверии очередного Дня знаний министр образования РФ высказалась в отношении того, что российские школы постепенно будут переходить на пятидневку. Причем было отмечено, что этот переход не затронет только учеников старшей школы, которым нужно более интенсивно готовиться к сдаче ЕГЭ.

Необходимость перехода на укороченную учебную неделю обусловлена огромным числом петиций со стороны родителей. Однако эксперты Минобразования отмечают, что мамы и папы часто не понимают, насколько сложно изменить привычный подход к обучению даже в отдельно взятой школе — не говоря уже о всей стране! Недостаточно просто издать указ, ведь необходимость учится на протяжении шести дней, включая субботу, часто диктуется необходимостью.

Подготовка старшеклассников к ЕГЭ предполагает такое количество дисциплин и дополнительных занятий, что впихнуть их в пять дней попросту невозможно

Уроки, которые нужно провести по программе ученикам с 6 по 11 классы, не влазят в рамки пяти дней. Кроме того, нужно учитывать огромное число требований, продиктованных педагогикой и психологией. Их не так-то просто соблюсти, не имея возможности использовать дополнительный день учебы — особенно если школа специализированная. Приведем несколько примеров:

  • математику, физику и иностранные языки нельзя ставить на первый или последний урок;
  • дисциплины, которые требуют усидчивости, нельзя назначать в расписании после урока физической культуры;
  • при составлении предельной нагрузки для школьников определенного возраста нужно учитывать коэффициенты сложности предметов, которые определяют расписание на день;
  • учитель-предметник (в идеале) должен вести не больше трех уроков подряд, после чего у него должен быть перерыв;
  • если дисциплина стоит в расписании больше одного раза в неделю, то уроки по ней должны иметь хотя бы однодневный интервал.

При этом стоит помнить, что школа – это не просто 1, 2, 3 … 11 классы, а целые параллели. И для них нужно составить удобный график, учитывая общую нагрузку учителя, проводящего уроки в нескольких классах по разным программам.

Количество учебных дней в 2018/2019 году

Пока что Министерство образования не издало никаких документов, которые диктовали бы российским школам необходимость перейти на пятидневку. Этот вопрос, как и ранее, был оставлен для решения руководству школ. Представители главного образовательного ведомства страны напоминают родителям, что не нужно писать петиции в адрес министерства или краевых образовательных департаментов. А вот обратиться с этим вопросом к дирекции школы – можно. Впрочем, решать этот вопрос для 2018/2019 учебного года уже поздно – летом завучи по учебной работе уже начинают работать над расписанием.

Если у родителей есть желание перейти на пятидневку, стоит заранее собрать подписи родительского коллектива и обсудить такую возможность с директором. В некоторых школах страны родители и педсостав уже пришли к единому знаменателю. Например, несколько сотен школ в Москве и Питере за два последних года осуществили переход на пятидневку для младшей и средней школы, уложившись при этом в санитарные нормы. Сегодня в Санкт-Петербурге только 66 школ из более чем 700 учатся только в шестидневном режиме.

В Алтайском крае управление, отвечающее за вопросы образования и молодежной политики, рекомендовало руководству школ перейти на пятидневное обучение. Впрочем, итоговое решение оставалось за директорами. 96% учеников высказалось в пользу сокращенного графика учебы, и в итоге большая часть школ приняла решение постепенно перевести на пятидневку 1-4 и 5-7 классы. Примерно 50% школ перейдет на новый режим уже в 2018/2019 учебном году.

Ученики помладше получат больше возможностей участвовать во внеклассных мероприятиях и бывать на экскурсиях, ну а 8-9 и 10-11 классы будут и дальше работать по шесть дней, так как впереди их ждут экзамены. Зато в Хабаровском крае решили, что школам нужна шестидневка, а для сохранения психического и физического здоровья учеников стоит отказаться от преподавания в две смены. Внедрять новый краевой стандарт стали уже с 2017 года, а полный переход на учебу в одну смену намереваются реализовать до 2024 года.

