Содержание

Национальный информационный центр – Уровни образования РФ

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 – 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

– программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

– программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования – специалитет равнозначен уровню высшего образования – магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук. 

nic.gov.ru

Уровни образования: уровни образования в РФ в 2015 году, общее и профессиональное образование, закон об образовании

В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.

Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида — общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй — все остальные.

Общее образование

Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования — это термин, который включает в себя такие виды:

  • Дошкольное образование;
  • Школьное образование.

Второй вид разделяется на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Основное;
  • Среднее.

Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.

В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.

Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.

Профессиональное образование

В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее.

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ — профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.

Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:

Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования. Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.

Уровни образования в мире

В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и разные страны.

  • Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования — высокая стоимость.
  • Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России — бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
  • В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
  • В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
  • Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.

Существует множество рейтинговых изданий, определяющих уровень образования в различных университетах мира.

Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings) – обширное исследование, позволяющее выявить самые престижные, влиятельные и имеющие мировое значение Высшие Учебные Заведения.

Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.

Критерии оценки ВУЗов:
  • Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
  • Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
  • Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
  • Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
  • Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
  • Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
  • Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
  • Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
  • Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
Как определяется балл?

Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.

  • За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
  • За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
  • За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
  • За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
  • За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.

В результате исследования составляется рейтинг из 400 ВУЗов. В рейтинг не входят университеты, занимающиеся специфическими областями, а так же имеющие менее 200 научных публикаций в год.

Мировой рейтинг ВУЗов 2014-2015 года

в рейтинге

Название ВУЗа

Страна

Балл (согласно исследованию 2014-2015)

1

Калифорнийский технологический институтСША94,3

2

Гарвардский УниверситетСША93,3

3

Оксфордский УниверситетВеликобритания93,2

4

Стэндфордский УниверситетСША92,9

5

Кэмбриджский УниверситетВеликобритания92,0

6

Массачусетский технологический ИнститутСША91,9

7

Принстонский УниверситетСША90,9

8

Калифорнийский Университет в БэрклиСША89,5

9

Имперский Колледж ЛондонаВеликобритания87,5

10

Йельский УниверситетСША87,5

11

Университет ЧикагоСША87,1

12

Калифорнийский Университет в Лос-АнджелесеСША85,5

13

Швейцарский Федеральный технологический Институт в ЦюрихеШвейцария84,6

14

Колумбийский УниверситетСША84,4

15

Университет Джона ХопкинсаСША83,0

….

196

МГУ им. М. В. ЛомоносоваРоссийская Федерация46,0

Информация по рейтингу вузов взята с официального сайта Times Higher Education:http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014-15/world-ranking/region

beta-ege.ru

Уровни образования в Российской Федерации



1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.


С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;

  2. начальное общее образование;

  3. основное общее образование;

  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;

  2. высшее образование — бакалавриат;

  3. высшее образование — специалитет, магистратура;

  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

По материалам: http://273-фз.рф/

http://www.moeobrazovanie.ru/spec_bakalavr.html

3.151546005094

xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai

Виды высшего образования в России и подготовка кадров высшей квалификации. Сколько уровней высшего профессионального образования в РФ?

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет).

Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования
Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет

2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

studyinrussia.ru

Уровни образования в РФ – какими бывают и в чем их отличия


Здравствуйте, уважаемые читатели!


В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом


1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.


Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.


Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование


Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.


Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.


По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.


Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования


Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней – общее образование.

Начальное общее образование


В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование


Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование


Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.


Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование


Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.


Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.


Срок обучения для выпускников 9 – х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование


Высшее профессиональное образование. Его цель – подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:


Бакалавриат – первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.


Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.


Магистратура – следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование


В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.


Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно – технической, естественной направленности.


Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.


Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного – технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.


Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.


И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.


До новых статей!

www.rline.tv

28. Раскройте уровни образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Уровень образования
– завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой
совокупностью требований.

Общее образование и
профессиональное образование реализуются
по уровням образования.

В Российской Федерации
устанавливаются следующие уровни
общего образования
:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального
образования
:

1) среднее профессиональное
образование;

2) высшее образование –
бакалавриат;

3) высшее образование –
специалитет, магистратура;

4) высшее образование –
подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование
включает в себя такие подвиды, как
дополнительное образование детей и
взрослых и дополнительное профессиональное
образование.

Билет 29.

