Содержание

О порядке рассмотрения обращений граждан РФ

Поделится в соц. сетях:

Государственная дума 21 апреля 2006 года утвердила закон, стабилизирующий правовую сторону вопросов, касающихся заявлений граждан – Федеральный  закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон получил одобрение Совета Федерации 26 апреля 2006 года.

Вышеупомянутый Федеральный закон устанавливает правовую регуляцию заявлений, жалоб, предложений граждан к госслужащим, в органы местного самоуправления, а также государственные учреждения.

Закон описывает специфику регламентирования расследования заявлений граждан в соответствии с правовым подспорьем. Возможность обращаться к органам власти в письменном или устном виде доступна всем гражданам и утверждена Конституцией Российской Федерации.

Анализ основных аспектов закона показывает весь объем информации, которую требуется знать и использовать в случае обращения в соответствующие органы или компетентным государственным чиновникам.

Содержание статьи:

Важные позиции и сфера использования Федерального закона

Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» регулирует связи, появляющиеся в процессе применения конституционного права граждан на апелляцию в госорганы власти и органы местного самоуправления или к чиновникам.

Сфера действия закона распространяется на:

  • любые ходатайства граждан, за исключением обращений, которые подлежат сфере действия иных законодательных документов;
  • любые ходатайства иностранных подданных или лиц, не имеющих гражданства, исключая прецеденты, относящиеся к сфере применения международных договоров Российской Федерации, федеральных законопроектов;
  • формирование правовых методов рассмотрения любых типов заявлений граждан, разных видов коопераций или юридических лиц компетентными чиновниками или органами власти.

Посредством вышеупомянутого Федерального закона происходит четкая регламентация правовых основ взаимодействия обоих представителей процесса – гражданина и соответствующего представителя, который принимает заявление или жалобу.

Каким образом происходит регуляция порядка подачи заявлений гражданином Российской Федерации

Анализируемым законом устанавливается свободное, добровольное право граждан на индивидуальное или коллективное заявление к органам власти, выполняющим значимый круг обязанностей, и государственным служащим. Оно является бесплатным.

Регуляция взаимоотношений, которые возникают в среде граждан и соответствующих органов в ходе подачи прошения проходит согласно статьям данного закона.

Она дополняется Конституцией Российской Федерации, международными договорами или федеральными законами.

Инфо

Такие отступления предопределены наличием особых фактов, что относятся к компетенции других правовых документов.

Федеральным законом регламентировано право гражданина на подачу обращения и сопутствующие права:

  • на изучение всей относящейся к предмету обращения информации, при условии что эти данные не претендуют на права других особ или рассекречивания тайных сведений;
  • на предъявление сопутствующих документов или исходников;
  • получить письменный ответ или уведомление о состоянии дела;
  • обжалование принятых по предмету заявления решений;
  • подачу прошения об остановке дела по обращению.

Также, Федеральный Закон это гарант безопасности граждан, подающих обращение и материалов, сопутствующих делу.

Как контролируется ход рассмотрения заявлений госслужащими или органами власти, местного самоуправления

Федеральный закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предопределяет обязательное рассмотрение прошений граждан соответствующими инстанциями.

Статьями закона предписаны обязанности сотрудников государственных учреждений, что должны содействовать объективному, актуальному расследованию по обращению, а также использование  любых дополнительных источников по делу и принятию отвечающих предмету обращения действий государственными службами, предоставлению письменных ответов или уведомлений о состоянии дела по зафиксированному обращению.

Также Закон предопределяет право государственных служб, органов местного самоуправления или чиновников отказать в принятии обращения в ряде случаев:

  • если нет данных, подтверждающих личность гражданина, подавшего обращение, отсутствует адрес для направления ответа;
  • если в тексте обращения присутствует нецензурная лексика, угрозы для жизни или здоровья;
  • текст содержит вопрос, который много раз рассматривался, по нему были приняты решения и проситель уведомлен о них;
  • когда нет возможности расшифровать текст заявления;
  • когда принятие решения по предмету обращения зависит от раскрытия государственной тайны.

