Содержание

подготовка отзыва — Блог инспектора народного образования

Как уже отмечалось, целью периодической аттестации руководителя является определение его соответствия занимаемой должности на основе оценки исполнения им должностных обязанностей, его профессиональной деятельности за аттестационный период, уровня знаний законодательства РФ, уровня профессиональных навыков, эффективности работы. Для аттестации руководителя в аттестационную комиссию предоставляется ряд документов, в т.ч. отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный курирующим заместителем начальника Управления образования,

к которому прилагаются сведения за указанный период:

  • о выполненных руководителем поручениях;
  • о подготовленных им проектах документов.

С отзывом аттестуемый руководитель  должен   быть ознакомлен не менее чем за неделю до начала проведения аттестации.

Как известно, должностные обязанности руководитля ОУ определяются его должностной инструкцией, разработанной учредителем на основе квалификационной характеристики директора школы, утвержденной  приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010г. №18638). Это и опредляет структуру и содержание отзыва. Вашему вниманию предлагается следующий вариант.

Примерная структура и содержание отзыва:

1.Общие сведения об аттестуемом руководителе:

 Фамилия, имя, отчество, год рождения, сведения о профессиональном образовании (какое образовательное учреждение закончил,  квалификация по диплому), общий трудовой стаж, стаж педагогической работы, стаж работы в данном учреждении в данной должности, год назначения на должность, результаты и год предыдущей аттестации, наличие наград (государственных, ведомственных, областных и др.).

Сведения о повышении квалификации по управленческой деятельности (за последние 5 лет): прохождение курсов повышения квалификации; наличие диплома о переподготовке по управленческой деятельности; участие в работе конференций, семинаров; проведение мастер-классов для руководителей; наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне; выступления на семинарах, конференциях, совещаниях и т.д.

Комментарий. Наличие указанной информации позволит составить представление о профессиональной подготовленности аттестуемого в соответствии с квалификационными требованиями.

2.Общие сведения об образовательном учреждении: полное наименование учреждения в соответствии с  уставом, контингенты обучающихся и работников, наличие устава, лицензии на право осуществления образовательной деятельности (дата, срок, номер), наличие государственной аккредитации образовательного учреждения (дата, срок, номер), локальных актов ОУ. Микрорайон ОУ.

Комментарий. Представленная информация дает возможность аттестационной комиссии оценить условия работы аттестуемого, возможные проблемы, трудности, которые приходится ему решать в процессе работы.

3.Мотивированная всесторонняя и объективная оценка результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности:

Построение системы управления ОУ с учетом современных достижений науки и практики, обеспечивающей выполнение поставленных перед образованием целей  и задач, функционирование и развитие ОУ.

Организация программного планирования работы ОУ, определение стратегии развития, целей и задач на текущий период и перспективу, разработка образовательной программы, учебного плана, программ развития, участие в различных  программах и проектах.

Создание условий для реализации поставленных целей и задач: подбор и расстановка кадров,  оснащеность образовательного процесса, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, требований охраны труда, правил пожарной безопасности, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников.

Выполнение государственного (муниципального) задания:

— организация образовательного процесса и его результаты: реализация ФГОС, федеральных государственных требований, непрерывное повышение качества образования,  объективность оценки качества образования обучающихся;

— построение воспитательной системы и ее результативность;

— организация работы с педагогическими кадрами: создание условий для непрерывного повышения квалификации работников, для  участия их в управлении образовательным учреждением, для внедрения инноваций, для повышения качества образования, мотивация работников к качественному труду, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

-обеспечение эффективной финансово-хозяйственной деятельности (рациональное использование субсидий, внебюджетные средства, благотворительные фонды).

Взаимодействие с органами школьного самоуправления, обществаенными организациями, социальными партнерами.

Положение ОУ в муниципальной системе образования: удовлетворенность потребителей предоставляемыми учреждением услугами (наличие (отсутствие) жалоб, рекламаций) в пределах должностных обязанностей аттестуемого, оценка деятельности ОУ органом управления образованием, конкурентоспособность ОУ в городе.

Комментарий. Анализ выполнения должностных обязанностей позволит составить представление о практической подготовке аттестуемого, успешности руководства ОУ, о  его потенциальных возможностях, а также о перспективах его карьерного роста.

4.Личностные качества: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая компетентности, стиль руководства, исполнительская дисциплина.

Комментарий. Личностные качества очень важны для всесторонней оценки любого работника, а руководителя ОУ особенно, т.к. ему приходится работать с особым коллективом: дети, родители, учителя – в основном женщины.

5.Недостатки, допущенные в процессе работы, причины.

Комментарий. Конечно, мимо них проходить нельзя – их надо устранять. Но особое значение их характер  приобретает при принятии  аттестационной комиссией   решения   о несоответствии аттестуемого занимаемой должности. Поэтому автору отзыва надо быть предельно объективным и подходить к оценке исключительно профессионально.

6.Предложения.

Комментарий. Аттестационной комиссии важно знать мнение экспертов, но выводы она сделает сама.

Кто готовит отзыв

Как правило, подготовка отзыва  о руководителе —  дело кадровой службы. Однако, не исключено,что к его подготовке могут быть привлечены специалисты управления образования, курирующие  ОУ.

Основные принципы подготовки отзыва: достоверность, объективность, открытость (гласность).

Технология подготовки: сбор информации, обобщение, подготовка отзыва, предварительное ознакомление с текстом аттестуемого, устранение недоразумений,  предоставление на подпись заместителю,   корректировка текста  при необходимости, получение подписи, ознакомление с отзывом аттестуемого под личную роспись, направление отзыва в аттестационную комиссию.

Возможные риски: подготовка отзыва самим аттестуемым, необъективность оценки как в ту, так и в другую сторону, коррупционная составляющая.

Приложение к отзыву

Предоставляемые сведения:

  • о выполненных руководителем поручениях;
  • о подготовленных руководителем проектах документов.

Комментарий. Перечисленные сведения могут быть предоставлены аттестуемым в форме отчетов, копий проектов документов и отзывов на них. Сведения подписываются руководителем ОУ и заверяются руководителем кадровой службы (специалистом) управления  образования.

Приложение

Примерный макет отзыва

В аттестационную комиссию

Управления образования

                __________________

 Отзыв

об исполнении должностных обязанностей подлежащим аттестации директором муниципального _____________________________________________________________                                                                    (полное наименование ОУ в соответствии с уставом

_____________________________________________________________________________                          фамилия, имя, отчество

1.Краткие сведения об аттестуемом и его профессиональном образовании, наличие ученой степени, ученого звания, сведения о повышении квалификации по управленческой деятельности за последние 5  лет, результаты и дата предыдущей аттестации________________________________ _______________________________________________________________

2.Краткая информация об ОУ (здание, контингенты, лицензия, свидетельство о государственной аттестации и аккредитации)______________________________________

___________________________________________________

3.Исполнение руководителем ОУ должностных обязанностей за аттестационный период.

