Содержание

ст. 138 Трудового Кодекса РФ в текущей редакции и комментарии к ней

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов .

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Комментарий к статье 138 ТК РФ

1. Данная статья предусматривает общие и специальные правила, касающиеся ограничения размера удержаний из заработной платы работника. Она имеет гарантийный характер, обеспечивая выплату работнику определенной суммы заработной платы, достаточной для удовлетворения его основных жизненных потребностей.

2. По общему правилу все удержания из заработной платы не могут превышать 20% начисленной заработной платы. Это ограничение применяется в случаях удержаний, предусмотренных ст. 137 ТК. Для удержаний, производимых по решению государственных органов или в силу прямого указания закона, оно применяется, если не установлено иных правил.

3. Наряду с общим ст. 138 предусматривает специальные правила. К ним относятся удержания, производимые по исполнительным документам (исполнительные листы, выдаваемые судами; судебные приказы; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; постановления судебного пристава-исполнителя).

Правила обращения взыскания на заработную плату предусмотрены ст. ст. 98, 99, 101 Закона об исполнительном производстве. В частности, при обращении взыскания на заработную плату с должника не может быть удержано более 50% заработной платы при каждой выплате. При этом размер удержаний из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ст. 99 Закона).

Указанные ограничения не применяются: при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В перечисленных случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать 70% (ст. 99 Закона).

Ограничения размеров удержания из заработной платы не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа (ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

4. Размер удержаний из заработка осужденного к исправительным работам установлен ст. 50 УК РФ, а порядок производства удержаний - ст. 44 УИК РФ.

5. Размер удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, супругов и иных родственников определяется СК РФ (ст. ст. 80 - 82, 100, 103, 110, 111, 113).

6. Не допускаются удержания из компенсационных выплат, установленных трудовым законодательством, а именно выплат:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

Взыскание не может быть обращено на суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также на суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

Другой комментарий к статье 138 ТК РФ

§ 1. К числу гарантий охраны заработной платы от необоснованных удержаний относится не только исчерпывающий перечень случаев, когда Кодекс разрешает производить удержания из заработной платы, но и ограничение суммы удержаний определенным пределом. По общему правилу сумма всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% причитающейся работнику заработной платы.

§ 2. В случаях, прямо указанных в федеральном законе, размер удержаний не может превышать 50% заработной платы. Статья 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 27 июля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591) предусматривает, что при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выплат до полного погашения взыскиваемой суммы. Если из заработной платы работника одновременно производятся удержания по нескольким исполнительным документам, то за ним должно быть сохранено 50% заработка.

§ 3. Предусмотренные выше ограничения не применяются в следующих случаях: при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; при возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В указанных случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%.

§ 4. Статья 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что на пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и др.) взыскание производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

§ 5. К числу выплат, на которые не может быть обращено взыскание, ст. 69 указанного выше Закона относит денежные суммы, выплачиваемые:

1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;

5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

Статья 138 ТК РФ 2016-2019. Ограничение размера удержаний из заработной платы. ЮрИнспекция

Возвращен денежный заем может быть наличными или в безналичном порядке (п. 1 ст. 807 ГК РФ) . Кроме того, если заем выдан сотруднику, организация может удержать выданные суммы и проценты из его зарплаты. В этом случае нужно соблюсти ограничения, установленные статьей 138 Трудового кодекса РФ. Ежемесячно из зарплаты сотрудника можно удерживать не более 20 процентов начисленной суммы. Беспроцентный заем можно вернуть досрочно. При этом согласия заимодавца не требуется. Досрочный возврат процентного займа допускается только с согласия организации, предоставившей заем. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 810 Гражданского кодекса РФ. Организация может предоставить заем как своим сотрудникам, так и другим гражданам, не являющимся сотрудниками организации, – в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 807 ГК РФ) . Для учета денежных займов, предоставленных сотрудникам, необходимо использовать счет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» (Инструкция к плану счетов) . После того как организация выдала сотруднику деньги или перевела их на его банковский счет, в учете необходимо запись: Дебет 73-1 Кредит 50 (51) – выдан денежный заем сотруднику. Если же денежный заем предоставлен гражданину, который не является сотрудником организации, то его выдачу необходимо оформить проводкой: Дебет 76 Кредит 50 (51) – выдан денежный заем гражданину, не являющемуся сотрудником организации. Кроме денег, организация может одолжить сотруднику (гражданину) принадлежащее ей имущество. В данном случае сделка представляет собой заем в натуральной форме или товарный кредит. Это следует из пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса РФ. В бухучете стоимость имущества, выдаваемого по договору займа, не включается в расходы, как при обычном выбытии (п. 3 ПБУ 10/99). Стоимость передаваемого имущества необходимо определить исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация продает аналогичное имущество (п. 6.3 ПБУ 10/99). Поступление материальных ценностей при возврате займа не является доходом (п. 3 ПБУ 9/99). В зависимости от того, какое имущество является предметом займа в натуральной форме (товары, материалы, основные средства) , в бухучете необходимо проводку: Дебет 73-1 (76) Кредит 41 (01, 10...) – переданы товары (основные средства, материалы и т. д. ) по договору займа (товарного кредита) . Для целей расчета НДС передача имущества по договору займа (товарного кредита) считается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ, письма МНС России от 15 июня 2004 г. № 03-2-06/1/1367/22, УМНС России по г. Москве от 27 августа 2004 г. № 24-14/55637). То есть возникает объект налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ) . Поэтому, если заем в натуральной форме (товарный кредит) предоставляет организация – плательщик НДС, в момент передачи имущества в бухучете необходимо еще одну запись: Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС с суммы займа в натуральной форме (товарного кредита) . Сотрудник (гражданин) вправе возвратить заем наличными или перечислить на расчетный счет организации (п. 1 ст. 810 ГК РФ) . Кроме того, если заемщиком является сотрудник, организация может удержать выданные суммы из его зарплаты. В этом случае необходимо соблюдать ограничения, установленные статьей 138 Трудового кодекса РФ. Ежемесячно из зарплаты сотрудника можно удерживать не более 20 процентов. Возврат займа (в зависимости от вида передаваемого имущества) необходимо отразить проводкой: Дебет 51 (50, 41, 08, 10…) Кредит 73-1 (76) – отражен возврат займа. Предоставление (получение назад) заемных средств необходимо оформить соответствующими первичными документами в зависимости от вида отпускаемого (поступающего) имущества (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ) . Например, выдачу займа наличными деньгами необходимо оформить расходным кассовым ордером по форме № КО-2.