Период рассмотрения обращения устанавливается частью 1 статьи 12 и частью 2 статьи 10 анализируемого законодательного документа.

Данным законодательным документом регламентируются особенности личного приема по рассмотрению заявок.

Специфика расследования письменной формы обращений граждан, определенные Федеральным законом

Настоящий законодательный акт устанавливает требования, касающиеся составления письменных заявлений, как к примеру обязательное установление компетентного органа или инициалы государственного служащего, к которому направляется обращение.

Также полные данные о себе и адрес проживания или электронной почты (если необходим ответ в электронном виде) для направления ответа по заявлению.

Также установлена необходимость прикрепления к письменному обращению всех необходимых сопутствующих документов и материалов или их копий.

Эти материалы могут быть прикреплены в электронной форме, если заявление подается в виде электронного документа.

Это важно

Данный Федеральный закон обязует отправлять заявление в компетентные органы или соответствующему должностному лицу.

Письменное заявление, согласно закону, должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента принятия или в течение семи дней перенаправлено в соответствующие органы, если вопросы в просьбе не отвечают компетенции данных органов или должностного лица.

Основные понятия, использованные в данном Федеральном законе

Текст Федерального закона оперирует базой терминов, знание которых необходимо для понимания статей закона в полной мере.

Главные термины:

  • обращение – содержит предложение, заявление или жалобу в письменном или устном виде, поступающее в компетентные органы власти или самоуправления, к госслужащим;
  • должностное лицо – человек, выполняющий функции представителя власти;
  • предложение – содержит рекомендации для усовершенствования работы государственных учреждений, улучшения общественного порядка и работы всех сфер общественной жизни граждан;
  • заявление – прошение о способствовании в установлении прав и свобод личности, сообщение о нарушении законодательных норм, ошибках в деятельности органов власти или чиновников, замечания по работе вышеупомянутых субъектов;
  • жалоба – прошение о возобновлении попранных прав и свобод просящего.

Внимание

В соответствии со статьями данного закона, за нарушением предписанных ими правовых норм  следует обязательная ответственность. Особенности установлены нормами законодательства Российской Федерации.

Об авторе

Григорий Смирнов

Опыт работы юристом – 14 лет. Высшее юридическое образование, с отличием закончил МГУ им. Ломоносова. Основная специализация – миграционное право.

Загрузка…

grajdanstvo-ru.ru

Порядок рассмотрения обращений граждан последняя редакция 2017 и 2018

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в новой редакции с изменениями по состоянию на 2017 и 2018 год

 

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ)

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должно

zhaloba-obrazec.ru

Закон о порядке рассмотрения обращений

В соответствии с российским законодательством, обращение граждан есть направление в органы государственной власти РФ или органы местного самоуправления, а также должностным лицам письменных заявлений, предложений или жалоб. Кроме того, обращение граждан в те же органы может осуществляться в устной форме.

Предложением, в сфере обращения граждан, является рекомендация гражданина по совершенствованию законов или других правовых актов, с целью развития общественных отношений, улучшения социальных, экономических или других сфер деятельности; заявлением признают сообщение гражданина о нарушении законов или недостатках в работе отдельных государственных органов и служб, или просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод; жалобой считается просьба гражданина о защите или восстановлении его законных конституционных прав и интересов, которые могли быть нарушены в ходе отдельных действий тех или иных лиц, организаций, структур или органов.

Правовую основу отдельной деятельности в Российской Федерации могут составлять не только федеральные законы, законы и приказы местного самоуправления, но и части и разделы различных законодательных документов Федерального масштаба. Ярким примером тому является область налогообложения доходов физических лиц, где законом, регулирующим эту сферу, является глава 23 Налогового кодекса РФ. Однако, нормативно правовой акт, регулирующий деятельность в области обращения граждан, в том числе порядок принятия и рассмотрения таких обращений, являет собой закон о заявлениях, который носит официальное название – Федеральный закон РФ № 59-ФЗ от 02 мая 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В своей структуре закон о порядке обращений граждан, насчитывает всего 18 статей, однако этого небольшого содержания, как и закону о налоге на имущество в своей области, вполне хватает для того, чтобы точно регламентировать порядок обращения граждан в государственные структуры, порядок рассмотрения таких обращений и разрешений.

Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан, статьей 1 определяет сферу действия настоящего законодательного документа. Право граждан на обращение фиксирует статья 2 закона, при этом статья 3 обеспечивает правовое регулирование правоотношений, так или иначе связанных с рассмотрением обращений граждан. Основные термины и их определения, которые применяются в данном законодательном акте, описаны в статье 4 закона. По своей сути, первые 4 статьи закона о порядке рассмотрения граждан представляют собой общее положение документа.

Права граждан при рассмотрении обращений зафиксированы в статье 5 закона. Так, в соответствии со статьей, каждый гражданин имеет право не только обратиться в определенные органы, но и получить письменный ответ на свое обращение. Безопасность при обращении каждому гражданину гарантирует статья 6 законодательного акта.

К письменному обращению гражданина, как правило, предъявляются определенные требования, которые зафиксированы в статье 7 закона о порядке рассмотрения обращений. Формы направления, регистрации и обязательного принятия обращения граждан прописаны в статьях 8-9 закона.

В статьях 10-14 закона о заявлениях, регулируется порядок и срок рассмотрения обращений, в том числе обращений отдельного вида, личного приема граждан и осуществления контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений. При этом, статья 15 закона устанавливает ответственность за нарушения в сфере данного законодательства, а статья 16 определяет виды возмещений причиненных убытков и взысканий, которые были понесены при рассмотрении обращений.

Заключительные статьи закона о порядке рассмотрения обращений граждан регулируют процесс признания недействительными отдельных нормативных документов СССР и вступления вышеназванного законодательного документа в законную силу.

Скачать Закон о порядке рассмотрения обращений

mosadvokat.org

Закон о порядке рассмотрения обращений Гражданское право

Главная Гражданское право

Изготовить необходимый документ стоит существенных вложений. Причина – это имеет огромное значение. Начальник бессознательно получает ощущения о заявителе, что написал свои взгляды, просматривая документ и его содержание. В жизни обращение это отражение характера обращающегося. В проблемах, если результат формируется от эмоционального убеждения это является критично влиятельным.

В соответствии с российским законодательством, обращение граждан есть направление в органы государственной власти РФ или органы местного самоуправления, а также должностным лицам письменных заявлений, предложений или жалоб. Кроме того, обращение граждан в те же органы может осуществляться в устной форме.

Предложением, в сфере обращения граждан, является рекомендация гражданина по совершенствованию законов или других правовых актов, с целью развития общественных отношений, улучшения социальных, экономических или других сфер деятельности; заявлением признают сообщение гражданина о нарушении законов или недостатках в работе отдельных государственных органов и служб, или просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод; жалобой считается просьба гражданина о защите или восстановлении его законных конституционных прав и интересов, которые могли быть нарушены в ходе отдельных действий тех или иных лиц, организаций, структур или органов.

Правовую основу отдельной деятельности в Российской Федерации могут составлять не только федеральные законы, законы и приказы местного самоуправления, но и части и разделы различных законодательных документов Федерального масштаба. Ярким примером тому является область налогообложения доходов физических лиц, где законом, регулирующим эту сферу, является глава 23 Налогового кодекса РФ. Однако, нормативно правовой акт, регулирующий деятельность в области обращения граждан, в том числе порядок принятия и рассмотрения таких обращений, являет собой закон о заявлениях, который носит официальное название – Федеральный закон РФ № 59-ФЗ от 02 мая 2006г.
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В своей структуре закон о порядке обращений граждан, насчитывает всего 18 статей, однако этого небольшого содержания, как и закону о налоге на имущество в своей области, вполне хватает для того, чтобы точно регламентировать порядок обращения граждан в государственные структуры, порядок рассмотрения таких обращений и разрешений.

Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан, статьей 1 определяет сферу действия настоящего законодательного документа. Право граждан на обращение фиксирует статья 2 закона, при этом статья 3 обеспечивает правовое регулирование правоотношений, так или иначе связанных с рассмотрением обращений граждан. Основные термины и их определения, которые применяются в данном законодательном акте, описаны в статье 4 закона. По своей сути, первые 4 статьи закона о порядке рассмотрения граждан представляют собой общее положение документа.

Права граждан при рассмотрении обращений зафиксированы в статье 5 закона. Так, в соответствии со статьей, каждый гражданин имеет право не только обратиться в определенные органы, но и получить письменный ответ на свое обращение. Безопасность при обращении каждому гражданину гарантирует статья 6 законодательного акта.

К письменному обращению гражданина, как правило, предъявляются определенные требования, которые зафиксированы в статье 7 закона о порядке рассмотрения обращений. Формы направления, регистрации и обязательного принятия обращения граждан прописаны в статьях 8-9 закона.

В статьях 10-14 закона о заявлениях, регулируется порядок и срок рассмотрения обращений, в том числе обращений отдельного вида, личного приема граждан и осуществления контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений. При этом, статья 15 закона устанавливает ответственность за нарушения в сфере данного законодательства, а статья 16 определяет виды возмещений причиненных убытков и взысканий, которые были понесены при рассмотрении обращений.

Заключительные статьи закона о порядке рассмотрения обращений граждан регулируют процесс признания недействительными отдельных нормативных документов СССР и вступления вышеназванного законодательного документа в законную силу.

Скачать Закон о порядке рассмотрения обращений

Раздел 2. Порядок рассмотрения обращений граждан.

Статья  14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан.

Органы государственной  власти  и  местного   самоуправления, предприятия,    учреждения,   организации   независимо   от   форм  собственности,  объединения  граждан,  должностные  лица   обязаны  рассмотреть   предложения  (замечания)  и  сообщить  гражданину  о результатах рассмотрения.

Предложения (замечания)   Героев   Советского  Союза,  Героев Социалистического Труда,  инвалидов  Великой  Отечественной  войны рассматриваются  первыми  руководителями  государственных органов, органов  местного  самоуправления,   предприятий,   учреждений   и  организаций лично.

Статья  15. Рассмотрение заявлений (ходатайств).

Органы государственной  власти,  местного самоуправления и их  должностные лица,  руководители и  должностные  лица  предприятий, учреждений,   организаций   независимо   от   форм  собственности, объединений граждан,  к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений   (ходатайств),   обязаны   объективно   и  своевременно рассматривать их,  проверять изложенные  в  них  факты,  принимать решения   в   соответствии   с   действующим  законодательством  и  обеспечивать  их  выполнение,  сообщать  гражданам  о  результатах  рассмотрения заявлений (ходатайств).

Заявления (ходатайства)  Героев  Советского   Союза,   Героев  Социалистического  Труда,  инвалидов  Великой  Отечественной войны рассматриваются первыми  руководителями  государственных  органов,  органов    местного   самоуправления,   предприятий,   учреждений, организаций и предприятий лично.

Ответ по  результатам  рассмотрения  заявлений (ходатайств) в обязательном порядке  дается  тем  органом,  который  получил  эти заявления  и  в компетенцию которого входит решение поставленных в заявлениях (ходатайствах) вопросов,  за подписью руководителя  или лица, исполняющего его обязанности.

Решение об отказе в удовлетворении требований,  изложенных  в  заявлении   (ходатайстве),  доводится  до  сведения  гражданина  в письменной форме со  ссылкой  на  Закон  и  с  изложением  мотивов отказа,  а  также  с  разъяснением  порядка  обжалования принятого решения.