(создание системы управления ОУ, направленной на  развитие ОУ; организация программного планирования работы ОУ; создание условий для реализации поставленных целей и задач; качество выполнения государственного (муниципального) задания по образованию и воспитанию, достижение запланированных результатов; организация работы с педагогическими кадрами; обеспечение эффективной финансово-хозяйственной деятельности; взаимодействие с органами школьного самоуправления, общественными организациями, социальными партнерами; удовлетворенность потребителей предоставляемыми учреждением услугами, внешняя оценка и др._____________________

_______________________________________________________

4.Личностные качества аттестуемого: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая компетентности, стиль руководства, исполнительская дисциплина________________

5. Недочеты, допущенные аттестуемымв процессе работы, их причины, рекомендации_________

6.Предложения для аттестационной комиссии___________________________________

Заместитель начальника Управления образования

____________________________

       (подпись, расшифровка подписи)

 «__» ________________ 20__ г.

 С отзывом ознакомлен(а) ______________________________________

подпись, дата

 В случае отказа руководителя ОУ от подписи можно зафиксировать этот факт на бланке отзыва, но лучше составить соответствующий акт.

Примерный макет акта об отказе от подписи об ознакомлении с отзывом

АКТ

«___»______________20__г.

Об отказе от подписи

в ознакомлении с отзывом   об  исполнении     должностных   обязанностей подлежащим аттестации директором муниципального______________________________________

(полное наименование ОУ в соответствии с уставом)

Настоящим актом удостоверяем, что в нашем присутствии _____________________________________________________________

(должности, фамилия сотрудников)

________________________________________________________________

  (должность, фамилия инициалы работника кадровой службы)

ознакомил ________________________________________________________

(место, дата, время, должность, фамилия, имя, отчество аттестуемого)

_______________________________________________________

с Отывом  об  исполнении     должностных   обязанностей подлежащим аттестации директором муниципального___________________________________________

________________________________________________________

(полное наименование ОУ в соответствии с уставом)

о________________________________________________________

(указать существо вопроса )

_________________________________________________________

Аттестуемый _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

отказался расписаться в том, что он ознакомлен с Озывом об  исполнении     должностных   обязанностей   от «____»___________20__г.

Содержание настоящего акта подтверждаем личными подписями:

____________________         _______________       __________________________

(должность)     (подпись)          (расшифровка подписи)

Настоящий акт составил:

____________________         _______________       __________________________

(должность)                     (подпись)                          (расшифровка подписи)

eduinspector.ru

Аттестация заместителей руководителя образовательных учреждений

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Согласно законодательной базе Российской Федерации, аттестация заместителей руководителя образовательных учреждений является обязательной процедурой. Приказами Департамента образования устанавливается режим осуществлений аттестаций заместителей и кандидатов, которые претендуют на вакантное место.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  • Аттестация необходима для подтверждения уровня квалификации той должности, которую аттестуемый занимает.
  • Для проведения аттестации собирается комиссия, процедура проходит в два этапа.
  • Подать заявку может каждый претендент персонально, для этого необходимо посетить официальный сайт Департамента.

Основные цели, задачи и разновидности аттестаций

Целями аттестации является:

  • реальное оценивание степени профессионализма заместителей руководителя;
  • образование кадрового состава учреждений образования с высокой степенью квалификации;
  • определение, на сколько заместитель руководителя соответствует требованиям занимаемой вакансии.

Аттестация проводится для заместителей руководителей, которые уже занимают свою должность определенный период в образовательном учреждении, а также для тех лиц, которые претендуют на данное место. В связи с этим, аттестация может быть первичной – для кандидатов и вторичной – для действующего персонала.

Основными задачами аттестации есть:

  • проведение отбора лиц, которые могут занимать руководящие вакансии;
  • справедливое оценивание степени грамотности лиц, которые хотят выполнять обязанности заместителя руководителя;
  • реальное оценивание степени подготовленности заместителя руководителя и на сколько профессиональные качества подходят занимаемой вакансии;
  • определение ожиданий и возможностей заместителей руководителя и претендентов на занимаемой должности;
  • выявление необходимости в повышение квалификации заместителей руководителя;
  • повышение целеустремленного желания заместителей руководителя к качественному усовершенствованию своих профессиональных навыков.

Процедура аттестации заместителей руководителя образовательных учреждений осуществляется один раз в пять лет, при этом соответствует определенным положениям: обязательность, открытость, публичность, объективность, коллективность.

с комментариями экспертов

Порядок и особенности деятельности аттестационной комиссии

Аттестация сотрудников образовательной сферы осуществляется аттестационной комиссией, которую формирует руководитель школы.

  • Директор школы подписывает приказ, в котором назначается личный состав комиссии.
  • Руководитель заместителя учебного заведения либо кандидаты, претендующие на данную вакансию, должны обязательно присутствовать во время проведения аттестации.
  • Если человек отсутствует на заседании комиссии, то в этом месяце он не проходит аттестацию, она переносится на другой период, о чем претендента ставят в известность заранее.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа “Управление образовательной организацией” За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Если у аттестуемого есть уважительные причины отсутствия, то необходимо предварительно предупредить аттестационную комиссию в письменной форме, при этом дата аттестации будет перенесена на другой месяц.

Аттестационная комиссия работает по определенному графику, который зависит от количества людей, высказавших пожелание участвовать в аттестации и составляется заранее.

График аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогического персонала (название образовательного учреждения) на 2018 год

Скачать график аттестационной комиссии по проведению аттестации
Скачать в .docx

Повестка заседания

Дата проведения заседания

– аттестация для подтверждения уровня существующей квалификации;

– аттестация для установления нового квалификационного уровня;

– рассмотрение новых заявлений и включение в график аттестаций.

Во время проведения аттестации, решение комиссия принимает в присутствие заместителя руководителя, для этого проводится открытое голосование членов комиссии. Если человек получает достаточное количество голосов, то считается, что аттестация прошла успешно. Если заместитель руководителя состоит в числе комиссии во время проведения аттестации, при голосовании за его кандидатуру, он не может отдавать персональный голос.

  • Во время проведения аттестации ведется протокол, в который заносятся предварительные результаты.
  • По окончанию заседания аттестационной комиссии, документ должны подписать председатель, секретарь, все члены комиссии.
  • После чего, протокол комиссии подписывает директор школы, спустя десятидневный срок заключение приобретает законную силу.

Все результаты аттестаций сохраняются в личном деле аттестуемого, о приказе директора учебного заведения специалисту дают ознакомиться после принятия соответствующего постановления. Также в документе об аттестации содержится информация о рекомендациях по саморазвитию и совершенствованию уровня профессионализма, о необходимости повышения квалификации. Если в документе есть определенные рекомендации, то аттестуемому в течение года следует предоставить комиссии результаты своей работы по совершенствованию своей профессиональной деятельности по указанным пунктам.