Болонский процесс –
движение, целью которого является
создание единого образовательного
пространства. Российская Федерация
присоединилась к Болонскому процессу
в сентябре 2003г. на Берлинской конференции,
обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь
основные принципы Болонского процесса.

Основные
цели Болонского процесса: расширение
доступа к высшему
образованию,
дальнейшее повышение качества и
привлекательности европейского высшего
образования, расширение
мобильности студентов и преподавателей,
а также обеспечение успешного
трудоустройства выпускников вузов за
счёт того, что все академические степени
и другие квалификации должны быть
ориентированы на рынок
труда.
Присоединение России к
Болонскому процессу даёт новый импульс
модернизации высшего
профессионального образования,
открывает дополнительные возможности
для участия российских вузов в проектах,
финансируемых Европейской комиссией,
а студентам и преподавателям высших
учебных заведений — в академических
обменах с университетами европейских
стран

Декларация содержит семь
ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых
    степеней, в том числе через внедрение
    приложения к диплому для обеспечения
    возможности трудоустройства европейских
    граждан и повышения международной
    конкурентоспособности европейской
    системы высшего образования.

  2. Введение двухциклового
    обучения: предварительного (undergraduate) и
    выпускного (graduate). Первый цикл длится
    не менее трёх лет. Второй должен вести
    к получению степени магистра или степени
    доктора.

  3. Внедрение европейской
    системы перезачёта зачётных единиц
    трудоёмкости для поддержки крупномасштабной
    студенческой мобильности (система
    кредитов). Она также обеспечивает право
    выбора студентом изучаемых дисциплин.
    За основу предлагается принять ECTS
    (European Credit Transfer System), сделав её накопительной
    системой, способной работать в рамках
    концепции «обучение в течение всей
    жизни».

  4. Существенное развитие
    мобильности учащихся (на базе выполнения
    двух предыдущих пунктов). Расширение
    мобильности преподавательского и иного
    персонала путём зачёта периода времени,
    затраченного ими на работу в европейском
    регионе. Установление стандартов
    транснационального образования.

  5. Содействие европейскому
    сотрудничеству в обеспечении качества
    с целью разработки сопоставимых
    критериев и методологий.

  6. Внедрение внутривузовских
    систем контроля качества образования
    и привлечение к внешней оценке
    деятельности вузов студентов и
    работодателей.

  7. Содействие необходимым
    европейским воззрениям в высшем
    образовании, особенно в области развития
    учебных планов, межинституционального
    сотрудничества, схем мобильности и
    совместных программ обучения, практической
    подготовки и проведения научных
    исследований.

Что в России теперь есть:

  1. Двухступенчатое образование
    (бакалавр\магистр)

Бакалавриат и магистратура
на Западе и в России

Западный бакалавриат имеет
не только количественные (четыре года
обучения против пяти), но и качественные
отличия от российского специалитета.
Бакалавриат на Западе называют
undergraduate (подготовительное образование):
это лишь подготовка к магистратуре,
дающей более глубокое специализированное
образование. Бакалавриат дает не
законченное профессиональное образование,
а только первичное «общее высшее
образование». Западные вузы на уровне
бакалавриата не готовят врачей-терапевтов
или учителей математики, как это делали
советские и российские вузы, когда
в них был специалитет

Бакалавриат в Европе
и США делится на академический
и профессиональный. В академическом готовят
бакалавров наук (Bachelor of Science) и бакалавров
искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра
наук (Bachelor of Science) значит скорее, что
человек изучал естественные и точные
науки в широком смысле слова. Формально
будущий бакалавр наук получает более
узкую специализацию (например, является
бакалавром наук в области биологии),
однако специализация эта далеко не
такая углубленная, как у студента
российского биофака, хотя бы потому,
что западный студент может выбирать
себе курсы и, скажем, вместо того чтобы
изучать микробиологию, записаться на
курс истории. Точно так же дело обстоит
и со степенью бакалавра искусств
(Bachelor of Arts), с которой человек может
работать в самых разных сферах, а не
только по своей специальности.

