Категория научная – Основные категории науки
1. Понятие «категория науки». Этапы становления основных категорий политологии. Классификация политических категорий. | Категории политичсекой науки вики
Категория науки
Научные категории относятся к формам научного познания .Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.Он считал человека “политическим животным” ,тем самым говоря что заниматься политикой это естественные побуждения человека .
Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.
Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий. Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира.
Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории:
- Категория “политика” – Это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.;
- Категория “политическое” – Также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс.
Этапы становления основных категорий политологии
Категория «Политика». Термин был введён в 4 веке до н. э. Аристотелем (Политика — это искусство управления государством (полисом).// Политика представляет собой многоплановое явление социальное явление, с помощью которого происходит сознательное саморегулирование общества.Категория «Политическая власть».Термин был введен в Античности. О притягательности власти в ее различных проявлениях писал Макиавелли в труде «Государь».
Политическая власть – право, способность или возможность управлять кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы или деятельность людей, с помощью различных средств- авторитета, сила, либо принуждения.
Категория «Политическая культура». Термин был введён Гердером в 1789 году.
Политическая культура – совокупность исторически сложившихся и относительно устойчивых ценностей, установок, моделей поведения, опосредующих характер функционирования политической системы.
Категория «Политический режим». Термин политический режим — производный от латинского слова regimen в 20 веке.
Политический режим-совокупность форм, методов, приёмов осуществления политической власти, характер взаимоотношения политических институтов и организаций.
Категория «Политическая идеология». Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.
Политическая идеология– четко сформулированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формулирования целей политического действия.
Категория “Политический институт”
Категория “Политическая система”
ru.catpol.wikia.com
Что такое категория?
Но не всякие понятия – категории. А какие же?
Как и любые понятия, категории выражают общие свойства предметов. Но в категориях выражается наиболее общее, всеобщее (например, понятие «лес» и категория «форма»).
Значит, понятия различны по своему объему.
Одни выражают единичные предметы, другие – совокупность предметов. Причем, эта совокупность может быть практически исчислимой или неисчислимой, т.е. предельно широкой. Категории – это понятия наиболее широкие, т.е. охватывающие предельно широкий круг предметов. Они выражают всеобщие связи и свойства предметов. Кроме того, они выражают и необходимые связи и свойства (например, мочка уха – всеобщее для людей, но не необходимое).
Следует также иметь в виду, что категориями являются не всякие общие понятия, а понятия научные, т.е. вскрывающие сущность, причину явлений (например, обыденное понятие «материя» как материала для изготовления костюма и научно-философское понятие материи, как объективной реальности). Категории – продукт теоретического обобщения многовековой практики, а также орудие научного познания, сгустки, квинтэссенция знания.
Итак, категория – это научное понятие, отражающее наиболее общие, существенные, необходимые свойства, стороны, отношения явлений объективного мира и познания.
Будучи результатом обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики, категории являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.
Следует выделять три класса категорий: специфические (специальные), общие (общенаучные) и всеобщие.
1. Каждая конкретная наука вырабатывает и использует свою, специфическую систему категорий. В физике это, например, вещество, масса, энергия, инерция, гравитация, поле и т.д. В биологии – вид, род, изменчивость, клетка, рефлекс и т.д. В экономической теории – товар, стоимость, деньги, кредит, капитал и т.д.
2. Существуют категории, присущие ряду или многим наукам, т.е. общенаучные категории: информация, саморегуляция, симметрия и др.
3. Всеобщими являются философские категории, выражающие связи, свойства и отношения всей действительности, всех ее сфер, вместе взятых – и природы, и общества, и мышления (материя, бытие, сознание, противоречие, качество, количество, мера, отрицание и т.д.).
