Содержание

Камышлинский ЦСО – Профстандарт специалиста по социальной работе

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ[1]

 

Специалист по социальной работе

 

3

Регистрационный номер

 

Содержание

 

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III.Характеристика обобщенной трудовой функции

3.1. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по предоставлению социальных услуг и социальной помощи гражданам

3.2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социального обслуживания граждан»

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие сведения

 

Деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг и социальной помощи

 

03.001

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предоставление социальных услуг и социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности

Группа занятий:

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

 

 

 

(код ОКЗ[2])

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

 

Отнесение к видам экономической деятельности:

87

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

88

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

(код ОКВЭД[3])

(наименование вида экономической деятельности)

             

3. 1. Обобщенная трудовая функция

 

[1] Профессиональный стандарт оформляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации).

[2] Общероссийский  классификатор занятий

[3] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

[iv] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

[v] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

[vi] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов                ОК 016-94

[vii] Общероссийский классификатор специальностей по образованию

[viii] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации».

Голодец: в России появится система допуска к должностям в социальной сфере – Общество

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Система допуска к должностям в социальной сфере появится в РФ, поскольку социальный работник должен соответствовать всем профессиональным требованиям. Об этом заявила во вторник вице-премьер Ольга Голодец на заседании попечительского совета при правительстве РФ, на котором были представлены результаты экспертизы применения профессиональных стандартов в деятельности социальных работников в России.

“Мы с вами неоднократно наталкивались на проблему непрофессионализма тех кадров, которые заняты в социальной сфере. Сегодня важно говорить о системе допуска к занятию той или иной позиции в социальной сфере, потому что иногда у нас бывают кадры подготовлены хорошо, но руководители предпочитают брать людей из других сфер. Много примеров, мы сами с ними сталкивались. Профессиональные требования должны быть неотъемлемой частью требований к занятию той или иной должности в социальной сфере”, – сказала Голодец.

Она напомнила, что четыре года назад Минтруд начал работу по созданию профстандартов для работников социальной сферы по поручению попечительского совета. В 2013-2014 году были утверждены девять профессиональных стандартов: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, специалист по работе с семьей, психолог в социальной сфере, социальный работник, специалист по социальной работе, руководитель организации социального обслуживания, руководитель учреждения медико-социальной экспертизы и специалист по медико-социальной экспертизе.

Тогда же стартовал процесс апробации и внедрения профессиональных стандартов работников соцсферы. Первыми в проект вступили Москва, Московская область, Свердловская, Воронежская, Ярославская области, Алтайский край, Хабаровский край и некоторые другие регионы.

“Процесс апробации стандартов охватил более 20% территории РФ. Сегодня нам необходимо двигаться дальше. Начата работа над новыми федеральными стандартами высшего образования (ФГОС), которые бы учитывали требования профессиональных стандартов. То есть через определенное время вся страна перейдет уже на понятные принципы образования в социальной сфере”, – сказала вице-премьер.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова заметила, что формальная дата для перехода на профстандарты – это 2020 год для государственного сектора, то есть для организаций, учредителями которых является государство. “У нас порядка 9,5 млн человек в госсекторе занято в социальной сфере; если говорить о социальном обслуживании, то это порядка 600 тысяч человек. Социальные работники, по которым разработан соцстандарт – это порядка 145 тысяч человек, для них сейчас корректируются ФГОСы, программы образования, системы дополнительного профессионального образования”, – сказала замминистра. По ее словам, этот переход должен быть комфортным для всех и ни в коем случае не революционным.

Совет обсудил внедрение профстандартов работников социальной сферы

Специалисты, подготовленные по новым стандартам, смогут эффективнее оказывать помощь нуждающимся, в частности, за счет того, что в их функции будет входить обеспечение межведомственного взаимодействия в решении тех или иных проблем граждан.

Например, сегодня человеку с инвалидностью помощь оказывается по линии множества ведомств в зависимости от того, какую проблему требуется решить. Возникают вопросы начисления социальных выплат, жилищного обеспечения, медицинского обслуживания, образования и трудоустройства. И, как правило, гражданину приходится самостоятельно разбираться в том, какой орган исполнительной власти за что отвечает. При этом оказываемая помощь фрагментарна и поэтому не приводит к улучшению условий жизни человека в целом.

«Бывает множество ситуаций, когда у человека есть потребность в комплексной помощи, которую оказывают разные ведомства. В этом случае само взаимодействие ведомств требует координации, и этим должен заниматься один орган, иначе получается путаница», – заявил член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, ректор Московского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.

По словам заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любови Ельцовой, профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания населения планируется ввести в 2020 году.

“Сейчас мы проводим анализ того, что необходимо, какие нормативные акты изменить, какое обучение провести, запланировать ресурсы. У нас формальная дата – 2020 год. Это для государственного сектора”, — сказала Л. Ельцова. Замминистра пояснила, что всего в социальной сфере занято порядка 9,5 миллионов человек, а в соцобслуживании – около 600 тысяч человек. Разработанные на сегодняшний день профстандарты коснутся 145 тысяч человек.

Речь идет о таких специальностях, как “Психолог в социальной сфере”, “Педагог-психолог”, “Специалист по работе с семьей”, “Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере”, “Социальный работник”, “Специалист по социальной работе”, “Руководитель организации социального обслуживания”, “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”, “Специалист по медико-социальной экспертизе”. Некоторые из них абсолютно новые для нашей страны.

В свою очередь, Ольга Голодец особо подчеркнула, что в процессе перехода к профстандартам следует избежать напряжения, которое имело место, например, при внедрении стандартов для педагогов. С этой целью вице-премьер предложила разработать образовательные модули повышения квалификации для работников социальной сферы, по которым в регионах будет вестись повышение квалификации и переподготовка специалистов.

Внедрение профстандартов также предполагает разработку новых и корректировку действующих образовательных программ высшего образования, федеральных государственных образовательных стандартов. При этом, как отметила член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, президент благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елена Альшанская, далеко не все специальности в социальной сфере должны осваиваться в высших учебных заведениях, поэтому необходимо уделить особое внимание корректировке средне-специального образования.

Кроме того, Е. Альшанская убеждена, что повсеместно внедрять профстандарты можно только после того, как вузы и средне-специальные учебные заведения начнут готовить специалистов по соответствующим программам.

Член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, директор фонда помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость” Елизавета Олескина выступила с предложением дополнительно разработать отдельный профстандарт для специалистов по уходу. По ее мнению, это крайне важная тема, поскольку сегодня профессиональный уход за пожилыми людьми и людьми с инвалидностью фактически отсутствует. На практике его осуществляют те же работники, которые занимаются уборкой помещений.

При переходе к профстандартам, по мнению членов Совета, необходимо предусмотреть сохранение гарантий трудовых прав граждан, чтобы, например, при переходе в новую должность специалист не потерял трудовой стаж, по которому исчисляется выслуга лет, а также другие заслуженные льготы.

Пресс-служба Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Всероссийский вебинар по вопросам адаптации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы