Содержание

Законопроектная деятельность – Правительство России

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года №448-ФЗ. Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях. Внесённые в законодательство изменения позволят эффективно использовать силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов для обеспечения пожарной безопасности, а также координировать деятельность при решении задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму депутатами Государственной Думы.

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года.

Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности» и «О гражданской обороне» в целях совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях.

Вводятся понятия «подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «противопожарная пропаганда», «обучение мерам пожарной безопасности», «управление в области пожарной безопасности», «зона пожара», «организации, отнесённые к категориям по гражданской обороне» и «подготовка населения в области гражданской обороны».

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточнены полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и положения, касающиеся прохождения руководителями и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» дополнен статьёй, определяющей состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды, органы управления. Кроме того, в новой редакции изложено понятие «противопожарный режим».

Федеральный закон «О гражданской обороне» также дополнен новой статьёй, в которой определены органы, ответственные за обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

На федеральном уровне такую координацию осуществляет орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), на межрегиональном и региональном уровнях – органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях).

Федеральный закон позволит эффективно использовать силы и средства пожарно-спасательных гарнизонов для обеспечения пожарной безопасности, а также координировать деятельность при решении задач в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Оригинал.

government.ru

Встречаем новое положение о гражданской обороне

Приветствую, уважаемые друзья! На пике популярной темы про вводный инструктаж по гражданской обороне, МЧС решило порадовать нас новым положением о гражданской обороне, а именно положением об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций.

Новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО утверждено приказом МЧС России от 23 мая 2017 года № 230. Положение вступает в силу 14 июля 2017 года. Документ соответствующим образом прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портал правовой информации.

Согласно приказу МЧС № 230 признаётся утратившим силу следующие приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (со всеми приказами, которыми вносились изменения). С 14.07.2017 г. руководствуемся новым положением о гражданской обороне.

Поскольку новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО по содержанию небольшое, приведу его текст целиком.

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности <2>.

<2> Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

4.1. В организациях, отнесённых к категориям по гражданской обороне <3>:

<3> Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

4.1.6. Ведут учёт защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учёт.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утверждённых планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

4.2. В организациях, не отнесённых к категориям по гражданской обороне:

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам <4>:

<4> Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782.

5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учётом численности её представительств и филиалов:

5.1.1. В организациях, отнесённых к категориям по гражданской обороне, с количеством работников:

  • до 500 человек включительно — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 2000 человек включительно — 2 — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 человек включительно — 3 — 4 освобождённых работника;
  • свыше 5001 человека — 5 — 6 освобождённых работников.

5.1.2. В организациях, не отнесённых к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобождённых работника;
  • от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобождённых работника;
  • от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобождённых работников.

5.3. В организациях, не отнесённых к категориям по гражданской обороне, назначение освобождённых работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.
Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны <5>.

<5> Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782.

Конец документа.

Скачать новое положение о гражданской обороне в формате MS Word можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ МЧС России от 23.05.2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

Если что, у нас вы всегда можете пройти обучение по 72-х часовой программе «Обучение руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и получить соответствующие удостоверения. Вся необходимая информация для принятия решения, а также форма заявки здесь.

На этом всё. Если информация пригодилась, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

актуальные требования законодательства, практические рекомендации по построению системы ГОЧС, необходимая документация

Программа мероприятия

Реформирование системы гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, призванное повысить эффективность правового регулирования отношений в области ГО, усовершенствовать систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей России обусловило  принятие целого  ряда законодательных и иных нормативных правовых актов.  Требования ГОЧС ужесточились и значительно усложнились. Изменилась нормативно-правовая база проведения проверок при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Для всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС  стоят сложнейшие  вопросы по  обеспечению необходимого уровня готовности систем управления, связи, информирования и оповещения,  сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, по осуществлению превентивных мер по снижению риска возникновения ЧС, сохранению здоровья граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС,  по  повышению уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов и др.

При этом руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий и учреждений, независимо от их рода деятельности, несут   персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Курс обучения поможет разобраться в большом количестве нормативных актов, регулирующих данную сферу, даст практические рекомендации по построению системы ГО, по прохождению проверок контролирующими органами.