Наука использует все три класса категорий, применяя их конкретно. Философские категории выполняют методологическую роль, давая возможность наукам определить общий правильный подход, общее направление исследования, а конкретный процесс познания, добывание знания они осуществляют, опираясь на свои собственные методы и категории, позволяющие «схватить» специфику своего предмета (это можно продемонстрировать на примере подобия следующего порядка: сравнив роль компаса и конкретного путника, роль маяка и конкретной команды корабля в бескрайних просторах океанской стихии).
Как в философии, так и в других науках категории взаимосвязаны, т.е. представляют собой систему понятий, и понять их можно одну через другую, т.е. только в определенной системе, в совокупности. Законы науки выражаются через взаимосвязь, систему категорий.
studfiles.net
Основные понятия и категории научного исследования Наука
Основные понятия и категории научного исследования.
Наука — это целостная система, объединяющая в себе постоянно развивающийся набор научных знаний об объективных законах природы, научную деятельность людей, направленную на создание и развитие этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность. Система научных знаний отражена в научных понятиях, гипотезах, законах, научных фактах, теориях, идеях и т. д.
Научное исследование отличается от всякой другой своей целью — получить новое научное знание.
Научное исследование. Его общей целью является построение теории, которая отвечает на следующие требования: 1) анализировать, классифицировать и систематизировать (синтезировать) факты; 2) истолковывать и понимать конкретные факты реального мира; 3) предсказывать новые результаты и прогнозировать развитие событий.
Теория Методология Практика нуждается в Методика теории, чтобы правильно определять перспективы своей Практика деятельности Теория нуждается в практике, чтобы реалистично выстраивать свои прогнозы
Методология – учение о системе научных можно проверить принципов и способов научно – исследовательской обоснованность деятельности. Изученные можно увидеть явления, Важен не только Методика (технология) исследования – ошибку процессы, вывод, но и путь к системная совокупность приемов исследования, закономерности нему – способ система правил использования методов, приемов, служат познания, техник исследования и интерпретации полученных образцами, цепочка с их помощью результатов. моделями для фиксируется умозаключений, последующего методологическое приводящих к изучения или Метод научного исследования – система других выводу явлений и технологическое умственных и (или) практических операций процессов знание (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.
Основные понятия научноисследовательской работы: Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Основные понятия научноисследовательской работы: Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научноисследовательской деятельности. Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научноисследовательской работы. Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное методами получения и проверки новых знаний. Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени. Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Теория – учение, система идей или принципов. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
present5.com
1 | ФГБУН Институт прикладной математики ДВО РАН |
2 | ФГБУН Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН |
3 | ФГБУН Институт автоматизации проектирования РАН |
4 | ФГБУН Институт физических проблем им. П.Л. Капицы РАН |
5 | ФГБУН Институт физики им. Х.И. Амирханова Дагестанского научного центра РАН |
6 | ФГБУН Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН |
7 | ФГБУН Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН |
8 | ФГБУН Научно-технологический центр микроэлектроники и субмикронных гетероструктур РАН |
9 | ФГБУН Институт автоматики и электрометрии СО РАН |
10 | ФГБУН Институт электрофизики УрО РАН |
11 | ФГБУН Институт сильноточной электроники СО РАН |
12 | ФГБУН Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники РАН |
13 | ФГБУН Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова РАН |
14 | ФГБУН Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН |
15 | ФГБУН Институт солнечно-земной физики СО РАН |
16 | ФГБУН Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН |
17 | ФГБУН Институт химии Коми научного центра УрО РАН |
18 | ФГБУН Институт физиологически активных веществ РАН |
19 | ФГБУН Институт структурной макрокинетики и проблем материаловедения им. А.Г. Мержанова РАН |
20 | ФГБУН Институт химии высокочистых веществ им. Г.Г. Девятых РАН |
21 | ФГБУН Институт химии силикатов имени И.В. Гребенщикова РАН |
22 | ФГБУН Межведомственный центр аналитических исследований в области физики, химии и биологии при Президиуме РАН |
23 | ФГБУН Институт энергетических проблем химической физики им. В.Л. Тальрозе РАН |
24 | ФГБУН Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН |
25 | ФГБУН Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН |
26 | ФГБУН Институт синтетических полимерных материалов им. Н.С. Ениколопова РАН |
27 | ФГБУН Институт высокомолекулярных соединений РАН |
28 | ФГБУН Институт химической кинетики и горения им. В.В. Воеводского СО РАН |
29 | ФГБУН Институт проблем переработки углеводородов СО РАН |
30 | ФГБУН Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН |
31 | ФГБУН Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН |
32 | ФГБУН Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН |
33 | ФГБУН Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН |
34 | ФГБУН Институт лесоведения РАН |
35 | ФГБУН Институт экологии Волжского бассейна РАН |
36 | ФГБУН Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН |
37 | ФГБУН Институт биологических проблем Севера ДВО РАН |
38 | ФГБУН Институт систематики и экологии животных СО РАН |
39 | ФГБУН Институт почвоведения и агрохимии СО РАН |
40 | ФГБУН Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН |
41 | ФГБУН Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН |
42 | ФГБУН Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН |
43 | ФГБУН Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН |
44 | ФГБУН Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН |
45 | ФГБУН Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН |
46 | ФГБУН Ботанический сад-институт ДВО РАН |
47 | ФГБУН Центральный сибирский ботанический сад СО РАН |
48 | ФГБУН Ботанический сад УрО РАН |
49 | ФГБУН Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН |
50 | ФГБУН Институт биофизики клетки РАН |
51 | ФГБУН Институт цитологии РАН |
52 | ФГБУН Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН |
53 | ФГБУН Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН |
54 | ФГБУН Институт озероведения РАН |
55 | ФГБУН Институт водных и экологических проблем ДВО РАН |
56 | ФГБУН Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН |
57 | ФГБУН Байкальский институт природопользования СО РАН |
58 | ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН |
59 | ФГБУН Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН |
60 | ФГБУН Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН |
61 | ФГБУН Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН |
62 | ФГБУН Институт промышленной экологии УрО РАН |
63 | ФГБУН Институт водных и экологических проблем СО РАН |
64 | ФГБНУ «Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева» |
65 | ФГБУН Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН |
66 | ФГБУН Институт экспериментальной минералогии РАН |
67 | ФГБУН Дальневосточный геологический институт ДВО РАН |
68 | ФГБУН Институт геологии и природопользования ДВО РАН |
69 | ФГБУН Северо-Восточный комплексный НИИ им. Н.А. Шило ДВО РАН |
70 | ФГБУН Институт тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина ДВО РАН |
71 | ФГБУН Геологический институт СО РАН |
72 | ФГБУН Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН |
73 | ФГБУН Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН |
74 | ФГБУН Институт геологии имени академика Н.П. Юшкина Коми научного центра УрО РАН |
75 | ФГБУН Институт минералогии УрО РАН |
76 | ФГБУН Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН |
77 | ФГБУН Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН |
78 | ФГБУН Институт динамики геосфер РАН |
79 | ФГБУН Научная станция РАН в Бишкеке |
80 | ФГБНУ «Полярный геофизический институт» |
81 | ФГБУН Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН |
82 | ФГБУН Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН |
83 | ФГБУН Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН |
84 | ФГБУН Институт теплофизики УрО РАН |
85 | ФГБУН Институт электрофизики и электроэнергетики РАН |
86 | ФГБУН Институт проблем нефти и газа РАН |
87 | ФГБУН Институт горного дела ДВО РАН |
88 | ФГБУН Институт горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН |
89 | ФГБУН Институт горного дела УрО РАН |
90 | ФГБУН Институт проблем химико-энергетических технологий СО РАН |
91 | ФГБУН Институт физического материаловедения СО РАН |
92 | ФГБУН Институт металлургии УрО РАН |
93 | ФГБУН Институт прикладной механики РАН |
94 | ФГБУН Институт проблем машиноведения РАН |
95 | ФГБУН Институт аналитического приборостроения РАН |
96 | ФГБУН Институт биологического приборостроения с опытным производством РАН |
97 | ФГБУН Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН |
98 | ФГБУН Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН |
99 | ФГБУН Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН |
100 | ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН |
101 | ФГБУН Физико-технологический институт РАН |
102 | ФГБУН Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН |
103 | ФГБУН Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН |
104 | ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН |
105 | ФГАУН Институт конструкторско-технологической информатики РАН |