Статья  16. Рассмотрение жалоб граждан.

Жалоба на действия либо решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств  массовой  информации, должностного  лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд  в  соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с  принятым  по жалобе решением – непосредственно в суд.

Жалобы Героев  Советского  Союза,  Героев   Социалистического  Труда,   инвалидов  Великой  Отечественной  войны  рассматриваются  первыми руководителями государственных органов,  органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций лично.

Жалобы на  решения  общего   собрания   членов   коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц,  созданных на основе коллективной собственности,  а также  на решения   высших   государственных  органов  решаются  в  судебном  порядке.

Гражданин может  подать жалобу лично или через уполномоченное  на это  другое  лицо.  Жалоба  в  интересах  несовершеннолетних  и  недееспособных лиц подается их законными представителями.

Жалоба в интересах гражданина по его полномочию, оформленному  в  установленном законом порядке,  может быть подана другим лицом, трудовым    коллективом    или    организацией,     осуществляющей правозащитную деятельность.

К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии  решений,  принимавшиеся  по  его  обращению ранее,  а также другие  документы,  необходимые для рассмотрения жалобы,  которые после ее  рассмотрения возвращаются гражданину.

Статья  17. Срок подачи жалобы.

Жалоба на обжалованное решение может быть подана в орган или  должностному лицу высшего уровня в течение одного года  с  момента  его принятия,  но не позднее одного месяца со времени ознакомления  гражданина с принятым  решением.  Жалобы,  поданные  с  нарушением  указанного срока, не рассматриваются.

Пропущенный по   уважительной   причине   срок   может   быть  восстановлен   органом   или  должностным  лицом,  рассматривающим  жалобу.

Решение высшего государственного органа, который рассматривал  жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано  в суд в срок, предусмотренный законодательством Украины.

Статья  18. Права гражданина при рассмотрении заявления либо жалобы.

Гражданин, обратившийся с заявлением либо  жалобой  в  органы  государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в  учреждения,  организации   независимо от форм собственности, объединения граждан,  средства массовой информации,  к должностным  лицам, имеет право:

лично изложить  аргументы  лицу,  проверявшему заявление либо  жалобу,  и принимать  участие  в  проверке  поданной  жалобы  либо  заявления;

знакомиться с материалами проверки;

представлять дополнительные  материалы  или настаивать на их запросе органом, рассматривающим заявление либо жалобу;

присутствовать при рассмотрении заявления либо  жалобы;

пользоваться услугами адвоката или  представителя  трудового коллектива,  организации,  осуществляющей  правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

получить письменный    ответ   о   результатах   рассмотрения  заявления либо жалобы;

высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления либо жалобы;

требовать возмещения   ущерба,  если  он  явился  результатом  нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Статья  19. Обязанности органов государственной власти,  местного самоуправления,   предприятий,  учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств  массовой  информации, их  руководителей  и других должностных   лиц  по  рассмотрению  заявлений либо жалоб.

Органы государственной  власти  и  местного   самоуправления, предприятия, учреждения,   организации   независимо   от   форм собственности,  объединения граждан, средства массовой информации, их руководители  и  другие  должностные лица в  пределах  своих полномочий обязаны:

объективно, всесторонне  и  своевременно  проверять заявления либо жалобы;

в  случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к  соответствующей информации при рассмотрении заявления либо жалобы составить  об  этом  мотивированное  постановление;

по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего  органа, рассматривающего его заявление либо жалобу;

отменять или изменять обжалованные решения в случаях,  предусмотренных  законодательством  Украины,  если они не отвечают закону или иным нормативным актам,  безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий,  выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;

обеспечивать восстановление    нарушенных    прав,   реальное выполнение принятых в связи с заявлением либо жалобой решений;

письменно сообщать    гражданину   о   результатах   проверки  заявления либо жалобы и сути принятого решения;

принимать меры  по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления  его  прав  или  законных  интересов,  решать вопросы об ответственности лиц,  по вине которых было допущено  нарушение,  а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принятое  решение  до  сведения  органа  местного  самоуправления, трудового  коллектива либо объединения граждан по месту жительства гражданина;

в случае признания  заявления  либо  жалобы  необоснованными  разъяснить порядок обжалования принятого по ним решения;

не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявления либо жалоб другим органам;лично организовывать   и   проверять  состояние  рассмотрения заявлений  либо  жалоб  граждан,  принимать  меры   к   устранению порождающих    их    причин,    систематически   анализировать   и информировать население о ходе этой работы.