Курс обучения предназначен для: руководителей организаций, руководителей и специалистов структурных подразделений, органов, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Участникам, успешно завершившим обучение, выдается Удостоверение о повышении квалификации.

profitcon.ru

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Файлы для скачивания

 

12 февраля 1998 года

N 28-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

 

Принят

Государственной Думой

26 декабря 1997 года

 

Одобрен

Советом Федерации

28 января 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,

от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ,

от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ,

от 29.06.2015 N 171-ФЗ, от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

(преамбула в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной – целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, – организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

подготовка населения в области гражданской обороны – система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

 

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

 

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

 

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

 

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Статья 4.1. Координация деятельности органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны

 

Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют:

на федеральном уровне – орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

на межрегиональном и региональном уровнях – органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

 

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

 

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок приведения в готовность гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

 

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

 

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

 

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

 

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

 

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

 

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 404-ФЗ;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

 

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

 

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят подготовку в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

 

Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

 

Статья 11. Руководство гражданской обороной

 

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

 

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

 

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

 

Статья 14. Утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Статья 15. Силы гражданской обороны

 

1. Силы гражданской обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

 

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

 

1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Статья 17. Утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

 

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 февраля 1998 года

N 28-ФЗ

www.mchs.gov.ru

ИП и гражданская оборона в 2018 году

Начиная с мая 2017 года Правительство РФ ужесточило требования к мероприятиям, связанным с гражданской обороной и проведением вводного инструктажа в этой части. Это коснулось всех работодателей. А как же ИП и гражданская оборона в 2018 году? Точного ответа в законе нет. Разбираемся с этим вопросом.

Что изменилось

Вопросы подготовки населения в области гражданской обороны (далее также – ГО) регулирует специальное Положение, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841.

В связи со всплесками международной напряженности руководство страны решило ужесточить правила в отношении предупредительных и профилактических мер в сфере гражданской обороны. В итоге кабинет министров разработал пакет изменений в указанный документ.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и защите населения и ценностей от военных опасностей, а также при ЧС природного и техногенного характера (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Постановление от 19 апреля 2017 года № 470 действует со 2 мая. Согласно ему, водный инструктаж по ГО в отношении вновь принятых сотрудников с этой даты обязаны проводить все наниматели. Срок – в течение первого месяца работы новичка на данном предприятии. При этом про аналогичную обязанность у предпринимателей ничего не сказано.

Помимо обязательного проведения в отношении новых сотрудников вводного инструктажа по гражданской обороне с 02.05.2017 у работодателей появился ряд дополнительных обязанностей. Им необходимо:

  • разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом.

Анализ нововведений показывает, что в целом подготовка работников в области ГО получила уклон в сторону военной составляющей, курсового обучения, а также практического применения полученных знаний. Понятно, что данные правила в полной мере продолжают действовать в 2018 году.

Предприниматели

Должны ли соблюдать новые требования по гражданской обороне ИП наравне с юридическими лицами? Прямого ответа на этот вопрос в законодательстве нет.

Так, в постановлении Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841 предпринимательское сообщество вообще не упоминается. В изменениях в данный документ от 19 апреля 2017 года № 470 – тоже.

На наш взгляд, предпринимателям лучше держать ситуацию с ГО у себя на полном контроле. То есть – целиком и полностью соблюдать все правила и требования как старые, так и новые, установленные Правительством России и профильным ведомством – Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

В доказательство скажем следующее. Существует специальный Регламент МЧС по гражданской обороне. Он утверждён приказом Министерства от 26.06.2012 № 358. Среди прочего его пункт 4 уточняет, что предмет государственного надзора – это проверка выполнения организациями (юридическими лицами, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) требований и мероприятий в области ГО.

Более того: в данном законодательстве нет уточнения относительно наличия у ИП штата работников, а также численности персонала. Это говорит о том, что со 2 мая 2017 года обязательный инструктаж по гражданской обороне, а также ряд смежных обязанностей, перечисленных нами выше, вменён как компаниям, так и частным предпринимателям. Актуальность нововведений сохраняется и в 2018 году.

При наличии статуса ИП и гражданская оборона, и вводный инструктаж по ней должны проводиться с каждым сотрудником. При этом вид деятельности и число сотрудников никакого значения не имеют.

Документы

Появление новых обязанностей в сфере ГО требует соответствующего документального оформления. В первую очередь, это программа вводного инструктажа ИП, которую он должен разработать и утвердить. В целом она не будет сильно отличаться от аналогичного плана у юридического лица.

Во-вторых, предпринимателю надо бы завести специальный регистр, в котором он будет фиксировать факты прохождения его персоналом вводного инструктажа по ГО и ЧС.

На практике такой журнал инструктажа для ИП ничем не отличается от аналогичного документа у организаций. Подробно о форме бланка такого журнала мы писали здесь:

«Журнал вводного инструктажа по гражданской обороне: образец».

Будет ли проверка?

В Обзоре правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России отвечает на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления своей надзорной деятельности. Среди прочего отмечено, что на сегодняшний день в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны в отношении них не проводятся (хотя вероятность внеплановой ревизии никто не отменял).

В свою очередь, ожидать проверку следует:

  • исполнительным органам власти федерального и регионального уровня;
  • органам местного самоуправления;
  • предприятиям, отнесенным к категориям по гражданской обороне;
  • предприятиям, у которых на балансе есть защитные сооружения ГО.