Профессиональный
бакалавриат
 готовит
бакалавров архитектуры, инженерии,
бизнес-администрирования, но и здесь
речь идет об общем образовании. Там
готовят просто образованных людей
с широким кругозором и минимальной
специализацией, причем, как правило,
для сферы бизнеса. В США подавляющее
большинство профессиональных бакалавров —
бакалавры управления бизнесом. Обладателю
диплома бакалавра для получения хорошей
должности придется продолжить учебу
в магистратуре или в специальной
школе (типа медицинской). Зато бакалавру
легко сменить профессию, ведь глубокой
профессиональной специализации у него
нет. Именно это и является преимуществом
с точки зрения рынка: на рынке постоянно
происходит смена технологий, технических
новинок, способов организации производства
и т. д. И чем уже специализация
у человека, тем сложнее его переучивать.

При поступлении в бакалавриат
вуза западный студент не обязан выбирать
себе специализацию — достаточно
ведущей основной дисциплины (major). И даже
это не обязательно: в случае сомнений
можно выбрать сразу несколько таких
ведущих дисциплин. Более того, руководство
вуза настаивает на этом: младшекурсник
должен попробовать себя в разных
областях. Вплоть до конца второго курса
западный студент слушает в основном
дисциплины по выбору (и минимум
обязательных курсов по ведущей дисциплине)
на самых разных факультетах. Его даже
трудно отнести к конкретному
факультету. В этом суть философии
образования, положенной в основу
западного бакалавриата — Liberal Arts and
Sciences. И лишь на старших курсах
соотношение профессиональных и выбираемых
студентом дисциплин «по интересам»
изменится в пользу профессиональных.
Однако все равно узкой специализации
у студента не будет, например, если
он будет изучать математику как
обязательную дисциплину, то это все
равно будет общая элементарная математика.

Магистратура же
называется на Западе graduate (выпускное
образование). Она дает более узкоспециальное,
практическое образование. Продолжается
она от одного до трех лет, и поступают
в нее далеко не все, кто окончил
бакалавриат. Специалисты, получившие
диплом магистра (мастера), высоко ценятся
на рынке труда и, конечно, получают
больше бакалавров. Магистратура открывает
путь в докторантуру (впрочем, в ряде
вузов для этого достаточно бакалавриата).
Именно магистратура больше всего
напоминает российское традиционное
высшее образование с его уклоном
в специализацию. Точного аналога
бакалавриата у нас вообще нет.

Бакалавриат, появившийся
в России после нашего присоединения
к Болонскому процессу, — это вовсе
не западный бакалавриат. Это наш родной
российский специалитет, только ужатый
до четырех лет.
 В России
первокурсник бакалавриата сразу начинает
получать знания в узкой специальной
области. На физфаке ему читают физику
и высшую математику, а на филфаке —
общее языкознание и теорию литературы.
Программы подготовки бакалавров первого
и второго курса физического
и филологического факультетов
в российских вузах не совпадают более
чем на две трети (общими лишь являются
такие предметы, как философия или история
Отечества). В связи с этим и переход
с одного факультета на другой в России
затруднен, равно как и выбор дисциплин
на другом факультете. Студент второго
или третьего курса бакалавриата по
физике, даже если бы ему позволили
выбрать спецкурс на филфаке, ничего бы
в нем не понял, потому что это
узкоспециальный курс, освоение которого
предполагает изучение всех остальных
дисциплин, читаемых на филологическом
факультете начиная с 1-го курса. Вместе
с тем суть бакалавриата —
в самостоятельном формировании
студентом своей образовательной
траектории. У бакалавра на Западе,
в отличие от магистра, гораздо больше
предметов по выбору, чем обязательных
профессиональных предметов. Предназначение
бакалавра — не работать в узкой
профессиональной нише, а гибко
перестраиваться, приспосабливаясь
к конъюнктуре рынка. Поскольку у нас,
в СССР, рынка фактически не было
(а в тех областях, где он был,
например, в случае продажи колхозниками
излишков своего хозяйства, вузовская
подготовка не требовалась), не было
и социальной потребности в бакалавриате.

Сейчас обстановка
в определенной степени изменилась.
В России возник развитый рынок услуг
(прежде всего связанный с продажей
ширпотреба, бытовой аппаратуры и т. д.).
Это и могло бы стать нишей для
российского бакалавриата, который
разумно было бы организовать на базе
многочисленных экономических вузов
и факультетов. Наши бакалавры
менеджмента, управления бизнесом, связи
с общественностью могли бы работать
в сетях магазинов по продаже бытовой
аппаратуры, мебели, в администрациях
рынков, в рекламных агентствах,
в сфере шоу-бизнеса. Получаемое ими
общее высшее образование позволяло бы
им перестраиваться и приспосабливаться
к конъюнктуре рынка. А в таких
принципиально нерыночных областях, как
образование, медицина, госуправление,
желательно было бы оставить наш российский
специалитет. Однако у нас теперь
готовят и бакалавров педагогики
(чего нет даже в США, где бакалавриата
недостаточно, чтобы получить право
преподавать в средней школе).

