Содержание

Ответ МЗ РФ на вопросы об аккредитации, НМО и рисках 2016 года

Получен ответ из МЗ РФ на вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году,  и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее – Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты:  [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности – обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей – профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

dpo-ilm.ru

Минздрав предлагает сохранить систему повышения квалификации врачей раз в пять лет

4 октября на портале regulation.gov.ru завершился этап публичного обсуждения проекта приказа Минздрава РФ о внесении изменений в приказ 2012 года №66н – тот самый, который регламентировал порядок и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков.

Как известно, проходить дополнительные профессиональные образовательные программы в образовательных и научных организациях предписывалось не реже одного раза в пять лет, в объеме 144 академических часов.

Федеральным законом №389 выдача сертификатов специалистов пролонгирована до 2021 года, а право на осуществление медицинской деятельности на основании данных сертификатов – до 2026-го. С 2016-й по 2021 год в стране был введен переходный период, и предполагалось, что на смену прежней системе придет НМО, где каждый медработник будет обязан учиться ежегодно, на конференциях, семинарах, в аудиториях и онлайн, накапливая по 50 кредитов, итого 250 за 5 лет. Для того чтобы это заработало, необходимо было внести изменения в многочисленные нормативно-правовые акты не только Минздрава, но и Минобра. Ходили слухи, что это и стало одним из основных камней преткновения – найти компромисс ведомствам оказалось непросто. По сию пору никаких законов, регулирующих НМО уже не в тестовом, а в рабочем режиме, не принято.

Проект приказа, который в ближайшее время отправится на антикоррупционную экспертизу, предусматривает сохранение старой системы, однако предоставляет врачу и провизору право выбора.

«Первый вариант, прописанный в проекте, – это освоение дополнительных профессиональных образовательных программ объемом 150 часов не реже одного раза в пять лет, – говорит ведущий эксперт РТР «Медицина» 

Дмитрий Пивень. – Он практически тождественен сегодняшней практике, только увеличивает продолжительность обучения на 6 часов. Второй вариант –  освоение по 30 академических часов ежегодно в течение пяти лет, то есть суммарно получаем те же 150 часов. Никакие кредиты в данном проекте не упоминаются. И будем надеяться, что приказ будет утвержден в нынешнем виде».

Источник: medvestnik.ru

Как сообщалось ранее, вопросы непрерывного медицинского образования в России сейчас актуальны как никогда. Процесс перехода на систему аккредитации до сих пор не имеет должной четкости и ясности, а потому вызывает массу слухов и споров. Подробнее читайте: Аккредитация: что думают об этом врачи.

Медицинская Россия © Все права защищены. Читайте нас в Яндекс Дзен.

medrussia.org

Общая информация – Портал непрерывного образования

Такое обучение должно включать:

  • формирование  индивидуального плана обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план):
  • последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.

Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью настоящего Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Портал) из Личного кабинета специалиста со страницы «Пятилетние циклы обучения».  Для  этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на настоящем Портале:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями (рис. 3).

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности предположительно будет составлять 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью настоящего Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста.

Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

ВАЖНО!

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вы можете вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал (вход – со страницы «Пятилетние циклы обучения»).

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете:

Вариант 1. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (“традиционное” повышение квалификации), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Вариант 2. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (вход – со страницы «Обучение вне пятилетних циклов»), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

 

 

edu.rosminzdrav.ru

Проект приказа о непрерывном медицинском образовании приведет к монополии и росту расходов

Пути преодоления государственной монополии и развития конкуренции в сфере дополнительного медицинского образования, статья Борисова Д.А., к.э.н.

Проект порядка о непрерывном медицинском образовании требует проведения оценки регулирующего воздействия на рынок услуг ДПО, поскольку может привести к ограничению конкуренции и возникновению дополнительных расходов и трудностей для работодателей и медицинских работников.
Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., член Правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (г.Москва)

В статье, опубликованной нами ранее и посвященной проблеме перехода к аккредитации медицинских работников, мы обозначили ряд проблем и пути их преодоления.

В Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ по нашему предложению:

1) включили положение о переходном периоде к аккредитации до 2021 года, в течение которого для допуска к медицинской деятельности достаточно наличия сертификата специалиста;

2) не включили фразу, предусмотренную проектом закона:

Перечень указанных образовательных и научных организаций (в которых создаются аккредитационные комиссии – прим. авт.) формируется и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проектом закона предусматривалось наличие закрытого перечня образовательных организаций, имеющих право выдавать свидетельства об аккредитации (взамен действующих в настоящее время сертификатов). Таким образом, в закон не было включено положение, создающее предпосылки для монополизации рынка услуг дополнительного профессионального образования в сфере медицины организациями, находящимися в привилегированном положении.