План проведения аттестации заместителей руководителя образовательных учреждений 2018

  1. Аттестация заместителей руководителя проводится при завершении периода действия предыдущей аттестации и необходима для подтверждения уровня квалификации.
  2. Причиной для проведения аттестации служит заявления заместителя руководителя, которое необходимо предоставить секретарю не позже, чем за три месяца до завершения срока аттестации.
  3. Сведения о дате и времени проведения аттестации персонально предоставляются претенденту не позже, чем за месяц до начала мероприятия.
  4. Аттестация заместителя руководителя проводится в виде представленного самоанализа своей профессиональной деятельности за период между аттестациями (самоанализ должен представлять собой определенный документ, где представлены конкретные и эффективные способы решения вопросов по управлению учебным заведением).
  5. Аттестация опытных специалистов может проводиться по упрощенной схеме, без приглашения членов специальной комиссии, это касается заместителей с большим стажем работы, которые показали свой профессионализм, умело решают все текущие проблемы учебного заведения и уже много раз подтвердили свою квалификацию. Для осуществления упрощенного процесса требуется заключение аттестационной комиссии, которая должна его утвердить не позже, чем за месяц до даты заседания.

По результатам проведения аттестации заместителя руководителя принимается резолюция – соответствует аттестуемый занимаемой должности или нет. Если претендент признан таковым, что не имеет достаточной квалификации для работы заместителем руководителя учебного заведения, то с ним может быть расторгнут трудовой договор.

  • При проведении аттестации лиц, которые претендуют на должность заместителя руководителя, берется во внимание предыдущий опыт работы, квалификация, профессиональные качества.
  • Самопредставление кандидата должно содержать мотивацию к занимаемой вакансии, информацию о своих достижениях.
  • При этом аттестация проводится в виде собеседования, где оцениваются управленческие и личные качества, берутся во внимание организаторские способности и профессиональные умения.

Таким образом, аттестация заместителя руководителя является важным и необходимым мероприятием, которое позволяет оценить уровень подготовленности персонала и является стимулом для постоянного самосовершенствования. 

www.menobr.ru

Аттестация на соответствие должности руководителя

Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 1)

– Исаак Иосифович, о процедуре аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы говорилось на страницах газеты неоднократно. Как вы считаете, не утратила ли процедура аттестации свою актуальность?
– Процедура аттестации на должность руководителя ОО была актуальна и 200 лет назад, актуальна и сейчас. В уставе учебных заведений, «подведомственных университетам», принятом в 1804 г., в царствование Александра I, говорилось, что директор должен быть «сведущ в науках, мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников, был бы деятелен, благонамерен, любил порядок и добродетелен… Как хозяин гимназии должен смотреть как за учебой, так и за хозяйственной частью». Если внимательно прочитать эти строки устава, то мы, без сомнения, увидим, что в директоре гимназии ценились те же качества, которые важны и сегодня в руководителе ОО. Это умение управлять кадрами, ресурсами, процессами, результатами и умение управлять публичной информацией о своей школе, учителях, о результатах учеников.
Процедура аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы – это многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения актуальных городу результатов. Например, аттестационная справка, с которой руководитель выходит на аттестацию, содержит не только показатели самой школы, но и оптимальные значения, на которые необходимо ориентироваться, чтобы гарантировать стабильное поступательное движение.
Показатели, внесенные в справку, актуальны не только для директоров, выходящих на аттестацию, но и для тех руководителей (и их заместителей), кто проводит постоянную самооценку своей работы и работы своего коллектива. Анализ реального состояния дел в образовательной организации с ориентиром на оптимальные значения позволяет прогнозировать и проектировать показатели качества образования в столичной школе.
Действующие руководители сами определили актуальность этого процесса. Буквально недавно один из успешно прошедших аттестацию руководителей на своей страничке в Фейсбуке написал, что работа над аттестационной справкой сама по себе ценна, ибо это хороший повод еще раз сверить свои «управленческие часы». Позиция обозначена, и я могу только согласиться с этим.
Мы зачастую очень тревожимся, когда нас оценивают, особенно когда не ясны критерии оценки или тот, кто оценивает, не является для нас авторитетом.
На сегодняшний день процедура аттестации директоров – это не формальная оценка, а открытая, абсолютно прозрачная, независимая оценка профессионалами своих коллег по заранее заданным измеряемым и значимым показателям, мотивирующим к совершенствованию и движению вперед. Городу нужны профессионалы, способные принимать ответственные решения, ориентирующиеся в информационном мире высоких технологий. В данном контексте процедура аттестации не единственная, но весьма эффективная система мотивации к достижению высоких результатов.
Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть. Однако аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация – это одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы!

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 2)
– Татьяна Викторовна, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
– Считаю, что сегодняшняя аттестационная процедура актуальна. Главные принципы процедуры аттестации – открытость и прозрачность. В режиме реального времени можно увидеть процесс прохождения аттестации, само заседание транслируется в Интернет и потом хранится в архиве на сайте Департамента образования города Москвы. Голосование за того или иного кандидата не является решением одного человека, это коллегиальное решение членов аттестационных комиссий, опытных директоров, педагогической общественности.
– Как вы считаете: заместитель, аттестованный на соответствие должности руководителя, – это стимул для директора или мина замедленного действия?
– Это стимул для директора, так как директор чувствует себя спокойно и уверенно, когда может доверять своему заместителю. Успешно пройденная процедура аттестации гарантирует надежность заместителя при принятии управленческих решений в отсутствие директора школы. А для самого заместителя директора это стимул к профессиональному росту.
– Является ли столичная модель аттестации реальным карьерным трамплином для учителя либо другого педагогического работника или это не совсем так?
– Не думаю, что аттестация сама по себе является реальным карьерным трамплином. Составляющими карьерного роста являются профессионализм кандидата, система профессионального обучения и развития, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, комплекс «магистерских программ», программы формирования и поддержки кадрового резерва. А аттестация – это только один из этапов карьерного роста.

Виктор ФЕРТМАН, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 4)
– Виктор Александрович, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
– Сегодняшние процедуры актуальны сегодня. Аттестация не может себя исчерпать до тех пор, пока существует 273-ФЗ. Аттестация для руководителя,  как лицензия на какой-либо вид деятельности: можешь/не можешь работать. Любое право надо подтверждать. Аттестация стимулирует руководителя любого уровня к постоянной рефлексии.
– Ваш состав аттестационной комиссии рассматривает заявления об аттестации заместителей руководителей. Как вы считаете, можно ли рассматривать аттестацию заместителей на соответствие должности руководителя как запас прочности для школы?
– Прочность школы зависит от прочности каждого члена команды, тем более от прочности ее лидеров. Прочно – значит профессионально.
Выражение «каков поп, таков и приход» и про школу тоже. Заместитель директора – его дублер, который в любой момент готов встать на место руководителя. Наличие у сильного руководителя слабых замов – знак беды.
– Как вы можете охарактеризовать общий управленческий уровень заместителей, выходящих на аттестацию?
– Уровень заместителей, как правило, зависит от позиции школы, колледжа в рейтинге и от его личных качеств. Но заметна тенденция: чем выше позиция образовательной организации в рейтинге, тем профессиональнее аттестуемый. И еще: нельзя бесконечно долго работать в одном месте заместителем директора. Перестаешь видеть, слышать и реагировать – личные внутренние связи, как гири, тянут и мешают движению.
Выходя на аттестацию, необходимо выбирать между лояльностью перед директором и будущим школы, своим будущим. Надо видеть проблемы и перспективы.
– Ну и традиционно: что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
– Сегодня я вижу проблему в самих аттестационных комиссиях. В вопросах очень много личного, неконкретного. Нам надо научиться задавать самые важные вопросы, анализировать ответы. Выносить решения бесстрастно. Не обращать внимания на «впечатление».