Что лучше, пяти- или шестидневка?

Обе формы обучения имеют свои минусы, к которым апеллируют эксперты

Конечно, вопрос о том, как детям будет лучше учиться, не стоит решать с наскока. Давайте приведем аргументы «за» и «против» для каждого из графиков.

Позитивные и негативные стороны шестидневки

К явным плюсам шестидневки относятся:

  • возможность грамотного и равномерного распределения учебной нагрузки, а также меньшее число уроков в день;
  • ученикам придется проводить в школе меньше времени, поэтому вечером у них будет возможность сделать уроки, а потом погулять или посетить секцию;
  • объем домашнего задания на следующий день будет посильным;
  • в субботний день в расписание обычно ставят не более 4-х уроков, поэтому ученики быстро приходят с занятий;
  • в школах этот день часто является днем «свободной формы», а многим ребятам нравится иметь возможность показаться перед одноклассниками в красивой и модной одежде, а не в стандартном костюме;
  • гимназии, лицеи и спецшколы могут дать ученикам гораздо больше материала, имея в запасе субботний день. Учеба в таких заведениях повышает конкурентоспособность будущих абитуриентов.

Впрочем, есть в этой бочке меда и пара ложек дегтя:

  • психологический аспект — он выражается в устоявшемся неприятии школьниками учебы в «выходной день»;
  • частые прогулы субботних уроков, причем нередко – с разрешения родителей, запланировавших поездку за покупками или дачные работы;
  • конфликты, которые возникают между преподавателями и представителями религиозных течений, налагающих запрет на любую субботнюю деятельность;
  • по сути, все дни при таком подходе заняты учебой, так как уроки на следующую неделю придется делать в воскресенье;
  • учителя тратят свой единственный выходной на проверку скопившихся тетрадок с заданиями и контрольными работами.

Плюсы и минусы пятидневки

Вначале приведем аргументы в пользу пятидневного обучения:

  • дополнительный выходной день можно провести вместе с семьей;
  • у родителей нет необходимости вставать в субботнее утро, собирать ребенка в школу и вести его на уроки, чтобы забрать через пару часов домой;
  • можно планировать на субботу совместные поездки к родственникам, на выставки, концерты и спектакли;
  • у детей есть возможность посещать в субботу репетиров или секции, чтобы не занимать вечерние часы в будние дни;
  • дополнительный день отдыха дает больше времени для восстановления после усиленного труда. Кроме того, в субботу можно сделать все уроки и отдыхать в воскресенье;
  • психологи отмечают, что в наши дни, когда дети и родители больше времени проводят в виртуальном пространстве, чем в реальном, пятидневка – это шанс на укрепление института семьи.
Есть риск, что отдых в субботу дети потратят отнюдь не на общение с семьей

К сожалению, есть у пятидневки и свои недостатки:

  • вполне возможно, что дополнительный день отдыха не оторвет родителей и детей от гаджетов, а лишь предоставит им дополнительные сутки для видеоигр, интернет-серфинга и развлечений.
  • если школа учит детей по спецпрограммам, придется назначать по 7-8 уроков в день, чтобы охватить все темы и предметы. Однако это приведет к противоречию – пятидневка означает 23 учебных часа в неделю, а шестидневка дает возможность учиться 26 часов, то есть возникает риск сокращения учебных программ. Например, во многих физико-математических лицеях Москвы у 10-11 классов и так по 8 уроков в неделю при шестидневке. Перейти на пять дней учебы в таком случае попросту невозможно! А ведь в таких школах учатся одаренные дети, которые любят выбранные ими науки, ездят на всемирные конкурсы и олимпиады и занимают там призовые места;
  • дома школьникам нужно делать гораздо больший объем домашнего задания;
  • снижение уровня академической нагрузки обязательно скажется на качестве образования;
  • при такой системе не смогут нормально функционировать региональные школы, которые обычно ставят на субботы национальную культуру, язык, литературу, историю и географию родного края;
  • пятидневка на общефедеральном уровне предполагает, что всем школам придется выработать единый стандарт относительно распределения четвертей и проведения каникул. Сейчас школа может выбирать между учебой по семестровому, триместровому или четвертному графику. Пятидневка предполагает, что всех учеников загонят в единые рамки;
  • дополнительные уроки в зимний период времени плохо отражаются на здоровье учеников — когда рано темнеет, усталость и стресс быстрее оказывают влияние на неокрепший организм. Ребенок идет в школу в кромешной тьме, а по возвращению снова видит темноту за окошком, проводя в стенах школы весь световой день.