106 | ФГБУН Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН |
107 | ФГБУН Институт проблем морских технологий ДВО РАН |
108 | ФГБУН Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН |
109 | ФГБУН Институт нанотехнологий микроэлектроники РАН |
110 | ФГБУН Библиотека по естественным наукам РАН |
111 | ФГБУН Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН |
112 | ФГБУН Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН |
113 | ФГБУН Вычислительный центр ДВО РАН |
114 | ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» |
115 | ФГБНУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины» |
116 | ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта» |
117 | ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» |
118 | ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» |
119 | ФГБУН Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН |
120 | ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН |
121 | ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН |
122 | ФГБУН Институт иммунологии и физиологии УрО РАН |
123 | ФГБУН Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН |
124 | ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» |
125 | ФГБНУ «Центральный НИИ туберкулеза» |
126 | ФГБНУ «НИИ нормальной физиологии имени П.К. Анохина» |
127 | ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» |
128 | ФГБНУ «НИИ фундаментальной и клинической иммунологии» |
129 | ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины» |
130 | ФГБНУ «НИИ ревматологии имени В.А. Насоновой» |
131 | ФГБНУ «НИИ по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе» |
132 | ФГБНУ «Иркутский научный центр хирургии и травматологии» |
133 | ФГБНУ «НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова» |
134 | ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» |
135 | ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» |
136 | ФГБНУ «НИИ фармакологии имени В.В. Закусова» |
137 | ФГБНУ «Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства» |
138 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ сахарной свёклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» |
139 | ФГБНУ «НИИ сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы имени В.В. Докучаева» |
140 | ФГБНУ «Курский НИИ агропромышленного производства» |
141 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ рапса» |
142 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ зернобобовых и крупяных культур» |
143 | ФГБНУ «Ленинградский НИИ сельского хозяйства «Белогорка» |
144 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ биологической защиты растений» |
145 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ орошаемого земледелия» |
146 | ФГБНУ «Уральский НИИ сельского хозяйства» |
147 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха» |
148 | ФГБНУ «Калужский НИИ сельского хозяйства» |
149 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ земледелия и защиты почв от эрозии» |
150 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ механизации и информатизации агрохимического обеспечения сельского хозяйства» |
151 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве» |
152 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ мелиорированных земель» |
153 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ цветоводства и субтропических культур» |
154 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ табака, махорки и табачных изделий» |
155 | ФГБНУ «Прикаспийский НИИ аридного земледелия» |
156 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ кукурузы» |
157 | ФГБНУ «Самарский НИИ сельского хозяйства имени Н.М. Тулайкова» |
158 | ФГБНУ «Поволжский НИИ селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова» |
159 | ФГБНУ «Приморский НИИ сельского хозяйства» |
160 | ФГБНУ «Дальневосточный НИИ сельского хозяйства» |
161 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ селекции плодовых культур» |
162 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ масличных культур имени В.С. Пустовойта» |
163 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ механизации животноводства» |
164 | ФГБНУ «Дальневосточный зональный научно-исследовательский ветеринарный институт» |
165 | ФГБНУ «Якутский НИИ сельского хозяйства имени М.Г. Сафронова» |
166 | ФГБНУ «Смоленский НИИ сельского хозяйства» |
167 | ГНУ Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии Российской академии сельскохозяйственных наук |
168 | ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции» |
169 | ФГБНУ «Уральский научно-исследовательский ветеринарный институт» |
170 | ФГБНУ «Прикаспийский зональный научно-исследовательский ветеринарный институт» |
171 | ФГБНУ «НИИ пушного звероводства и кролиководства имени В.А. Афанасьева» |
172 | ФГАНУ «НИИ хлебопекарной промышленности» |
173 | ФГБНУ «Всероссийский НИИ жиров» |
174 | ФГБУН Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН |
175 | ФГБУН Центр египтологических исследований РАН |
176 | ФГБУН Институт истории материальной культуры РАН |