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заместитель председателя Аттестационной комиссии
– Марина Алексеевна, вы бессменный член Аттестационной комиссии, что, собственно говоря, является обязательным в рамках выполнения требований ТК РФ. Как вы считаете, сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
– Действительно, в течение последних шести лет я являюсь заместителем председателя городских аттестационных комиссий по присвоению педагогическим работникам квалификационных категорий и комиссии по аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций.
Я считаю, что аттестация кадров совсем не потеряла своей актуальности. Это нормальная процедура оценки соответствия квалификации работника, руководителя занимаемой должности, так же как и потенциала кандидатов на занятие в перспективе должности директора образовательной организации. Более того, мне кажется, что за эти годы именно благодаря аттестации, тестированию и «публичной защите» директора московских школ, а теперь и их заместители значительно нарастили свой управленческий потенциал, стали руководителями иной формации. Особенно этому способствовали процедуры аттестации и их динамическое изменение, открытость, включение в состав аттестационной комиссии не чиновников от образования, а директоров лучших московских школ и представителей разных общественных организаций.
– Сегодня аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации – это обязательная процедура не только для директора. Заместители руководителей не остались в стороне. Первоначально, в 2015 году, это была пробная процедура, сейчас это норма для всей административной команды образовательной организации. Как вы считаете, не усложнило ли это ситуацию в педагогических коллективах, где заместители становятся конкурентами руководителям?
– Если рассматривать аттестацию как возможность подтверждения высокого уровня квалификации, то да. Это очень мощная форма профессионального развития.
Однако реально трамплином для карьерного роста может и должна являться целая система, обеспечивающая такое продвижение: переподготовка или получение дополнительного образования по управлению образовательной организацией, менеджменту в сфере образования, стажировка и даже тестирование на определение психологической готовности к занятию должности руководителя.
На мой взгляд, без такого комплексного подхода очень велика вероятность ошибки и со стороны самого искателя карьеры, и со стороны учредителя. А страдать потом придется школе.
Кстати, мы как профсоюз заинтересованы в том, чтобы наши председатели первичных профсоюзных организаций (а это в основном учителя) тоже пробовали свои силы в аттестации. И мы рады тому, что за последнее время ряд наших коллег успешно прошли аттестацию в качестве кандидатов на должность руководителя образовательной организации.
Я думаю, что в тех школах, где есть команда, прохождение аттестации заместителями директора не является угрозой расслоения коллектива, возникновения конфликтов, а, наоборот, дает дополнительный ресурс для развития управленческих компетенций и развития школы.
– Как вы думаете, срок аттестации на 2 года (с 20 июня 2017 г. на 3 года)  не мало ли? А на 5 лет – не много ли?
– Не мало и не много. За два года можно сделать очень много. Поправить что надо, пересмотреть программу, оправдать кредит доверия. Мне кажется, что и два, и пять лет – это очень высокий результат полученного статуса московского директора. Только аттестация на пять лет – это уже опыт мастера, а не индульгенция на «чуть подольше». Пройденная аттестация должна вызывать не облегчение, что все закончилось, а гордость за достигнутое и предвкушение нового этапа.
– Ротация управленческих кадров – это хорошо или плохо?
– Во многих странах существует ротация руководящих кадров образовательных организаций. Например, в Сингапуре это происходит примерно каждые шесть лет. Да и вообще давно выдвинуто предположение, что полезно менять место работы каждые пять лет. Но, думаю, что ротация вряд ли является универсальным импульсом к ускорению развития организации. Думаю, что надо исходить из анализа динамики развития школы. Зачем же останавливать на скаку резвого коня?
– Что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
– А вы знаете, пожалуй, ничего. Я считаю, что в Москве аттестация проходит по-настоящему, достойно и с уважением к должности руководителя.

Знаете ли вы, что…

    За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя 529 директоров, из них сроком на 5 лет – 256 человек, сроком на 2 года – 273 человека.
    Аттестацию на соответствие должности руководителя прошли руководители и заместители руководителей центральных городских учреждений, а также подавляющее большинство работников Департамента образования города Москвы.
    Аттестация заместителей директоров школ стала нормой, обеспечивающей стабильность работы административных команд. В 37 процентах образовательных организаций города Москвы на соответствие должности руководителя аттестованы все заместители директора, в 56 процентах образовательных организаций члены команды заместителей руководителя аттестованы частично.

Аттестован на соответствие
Что дальше?

Согласно Положению о порядке и сроках проведения аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) на соответствие должности руководителя образовательной организации аттестации подлежат руководители и кандидаты на должности руководителей, в том числе заместители руководителя как исполняющие полномочия руководителя образовательной организации в период его отсутствия.

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 2242 кандидата, из них:
    заместителей руководителей – 1646 человек;
    педагогических работников – 222 человека;
    учителей – 138 человек;
    методистов – 55 человек;
    учителей-логопедов/дефектологов – 5 человек;
    педагогов психологов – 2 человека;
    педагогов-организаторов – 22 человека;
    других работников – 374 человека.
Аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации является одним из условий назначения на должность директора школы. Так, в 2016-2017 учебном году были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 740 кандидатов, из них назначены руководителями 33 человека. В частности, из 596 аттестованных членов административных команд школ назначены директорами школ 25 человек, из 108 аттестованных педагогических работников назначены руководителями 8 человек. Из назначенных руководителями 67 процентов женщины и 33 процента мужчины. В возрасте до 30 лет – 12 процентов, от 31 до 45 лет – 31 процент, от 46 до 55 лет – 36 процентов, старше 55 лет – 21 процент.

Решение «не соответствует должности руководителя»
Приговор или точка роста?

Согласно Положению о порядке и сроках аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) аттестация руководителей и кандидатов на должности руководителей проводится в два этапа: прохождение квалификационных испытаний и собеседование с аттестационной комиссией. В случае если все попытки тестирования, предусмотренные Порядком аттестации, пройдены ниже установленного уровня, то первый этап аттестации считается завершенным, ко второму этапу руководитель не допускается и признается не соответствующим занимаемой должности

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были не аттестованы на соответствие занимаемой должности 98 руководителей, из них не прошли I этап аттестации (тестирование) 56 человек, не прошли II этап аттестации (собеседование с Аттестационной комиссией) 42 человека

www.ug.ru

Аттестация руководителей образовательных организаций – PDF

1. Аттестационная комиссия

1.6.2. определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; 1.6.3. повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных

Подробнее

2. Аттестационная комиссия

Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста; Определение необходимости повышения квалификации

Подробнее

1. Аттестационная комиссия

– определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; – повышение эффективности и качества педагогической деятельности выявление перспектив использования потенциальных возможностей

Подробнее

г. Екатеринбург 2015 г.

Положение об аттестации педагогических работников МБОУК ДОД “Екатеринбургская детская театральная школа” в целях подтверждения соответствия занимаемой должности г. Екатеринбург 2015 г. 1. Общие положения

Подробнее

1. Аттестационная комиссия

– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; – определение необходимости

Подробнее

Аттестационная комиссия

1 проходят следующие педагогические работники: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится

Подробнее

2. Аттестационная комиссия

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников образовательной организации государственного бюджетного образовательного учреждения «Волгоградский

Подробнее

Протокол _8 от «30»_ г.