что законно, а что нет?

 Перечень случаев удержаний из заработной платы, которые может производить работодатель без согласия сотрудника, жёстко ограничен – все они перечислены в статье 137 Трудового кодекса РФ. К их числу относится увольнение работника до окончания того рабочего года, в счёт которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск: за неотработанные дни отпуска удержание правомерно. Отмечу, что в этом списке нет ситуаций, связанных с опозданием на работу, курением и другими нарушениями трудового распорядка, а также с выплатой излишне выплаченных работнику сумм, если речь не идёт о счётной ошибке. То есть в таких случаях производить удержания из зарплаты нельзя. Однако необходимо учитывать, что работодатель обязан оплачивать только то время, которое сотрудник фактически отработал, либо за ним сохранялись место работы и зарплата (например, отпуска, командировки). Если работник из-за опозданий, перекуров, чаепитий, перерывов не отработал положенное время, то работодатель вправе его не оплачивать.

Согласно статье 138 ТК РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, по исполнительным листам) - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Ограничения, установленные статьей 138 ТК РФ, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причинённого здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понёсшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причинённого преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание (компенсационные выплаты, установленные в связи со служебной командировкой, с переводом, приёмом или направлением на работу в другую местность, в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребёнка, со смертью родных, с регистрацией брака; пособия гражданам с детьми, выплачиваемые за счёт средств бюджета.

Требуя вернуть стоимость невозвращённой спецодежды при увольнении, работодатель руководствуется ст. 248 ТК РФ («Порядок взыскания ущерба»), согласно которой он вправе без обращения в суд взыскать с виновного работника сумму причинённого ущерба, не превышающую размер среднего месячного заработка. Выданная работникам спецодежда является собственностью организации и при увольнении подлежит возврату. Нарушая данное требование, работник причиняет работодателю материальный ущерб, равный остаточной стоимости не возвращённой им спецодежды. Если сумма такого ущерба не превышает размера среднего месячного заработка работника, это даёт работодателю правовое основание для удержания соответствующей суммы из заработной платы работника с учётом ограничений размеров удержаний, установленных ст. 138 ТК РФ. Если же работник готов вернуть спецодежду, работодатель не вправе отказаться её принять и требовать от работника возмещения её стоимости.

Удержание алиментов по заявлению работника в размере, превышающем установленный законом

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Семейный кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
  • Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов".
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    Согласно действующему Семейному кодексу РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Таким образом, при отсутствии добровольного содержания несовершеннолетнего ребенка родитель, который проживает отдельно, обязан выплачивать алименты по решению суда.

    Взимание алиментов производится с родителей до достижения детьми 18-летнего возраста. В случае если ребенок является нетрудоспособным и нуждающимся в помощи, согласно нормам Семейного кодекса РФ взыскание алиментов с родителей осуществляется и после его совершеннолетия. Вместе с тем, как определено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", если несовершеннолетний, на которого взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме, выплата средств на его содержание прекращается.

    Согласно ст. 109 Семейного кодекса администрация организации, где работает лицо, уплачивающее алименты, на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и уплачивать или переводить их за счет лица, уплачивающего алименты, получателю, не позднее трехдневного срока со дня выплаты заработной платы.

    Алименты назначаются в твердой сумме или в процентном отношении к доходу родителя.

    Если родитель имеет одно место работы и постоянный доход, то алименты, как правило, назначаются в процентном отношении к доходу - на одного ребенка в размере одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителя. Размер этих долей суд может увеличить или уменьшить в зависимости от материального или семейного положения сторон и других обстоятельств дела (например, нетрудоспособности членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступления инвалидности либо наличия заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступления ребенка на работу либо занятия им предпринимательской деятельностью).

    Алименты в твердой сумме назначаются, когда, например, отсутствует постоянный доход у родителя, а также в других случаях, когда невозможно взыскание алиментов в процентном соотношении.

    Что касается ограничения размера удержания из заработной платы, то этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Согласно этим законодательным актам по общим правилам размер удержаний из заработной платы не может превышать в отдельных случаях 50 %. Для таких возмещений, как алименты на несовершеннолетних детей, выплаты, связанные с причинением вреда здоровью и ущерба, причиненного преступлением, размер удержаний повышен и может составлять 70%.