В настоящей статье анализируется проект нормативно-правового акта Минздрава:
ID проекта: 01/02/01-16/00045732,
Ссылка: http://regulation.gov.ru/projects#npa=45732
Наименование: Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок).

Как следует из проекта приказа настоящий порядок призван заменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н О выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа №982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАСом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава.

В целом мы позитивно оцениваем новый проект порядка, поскольку он сохраняет основные положения приказа №66н, тем самым обеспечивая преемственность нормативно-правового регулирования.

Однако возникают вопросы в отношении новых разделов, включенных в проект порядка:

– непрерывное медицинское и фармацевтическое образование;

– реализация образовательных программ повышения квалификации с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Данные разделы требуют проведения оценки регулирующего воздействия на рынок услуг ДПО, поскольку могут привести к ограничению конкуренции и возникновению дополнительных расходов и трудностей для медицинских организаций, врачей и медсестер.

Пунктом 16 порядка предусмотрено, что работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование).

Мы предлагаем исключить из данного пункта слово “только”, поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктом 17 порядка предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непрерывного образования осуществляется исключительно с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – интернет-портал) по программам, размещенным на интернет-портале, путем формирования работником индивидуального плана и последующего дискретного освоения данного плана в течение 5 лет, завершающегося прохождением процедуры аккредитации.

Обучение с использованием интернет-портала, электронных технологий в качестве условия продолжения образовательной деятельности потребует от образовательных организаций значительных материальных расходов и времени для перевода учебных материалов в электронную форму, что в период экономического кризиса является неоправданной мерой, тем более, что большинство образовательных организаций проводят обучение на основании примерных программ, разработанных Минздравом.

Пунктами 18 – 20 порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет 144 часа один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Пунктами 21 – 23 порядка предусмотрено, что решение о размещении образовательной программы повышения квалификации или образовательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:
разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочие по регистрации дополнительных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава отсутствует.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ не имеет практического смысла, но может стать узким местом с учетом большого количества медицинских специальностей – около 100 и еще большего количества образовательных организаций.

Пунктами 25 – 26 порядка предусмотрено, что подтверждение предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном мероприятии) осуществляется работником после согласования с работодателем.

На наш взгляд, использование государственного ресурса в качестве обязательного условия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере услуг ДПО третьими лицами (образовательными организациями), допущенными к использованию данного интернет-портала по усмотрению чиновников неминуемо приведет к монополизации данного рынка.

Пунктом 28 порядка предусмотрено, что с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется обучение работников, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования.

Данный пункт ставит в неравные условия медицинские организации, дискриминируя их по признаку участия в системе ОМС.

Пунктом 29 порядка предусмотрено, что средства на обучение формируются за счет штрафов с медицинских организаций за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Данный пункт де-мотивирует сокращение нарушений, выявляемых по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, поскольку чем больше штрафов уплатит медицинская организация, тем больше у нее будет средств для оплаты ДПО своих сотрудников, по сравнению с организациями, работающими без нарушений.

Пунктами 33 – 35 порядка предусмотрено, что включение работника в итоговый список на обучение с использованием средств нормированного страхового запаса осуществляется органом исполнительной власти, что является основанием для заключения договора об образовании с образовательной организацией.

Данный пункт оставляет решение вопроса на усмотрение чиновника.

Вывод: большинство указанных проблем можно решить путем введения переходного периода по аналогии с переходом к аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

www.privatmed.ru

Информация для специалистов, сертификация которых прошла ДО 1 января 2016 года – Портал непрерывного образования

В рамках обучения по индивидуальному плану Вам следует создать индивидуальный цикл обучения по специальности объемом не менее 144 академических часов на период действия сертификата специалиста и осваивать его в соответствии с формируемым индивидуальным планом. Компонентами индивидуального плана по соответствующему циклу могут быть:

  • одна или несколько программ повышения квалификации трудоемкостью от 16 академических часов суммарным объемом не менее 108 часов
  • одно или несколько очных или заочных образовательных мероприятий суммарным объемом не более 36 академических часов

Включать циклы повышения квалификации и образовательные мероприятия в индивидуальный план возможно в течение всего периода обучения до окончания срока действия сертификата специалиста.