Наше государство просто
отождествило бакалавриат и специальное
профессиональное высшее образование.
Согласно Федеральному закону РФ от
22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании» «Диплом бакалавра является
документом, которым подтверждается
завершение высшего
профессионального
.
образования». Фактически
государство признало приравнивание
бакалавриата и урезанного (по объему
образовательных программ) профессионального
высшего образования.

Российская магистратура
отличается от западной и по
предназначению. На Западе магистратура
дает выпускнику бакалавриата
профессиональную специализацию. У нас
студент получает специализированное
профессиональное образование уже
в бакалавриате. Магистратура
вследствие этого превращается
в своеобразное преддверие аспирантуры.
Наша магистратура выпускает не
высококвалифицированных специалистов
для производства, бизнеса, государства,
сферы здравоохранения и т. д.,
а ученых и вузовских преподавателей
низшего звена.
 Российский
выпускник магистратуры — это ассистент
без степени, который чаще всего идет
в аспирантуру и после защиты
кандидатской диссертации становится
полноправным преподавателем.

Итак, переноса западного
двухуровневого образования на российскую
почву не получилось. У нас сохранилась
наша традиционная модель: специалитет —
аспирантура. Только специалитет ужали
до четырех лет, и теперь он называется
бакалавриатом, а аспирантуру, наоборот,
растянули на пять лет, и теперь она
имеет два цикла: магистратуру (два года),
которая завершается защитой «пробной»
магистерской диссертации, и собственно
аспирантуру (три года), которая завершается
защитой «настоящей» кандидатской
диссертации.

2) балльно-рейтинговая
система

В Европе – курс считается успешно
пройденным, если набрано определённое
количество баллов, учитывается работа
за семестр.

В России в основном по результату
экзамена, либо по примерно похожей БРС

Например: За семестровый
курс, который оканчивается зачетом или
экзаменом, студент может и должен
получить определенное количество
баллов. Так, за семестровый курс, который
заканчивается экзаменом, каждый студент
может получить не больше 80 баллов
(70 + 10 поощрительных). Эти 70 баллов
складываются из балов за посещаемость,
выступлений на семинарах, решение задач,
написание рефератов (это называется
текущий контроль), а главное — за
сдачу «рубежного контроля» (тестирование,
контрольные работы). «Рубежный контроль»
производится трижды в семестр после
окончания каждого модуля (элементарного
цельного куска изучаемой дисциплины;
материал семестрового курса должен
состоять из трех модулей). Дополнительные
поощрительные 10 баллов присуждаются
за особые заслуги студента, например,
за участие в работе научных конференций,
научную публикацию и т. д.

На самом экзамене преподаватель
может поставить студенту не более
30 баллов. Итого максимальное количество
баллов равно 100 (студенты, получившие
80 балов, в семестре экзамен не
сдают, потому что 80 балов и так
означают «отлично автоматом»). Студент,
получивший от 80 до 100 баллов, получает
оценку «отлично», от 60 до 80 — оценку
«хорошо», от 45 до 59 — оценку
«удовлетворительно» и до 45 —
«неудовлетворительно».

Студенты, не набравшие
минимального количества баллов, вообще
к сдаче экзамена не допускаются (пока
они не наберут их путем «отработок»,
т. е. выполнения индивидуальных
заданий).

Примерные рейтинги (с
указанием, сколько баллов и за что
ставит тот или иной преподаватель)
утверждаются на заседании кафедры.

Система
оценок на Западе предназначена для
унификации и конвертации полученных
составных частей образования: оценки
А, С,
 D говорят
об уровне знаний независимо от того,
каково содержание предметов, где они
изучались, каково было поведение
студента. Система оценок в России
(баллы, преобразующиеся в привычные
нам оценки от «отлично» до
«неудовлетворительно») — это
инструмент зачета служебного
принудительного труда. Они говорят
о том, что студент имеет или не имеет
права продолжить учебу, получать
стипендию и в итоге стать обладателем
диплома (обычного или «красного»)
с перспективой поступить в аспирантуру
и самостоятельно выбрать место
работы.

