Закон о непрерывном образовании – »
«Закон о непрерывном образовании» и его роль в продвижении концепции непрерывного образования в США Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
УДК 371″731″(73)(045)
«ЗАКОН О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» И ЕГО РОЛЬ В ПРОДВИЖЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
И.К. Войтович
В статье анализируется опыт США в продвижении концепции непрерывного образования, раскрывается роль Закона о непрерывном образовании для реализации данной концепции, а также освещаются отдельные шаги государства по реализации закона в 70-е – 80-е гг. ХХ в. Ключевые слова: непрерывное образование, история образования, образование в США, образование взрослых, законодательство в образовании.
Опыт создания системы непрерывного образования Соединенными Штатами Америки заслуживает внимания, потому что за последние 40-50 лет оно превратилось в самую большую индустрию, которая оставила далеко позади автомобили, компьютеры и средства массовой информации и охватывает в настоящее время примерно треть населения США (учителя, лекторы, преподаватели, учащиеся школ, студенты, вспомогательный персонал). Если в начале ХХ столетия для большинства молодых людей Америки покинуть школу в возрасте 13 лет было нормой, то сейчас большинство из них получают образование по дневной форме обучения в среднем к 25 годам и продолжают учиться на протяжении всей своей жизни [6, p. 3].
После Первой мировой войны американское общество все больше начало осознавать необходимость и важность существования учреждений, занимающихся образованием взрослых. Великая депрессия и Вторая мировая война также способствовали усилению мотивации индивидов к продолжению образования и приобретению новых знаний. В дальнейшем международные события, равно как и события внутри страны, постоянно подталкивали американское правительство к увеличению инвестиций в образование и заставляли его обращать внимание на вопросы образования. Война в Корее, холодная война, бум рождаемости ( «the baby boom»), движение за гражданские права, Вьетнам – все эти события приковывали внимание государства не только к экономическим проблемам, но и к образованию.
К 1970 году наблюдается интенсивный возврат к идее о том, что образование носит непрерывный характер и его не следует связывать только с периодами детства и юношества. Пока возможности для обучения взрослых были минимальными, а новые знания и информация не накапливались так быстро, было допустимо сосредоточить все обучение на молодом возрасте -начале жизненного пути. Идея непрерывного образования стала настолько популярной в эти годы, что о ней стали говорить как о революционной [4, p. 39]. Обязательное образование молодежи, которое долгое время рассматривалось как своего рода вакцина от неграмотности и невежества на всю жизнь, было признано не способным дать людям знания раз и навсегда в таком объеме, который бы удовлетворял их на протяжении всей дальнейшей жизни [3, p. 2].
Несмотря на то, что федеральное правительство тратило от 13 до 20 млрд долларов на образовательные программы и программы профессиональной подготовки для взрослых (по данным 1973 года), несмотря на федеральную поддержку непрерывного образования, в США не было четкой политики, четких целей и определений непрерывного образования [8, p. 293]. Поэтому в 1976 году было принято решение провести тотальное исследование состояния дел в области непрерывного образования, в итоге которого появился закон о непрерывном образовании (Lifelong Learning Act). Говоря о важности обучения на протяжении всей жизни, автор и разработчик закона сенатор У. Мондейл заметил, что «все мы, независимо от возраста, сталкиваемся с рядом ситуаций и должны суметь так использовать образование, чтобы оно помогло нам разрешить эти ситуации» [8, p. 294]. Идея получила широкую поддержку. Американское общество поставило цель сделать непрерывное образование доступным для всех граждан, независимо от их предшествующего образования или профессиональной подготовки, пола, возраста, трудоспособности, социального положения, этнической принадлежности или экономических обстоятельств.
Закон о непрерывном образовании имел две составляющие [7] :
1. Исследование того, как имеющиеся федеральные программы могут помочь осуществить скоординированное усилие по непрерывному образованию. В результате этого исследования предполагалось внедрить налоговые льготы, стимулирующие поддержку образования со стороны бизнеса и производителей; использовать ваучеры; изменить существующие программы финансовой поддержки студентов, а также изменить существующие программы, касающиеся кадров, рабочей
силы, пособий по безработице и т. д., чтобы сделать их более подходящими для практики непрерывного образования.
2. Демонстрационные проекты (гранты), чтобы проверить, как работают системы непрерывного образования. Демонстрационные проекты осуществлялись под руководством высших учебных заведений, государственных и частных некоммерческих организаций.
Введя в октябре 1976 года закон о непрерывном образовании, Конгресс США официально признал важность непрерывного образования для страны. Акт стал своего рода манифестом о необходимости непрерывных образовательных услуг, который определил непрерывное образование как «процесс, благодаря которому индивидуумы продолжают развивать свои знания, умения и навыки на протяжении всей жизни» и подчеркивал, что важны все сознательные образовательные усилия, случаются ли они на работе, дома, через официальные или неофициальные организации, достигаются ли они традиционными или нетрадиционными методами или же через самообразование [2, p. 296].
Осуществление закона о непрерывном образовании проходило через 19 различных типов программ. Ничто не осталось без внимания, в поле зрения этого закона оказались вопросы финансирования непрерывного образования; изыскания возможностей для обучения вне учебных заведений; анализ барьеров, препятствующих непрерывному образованию; анализ деятельности соответствующих местных, федеральных и государственных структур; исследование образовательных потребностей взрослых; роль высших учебных заведений в осуществлении внедрения новой концепции в жизнь. Принятие и продвижение данного закона в жизнь явно свидетельствует о государственной заинтересованности в идее непрерывности образования.
Немаловажным является тот факт, что исполнение закона на начальном этапе пришлось на период президентства Дж. Картера (1977-1981). Исследователи истории президентства в США единодушны во мнении, что благополучие нации напрямую связано с сильной адекватной президентской личностью. Америка видела разных президентов: плохих («impossible» presidents), представлявших угрозу социальной стабильности, и хороших («effective» presidents), при которых прогресс нации был особенно ощутим. Именно к последней категории и относится Дж. Картер [5, p. 655].