    На практике ситуация с удержанием средств работодателем на выплату алиментов выглядит следующим образом.

    Напомним, что основанием для удержания денежных средств из заработной платы работника-должника для бухгалтера являются определенные документы. К исполнительным документам о взыскании алиментов относятся: исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. Отметим, что бухгалтер не вправе самостоятельно вносить изменения в постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

    Переводить и перечислять взысканные по алиментным платежам суммы бухгалтер должен за счет средств плательщика алиментов. Алименты могут быть перечислены взыскателю по почте или на его расчетный счет.

    Обращаем внимание на то обстоятельство, что размер удержаний определяется исходя из сумм, оставшихся после уплаты НДФЛ, то есть сумма алиментов определяется исходя из тех средств, которые причитаются к выдаче работнику.

    Как уже было отмечено выше статья 138 Трудового кодекса РФ содержит ограничения по размеру удержания из заработной платы до 70% при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Данная норма является императивной и не содержит правомочий по изменению размера в сторону увеличения. Надо думать, что законодатель сознательно установил такие ограничения в целях защиты прав работников, обязанных исполнять алиментные обязательства. В любом случае работнику положено выдать не менее 30% причитающейся ему зарплаты и иных доходов. В такой ситуации администрация, выполняющая требования о перечислении алиментов, не может самостоятельно увеличивать размер удержания даже по заявлению самого работника. Причем, если на практике возникает ситуация, когда у работника имеется два или более исполнительных листа и удержанная денежная сумма недостаточна для исполнения в полном объеме требований исполнительных документов одной очереди, они удовлетворяются пропорционально суммам, причитающимся каждому взыскателю. При этом удержанная сумма все же не может быть более 70%. Если администрация все-таки будет удерживать и перечислять из заработной платы работника более 70%, к ней могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 362 Трудового кодекса РФ – денежный штраф в размере, определяемом ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Резюме. В случае если родитель не проживает с ребенком, действующим законодательством на него возлагается обязанность по уплате алиментов. Взимание алиментов производится с родителей до достижения детьми 18-летнего возраста. В случае если ребенок является нетрудоспособным и нуждающимся в помощи, согласно нормам Семейного кодекса РФ взыскание алиментов с родителей осуществляется и после его совершеннолетия.

    Если родитель не выполняет своих обязанностей по уплате алиментов, то средства на содержание взыскиваются в судебном порядке.

    В этом случае исполнительные документы на взыскание алиментов поступают по месту работы родителя. Работодатель обязан выполнять требования судебных органов и не вправе уменьшать или увеличивать размер алиментов, так же как и приостанавливать их удержание.

    В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, администрация организации, где работает лицо, уплачивающее алименты, на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и уплачивать или переводить их за счет лица, выплачивающего алименты, лицу, получающему их, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы.

    Законом установлены следующие размеры алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей: на содержание одного ребенка - 25% ежемесячного дохода работника, на содержание двоих детей - 33% , на содержание троих и более детей - 50%. Размер этих долей может быть изменен (уменьшен или увеличен) судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных обстоятельств.

    Алименты на содержание несовершеннолетних детей удерживаются практически со всех видов заработной платы и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной и натуральной форме.

    Согласно нормам Трудового кодекса РФ установлено ограничение размера удержаний из заработной платы работников. При взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей общий размер всех удержаний при каждой выдаче заработной платы не может превышать 70% выплаты, причитающейся работнику. Эта норма является императивной и не может быть изменена в сторону увеличения по решению сторон. В случае нарушения к работодателю могут быть применены штрафные санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

    Юридическая консультация

    Здравствуйте. Просьба разъяснить какие конкретно документы необходимо предоставить в территориальный фонд ФСС для финансирования мероприятий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 2375 “Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников” для целей выполнения ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в соответствие с : приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н “Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков” (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2012 года, регистрационный N 23513), пункт 9. “Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током”. Это необходимо знать всем хозяйствующим субъектом для случаев приобретения организацией (или любым работодателем) выключателей дифференциальногот тока (ВДТ), устройств защитного отключения (УЗО), автоматических выключателей дифференциального тока (АВДТ), выключателей дифференциального тока (ВДТ) и любых других автоматических выключателей, управляемых дифференциальным током и имеющих номинальный отключающий дифференциальный ток не более 30 мА. Данные ВДТ предназначены для защиты людей при косвенном контакте с открытыми проводящими частями электроустановок, соединенными с соответствующим заземляющим устройством электроустановок зданий, и аналогичного применения. Они могут быть использованы для обеспечения защиты от пожаров, возникающих вследствие длительного протекания тока повреждения. ВДТ, имеющий номинальный отключающий дифференциальный ток не более 30 мА, могут быть также использованы в качестве средства дополнительной защиты в случае отказа защитных устройств, предназначенных для защиты от поражения электрическим током. Данный вопрос касается случаев приобретения любых автоматических выключателей, управляемых дифференциальным током и имеющих номинальный отключающий дифференциальный ток не более 30 мА для последующего их монтажа в распределительные устройства, либо приобретения низковольтных комплектных устройств (НКУ) в которые входят подобные автоматические выключатели, управляемые дифференциальным током и имеющие номинальный отключающий дифференциальный ток не более 30 мА. Особенно просьба разъяснить подпункт “л” Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2016 г. N 353н “ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 580Н”: “л) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктами "л" и "м" пункта 3 Правил: - копии документов, обосновывающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования; (в ред. Приказа Минтруда России от 03.12.2018 N 764н) - копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах; “ Просьба разъяснить, что подразумевается под этой формулировкой и какие это документы (их форма, содержание, порядок оформления и тому подобное): цитата “- копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах; “ - конец цитаты. В том числе, применительно к случаям приобретения подобных низковольтных комплектных устройств (НКУ) для выездных ремонтных бригад рабочих,а также для бригад рабочих, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление, для строительных бригад, для защиты водонагревательных приборов (для подготовки и подачи горячей воды на мойки, раковины, душевые установки, ванны, бассейны) и тому подобные случаи.

