Учитель профстандарт – Профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя)
Профессиональный стандарт педагога
Введение профстандартов
Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.
«Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.
Профстандарт педагога – это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>
Знаете ли вы?
Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, – несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.p>
План по организации применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Читайте также:
Апробация профессионального стандарта педагога
В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ.
Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.
Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
- Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
- Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости – внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
- Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
- Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству.
Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
- Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
- Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
- Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
- Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).
В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты.
В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом.
Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.
Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):
-
Образование.
Каждый учитель должен:
- Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.
- Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
- Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
- Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, – лабораторными и иными работами.
- Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
- Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
-
Воспитательная работа.
В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан:
- Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
- Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
- Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
- Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников – культурных, возрастных, психологических и т.п.
- Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
-
Развитие личностных качеств.
Педагог должен:
- Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств – успехов в обучении и особенностей поведения.
- Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
- Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов – логопедов, психологов и так далее.
- Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
- Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
- Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.
Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:
- Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
- Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
- Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.
Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования – воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:
Скачать полную версию таблицы «Наименования профстандартов, должностей и утверждающих документов»
Скачать в .docx
Наименование профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) |
|
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
|
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н |
Педагог дополнительного образования |
|
Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н |
То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов – будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.
Читайте также:
Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)
Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:
- Действия.
- Умения.
- Знания.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
- Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
- Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
- Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
- Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
- Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов – психолога, логопеда и т.п.
- Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
- Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Профессиональный стандарт педагога общего образования
Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации – подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает специалиста обладать целым рядом специфических знаний и умений.
Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений.
Учитель должен быть способен:
- Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали. Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём.
- Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику.
- Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика.
- Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия.
Для корректного и правильного выполнения этого учитель должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как:
- Педагогика.
- Психология.
- Детская возрастная физиология.
- Детская гигиена.
- Методики преподавания.
Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста.
Также Минобрнауки разработаны и иные нормативы, касающиеся других областей педагогики:
Профстандарт педагога начального общего образования
Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава.
Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:
- Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.
- Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы.
- Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.
- Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.
- Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы.
Также стандарт учителя начальных классов обязывает:
- Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста.
- Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа.
В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.
Читайте также:
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
Профстандарт педагога-библиотекаря
В России профстандарт педагога-библиотекаря вводится впервые, хотя во многих странах он существует уже давно. Главной его особенностью является его соответствие культурным ценностям нашей страны. В отличие от обычного библиотекаря педагог-библиотекарь совмещает в себе две различных специальности – «библиотечное дело» и «педагогическая деятельность». Сама по себе эта профессия символизирует тенденции современного образования на межпредметную интеграцию, соединение в себе всех средств обучающей информации.
Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря подразделяет данную специальность на три группы деятельности:
- Педагог-библиотекарь начального образования.
- Педагог-библиотекарь средней школы.
- Педагог-библиотекарь специального образования.
Профстандарт библиотекаря определяет главной трудовой функцией специалиста создание библиотеки образовательного учреждения как единого информационно-обучающего комплекса, а также формирование внутри библиотеки среды, максимально комфортной для работы учеников и получения ими необходимых знаний. Школьный библиотекарь должен прививать учащимся любовь к чтению, обучать их эффективным методам поиска и усвоения необходимой информации.
Знаете ли вы?
Среди новых задач, поставленных перед библиотекарем-педагогом в процессе исполнения им своих профессиональных обязанностей, – обязанность защищать учащихся от печатной и электронной информации, которая может нанести ущерб их моральному и нравственному здоровью.
Также школьный библиотекарь обязан развивать у своих коллег по школе навыки пользования информационными коммуникациями, приобщать их к глобальным электронным ресурсам информации.
В связи с этим библиотекарь должен:
- Уметь общаться с детьми с учётом их индивидуальных особенностей.
- Уметь строить обучающий и воспитательный процессы.
- Владеть методиками организаций экскурсий, походов и так далее.
Профстандарт педагога дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.
Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, – это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс.
Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей – умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.
Стандарт педагога-психолога
Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания.
Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается.
Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса.
Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых – в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми.
