Содержание

Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? //

Из прокуратуры пришло представление о том, что один из государственных гражданских служащих является учредителем ООО. В процессе проверки он вышел из состава учредителей.

Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? Предусмотрена ли за это ответственность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Государственный гражданский служащий вправе учредить общество с ограниченной ответственностью и оставаться его участником в период пребывания на государственной гражданской службе. Какой-либо ответственности за это не предусмотрено.

Принадлежащая государственному гражданскому служащему доля в уставном капитале ООО должна быть передана им в доверительное управление. Несоблюдение этого требования может явиться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.

Обоснование вывода:

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее — Закон N 79-ФЗ). Ни указанными, ни иными нормами гражданскому служащему (далее также — служащий) не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них*(1). Более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее — Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ. Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения служащего к ответственности. Однако, если владение такими долями приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать их в доверительное управление.

Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей или осуществление полномочий (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) им и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Поскольку, с одной стороны, основной целью деятельности ООО как коммерческой организации является получение прибыли (п.п. 1, 2 ст. 50, п.п. 1, 3 ст. 66 ГК РФ) и участник ООО вправе участвовать в распределении прибыли общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ), что приносит участнику доход, а, с другой стороны, в связи с поступлением на государственную службу гражданину становится доступной информация, не являющаяся общедоступной, а также появляется возможность принимать участие в осуществлении государственного управления, то, как мы полагаем, целесообразно исходить из того, что участие гражданского служащего в ООО принципиально может привести к конфликту интересов, а значит, требует передачи принадлежащих служащему долей в доверительное управление.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (ч. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, несоблюдение служащим требования о передаче принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО в доверительное управление может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с гражданской службы (смотрите, например, раздел 1 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.08.2012 по делу N 33-3502/2012 и от 14.08.2012 по делу N 33-3540/2012). Однако оценить обоснованность применения того или иного дисциплинарного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации мы не можем.

*(1) Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако создание (учреждение) юридического лица и дальнейшее участие в нем не является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ). После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не участник юридического лица, а само это юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность (ст.ст. 1, 48, 49 ГК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кошечкина Наталья

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Может ли муниципальный служащий быть учредителем ООО — участие в управлении хозяйствующим субъектом

Из прокуратуры пришло представление о том, что один из государственных гражданских служащих является учредителем ООО. В процессе проверки он вышел из состава учредителей.

Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? Предусмотрена ли за это ответственность?

5 сентября 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственный гражданский служащий вправе учредить общество с ограниченной ответственностью и оставаться его участником в период пребывания на государственной гражданской службе. Какой-либо ответственности за это не предусмотрено.

Принадлежащая государственному гражданскому служащему доля в уставном капитале ООО должна быть передана им в доверительное управление. Несоблюдение этого требования может явиться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.

Обоснование вывода:
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Ни указанными, ни иными нормами гражданскому служащему (далее также — служащий) не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них*(1). Более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ. Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения служащего к ответственности. Однако, если владение такими долями приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать их в доверительное управление.

Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей или осуществление полномочий (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) им и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Поскольку, с одной стороны, основной целью деятельности ООО как коммерческой организации является получение прибыли (п.п. 1, 2 ст. 50, п.п. 1, 3 ст. 66 ГК РФ) и участник ООО вправе участвовать в распределении прибыли общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ), что приносит участнику доход, а, с другой стороны, в связи с поступлением на государственную службу гражданину становится доступной информация, не являющаяся общедоступной, а также появляется возможность принимать участие в осуществлении государственного управления, то, как мы полагаем, целесообразно исходить из того, что участие гражданского служащего в ООО принципиально может привести к конфликту интересов, а значит, требует передачи принадлежащих служащему долей в доверительное управление.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (ч. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, несоблюдение служащим требования о передаче принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО в доверительное управление может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с гражданской службы (смотрите, например, раздел 1 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.08.2012 по делу N 33-3502/2012 и от 14.08.2012 по делу N 33-3540/2012). Однако оценить обоснованность применения того или иного дисциплинарного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

17 августа 2016 г.

————————————————————————
*(1) Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако создание (учреждение) юридического лица и дальнейшее участие в нем не является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ). После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не участник юридического лица, а само это юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность (ст.ст. 1, 48, 49 ГК РФ).

Законодательство

Обо всех существующих на сегодняшний момент запретах сообщается в 79-м Федеральном законе, введенном в действие еще в июле 2007 года. Этот нормативный акт регламентирует деятельность гражданской службы в России. Конкретно о нашем вопросе говорится в 16-17 статьях названного документа.

Тем не менее ни в упомянутом законе, ни в каких-либо иных актах нет запретов на учреждение субъектов хозяйственной деятельности или участие в их работе. При этом даже поверхностное прочтение 17-й статьи 79-го ФЗ (2 часть) и ст. 11 273-го ФЗ («О коррупции») позволяет убедиться, что чиновник вправе владеть долями в капиталах тех или иных коммерческих организаций.