Чего у нас нет, или есть, но извращенное

    1. Курсы по выбору

В Европе студент может сам составлять
своё расписание. Есть ряд классов,
которые он обязан выбрать, а есть
элективные, которые не обязательны.
Европейский студент не выгоняется из
вуза, если он заваливает один или
несколько необязательных экзаменов,
он может прослушать и сдать его ещё раз
либо забить и вырать новый курс.

Студент в России выбирает только
факультет. Всё остальное за него выбирает
институт, программа распространяется
на всё время обучения. Студент обязан
сдавать все экзамены, за неудачу на
экзамене его могут исключить.

    1. Система кредитов (зачётных единиц)

Опять статья того же мужика.

Еще одно требование Болонской
реформы — введение системы кредитов
(зачетных единиц). На Западе она называется
European Credit Transfer System (ECTS) — Европейская
система перевода и накопления
кредитов. Ее главное предназначение —
прозрачность и совместимость
образовательных программ разных вузов
и разных стран Европы. Ни в Евросоюзе
в целом, ни в какой-либо из его
стран в отдельности нет единого
общенационального учебного плана или
образовательного стандарта (каковой
есть в России). Более того, там до 50 %
предметов студенты выбирают в индивидуальном
порядке. Но как быть в случае если,
скажем, студент поучился один год
в германском вузе, а затем выразил
желание доучиться во французском? Он
привез с собой документ, в котором
указано, какие курсы он прослушал и сдал
в другом вузе, но в данном вузе
большинства из этих дисциплин просто
нет.

В связи с этим образовательные
программы всех вузов — участников
Болонского соглашения разделены на
элементарные части. За освоение каждой
такой элементарной части (в каком бы
вузе это ни происходило) студент получает
одну зачетную единицу («кредит»).
В сущности кредит — это объем
трудоемкости обычного для Запада
семестрового учебного курса, который
читается один час в неделю (и включает
в себя не только лекции и семинары,
но и самостоятельную работу студентов).
Вся образовательная программа в любом
вузе, входящем в Болонское соглашение,
разделена на такие «элементарные курсы»
и их совокупности (модули), сдача
которых дает студенту 1, 2, 3, 10 и т. д.
кредитов. Для перевода на следующий
курс нужно набрать 60 кредитов,
в семестр — 30, в триместр —
20. Для получения определенной
квалификационной степени нужно набрать
определенное количество кредитов (около
240 для степени бакалавра и около 300
для степени магистра). В случае
продолжения обучения в другом вузе —
участнике Болонского соглашения кредиты,
полученные ранее, зачитываются как
полученные в данном вузе.

Итак, система
кредитов позволяет учитывать объем
труда студентов в ситуации, когда
студенты учатся по разным, не совпадающим
по содержанию образовательным
программам.
 Переводясь
в другой вуз, европейский студент не
должен досдавать те предметы, которые
изучали его новые однокурсники, ибо,
изучая и сдавая другие предметы, он
потратил столько же труда, выражаемого
в кредитах, сколько и они.

В России сложилась совершенно
иная система учета труда студентов
и преподавателей. Ее элементарная
единица — академический час (формально
это 45-минутное занятие, хотя в часах
может исчисляться не только аудиторная
нагрузка). Студент за все годы учебы
обязан освоить определенное количество
часов по определенному количеству
дисциплин, указанных в учебном плане
(прослушать лекции, посетить семинарские
и лабораторные занятия, сдать зачеты
и экзамены, пройти практику). В часах
также исчисляется его труд по подготовке
курсовых, дипломных работ, сдаче зачетов
и экзаменов. Но
часы по природе своей несопоставимы
с кредитами.
 Кредит
не привязан к содержанию курса, он
представляет собой элементарный объем
абстрактного свободного учебного труда
студента, независимо от того, что студент
изучал — физику или медицину (и
напоминает тем самым абстрактный труд
рабочего, который есть основа меновой
стоимости товара по Марксу, и точно
так же, как абстрактный труд рабочего
делает возможным сопоставление и обмен
разных по качеству товаров, кредит
делает возможным сопоставление разных
по содержанию образовательных программ).