В случае    необходимости    и   при   наличии   возможностей  рассмотрение обращений граждан  возлагается  на  должностное  лицо либо подразделение служебного аппарата,  специально уполномоченные осуществлять эту работу,  в пределах бюджетных  ассигнований.  Это положение не отменяет требований части девятой настоящей статьи.

Статья  20. Срок рассмотрения  обращений граждан.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не  более  одного  месяца  со  дня  их  поступления,  а  те,  которые  не нуждаются в дополнительном   изучении, –  безотлагательно,   но   не   позднее пятнадцати  дней со дня их получения.  Если в месячный срок решить поставленные  в   обращении   вопросы   невозможно,   руководитель соответствующего органа,  предприятия, учреждения, организации или его   заместитель   устанавливают   необходимый   срок   для   его рассмотрения,  о чем сообщается подавшему обращение лицу. При этом общий срок решения вопросов,  поставленных в обращении,  не  может превышать сорока пяти дней.

По обоснованному  письменному  требованию   гражданина   срок  рассмотрения  может  быть  сокращен  от  установленного  настоящей статьей срока.

Обращения граждан,  имеющих установленные  законодательством  льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Статья  21. Бесплатность рассмотрения обращения.

Органы государственной   власти,   местного   самоуправления,  предприятия,    учреждения,   организации   независимо   от   форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы.

Статья  22. Личный прием граждан.

Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм  собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан.

Прием проводится регулярно в установленные  дни и часы, в  удобное для граждан  время, по месту  их  работы  и  жительства. Графики приема доводятся до сведения граждан.

Порядок приема  граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях  независимо от форм   собственности, объединениях граждан определяется их руководителями.

Все обращения граждан на личном приеме  регистрируются.  Если решить  поставленные в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно,  оно рассматривается в том  же  порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину  сообщается письменно или устно, по желанию гражданина.

Статья  23. Организация приема граждан высшими должностными лицами.

Высшие должностные  лица  государства  –  Президент  Украины, Председатель Верховной Рады  Украины,  Премьер-министр  Украины  – осуществляют прием в установленном ими порядке.

У Вас все еще есть вопросы.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона:

– признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц;

– признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1 ), 30. 33. 45. 55 (часть 3 ) и 76. в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Впредь до введения в действие нового правового регулирования положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона должны применяться – исходя из требований статей 19 (часть 1 ), 33. 45. 72 (пункт “б” части 1 ) и 76 Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в вышеназванном Постановлении

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Документ. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и порядок их рассмотрения

Ответственность за нарушение законодательства

об обращениях граждан и порядок их рассмотрения

Право на обращение является одним из конституционных прав граждан Украины. Статья 40 Конституции Украины гласит: “Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок”.

Порядок реализации указанного права содержит Закон об обращениях граждан – основной нормативный документ, закрепляющий правила, предъявляемые к обращению граждан, порядок и сроки их рассмотрения.

Жалобы, предложения, заявления – это наиболее давние средства обеспечения человеком защиты своих прав. Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, как общегосударственных интересов, так и личных интересов конкретного человека. Вопросы обращения граждан являются сегодня актуальными не только для физических, но и для юридических лиц, выступающих в качестве участника данных правоотношений.

Прежде чем перейти к основному вопросу статьи, приведем основные положения Закона об обращениях граждан, которые касаются видов обращений, так как это определяет специфику их рассмотрения.