Следует отметить, что в США администрирование образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном уровне, уровне штатов и местном уровне [8, p. 217].
В период реформирования федеральная роль в продвижении концепции непрерывного образования заключалась в: оказании федеральной помощи образованию; разработке федеральных программ, поддерживающих непрерывное образование; принятии Закона 1976 года о непрерывном образовании; проведении благоприятствующей федеральной политики относительно непрерывного образования. В дальнейшем федеральные функции в образовании заключались в руководстве образованием, разработке образовательной политики, развитии начального, среднего и постсреднего образования, а также в финансовой поддержке инноваций в образовании, создании материально-технической базы образования и в проведении научных исследований.
Деятельность штатов по вопросам развития непрерывного образования приняла три основные формы: проведение конференций, осуществление исследовательских проектов и планирование развития системы образования. Проводимые конференции освещали вопросы, касающиеся проблем и перспектив непрерывного образования. Их главная цель заключалась в объединении компетентных и влиятельных людей, способных воздействовать на государственную политику в области образования. Участниками конференций были преимущественно люди из образовательных и правительственных учреждений. Положительным моментом таких конференций явилось то, что они объединяли усилия заинтересованных людей – политиков и специалистов в области непрерывного образования.
В 70-80-е годы в США было проведено много научных исследований разных аспектов теории и практики непрерывного образования. По результатам проведенных исследований было рекомендовано создать новый сегмент в образовании, нацеленный на обслуживание так называемых «новых слушателей» – студентов или обучающихся нетрадиционного возраста. Проводились также исследования существующих в системе непрерывного образования образовательных программ, изучалась миссия учебных заведений, профессиональные стандарты, финансирование, вопросы образования взрослых студентов, информирования населения о существующих программах, вопросы ликвидации разрыва между спросом и предложением и вопросы налогообложения.
Вопросы планирования касались необходимости дополнительного налогообложения для общего финансирования и вложений в непрерывное образование, которое традиционно считалось самофинансируемым. Было рекомендовано закладывать в бюджет расходы на содержание штата преподавателей, администрации и разработчиков программ. Дополнительное финансирование давало возможность удовлетворить потребности непрерывного образования и открывало доступ
нуждающимся к существующему предложению в области образования. В генеральных планах отражались также вопросы о студентах-заочниках в непрерывном образовании. На них долго не обращали внимания в вузах, потому что студенты дневной формы обучения пользовались всеми привилегиями. Установлено, однако, что в условиях возрастающих социальных, интеллектуальных, технологических и экономических перемен все больше людей хотят учиться заочно. Поэтому важно, чтобы они получали образование того же качества, что и студенты дневной формы обучения. Более того, им должны быть доступны все программы, а стоимость за обучение должна быть пропорциональна объему получаемых часов, чтобы не возникало чувство дискриминации студентов.
И, наконец, местный уровень администрирования непрерывным образованием был связан с реорганизацией деятельности вузов, что сыграло важную роль в продвижении и реализации концепции непрерывного образования в стране [1].
В общем и целом, благодаря принятию закона о непрерывном образовании, США сумели добиться изменения государственной политики по отношению к образованию, многосторонне развили саму концепцию непрерывного образования, реформировали университеты и колледжи, сделав их доступными взрослому населению; разработали массу новых программ, изучили особенности взрослого учащегося; подняли престиж библиотек и показали их роль в системе непрерывного образования и т. д. – то есть сделали все возможное для того, чтобы идея непрерывности образования работала, а само непрерывное образование стало не только реальностью, но и превратилось в доходное дело. Закон о непрерывном образовании 1976 сыграл в этом ведущую роль.
The article analyzes the development of lifelong learning concept in the USA with special attention on the Lifelong Learning Act of 1976 which played the most important role in implementation of the lifelong learning concept. The importance of such centralizing acts for the educational policy of the country is shown.
The key words: lifelong learning, adult education, continuing education, lifelong learning acts, education in the USA, history of education.
Список литературы:
1. Войтович И. К. Высшие учебные заведения в условиях реализации концепции непрерывного образования (на примере США) // Многоязычие в образовательном пространстве: сборник научных статей. М.: «Флинта»; «Наука», 2009. С. 5-9.
2. Chickering A. W. The Modern American College: Responding to the New Realities of Diverse Students and a Changing Society. San Francisco, California: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1981.
3. Hesburgh T., Miller P., Wharton C. Patterns for Lifelong Learning. USA: Jossey-Bass, Inc., 1973.
4. Leclerc G. Non-stop learning (A Utopia for our times?) // UNESCO Courier. Feb 1991. P. 39 (2).
5. Leiter W. M. General Survey Texts on the American Presidency, 1983-1987: A Political Science Selection // Presidential Studies Quarterly. Vol. 18. №3. 1988. P. 637-668. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.jstor.org/stable/40574519 .
6. Let the People Learn // New Statesman. Nov. 13. 1998.
7. The Mondale Lifelong Learning Act of 1976. [Электронный ресурс] режим доступа: http://thecollo.org/resources/LLL%20Legislation%201976.pdf
8. Peterson R. E. Lifelong Learning in America: An Overview of Current Practices, Available Resources, and Future Prospects. USA: The Jossey-Bass Series in Higher Education, 1979.
Об авторе
Войтович И. К. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лексикологии и фонетики английского языка, Институт иностранных языков и литературы, Удмуртский госуниверситет, [email protected]
8 905 876 60 58
The Lifelong Learning Act and its role in Promotion of the Lifelong Learning Concept in the USA
I.K. Voytovich
426003 Ижевск. ул. Красноармейская. д.73. кв. 169
cyberleninka.ru
Статья 10. Закон об Образовании в РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
www.zakonrf.info
Григорий Балыхин о непрерывном образовании
Всегда есть выбор
Заинтересованность граждан в непрерывном образовании следует рассматривать как социальное явление
Как утверждают эксперты, недавно озвученная масштабная государственная инициатива по созданию 25 млн. современных рабочих мест реально осуществима только в случае создания эффективно работающей национальной системы непрерывного профессионального образования, переобучения и повышения квалификации специалистов.