177 | ФГБУН Институт истории, археологии и этнографии ДагНЦ РАН |
178 | ФГБУН Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН |
179 | ФГБУН Институт истории СО РАН |
180 | ФГБУН Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН |
181 | ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН» |
182 | ФГБУН Библиотека РАН |
183 | ФГБУН Архив РАН |
184 | ФГБУН Центральная научная библиотека УрО РАН |
185 | ФГБУН Научный и издательский центр «Наука» РАН |
186 | ФГБУН Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН |
187 | ФГБУН Институт филологии СО РАН |
188 | ФГБУН Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН |
189 | ФГБУН Институт проблем рынка РАН |
190 | ФГБУН Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН |
191 | ФГБУН Институт аграрных проблем РАН |
192 | ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН |
193 | ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН |
194 | ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН |
195 | ФГБУН Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН |
196 | ФГБУН Институт проблем развития науки РАН |
197 | ФГБУН Институт государства и права РАН |
198 | ФГБУН Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН |
199 | ФГБУН Институт Европы РАН |
200 | ФГБУН Институт Латинской Америки РАН |
201 | ФГБУН Институт Дальнего Востока РАН |
202 | ФГБУН Институт научной информации по общественным наукам РАН |
203 | ФГБУН Институт философии и права СО РАН |
204 | ФГБУН Институт социально-политических исследований РАН |
205 | ФГБУН Институт психологии РАН |
indicator.ru
Основные категории педагогической науки.
Лекция 1
Общие основы педагогики
Понятие о педагогике.
Педагогику рассматривают как систему наук о воспитании и образовании людей разных возрастов.
Наука о воспитании человека приобрела свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка в течении жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом разных наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Объект, предмет и функция педагогики.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:
1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
Задачи педагогики, ее понятийный аппарат.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Задачи педагогики определяются педагогическими целями.
Основные категории педагогической науки.
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
1) образование;
2) воспитание;
3) обучение.
Образование является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
1) начальное;
2) среднее;
3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
1) общее;
2) профессиональное;
3) политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья;
2) друзья;
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
5) литература;
6) искусство;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
1) знания;
2) умения;
3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениямчеловек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Педагогика в системе наук
Система педагогических наук
Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
1) ясельная педагогика;
2) дошкольная педагогика;
3) педагогика школы;
4) педагогика среднего специального образования;
5) педагогика профессионально-технического образования;
6) педагогика среднего специального образования;
7) педагогика высшей школы;
8) производственная педагогика;
9) социальная педагогика;
10) сравнительная педагогика;
11) педагогика «третьего» возраста;
12) исправительно-трудовая педагогика;
13) специальные педагогические науки;
14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогикаизучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школыявляется базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образованияразвивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школыобусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
Производственная педагогика( педагогика взрослых)изучает:
1) закономерности обучения работающих;
2) переориентацию на новые средства производства;
3) повышение квалификации работающих;
4) переориентацию на новые профессии.
Социальная педагогикасодержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
Педагогика «третьего» возрастаразрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
Исправительно-трудовая педагогикасодержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогикаисследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогикаразвивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения.Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования.Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны 2 вида методов:
1) беседа;
2) интервьюирование анкетирование.
4. Эксперимент
Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
1) глобальные;
2) локальные.
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы.Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
1) «мысленный»;
2) «стендовый»;
3) констатирующий;
4) созидательно-преобразующий;
5) контрольный.