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум «Автосервис» (Многофункциональный Центр прикладных квалификаций)» Рассмотрено и принято на заседании

Подробнее

“24” марта 2010 г. N 209

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З “24” марта 2010 г. N 209 Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999 О порядке аттестации

Подробнее

дено на МС 2014г П.Карева Директор

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области» Директор дено на МС 2014г П.Карева

Подробнее

docplayer.ru

Аттестация для директора. Что меняется?

Возросшие в последнее время полномочия руководителей, возглавляющих крупные образовательные комплексы, определяют требования, предъявляемые к уровню их компетентности, опыту профессионального осуществления функций управления. Формирование профессионального корпуса руководителей образовательных организаций определяет комплекс мероприятий, среди которых аттестация на соответствие должности стала базовым компонентом.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации на соответствие должности руководителя образовательной организации. Согласно ст. 51 п. 4 порядок и сроки проведения аттестации устанавливают учредители образовательных организаций.  
В Москве применение статьи 51 ФЗ-273 регулирует Положение о порядке проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, утвержденное приказом Департамента образования от 30 апреля 2015 г. №201 (в редакции приказов от 26 мая 2015 г. №241, от 9 июня 2015 г. №293). Этот документ определяет порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
Аттестация – одна из наиболее действенных кадровых технологий, позволяющих установить уровень соответствия действующего руководителя или кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к данной должности. Основные принципы аттестации – гласность, открытость, коллегиальность.
Аттестацию руководителей и кандидатов проводит аттестационная комиссия, создаваемая Департаментом образования. Персональный состав аттестационных комиссий и их количество утверждают приказом департамента. Сопровождение процедуры аттестации с мая 2015 года осуществляет Московский институт открытого образования. Аттестацию руководителей и кандидатов проводят в два этапа: квалификационные испытания в форме тестирования и собеседование с аттестационной комиссией.
Новый Порядок предполагает оптимизацию процедуры аттестации, сокращение временных затрат и регламентацию действий всех участников этого процесса, начиная с подачи заявления на аттестацию и заканчивая собеседованием с аттестационной комиссией. Аттестацию и кандидатов, и руководителей проводят на основании личного заявления в форме электронного документа, направленного в организацию, сопровождающую процедуру аттестации, – МИОО. Процедура, определяемая новым Порядком, призвана целенаправленно повышать ответственность руководителя за свою аттестацию и соответственно за ее итоги.
В Москве Департамент образования осуществляет планомерное формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций, которое в свою очередь предполагает проведение обязательной аттестации кандидатов на должность руководителя.
Согласно Порядку кандидату может быть отказано в проведении процедуры аттестации в случае выявления:
– оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
– расторжения трудового договора по статье 81 п. 3, 5, 8, 9-11; по статье 278 п. 2 Трудового кодекса РФ – в течение двух лет с момента расторжения;
– отсутствия специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС, и стажа работы на педагогических должностях.
Однако к аттестации может быть допущен кандидат, не имеющий специальной подготовки, предусмотренной требованиями ЕКС и (или) профессиональными стандартами, но обладающий достаточным практическим опытом педагогической деятельности в системе образования Москвы и профессиональной компетентностью. В этом случае кандидат должен представить отзыв работодателя, содержащий оценку профессиональной деятельности кандидата с учетом ее эффективности и значимости для развития образовательной организации.
Для действующих руководителей образовательных организаций в процессе их трудовой деятельности возможна как очередная, так и внеочередная аттестация.
Внеочередную аттестацию проводят в межаттестационный период:
– либо по решению Департамента образования вследствие низких показателей эффективности деятельности образовательной организации, при наличии обоснованных жалоб, по итогам проверок, в результате которых были выявлены нарушения;  
– либо по личному решению самого руководителя образовательной организации.
По итогам внеочередной аттестации устанавливают новый срок действия ее результатов. Действие ранее установленного срока аттестации прекращается.
Руководитель, направленный на внеочередную аттестацию, подает заявление в аттестационную комиссию не позднее пяти рабочих дней после получения уведомления об аттестации. В заявлении на внеочередную аттестацию руководитель указывает дату прохождения квалификационных испытаний, которая не должна превышать 30 календарных дней со дня получения уведомления об аттестации.
На сегодняшний день для руководителей образовательных организаций сняты ограничения сроков подачи заявлений на очередную аттестацию, однако руководителю следует быть внимательным, чтобы не опоздать с подачей заявления, так как продолжительность проведения процедуры аттестации составляет не менее одного и не более четырех месяцев со дня получения заявления организацией, сопровождающей процедуру аттестации, до принятия решения аттестационной комиссией.
Изменения коснулись и этапа проведения квалификационных испытаний. Квалификационные испытания проводят в форме компьютерного тестирования. Новый Порядок предусматривает возможность двух попыток тестирования как для руководителей, так и для кандидатов, по ранее действовавшему Порядку руководитель мог проходить тестирование лишь единожды.
Если результаты тестирования составляют менее 70% общего качества выполнения теста и (или) менее 50% по одному из его модулей, процедуру аттестации в отношении кандидата прекращают, аттестационная комиссия не рассматривает его кандидатуру на заседании.
А вот для руководителя такой результат приводит к более жестким последствиям. В случае непрохождения первого этапа аттестации (тестирование) руководителя не допускают ко второму этапу аттестации (собеседование с аттестационной комиссией) и его признают приказом департамента не соответствующим занимаемой должности.
Изменились подходы к формированию теста. Согласно новому Порядку тест состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. То есть каждый тестируемый проходит аттестацию по двум обязательным модулям и трем модулям, которые может выбрать из предложенного списка.
К инвариантной части отнесены модули «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления».
Вариативная часть представлена модулями «Финансово-экономические основы управления», «Деловое администрирование», «Образовательные технологии», «Функциональные обязанности в административной команде образовательной организации», «Обеспечение безопасности образовательного процесса», «Организация образовательного процесса», «Использование информационных систем в управлении образовательной организацией», «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации».
Количество вариативных модулей не постоянно. Выбор вариативной части тестирования осуществляет аттестуемый при подаче заявления на аттестацию. Пункт Порядка аттестации, определяющий возможность выбора модулей тестирования, начинает действовать с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября 2015 года.
Несколько изменились и преференции для руководителей школ, входящих в рейтинг. В новом учебном году во внимание берут образовательные организации, занявшие первые 300 мест в рейтинге по результатам образовательной деятельности. Руководителей первой двадцатки рейтинга при прохождении аттестации освобождают от квалификационных испытаний.
Руководителей школ, занявших с 21-й по 70-ю позицию рейтинга, тестируют лишь по одному модулю – «Государственная политика в сфере образования»; с 71-го по 170-е место – по модулям «Государственная политика в сфере образования» и «Правовые основы управления»; с 171-го по 300-е – по модулям «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления» и по одному из вариативных модулей.
При внеочередной аттестации по инициативе работодателя руководитель проходит квалификационные испытания по всем модулям, в случае аттестации по личной инициативе – тестирование по модулям в соответствии с позицией образовательной организации в рейтинге.
В соответствии с новым Порядком каждый аттестуемый должен лично присутствовать на заседании комиссии. При этом на каждого аттестуемого для работы аттестационной комиссии готовят аттестационную справку на основе сведений, полученных из информационно-аналитических систем Департамента образования, и информации, предоставленной самим аттестуемым. В аттестационную справку также вносят результаты тестирования, а в отношении аттестуемого руководителя дополнительно – предложения Департамента образования и председателя межрайонного совета директоров о сроке, на который может быть аттестован руководитель.
Аттестационная комиссия рассматривает аттестационную справку, проводит собеседование с аттестуемым и принимает одно из решений:
– «соответствует должности руководителя образовательной организации»;
– «соответствует должности руководителя образовательной организации с учетом рекомендаций»;
– «не соответствует должности руководителя образовательной организации».
Руководителя образовательной организации аттестуют на срок до 5 лет. Если при аттестации руководителя аттестационной комиссией даны рекомендации, срок действия результатов аттестации составляет 2 года.
Срок аттестации кандидата на должность руководителя составляет 2 года независимо от наличия рекомендаций аттестационной комиссии.
Изменения в процедуре аттестации закономерны и заданы вектором развития всей системы московского образования. Современный руководитель столичной школы – лидер, задающий и реализующий все изменения, направленные на совершенствование и самой системы, и управленческого корпуса.