Свой взгляд на решение этой проблемы представил Григорий БАЛЫХИН, признанный авторитет в области образования, член Комитета Государственной Думы РФ по образованию, один из авторов исследования «Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение». Этой публикацией редакция журнала открывает тему «Образование через всю жизнь: опыт, модели, перспективы», обсуждение которой будет продолжено в следующих номерах «АО».
БАЛЫХИН Григорий Артёмович – член Комитета Государственной Думы РФ по образованию, доктор экономических наук, кандидат технических наук. Родился в 1946 году в селе Затишное Днепропетровской области (Украина). Окончил Российский университет дружбы народов. Занимал должности проректора РУДН, заместителя, первого заместителя министра образования РФ, руководителя Федерального агентства по образованию, председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке (2007-2011). Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, Дружбы народов, |
– Григорий Артёмович, как бы вы охарактеризовали на сегодняшний день степень «успешности развития» системы непрерывного образования в нашей стране? Какие проблемы в этой сфере вы считаете основополагающими? Каковы, по вашему мнению, пути их решения?
– Оценка успешности развития системы непрерывного образования связана не только с уровнем доступности его получения – то есть насколько государство, общество, работодатели создали условия для получения гражданами образования того или иного уровня, реализации возможности его дополнения и совершенствования, – но и готовностью людей этим воспользоваться.
Непрерывное образование не является дополнением к основному. Наоборот, система непрерывного образования вбирает в себя полный функционал системы образования, в том числе основного, а также все ее материальные и нематериальные, а также иные ресурсы и активы. Соответственно, система непрерывного образования аккумулирует все существующие проблемы образования в стране. При этом не надо забывать, что только общее образование является обязательным. Источником же спроса на «непрерывное образование» или – если использовать термин, более точно отражающий суть, – на «образование в течение всей жизни» является личный интерес граждан: их желание занять достойное место на рынке труда, повысить свой статус и интеллектуальный уровень.
Учитывая непрерывный рост масштабов непрерывного образования и его важность для развития страны, следует рассматривать заинтересованность в нем граждан как социальное явление, требующее соответствующих механизмов публичной и государственной поддержки, а также законодательного обеспечения. Система непрерывного образования развивается тем более эффективно, чем в большей степени она встроена в экономику страны и региона и чем более востребованы образованные люди на рынке труда. В этом направлении сделано уже немало, но ещё больше предстоит сделать. И не только в плане создания условий для развития системы, но и в отношении повышения интереса граждан к постоянному приобретению новых знаний, умений и навыков. Большую роль в этом процессе могут и должны сыграть средства массовой информации, оказывающие серьезное влияние на формирование менталитета наших граждан.
Важнейшей проблемой остаётся организация и проведение мониторинга рынка кадровых ресурсов, а также решение таких задач, как разработка квалификационных характеристик, образовательных стандартов, создание и размещение государственного заказа на профессиональное и дополнительное образование и, безусловно, систематический анализ состояния самой системы непрерывного образования.
– Как вы оцениваете законодательное и экономическое обеспечение системы непрерывного образования?
– С учетом сказанного ранее, можно утверждать, что вся действующая нормативно-правовая база в области образования содержит положения, предусматривающие поддержку и развитие системы непрерывного образования.
Помимо базовой цепочки «дошкольное образование – начальное, основное и среднее (полное) общее образование – начальное, среднее и высшее профессиональное образование – послевузовское профессиональное образование», которая обычно завершается к двадцати пяти-тридцати годам, система непрерывного образования предполагает возможность переподготовки и повышения квалификации, получения дополнительного образования в течение всей жизни. Причем освоение базовой цепочки, за исключением общего образования, не является обязательным.
Следует отметить, что отдельные нормы действующего законодательства в ряде случаев прямо определяют, что должны делать работники той или иной отрасли экономики, чтобы, как говорится, не отстать от жизни, а идти в ногу со временем. Так, например, предусмотрено, что научно-педагогические и педагогические работники проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет. Подобная норма существует и для ряда специалистов других отраслей экономики, государственной и муниципальной службы. Можно сказать, что идея непрерывности образования проходит красной нитью через всё наше образовательное законодательство. У человека всегда есть выбор пути повышения и расширения своего образования, а также переобучения. Этим серьёзно занимается и служба занятости населения. Она же размещает и соответствующий заказ на переподготовку профессиональных кадров.
Если говорить о системе непрерывного образования в целом, то в ее пределах могут быть реализованы миллионы разных, не совпадающих друг с другом образовательных траекторий. Каждая из них должна быть обеспечена преподавателями, материально-технической базой и т.д. Создание и обеспечение функционирования столь разветвлённой и многофункциональной системы для населения любой страны требует огромных интеллектуальных и экономических ресурсов, так что даже самые богатые страны мира не могут позволить себе роскошь создания и содержания национальной системы образования столь всеобъемлющего формата. Серьезные перспективы в плане осуществления деятельности такой системы появились с развитием дистанционного образования и использованием широких возможностей Интернета. В настоящее время мы переходим к современному типу общества, где приобретение знаний не ограничено в пространстве стенами образовательных учреждений, а во времени – завершением цикла образования установленного уровня.
– Получила ли, по вашему мнению, идея непрерывного образования в России адекватное концептуальное воплощение?
– Социально-образовательная концепция непрерывного образования была выдвинута еще в 1972 году в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра» и активно поддержана во многих странах мира, в том числе в России. С учетом ее выводов строилось все современное российское законодательство в области образования. Безусловно, каждая страна имеет свои механизмы и особенности государственной поддержки непрерывного образования. Первая Концепция непрерывного образования в нашей стране была утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию в марте 1989 года.