К обучению по индивидуальному плану может быть отнесено обучение в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования в соответствии с приказом №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций» в редакции приказа Минздрава России от 9 июня 2015 года №328. В основу модели легло повышение квалификации врачей первичного звена, проводимое в сетевой форме медицинскими вузами совместно с профессиональными некоммерческими организациями, с долей дистанционного обучения не менее 50%. При этом слушатели обучаются в вузе в объеме 108 часов и параллельно набирают не менее 36 часов путем освоения различных образовательных мероприятий, предварительно одобренных Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Примечание: Если Вы были зачислены на цикл повышения квалификации, проводимый в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования в 2014-2016 годах, то результаты освоения Вами образовательных мероприятий будут доступны в личном кабинете настоящего Портала в общем портфолио после связывания Вашего аккаунта Портала с аккаунтом сайта Sovetnmo.ru (см. справку в личном кабинете).

 

 

edu.rosminzdrav.ru

Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

эффективной борьбы с фальсификатами лекарственных средств [1].

Заключение. Реализация принципа непрерывности преподавания фармакологии и клинической фармакологии предполагает междисциплинарное взаимодействие с целью преемственности и последовательности формирования у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это в свою очередь требует оптимизации учебно-методического процесса с учетом гармонизации терминов, классификаций лекарственных препаратов, научно-практической значимости различ-

ных источников информации по фармакологии. Такой подход позволяет формировать специалиста, способного проводить современную, эффективную, безопасную, индивидуализированную фармакотерапию с использованием научных данных по фармакокинетике, фармакодинамике и фармакогенетике. Это требование соответствует современным международным кли-нико-фармакологическим стандартам по рациональному применению лекарств с учетом принципов доказательной медицины.

Литература

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. и др. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2016. – Т. 15, № 2. – С. 102-111.

2. Иванюшина В.А., Александров Д.А., Мусабиров И.А. Структура академической мотивации // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 229-247.

3. Клинические рекомендации для практикующих врачей, основанные на доказательной медицине / под.ред. И.Н. Денисова, В.И. Кулакова, Р.М. Хаитова // Издат. дом «ГЭО-ТАР-МЕД», 2001. – 1244 с.

4. Левченкова О.С., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. Митохондриальная пора как мишень фармакологического воздействия // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2014. – Т. 13, № 4 – С. 24-33.

5. Новиков В.Е. Традиционные и новые методы в преподавании фармакологии // Экспериментальная и клиническая фармакология. – 1996. – Т. 59, № 4. – С. 70-72.

6. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. – 2015. – № 2. – С. 29-34.

7. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2014. – Т. 13, № 1. – С. 76-78.

8. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Активные формы кислорода в физиологии и патологии клетки // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2015. – Т. 14, № 2 – С. 13-22.

9. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Митохондриальный АТФ-зависимый калиевый канал и его фармакологические модуляторы // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. – 2016. – Т. 14, № 1. – С. 29-36.

УДК 614.25+614.23(071):374.6

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НМО) КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является

дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. Развитие системы НМО происходит в целях выполнения положений Федерального закона от 21ноября 2011 г. №323 —ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России [3]. Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, выпускники вузов, первичная аккредитация.

CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION (CME) AS COMPULSORY PERMANENT TRAINING ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS

Morozov V.G., Levchenkova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. The article describes continuous medical education (CME), which is secondary professional education carried out by means of skills upgrading and retraining programmes. The realization of the CME system is carried out according to Federal Law №323 dated 21, November 2011 “On the fundamentals of ofprotecting the health of citizens of the Russian Federation”, where it is established that medical workers are required to improve their qualifications and to pass accreditation at least once every 5 years in accordance with the procedure established by the Ministry of Health Care of Russia.

Key words: continuous medical education, university graduates, primary accreditation.

Введение. Под непрерывным медицинским образованием (НМО) понимается, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинских услуг больным и обществу, а также помощи коллегам (Американская медицинская ассоциация, 2007; Аккредитационный совет по непрерывному образованию, 2007). Понятие «непрерывное профессиональное развитие» (НПР) шире и получило распространение в ряде стран мира. По определению Стантона и Гранта, НПР включает в себя, помимо дидактических, и другие методы образования, концепции самообучения и индивидуального развития и рассматривает организационные и системные факторы (Stanton, Grant, 1997). Трудно, если вообще можно, сказать с какой либо определенностью, когда непрерывное медицинское образование (НМО) сформировалось как самостоятельная концепция, отличная от концепции высшего медицинского образования первого и второго уровней. Несмот-

ря на существование НМО в качестве самостоятельной формальной концепции, врачи веками поддерживали свою компетентность и, возможно, к концу своей врачебной деятельности практиковали лучше, чем в ее начале, что внутренне присуще процессу рефлексивного обучения и показывает профессионализм врачей и их саморегулируемое обучение. Конечно, столетие назад обучение и подготовка, полученные врачом за годы обучения в медицинской школе, считались достаточными для него (редко для нее) на весь период врачебной деятельности. Совершенствование подготовки по специальности после Первой мировой войны и основание специализированных колледжей, академий и обществ привели к появлению ряда тенденций в эволюции НМО как последней, наиболее длительной фазы медицинского образования.