Академические часы,
отработанные студентом на 1-м курсе
физического факультета российского
вуза, напротив, не тождественны часам
на 1-м курсе химического факультета того
же или другого российского вуза, и если
студент переводится после первого курса
физфака на второй курс химфака, то, сдав
экзамены на физфаке, он еще досдает те
дисциплины, которые изучали на химфаке,
но которых не было на физфаке (что с точки
зрения западной системы несправедливо,
ведь в итоге он потратил больше
учебного труда, чем его новые
однокурсники-химики). Короче говоря,
кредиты конвертируются, а часы не
конвертируются.

Академические часы —
мера не абстрактного свободного учебного
труда, а конкретного служебного
учебного труда студента. Термин «служебный
труд» ввела в науку экономист
О. Э. Бессонова для описания
альтернативной рыночной раздаточной
экономики, доминирующей в России.
Служебный труд — это обязательный
труд, который налагает на человека
государство, причем государство само
и регламентирует этот труд, то есть
указывает, сколько ему работать, где
и каким образом. Для учета этого
служебного труда могут использоваться
трудодни, талоны и т. д.

Советский вуз был учреждением,
осуществляющим образовательный раздаток.
Основой его работы был служебный труд
преподавателей и студентов. Этот
труд учитывался с помощью академических
часов (вузовского аналога колхозных
трудодней). В российских вузах
сохранилась та же система (с некоторыми
изменениями).

Таким образом, приравнивать
часы к кредитам так же невозможно,
как килограммы к метрам. Однако именно
это и сделало Минобрнауки, когда
особым письмом механически приравняло
один кредит к 36 академическим
часам. Учебные программы и планы при
«переходе на Болонскую систему» были
переработаны: например, если курс состоял
из 72 часов, писали «2 кредита».

Как уже говорилось, на Западе
кредиты нужны потому, что у разных
студентов и в разных вузах разные
образовательные программы и возникает
проблема их сопоставления. В СССР не
было самой этой проблемы. Учебные планы
одних и тех же специальностей во всех
вузах СССР были унифицированы
и утверждались государством. Но
с переходом на Болонскую систему
и возникновением у нас курсов по
выбору подобная проблема возникла.
Перезачет предметов при переводе из
одного вуза в другой внутри России
теперь стал более проблематичным —
курсы по выбору ведь различаются
в различных вузах. Далее, появление
вариативной части привело к тому,
что и обязательные курсы могут
называться по-разному и иметь разное
содержание.

Кроме того, теперь на одном
и том же факультете программы меняются
с каждым годом (министерство выпускает
новые ФГОСы, факультетское начальство
тоже постоянно меняет программы, создавая
новые специализации, чтобы привлечь
абитуриентов). Студент, ушедший
в академический отпуск, вернувшись,
вынужден досдавать предметы за уже
пройденные курсы.

Однако решить эту проблему
при помощи кредитов, как это сделали на
Западе, у нас невозможно, ведь наши
кредиты — закамуфлированные часы —
имеют иную природу. В реальности
администрации вузов, которые на Западе
технически перезачитывают предметы,
у нас предпочли это отдать на откуп
преподавателям, которые сами решают:
перезачесть, заставить снова сдавать
или ограничиться рефератом. И это не
прихоть администраций, ими движет
интуитивное понимание того, о чем мы
уже говорили: часы в рамках российской
системы высшего образования не
тождественны западным кредитам, и даже
если объемы разных спецкурсов в разных
вузах равны по часам, то это ничего не
значит. Часы суть воплощение некоторого
количества служебного труда, а служебный
труд не абстрактен, а конкретен. Он
представляет собой труд по принуждению,
а осуществляет принуждение конкретное
лицо — преподаватель, причем один
преподаватель заставляет студентов
все выучить «от и до», другой требует
знания самого основного, оценку же они
ставят одну и ту же. В итоге студент,
переводящийся из другого вуза, в идеале
должен сдать предмет тому же преподавателю,
которому сдавали студенты этого вуза,
тогда полученный им объем знаний будет
адекватен их объему.

Итак, еще одно требование
Болонского соглашения — введение
в наших вузах системы кредитов.
Требование это было выполнено формально,
кредиты были механически приравнены
к определенному количеству академических
часов. Иначе быть не могло: единицы
исчисления учебного труда в западных
и в российских вузах (кредиты
и часы) несоизмеримы в силу
принципиального отличия процессов
обучения на Западе и в России.