С тех пор многое изменилось, существенно переработано законодательство в области образования, но идея непрерывности образования остается ключевой. Естественно, что подходы к ее реализации меняются. В подготовке соответствующих предложений участвует и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в структуре которой действует центр экономики непрерывного образования. Их разработка Концепции непрерывного корпоративного обучения и развития персонала касается очень важной составляющей непрерывного образования, которая в последние годы активно развивается и имеет большие перспективы.
– По-вашему, проект закона «Об образовании в Российской Федерации» в полной мере учел принципы концепции развития непрерывного образования?
– Принцип непрерывного образования в качестве основополагающего лежит в основе проекта интегрированного федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Анализировать, в какой мере этот проект учёл положения той или иной концепции, это скорее не вопрос законодателей, а предмет научного исследования. Наша же задача, рассматривая в Государственной Думе этот законопроект, внести в него, при необходимости, коррективы, в том числе с учетом предложений, касающихся вопросов непрерывного образования. Проект будущего базового закона об образовании, кстати сказать, уже неоднократно обсуждался в Федеральном Собрании по инициативе нашего комитета и профильного комитета СФ еще на стадии разработки.
Однако не стоит забывать, что мир стремительно меняется, и образовательное законодательство, даже после принятия нового закона, будет продолжать совершенствоваться, реагируя на вызовы времени.
– Какой вы видите «идеальную» инфраструктуру непрерывного образования?
– Скорее надо говорить не об «идеальной», а об «оптимальной» инфраструктуре. На современном этапе развития общества возникает потребность в образовательных системах и комплексах, в которых структуры и процессы профессионального образования взаимодействуют так, что на каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, способная удовлетворить запросы экономики в квалифицированных кадрах. При этом расширение предложения на рынке непрерывного образования можно обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг не только образовательных, но и научных и иных организаций, получивших лицензию на соответствующий вид образовательной деятельности.
Помимо системы, построенной на основе преемственности основных образовательных программ общего, профессионального и послевузовского образования, обеспеченной соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями, следует совершенствовать разработку разветвлённой сети программ дополнительного образования для детей и взрослых, в том числе реализуемых в центрах повышения квалификации и переподготовки кадров. Отметим, что разработка профессиональных образовательных программ (основного и дополнительного образования) должна осуществляться на основе широкого спектра квалификационных требований при активном участии работодателей.
Своей нормотворческой деятельностью законодатели в свою очередь должны обеспечивать правовую основу возможности своевременного и регулярного повышения работниками профессионального уровня. Необходимо уделять пристальное внимание созданию благоприятных условий для дистанционного образования, самообразования – важнейших средств непрерывного образования. Нельзя пренебрегать и широкой просветительской работой.
Развитие всех перечисленных нами направлений должно осуществляться комплексно, в неразрывной связи, их развитие должно постоянно отслеживаться – с целью своевременного внесения необходимых корректив. Безусловно, надо отработать систему формирования полного банка данных непрерывного образования и всего, что с ним связано.
– Каково ваше видение технологий и инструментария проведения процедур независимой оценки качества программ непрерывного образования и деятельности организаций, их реализующих?
– Такие процедуры уже давно существуют, и, я думаю, не надо изобретать велосипед, а надо уже имеющиеся, что называется, доводить «до ума». Контроль деятельности организаций, реализующих программы непрерывного образования, в соответствии с законодательством должен осуществлять Рособрнадзор. Однако, вне сомнения, технологии и процедуры оценки качества надо совершенствовать, хотя бы для того, чтобы они не послужили средством освобождения от неугодных организаций и лиц. И главный вопрос не в том, достаточно или недостаточно инструментария, а в том, насколько эффективно используется то, что есть.
В любом случае конечным мерилом качества образовательных программ непрерывного образования и деятельности реализующих их организаций является эффективность деятельности работника на его рабочем месте.
– Какой, на ваш взгляд, должна быть финансовая составляющая системы непрерывного образования?
– Вечный вопрос. Можно ответить коротко: финансирование должно быть достаточным и многоканальным. Это ясно. Но затруднительно реализовывать эти принципы на практике – по многим причинам. Как всегда, трудности возникают при распределении бюджетных средств. Зачастую планирование осуществляется методом «от достигнутого», без учета меняющихся приоритетов. Привлечение частных средств также имеет свои проблемы. Работодатели, во всяком случае значительная их часть, не созрели, для того чтобы проявить заинтересованность в непрерывном росте образования своих сотрудников – они хотят иметь уже готовые кадры, получить их, что называется, за государственный или за чужой счёт. Есть причины организационного характера, часть которых должен устранить федеральный закон № 83, касающийся совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Посмотрим, что покажет мониторинг правоприменительной практики этого закона, который вступил в активную фазу с июля 2012 года.
– Какую же роль в системе непрерывного образования сегодня реально играет частно-государственное партнерство? Каковы надежды на конструктивное участие работодателей в развитии системы непрерывного образования?
– Совершенно очевидно, что частно-государственное партнёрство в образовании в условиях новой России не может не развиваться. Хочется, чтобы этот процесс шел более динамично. Пока же, к сожалению, преобладает иждивенческая позиция. Законодательство предусматривает активное участие работодателей в модернизации системы образования, особенно важна их позиция в совершенствовании профессионального образования, повышении квалификации и профессиональной подготовки персонала.
Кстати, Госдума РФ, её комитет по образованию с давних пор плодотворно сотрудничают с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, объединениями работодателей. Их представители принимают участие в парламентских слушаниях, заседаниях круглых столов по вопросам образования. Думаю, не следует дожидаться дополнительных внешних толчков от высшего руководства страны – ясно, что объединениям работодателей необходимо активизировать свои усилия по развитию системы непрерывного образования.
– Известно, что вы возлагали большие надежды на то, что закон, легитимизирующий применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, расширит государственные гарантии прав граждан на непрерывное образование независимо от места проживания. Какую оценку вы можете дать практике его реализации на сегодняшний день?