Марина БОРОВИК, начальник управления аттестации руководящих кадров образовательных организаций МИОО

www.ug.ru

Аттестация руководителей ОУ. Часть 2 — Блог инспектора народного образования

Как подготовиться к аттестации

Чтобы успешно пройти аттестацию, к ней надо хорошо подготовиться, — это известная истина. Как это сделать? Прежде всего обратимся к Положению Управления образования города Пензы об аттестации и выясним, что при этом требуется и что оценивается.

Согласно определенному в нем порядку аттестации:

  • целью входящей аттестации кандидата является определение его соответствия требованиям, установленным квалификационными характеристиками;
  • целью периодической аттестации руководителя является определение его соответствия занимаемой должности на основе оценки исполнения им должностных обязанностей, его профессиональной деятельности за аттестационный период, уровня знаний законодательства применительно к профессиональной деятельности руководителя, уровня профессиональных навыков, эффективности работы.

Эти цели достигаются путем:

  • изучения предоставленного в аттестационную комиссию:

—  отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей,

— сведений о выполненных им поручениях и подготовленных проектах документов,

— публичного отчета о проделанной за отчетный период работе, выполненных руководителем поручениях, предписаниях уполномоченных органов (Роспотребнадзор, Рособрнадзор и др.), результатах лицензирования и государственной аккредитации, итогах работы по исполнению программ развития образовательного учреждения и др.,

— дополнительных (по желанию аттестуемого) сведений о своей профессиональной деятельности за отчетный период;

  • оценки профессиональной деятельности по результатам тестирования в области знаний законодательства применительно к профессиональной деятельности аттестуемого, всестороннего анализа и иных методов оценки (индивидуальное устное собеседование) деятельности кандидата (руководителя).

Профессиональная деятельность оценивается на основе определения соответствия кандидата (руководителя) квалификационным требованиям по планируемой на занятие (занимаемой) должности, участия руководителя в решении поставленных перед образовательным учреждением задач, сложности выполняемой работы, её эффективности и результативности.

При этом учитываются:

  • результаты исполнения руководителем трудового договора;
  • профессиональные знания и опыт работы руководителя;
  • организаторские способности руководителя.

Итак, программа подготовки к аттестации определена, можно начать готовиться.

Прежде всего познакомимся поподробнее с муниципальными документами по аттестации:

  • приказ управления образования об аттестации руководителей ОУ;
  • Положение о порядке аттестации руководителей ОУ;
  • Положение о муниципальной аттестационной комиссии;
  • Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии;
  • график аттестации руководителей ОУ;
  • методические рекомендации по аттестации руководителей ОУ;
  • вопросы для собеседования;
  • тесты- демоверсия;
  • структура и содержание Публичного отчета  руководителя ОУ. Методические рекомендации;
  • аттестационный лист.

Когда все требования и порядок аттестации изучены:

1.Проводим ревизию документации в ОУ: устав, лицензия, свидетельство о госрегистрации, свидетельство о госаттестации и аккредитации, локальные акты, статистические отчеты, публичные отчеты, школьная документация, планы работы, программа развития, образовательная программа, личные доклады, выступления и  др. за последние 5 лет. При необходимости корректируем, дополняем. Составляем их перечень, в т.ч. документов, подготовленных лично.  Проводим  отбор документов для предоставления на аттестационную комиссию, для приложения к отзыву и формируем папку в 2 экземплярах.

2.Составляем пречень поручений, заданий, проектов, которые были исполнены лично  руководителем за отчетный период, с анализом результатов их выполнения.

3.Составляем  перечень предписаний Роспотребнадзора, Рособрнадзора и др. контролирующих организаций с анализом их исполнения (в соответствии с журналом учета проверок).

4.Составляем перечень своих должностных обязанностей согласно распределению обязанностей среди членов администрации ОУ и квалификационной характеристике руководителя (см.  приказ минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н) и анализируем результаты их исполнения.

5.Готовим публичный отчет о проделанной за отчетный период работе, выполненных поручениях, предписаниях уполномоченных органов (Роспотребнадзор, Рособрнадзор и др.), результатах лицензирования и государственной аккредитации, итогах работы по исполнению программ развития образовательного учреждения и др.

Если Публичный отчет проиллюстрировать небольшой презентацией или небольшим информационным роликом, то это поможет усилить доказательную  базу. Эти материалы могут быть использованы также в случае, если на аттестационной комисии аттестуемому будет предоставлена возможность презентовать себя. Для этого следует подготовить выступление на 5-10 мин. (2-3 стр. печатного текста).

6.В соответствии с Положением аттестуемый имеет право представить на аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за отчетный период.  Такой возможностью надо воспользоваться.  Например, подготовить материалы о личных достижениях (награды, дипломы, рецензии, методические разработки, прохождение курсов, участие в значимых общественных организациях, конкурсах и т.д.), образцы лично подготовленных локальных актов, образовательных программ, результаты  оценки работы ОУ (победы в конкурсах, место в рейтингах и т.д.), небольшой презентационный ролик о работе аттестуемого, о школьных электронных услугах, о сайте ОУ и пр. Формируем соответствующую папку.

7.При подготовке к тестированию можно руководствоваться следующим. Тестирование может проводиться в компьютерном или бумажном формате. Тестируемому предъявляются вопросы (40-130) с выбором ответа из 3-4 вариантов. Могут быть также вопросы, на которые надо дать самостоятельно краткий ответ. При подготовке вопросов обычно пользуются кодификатором, т.е. набором тем, из которых строится тест. Например, тест по законодательству РФ может состоять из вопросов по Конституции РФ, Трудовому кодексу, закону об образовании, Семейному кодексу, Гражданскому кодексу и т.д. Это не является секретом, поэтому кодификатор может быть доведен до вашего сведения  исполнителем. Если — нет, то обратитесь к исполнителю.