    1. Академическая мобильность

В Европе – возможность
свободно переходить из одного университета
в другой, без необходимости досдавать
экзамены

В России – стажировки за
границей или (в советское время)
возможность студентов сельских институтов
продолжать обучение в столице

Фактически
в России нет декларированной законами
и подзаконными актами академической
мобильности западного типа; она превращена
в ресурс, которым распоряжается
администрация вузов; причем ресурс этот
вмонтирован в механизм распределения
других ресурсов, необходимых учреждениям
высшего образования (от числа иностранных
студентов или преподавателей, а также
студентов и преподавателей этого
вуза, обучающихся и работающих за
границей, зависит рейтинг вуза, а значит,
его финансирование и возможность
дальнейшего существования).

studfiles.net

Уровни образования в рф таблица 2018


Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом. Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям. Виды и уровни российского образования На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Принят федеральный бюджет на 2018 — 2020 годы

Важно

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

Образование 2017 2018

Внимание
Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней. Уровни общего образования Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Статья 10 структура системы образования

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Уровни образования в россии. уровни профессионального образования

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

Образование в москве

Инфо

Именно их совокупность составляет систему образования Российской Федерации. Все они регулируются на законодательном уровне нормативными документами различного характера и содержания.

Следует учитывать, что цель образовательной системы заключается не только в том, что она позволяет освоить различные профессии. В процессе обучения формируется личность, которая совершенствуется с каждым преодоленным образовательным уровнем.

Читайте также

  • Виды образования в России.

Новый закон «Об образовании в РФ»

  • Система образования в США.
  • Уровни образования в российской федерации

    Сравнение системы образования России и США

    • Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями
    • Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики
    • Формы получения образования в РФ
    • Качество образования: требования, оценка, контроль
    • Система образования в Германии: описание, характеристики и особенности.

    Закон рф «об образовании» рф 2018 года (273-фз рф редакция 2018)

    К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
    Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
    Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер.

    Рейтинг стран мира по уровню жизни 2018

    Юриспруденция всегда являлась приоритетной областью в современном правовом государстве, стремящемся обеспечить своим гражданам порядок во всех сферах жизни. В задачи высшего образования на 2017 — 2018 учебный год входит и расширение возможностей для обучения иностранных граждан, особенно из проблемной Сирии, а также из таких государств, как Казахстан, Таджикистан и Туркмения.

    Причем бесплатный вид обучения предоставляется с учетом потребностей их родных стран. Дошкольное образование 2017 — 2018 Небольшие новшества образования на 2017 — 2018 коснулись и дошкольных заведений.

    Нововведения в образовании 2017 — 2018 касаются введения финансовой программы обучения малышей. Ребят будут обучать простейшим вычислениям, элементарным принципам расчета за товар при покупке, а также умению различать денежные купюры РФ.

    В предстоящем учебном году в многочисленных учебных заведениях РФ предусмотрены изменения обучающих программ, которые нацелены на улучшение качества и структуры образования. Новшества коснулись и дошкольной, и школьной системы образования, а также и сферы высших учебных заведений.

    Новости образования 2017 — 2018 Министерство образования РФ 2017 — 2018 году разработало ряд новшеств, о которых нужно иметь общее представление как педагогам, так и родителям. Высшее и глобальное образование 2017 — 2018 года будет несколько перенаправлено в сторону расширения бюджетных мест в более популярных сферах.

    Глобальное образование 2017 — 2018, стипендии которого полностью субсидируются государством, предусматривает развитие востребованных в современной промышленности направлений.
    Новые программы для обучения предусматривают:

    • изучение специальной компьютерной терминологии;
    • осваивание компьютерного оборудования;
    • изучение основных принципов работы различных автоматизированных систем.

    Для практического изучения учениками компьютерных технологий и способов работы с ними, министерством предусмотрено дополнительное оснащение школ современным компьютерным оборудованием. Также вводится абсолютно новый, но довольно такой актуальный в современных условиях предмет, как основы кибербезопасности.

    Изучение кибербезопасности даст возможность детям самостоятельно защититься от негативного интернет воздействия. Также вводятся такие нужные предметы как психология и астрономия.

    Образовательная программа по психологии даст возможность уменьшить рост наркомании и алкогольной зависимости среди подрастающего поколения.

    dipna5.ru