Читайте также:
Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта
Стандарт директора школы
Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательной организации не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён.
Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов.
В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие свода требований к директору образовательной организации ожидается к концу 2016 года.
Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.
www.menobr.ru
Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном
В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
Профстандарт педагога – в чем суть?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Причины введения профстандарта
Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как “квалификация” и “профессиональный стандарт”, которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.
Подготовка к введению профстандарта
Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.
За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:
- возрос уровень подготовки учащихся;
- улучшились условия труда педагогов;
- родители хорошо оценили изменения.
И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.
Структура и содержание профстандарта
Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
- обучение;
- воспитание;
- развитие.
Описание каждой функции включает в себя три блока: “Трудовые действия”, “Необходимые навыки” и “Необходимые знания”. Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
- Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
- Деятельность педагогов начального образования.
- Деятельность педагогов основного и среднего образования.
- Модуль “Предметное обучение. Математика”.
- Модуль “Предметное обучение. Русский язык”.
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.
Как будет проходить переход на новые стандарты?
На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:
- Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
- Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
- Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
- Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.
Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?
О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…
Проблемы внедрения профессионального стандарта
Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:
- недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
- плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
- слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.fulledu.ru
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность |
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств |
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики |
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) |
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример |
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий |
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) |
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно |
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации |
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов |
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях |
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся |
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий |
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики |
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных |
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения |
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности |
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
classdoc.ru
Профстандарт педагога – угроза увольнения?
В своих комментариях посетители блога высказывают опасения, что с вступлением в силу с 1 января 2017 г. приказа Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утвержден профессиональный стандарт педагога, педагоги, не прошедшие переподготовку, не имеющие предусмотренное профстандартом образование, могут быть уволены. Они также рассказывают о фактах, когда отдельные руководители предупреждают их об этом, вынуждают проходить повышение квалификации за свой счет, получать дополнительное образование.
О том, так это или нет, можно узнать, прочитав статью «Профстандарт педагога: разъяснения юриста», размещенную на сайте Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» (http://pedagog-prof.org/). Разъяснения дает юрист МПРО «Учитель» Юрий Варламов.
В статье разъясняется, что вступление с 1 января 2017 года в силу приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н вовсе не означает, что все учреждения образования должны перейти на его исполнение с этой даты. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого работодатель обязан реализовать утверждённый им план перехода на профстандарт, согласно которому к концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.
Кстати, Минобрнауки РФ неоднократно обращало внимание на недопустимость поспешности перехода на профстандарты: прежде всего надо привести в соответствие с требованиями стандарта уровень подготовки педагогов.
Юрист также обращает внимание на тот факт, что приказом Минтруда РФ от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» требования к образованию педагогов приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. В соответствии с ним педработники должны иметь:
учителя — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
воспитатели — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Таким образом, «распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь только высшее образование или проходить обязательно переподготовку в области педагогических наук, не соответствует последней версии требований профстандарта», — резюмирует юрист.
При разъяснении вопроса о необходимости прохождения педагогом переподготовки, повышения квалификации юрист руководствуется статьей 196 ТК РФ, которой предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Сделана также ссылка на совместное письмо Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования РФ от 23 марта 2015 г №08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» о том, что «работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры».
Разъяснения юриста о возможности увольнения педагога с введением профстандарта базируются на основных положениях трудового законодательства, Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ. Разъясняется, что если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Если он отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. А вот с января 2020 года, если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то его могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия. Независимая оценка квалификации по направлению работодателя проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций.
В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдаётся свидетельство о квалификации, а при неуспешном прохождении экзамена — заключение о прохождении квалификационного экзамена.
«Если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации»», — отмечается в статье.
P.S. 20 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете пройдет Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта «Педагог». В преддверии этого мероприятия в беседе с корреспондентом РИА Новости участник группы разработки профессионального стандарта учителя, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 г. Москвы Евгений Ямбург сказал, что «от учителя нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» и , что «сначала нужно обучить педагогов, то есть перестроить преподавание в педагогических вузах и институтах повышения квалификации». Он также отметил, что «кое-где начали пугать: «Вот будет введен стандарт, мы вас не аттестуем, и вы пойдете на улицу»», назвав это тем самым «административным ражем», о котором говорил Салтыков-Щедрин.