study2019.com

С Большой Буквы У.!!!: Шестидневная учебная неделя?

Школы не смогут вводить шестидневку без согласия родителей

16 января 2012 г. | Время публикации 09:35 | Последние изменения 10:52

Сообщение СМИ о переводе некоторых школ на шестидневную учебную неделю стало темой обсуждения селекторного совещании Департамента образования Москвы. Родители младших школьников на прошлой неделе заявили, что недовольны неожиданным для них решением школ посреди учебного года сделать субботы учебными, пишет “Московский комсомолец”.

Глава столичного департамента образования Исаак Калина заявил, что это серьезное нарушение прав учащихся и их семей. По его словам, такие шаги “могут быть предприняты только по согласованию с родительской общественностью – управляющими советами или родительскими комитетами”.

В оперативном порядке дело стало предметом обсуждения на видеоселекторном совещании департамента. А его итогом – распоряжение главы ведомства Исаака Калины “Об учете интересов родителей и учащихся при организации режима работы образовательных учреждений”. В связи с обращениями родителей учащихся, говорится в документе, “рекомендую начальникам окружных управлений образования проверить наличие согласованных управляющими советами (родительскими комитетами) режима работы образовательных учреждений, работающих по 6-дневной учебной неделе”.

Во многих случаях, отметил министр образования, пятидневная учебная неделя “предпочтительна для семей, так как способствует общению детей с родителями, расширяет возможности семейного отдыха и реализацию возможностей учащихся во внешкольной деятельности”. “Считаю важным обратить внимание руководителей образовательных учреждений на необходимость принятия мер по реализации запросов родителей и учащихся при реализации режима работы образовательных учреждений”, – заключил руководитель департамента образования.

Ранее в департаменте образования заявили, что столичные директора школ частенько прикрываются ведомством, списывая на его “указания” многие сомнительные решения. А причины “принудительного” введения шестидневки весьма просты: с уходом от сметного финансирования школа получает бюджетные средства, исходя из объема оказанных ею образовательных услуг. Влияет на финансирование и то, сколько дней учатся школьники: так как “шестидневщики” получают больше, директорам попросту выгоднее добавить лишний “рабочий” день.
http://www.newsmsk.com/article/16Jan2012/shestidnevka.html

sbolshojbukviu.blogspot.com

Директор школы №1293 Елена Анатольевна Фураева: О шестидневной учебной неделе



Уважаемые участники образовательного процесса!

В ответ на обращения о переходе на пятидневную учебную неделю прошу обратить Ваше внимание на следующее.

Приказом Департамента Образования города Москвы № 958 от 11 мая 2010 года был утвержден Московский базисный учебный план. Приказом  от 4 мая 2011г. №327 в данный приказ внесены изменения. Государственным образовательным учреждениям при разработке организации обучения  предписывается руководствоваться федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

В настоящее время действуют   санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, введенные с 1 сентября 2011 года. Согласно этим нормам, величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность в школе, определяют в соответствии с таблицей 3:

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальным величинам

недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка        
в академических часах

при 6-дневной неделе,   
не более

при 5-дневной неделе,  
не более

1      

21

2 – 4    

26

23

5      

32

29

6      

33

30

7      

35

32

8 – 9    

36

33

10 – 11   

37

34

Кроме того:

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.