Проще говоря, сам по себе факт наличия в собственности части ООО не рассматривается как законное основание для принятия мер дисциплинарного характера в отношении чиновника.

Тем не менее это далеко не все – учредитель субъекта экономической деятельности рискует в период пребывания на государственной (муниципальной) службе столкнуться с невозможностью выполнять возложенные на него обязанности требующимся образом из-за имеющихся конфликтов интересов. Именно по этой причине он и должен побеспокоиться о передаче собственности в доверительное управление.

О том, что такое конфликт интересов, мы узнаем из того же 79-го закона. Здесь, в частности, сообщается – речь идет о ситуациях, когда личная вовлеченность служащего в деятельность коммерческого предприятия может оказать влияние на:

  • осуществление им полномочий;
  • беспристрастность;
  • объективность решений.

Под личной заинтересованностью законодательство понимает возможность:

  • извлекать определенные доходы в виде ценного имущества, прав на него, услуг или наличных денег;
  • получения преимуществ для себя, близких родственников, организаций с коими имеются материальные связи.

Об этом говорится в 79-м законе, а точнее, в его 19-й статье (3-я часть).

К близким родственникам принадлежат:

  • родители;
  • дети;
  • супруги;
  • братья и сестры.

Что будет

Как уже ранее отмечалось, главным смыслом создания ООО является извлечение прибыли. Соответственно, любой учредитель общества имеет право принять участие в ее распределении. Это, в свою очередь, приносит ему доход. Важный момент – его размер не имеет никакого значения.

Гражданину, поступившему на госслужбу, открывается конфиденциальная информация. Человек же получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен.

Все это дает основание полагать, что участие чиновника в работе ООО потенциально приводит к образованию конфликта интересов. Избежать последнего позволяет своевременная передача активов в доверительное управление.

Как следует из 79-го закона (16-я статья, 1-я часть), при игнорировании запрета и неисполнении обязанностей, предусмотренных в 273-м законе, гражданин не может пребывать на госслужбе. Здесь работодатель (или его законный представитель) обязаны принять все необходимые меры для предотвращения конфликта интересов либо его урегулирования. Меры для этого предусмотрены разные, но наиболее действенная из них – отстранение от должности.

Может ли муниципальный служащий быть по совместительству директором АНО

Статья 14 Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» перечисляет запреты, которые установлены муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы (статья 14 Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ приведена ниже). Пункт 2 статьи 11 Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставляет право с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (статья 14.1 Федерального законно от 03.03.2007г. №25-ФЗ). Исключение предусмотрено только для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Исходя из статьи 11, статьи 14 Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.Источник: m.kdelo.ru/qa/113729-mojet-li-grajdanin-pri-perevode-na-munitsipalnuyu-slujbu-prodoljat-rabotat-v-administratsii

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Муниципальная служба – Органы местного самоуправления, учреждения и управляющие компании

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленные Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

  • заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
  • собственноручно заполненную и подписанную анкету;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
  • документ об образовании;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
  • сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

В органах местного самоуправления для замещения вакантных должностей муниципальной службы проводится конкурс (кроме муниципальных должностей, относящихся к младшей группе должностей – специалистов первой и второй категории). В ходе конкурса осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Может ли бывший госслужащий открыть ООО по закону РФ

Может ли бывший госслужащий открыть ООО по закону РФ

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» запрещается совмещать работу в государственных органах с предпринимательской или коммерческой деятельностью только действующим госслужащим. На бывших сотрудников госорганизаций это ограничение не распространяется.

Соответственно, бывший госслужащий может открыть ООО.

Но есть ряд нюансов:

  • Важно правильно понимать статус госслужащего, ведь им наделяются не все, кто работает в муниципальных или государственных организациях. Например, наёмные работники могут не наделяться указанным статусом, соответственно, вопрос о каких-либо ограничениях по ведению коммерческой деятельности в этой ситуации вообще будет неактуальным.
  • Организация, принявшая на работу бывшего госслужащего, если его должность относится к специальным перечням (например, из указа Президента РФ № 557), а с момента увольнения со службы еще не прошло более 2 лет, обязана уведомить об этом представителей последнего места службы в десятидневный срок (ст. 64.1 ТК РФ). Этот пункт будет касаться тех, кто при организации ООО в качестве учредителя/участника захочет нанять сам себя на руководящую должность.
  • Так как создаваемая организация новая и не могла быть в сфере деятельности госслужащего, пока он был при исполнении, конфликта интересов не возникает (пункт 3.1 пункта статьи 17 ФЗ № 79), а значит, решения соответствующей комиссии не потребуется, даже если бывший госслужащий наймёт сам себя в качестве сотрудника организации.
Далее потребуется:
  1. Открыть ООО
  2. Открыть расчётный счёт

Автор материала

Олег Легин

Эксперт по малому и среднему бизнесу. За плечами: крупный ритейл, складская логистика, маркетинг.

Перейти к странице сравнения