Статья 3 Закона об обращениях граждан дает определение понятиям “жалоба”, “предложение”, “заявление” (табл. 1).

Источники:
mosadvokat.org, pravoved.in.ua, base.garant.ru, consultant.parus.ua

Следующие статьи:

bfmac.com

Закон о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц

О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц

Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года N 221

Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 2, ст. 17; “Казахстанская правда” от 30 января 2007 года N (25261)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) заявление – ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;

2) анонимное обращение – обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя;

3) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу не менее двух раз, в котором:
обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению;
сообщается о несвоевременном рассмотрении ранее направленного обращения, если со времени его поступления истек установленный срок рассмотрения, но ответ заявителем не получен;
указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;

4) обращение – направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик;

5) субъекты, рассматривающие обращения, (далее – субъекты) – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, которые вправе рассматривать и принимать решения по обращениям физических и юридических лиц в соответствии с их компетенцией;

6) учет обращения – фиксирование сведений по приему и рассмотрению обращения и их отражение в государственной правовой статистической отчетности;

7) прием обращения – действие субъекта, должностного лица по принятию обращения физических и (или) юридических лиц;

8) рассмотрение обращения – принятие субъектом, должностным лицом в пределах своей компетенции по зарегистрированному обращению решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) регистрация обращения – фиксация в учетном информационном документе кратких данных по содержанию обращения и присвоение регистрационного номера каждому поступившему обращению;

10) запрос – просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера;

11) предложение – рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

12) отклик – выражение лицом своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера;

13) жалоба – требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов, об устранении неправомерных действий или бездействия должностных лиц, а также отмене незаконных решений субъектов.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о порядке
рассмотрения обращений физических и юридических лиц

1. Законодательство Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Z000107, V074699

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на физических и юридических лиц, подавших обращения, на субъекты и должностных лиц, рассматривающих обращения.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

3. Юридические лица, предоставляющие товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, рассматривают обращения по вопросам предоставления указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Основными принципами регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, являются:
1) законность;
2) единство требований к обращениям;
3) гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
4) недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений;
5) равенство физических и юридических лиц;
6) прозрачность деятельности субъектов и должностных лиц при рассмотрении обращений.

Статья 5. Обращения, не подлежащие рассмотрению

1. Не подлежат рассмотрению:
1) анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
2) обращение, в котором не изложена суть вопроса.

2. Если условия, послужившие основанием для оставления обращения без рассмотрения, в последующем были устранены, субъект или должностное лицо обязаны рассматривать указанное обращение.

Статья 6. Требования к письменному обращению

1. Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

2. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица – его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью.
При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

3. Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к субъекту, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

Статья 7. Прием, регистрация и учет обращений физических и юридических лиц

1. Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.
Отказ в приеме обращения запрещается.

2. Учет обращений физических и юридических лиц осуществляется в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

3. Личную ответственность за организацию работы с обращениями физических и юридических лиц, состояние приема, регистрации и учета несут руководители субъектов и должностные лица.

4. Обращение может вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

5. Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.

6. Обращение, поступившее субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней направляется соответствующим субъектам с сообщением об этом заявителю.

Статья 8. Сроки рассмотрения обращения

1. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней.

2. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.
В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.

3. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем субъекта или его заместителем.

4. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

5. Законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные сроки рассмотрения обращений.

Статья 9. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц

1. Субъекты и должностные лица в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, в случае необходимости – с их участием;
2) принимают меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц;
3) информируют заявителей о результатах рассмотрения их обращений и принятых мерах;
4) уведомляют заявителей о направлении их обращений на рассмотрение другим субъектам или должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Акты, документы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений, за исключением тех, которые содержат государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, представляются в течение пятнадцати календарных дней субъектам или должностным лицам, непосредственно рассматривающим обращения.
Обращения об ущемлении прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, о многочисленных или грубых нарушениях закона могут проверяться с выездом на место по поручению руководителя субъекта.