Нормативные документы по профстандартам:
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (вступает в силу с 1 января 2017 года)
ТК РФ
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 (вступило в силу 1 июля 2013 г.)
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (вступает в силу с 1 января 2017 г.)
Приказ Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н
Приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» (применяется работодателями с 1 января 2017 г.)
Не является нормативным документом и не носит обязательного характера:
Письмо Минобрнауки и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г №08-415. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования»
Источник:
http://pedagog-prof.org/2015-04-19-11-03-51/2015-05-10-19-59-11/272-2016-12-07-11-54-01
https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html
eduinspector.ru
положительные и отрицательные стороны. Зачем нужен профессиональный стандарт современному учителю?
Весной 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Министерству образования разработать профессиональный стандарт учителя математики. Сейчас идет разговор о создании среднего варианта, независимо от преподаваемой учебной дисциплины.
Работа экспертов
Рабочую группу, которая была создана для того, чтобы разработать профессиональный стандарт учителя, возглавил Е. А. Ямбург, директор центра образования г. Москвы. К работе были подключены заслуженные педагоги страны, известные своими авторскими методиками. Все предложения, разработанные ими, опубликовали на официальном сайте Минобрнауки. Любой учитель, родитель, представитель заинтересованной общественности могли изучить профессиональный стандарт современного учителя и оставить свои комментарии.
Содержание концепции
Заслуженные учителя России отнеслись к поставленной перед ними задаче серьезно, составили некий общий профессиональный стандарт учителя, наполнив его новыми компетенциями, в числе которых:
- работа с талантливыми и одаренными детьми;
- реализация программ инклюзивного образования;
- работа с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- преподавание учебной дисциплины учащимся с девиантным поведением, социально уязвимым и зависимым детям.
Задачи стандарта
Профессиональный стандарт учителя должен:
- соответствовать особенностям профессиональной деятельности учителя;
- не стать неким инструментом для регламентации труда педагога;
- побуждать учителя к поиску новых педагогических идей и решений;
- избавить педагога от выполнения тех функций, которые ему несвойственны, отвлекают его от качественно выполнения непосредственных обязанностей;
- отвечать международным регламентам и нормам;
- соответствовать требованиям ведомств и министерств, занимающихся начислением пенсии, исчислением педагогического стажа.
Основные характеристики стандарта
Профессиональный стандарт учителя является рамочным документом. В нем определены основные требования к квалификации педагога. Его общенациональные рамки дополняются региональными требованиями с учетом демографических, социокультурных особенностей региона.
Кроме того, профессиональные стандарты учителя РФ дополняются (по желанию) внутри образовательного учреждения, учитывая направление работы, реализуемые в ОУ программы: инклюзивное обучение, работа с одаренными детьми.
Профессиональный стандарт учителя литературы учитывает специфику преподаваемого предмета. Он имеет несколько модификаций, разработанных для начальной, основной, старшей ступени обучения. С учетом стратегии современного образования, он наполнен психолого-педагогическими компетенциями, которые должны помочь учителю решать проблемы обучения, воспитания, развития подрастающего поколения России.
Личностные качества
Особое внимание уделено личности самого педагога. Профессиональный стандарт учителя начальных классов предполагает готовность обучать всех детей независимо от их способностей, склонностей, уровня развития. Сам педагог обязан постоянно самосовершенствоваться, изучать психологические особенности детского и подросткового возраста, не допускать возникновения конфликтных ситуаций с воспитанниками, их родителями.
Варианты применения
Зачем нужен профессиональный стандарт современному учителю? В первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога.
Цель использования
С помощью стандарта можно выявлять квалификацию учителя, необходимую для качественного воспитания и обучения школьников.
Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовки педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.
Содержание стандарта
1 часть. Обучение.
2 часть. Воспитательная работа.