    Ограничение размера удержаний из заработной платы

    Следует отметить, что Трудовым кодексом РФ (ст. 138) установлены следующие ограничения размера удержаний из заработной платы  [c.196]

    Статья 138 Трудового кодекса РФ устанавливает ограничение размера удержаний из заработной платы.  [c.377]

    Статья 125. Ограничение размера удержаний из заработной платы  [c.258]

    Вместе с тем п. 3 ст. 66 Закона № 119-ФЗ установлены иные ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%. Аналогичные требования установлены ст. 125 КЗоТ.  [c.313]

    Порядок погашения стоимости форменной одежды (выданной за полную стоимость или со скидкой) законодательно не установлен и определяется самим предприятием. Однако следует иметь в виду, что введенное ст. 125 КЗоТ ограничение размера удержаний из заработной платы (не более 20% от заработной платы, причитающейся к выплате работнику) во многих случаях делает невозможным единовременное погашение стоимости форменной одежды (например, при ее выдаче).  [c.333]

    В том случае, когда размер ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, его возмещение производится по распоряжению администрации (при письменном согласии работника) путем удержания из заработной платы. Распоряжение (приказ) администрации об удержании может быть издано не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. В целях защиты интересов работника трудовым законодательством установлены ограничения удержаний из заработной платы ежемесячная сумма удержаний не может превышать 20%, а при удержаний по нескольким исполнительным листам — 50%.  [c.427]

    Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться  [c.85]

    При удержании работодателями подоходного налога следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 125 КЗоТ РФ при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, — пятидесяти процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику . К вычетам из других доходов, помимо заработной платы, это ограничение не относится.  [c.102]

    Общая сумма удержаний при этом не может превышать 50% от заработной платы. Согласно Закону об исполнительном производстве, установленные ограничения удержаний с заработной платы работников в размере 50% не применяются в следующих случаях  [c.270]

    УДЕРЖАНИЯ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. В целях охраны зарплаты рабочих и служащих от необоснованных удержаний действующее законодательство в СССР предусматривает строго ограниченный перечень случаев, когда допускаются такие удержания. Размер и порядок производства У. из з. п. также регламентируются. У. из з. п. могут быть подразделены на 2 вида. К первому относятся удержания, осуществляемые администрацией предприятия или учреждения в порядке взысканий ден. сумм в пользу третьих лиц из зарплаты, причитающейся работникам. Таковы удержания по исполнительным документам (исполнительным листам, исполнительным надписям и т. д.) по постановлениям соответствующих органов о наложении штрафов по выпискам из постановлений Гос. комитета парт.-гос. контроля Совета Министров СССР и ЦК КПСС и его органов о ден. начетах, а также но приговорам судов об исправительных работах без лишения свободы. Как правило, по исполнительным листам нельзя удерживать единовременно при каждой очередной выплате зарплаты более 20% причитающихся рабочему или служащему сумм. В виде исключения предусмотрена возможность удержания 50% при взыскании алиментов на содержание членов семьи (напр., троих и более детей), при взыскании с работника денежных сумм в порядке возмещения вреда, причиненного им другому лицу, в виде увечья или иного повреждения здоровья (или и случае смерти этого лица), а также при взыскании возмещения за ущерб, причиненный разбоем или хищением гос., общественного или личного имущества.  [c.267]

    Удержания из заработной платы возможны только в случаях и в порядке, установленных, законом для уплаты налогов по исполнительным документам для погашения задолженности по выданным авансам для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие ошибок бухгалтерии для возмещения материального ущерба, причиненного работником предприятию за неотработанные дни использованного отпуска по распоряжению органов, которым предоставлено право наложения административных штрафов и денежных начетов. Размер удержания при каждой выдаче зарабоииш платы не должен превышать 50% причитающейся к вып.чате1 суммы Данное ограничение IHL применяется при удержании алиментов.  [c.136]

    Можно ли из заработной платы работника на основании его заявления производить удержания алиментов? //

    Можно ли из заработной платы работника на основании его заявления производить удержания алиментов?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

    Удержание работодателем алиментов из заработной платы работника только на основании его заявления является неправомерным, поскольку ни одним федеральным законом это не предусмотрено.

    Обоснование позиции:

    Согласно ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Статья 137 ТК РФ запрещает любые удержания из заработной платы работника, которые не предусмотрены Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом (смотрите, например, решение Тамбовского областного суда от 19.10.2016 по делу N 7-423/2016, определение Московского городского суда от 12.09.2016 N 4г-10226/16, решение Волгоградского областного суда от 20.01.2016 по делу N 07-48/2016).