Подготовку к тестированию можно начать с работы с нормативной базой (приложение 1), обратив особое внимание на знание основополагающих нормативных документов, региональных и муниципальных документов по вопросам управления, финансовой деятельности образовательного учреждения и др.

8.При подготовке к собеседованию исходим из того, что оно проводится по вопросам профессиональной деятельности аттестуемого ( фрагмент демоверсии в приложении 3). При этом можно воспользоваться специальной  литературой (приложение 2). Подготовьте к собеседованию материалы, которые можно будет использовать для иллюстрации.

9.Обычно исполнителем готовятся методические рекомендации, которые размещаются на его сайте или рассылаются электронной почтой. При подготовке к аттестации внимательно прочитайте их и постарайтесь придерживаться, что позволит минимизировать проблемы.

10.Перед аттестацией (тестирование, собеседование, заседание аттестационной комиссии) воспользуйтесь советами психологов. При этом все важно: одежда, интонация, поведение, взаимодействие и т.д. Постарайтесь избегать конфликтных ситуаций. Ведите себя достойно, и тогда у вас обязательно все получится.

Приложение 1

Примерный перечень нормативных правовых документов

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Уголовный кодекс РФ
  5. Кодекс об административных правонарущениях
  6. Конвенция ООН о правах ребенка
  7. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
  8. Закон РФ №83 -ФЗ
  9. Типовые положения об образовательных учреждениях
  10. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

  11. Федеральный закон «Об автономных учреждениях»

  12.  ФГОС начального общего образования

  13. Письма минобрнауки по вопросам управления за 2013 год

  14. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций

  15. Положение о лицензировании образовательной деятельности

  16. Правила оказания платных образовательных услуг с учетом последнего проекта минобрнауки РФ

  17. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения (последняя версия)

  18. Приказ Минобрнауки об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений

  19.  СанПин

  20. Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  21. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений

  22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

  23. Региональные документы по вопросам образования

  24. Муниципальные документы по вопросам развития образования

Приложение 2

Примерный список литературы

  1. Васильев Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. и др. Теория управления. Учебник
  2. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. Учебное пособие
  3. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие
  5. Психология управления. Учебное пособие
  6. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник
  7. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные технологии управления. Учебник
  8. Шамова Т.Н. и др. Управление образовательными системами. Учебное пособие
  9. Щетинин В.П., Хроменцов Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие

Приложение 3

Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с аттестуемым.  Демоверсия. Фрагмент.

Возможные варианты вопросов:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, в Пензенской  области. Как они реализуются в вашем образовательном учреждении?
  2. Охарактеризуйте систему внутришкольного контроля в вашем ОУ. Кто ее осуществляет?
  3. В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в вашем образовательном учреждении? В чем заключается связь качества образования в вашем образовательном учреждении с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов?
  4. Перечислите ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей. Прокомментируйте сильные и слабые аспекты Положения об оплате труда и о порядке материального стимулирования сотрудников вашего образовательного учреждения.Каким образом осуществляется определение размеров стимулирующих выплат? Что и как вы предполагаете изменить в процессе определения размеров стимулирующих выплат на следующем этапе?
  5. Охарактеризуйте повышение квалификации в вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?
  6. Какие изменения, происходящие в современном образовании, являются наиболее значимыми для вас как руководителя? Как эти изменения повлияли на цели вашей профессиональной деятельности?
  7. Каким образом будет происходить ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?
  8. Как вы будете использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в управленческой деятельности?
  9. Как будет организовано взаимодействие с вашими заместителями и педагогами? Как распределены между ними зоны ответственности: кто за что и каким образом отвечает?
  10. Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе, в котором вы работаете. Какие меры нужны для создания обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?
  11. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?
  12. Какие приказы по административно-хозяйственной, учебно-методической, научной работе должны быть подготовлены в образовательном учреждении? Сформулируйте их перечень. Приведите примеры приказов.

Практические ситуации:

  1. Вы вступили в должность, но ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в ОУ накалена: когда вы заходите в помещение, все сразу умолкают, ваши поручения выполняют с неохотой. Что вы предпримите?
  2. Ваши заместители и другие подчиненные выполняют полученные задания не так, как это сделали бы вы, на ваши замечания по поводу качества исполнения не реагируют, продолжают работать по-своему. Как поступать в этом случае? Можно ли предоставить людям максимум свободы?
  3. Изучив работу педагогов в учебном заведении, вы пришли к выводу, что знания большинства учащихся поверхностны. Многие ученики с трудом применяют знания на практике. Преподаватели имеют разное представление об уровне оценки знаний учащихся. Что вы как руководитель учебного заведения будете делать? Какую роль в своих решениях вы отведете педагогическому совету, совету руководства, методическим службам, контролю за учебным процессом?
  4. Работник подал заявление об увольнении по собственному желанию и заболел.  Как следует действовать администрации?
  5. Ваш заместитель, подчеркивая свою исключительность, игнорирует ваши указания или делает все по-своему. Каковы ваши действия?

Примечание. Исполнителем могут быть предложены различные варианты оценки профессиональных навыков кандидата (руководителя), в т.ч. отличные от приведенных. Поэтому следите за его рекомендациями.

Удачи вам!

При подготовке использованы некоторые материалы интернет-сайтов образовательных учреждений

eduinspector.ru

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора Средней школы № 34

от « 04 » февраля 2015г. № 17

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует порядок аттестации заместителей руководителя  и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

2. Аттестация проводится в целях:

– определения соответствия заместителей руководителя  Средней школы № 34 занимаемой ими должности на основе оценки их профессиональной деятельности и профессиональной компетентности;

– определения соответствия лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, требованиям, предъявляемым к работнику квалификационными характеристиками должностей руководящих работников, принимаемыми в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»))

3. Основными задачами аттестации являются:

– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации руководящих работников;

– обеспечение роста методологической культуры, использования ими современных управленческих технологий;

– оценка компетентности в области законодательных и иных нормативно-правовых актов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;

– повышение эффективности и качества управленческой деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

4. Основными принципами аттестации являются:

– обязательность аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34;

– законность;

-гласность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное отношение к аттестуемым;

– недопустимость субъективизма и дискриминации при проведении аттестации.

5. Заместители руководителя подлежат обязательной аттестации до назначения на должность (трудовой договор с вновь назначенным заместителем руководителя заключается после прохождения аттестации) и в процессе трудовой деятельности в должности заместителя руководителя.

6. Лица, назначаемые на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, допускаются к аттестации при условии их соответствия требованиям, установленным к должности «заместитель руководителя образовательного учреждения» разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей заместителей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010  № 761-н (далее – ЕКС).

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” ЕКС, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии ОУ, могут быть допущены к аттестации.

7. Виды аттестации:

– входящая аттестация лица, вновь назначаемого на должность заместителя руководителя Средней школы № 34;

– очередная аттестация заместителя руководителя Средней школы № 34;

– внеочередная аттестация заместителя руководителя Средней школы № 34;

8. Аттестация на соответствие занимаемой должности сохраняется до истечения срока ее действия при возобновлении работы в должности заместителя руководителя при перерывах в работе  в Средней школе № 34.