            В  базисном учебном плане предусмотрено только 2 часа иностранных языков , такая нагрузка характерна для общеобразовательных школ. ГБОУ СОШ № 1293  является школой с углубленным изучением иностранного языка. Как Вы сами знаете, в школе дается больше часов на изучение иностранных языков (т.к. изучение английского языка углубленное и изучается второй иностранный язык), а «перекинуть» базисные часы с других предметов мы не имеем права, соответственно, нагрузка в неделю увеличивается. 

В Приложении к приказу Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года № 958 видно, что если количество базисных часов в неделю превышает максимально допустимую при пятидневной неделе (максимальное количество часов приведено выше), то неделя должна быть шестидневной. Не может быть шестидневной недели только в 1-ых классах (в ГБОУ СОШ № 1293 1-ые классы учатся 5 дней в неделю).

Кроме того, по данному вопросу имеется разъяснение  Прокуратуры, в котором отмечается, что при организации 5-дневной учебной недели для школ, реализующих программы повышенного уровня, будут нарушаться права детей, так как будет нарушаться максимальное количество уроков в день. Именно об этом пишут некоторые родители, которые разделяют мнение о переходе на шестидневную неделю.

Подводя итог, можно сказать, что при углубленном изучении иностранного языка у 2-11 классов может быть только шестидневная учебная неделя. Пятидневная учебная неделя возможна только при общеобразовательной программе (без углубленного изучения иностранного языка). При желании родителей в соответствии с действующим законодательством любого ребенка можно перевести в общеобразовательную школу, обучение в которой организовано в 5 дней. Однако надо уточнить, что такой перевод возможен только при потере углубленного изучения языка.

eafuraeva.blogspot.com

Повлияет ли на успеваемость и оптимальный отдых школьников пятидневка в школе?

Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.

При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением нагрузки для детей с понедельника по пятницу.

Преимущества перехода на пятидневную учебную неделю

Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:

Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.

Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.

Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.

Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.

Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.

День, проведенный в кругу семьи, поможет родителям наблюдать за своим ребенком. Они смогут, узнать, как он себя ведет в различных ситуациях, заметить, в чем ему требуется помочь. Подобный опыт сохранит семейные связи прочными, что станет особенно ценно, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

Недостатки пятидневки в школе

Основным минусом является тот факт, что придется вместить шестидневную учебную программу в пять дней. Таким образом, можно выделить следующие недостатки:

  1. Изменение учебного плана.

Это произойдет путем добавления уроков в расписание с понедельника по пятницу, что особенно нежелательно, если в школе две смены. Или же возможен другой способ – сокращение часов отдельных предметов. Закон «Об образовании в российской Федерации» устанавливает государственные образовательные стандарты. Это Федеральный компонент, который учитывается при составлении учебного плана. Также есть Региональный и Школьный компонент, согласно которым в школе прописывают учебную нагрузку по каждому предмету. Переход на пятидневку заставит пересмотреть необходимость каких-то уроков.

2. Замена предметов внеурочной деятельностью.

Этот пункт напрямую связан с первым: для того, чтобы выдать необходимый материал, будут организованы факультативы и элективные курсы. Существуют санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательном учреждении, которые устанавливают границу к максимальной нагрузке в пятидневную учебную неделю. Так, например, для четвертых классов, количество уроков не должно превышать 23 часа. Таким образом, если ребенок занимает в школе с пятидневкой, то увеличение нагрузки даже на один час будет нарушением норм СанПиНа, а именно СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если предмет важен для обучения, а учащийся волен посещать его по желанию, то он может упустить нужную информацию для обучения. Поэтому часто, чтобы избежать подобных ситуаций, администрация школы выбирает способ сокращения часов за счет других предметов. Это позволяет сохранить все предметы, но в меньшем объеме.