3. По результатам рассмотрения обращений принимается одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении обращения;
2) об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием принятия такого решения;
3) о даче разъяснения по существу обращения;
4) о прекращении рассмотрения обращения.

4. При поступлении нескольких обращений по одному и тому же вопросу в интересах одного и того же лица первое обращение регистрируется как основное обращение, а последующие приобщаются к основному обращению и рассматриваются как одно обращение с уведомлением заявителей о результатах их разрешения в пределах установленного срока, исчисляемого со дня поступления первого обращения.

Статья 10. Ответы на обращения

1. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

2. При отсутствии каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, просьб обращения принимаются к сведению и списываются в дело руководителем субъекта или его заместителем.

Статья 11. Прекращение рассмотрения обращений

1. Рассмотрение обращений прекращается, если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок и заявителям в установленном порядке давались ответы.

2. Решение о прекращении рассмотрения обращений вправе принимать руководитель субъекта или его заместитель.

Статья 12. Обжалование решений, принятых по результатам рассмотрения обращений

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения субъекта подается вышестоящему должностному лицу или субъекту в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим субъектом или должностным лицом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для субъекта или должностного лица к отказу в рассмотрении жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы.
При отсутствии вышестоящего должностного лица или субъекта либо несогласия заявителя с принятым решением заявление подается непосредственно в суд.

Статья 13. Личный прием физических лиц и
представителей юридических лиц

1. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и их заместители обязаны проводить личный прием граждан и представителей юридических лиц, в том числе работников этих органов, не реже одного раза в месяц согласно графику приема, утверждаемому руководителем соответствующего государственного органа.

2. Прием должен проводиться по месту работы в установленные и доведенные до сведения физических и юридических лиц дни и часы.

3. Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.

Статья 14. Права физических и юридических лиц
при рассмотрении обращения

Физическое либо юридическое лицо, подавшее обращение, имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы в подтверждение своего обращения либо просить об их истребовании;
2) изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
3) ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения, участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права, свободы других лиц;
4) получить мотивированный ответ в письменной или устной форме о принятом решении;
5) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;
7) обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 15. Права и обязанности субъектов и должностных лиц

1. Субъекты, должностные лица имеют право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию;
2) обращаться в суд о взыскании расходов, понесенных в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

2. Субъекты и должностные лица обязаны:
1) принимать и рассматривать обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом;
2) принимать законные и обоснованные решения;
3) обеспечить контроль за исполнением принятых решений;
4) сообщать физическим и юридическим лицам о принятых решениях в письменной форме либо в форме электронного документа;
5) пресекать преследования физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, членов их семей в связи с подачей обращения субъектам и должностным лицам с критикой их деятельности либо в целях защиты прав, свобод и законных интересов;
6) не направлять жалобу на рассмотрение должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются;
7) исключать случаи возложения проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;
8) не допускать обращения физических и юридических лиц во вред лицу, его подавшему, или в интересах которого оно было подано;
9) не разглашать сведения о личной жизни физических лиц, в том числе выступающих в интересах юридического лица, без их согласия или сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, не допускать установления данных о личности физического лица, не относящихся к обращению;
10) анализировать и обобщать обращения физических и юридических лиц, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц;
11) систематически проверять состояние работы по рассмотрению обращений физических и юридических лиц;
12) предоставлять государственную правовую статистическую информацию о количестве поступивших, рассмотренных обращений и результатах их рассмотрения в сроки и объемах, которые установлены государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

Статья 16. Делопроизводство по обращениям
физических и юридических лиц

Делопроизводство по обращениям физических лиц и делопроизводство по обращениям юридических лиц ведутся отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о порядке рассмотрения
обращений физических и юридических лиц

Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г. N 2340 “О порядке рассмотрения обращений граждан” (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 9-10, ст. 71).

Президент
Республики Казахстан

 

www.mfa.kz