– Возможность использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий была предусмотрена образовательным законодательством более десяти лет назад. В марте 2012 года вступил в действие новый федеральный закон № 11 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Благодаря этому законодательному акту образовательная система приближена к потребителям, чем обеспечивается расширение гарантий прав граждан на непрерывное образование. Закон устанавливает, что при реализации программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от мест их нахождения. Особенно важно отметить, что в соответствии с законом местом осуществления образовательной деятельности считается образовательное учреждение или его филиал независимо от мест нахождения обучающихся.
Оценку практике реализации этого закона даст время. Но мы уверены, что эта оценка будет однозначной – закон полезен.
– Эксперты считают, что Россия, где в сфере непрерывного образования занято чуть более 20 процентов населения, сможет достичь уровня развитых стран лет через двадцать. Каковы ваши прогнозные оценки?
– Исследование непрерывного образования, выстроенное в большей степени на методологии статистической службы Европейского Союза, было проведено в России в начале 2007 года. Полученные данные свидетельствуют, что в непрерывном образовании участвует около четверти респондентов в возрасте двадцати пяти-шестидесяти четырех лет. На фоне европейских стран, где им охвачено почти 50 процентов взрослого населения, Россия демонстрирует довольно низкий уровень. В то же время опросы показали, что спрос на дополнительное образование в нашей стране достаточно высокий и приобрести те или иные знания и навыки хочет более половины опрошенных.
Надеемся, что уже к 2020 году по охвату населения непрерывным образованием мы достигнем уровня развитых стран. Не хотелось бы ошибиться!
akvobr.ru
3 закона непрерывного обучения
Приучите себя к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Самый ценный актив, который у вас когда-либо будет – это ваш интеллект, и то, что вы вкладываете в него.
Брайан Трейси
Привычка непрерывного образования – это постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным и профессиональным причинам. По многим соображением непрерывное образование – это уже не выбор, а необходимость, и в этой статье мы попытаемся понять почему.
Мы учимся в школе, чтобы получить образование и, за некоторыми исключениями, это помогает нам лучше понять динамику мира, в котором живем. Затем можем поступить в университет, закончить его, что поможет зарабатывать на жизнь.
В школе мы много читаем и выполняем домашнее задание. Существует элемент игры и применение творческого мышления, однако, к сожалению, многое сводится к запоминанию или даже зубрежке.
Несмотря на критику современной школы, она необходима даже в таком виде: помогает усвоить знания, а также социализироваться. Однако, чтобы стать поистине развитой личностью, нужно установить для себя более высокие стандарты. Ведь и в школе, и в университете большинство учеников и студентов выполняют только то, что требуется и не больше.
Многие из нас делают минимум, на который способны. Мы вроде неплохо знаем то, чем зарабатываем на жизнь, но не больше. В чем же проблема? Она в том, что большинство людей не хочет развиваться после окончания учебы. Создается впечатление, что мы выполнили свою задачу и теперь все, что следует делать – монотонно работать, взбираясь по карьерной лестнице. И если раньше это было нормально, то сейчас многое изменилось.
Непрерывное образование
Тони Роббинс в своих книгах призывает взять на себя одно очень важное обязательство (аббревиатура CANI): совершенствоваться каждый день своей жизни во всех областях – здоровье, финансах, бизнесе, мышлении, отношениях, карьере и т.д.
Высшее образование – это необходимый минимум. Но вам нужно нечто большее, чтобы преуспеть. И это процесс длиною в жизнь. Только таким образом мы получим возможности, необходимые, чтобы создать счастливое и полноценное будущее для себя и своих семей.
Обязательство CANI означает, что вы становитесь приверженцем достижения мастерства в своей жизни, а также заботитесь об эмоциональном благополучии. Это значит, что вы должны каждый день улучшаться в одной сфере хотя бы немного. К примеру, при изучении иностранного языка это означает изучать 5 слов в день или одно правило.
Чтобы это сделать, нужно потратить время на поиск новой информации, идей, знаний, навыков и стратегий, которые помогут вам получить преимущество над другими, которые борются те же карьерные и бизнес-цели. Кроме того, вам нужно потратить время на развитие новых навыков, поведения и убеждений, которые содействуют всему, что вы изучаете, чтобы помочь реализовать эти знания на практике.
Ключ к CANI состоит в том, чтобы посвятить себя изучению навыков, которые являются вневременными, и которые можно применить немедленно, то есть продвигать свою жизнь вперед каждый день. Независимо от того, означает ли это чтение книг в выбранной вами области, запись на дополнительные курсы, наем тренера или наставника, все это в основном сводится к тому, чтобы обучение и самообразование были приоритетом в вашей жизни.
Когда вы уделяете приоритетное внимание непрерывному обучению, это, естественно, помогает повысить вашу способность решать проблемы, мыслить творчески и критически. Это помогает повысить глубину и широту ваших знаний и опыта, которые впоследствии помогут вам получить ключевые идеи и возможности для продвижения карьеры.
Существует интересная закономерность: чем больше вы знаете и учитесь, тем отчетливее понимаете, что нужно больше знать и учиться. Таким образом, вы постепенно начинаете набирать обороты. И даже если вы заполучили работу своей мечты, то понимаете, что это не отменяет обязательство непрерывного образования.
Законы непрерывного обучения
Когда дело доходит до обучения на протяжении всей жизни, существуют три основных закона, которые регулируют эту практику и помогают вам оптимизировать свою жизнь и мышление.
Закон практики
Здесь говорится, что по мере продолжения практики и работы над развитием ключевых навыков, вы впоследствии сократите время, необходимое для выполнения определенных задач, что увеличит уровень производительности.
Другими словами, чем лучше вы справляетесь с выполнением определенной работы, тем больше этой работы вы можете сделать за более короткий период времени. Аналогичным образом, чем выше уровень навыков, тем выше качество работы, которую вы можете выполнить.
Закон о сборе знаний
Чем больше знаний вы получаете, тем больший уровень понимания у вас по конкретному предмету и, следовательно, больше информации, которую можете получить по этому вопросу на основе существующих знаний и опыта.