3 часть. Развитие (содержит профессиональные и личностные компетенции, которые нужны педагогу для реализации развивающей деятельности).
4 часть. Профессиональные компетенции для учителя начальных классов.
5 часть. Компетенции воспитателя, которые отражают специфику работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Методика оценивания
Для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны профессионального стандарта учителя, экспертами были разработаны специальные методы. Итоговую оценку профессионализма педагога выставляют с учетом имеющихся результатов воспитания, обучения, развития учащихся. Понимая, что, в зависимости от уровня развития детей, их способностей, склонностей, конечные результаты обучения и воспитания могут существенно отличаться, в «эталоне» современного педагога предусмотрены четкие параметры, касающиеся разных учащихся. При оценке работы педагога с талантливыми учениками одним из критериев определены высокие учебные достижения, наличие победителей и призеров предметных олимпиад различного уровня.
Для работы с ребятами, которые имеют ограниченные возможности, в качестве результативной работы определяются интегративные показатели, которые свидетельствуют о стабильной динамике развития школьника. Такие показатели преобладают в начальной школе.
При оценке профессиональных качеств современного педагога должна быть обеспечена обратная связь с непосредственными потребителями услуг, в качестве которых выступают родители и ученики.
Провести оценку соответствия тем требованиям, что предъявляются к учителю, можно путем проведения внутреннего аудита. Он предполагает анализ отчетов и планов работы, посещение уроков, мероприятий. Для внутренних аудиторов образовательного учреждения по задумке авторов стандарта, должны вступать самые авторитетные и уважаемые учителя школы. Прежде чем эксперты приступят к непосредственному выполнению своих обязанностей, они проходят специальное обучение методам и принципам проведения процедуры аудита.
Нюансы введения стандарта
Педагоги с опаской относятся к тем нововведениям, которые разработало Министерство образования РФ. Теория профстандарта для педагогов создана Шадриковой В. Д.
Автор предлагает под таким стандартом понимать некую систему требований к компетентностям субъекта деятельности, которые в совокупности определяют реальность занимания определенной должности, связаны с успехом педагогической деятельности. Чего боятся учителя? При несоответствии одному из компонентов разработанной системы оценки их могут лишить права осуществлять педагогическую деятельность.
Сразу после первого появления стандарта данный проект подвергся детальному изучению и критике со стороны опытных учителей УО. При внимательном рассмотрении всех пунктов данного проекта можно заметить, что каких-то новых требований к учителю не появилось, но сама попытка «загнать учителя в рамки», вызвала негативную реакцию у педагогического сообщества.
Рабочая группа, столкнувшаяся с такой реакцией учителей, предложила им высказать свои замечания. Например, обсуждался такой критерий, как обязательность высшего педагогического образования. Ущемленными окажутся педагоги с огромным стажем работы, которые не смогли своевременно получить высшее образование.
Нет в предлагаемом документе и прав учителя, при этом много раз повторяется глагол «должен». Ведется речь об обязанности современного педагога развивать, воспитывать, обучать. Но все это является логическим результатом работы педагога, а потому должно оцениваться не в отдельности, а суммарно. Учителя говорят о том, что подобный документ писался людьми, абсолютно далекими от российского образования. По ФГОС разработаны умения предметные, метапредметные, личностные. Не появится ли противоречий между ФГОС и профессиональным стандартом? Педагогический профсоюз также обеспокоен противоречиями между реформами и вводимым стандартом. Они напоминают авторам проекта этого документа о том, что в данный момент не подразумевается должности «педагог». Педагогическое сообщество отмечает и тот факт, что для инклюзивной деятельности нужно специальное образование, не у всех учителей есть возможность получить его. Не станет ли это поводом для увольнения с формулировкой «несоответствие требованиям профессионального стандарта»? К тому же учителя говорят и о том, что в проекте представлен недостаточный понятийный аппарат, явно завышены требования к педагогу. Регламентация многочисленных обязанностей демонстрирует некое недоверие к педагогической элите со стороны экспертов.