Цель настоящей работы – информировать сотрудников и студентов СГМУ о непрерывном процессе повышения квалификации специалистов, который направлен на улучшение результатов лечения пациентов

и повышение безопасности медицинской помощи. В настоящее время во многих странах используют не только термин НМО, но и термин «непрерывное профессиональное развитие», которое включает кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности получение дополнительных компетенций: по управлению качеством медицинской помощи, разработке клинических рекомендаций, управлению отделением и др.

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это образовательная деятельность, направленная на поддержание, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых знаний, умений и навыков, совершенствование профессиональной компетенции и создание связей, которые врач использует для оказания медицинских услуг больным и обществу, а также для помощи коллегам.НМО, по сути, является общепризнанной совокупностью знаний и навыков, которые врач получает при изучении фундаментальных медицинских наук, клинических дисциплин и общественного здравоохранения.

Согласно определению НМО в широком смысле, какое было дано выше, всякая непрерывная образовательная деятельность, помогающая врачам справляться со своими профессиональными обязанностями более эффективно и продуктивно, представляет собой НМО. Курсы менеджмента необходимы врачам, ответственным за управление медицинской организацией; курсы по методологии образования в рамках НМО желательны для врачей, занимающихся преподавательской деятельностью в медицинских школах, а курсы практического менеджмента – для врачей, которые хотят улучшить качество оказания медицинских услуг больным.

Однако не всякая непрерывная образовательная деятельность, в которую может быть вовлечен врач, является НМО. Врачи могут участвовать в непрерывной полезной образовательной деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к их работе; такая деятельность не является НМО. Непрерывная образовательная деятельность, отвечающая непрофес-

сиональным образовательным потребностям или интересам врача, например персональное финансовое планирование, увлечение литературой или музыкой, тренинг эффективности родителей, не являются НМО.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», непрерывное медицинское образование (НМО) является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки [4].

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это пожизненный цикл образования врача. Теоретически он назначается со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию. Это новый подход государства к медицинскому образованию по формуле «Век живи – век учись». Результатом каждого 5-летнего периода в НМО является Аккредитация врача – новая форма государственного допуска к занятию должности врача.

Актуальнее говорить только о тех программах ДПО, которые дают право на занятие должности врача, – это в основном сертификационные циклы. Последний такой сертификат будет выдан врачу РФ до конца 2020 г. Но с 2016 года меняется подход к получению знаний в рамках этих традиционных 144 часов (1 месяц). Теперь врач должен получить 108 часов в ВУЗе и 36 часов по линии СтАР, то есть 25 процентов образовательного времени.

Сегодня Минздрав РФ через Координационный Совет по образованию предлагает два типа образовательных программ: посредством очного участия в образовательных мероприятиях и второй механизм – путем изучения электронных образовательных модулей [2]. Первые, то есть образовательные мероприятия ДПО: конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы, тренинги, мастер-классы, практикумы, и другие научно-практические мероприятия, входящие в Календарь официальных мероприятий, организуемых СтАР и (или) поддерживаемые СтАР, уже получили «народное» наименование – УМ, то есть Учебное мероприятие. А что касается электронных ме-

роприятий, то они как раз позволяют врачу повышать квалификацию, не отрываясь от производственного процесса. Такой тип дистанционного обучения тоже получил «народное наименование» – ЭУМ, то есть Электронный учебный модуль. При ЭУМ врач, изучив из дома лекционный материал по системе интернет, сдает по результатам изучения материала тест по формату «выбрать правильный ответ» и получает по электронной почте специальное свидетельство красно-белой расцветки – цвета флага СтАр, код которого он вводит в «личный кабинет» на сайте www.стар-обр.рф или www.star-edu.ru. При посещении очных занятий, то есть УМ, такой сертификат с кодом ему будет вручен лично в руки, но он также вводит уникальный код с этого сертификата в свой «личный кабинет» на сайте СтАр. Пропорции УМ и ЭУМ определены Минздравом РФ как 20 часов ЭУМ и 16 часов УМ. Это также один раз в пять лет, вплоть до конца 2020 года.