Другими словами, чем больше знаний вы собираете о чем-то, тем легче вам распознавать шаблоны и возможности, которые можно использовать в своих интересах.
С большим количеством знаний появляется способность знать, что делать в различных условиях и обстоятельствах. Таким образом, это понимание может предоставить вам соответствующие идеи и озарения, которые помогут достичь желаемого.
Закон улучшения
Постепенное улучшение приводит к небольшим изменениям, но со временем небольшие изменения приводят к более значительным изменениям.
Таким образом, небольшие улучшения и изменения, которые вы совершаете сегодня, могут помочь вам получить долгосрочные вознаграждения и успех.
Сложно приучить себя к непрерывному обучению, потому что результаты придут нескоро. Поэтому важно себе напоминать каждый день о том, ради чего все это затевается. Через какое-то время вы увидите, что усилия не пропали даром.
Мышление человека, который хочет развить привычку
Чтобы развить привычку непрерывного обучения, важно изменить свое мышление. Любые изменения должны начинаться с изменения того, как вы мыслите и воспринимаете процесс обучения.
Непрерывное образование требует большого любопытства.
Для этого нужно с любопытством задавать вопросы и с любопытством изучать мир вокруг вас. Таким образом вы формируете менталитет, благодаря которому всегда хочется узнать больше. Такой человек стремится к новым идеям, вызовам и опыту. Он жаждет всего этого, потому что его цель – учиться, расти и развиваться.
Чтобы развить в себе подобное мышление, нужно прежде всего не спешить переходить к выводам или делать допущения. Мир полон возможностей и единственный способ полностью реализовать свой потенциал – быть открытым ко всему новому и желать изучить все.
Важные навыки для развития
Разумеется, навыки, которые вы выберете, будут зависеть от целей и задач, однако есть и такие, которые стоит развивать в любом случае.
Управление информацией. Вы столкнетесь с огромным потоком информации во время обучения. Ее необходимо научиться захватывать и организовывать эффективным образом. Используйте дневник или ментальные карты.
Ускоренные навыки обучения. Познакомьтесь с нашей статьей, в которой можно найти несколько отличных советов о том, как обучаться быстрее.
Отслеживание прогресса. Ключевой навык. Как мы уже говорили, при непрерывном обучении вы будете улучшаться достаточно медленно и можете потерять мотивацию. Поэтому попросту необходимо ставить себе небольшие цели, которые можно реализовать. Рисуйте графики своих достижений – и вы сможете сохранить энтузиазм.
Чтобы непрерывное образование стало вашей привычкой, каждый вечер задавайте себе следующие вопросы:
- Что конкретно я сегодня сделал в плане обучения?
- Какие ценные знания я получил сегодня?
- Как я могу реализовать эти знания на практике в ближайшую неделю?
- Каков мой прогресс?
- Как я сегодня применил существующие знания?
- Какие ошибки в мышлении я сделал?
- Как я реагировал на людей, события и обстоятельства?
- Что я узнал о себе и о людях?
- Что я могу улучшить завтра, чтобы стать немного лучше?
Чтобы стать эффективным учеником, нужно проводить сеанс саморефлексии каждый вечер для того, чтобы сделать выводы из ошибок и наметить планы на завтра.
В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор по книге Джека Кэнфилда, Джанет Свитцер «Правила. Законы достижения успеха».
Источник
www.knigikratko.ru
Новый закон об образовании и проблемы профессионального образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
отдельных групп населения, в том числе молодежи, находится в поле зрения исполнительных органов государственной власти. В настоящее время, кроме названных мер содействия, активно внедряются новые формы оказания услуг по повышению мобильности молодых людей: осво-
ение востребованных на рынке труда профессий и содействие в переезде к месту работы.
За содействием в поиске подходящей работы при наличии затруднений граждане могут обратиться в государственную службу занятости населения.
Е. В. Ткаченко E. Tkachenko
НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
NEW LAW ON EDUCATION AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF YOUTH
Сегодня любая тема в образовании должна сверяться с новым Законом «Об образовании в РФ». И не только на предмет соответствия ему, но и на предмет соответствия самого закона складывающейся практике. Ведь после принятия закона встает задача его мониторинга, проверки его эффективности, мониторинга нормативных документов в области образования, принятых недавно.
Есть Стратегия-2020 с разделом «Образование», Федеральная программа развития образования до 2020 года, 29.12.2012 утвержден Закон «Об образовании», у которого было восемь только официальных версий.
Теперь закон принят. В нем как в стратегически ориентирующем документе много позитивных положений, однако в нем обнаруживаются как минимум и две крупные проблемы:
1) он построен на двух противоречивых концепциях (конституционно-государственной и рыночной), поэтому он был труден и для написания и будет еще более трудным для исполнения;
2) закон слишком громоздкий, объединяет все возможные виды и формы образования от дошкольного образования до послевузовского, поэтому в поликонфессиональной, поликуль-турной, полисоциальной, полинациональной стране его будет крайне трудно исполнить.
Такой закон в большей мере будет удобен управленцам, администратором, но не исполнителям.
Дискуссия по закону шла практически три года, и тема непрерывного профобразования была одной из самых острых. В защиту идей непрерывного многоуровневого профобразо-
вания объединились усилия не только тысяч известных ученых и специалистов, но и таких авторитетных организаций, как Союз ректоров России (В. А. Садовничий), комитетов ТПП РФ, Президиума РАО (по докладу М. Л. Левицкого), ЦК нашего профсоюза, Академии профессионального образования и т. д. В результате закон в части профессионального образования был изменен до неузнаваемости по сравнению с его первыми версиями. В этой части создан практически новый закон.
Действительно, в первых версиях закона не было ни сути, ни понятия непрерывного профобразования, ни понятия НПО и его уровня, не было вопросов подготовки рабочих кадров в довузовском и специалитета в высшем образовании.