    В соответствии со ст. 109 Семейного кодекса РФ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа. Таким образом, удержания по алиментным обязательствам работника могут производиться работодателем только на основании вышеуказанных документов. Мы полагаем, что заявление работника само по себе не позволяет производить удержание. Оно может являться основанием для удержаний только тогда, когда такой порядок установлен конкретной нормой федерального закона. Поскольку ни ТК РФ, ни иные федеральные законы соответствующей нормы не содержат, мы считаем, что работодатель не вправе по заявлению работника осуществлять указанное в вопросе удержание.

    Отметим также, что в соответствии с частью пятой ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Однако то обстоятельство, что законодатель допускает исключения из правила о выплате зарплаты непосредственно работнику, не означает, что с согласия работника его заработная плата может быть перечислена любому лицу. Конституционный Суд РФ в определении от 21.04.2005 N 143-О указал, что нормы части третьей и пятой ст. 136 ТК РФ направлены на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

    Поэтому мы полагаем, что заявление работника само по себе не позволяет производить удержание. Оно может являться основанием для удержаний только тогда, когда такой порядок установлен конкретной нормой федерального закона. В тех же случаях, когда возможность удержания из заработной платы в пользу третьих лиц или в пользу самого работодателя не предусмотрена ни одним законом, заявление работника с просьбой о таком удержании не должно влечь никаких последствий. Работник, получив заработную плату, может распорядиться деньгами по своему усмотрению, в частности перечислить часть заработной платы в качестве добровольной выплаты алиментов. Работодатель же в такой ситуации может лишь помочь и перевести внесенные работником в кассу или на банковский счет деньги в пользу указанного в заявлении третьего лица.

    В настоящее время говорить о наличии сформировавшейся официальной позиции по вопросу о возможности удержания из заработной платы работника по заявлению работника не приходится. Так, в письме Роструда от 18.07.2012 N ПГ/5089-6-1 отмечено, что никакие другие дополнительные вычеты из заработной платы по решению работодателя, помимо предусмотренных ст. 137 ТК РФ, не допускаются, за исключением случаев, когда другими федеральными законами на работодателя возлагается обязанность производить удержания из заработной платы работников. Поэтому удерживать по заявлению работника суммы из его зарплаты в счет погашения банковского кредита работодатель не вправе. А уже в письме от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1 Роструд высказал мнение, что подобная ситуация (погашение кредита без получения денежных средств на счет либо на руки) правомерна, поскольку речь идет не об удержании, а о волеизъявлении работника распорядиться начисленной заработной платой, и что положения ст. 138 ТК РФ в данном случае не применяются.

    Суды также не выработали единого подхода к решению данного вопроса. Так, одни суды приходят к выводу, что перечисление работодателем части заработной платы по заявлению работника по реквизитам, указанным работником, в пользу третьих лиц по существу не является удержанием, предполагающим принудительное изъятие и распоряжение в отношении заработной платы работника помимо его воли (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 27.01.2016 по делу N 33а-1665/2016). Другие придерживаются позиции, согласно которой одного лишь заявления работника для удержаний из заработной платы недостаточно; для того, чтобы работодатель мог производить такое удержание, необходимы соответствующие правовые основания (смотрите, в частности, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.09.2014 по делу N 33-4498/2014).

    Учитывая отсутствие единого подхода к решению данного вопроса в правоприменительной практике, мы не исключаем, что удержание алиментов только на основании заявления работника может быть расценено органами контроля как нарушение трудового законодательства, за что работодатель и (или) его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Виноградова Марина

    Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

    http://www.garant.ru

    Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

    % PDF-1.7 % 1 0 объект >>> / MarkInfo> / Метаданные 2 0 R / Pages 3 0 R / StructTreeRoot 6 0 R / Тип / Каталог >> эндобдж 5 0 obj > / Шрифт >>> / Поля [] >> эндобдж 2 0 obj > поток 2014-10-23T08: 36: 47 + 02: 002014-10-23T08: 36: 45 + 02: 002014-10-23T08: 36: 47 + 02: 00Приложение Adobe InDesign CS6 (Macintosh) / pdfuuid: 4e908b6a-32b5- Библиотека Adobe PDF 10.0.1 конечный поток эндобдж 3 0 obj > эндобдж 6 0 obj > эндобдж 16 0 объект > эндобдж 17 0 объект > эндобдж 18 0 объект > эндобдж 19 0 объект > эндобдж 447 0 объект > эндобдж 448 0 объект > эндобдж 449 0 объект > эндобдж 450 0 объект > эндобдж 451 0 объект > эндобдж 452 0 объект > эндобдж 453 0 объект > эндобдж 454 0 объект > эндобдж 455 0 объект > эндобдж 456 0 объект > эндобдж 457 0 объект > эндобдж 458 0 объект > эндобдж 459 0 объект > эндобдж 460 0 объект > эндобдж 461 0 объект > эндобдж 462 0 объект > эндобдж 463 0 объект > эндобдж 464 0 объект > эндобдж 465 0 объект > эндобдж 466 0 объект > эндобдж 467 0 объект > эндобдж 468 0 объект > эндобдж 469 0 объект > эндобдж 470 0 объект > эндобдж 471 0 объект > эндобдж 472 0 объект > эндобдж 473 0 объект > эндобдж 474 0 объект > эндобдж 475 0 объект > эндобдж 476 0 объект > эндобдж 477 0 объект > эндобдж 478 0 объект > эндобдж 479 0 объект > эндобдж 480 0 объект > эндобдж 481 0 объект > эндобдж 482 0 объект > эндобдж 483 0 объект > эндобдж 484 0 объект > эндобдж 485 0 объект > эндобдж 486 0 объект > эндобдж 487 0 объект > эндобдж 488 0 объект > эндобдж 489 0 объект > эндобдж 490 0 объект > эндобдж 491 0 объект > эндобдж 492 0 объект > эндобдж 493 0 объект > эндобдж 494 0 объект > эндобдж 495 0 объект > эндобдж 496 0 объект > эндобдж 497 0 объект > эндобдж 498 0 объект > эндобдж 499 0 объект > эндобдж 500 0 объект > эндобдж 501 0 объект > эндобдж 502 0 объект > эндобдж 503 0 объект > эндобдж 504 0 объект > эндобдж 505 0 объект > эндобдж 506 0 объект > эндобдж 507 0 объект > эндобдж 508 0 объект > эндобдж 509 0 объект > эндобдж 510 0 объект > эндобдж 511 0 объект > эндобдж 512 0 объект > эндобдж 513 0 объект > эндобдж 514 0 объект > эндобдж 515 0 объект > эндобдж 516 0 объект > эндобдж 517 0 объект > эндобдж 518 0 объект > эндобдж 519 0 объект > эндобдж 520 0 объект > эндобдж 521 0 объект > эндобдж 522 0 объект > эндобдж 523 0 объект > эндобдж 524 0 объект > эндобдж 543 0 объект > эндобдж 15 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / StructParents 5 / Tabs / S / Thumb 553 0 R / TrimBox [0.0 0,0 612,0 792,0] / Тип / Страница >> эндобдж 544 0 объект > поток HWao8_AH @ LDJNjvqPd ֮, yMIP-v! E̛7o 錑 DFeoob4y _ / () (dG7 * z5LOe] ׯ я '3c ~? 0