Для любого врача РФ, который получит сертификат специалиста начиная с 2016 года, процесс НМО должен начинаться уже на следующий день, так как врач сразу вступает в свой персональный пятилетний цикл аккредитационного процесса. Первые пять лет стоматолог будет работать на основании вновь полученного сертификата, но при этом он ежегодно должен набирать себе кредиты для будущего аккредитаци-онного процесса. В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (54 часов образовательной активности), а за 5 лет -250 кредитов. Именно их наличие явится условием допуска к процессу предстоящей аккредитации, которая с 2021 года заменит сертификацию врачей. Еще при принятии Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был предусмотрен переход я 2016 года на новую систему допуска медработников к профессиональной деятельности. До этого основой допуска было наличие сертификата специалиста [6].

Это не просто замена названия, а принципиально новая система, которая должна продемонстрировать, что у врача достаточно профессионализма, чтобы занимать-

ся тем или иным видом деятельности. Поэтому пришли к выводу, что внедрять систему аккредитации необходимо поэтапно. 29 декабря 2015 года В.В. Путин подписал поправки к 323-му закону, которые делегируют Министерству здравоохранения РФ право определять этапность внедрения процедуры аккредитации [5]. В 2016 году она коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Реализация стандартов была начата в 2011 году, а пятилетний срок обучения предусмотрен для стоматологов и провизоров. В последующем, когда речь будет идти об аккредитации работающих врачей, будет иная процедура [1]. После получения по-следнегосертификата специалиста в ближайшие 5 лет врач включается в систему непрерывного профессионального образования.

На официальном сайте

edu.rosminzdrav.ru размещены образовательные программы и мероприятия, проводимые профессиональными сообществами. Участие в них будет засчитываться в образовательную активность врача и через 5 лет у него сформируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную деятельность.

В рамках непрерывного медицинского образования предполагается накопление 50 часов в течение года – соответственно, в течение 5 лет получается 250 часов.

Врач самостоятельно может выбрать себе образовательный модуль, который может предусматривать и симуляционное обучение, и стажировку по определенным вопросам. Эта обязательная часть, но он ее выбирает сам. Помимо того, в образовательную активность засчитывается участие в образовательных мероприятиях, конгрессах, съездах, конференциях профессиональных сообществ в объеме не более 14 часов в год. Эти мероприятия попадают в нашу базу, и экспертная комиссия подтвердит, что они не содержат скрытой рекламы и соответствуют другим обязательным

требованиям.

Третий элемент, тоже 14 часов в год -самостоятельное обучение, дистанционные образовательные технологии. Сегодня переходим к контролю качества медицинской помощи на основе клинических рекомендаций. Соответственно, мы разрабатываем образовательные модули, которые позволяют врачу и изучить эти протоколы, и проверить на «входном» и на «выходном» тесте, насколько он их освоил. То есть врач

полностью формирует для себя индивидуальную образовательную траекторию, выбирая мероприятия этих трех форматов.

Заключение. Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.

Литература

1. Приказ Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

2. Приказ Минтруда РФ № 227н от 10 мая 2016 года «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

5. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

УДК 61(071.1):378.147+614.252

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Остапенко В.М., Шкитин В.А., Коноплева Е.Л., Соколова М.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, 214019, Россия, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. На основе анализа действующего законодательства, документов, определяющих цели, принципы, содержание и стандарты высшего образования, а также учитывая педагогический опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в медицинском вузе, в работе прослежена эволюция подходов к формированию общекультурных и универсальных компетенций. Показан разрыв между декларируемыми задачами, принципами и реальными реформами. Предложены возможные пути участия научно-педагогических работников в формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Ключевые слова: общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, гуманитарное образование в высшей медицинской школе, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт.

cyberleninka.ru

НМО в вопросах и ответах

Согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, с 1 января 2016 года повышение квалификации фармацевтических специалистов будет происходить в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения с последующей персональной аккредитацией по окончанию курса. О том, что следует знать, вступая в систему НМО, как проходить регистрацию на образовательных порталах и формировать план ежегодного дистанционного обучения, а также о том, что делать, если у вас две специальности или вы «не добрали» учебных часов в течение года – наш материал.

 

Что такое НМО

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

 

Как вступить в систему НМО?