В законе, подписанном президентом 29 декабря 2012 г., уже содержатся положения о непрерывном многоуровневом профессиональном образовании, состоящем из довузовского образования на первой ступени (подготовка рабочих кадров по программам различной продолжительности в рамках СПО)) и собственно уровня СПО на второй ступени. Далее в высшем образовании – бакалавриат, специалитет – магистратура, а также подготовка кадров высшей квалификации.
Эти положения позволяют с неким оптимизмом говорить о возможности развития профобразования в РФ, но все это требует аналитического осмысления. Например, возвращение специалитета означает снятие ограничения закона о двухуровневом высшем образовании, принятом в результате присоединения к Болонскому процессу. Это, несо-
мненно, положительный момент. Год назад на Президиуме Российской академии образования слушали профессора Чучалина, вице-президента ассоциации инженерного образования РФ, проректора Томского федерального исследовательского университета. Он сказал, что не знает ни одного примера успешной подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата ни в Томском университете, ни в России. Это же повторил 21.02.2013 г. на Парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ президент Томского университета профессор В. П. Похолков.
Теперь эта ошибка исправлена, подготовка кадров в системе высшего образования может быть более гибкой, дифференцированной, т. к. появляется возможность показать реальные преимущества и бакалавриата, и специалитета, и магистратуры.
Однако то, что подготовка научных кадров стала уровнем высшего образования, ставит ряд вопросов. Например, как соотнести необходимость стандартизации уровневого образования с научно-исследовательской и творческой работой?
В части довузовского профобразования -имеется среднее профобразование и включенное в него обучение рабочих кадров по программам подготовки различной продолжительности, в том числе соответствующим уровню НПО. В законе обозначена дифференциация подготовки рабочих кадров: она может проходить в учреждениях профессионального образования, на предприятиях и в центрах профессиональных квалификаций (по которым пока нет нормативной базы).
Очень важно, что в законе СПО обозначено как бесплатная форма образования, чего нет в статье 43 Конституции РФ. Хотя фактически эта бесплатность сомнительна. Закон допускает конкурс за пределами установленных бюджетом лимитов приема, а значит «общедоступность» СПО может достигаться только за счет платности.
Довузовская часть профобразования содержит положения, позволяющие давать их субъективную интерпретацию. Это уже проявилось при подготовке и утверждении правительством госпрограммы развития образования до 2020 г.:
1. Происходит «зауживание» образования в части НПО до обучения (последствия этого могут быть очень опасны).
2. Подготовка рабочих кадров определена и по краткосрочным программам. Реализация же только такого подхода создает опасность возникновения слоя низкоквалифицирован-
ной и малообразованной молодежи (без полного общего среднего образования). Это приведет к масштабной люмпенизации молодежи и системному росту социального сиротства в стране.
3. Краткосрочные программы обучения и возможны, и даже должны быть. Но преимущественно для переподготовки и повышения квалификации, и не вместо НПО. Полагаю, что наша принципиальная позиция должна состоять в том, что вступающая на рынок труда молодежь должна иметь возможность получать полноценное профессиональное образование, а не краткосрочное обучение.
В связи с этим возникает вопрос: по каким госстандартам и учебным программам будет проходить подготовка рабочих, особенно в системе среднего и высшего профессионального образования?
4. Перевод уровня НПО в СПО как первой ступени привлекателен лишь на первый взгляд. Ибо перевод в СПО может лишить его участников социальных льгот. Ни в законе, ни в Программе-2020 не сказано о сохранении таких льгот. Теперь они переведены на региональные бюджеты и не гарантированы федеральным законодательством.
В этой связи важен опыт регионов, где такие льготы сохранены при интеграции уровня НПО в СПО и даже в вуз.
5. Не определена судьба подготовки рабочих кадров по новому перечню профессий, соответствующих уровню НПО. Ибо в рамках учебных планов СПО никогда не было тысячи часов производственной практики, что решительно отличало программы подготовки кадров на уровнях НПО и СПО. В связи с этим возникает важный вопрос: на какой базе вузы могут проводить производственную практику обучающихся по уровню НПО и сохранится ли при этом предусмотренный стандартами НПО ее объем?
6. Недостаточно просматривается и судьба учреждений НПО в селах и поселках, где это единственные образовательные учреждения (не менее 600 в РФ) и где невозможно в ближайшие годы на их основе создание колледжей или межотраслевых центров квалификаций. Забрать весь уровень НПО в вузы – значит оголить профессиональную базу села, а ведь во многих областях России село имеет высокий удельный вес.
В целом перевод уровня НПО не в СПО, как предусмотрено законом, а еще выше – в уровень ВПО, как это сделано, например, в Пензенской государственной технологической
академии, имеет и свои ограничения, которые необходимо иметь в виду. Сегодня еще рано говорить об опыте таких вузов, хотя вполне можно говорить об интересном научно-педагогическом эксперименте.
Выше отмечалось, что ряд статей закона остались в редакции, позволяющей трактовать их произвольно. Сравним: в принятой недавно Государственной программе «Развитие образования» в 2013-2020 гг. утверждается, что уровень НПО «упразднен», в то время как законом он введен в структуру СПО. Прикладные квалификации есть в программе, и их нет в законе. Высшее образование определяется в законе как 3-уровневое, а в Конституции – это один уровень и т. д.
Все это требует продолжения экспертной работы, опыт которой многие из нас приобрели в ходе общественной дискуссии по проекту закона.
Мониторинг принятого закона является нормальной и цивилизованной практикой совершенствования законодательства, которая у нас применялась при мониторинге законов 1992, 1996 и последующих годов. Однако в этой работе необходим глубокий, доказательный профессионализм и аргументация.
Хотелось бы обозначить некоторые задачи, которые надо будет решать. Например, в довузовском профессиональном образовании:
1. Разработка типологии образовательных организаций, в которые преобразуются учреждения НПО и учреждения СПО, типологии центров профессиональных квалификаций, ресурсных и других центров в рамках, например, внутрифирменного обучения или на производстве.
2. Разработка и апробация концепций и вариативных моделей реализации полного среднего образования в условиях обучения по программам различной продолжительности и обучения в системе СПО.
В противном случае часть молодежи останется «недообразованной» и без полного среднего образования.
3. Разработка критериев отбора учреждений СПО для их интеграции с профильными вузами.
Здесь два пути – с потерей юридического лица УСПО и без. Если с потерей – это тупик для перспективы подготовки рабочих кадров (произойдет поглощение учреждений СПО, и вуз не будет заниматься не своей работой).
Без потери юридического лица – перспективное направление. Это «сетевая подготовка» кадров на базе нескольких образователь-
ных организаций, кстати, впервые описанная в 15-й статье нового закона.
4. Укрупнение различного рода учреждений (организаций) профессионального образования может быть полезно в связи с расширением перечня профессий и специальностей и созданием многопрофильных, разноуровневых комплексов.
Это особенно актуально в связи с утвержденным В. В. Путиным перечнем из 35 профессий НПО и 58 специальностей СПО по приоритетным направлениям технологического развития экономики.
При этом необходима тщательная научная оценка последствий принимаемых решений.
В ряде вузов России разработаны и реализованы две модели вертикального непрерывного профессионального образования:
А. НПО и СПО дневной формы обучения и ВПО – вечерней и заочной, как правило, начиная с 3-го курса, по сопряженным учебным планам и программам.
Б. Обучение по сокращенным разноуровневым программам в рамках однопрофильных специальностей.
Особенно интересны эти направления работы, т. к. именно они отрабатывались 20-25 лет назад в Свердловском инженерно-педагогическом институте (СИПИ), в комплексе с Куйбышевским индустриальным техникумом. Там за три года обучения в техникуме давалась 2-летняя вузовская программа и выпускники техникума (с 5-м рабочим разрядом) поступали на третий курс СИПИ. А в части работы с производством (например, Нижнетагильский колледж имени Демидова – Уралвагонзавод и Нижнетагильский металлургический комбинат) получены очень высокие результаты при высочайшей мотивации к обучению у субъектов образовательного процесса.
Однако подобная работа длительна, требует многолетней апробации. В целом можно одобрить попытку некоторых вузов проводить интеграцию подготовки кадров в рамках НПО и СПО. Но интеграция с уровнями высшего образования требует более убедительных результатов как по формам их организации, так и по результативности. Здесь необходим комплекс оценочных критериев (как, например, в Нижнетагильском комплексе: 6 лет отслеживалась эффективность работы выпускников на производстве).
Что еще вызывает вопросы и сомнения в подобных экспериментах:
1. Диагностика процессов чаще всего поставлена только как задача на будущее. А она
должна быть исходной, т. к. на ее основе возможно более надежное, научно обоснованное проектирование.
2. Ряд интересных направлений работы вузов в части разноуровневого образования носит назывной характер и не подтвержден конкретными измерениями, доказывающими их эффективность.
3. Нельзя поддерживать подготовку инженерно-технических кадров в рамках 2-уровневого ВПО (Болонский процесс). Исключение в этом случае специалитета выглядит совершенно неубедительно, хотя теоретически оно и возможно.
4. На фоне низких, малоэффективных технологий базовых производств в современной России вопрос вопросов – как готовить к инновационным процессам соответствующие кадры в учреждениях профобразования.
5. Подготовка кадров по уровням НПО также требует коррекции в соответствии с принятым законом.
6. Не убеждает и оценка уровня подготовки поступающих в вузы по ЕГЭ. Конечно, такой подход сейчас используется все шире, но это не научный подход.
В заключение – один важный пример в части НПО.
К 2020 г. надо подготовить 25 млн рабочих, а федеральной системы НПО уже нет. Даже 238 учреждений НПО оборонной, атомной и космической промышленности «сброшены» с федерального уровня финансирования в регионы.
Похоже, что со временем учреждений НПО, уровня НПО как явления тоже не будет. И все же НПО «должно быть по существу», как неплохо сформулировал это премьер-министр Дмитрий Медведев на заседаниях Правительства РФ 25 и 26 июля 2012 г.
НПО запретить невозможно. НПО останется, может быть, без этого названия, может быть, в модернизированном виде, в преобразованном, в спрятанном (как сейчас в модели Московского колледжа, кластера в Татарстане, ресурсного центра в Ижевске, техникума в Кузбассе), где защита подготовки рабочих кадров ведется не благодаря, а вопреки закону об образовании.
А каким оно должно быть по целеполага-нию, форме, содержанию – задача, которую надо решать в новых условиях.
В Высшей школе экономики, например, считают, что даже при найме разнорабочего предпочтение будет отдано кандидату с вузовским дипломом, и впору говорить о всеобщем высшем образовании. Хорошая сказка. Хотелось бы верить. Но ее авторы не знают не только российских «дорог», но и в целом российской действительности.
В целом же в учреждениях профессионального образования России, включая вузы, пока недостаточно именно научного обеспечения широких и разнообразных форм и направлений подготовки кадров в новых условиях, особенно в части довузовского образования молодежи. Наработки хорошие есть, но они пока не обобщены в концепции, принципы, необходимые для развития именно разноуровневого непрерывного профессионального образования.
Это должно быть самостоятельным направлением научного обеспечения развития разноуровневого профессионального образования, которое не под силу даже сильному, отдельно взятому вузу. Здесь необходимо объединение усилий академической, отраслевой и вузовской науки. Эта необходимость особенно очевидна в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ».
cyberleninka.ru
Закон об образовании Статья 10 Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
zakon-ob-obrazovanii.ru
Статья 10. Структура системы образования – с изменениями, проверено 26.12.2018 – Закон об образовании – Законы Российской Федерации
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
- 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
- 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
- 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- 1) дошкольное образование;
- 2) начальное общее образование;
- 3) основное общее образование;
- 4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- 1) среднее профессиональное образование;
- 2) высшее образование – бакалавриат;
- 3) высшее образование – специалитет, магистратура;
- 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учёта имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
dogovor-urist.ru