Также см. «План проведения проверок организаций и ИП в 2018 году».

Источник: http://buhguru.com/kadrovaya-rabota/grazhdanskaya-oborona-i-ip-soblyudenie-t.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

Как работодателю организовать работу по гражданской обороне в организации и обучать сотрудников?

Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, отнесена организация к категориям по гражданской обороне или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме. Аналогичные разъяснения дают специалисты МЧС России в письме от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8.

Так, в организациях, которые не отнесены к категориям по гражданской обороне, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совместительству или совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда или кадровому специалисту.

Об этом сказано в пунктах 5 и 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230. Аналогичные разъяснения дают специалисты МЧС России в письме от 22 июня 2017 г. № 817-1-1-8.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне с количеством работников:

  • до 500 человек – 1 отдельный работник;
  • от 501 до 2000 человек – 2–3 отдельных работника;
  • от 2001 до 5000 человек – 3–4 отдельных работника;
  • свыше 5001 человек – 5–6 отдельных работников.

Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию – 1 работник;
  • от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию  – 2 работника;
  • от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию – 3 работника;
  • от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию – 4 работника;
  • свыше 5001 человек согласно штатному расписанию  – 5 работников.

Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.

При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

  • в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
  • на курсах гражданской обороны.

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.

www.kdelo.ru

Гражданская оборона на коммерческом предприятии: кто занимается, ведет

Главным приоритетом при внезапной чрезвычайной ситуации является сохранение здоровья и жизни людей. Происходящие катастрофы, различные природные стихийные катаклизмы, ряд техногенных вредных факторов и начало войны опасны для работающего персонала и для остальных людей, которые проживают вблизи действующего предприятия. Поэтому осуществляется организация гражданской обороны в ООО и на любом коммерческом объекте.
С весны текущего года все без исключения коммерческие предприятия должны заниматься проведением запланированных мероприятий по ГО, обеспечивающих подготовку сотрудников к защите и выполнению необходимых действий при внезапной чрезвычайной ситуации.

Основа ГО на предприятии

Избежать каких-либо опасных ситуаций на действующем предприятии поможет распорядок и соблюдение разработанных правил безопасности. Каждый из сотрудников должен знать мероприятия по ГО и ЧС на малом предприятии, а также свои действия при опасных ситуациях. Руководители, которым подчиняются люди, обязаны обеспечить необходимыми знаниями, получением навыков и умений своих подчиненных.

Кто должен заниматься гражданской обороной в организации?

Многих людей сегодня интересует вопрос о том, кто занимается гражданской обороной на предприятии и кем утверждаются планы ГО организации. В организациях такие обязанности берет на себя руководитель.

Обязанностями специалиста, который ведет гражданскую оборону на предприятии, являются:

  • Планирование выполняемых действий по ГО.
  • Составление специальной образовательной программы для числящихся в штате сотрудников.
  • Обеспечение выполнения инструктажей, а также необходимых тренировочных мероприятий по ГО для персонала в соответствии с предварительно подготовленной программой.
  • Разработка эвакуационного плана работающих людей и существующих культурных ценностей.
  • Поддержание в рабочем состоянии установленных систем выполнения оповещения.
  • Наличие запаса ресурсных средств для ГО.


Все вопросы, относящиеся к ГО, относятся к компетенции непосредственного руководителя, ведь в соответствии с действующим законодательством он и его заместитель являются при возникновении чрезвычайной ситуации начальниками созданного штаба ГО. Именно они несут полную ответственность за организацию, а также выполняемые персоналом действия, а их прерогативой является принятие грамотных управленческих решений и издание приказов по отношению к людям и ценностям, а также проведение организации всех видов действий и запланированных мероприятий по ГО.

Основным  документом созданного штаба является разработанный план мероприятий по ГО. Это подробно прописанный комплекс специальных мер по поддержанию необходимой безопасности во время ЧС для мирного периода времени, а также отдельный документ для времени, когда идет военный конфликт.

Приложениями к подготовленному плану могут являться:

  1. отдельные разработанные комплексы по принятию мер при ЧС для всех подразделений действующего предприятия;
  2. территориальный план организации с обязательным указанием путей эвакуации;
  3. разработанные инструкции по остановке главных узлов работающего предприятия;
  4. точные схемы расположения сигнализационных систем;
  5. перечисление расположенных поблизости медицинских учреждений, постоянно готовых к оказанию помощи.

Если объект является потенциально небезопасным, то, кроме таких задач необходимо решение вопроса о создании специального спасательного формирования на случай непредвиденных ситуаций.
Читайте также: «Принципы организации и ведения гражданской обороны«

gtonorm.ru