    Российская Федерация - ENNHRI

    Скачать как PDF

    Уполномоченный по правам человека Российской Федерации


    Независимость и эффективность национальных правозащитных учреждений

    Статус международной аккредитации и рекомендации SCA

    В последний раз российское НПЗУ было повторно аккредитовано со статусом А в октябре 2014 года.В октябре 2019 года SCA решило отложить рассмотрение национального правозащитного учреждения России до своей второй сессии 2020 года.

    Изменения в национальной нормативно-правовой базе, применимые к изменению национального правозащитного учреждения со времени последнего пересмотра SCA

    18 марта 2020 года принят Федеральный закон 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Закон выводит институт региональных уполномоченных по правам человека на новый уровень развития, устанавливая равные возможности доступа граждан в различных регионах Российской Федерации к механизмам защиты прав и свобод и обеспечивая более эффективные гарантии защита прав граждан региональными уполномоченными по правам человека.Закон определяет порядок избрания региональных омбудсменов, правовую основу и основные сферы их деятельности, а также обеспечивает гарантии их независимости и полномочия по расследованию жалоб граждан.

    24 апреля 2020 года Федеральные законы №130-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон №131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского кодекса Российской Федерации». Порядок Российской Федерации ».В Законы внесены новые статьи, запрещающие допрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных по правам человека без их согласия по обстоятельствам, которые стали известны им в связи с исполнением ими своих обязанностей.

    В Конституцию РФ внесены изменения, устанавливающие повышенные требования к кандидатуре на должность Уполномоченного по правам человека в РФ.[1]

    Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по участию в проверке членов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) Федеральным законом Российской Федерации. 7 июня 2017 г., 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона« Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания под стражей и о помощи лицам, содержащимся в местах заключения », Законом от 19 июля. 2018, 203-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» и Федерального закона «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы» [2].

    1. См. П. «Д» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 года «О внесении изменения в Конституцию Российской Федерации» 1-ФКЗ «О совершенствовании положения. некоторых аспектов организации и функционирования государственной власти ».
    2. См. Части 6 и 16 статьи 10 Федерального закона от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы».

    Правозащитники и пространство гражданского общества

    В своих годовых отчетах за 2018 и 2019 годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации по результатам мониторинга, проведенного российским национальным правозащитным учреждением, указала на необходимость упрощения и повышения прозрачности процедура между организаторами и властями по согласованию организации и проведения публичного митинга или любых других публичных массовых мероприятий.Верховный комиссар предложил принять участие в процедуре уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также дополнить соответствующий федеральный закон положением, разрешающим организатору массового мероприятия подавать уведомление в виде электронный документ. [1]

    1. См. Годовые отчеты о деятельности Верховного комиссара в Российской Федерации за 2018 и 2019 годы:
      http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf, http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doc2019_fin_compressed.pdf

    Проверки и противовесы

    Комиссар хотел бы указать на следующие вопросы, относящиеся к осуществлению законодательной и исполнительной власти.

    Уполномоченным в течение нескольких лет ставился вопрос о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов. .Правительство Российской Федерации выступило с соответствующей законодательной инициативой, и 7 июня 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ». Федерация »», вступившего в силу с 1 января 2018 года.

    В 2016-2017 годах Комиссар поднимал на отечественных сайтах вопрос о необходимости ратификации Конвенции Совета Европы о подделке медицинских изделий и аналогичных преступлениях, связанных с угрозой общественному здоровью.Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что соответствующая Конвенция ратифицирована Федеральным законом № 439-ФЗ 29 декабря 2017 года.