«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый»аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
Категории дидактики.
Существует несколько основных понятий, или категорий, дидактики. Рассмотрим каждую из них более подробно. Первой важной категорией является образование. Образованием принято называть целенаправленный процесс и конечный результат приобретения способов деятельности, познавательных навыков и научных знаний. Процесс их формирования базируется на мировоззрении и нравственных качествах личности, а также на результате развития творческих способностей.
Исследователей дидактики интересует образование, накапливаемое в результате обучения. Но интересно им и самообразование. Более того, хотя и существуют другие источники образования человека, например кино, телевидение, социальная среда, дидактов они все-таки не привлекают.
Не менее важным в дидактике является и обучение. Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования. Высшей целью обучения и воспитания является всесторонне развитая личность. Иными словами, должны быть развиты как умственные, так и физические способности. Как правило, школьное обучение осуществляется на уроках, хотя есть и другие варианты, например внешкольная и внеклассная работа. Обучение тесным образом связывает два важнейших процесса: преподавание и учение.
Третьей категорией дидактики принято считать преподавание.Это процесс деятельности учителя в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых навыков, знаний и умений. Долгое время дидактику не интересовал сам процесс учения, внимание уделялось лишь рассмотрению преподавания.
Еще одно дидактическое понятие – учение.Учением принято называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс познавательной деятельности может осуществляться в результате самообразования. Однако дидактикой оно не совсем полно изучено. Интересен тот факт, что процесс учения интересует не только дидактику и педагогику, но и психологию. Несмотря на такое тщательное и всестороннее изучение дидактики, процессу учения не уделяли должного внимания на протяжении долгого времени. Лишь в XX в. этой проблемой всерьез заинтересовались исследователи. Связано это с зарождением науки под названием «педология».
Принципы обучения – это еще одна категория дидактики. Здесь рассматриваются основополагающие требования, которые возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться его принципы. Таких принципов в дидактике довольно много. Но много не означает хорошо. Это является лишь признаком неизученности самого понятия. В качестве примеров дидактических принципов можно назвать принципы доступности, наглядности, прочности и многие другие.
Важной категорией в дидактике считаются закономерности обучения. Ими принято считать связи следствий с причинами, образующиеся между процессом обучения и социальными процессами, отдельными составляющими обучения.
Знания – это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть научные факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились в памяти учащегося. Обычно говорят о нескольких видах знаний: эмпирических и теоретических. Первые человек приобретает из опыта, а вторые появляются в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений как между предметами, так и между явлениями.
Не менее значимой категорией в дидактике считают умения. Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.
Одно из присущих для дидактики понятий – это навыки, т. е. действия, которые выполняются человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного совершенства. Навыки человек приобретает в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся на начальных этапах обучения, принято считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.
Все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны. Но они являются и самостоятельными элементами всей дидактической системы. Категории дидактики носят исторический характер. Связано это прежде всего с потребностями общества, изменяющимися в соответствии с его развитием и формированием самой дидактики.
pdnr.ru
Категория:Наука — РациоВики
Материал из РациоВики
НаукаНаука является знанием, полученным в результате применения научного метода. Это наиболее успешная эпистемологическая система, созданная человеческим разумом. В ее основе лежит идея, что действительное значение гипотезы, теории или концепции лучше всего определяется их способностью предоставлять фальсифицируемые предсказания, которые могут быть проверены сопоставлением с эмпирической реальностью. РациоВики считает, что распространение этого массива знаний и его применений к проблемам и вопросам о мире является главной надеждой создания устойчивого будущего для человечества. | Избранные статьиСписок избранных статей на данный момент пуст |
|
Подкатегории
В этой категории отображается 9 подкатегории из имеющихся 9.
Страницы в категории «Наука»
Показано 6 страниц из 6, находящихся в данной категории.
ru.rationalwiki.org