Похожее

uchitelskaia.ru

Статья на тему: “Пятидневка или шестидневка?”

Сколько дней должна длиться учебная неделя? Погодите, не торопитесь отвечать. Если вы – школьник, я и так с вероятностью предположу, каков будет ответ: «Чем меньше, тем лучше».

Я тоже в свое время с радостными криками встретила в середине восьмидесятых переход нашей школы с шестидневки на пятидневку. Так обидно было раньше: у родителей выходной, а у тебя – снова ранний подъем и тернистый путь в родную школу. Введение пятидневной учебной недели устранило эту историческую несправедливость… однако не уменьшило количество учебной нагрузки. Сидеть за домашней работой приходилось и в субботу и даже в воскресенье. Та же история происходила и с моим ребенком – учебный «гнет» в школе и дома не давал ему полноценно использовать «лишний» выходной день. Так что, если спросить меня, то я даже и не знаю, как лучше учиться – пять дней или шесть?

Голосуй, а то…

Начало этого года школы Подмосковья встретили с этой же дилеммой. Школьникам Московской области и их родителям предложили ответить на вопрос «Пятидневка или шестидневка?» с помощью онлайн голосования на портале «Голосование-2018.рф». Голосование шло с 15 по 18 марта. По опубликованным в СМИ данным, в основном школы голосовали за пятидневную учебную неделю. Причем – со значительным отрывом. Согласно законодательству, решение о количестве учебных дней в школе принимает общественный совет школы. В школах Москвы пятидневная учебная неделя была введена в 2014 году. Подмосковье – на очереди.

На официальном сайте школ московского региона преподаватель одной из подмосковных школ по ссылке убеждает родителей и учеников голосовать именно за пятидневку. И такая «агитация» имеет под собой определенную основу: большинству учителей и родителей удобна «нерабочая» и «неучебная» суббота. Да и школьники, согласно нескольким интернет-исследованиям, согласны с тем, что лучше учиться больше, но получить два выходных.

Впрочем, далеко не все родители в восторге от грядущей пятидневной учебной недели. Отец двух школьников (3 и 6 класс). Роман Яковлев из города Электросталь аргументирует позицию за шестидневку следующими словами: «Если у нас будет пятидневка, ситуация с загруженностью детей значительно ухудшится. Мы видим, что сегодня в Москве некоторые школьники делают «домашку» до десяти вечера. Каждый день там по 6-7 уроков. Даже если тинейджер пойдет работать, занятость может оказаться меньше – для трудоустройства несовершеннолетних свои нормы. А здесь получается, что школьник пашет практически по 40 часов в неделю».

6 дней: показания и противопоказания

Зачем вообще предлагают ввести шестидневную рабочую неделю, чем мотивируют? Дело в том, что загруженность учащихся средних и старших классов сегодня такова, что практически невероятно «разбросать» все нужные уроки по пятидневному расписанию, с учетом всех санитарных требований и коэффициентов.

Что за требования такие? Например, уроки по таким дисциплинам как иностранные языки, физика, математика нельзя делать первыми или последними. Те предметы, где особенно важно, чтобы ученик был усидчив и внимателен, не должны оказываться в расписании после физкультуры. Учитель-предметник не должен читать более трех уроков без перерыва – хотя это требование оказывается нарушенным достаточно часто. Перечислять все нормы не будем – достаточно уточнить, что правильно разделить учебную нагрузку согласно этим требованиям гораздо проще на шесть дней, чем на пять.

Итак, что в идеале должны получить дети, у которых шестидневная учебная неделя? Вот «плюсы» шестидневки:

• Более щадящая учебная нагрузка

• Меньший объем домашней работы

• Уроки начинаются раньше и заканчиваются позже.

Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что эти преимущества могут оказаться очень полезными для здоровья школьника – если школьник их действительно получит: «Ребенку, особенно в условиях современной реальности, очень важно правильно распределять учебную и физическую нагрузку, а так же уделять достаточное время полноценному отдыху. Принцип лучше – не значит больше, имеет здесь первостепенное значение. Учеба по 6- дневной программе несет в себе именно такую цель – снять излишнюю нагрузку с программы буднего дня ( сократить количество уроков с 8 до 6 ежедневно), но к сожалению, это не всегда получается. В таком случае это приносит большой вред психическому и физическому здоровью ребенка, и как следствие идея 5-дневной программы более здорова и рациональна. Помимо процессов эмоционального выгорания (что проявляется в нестабильном внутреннем состоянии, повышенной агрессии, нарушении ночного сна и аппетита ), так же может нарушаться и физическое состояние(снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания и аллергические реакции), что по итогу не способствует развитию полноценной и здоровой личности ребенка».

Шестидневка: гладко было на бумаге…

Да, «минусов» у шестидневной учебной недели тоже хватает. Например, существуют конфессии, где работать и учиться в субботу неприемлемо. Праздничные дни, в случае, если они попадают на субботу, не будут переноситься, как это делается в учреждениях, где установлена пятидневная рабочая неделя.

Кроме того, случается и так, что сами «плюсы» шестидневной рабочей недели нивелируются негативным отношением учеников и родителей к учебе в субботу. Вот что говорит Е.Н. Лыткина, преподаватель английского языка в одной из подмосковных школ:

«Наша школа на шестидневке уже несколько лет. Это решение было принято исходя из того, что сложно вместить все уроки в пятидневный график. И что сейчас? Каждую субботу достаточно много тех, кто отсутствует. Я не говорю даже о прогулах, но многих «отпрашивают» родители – на соревнования, на дачу, в поездку. Я бы не переживала так, если бы английский был у нас каждый день. А в случае, когда в неделю только 2-3 урока и один из них «попадает» на субботу – сразу возникают сложности. Учителя ведь в ответе за непройденный материал в связи с пропущенными субботами и переносом праздников».

«Пять дней» – это отлично?

Главное преимущество пятидневного учебного графика, о котором говорят ученики, родители, и педагоги одно – свободная суббота.

День, который ученик может провести дома, в семье. Получая ту «роскошь человеческого общения», которой ему так не хватало всю неделю: с работы приходят усталые родители, помогают делать домашнее задание усталому ребенку, какое уж тут общение? Не разругаться бы…

Есть еще один аспект – за один выходной и взрослому то сложно восстановить силы перед новой рабочей неделей, что говорить о ребенке или подростке? А лишний день позволит ему больше общаться не только с родителями, но и с друзьями, ездить на экскурсии, ходить на «кружковые» занятия. Хобби – это ведь тоже отдых.

Так что же важнее для психологического состояния школьника – возможность «разгрузить» учебу или отдохнуть, побыть с родителями. Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что однозначного ответа на этот вопрос нет:

«Важно и то, и другое и желательно – вкупе со здравым смыслом. Теряя контакт с родителями, ребенок не формирует полноценного «примера для подражания», не получает заботу и любовь, которая ему так необходима. А разгружает ли на самом деле 6-дневная система психику ребенка это еще очень большой вопрос – неимоверное количество домашних заданий и интенсивная подготовка к экзаменам может больше разрушить, чем развить полноценные адаптационные навыки, несмотря на атмосферу «родного дома».

Так какая же учебная неделя предпочтительней? Как видим, аргументы pro и contra есть и для шестидневки и для пятидневки. Однако Подмосковье голосует за пять дней учебы. Более того, сегодня в СМИ активно обсуждается информация о том, что уже в текущем году все школы страны будут переведены на пятидневную учебную неделю. Правда, это или нет, пока сложно определить. Но эта новость отрадна хотя бы и потому, что, по мнению большинства учеников, педагогов, родителей и даже психологов у «пятидневки» – больше «плюсов», чем «минусов».

Елена Борисова

www.metod-kopilka.ru