    В годовых отчетах Уполномоченного неоднократно указывалось, что помещение обвиняемых в камеры в зале суда является нарушением принципа презумпции невиновности. Такая практика должна быть запрещена. По этому поводу в 2019 году во время визита в ЕСПЧ комиссар представила свой комментарий по поводу исполнения Россией решения ЕСПЧ о запрете помещения подсудимых в камеры в зале суда.Во исполнение этого решения группа депутатов и сенаторов внесла законопроект, который получил поддержку Правительства Российской Федерации и находится на рассмотрении Государственной Думы.

    По инициативе Уполномоченного Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» устанавливается право заключенного на перевод в исправительное учреждение, расположенное недалеко от места проживания. осужденного или его родственников был усыновлен.Этот законопроект учитывает интересы значительного числа граждан, их родственников и близких [1].

    1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010064

    Функционирование системы правосудия

    В Отчете о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год, представленном Президенту Российской Федерации и законодательному органу, поднимался вопрос о праве потерпевшего на доступ к правосудию.
    В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела лицо, обращающееся в правоохранительные органы, не может добиться наказания виновного и компенсации причиненного вреда. В результате обращения Уполномоченного в прокуратуру в 2019 году было отменено 241 необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела [1].

    1. Годовой отчет Управления Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации за 2019 год.
      http: // ombudsmanrf.org / upload / files / docs / lib / doc2019_fin_compressed.pdf P.197

    Плюрализм медиа

    Понятно, что журналисты сегодня остро нуждаются в дополнительной защите со стороны государства и закона. Об этом свидетельствуют случаи воспрепятствования журналистской деятельности как в России, так и за рубежом.

    На законодательном уровне представляется необходимым рассмотреть возможность наделения представителей СМИ, проводящих журналистские расследования, процессуальным иммунитетом. Эта мера могла бы усилить гарантии безопасности прессы и укрепить право на свободу мысли и слова, закрепленное Конституцией Российской Федерации.

    Международные принципы защиты журналистов также требуют перезагрузки системы. Этические стандарты, технически существующие на международном уровне под эгидой различных организаций, сегодня фактически не подлежат исполнению, поскольку не предполагают ответственности за их нарушение. По мнению Уполномоченного, международным организациям следует уделять повышенное внимание этой проблеме, отслеживать правонарушения против журналистов за последние несколько лет и с учетом анализа полученных данных разработать новые механизмы защиты сотрудников СМИ при исполнении служебных обязанностей.

    Сегодня мы ожидаем более активных действий со стороны международного сообщества и хотели бы, чтобы оно отреагировало соответствующими решениями.

    7 сентября 2019 года главный редактор РИА Новости Украина Вышинский вернулся в Москву из СИЗО на Украине. Это стало возможным, в том числе, благодаря совместным усилиям Уполномоченного по правам человека России и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека [1].

    Проблема защиты прав журналистов в рамках их профессиональной деятельности остается актуальной и для России.

    В адрес Уполномоченного поступило обращение о возбуждении уголовного дела в отношении российского журналиста Ивана Голунова, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков. После обращения Уполномоченного была проведена проверка, и дело против журналиста было прекращено [2].

    1. http://rapsinews.com/judicial_news/20190909/303693321.html
    2. http://eng.ombudsmanrf.org/events/news/news_of_the_commissioner/view/meeting_of_russian_and_ukraine_
      ombudswomen:
    3. .ru / 20200123 / 1563782390.html

    Актуальный раздел о мерах по COVID-19

    Наиболее значительное влияние мер, принятых в ответ на вспышку COVID-19, на верховенство закона в стране

    Ограничительные меры неизбежно сказывались на работе органов государственной власти, оказывающих услуги населению, и осложняли жизнь граждан. В связи с этим введены компенсационные и взыскательные меры, введенные российским государством для граждан и организаций (беспроцентные ссуды, ежемесячные выплаты гражданам, потерявшим работу, семьям с детьми и т. Д.) сыграли важную положительную роль в соблюдении законности во время пандемии. Однако потребность в помощи со стороны комиссара была очень высокой. С 27 марта по 4 июня 2020 года на горячую линию Уполномоченного поступило 1857 обращений граждан с просьбой о помощи в сложной жизненной ситуации, в которой они оказались во время пандемии.

    Заявители сообщили, что у них возникли трудности с обращением в территориальные центры занятости для регистрации в качестве безработных.Граждане не смогли выполнить требования по предоставлению необходимых документов, отметили некорректную работу онлайн-сервисов, а также сочли невозможным повторно найти работу в случае потери работы с соблюдением ограничительных мер. В связи с этим Уполномоченный направил обращения к руководству Федеральной службы по труду и занятости с просьбой принять меры по преодолению сложившейся ситуации.

    На основании анализа жалоб на статус безработного Уполномоченный также обратился к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению доступности федеральной социальной поддержки для потерявших работу граждан и усовершенствовать порядок его предоставления учреждениями, оказывающими услуги по трудоустройству.

    В большинстве случаев чиновники быстро и умело принимали меры по исправлению положения. В связи с особенностями работы в удаленных регионах страны возникли проблемы, связанные с организацией необходимых условий для реализации ограничительных мер.

    Необходимо отметить случаи, когда граждане, работающие вахтовым методом в связи с карантином, не были своевременно эвакуированы. Они жаловались, что работодатель не предоставил им необходимое защитное снаряжение и медицинские принадлежности.