Для этого специалисту необходимо зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Дополнительно необходимо пройти регистрацию на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

После регистрации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования пользователь может:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • выбирать вариант включения в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования и создавать индивидуальный цикл дистанционного обучения по специальности;
  • выбирать программы повышения квалификации и образовательные мероприятия для включения в индивидуальный план обучения;
  • контролировать свою образовательную активность в рамках индивидуальной траектории обучения.

 

Ответы на часто задаваемые вопросы о НМО

 

Наличие каких документов дает право на осуществление фармацевтической деятельности в настоящее время?

К фармацевтической деятельности в настоящее время допускаются специалисты, имеющие, кроме диплома о фармацевтическом образовании, действующий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

 

Что делать специалистам, сертификация которых прошла до 1 января 2016 года?

Выданный сертификат действует до истечения указанного в нем срока. По окончанию действия сертификата необходимо пройти сертификационный цикл длительностью 144 часа («традиционное» повышение квалификации) или профессиональную переподготовку (504 часа). После получения сертификата специалиста по соответствующей специальности сроком действия 5 лет специалист должен вступить в систему НМО. Дальнейшее осуществление допуска к профессиональной деятельности будет осуществляться через процедуру аккредитации.

 

Что делать специалистам, сертификация которых прошла после 1 января 2016 года?

Если специалист получил сертификат специалиста после 1 января 2016 года, повышение квалификации по выбранной специальности будет проходить в рамках системы НМО в виде индивидуального пятилетнего цикла дистанционного обучения.

 

Может ли специалист, окончивший высшее учебное заведение в 2016 году и имеющий первичную аккредитацию, получить специализацию, окончив сертификационный цикл длительностью 144 часа?

Сертификационные циклы по специальности «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия, фармакогнозия» проводится для специалистов, уже имеющих послевузовское и/или дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по соответствующей специальности. Для получения специальности выпускнику ВУЗа, имеющему первичную аккредитацию, необходимо поступить в ординатуру.

 

Кем могут работать специалисты, окончившие высшее учебное заведение в 2016 году и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста?

Такие специалисты могут работать провизорами или провизорами-технологами.

 

Для чего необходима синхронизация этих аккаунтов? Как это сделать?

Аккаунты необходимо синхронизировать для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары) и дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте Совета НМО, отображалась в Личном кабинете на портале Министерства Здравохранения. Процедура синхронизации аккаунтов описана на портале Министерства Здравохранения в Личном кабинете в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

 

Как и зачем составляется план профессионального дистанционного обучения?

Приступая к планированию и реализации пятилетнего цикла обучения, специалист должен быть уверен, что его специальность соответствует квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям к занимаемой им должности (Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н). Поэтому перед началом обучения происходит формирование индивидуального плана обучения, а затем происходит его последующее дискретное (ежегодное) освоение в течение 5 лет.

 

Как формировать профессиональное портфолио при обучении в системе НМО?

Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в системе зачетных единиц (ЗЕТ) или кредитов: 1 ЗЕТ (кредит) равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального пятилетнего плана обучения по специальности должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов. Поэтому, приступая к реализации годового цикла профессионального повышения квалификации, вы должны иметь в поле зрения:

  1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования продолжительностью 36 часов (или две программы по 18 часов)
  2. разнообразные образовательные мероприятия в объеме 14 часов

 

Что понимается под образовательными мероприятиями?

Образовательные мероприятия подразделяются на очные и заочные. Очные – это конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары). Заочные образовательные мероприятия могут быть представлены дистанционными интерактивными образовательными модулями и электронными образовательными курсами, разработанными по клиническим рекомендациям.

 

Относятся ли к образовательным мероприятиям круглые столы, проводимые фармацевтическими компаниями в аптеках?

Нет, не относятся.

 

Как должен проходить обучение специалист, имеющий несколько специальностей?

Такой специалист обязан планировать и реализовывать индивидуальный пятилетний план обучения по каждой из специальностей.

 

Что делать, если в течение года специалист набрал менее 50 академических часов?

Оставшиеся академические часы переносятся на следующий год, однако все еще остается необходимым набрать не менее 250 часов в течение 5 лет обучения: не откладывайте на завтра то, что можно изучить сегодня.

 

Должно ли как-то быть подтверждено освоение компонентов индивидуального плана?

Да, оно должно подтверждаться удостоверениями о повышении квалификации и свидетельствами об участии в образовательных мероприятиях. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью портала Министерства Здравоохранения. Только после успешного выполнения пятилетнего индивидуального плана повышения квалификации специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной (периодической) аккредитации.

Расскажите о статье в социальных сетях

pharmznanie.ru