9. Очередной аттестации не подлежат:

– беременные женщины;

– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

– заместители директора, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных заместителей директора возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска.

11. Основными критериями оценки профессиональной деятельности заместителей директора при проведении аттестации являются:

– соответствие квалификационным характеристикам к должности заместителей директора. Исполнение ими должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения;

– определение их участия в решении поставленных перед существующим учреждением задач, сложности выполняемой ими работы;

– результаты исполнения заместителями директора трудового договора;

– прохождение повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

II.Организация и сроки проведения аттестации

1. Аттестацию заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, проводит аттестационная комиссия Средней школы № 34 (далее – Аттестационная комиссия) в порядке, установленном настоящим Положением.

2. Очередная аттестация заместителя руководителя проводится один раз в пять лет.

3. Внеочередная аттестация заместителя руководителя проводится до истечения пяти лет после проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация может проводиться по решению работодателя в случаях истечения срока действия трудового договора.

4. Процедура аттестации лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя образовательного учреждения, предваряет оформление трудовых правоотношений с ними.

Соответствие занимаемой должности лиц, вновь назначаемых                            на должность заместителя руководителя  школы  устанавливается сроком на два года.

5. Аттестации подлежат:

– заместители руководителя  школы  при истечении срока действия их аттестации;

– лица, назначаемые на должность заместителя руководителя  школы.

6. Основанием для проведения аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, является представление руководителя (далее – представление).

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств аттестуемого, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, качественное и в полном объеме исполнение трудовых функций, возложенных на его трудовым договором, информации о прохождении аттестуемым повышения квалификации.

7. Представление подается в Аттестационную комиссию в течение календарного года.

Рассмотрение представления Аттестационной комиссией должно быть проведено в течение одного месяца со дня его подачи.

8. С представлением аттестуемый должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за две недели  до дня проведения аттестации. Отказ аттестуемого ознакомиться с представлением и поставить в нем свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации  оформляется соответствующим актом.

9. Сроки проведения аттестации для каждого аттестуемого устанавливаются Аттестационной комиссией индивидуально, в соответствии с графиком, утверждаемым председателем аттестационной комиссии. При составлении графика учитываются сроки действия ранее проведенной аттестации.

10. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого с начала
ее проведения и до принятия решения Аттестационной комиссией не должна превышать двух месяцев.

Началом проведения аттестации является подача представления в Аттестационную комиссию.

11. Информация о дате, месте и времени проведения процедуры аттестации доводится работодателем до сведения аттестуемых, подлежащих аттестации, в течение месяца со дня ее начала, путем письменного уведомления.

12. По результатам аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность руководителя Средней школы № 34 Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– признать соответствующим занимаемой должности «заместитель руководителя образовательного учреждения»;

– признать несоответствующим занимаемой должности.

13. В случае признания заместителя руководителя по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности руководитель Средней школы № 34  принимает решение о расторжении с ним трудовых отношений в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в установленном порядке, с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

14. В случае признания лица, назначаемого на должность заместителя руководителя, несоответствующим данной должности, трудовые правоотношения с ним не оформляются.

15. В случае признания лица, назначаемого на должность заместителя руководителя, соответствующим данной должности, издается приказ о его назначении на должность заместителя руководителя, и оформляются трудовые отношения.

16.При аттестации заместителей руководителя Средней  школы № 34 с целью подтверждения соответствия занимаемой должности   предусмотрена упрощённая процедура аттестации (без приглашения на заседание аттестационной комиссии).

Упрощенная процедура аттестации  проводится в отношении заместителей руководителя  эффективно работающих, добивающихся высоких результатов деятельности образовательного учреждения, регулярно повышающих квалификацию, имеющих стаж работы в должности «заместитель руководителя» более 10 лет.

В стаж работы в должности «заместитель руководителя», дающий право на упрощенную форму проведения аттестации, включается стаж работы в должности заместителя руководителя муниципального образовательного учреждения, учредителем которого является Управление  образования г. Каменска-Уральского, любого типа и вида.

Решение о проведении упрощённой процедуры аттестации принимает аттестационная комиссия не позднее, чем за месяц до даты проведения аттестации заместителя руководителя.

III.Аттестационная комиссия, ее состав и порядок работы

1. Аттестация проводится аттестационной комиссией, формируемой руководителем Средней школы № 34.

2. Аттестация заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя Средней школы № 34 проводится непосредственно Аттестационной комиссией.

3. Аттестационная комиссия создается сроком на 1 год. Персональный состав Аттестационной комиссии и график ее работы определяется и утверждается приказом руководителя Средней школы № 34.

4. В состав аттестационной комиссии должно входить не менее 6 человек: председатель, заместителя председателя, секретарь,  председатель профсоюзной организации Средней школы № 34 (по согласованию), представители  учредителя, представители органов самоуправления Средней школы № 34.

5. Состав Аттестационной комиссии формируется по принципу исключения возникновения конфликта интересов, влияющего на объективность принимаемых Аттестационной комиссией решений.

6. Аттестуемый, являющийся членом Аттестационной комиссии, в голосовании по своей кандидатуре не участвует.

7. Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 (двух третей) ее членов.

8. Аттестационная комиссия принимает решение открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. При равном количестве голосов членов, голос председательствующего является решающим.

9. Заместитель руководителя муниципального образовательного учреждения, или лицо, вновь назначаемое на должность заместителя руководителя Средней школы № 34, должен лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии (за исключением случаев, определенных п.16 настоящего положения)

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии его аттестация переносится на другой месяц, о чём его уведомляет секретарь аттестационной комиссии. При неявке на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине аттестуемый должен об этом письменно уведомить секретаря аттестационной комиссии не позднее, чем за день до назначенной даты проведения заседания комиссии. Его аттестация также переносится на другой месяц.

10. Решение Аттестационной комиссии оформляется протоколом и вступает в силу со дня проведения аттестации заместителя руководителя или лица, назначаемого на должность заместителя руководителя Средней школы № 34.

11. Результаты аттестации аттестуемого, непосредственно присутствующего на заседании Аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

12. В протоколе указывается дата принятия решения Аттестационной комиссией, вносятся рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности аттестуемого, о необходимости повышения его квалификации  и другие рекомендации, если таковые имеются. Протокол подписывается председателем и секретарем Аттестационной комиссии.

13. В течение 3 рабочих дней с даты заседания аттестационной комиссии секретарем составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении.

Руководитель Средней школы № 34 знакомит заместителя руководителя, прошедшего аттестацию, с выпиской из протокола под роспись в течение пяти рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле заместителя руководителя.

14. При наличии рекомендаций, данных в ходе аттестации заместителю руководителя (лицу, назначаемому на должность заместителя руководителя), не позднее, чем через год со дня проведения аттестации, аттестуемым заместителем руководителя  представляется в аттестационную комиссию информация о выполнении рекомендаций Аттестационной комиссии.

15. Результаты аттестации заместителей руководителя и лиц, назначаемых на должность заместителя руководителя, могут быть  обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

www.school34.k-ur.ru