    Для выхода из сложившейся ситуации Уполномоченный в оперативном порядке обратился к Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Правления ПАО «Газпром» и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе с просьбой Просить принять меры по эвакуации вахтовиков с данной территории месторождения, ввести карантин и обеспечить вахтовым необходимую защиту и медицинскую подготовку.В результате ситуация разрешилась, люди были обеспечены средствами защиты и доставлены к месту постоянного проживания [1].

    Комиссар в сотрудничестве со своими зарубежными коллегами-омбудсменами разрешила ситуацию, возникшую в связи с введением ограничительных мер в различных государствах, которые повлияли на порядок пересечения государственных границ. В апреле 2020 года Уполномоченный обратился к Уполномоченному по правам человека в Азербайджане с просьбой оказать содействие в организации возвращения на территорию Азербайджана нескольких сотен граждан Азербайджанской Республики, скопившихся на российско-азербайджанском участке границы из-за закрытие перехода с азербайджанской стороны.В результате совместных действий двух национальных правозащитных институтов более 200 граждан Азербайджана смогли вернуться на родину. Кроме того, благодаря инициативе двух омбудсменов власти России и Азербайджана организовали возвращение в страну гражданства 12 граждан Азербайджанской Республики, которые находились в изоляторах временного содержания для иностранных граждан на территории Российской Федерации до решения об административном выдворении и депортации исполнены.

    Уполномоченный совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации участвовал в решении вопроса о выезде граждан России из-за границы. В результате этих действий удалось оказать содействие в возвращении граждан России из Таиланда, Танзании, Объединенных Арабских Эмиратов, ЮАР, Индии и США. В результате было возвращено несколько тысяч человек [2].

    Особым направлением работы Уполномоченного во время пандемии была защита прав заключенных и других уязвимых категорий граждан.В связи с этим Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложениями пересмотреть подходы к формированию позиции представителей органов прокуратуры, участвующих в рассмотрении судами заявлений следственных органов об избрании (продлении). ) меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемым (подозреваемым) в совершении ненасильственных преступлений небольшой и средней степени тяжести, а также несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам пенсионного возраста, и в каждом случае давать ее оценку в соответствии с первоочередной задачей обеспечения права человека на жизнь и здоровье [3].

    1. https://59.ru/text/world/69241204/
    2. http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/dejatelnost_upolnomochennogo_po_
      pravam_cheloveka_v_period_28fomnoshen/
    3. newsman_v_period_pandemioshen/docs/v_period_pandemii_ru/news/900ocnv_period_pandemii_ru/ru/docs/v_period_pandemioshen//news/_ru/ru/docs/_ru/ / dejatelnost_upolnomochennogo_po_
      pravam_cheloveka_v_period_pandemii

    Наиболее важные проблемы, связанные с COVID-19 для функционирования национального правозащитного учреждения

    Вспышка пандемии нового коронавируса (COVID-19) в начале 2020 года оказала значительное влияние на все сферы социальной, политической и экономической жизни Российской Федерации, а также на деятельность Российского национального правозащитного учреждения.

    Субъекты российской правозащитной системы были вынуждены предпринять чрезвычайные меры для решения проблем в условиях режима самоизоляции и временных ограничений на приостановку работы предприятий, принятых Правительством Российской Федерации и властями субъектов Российской Федерации по противодействию распространению заболевания, а также чрезвычайные государственные меры, принятые для финансовой поддержки граждан и бизнеса, принятые для смягчения социальных и экономических недостатков, возникающих в результате введенных ограничительных мер.

    В частности, Управление Верховного комиссара по правам человека в Российской Федерации в сотрудничестве с региональными уполномоченными по правам человека (которые часто являются членами региональных штабов по борьбе с COVID-19) организовало совместную работу по оперативному рассмотрению обращений граждан и разрешение локальных кризисов, связанных со вспышкой коронавируса.

    С 27 марта 2020 года в Управлении Верховного комиссара действует круглосуточная телефонная линия доверия. Для еще более эффективного рассмотрения жалоб граждан был создан онлайн-чат, где штатные юристы могут обрабатывать срочные обращения и немедленно обращаться в соответствующие органы для принятия необходимых мер по восстановлению прав граждан.При необходимости мы по-прежнему проводим личные собеседования с поступающими, хотя и в формате видеоконференцсвязи. Претендентам предоставляются юридические консультации, помощь и консультации в письменной форме или по телефону.

    Реалии ограничительных мер не прервали международное сотрудничество. Таким образом, мы регулярно проводим двусторонние онлайн-встречи с зарубежными коллегами, а 29 апреля 2020 года прошла видеоконференция Евразийского альянса омбудсменов (EOA) с участием руководителей и представителей 10 национальных правозащитных институтов Евразийского пространства.

    Кроме того, регулярные встречи с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации проводятся в режиме видеоконференцсвязи (онлайн-заседание Совета уполномоченных по правам человека в России состоялось 29 апреля 2020 года).

    17 апреля 2020 года в связи с обращениями, поданными в Федеральное правозащитное учреждение Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинспектировал следственный изолятор №2 Российской Федерации в Москве.

    Опыт и результаты правозащитной работы Российского национального правозащитного учреждения в условиях пандемии будут обобщены в тематическом отчете Верховного комиссара.

    Перейти к основному содержанию Поиск