Контрастом выступает документ, принятый в Англии для оценки деятельности педагогов. Учитель обязан ставить такие цели, которые будут вдохновлять школьников. В обязанности педагога включена помощь в достижении ребятами хороших учебных результатов. Есть и другие требования, которые изложены доступным и понятным языком, не предполагающим использования дополнительного словаря терминов.
Заключение
В педагогической общественности продолжается активное обсуждение профессионального стандарта. Неравнодушные педагоги вносят свои предложения по изменению содержания ПС. Для того чтобы педагог, представитель творческой профессии, не превратился, в угоду чиновникам, в типичного «менеджера по продажам знаний», необходимы существенные изменения в предлагаемом документе. В противном случае высок риск потери учителей – мастеров своего дела, замена их теми кадрами, которые будут формально выполнять требования ПС, забывая при этом о развитии личности ребенка. А ведь именно на профессионалах держится в настоящее время российская система образования.
fb.ru
Профессиональный стандарт педагога – Сайт metodistkr!
1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:
10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).
Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.
Какие профстандарты применяются
На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:
Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.
Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:
В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.
Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.
Что хотят поменять в Профстандарте педагога?
Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.
Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.
1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.
3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.
Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.
В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:
- учитель;
- старший учитель;
- ведущий учитель.
На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».
Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».
Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?
Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.
Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.
Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.
Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?
Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.
Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.
Почему именно к этому сроку?
Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):
- в части требований к квалификации;
- в случаях, которые прямо предусмотрены законом.
При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.
Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.
© Материал из Справочной системы «Образование».
metodistkr.jimdo.com
Какие компетенции устанавливает профстандарт учителя?
Профстандарт учителя регулирует как трудовые отношения между работником и работодателем, так и отношения, возникающие между педагогическим сообществом и гражданином, желающим подтвердить квалификацию.
Второй момент гораздо важнее первого, поскольку препятствует сведению профстандарта к должностной инструкции учителя. В отличии от неё, стандарт разрабатывается на основе анализа профессиональной деятельности и описывает требования к ней.
Будет ли введён профстандарт для учителей с 2017 года?
Многие знают, что профессиональный стандарт педагога был утверждён приказом Минтруда РФ 18 ноября 2013 года. Он интересен тем, что значится под номером один в реестре профессиональных стандартов.
Сначала введение профстандарта было запланировано на 1 января 2015 года. Однако многие положения и требования документа вызвали критику. Поэтому его введение перенесли на 1 января 2017 года.
Но в августе этого года срок снова был изменён. Изменения в документ будут вноситься в течение следующего года, поэтому уже сейчас можно утверждать, что профстандарт учителя с 1 января 2017 года введён не будет.
Развитие педагогических компетенций и повышение качества образования
Применение требований профстандарта учителя в работе школы повысит качество образования. Уже в процессе перехода на его применение должна соответствующим образом измениться система повышения квалификации, чтобы компетенции учителя соответствовали требованиям этого документа.
Это особенно важно, поскольку в образовательных организациях применение профстандартов будет обязательным.
Какие же компетенции должны развивать педагоги, чтобы соответствовать профстандарту учителя?
Эксперты выделяют четыре группы компетенций по сферам профессиональной деятельности.
Нормативно-правовая сфера
- Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС.
- Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её.
Психолого-физиологическая сфера
- Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов.
- Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося.
- Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.
Социально-культурологическая сфера
- Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.
- Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.
- Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.
Общепедагогическая сфера
- Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов, принципов деятельностного подхода.
- Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.
- Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.
- Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей обучающихся.
Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.
Чтобы провести самооценку готовности к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, скачайте лист самооценки.
В заключение отметим, что при подготовке должностной инструкции учителя в соответствии с профстандартом для каждого педагога будет конкретизироваться набор трудовых функций и устанавливаться квалификационный разряд. Поэтому опасения многих педагогов, которые считают, что их могут уволить или заставят проходить курсы повышения квалификации, совершенно беспочвенны.
Как подготовиться к аттестации педагогических работников, вы узнаете на Международной конференции «Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами»
academy-prof.ru